|
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2009 N 404 "Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Зарегистрировано в НРПА РБ 9 апреля 2009 г. N 5/29550 Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ. 2. Признать утратившими силу: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. N 1404 "Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народнохозяйственных и социальных программ" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 176, 5/15117); постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2005 г. N 500 "О внесении изменений в Положение о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народнохозяйственных и социальных программ" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 77, 5/15967); постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2005 г. N 836 "О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. N 1404" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 122, 5/16337); пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2007 г. N 771 "О внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2004 г. N 1404 и от 10 октября 2006 г. N 1329" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 145, 5/25370); подпункт 1.26 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. N 1943 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. N 445" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 1, 5/28978). 3. Финансирование и контроль за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ, утвержденных до вступления в силу настоящего постановления, осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением. 4. Министерству экономики совместно с другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом принять меры по реализации настоящего постановления. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31.03.2009 N 404 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ, ФИНАНСИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящим Положением определяется порядок формирования (внесения дополнений и изменений), финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ (далее - программы). Настоящее Положение не распространяется на порядок формирования (внесения дополнений и изменений), финансирования и контроля за реализацией программ, установленный иными актами законодательства. 2. В настоящем Положении используются следующие основные термины и определения: государственная программа - программа, утверждаемая Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, финансирование которой будет осуществляться с участием средств республиканского бюджета в соответствии с законодательными актами; заказчик-координатор - один из заказчиков программы, осуществляющий в соответствии с решением об утверждении программы координацию деятельности заказчиков по достижению цели программы; заказчик - распорядитель средств республиканского или соответствующего местного бюджета, осуществляющий реализацию одной или нескольких задач программы; задача программы - показатель (показатели) программы, который должен быть достигнут посредством реализации ее мероприятий; инициатор разработки программы - государственный орган, выступивший с предложением о разработке программы; исполнитель мероприятия программы - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на конкурсной основе выполнение мероприятий программы на основании гражданско-правового договора с заказчиком программы; концепция программы - система обоснований, принципов, подходов и направлений, определяющих основные положения программы, включая цели, задачи, приоритеты и ресурсное обеспечение; мероприятие программы - форма выполнения заказчиком задач программы; мониторинг программы - непрерывный процесс отслеживания заказчиком показателей, достигаемых в ходе реализации программы; отраслевая программа - программа, направленная на реализацию задач и функций, закрепленных за республиканскими органами государственного управления, разрабатываемая и утверждаемая ими; оценка эффективности программы - сопоставление результата, характеризующего задачу программы, с затратами на ее реализацию; подпрограмма - часть программы, направленная на решение одной из ее задач; показатель программы - измеримый результат, характеризующий задачу программы в соответствующем финансовом году; программа - комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам (материальные, финансовые, трудовые и иные), заказчикам, исполнителям и срокам выполнения, обеспечивающий достижение определенной цели; продукт - товары (работы, услуги), произведенные посредством реализации мероприятий программы; региональная программа - программа, утверждаемая местными исполнительными и распорядительными органами, финансирование которой предполагается осуществлять за счет средств местных бюджетов; цель программы - социальный и (или) экономический результат выполнения программы. 3. Основанием для разработки программы является реализация целей, задач и приоритетов программы социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет. 4. Срок реализации программы, как правило, должен соответствовать сроку выполнения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет. 5. В случае использования при формировании и выполнении программ сведений, составляющих государственные секреты, их защита осуществляется в порядке, установленном законодательством. Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОГРАММ 6. К основным этапам формирования программы относятся: 6.1. разработка инициатором концепции проекта программы. Данная концепция должна включать: цель, задачи, показатели и сроки реализации программы; обоснование соответствия решаемой задачи программы приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь; возможные варианты решения задач, оценку преимуществ и рисков; предложения об объемах и источниках финансирования программы на вариантной основе, оценку эффективности предлагаемых вариантов; предложения о заказчиках, заказчике-координаторе и органе (должностном лице), который будет утверждать программу; заключения о целесообразности разработки программы Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственного комитета по науке и технологиям; 6.2. принятие решения о разработке проекта программы. Указанное решение в установленном порядке принимается с учетом результатов рассмотрения концепции проекта программы: Президиумом Совета Министров Республики Беларусь - в отношении государственных программ; коллегией республиканского органа государственного управления и советом иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, - в отношении отраслевых программ; местными исполнительными и распорядительными органами - в отношении региональных программ; 6.3. разработка и согласование проекта программы. Заказчик-координатор совместно с заказчиками осуществляет поэтапно разработку и согласование проекта программы в сроки согласно приложению. Программа может включать подпрограммы. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности решаемых задач в целях рациональной организации их выполнения. Проект программы должен содержать следующие разделы: технико-экономическое обоснование; научное обеспечение программы (включается в программу при необходимости); цель и задачи программы с определением показателей, выраженных в натуральных или стоимостных величинах; ожидаемые результаты от реализации программы, отражающие влияние программы на социально-экономическое положение в республике и включающие оценку эффективности использования финансовых средств, предусмотренных на выполнение программы. Оценка эффективности определяется по годам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после ее реализации. Методика оценки эффективности разрабатывается заказчиками с учетом специфики программы и прилагается к тексту программы; ресурсное обеспечение программы; план мероприятий программы; перечень инвестиционных проектов. Требования к содержанию разделов, указанных в части третьей настоящего подпункта, определяются Министерством экономики. Подпрограмма должна содержать разделы, указанные в абзацах втором - восьмом части третьей настоящего подпункта; 6.4. заключение по проекту программы. Данное заключение подготавливается Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (по проектам, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду) и Государственным комитетом по науке и технологиям (научное обеспечение или научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на основании представленного заказчиком-координатором проекта программы. По результатам этих заключений заказчик-координатор совместно с заказчиками дорабатывает при необходимости проект программы и направляет его на повторное согласование; 6.5. утверждение программы. Государственные программы утверждаются Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, отраслевые - республиканскими органами государственного управления, региональные программы - местными исполнительными и распорядительными органами. Утверждение данных программ осуществляется в порядке, установленном актами законодательства. 7. Информация о программах включается в Реестр программ на основании принятых решений об их утверждении. Порядок ведения данного Реестра определяется Министерством экономики совместно с Министерством финансов. Глава 3 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ 8. Финансирование программ осуществляется в соответствии с актами законодательства, регулирующими вопросы финансирования. 9. Источниками финансирования программ могут быть: средства республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов; собственные средства исполнителей программ; средства, полученные от спонсорской и благотворительной помощи; заемные средства; иные источники, не противоречащие актам законодательства. Привлечение средств республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доход деятельности бюджетных организаций осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. 10. Заказчик в порядке, установленном актами законодательства, для финансирования программ на конкурсной основе может привлекать банки Республики Беларусь. В условиях конкурсного отбора устанавливаются: общие объемы финансирования программы с распределением по ее мероприятиям, срокам выполнения, источникам финансирования (в том числе за счет кредитов банков), включая планируемые меры оказания государственной поддержки; перечень исполнителей мероприятий программы, нуждающихся в кредитовании, с краткой информацией об их местонахождении, финансовом состоянии (состояние расчетов с банками, в каком банке обслуживаются и другие), формах обеспечения (залога) возврата ими кредита и процентов; участие банков в разработке бизнес-планов отдельных инвестиционных проектов, привлечении иностранных кредитных линий и оформлении страхования рисков, подготовке решений о предоставлении правительственных и иных гарантий, компенсации части процентов по кредитам из различных источников, процедурах закупки оборудования, анализе хода выполнения программы и расчетов ее эффективности, решении других вопросов. Для подведения итогов конкурса заказчиком создается комиссия с участием специалистов заказчика и других заинтересованных. Заказчик по запросам банков, участвующих в отборе, обязан в установленном порядке предоставлять им информацию о платежеспособности потенциальных кредитополучателей, наличии у них ликвидного залога и других форм обеспечения кредита, а также иную информацию, необходимую банку для принятия решения. По результатам конкурса между заказчиком и банком, отобранным названной комиссией, заключается соглашение, в котором устанавливаются обязательства заказчика и банка по: контролю за подготовкой и представлением исполнителями мероприятий программы, нуждающимися в кредитовании, в банк соответствующих документов, выполнением обязательств перед банком по возврату кредитов и уплате процентов за их использование; разработке и утверждению мероприятий по улучшению деятельности исполнителей мероприятий программы, получивших кредиты банка, и погашению просроченных кредитов (при необходимости); оперативному рассмотрению документов исполнителей мероприятий программы, нуждающихся в кредитовании, открытию им кредитных линий, обеспечению выполнения условий кредитования; информированию заказчика о невыполнении условий кредитного договора и необходимости принятия соответствующих мер; оформлению заказчиком и банком документов на предоставление в установленном порядке гарантий, компенсации потерь при выдаче банком льготных кредитов. 