Право Беларуси. Новости и документы


Кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. №420-З "Лесной кодекс Республики Беларусь"

Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года

обновление


Стр. 4

     
     Статья 14. Участие граждан, общественных объединений и органов
                территориального   общественного  самоуправления  в 
                рассмотрениивопросов,  связанных  с использованием, 
                охраной,  защитой  лесного фонда и воспроизводством 
                лесов 
       
     Граждане,  общественные  объединения и органы  территориального
общественного самоуправления имеют право участвовать в  рассмотрении
затрагивающих   их   интересы  вопросов,   связанных   с   изъятием,
использованием,  охраной, защитой лесного фонда  и  воспроизводством
лесов,  через  местные референдумы, собрания и  иные  формы  прямого
участия    в   государственных   и   общественных   делах.    Органы
государственного   управления   должны   предоставлять   необходимые
сведения   по  этим  вопросам  и  способствовать  проведению   таких
референдумов  и  собраний  в соответствии с законодательными  актами
Республики Беларусь. 
       
     Граждане,  общественные  объединения и органы  территориального
общественного  самоуправления  проводят  работу  по   пропаганде   и
воспитанию  у  граждан  бережного отношения к  природе,  недопущению
уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев либо саженцев  в
лесных  питомниках и на плантациях, а также молодняка  естественного
происхождения   и   самосева   на  площадях,   предназначенных   под
лесовосстановление,  уничтожения  и  повреждения   отграничительных,
лесоустроительных и других знаков на землях лесного фонда.                 
       
     Граждане,  общественные  объединения и органы  территориального
общественного    самоуправления   оказывают    содействие    органам
государственного  управления  лесным  хозяйством,  местным   Советам
депутатов,  исполнительным и распорядительным органам  в  проведении
мероприятий  по рациональному использованию, охране, защите  лесного
фонда  и  воспроизводству лесов, участвуют  в  проведении  работ  по
приведению  лесов  в  надлежащее санитарное  состояние,  а  также  в
предотвращении и при необходимости тушении лесных пожаров. 
       
     
     Статья 15. Школьные лесничества

     Школьные  лесничества создаются в целях воспитания  у  учащихся
любви  и  бережного  отношения к природе,  расширения  и  углубления
знаний в области ботаники, биологии и других естественных наук.
     Школьные   лесничества  оказывают  помощь  юридическим   лицам,
ведущим лесное хозяйство, в проведении мероприятий по охране  лесов,
участвуют   в   посадке  и  посеве  леса,  выращивании   посадочного
материала,  сборе лекарственного растительного сырья, грибов,  ягод,
семян  древесных  и  кустарниковых пород, охране и  подкормке  диких
зверей и птиц и т.п. 
       
     Положение   о  школьных  лесничествах  утверждается  специально
уполномоченным республиканским органом государственного управления в
области    использования,   охраны,   защиты   лесного    фонда    и
воспроизводства  лесов  по согласованию с Министерством  образования
Республики Беларусь. 
       
             
                             РАЗДЕЛ II
                    ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
                                  
                               ГЛАВА 4
                ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
       
     Статья 16. Деление лесов на группы и категории защитности

     В  соответствии  с  экономическим, экологическим  и  социальным
значением  лесного  фонда, его местонахождением  и  выполняемыми  им
функциями  производятся деление лесного фонда  по  группам  лесов  и
разграничение лесов первой группы по категориям защитности. 
       
     В лесном фонде выделяются леса первой и второй группы. 
       
     К первой группе лесов относятся:
     леса,  расположенные на особо охраняемых природных  территориях
(заповедники,   национальные   парки,   заказники   республиканского
значения, памятники природы республиканского значения);
     леса    особо   ценных   участков   лесного   фонда,    имеющие
генетическое, научное и историко-культурное значение; 
       
     водоохранные  леса (запретные полосы лесов и  леса  в  границах
водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других  водных
объектов);
     защитные  леса (противоэрозионные леса, защитные  полосы  лесов
вдоль железных дорог и республиканских автомобильных дорог); 
       
     санитарно-гигиенические  и  оздоровительные   леса   (городские
леса,  леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов  и
промышленных  предприятий,  в  том числе  леса  лесопарковых  частей
зеленых  зон,  леса  первого и второго поясов зон санитарной  охраны
источников  водоснабжения и леса округов санитарной охраны  курортов
(курортные леса).
     Леса   первой  группы  распределяются  на  следующие  категории
защитности:
     леса заповедников;
     леса национальных парков;
     леса заказников республиканского значения;
     леса памятников природы республиканского значения;
     леса  генетических  резерватов, научного и историко-культурного
значения;
     городские леса;
     леса  лесопарковых частей зеленых зон вокруг городов  и  других
населенных пунктов;
     леса  лесохозяйственных частей зеленых  зон  вокруг  городов  и
других населенных пунктов;
     леса  первого и второго поясов зон санитарной охраны источников
водоснабжения;
     леса первой и второй зон округов санитарной охраны курортов;
     леса третьей зоны округов санитарной охраны курортов;
     противоэрозионные леса;
     защитные  полосы лесов вдоль железнодорожных линий  шириной  до
500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути;
     защитные   полосы  лесов  вдоль  республиканских  автомобильных
дорог шириной до 250 метров в обе стороны от оси дороги;
     запретные  полосы  лесов по берегам рек, озер,  водохранилищ  и
других водных объектов. 
       
