![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.06.2009 N 64 "Об утверждении Правил по охране труда в организациях здравоохранения"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 2 44. Обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы на лазерных аппаратах, работники обязаны сообщить руководителю организации. Глава 12 РАДИОНУКЛИДНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ 45. В организациях, имеющих отделение радионуклидной диагностики и лучевой терапии, должны соблюдаться требования: гигиенических нормативов ГН 2.6.1.8-127-2000 Нормы радиационной безопасности (НРБ-2000), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 января 2000 г. N 5; СанПиН ОСП-2002; Санитарных правил и норм 2.6.3.13-24-2006 "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при проведении лучевой терапии", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. N 143; Санитарных правил и норм 2.6.1.13-55-2005 "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при проведении радионуклидной диагностики", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. N 273; других НПА, ТНПА, настоящих Правил. 46. Отделения радиоизотопной диагностики и лучевой терапии (далее - отделение) должны соответствовать следующим требованиям: иметь санитарный и технический паспорт; хранилище радиофармпрепаратов (далее - РФП) должно быть закрыто на ключ в течение рабочего дня; мощности дозы излучения должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь; на дверях должны быть вывешены знаки радиационной опасности. Знак радиационной опасности <*> должен иметь форму и размеры, соответствующие требованиям ГОСТ 17925-72. -------------------------------- <*> Окраска внутреннего круга, трех лепестков и каймы треугольника должна быть черная, если знак радиационной безопасности применяется на объектах, окрашенных в цвета, схожие с красным и желтым, и для маркировки транспортных упаковочных комплектов. При необходимости под знаком радиационной безопасности должны быть размещены надписи, разъясняющие или дополнительно предупреждающие об опасности: "I класс работ", "II класс работ", "III класс работ", "Гамма-излучение!", "Нейтронный источник", "Радиоактивность" и другое. 47. К выполнению работ в отделении должны допускаться лица: не моложе 18 лет; соответствующей специальности и квалификации; прошедшие обучение, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда; не имеющие медицинских противопоказаний. Работники женского пола должны освобождаться от работы в отделении на весь период беременности и в период кормления ребенка грудью. 48. Работники отделения должны быть обучены правилам защиты от воздействия следующих вредных и (или) опасных производственных факторов: повышенного уровня ионизирующего излучения в рабочей зоне; повышенной концентрации радионуклидов на рабочих поверхностях и в воздухе рабочих помещений; опасного уровня напряжения в электрических цепях; повышенного уровня шума, создаваемого электрическими приводами, воздушными вентиляторами. 49. Работники отделения должны быть обеспечены СИЗ в зависимости от назначения отделения. Рабочие места в отделении должны быть обеспечены следующими коллективными средствами защиты: стационарными защитными ограждениями; защитными ширмами, экранами; устройствами для транспортирования и хранения источников излучения; защитным заземлением оборудования; системой вентиляции и очистки воздуха; устройствами хранения радиоактивных отходов. Генератор короткоживущих изотопов должен быть помещен в дополнительную радиационную защиту для предотвращения облучения работников. 50. Работники отделения должны соблюдать оптимальный технологический процесс и быть обучены приемам безопасной работы с источниками ионизирующего излучения в соответствии с утвержденными медицинскими методиками и инструкциями. 51. Работникам отделения запрещается: допускать на рабочие места лиц, не имеющих отношения к работе с источниками ионизирующего излучения; оставлять оборудование источников ионизирующего излучения без надзора и поручать надзор за ними лицам, не имеющим права работы в отделении; работать без наличия санитарного и технического паспортов на оборудовании источников ионизирующего излучения; проводить технологические операции с РФП вне рабочего места без специальных лотков и поддонов; хранить РФП с активностью, превышающей предусмотренную санитарным паспортом; использовать источники ионизирующего излучения и радиодиагностическую аппаратуру не по назначению; работать с неисправными приборами, приспособлениями, инструментами и сигнализацией; использовать поврежденные или с истекшим сроком годности СИЗ; работать без использования установленных СИЗ и приспособлений, снижающих дозу облучения; проводить технологические операции с РФП вне рабочего места; хранить и применять РФП без этикеток, в поврежденном флаконе; пробовать на вкус и запах используемые РФП; хранить радиоактивные отходы на рабочих местах после окончания работы с радионуклидами; работать при отключении систем водоснабжения, канализации и вентиляции; размещать в отделении неиспользуемую аппаратуру и мебель; хранить пищевые продукты, домашнюю одежду и другие предметы, не имеющие отношения к работе, не в специально выделенных местах. 