11. Министерство экономики с участием Министерства финансов формирует перечень государственных программ, финансируемых в очередном финансовом году, и вносит его в Совет Министров Республики Беларусь одновременно с проектами бюджета и прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь. Глава 4 ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА-КООРДИНАТОРА И ЗАКАЗЧИКА 12. Заказчик-координатор: осуществляет координацию работы по подготовке проекта нормативного правового акта об утверждении программы; обеспечивает достижение цели, согласованные действия заказчиков при разработке, согласовании проекта и реализации программы на основе отчетов о ходе выполнения программы, представленных заказчиками; оптимизирует расходы средств на реализацию программы и вносит в соответствии с актами законодательства предложения об их перераспределении между заказчиками; несет ответственность за подготовку и выполнение программы в соответствии с актами законодательства и договорами, указанными в пункте 14 настоящего Положения. 13. Заказчик: на основании решения о разработке программы в установленном порядке вносит заказчику-координатору предложения о задачах и показателях, характеризующих выполнение задач программы, предлагает план мероприятий по реализации каждой из них; осуществляет подготовку проекта нормативного правового акта об утверждении программы; осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей мероприятий программы в соответствии с актами законодательства; координирует деятельность исполнителей мероприятий программы; осуществляет в пределах своей компетенции мониторинг программы; организует в пределах своей компетенции подготовку и представление заказчику-координатору ежегодного отчета о ходе выполнения программы; разрабатывает (при необходимости) и вносит заказчику-координатору предложения о корректировке программы; несет ответственность за подготовку и реализацию программы в соответствии с актами законодательства и договорами, указанными в пункте 14 настоящего Положения. Глава 5 МОНИТОРИНГ, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ 14. После утверждения программы заказчик заключает в порядке, установленном актами законодательства, договоры с исполнителями мероприятий программы о выполнении ее мероприятий. Исполнители мероприятий программы в соответствии с данными договорами несут ответственность за своевременное и качественное выполнение этих мероприятий, эффективное использование направляемых на их реализацию ресурсов. В названных договорах предусматриваются условия выполнения мероприятий программы, обязательства по ее реализации и ответственность сторон (заказчика-координатора, заказчика, исполнителя мероприятий) по возврату средств, использованных не по целевому назначению или с нарушением условий договора. 15. Заказчик осуществляет мониторинг программы и оценку ее эффективности. 16. Оценка эффективности программы проводится на стадии выполнения программы и по результатам ее реализации. 17. Контроль за ходом реализации программы осуществляется путем представления: исполнителями заказчикам мероприятий программы отчетов о выполнении закрепленных за ними мероприятий; ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, заказчиками (в пределах своей компетенции) заказчику-координатору аналитического отчета о ходе выполнения программы. При отсутствии заказчика-координатора заказчики представляют отчет о ходе выполнения программы в порядке, установленном в пункте 18 настоящего Положения. 18. Заказчик-координатор представляет отчет о ходе выполнения программы: ежегодно до 25 февраля года, следующего за отчетным, в Совет Министров Республики Беларусь с заключением Министерства экономики и Министерства финансов о ходе ее выполнения; до 31 июля текущего года и до 25 января года, следующего за отчетным, в Государственный комитет по науке и технологиям (по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам). 19. В ежегодный отчет о ходе выполнения программы включаются: сведения о реализации мероприятий, выполнении задач и показателей программы; информация о целевом использовании средств, объемах финансирования мероприятий программы; информация о необходимости корректировки программы; оценка эффективности, качества и своевременности программы. 20. В ходе реализации программы заказчиком (заказчиком-координатором) не позднее 1 июля текущего года в нее могут вноситься изменения и дополнения в части мероприятий, реализуемых в очередном финансовом году и в последующие годы, сроков их выполнения, объемов и источников финансирования в порядке, установленном настоящим Положением. Не допускается внесение изменений и дополнений в программу в части мероприятий, реализуемых в очередном финансовом году после срока, указанного в части первой настоящего пункта. Приложение к Положению о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ <*> -----------------+----------------+----------------+----------------------- Разработка ¦Принятие решения¦ ¦Устранение замечаний по концепции ¦ о разработке ¦ Согласование ¦ проекту программы и проекта ¦ проекта ¦ проекта ¦ внесение данного программы ¦программы и его ¦ программы ¦проекта в установленном ¦ разработка ¦ ¦порядке для утверждения -----------------+----------------+----------------+----------------------- август - октябрь ноябрь - январь февраль - март апрель --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Разработка проекта программы осуществляется поэтапно до подготовки проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год. |
Партнеры
|