     Ко  второй  группе относятся леса, которые не  вошли  в  первую
группу (эксплуатационные леса).
     В  лесах  первой  и  второй группы могут  быть  выделены  особо
защитные  участки (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов,
прибрежные  полосы  по  берегам водных объектов,  места  обитания  и
распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения  диких
животных,  растений, особо охраняемые части заказников, опушки  леса
по границе населенных пунктов и др.). 
       
      
      Статья 17. Отнесение лесов к группам и категориям защитности и
                 выделение особо защитных участков леса
            
     Отнесение  лесов к группам и категориям защитности, перевод  их
из  одной группы или категории защитности в другую, выделение  особо
защитных   участков   леса  производятся  на  основании   материалов
лесоустройства или специальных научных исследований, а также  исходя
из   выполняемых  ими  функций,  местоположения  лесов  и   эколого-
экономического обоснования. 
       
     Распределение  лесов на группы и категории защитности,  перевод
их  из  одной  группы  в  другую  осуществляются  Советом  Министров
Республики  Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики
Беларусь. 
       
     Перевод  лесов из одной категории защитности в другую, а  также
выделение  особо  защитных  участков  леса  осуществляются   Советом
Министров   Республики   Беларусь,   местными   исполнительными    и
распорядительными  органами  в  порядке,  установленном  Президентом
Республики Беларусь. 
       
     Перевод  лесов  из  одной  группы в другую  и  отнесение  их  к
категории защитности в связи со строительством крупных хозяйственных
объектов осуществляются до начала строительства объекта.
     При  отнесении  лесов  к  соответствующей  группе  и  категории
защитности одновременно определяются границы участков лесного  фонда
по каждой группе лесов и категории защитности. 
       
     В   зависимости   от   группы  и  категории  защитности   лесов
устанавливается  порядок  ведения лесного  хозяйства  и  пользования
участками лесного фонда. 
       
     
     Статья 18. Определение возраста рубок леса

     Возраст  рубок  леса определяется исходя из основного  целевого
назначения  лесов  и выполняемых ими экономических, средообразующих,
водоохранных,  защитных,  санитарно-гигиенических,  рекреационных  и
иных  функций,  продуктивности  лесных  насаждений  и  биологических
особенностей древесных пород.
     Определение   возраста   рубок   леса   проводится   специально
уполномоченным республиканским органом государственного управления в
области    использования,   охраны,   защиты   лесного    фонда    и
воспроизводства  лесов  по  согласованию с  Министерством  природных
ресурсов  и  охраны окружающей среды Республики Беларусь  на  основе
материалов лесоустройства или по результатам научных исследований, а
утверждение   возраста   рубок   леса  производится   Правительством
Республики Беларусь. 
       
     
     Статья 19. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения

     Расчетная  лесосека определяется по рубкам главного пользования
при  лесоустройстве  по каждому юридическому лицу,  ведущему  лесное
хозяйство,  раздельно по группам пород (хвойным,  мягколиственным  и
твердолиственным)  в пределах групп и категорий защитности  лесов  и
устанавливается  по республике, области как сумма расчетных  лесосек
по каждому юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство.
     Расчетная  лесосека по рубкам главного пользования утверждается
специально  уполномоченным республиканским органом  государственного
управления в области использования, охраны, защиты лесного  фонда  и
воспроизводства  лесов  по  согласованию с  Министерством  природных
ресурсов  и  охраны окружающей среды Республики Беларусь.  Расчетная
лесосека  по  рубкам главного пользования вводится в  действие  с  1
января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.

       
     При   изменении  границ  участков  лесного  фонда,   переданных
юридическим  лицам  для ведения лесного хозяйства,  возраста  рубок,
переводе лесов из одной группы лесов и категории защитности в другую
и  иных изменениях расчетная лесосека по рубкам главного пользования
может    определяться   заново   и   переутверждаться   в   порядке,
предусмотренном частью второй настоящей статьи. 
       
                                  
                               ГЛАВА 5
                      ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
                                       
     Статья 20. Основные требования, предъявляемые к ведению
                лесного хозяйства

     Лесохозяйственные  мероприятия  и  лесные  пользования   должны
осуществляться  способами,  не наносящими  вреда  окружающей  среде,
растительному и животному миру, здоровью человека.
     Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
     сохранение и усиление средообразующих, водоохранных,  защитных,
санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных  полезных  природных
свойств  лесов  в  интересах охраны здоровья  человека  и  улучшения
состояния окружающей среды;
     многоцелевое,      научно      обоснованное,       непрерывное,
неистощительное и рациональное пользование лесом для  удовлетворения
потребностей  отраслей экономики, юридических  и  физических  лиц  в
древесине,  другой  лесной продукции и природных полезных  свойствах
леса;
     воспроизводство, улучшение породного состава и качества  лесов,
повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;
     рациональное использование земель лесного фонда; 
       
     повышение  эффективности ведения лесного  хозяйства  на  основе
единой технической политики, использования достижений науки, техники
и передового опыта;
     сохранение    генофонда,    биологического    и    ландшафтного
разнообразия лесов;
     сохранение    объектов   историко-культурного   и    природного
наследия.
     
     Статья 21. Право ведения лесного хозяйства

     В  целях  рационального использования, охраны,  защиты  лесного
фонда  и  воспроизводства лесов лесной фонд передается  для  ведения
лесного     хозяйства     лесхозам    специально     уполномоченного
республиканского  органа  государственного  управления   в   области
использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов,
лесхозам  и  лесничествам Министерства обороны Республики  Беларусь,
экспериментальным лесным базам Национальной академии наук  Беларуси,
учебно-опытным   лесхозам   Министерства   образования    Республики
Беларусь,      государственным     природоохранным      учреждениям,
осуществляющим  управление заповедниками  и  национальными  парками,
лесохозяйственным   организациям   Управления   делами    Президента
Республики  Беларусь,  организациям  городских  (городов  областного
подчинения   и  города  Минска)  исполнительных  и  распорядительных
органов,   в   компетенцию  которых  входит  ведение   лесопаркового
хозяйства (далее - юридические лица, ведущие лесное хозяйство). 
       
     Решения  о  передаче лесного фонда или отдельных  его  участков
для   ведения   лесного  хозяйства  и  об  их  изъятии   принимаются
Правительством Республики Беларусь. 
       
     
     Статья 22. Права юридических лиц, ведущих лесное хозяйство

     Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, имеют право:
     предоставлять   участки   лесного   фонда   в   пользование   в
соответствии с проектом организации и развития лесного  хозяйства  в
случаях,   предусмотренных  частью  девятой  статьи  41   настоящего
Кодекса; 
       
     ежегодно  отводить  лесосеки  и выдавать  лесорубочные  билеты,
ордера и лесные билеты;
     контролировать       проведение       работ,        выполняемых
лесопользователями,  а  также работ, не связанных  с  осуществлением
лесопользования;
     привлекать в соответствии с решениями местных исполнительных  и
распорядительных       органов      специализированные       службы,
лесопользователей  и граждан для тушения лесных пожаров,  ликвидации
последствий стихийных бедствий;  
       
     обращаться в суд с исками о возмещении виновными лицами  вреда,
причиненного  лесам,  взыскании  неустоек  и  штрафов  за  нарушение
лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню и других
нарушениях лесного законодательства;
     осуществлять  лесопользование  в  соответствии  с  требованиями
настоящего Кодекса.
     Нормативными  правовыми актами Республики Беларусь  могут  быть
предусмотрены  и  другие права для юридических лиц,  ведущих  лесное
хозяйство.
     
     Статья 23. Обязанности юридических лиц, ведущих лесное хозяйство

     Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны:
     передавать  в  натуре участки лесного фонда  для  осуществления
лесопользования  в соответствии с решениями органов государственного
управления о предоставлении в пользование участков лесного фонда,  в
компетенцию которых входит принятие таких решений; 
       
     осуществлять  уход  за лесами, проводить  работы  по  селекции,
лесному  семеноводству и сортоиспытанию ценных  древесных  пород,  а
также  другие работы по улучшению породного состава лесов, повышению
их продуктивности и защитных свойств. При этом должны обеспечиваться
в  первую очередь сохранность и своевременное воспроизводство ценных
древесных пород (дуба, ясеня, клена, карельской березы и др.);
     обеспечивать   использование  по  целевому  назначению   земель
лесного  фонда,  проводить  работы  по  повышению  плодородия  почв,
предотвращению   водной  и  ветровой  эрозии  почв,   заболачивания,
засоления и других негативных процессов;  
       
     принимать меры по эффективному воспроизводству лесов,  созданию
новых  лесов  и проведению гидролесомелиорации избыточно увлажненных
участков земель лесного фонда; 
       
     обеспечивать ведение учета лесного фонда; 
       
     обеспечивать    сохранение    средообразующих,    водоохранных,
защитных,  санитарно-гигиенических, оздоровительных и  иных  функций
лесов;
     обеспечивать    сохранение   биологического   и    ландшафтного
разнообразия,  генофонда  лесов,  объектов  историко-культурного   и
природного наследия;
     проводить рубки промежуточного пользования и прочие рубки;
     проводить  противопожарное и санитарное благоустройство  лесов,
принимать  меры  по  предотвращению и  пресечению  нарушений  правил
пожарной   безопасности  в  лесах,  профилактике  и   своевременному
выявлению  и  тушению лесных пожаров, защите леса  от  вредителей  и
болезней и борьбе с ними;
     обеспечивать   содержание  в  надлежащем   состоянии   участков


 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.