52. Перед началом работы лицо, ответственное за хранение РФП, должно проверить целостность пломбы на двери хранилища, открыть хранилище и выдать на рабочее место требуемый РФП. При приемке генератора короткоживущих изотопов и набора флаконов для элюирования и в целях обеспечения сохранения их стерильности работник должен убедиться в целостности опечатанной охранной тары. В случае нарушения места опечатывания охранной тары изделия к работе не допускаются. 53. Работники отделения должны носить в течение всего рабочего дня индивидуальный дозиметр. Индивидуальный дозиметрический контроль работников должен проводиться постоянно с ежеквартальной регистрацией результатов в рабочем журнале, составленном в произвольной форме, с последующим внесением в индивидуальную карточку учета индивидуальных доз внешнего облучения, составленную по форме согласно приложению 14 к СанПиН ОСП-2002. Случаи превышения предельных допустимых уровней ионизирующего излучения должны быть расследованы в соответствии с требованиями НПА и ТНПА. В случае подозрения на облучение работников выше установленных норм заведующий отделением должен информировать об этом руководителя организации и обеспечить проведение расследования причин происшедшего в соответствии с действующим законодательством. 54. При проведении радионуклидной диагностики в случае возникновения радиоактивного загрязнения необходимо: определить участок и уровень загрязнения; работникам провести дезактивацию загрязненных участков тела с последующим дозиметрическим контролем, а одежду отправить в камеру выдержки. Допустимое загрязнение кожи, спецодежды, внутренней поверхности СИЗ органов зрения и дыхания не должно превышать: по альфа-активным нуклидам 2 част./(кв.см x мин); по бета-активным нуклидам 200 част./(кв.см x мин); загрязнение поверхностей помещений постоянного пребывания работников и находящегося в них оборудования - по альфа-активным нуклидам не должно превышать 5 - 20 част./(кв.см x мин), а по бета-активным нуклидам - 2000 част./(кв.см x мин). 55. В помещении, загрязненном радионуклидами, необходимо организовать уборку, обозначив место аварийного загрязнения, в отдельных случаях - выдержку оборудования до значений, не превышающих допустимого уровня загрязнения поверхности. Работники, эксплуатирующие оборудование, должны отключить приборы или перевести их в режим, оговоренный инструкцией по их эксплуатации, и записать в формуляр прибора замечания по их работе. 56. Лицо, ответственное за хранение РФП, должно отправить неиспользованные РФП в хранилище и опечатать его. При пропаже РФП, наличии в количестве, не соответствующем документации, использовании их не по назначению работники отделения обязаны поставить в известность заведующего отделением. 57. Организации, имеющие радоновые лаборатории и отделения радонотерапии, должны соблюдать требования Санитарных правил и норм 2.6.3.12-6-2005 "Гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации радоновых лабораторий, отделений радонотерапии (радонолечебниц)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 1 апреля 2005 г. N 38, других ТНПА, настоящих Правил. Глава 13 РАБОТА С МАГНИТО-РЕЗОНАНСНЫМИ ТОМОГРАФАМИ 58. Разработка, организация и проведение диагностики, связанной с эксплуатацией магнито-резонансных томографов (далее - МРТ), осуществляются в соответствии с требованиями Санитарных правил 2.2.4.13-2-2006 "Лазерное излучение и гигиенические требования при эксплуатации лазерных изделий" и других НПА, ТНПА, настоящих Правил. 59. Каждая диагностическая установка МРТ должна размещаться в отдельном помещении организации (далее - кабинет МРТ). Диагностические установки МРТ следует размещать в соответствии с требованиями технической документации на установку МРТ. 60. В кабинете МРТ должны соблюдаться следующие требования: должен быть санитарный и технический паспорт; для отделки стен должны применяться водостойкие материалы, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь; параметры естественного и искусственного освещения должны соответствовать требованиям действующих ТНПА; окна должны быть оборудованы устройствами для регулировки освещения (шторы, жалюзи); должен быть обеспечен уровень контраста изображения на экране ВДТ, исключающий мелькания, блики, отражения от светильников и окружающих предметов; экраны ВДТ должны быть размещены и ориентированы на север, северо-восток или северо-запад; расположение экрана ВДТ должно обеспечивать удобство зрительного наблюдения с возможностью регулировки высоты и угла наклона монитора в вертикальной плоскости. Конструкция рабочего стула работников кабинета МРТ должна: обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы; иметь регулировку высоты сидения, необходимый угол наклона спинки стула. 