|
|
Кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. №420-З "Лесной кодекс Республики Беларусь"Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года Стр. 4 Статья 14. Участие граждан, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления в рассмотрениивопросов, связанных с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов Граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, через местные референдумы, собрания и иные формы прямого участия в государственных и общественных делах. Органы государственного управления должны предоставлять необходимые сведения по этим вопросам и способствовать проведению таких референдумов и собраний в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления проводят работу по пропаганде и воспитанию у граждан бережного отношения к природе, недопущению уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление, уничтожения и повреждения отграничительных, лесоустроительных и других знаков на землях лесного фонда. Граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления оказывают содействие органам государственного управления лесным хозяйством, местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам в проведении мероприятий по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, участвуют в проведении работ по приведению лесов в надлежащее санитарное состояние, а также в предотвращении и при необходимости тушении лесных пожаров. Статья 15. Школьные лесничества Школьные лесничества создаются в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к природе, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии и других естественных наук. Школьные лесничества оказывают помощь юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, в проведении мероприятий по охране лесов, участвуют в посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала, сборе лекарственного растительного сырья, грибов, ягод, семян древесных и кустарниковых пород, охране и подкормке диких зверей и птиц и т.п. Положение о школьных лесничествах утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь. РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ГЛАВА 4 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 16. Деление лесов на группы и категории защитности В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми им функциями производятся деление лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. В лесном фонде выделяются леса первой и второй группы. К первой группе лесов относятся: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники республиканского значения, памятники природы республиканского значения); леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение; водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов); защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и республиканских автомобильных дорог); санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса). Леса первой группы распределяются на следующие категории защитности: леса заповедников; леса национальных парков; леса заказников республиканского значения; леса памятников природы республиканского значения; леса генетических резерватов, научного и историко-культурного значения; городские леса; леса лесопарковых частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов; леса лесохозяйственных частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой и второй зон округов санитарной охраны курортов; леса третьей зоны округов санитарной охраны курортов; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных линий шириной до 500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути; защитные полосы лесов вдоль республиканских автомобильных дорог шириной до 250 метров в обе стороны от оси дороги; запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов. Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса). В лесах первой и второй группы могут быть выделены особо защитные участки (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.). Статья 17. Отнесение лесов к группам и категориям защитности и выделение особо защитных участков леса Отнесение лесов к группам и категориям защитности, перевод их из одной группы или категории защитности в другую, выделение особо защитных участков леса производятся на основании материалов лесоустройства или специальных научных исследований, а также исходя из выполняемых ими функций, местоположения лесов и эколого- экономического обоснования. Распределение лесов на группы и категории защитности, перевод их из одной группы в другую осуществляются Советом Министров Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Перевод лесов из одной категории защитности в другую, а также выделение особо защитных участков леса осуществляются Советом Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Перевод лесов из одной группы в другую и отнесение их к категории защитности в связи со строительством крупных хозяйственных объектов осуществляются до начала строительства объекта. При отнесении лесов к соответствующей группе и категории защитности одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и категории защитности. В зависимости от группы и категории защитности лесов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства и пользования участками лесного фонда. Статья 18. Определение возраста рубок леса Возраст рубок леса определяется исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими экономических, средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций, продуктивности лесных насаждений и биологических особенностей древесных пород. Определение возраста рубок леса проводится специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основе материалов лесоустройства или по результатам научных исследований, а утверждение возраста рубок леса производится Правительством Республики Беларусь. Статья 19. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения Расчетная лесосека определяется по рубкам главного пользования при лесоустройстве по каждому юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, раздельно по группам пород (хвойным, мягколиственным и твердолиственным) в пределах групп и категорий защитности лесов и устанавливается по республике, области как сумма расчетных лесосек по каждому юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство. Расчетная лесосека по рубкам главного пользования утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Расчетная лесосека по рубкам главного пользования вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ. При изменении границ участков лесного фонда, переданных юридическим лицам для ведения лесного хозяйства, возраста рубок, переводе лесов из одной группы лесов и категории защитности в другую и иных изменениях расчетная лесосека по рубкам главного пользования может определяться заново и переутверждаться в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи. ГЛАВА 5 ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 20. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства Лесохозяйственные мероприятия и лесные пользования должны осуществляться способами, не наносящими вреда окружающей среде, растительному и животному миру, здоровью человека. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать: сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека и улучшения состояния окружающей среды; многоцелевое, научно обоснованное, непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в древесине, другой лесной продукции и природных полезных свойствах леса; воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов; рациональное использование земель лесного фонда; повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта; сохранение генофонда, биологического и ландшафтного разнообразия лесов; сохранение объектов историко-культурного и природного наследия. Статья 21. Право ведения лесного хозяйства В целях рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов лесной фонд передается для ведения лесного хозяйства лесхозам специально уполномоченного республиканского органа государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, лесхозам и лесничествам Министерства обороны Республики Беларусь, экспериментальным лесным базам Национальной академии наук Беларуси, учебно-опытным лесхозам Министерства образования Республики Беларусь, государственным природоохранным учреждениям, осуществляющим управление заповедниками и национальными парками, лесохозяйственным организациям Управления делами Президента Республики Беларусь, организациям городских (городов областного подчинения и города Минска) исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства (далее - юридические лица, ведущие лесное хозяйство). Решения о передаче лесного фонда или отдельных его участков для ведения лесного хозяйства и об их изъятии принимаются Правительством Республики Беларусь. Статья 22. Права юридических лиц, ведущих лесное хозяйство Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, имеют право: предоставлять участки лесного фонда в пользование в соответствии с проектом организации и развития лесного хозяйства в случаях, предусмотренных частью девятой статьи 41 настоящего Кодекса; ежегодно отводить лесосеки и выдавать лесорубочные билеты, ордера и лесные билеты; контролировать проведение работ, выполняемых лесопользователями, а также работ, не связанных с осуществлением лесопользования; привлекать в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов специализированные службы, лесопользователей и граждан для тушения лесных пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий; обращаться в суд с исками о возмещении виновными лицами вреда, причиненного лесам, взыскании неустоек и штрафов за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню и других нарушениях лесного законодательства; осуществлять лесопользование в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Нормативными правовыми актами Республики Беларусь могут быть предусмотрены и другие права для юридических лиц, ведущих лесное хозяйство. Статья 23. Обязанности юридических лиц, ведущих лесное хозяйство Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны: передавать в натуре участки лесного фонда для осуществления лесопользования в соответствии с решениями органов государственного управления о предоставлении в пользование участков лесного фонда, в компетенцию которых входит принятие таких решений; осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, а также другие работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств. При этом должны обеспечиваться в первую очередь сохранность и своевременное воспроизводство ценных древесных пород (дуба, ясеня, клена, карельской березы и др.); обеспечивать использование по целевому назначению земель лесного фонда, проводить работы по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других негативных процессов; принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточно увлажненных участков земель лесного фонда; обеспечивать ведение учета лесного фонда; обеспечивать сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов; обеспечивать сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, генофонда лесов, объектов историко-культурного и природного наследия; проводить рубки промежуточного пользования и прочие рубки; проводить противопожарное и санитарное благоустройство лесов, принимать меры по предотвращению и пресечению нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактике и своевременному выявлению и тушению лесных пожаров, защите леса от вредителей и болезней и борьбе с ними; обеспечивать содержание в надлежащем состоянии участков |
Партнеры
|