61. Помещения кабинета МРТ должны быть оборудованы: системами отопления; системами кондиционирования воздуха; принудительной приточно-вытяжной системой вентиляции, обеспечивающей снижение содержания вредных веществ в воздухе до концентрации, допустимой санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормами. В кабинетах МРТ должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата: температура воздуха в помещении кабинета МРТ для работы (с магнитом) должна находиться в диапазоне от 22 °C до 26 °C при относительной влажности 40 - 60%; уровень шума на рабочих местах не должен превышать 50 дБА. Регулировка МРТ должна проводиться согласно плану-графику сервисного обслуживания. 62. Для работников кабинета МРТ в организации должны быть: организованы комнаты для приема пищи, оборудованные электрочайником и другим; установлены дополнительные перерывы: один перерыв продолжительностью 15 минут - через 2 часа после начала рабочей смены, второй - через 2 часа после обеденного перерыва. Во время перерывов рекомендуется выполнять комплекс гимнастических упражнений. 63. МРТ должен быть подключен к электрической сети, имеющей заземляющий и рабочий нулевые провода. Не допускается: использование электроудлинителей без заземляющего провода; включение нескольких единиц оборудования в одну розетку. Рабочие места должны быть расположены на расстоянии не менее 20 см от розеток и проводов, питающих электрические приборы. Влажная уборка в помещениях с диагностическими установками МРТ должна проводиться ежедневно. 64. В организации к выполнению работ в кабинете МРТ должны допускаться лица: не моложе 18 лет; соответствующей специальности и квалификации; прошедшие обучение, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда; не имеющие медицинских противопоказаний. 65. Работники кабинета МРТ должны быть обучены правилам защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. К ним относится воздействие: сильного магнитного поля; электромагнитного поля; лазерного излучения; радиочастотного и теплового воздействия. 66. Работники кабинета МРТ должны быть предупреждены о противопоказаниях при работе в кабинете МРТ. В кабинет МРТ запрещено вносить железные, стальные и другие ферромагнитные материалы (ножницы, ручки, пинцеты, скальпели, кольца и другое). Из кабинета МРТ должны быть удалены все опасные предметы. На входе в кабинет МРТ должен быть прикреплен предупреждающий знак об опасности. 67. При использовании периферической синхронизации работники кабинета МРТ должны соблюдать следующие требования: удалить из отверстия магнита неподключенные радиочастотные катушки или неиспользуемые вспомогательные устройства; использовать только кабели, разрешенные к применению инструкцией организации - изготовителя МРТ; кабель электропитания магнита должен прокладываться по возможно более прямой трассе, не допускается изгиб кабеля на 180 градусов. Запрещается использовать провод с поврежденными защитными оболочками, экранами. 68. Работники кабинета МРТ должны соблюдать требования предосторожности, связанные с: лазерным излучением; радиоволнами. Вблизи установки МРТ не допускается использовать сотовые телефоны, радиопередатчики, мобильные радиопередатчики и другое. 69. Работники кабинета МРТ должны инструктировать работников технико-эксплуатационных служб, пациентов и других лиц, которые могут находиться около МРТ, о необходимости соблюдения требований, установленных НПА, ТНПА и настоящими Правилами. Глава 14 ФИЗИОТЕРАПИЯ 70. В организации, имеющей физиотерапевтическое отделение, помещения отделений и кабинетов электросветолечения, лечения ультразвуком, аэроионотерапии, аэрозольтерапии, электроаэрозольтерапии, теплолечения, водолечения, грязелечения, массажа (далее - физиотерапевтические отделения и кабинеты), должны соблюдаться требования Санитарных правил устройств, других НПА, ТНПА, настоящих Правил. 71. Электромедицинская аппаратура физиотерапевтических отделений и кабинетов (далее - медицинские электроаппараты) должна соответствовать требованиям ТНПА, документам организаций-изготовителей. 72. Все медицинские электроаппараты должны: иметь технический паспорт; быть оборудованы заземлением; быть в исправном состоянии. Металлические корпуса и штативы медицинских электроаппаратов, в том числе переносные и подогреватели, подлежат защитному заземлению независимо от места их установки и проведения физиотерапевтической процедуры. 73. Лица моложе 18 лет к работе с медицинскими электроаппаратами для ультравысокочастотной терапии (далее - УВЧ-терапия) и сверхвысокочастотной терапии (далее - СВЧ-терапия), а также в радоновых лабораториях и радонолечебницах не допускаются. В радоновых лабораториях и радонолечебницах работники женского пола в течение всего периода беременности и кормления ребенка грудью к работе не допускаются. 74. Растворы лекарственных средств, применяемые для физиотерапевтических процедур, должны храниться в соответствии с требованиями НПА и ТНПА. Лекарственные средства, относящиеся к группам сильнодействующих списков А, В, должны храниться в специальных шкафах под замком. 75. В физиотерапевтических отделениях и кабинетах запрещается: покидать физиотерапевтическое отделение, кабинет и оставлять пациентов без присмотра; проведение физиотерапевтических процедур младшими медицинскими работниками, а также самим пациентом; проводить при грозе физиотерапевтические процедуры на электроаппаратах, питающихся от воздушной электрической сети; хранить радиоактивные отходы на рабочих местах, после окончания работы с радионуклидами; касаться каких-либо заземленных металлических предметов во время проведения лечебной процедуры с контактным включением электродов (диадинамо- и амплипульстерапия и другое); проводить УВЧ-терапию без тщательной настройки терапевтического контура в резонанс с генератором, пользоваться конденсаторной пластиной и суммарным воздушным зазором под обеими конденсаторными пластинами свыше 6 см; пребывать в зоне прямого воздействия энергии дециметровых и сантиметровых волн при проведении физиотерапевтических процедур по дистанционной диагностике; пользоваться проводами с поврежденной изоляцией; пользоваться баллонами, у которых истек срок освидетельствования, без установленного клеймения, с неисправными вентилями, поврежденным корпусом, без надлежащей окраски и надписи; пользоваться баллонами без редуктора (низкая сторона редуктора должна быть отрегулирована на давление, при котором разрешено работать на электроаппарате для насыщения воды углекислотой); окрашивать и чистить баллоны и редукторы. 76. При приготовлении и розливе концентрированного раствора радона выделение радона в воздух (пролитие раствора радона, быстрое истечение раствора радона в бюретки и другое) не допускается. Находиться в помещении лаборатории сверх времени, необходимого для приготовления и розлива радона, запрещается. 77. Электроаппараты для УВЧ-терапии, дециметровой микроволновой терапии (далее - ДМВ-терапия) и сантиметровой микроволновой терапии (далее - СМВ-терапия) мощностью 100 Вт и более необходимо эксплуатировать в физиотерапевтических кабинетах, экранируемых тканью с микропроводом. При использовании ультрафиолетовых облучателей глаза пациентов и обслуживающих работников физиотерапевтических отделений и кабинетов должны быть защищены очками с темной окраской стекол с боковой защитой (кожаная или резиновая оправа). Лампы инфракрасных лучей и соллюкс должны быть снабжены предохранителями, проволочными сетками. 78. При работе с лазерными физиотерапевтическими установками смотреть на первичный или зеркально-отраженный лазерный луч запрещается. При работе с лазерными физиотерапевтическими установками глаза работников физиотерапевтических отделений и кабинетов должны быть защищены очками. На дверях физиотерапевтических отделений и кабинетов, где проводят работы с лазерами, внутри них в местах работы с лазерами, на лазерных установках и вблизи опасных зон лазерного излучения устанавливаются предупреждающие знаки. 79. Парафин и озокерит должны подогреваться на водяной бане в вытяжном шкафу или под колпаком с вытяжкой. Открывать сосуд, содержащий парафин или озокерит для подогрева, разрешается только для измерения температуры и при взятии его содержимого для проведения физиотерапевтических процедур. Глава 15 ХИРУРГИЯ, ГИНЕКОЛОГИЯ, РОДИЛЬНЫЕ ДОМА 80. В организациях при работе в хирургическом отделении, в родильных домах и гинекологических отделениях (кабинетах) (далее - отделения и кабинеты хирургического профиля) должны соблюдаться требования: Санитарных правил и норм 3.6.1.22-9-2005 "Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике гнойно-септических инфекций в отделениях (кабинетах) хирургического профиля", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 4 июля 2005 г. N 88; Санитарных правил организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в асептических отделениях, блоках и палатах, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. N 43; Санитарных правил устройства; других НПА, ТНПА, настоящих Правил. 81. Воздух, подаваемый в операционные и наркозные помещения операционного блока отделений и кабинетов хирургического профиля, должен подвергаться двухступенчатой очистке (грубой и тонкой). 82. Все оборудование отделений и кабинетов хирургического профиля должно быть соединено с шиной заземления заземляющими проводниками. Минимальное сечение заземляющего неизолированного проводника должно быть 4 кв.мм и 2,5 кв.мм с защитной изоляцией. 83. Операционный стол и операционный светильник в помещении операционного блока отделений и кабинетов хирургического профиля должны быть соединены медными изолированными проводниками сечением не менее 2,5 кв.мм с шиной заземления. Не реже одного раза в год должны производиться замеры сопротивления заземляющего устройства. 84. При проведении операции запрещается вход в операционный блок работникам, непосредственно не участвующим в операции. 85. Все работники, участвующие в операции, должны соблюдать правила асептики и антисептики в операционном блоке. 86. Перед началом подачи наркоза должна быть проведена проверка работников на наличие электростатического заряда. Для его снятия каждый работник должен намеренно заземлить себя прикосновением руки к металлическому предмету. В случае возникновения электростатического разряда работник обязан немедленно покинуть операционную отделений и кабинетов хирургического профиля для устранения причин его накопления. 87. В операционном блоке ношение работниками браслетов, колец, цепочек и других металлических вещей запрещается. 88. Перед включением оборудования работники должны тщательно проверить целостность проводов, служащих для подключения к сети, и проводов, идущих к пациенту. 89. В случае обнаружения электрического напряжения на корпусе электроаппарата работники должны обесточить электроаппарат и доложить об этом руководителю операционного блока отделений и кабинетов хирургического профиля. 90. Работникам необходимо проверить наличие поглощающих фильтров, необходимых для нормальной эксплуатации наркозных аппаратов. 91. Перед каждой операцией должны быть проверены работоспособность используемого электрооборудования, функционирование органов его управления и контроля. 92. Работникам операционного блока отделений и кабинетов хирургического профиля работать на неисправном электрооборудовании запрещается. 93. Перевязочный материал и инструментарий, используемые в ходе операции, работники должны помещать в специально выделенные емкости. 94. Запрещается в отделениях и кабинетах хирургического профиля: заклеивать части наркозного аппарата лейкопластырем (другим диэлектриком); применять для удаления наркозных смесей в атмосферу шланги из неантистатической резины; заменять пришедшие в негодность части из электропроводного материала частями, изготовленными из диэлектрика; смазывать ремни канифолью, воском и другими веществами, увеличивающими поверхностное сопротивление; размещать в зонах повышенной концентрации веществ ременные передачи оборудования. 95. Все элементы наркозных аппаратов должны выполняться из электропроводных материалов: мешки, шланги, маски, дыхательные трубки и другие части дыхательного контура наркозного аппарата, прокладки, покрышки колес - из электропроводной резины; переходники - из цветного металла или электропроводной пластмассы. 96. При работе с медицинскими газами работники должны соблюдать требования, установленные Правилами по охране труда при эксплуатации систем медицинского газоснабжения в организациях здравоохранения, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. N 243 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 66, 8/20517). 97. При работе с оборудованием для медицинских газов в организациях должны соблюдаться следующие требования: подача кислорода и закиси азота в операционные и палаты в организациях должна производиться централизованно; заправка кислородных подушек должна осуществляться в обособленном помещении организации; заправленные кислородом подушки должны храниться на стеллажах. 98. Все трубопроводы для медицинских газов должны быть окрашены в цвет, соответствующий цвету баллонов для данного газа. 99. При обнаружении утечки медицинских газов или отклонений от нормальной работы следует: закрыть запорный вентиль баллона или трубопровода подачи медицинского газа; выпустить газ из редуктора. Баллон с медицинским газом должен быть передан для устранения дефектов инженерно-техническим работникам. 100. Вынос из операционного блока отделений и кабинетов хирургического профиля биопсий, взятых во время операций, использованного перевязочного материала и отходов должен производиться в закрытых емкостях. Утилизация использованного перевязочного материала и отходов должна производиться вне операционного блока отделений и кабинетов хирургического профиля. ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |