Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28.01.2008 N 14 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, государственных организаций, подчиненных Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь, а также осуществления контроля за организацией работы инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по выполнению возложенных на них задач"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 22 февраля 2008 г. N 8/18244



На основании подпункта 5.10 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", и в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь", Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. N 293 "О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь", Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. N 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц", постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 22 "О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля" Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, государственных организаций, подчиненных Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь, а также осуществления контроля за организацией работы инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по выполнению возложенных на них задач.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 декабря 2002 г. N 101 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 13, 8/8984);

приказ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 апреля 2004 г. N 38 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 71, 8/10878);

постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23 апреля 2004 г. N 56 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления проверок инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по вопросам соблюдения законодательства Республики Беларусь и организации работы по выполнению задач, возложенных на налоговые органы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 75, 8/10953);

приказ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. N 87 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 56, 8/15800);

приказ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23 апреля 2007 г. N 49 "О внесении изменений в приказ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 декабря 2002 г. N 101" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 121, 8/16407);

подпункт 1.3 пункта 1 постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 апреля 2007 г. N 69 "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и утверждении форм документов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 144, 8/16567).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2008 г.



Министр А.К.ДЕЙКО





СОГЛАСОВАНО

Министр финансов

Республики Беларусь

Н.П.Корбут

28.01.2008





                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Министерства
                                                 по налогам и сборам
                                                 Республики Беларусь
                                                 28.01.2008 N 14


ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ)

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЧИНЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, А ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА

ОРГАНИЗАЦИЕЙ РАБОТЫ ИНСПЕКЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ

И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НИХ ЗАДАЧ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, государственных организаций, подчиненных Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь, а также осуществления контроля за организацией работы инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по выполнению возложенных на них задач (далее - Инструкция) разработана в соответствии с указами Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788; 2001 г., N 117, 1/3286), от 25 мая 2000 г. N 293 "О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 52, 1/1312), от 15 октября 2007 г. N 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 250, 1/8997), Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 "Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 106, 5/9345), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 22 "О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 8, 5/9753) и определяет цели, задачи, перечень участников, порядок осуществления проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - инспекции МНС), государственных организаций, подчиненных МНС, контроля за соблюдением инспекциями МНС законодательства Республики Беларусь, организацией работы по выполнению задач, возложенных на налоговые органы (далее - ведомственный контроль).

2. Целью ведомственного контроля является своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений актов законодательства в деятельности инспекций МНС и государственных организаций, подчиненных МНС, обеспечение сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, повышение эффективности организации работы инспекций МНС по выполнению возложенных на них задач, а также оказание им методологической и практической помощи.

3. Основными задачами ведомственного контроля являются:

осуществление проверок соблюдения инспекциями МНС, государственными организациями, подчиненными МНС, нормативных правовых актов Республики Беларусь, инспекциями МНС - также решений коллегий МНС, инспекций МНС по областям и г.Минску;

осуществление проверок сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества;

контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью отчетности;

проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций;

выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности;

своевременность выявления, пресечения и предотвращения правонарушений, в том числе правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь;

принятие мер по возмещению причиненного вреда и устранению выявленных в ходе предыдущей проверки нарушений;

выявление и устранение нарушений и недостатков, препятствующих эффективному выполнению задач, возложенных на инспекции МНС;

установление причин и условий, способствующих возникновению нарушений и недостатков в работе инспекций МНС, разработка мер, направленных на их устранение;

оказание методологической и практической помощи в повышении эффективности работы инспекций МНС.

4. Объектом ведомственного контроля является деятельность инспекций МНС по областям и г.Минску, по городам, районам, районам в городах, государственных организаций, подчиненных МНС.

5. Субъектами ведомственного контроля являются структурные подразделения центрального аппарата МНС (далее - структурные подразделения МНС), инспекций МНС по областям и г.Минску (в части деятельности подведомственных инспекций МНС), на которые возложено осуществление такого контроля.

6. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности инспекций МНС, государственных организаций, подчиненных МНС (далее - проверки (ревизии), и проверок соблюдения инспекциями МНС требований законодательства Республики Беларусь, организации работы по выполнению задач, возложенных на налоговые органы (далее - проверки соблюдения законодательства).

7. Должностные лица при осуществлении ведомственного контроля (далее, если не установлено иное, - проверяющие) обязаны:

строго руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства Республики Беларусь, нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, нормативными правовыми актами МНС, а также настоящей Инструкцией;

принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства Республики Беларусь, возмещению вреда, причиненного государству, привлечению к ответственности виновных лиц, наложению предусмотренных законодательными актами административных взысканий.



Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ



8. Применительно к настоящей Инструкции используются термины и понятия в следующих значениях:

8.1. тематическая проверка - способ контроля, при котором проверяются отдельные вопросы и направления деятельности инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС;

8.2. комплексная проверка - способ контроля, при котором проверяются все направления деятельности, входящие в компетенцию проверяемой инспекции МНС, включая полное изучение финансово-хозяйственной деятельности;

8.3. проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства по основанию назначения делятся на плановые и внеплановые.

Термины "плановая проверка (ревизия)", "внеплановая проверка (ревизия)", "ревизия финансово-хозяйственной деятельности" употребляются в значениях, используемых в Указе Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673.

Плановая проверка соблюдения законодательства - проверка соблюдения инспекцией МНС требований законодательства Республики Беларусь, организации работы по выполнению задач, возложенных на налоговые органы, осуществляемая на основании плана проведения проверок (ревизий), проверок соблюдения законодательства инспекциями МНС, утвержденного Министром по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - Министр), руководителем инспекции МНС по области и г.Минску либо их заместителями.

Внеплановая проверка соблюдения законодательства - проверка соблюдения инспекцией МНС требований законодательства Республики Беларусь, организации работы по выполнению задач, возложенных на налоговые органы, и не включенная в план проведения проверок (ревизий), проверок соблюдения законодательства инспекций МНС, утвержденный Министром, руководителем инспекции МНС по области и г.Минску либо их заместителями (далее, если не установлено иное, - лицо, назначившее проверку (ревизию), проверку соблюдения законодательства);

8.4. программа проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства (далее - программа проверки) - документ, содержащий перечень вопросов, подлежащих проверке в инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, фамилии, инициалы проверяющих, сроки проведения проверки.

При проведении комплексной проверки в программе проверки также указываются фамилия, инициалы руководителя комплексной проверки, сроки проведения проверки в целом и по отдельным направлениям деятельности проверяемой инспекции МНС, сроки сдачи материалов проверки руководителю комплексной проверки.

Программа проверки подписывается руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения МНС, инспекции МНС по области и г.Минску, ответственного за проведение проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства, и утверждается лицом, назначившим проверку (ревизию), проверку соблюдения законодательства;

8.5. руководитель комплексной проверки - должностное лицо структурного подразделения МНС, инспекции МНС по области и г.Минску, проводящего комплексную проверку, осуществляющий организацию и проведение комплексной проверки, обобщение материалов проверки и оформление ее результатов, а также общее руководство проверяющими по выполнению программы проверки;

8.6. предписание на проведение проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства (далее - предписание) - документ, на основании которого проводится проверка (ревизия), проверка соблюдения законодательства. Предписание содержит наименование органа, проводящего проверку (ревизию), проверку соблюдения законодательства, и инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, в отношении которых проводится такая проверка, фамилии и инициалы руководителя комплексной проверки (при проведении комплексной проверки), проверяющих, их должности, фамилии, инициалы и должности привлекаемых к проверке должностных лиц других контролирующих органов, вид проверки, тему проверки, срок ее проведения, период, подлежащий проверке;

8.7. акт о результатах проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства (далее - акт проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства) - документ, которым оформляются результаты проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, проведенной в соответствии с программой проверки либо с указанной в предписании тематикой, в ходе которой установлены нарушения законодательства;

8.8. справка о результатах проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства (далее - справка проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства) - документ, которым оформляются результаты проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, проведенной в соответствии с программой проверки либо с указанной в предписании тематикой, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства.



Глава 3

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ), ПРОВЕРОК

СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА



9. Организация и проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности возлагаются на:

управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности МНС - в части проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности инспекций МНС по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах, государственных организаций, подчиненных МНС;

управления (отделы) бухгалтерского учета инспекций МНС по областям и г.Минску - в части проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности инспекций МНС по районам, городам, районам в городах.

10. Организация и проведение проверок соблюдения законодательства осуществляется иными структурными подразделениями МНС, инспекций МНС по областям и г.Минску в соответствии с их компетенцией.

На усмотрение лица, назначившего проверку (ревизию), проверку соблюдения законодательства, для участия в проведении проверки могут быть определены работники подведомственных инспекций МНС.

11. Планирование и назначение проверок (ревизий) осуществляются в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь" (далее - Порядок, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673), и решениями Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Планирование и назначение проверок (ревизий) одновременно с проверками соблюдения законодательства осуществляются в порядке, установленном для планирования и назначения проверок (ревизий).

С учетом сводного годового плана проверок (ревизий) ведомственных контрольно-ревизионных служб, который формируется соответствующим Советом по координации контрольной деятельности, составляются планы проведения проверок (ревизий), проверок соблюдения законодательства инспекций МНС на полугодие.

В координационный план контрольной деятельности включаются проверки (ревизии), комплексные проверки.

12. Плановая проверка соблюдения законодательства инспекции МНС может быть отменена либо перенесена на другой срок по решению Министра, его заместителя, руководителя инспекции МНС по области и г.Минску, его заместителя, утверждающего планы проведения проверок (ревизий), проверок соблюдения законодательства инспекций МНС.

Изменения в координационный план контрольной деятельности, касающиеся отмены либо изменения сроков проведения проверок (ревизий), комплексных проверок, включенных в координационный план контрольной деятельности, вносятся по согласованию с Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (советами по координации контрольной деятельности в областях, г.Минске) с учетом мнения других государственных органов, участвующих в проведении такой проверки (соисполнителей).

13. О проведении внеплановой проверки (ревизии), комплексной проверки информируется Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области, г.Минске).

14. Проведению проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства предшествует подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке (ревизии), период, за который должна быть проведена проверка (ревизия), изучаются документы, имеющиеся в МНС, инспекциях МНС по областям и г.Минску (отчеты о выполнении доходной части бюджета, задолженности по платежам в бюджет, результатах контрольной работы и пояснительные записки к ним, ответы на обращения плательщиков налогов, сборов (иных обязанных лиц) (далее - плательщики), характер поступивших жалоб на действия должностных лиц инспекции МНС, материалы предыдущих проверок (ревизий), проверок соблюдения законодательства, другие документы), после чего составляется программа проверки.

Проверяемый период определяется с даты предыдущей проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства до первого числа месяца, в котором начата данная проверка (ревизия), или устанавливается лицом, назначившим проверку (ревизию), проверку соблюдения законодательства.

15. Для проведения проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства составляется программа проверки.

Для проведения комплексной проверки программа проверки составляется на основании перечня вопросов, представленных в структурное подразделение, ответственное за проведение комплексной проверки, структурными подразделениями МНС, инспекций МНС по областям и г.Минску, участвующими в такой проверке.

16. Для проведения тематической проверки программа проверки может не составляться.

17. Проверка (ревизия), проверка соблюдения законодательства проводятся на основании предписания, подписанного лицом, назначившим проверку (ревизию), проверку соблюдения законодательства.

Учет выданных предписаний на проведение комплексных проверок и проверок (ревизий) осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке учета контролирующими органами предписаний на проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. N 618 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 77, 5/22312).

Учет выданных предписаний на проведение проверок соблюдения законодательства производится в журнале учета предписаний на проведение проверок соблюдения законодательства инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем и скреплен печатью налогового органа.

По решению руководителя МНС, инспекции МНС по области и г.Минску, его заместителей определяется лицо, ответственное за ведение журнала учета предписаний на проведение проверок соблюдения законодательства инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

18. Срок проведения проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства определяется исходя из объема работы с учетом конкретных задач. Общий срок проведения проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен лицом, назначившим проверку (ревизию), проверку соблюдения законодательства.

19. Перед началом проведения проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства руководитель проверки и (или) проверяющие обязаны предъявить руководителю инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, в отношении которой проводится проверка (ревизия), проверка соблюдения законодательства, а при его отсутствии - лицу, исполняющему его обязанности, служебные удостоверения, предписание, программу проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (ревизий).

20. При проведении проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства проверяющие обладают правами должностных лиц налоговых органов и вправе:

20.1. требовать представления документов, книг, журналов, реестров;

20.2. проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры учета, статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, материальные ценности и другое имущество;

20.3. получать копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС;

20.4. получать от должностных лиц инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, информацию по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства;

20.5. опечатывать кассы и кассовые помещения, иные места хранения ценностей, финансовых документов, проводить проверки фактического наличия ценностей в них, требовать от руководителя инспекции МНС, его заместителей, от руководителя государственной организации, подчиненной МНС, проведения инвентаризаций, а также осуществлять проверки правильности их проведения;

20.6. запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства, у других государственных органов и организаций;

20.7. передавать в установленном законодательством порядке и по согласованию с лицом, назначившим проверку (ревизию), материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению вреда и привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства;

20.8. в предусмотренном законодательством порядке получать от банков и (или) небанковских кредитно-финансовых организаций (далее - банк) сведения, составляющие банковскую тайну;

20.9. получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемой инспекцией МНС, государственной организацией, подчиненной МНС, а при необходимости проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников.

21. При необходимости проверяющие имеют право изымать подлинные документы, взамен которых в инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, оставлять копии документов, заверенные подписями проверяющего и должностного лица проверяемой инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, а также один экземпляр акта изъятия.

22. Руководители проверяемой инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, их заместители:

22.1. знакомят проверяющих с руководителями структурных подразделений инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, предоставляют для работы необходимые помещения, технику, обеспечивают сохранность проверяемых документов, оказывают иное содействие в проведении проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства;

22.2. в установленные сроки принимают меры по устранению выявленных нарушений и недостатков в организации работы инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, и информируют орган, проводивший проверку (ревизию), проверку соблюдения законодательства, о принятых мерах.

23. В случае непредставления в установленный срок работниками проверяемой инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, затребованных документов или информации проверяющие (руководитель комплексной проверки) должны предъявить руководителю (заместителю руководителя) проверяемой инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, требование в письменной форме о представлении необходимых для проведения проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства документов или информации с указанием срока их представления.

24. При проведении проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства могут применяться сплошной либо выборочный методы проверки документов. При сплошном методе проверяются все документы, относящиеся к теме проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства. При выборочном методе проверяется часть документов. Объем выборочной проверки (ревизии), проверки соблюдения законодательства определяется проверяющими исходя из объема и характера проверяемых операций. При этом проверке должны быть подвергнуты документы в объеме, позволяющем сделать обоснованные выводы. В актах (справках) проверок (ревизий) указывается, какие документы и за какой период проверены выборочно.

Методы проведения проверки определяются проверяющими самостоятельно с учетом требований настоящей Инструкции и характера выявленных нарушений в ходе проведения проверки.

25. Проверки соблюдения в инспекциях МНС, государственных организациях, подчиненных МНС, порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, проводятся не реже одного раза в год.



Глава 4

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ (РЕВИЗИИ), ВОПРОСЫ,

ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ (РЕВИЗИИ)



26. Контроль за состоянием финансово-хозяйственной деятельности инспекций МНС, государственных организаций, подчиненных МНС, осуществляется посредством проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности и тематических проверок.

27. Плановая проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности одной и той же инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, проводится не реже одного раза в два года. В отдельных случаях лицо, уполномоченное назначать проверку (ревизию), вправе принять решение о проведении плановой проверки (ревизии) инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, один раз в три года.

28. Проведение проверки (ревизии) и реализация материалов проверки (ревизии) осуществляются в соответствии с Порядком, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673.

29. Вопросы, подлежащие тематической проверке финансово-хозяйственной деятельности, определяются в зависимости от выбранного направления проверки финансово-хозяйственной деятельности инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС.

30. Контрольные действия, связанные с проведением проверки (ревизии) инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, могут включать:

30.1. проверку документов в целях установления законности совершенных хозяйственных и финансовых операций;

30.2. проверку действительности совершения сделок по приобретению товаров, оказанию услуг, выполнению работ, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей;

30.3. сопоставление данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными;

30.4. сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям;

30.5. проведение встречных проверок;

30.6. контрольный обмер объемов выполненных работ;

30.7. проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организация их охраны;

30.8. другие контрольные действия, связанные с изучением вопросов, определенных программой проверки.

31. При проверке (ревизии) правильности постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности проверяются:

31.1. своевременность составления и правильность оформления первичных учетных документов;

31.2. полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

31.3. тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

31.4. правильность составления и своевременность представления бухгалтерской и иной отчетности;

31.5. сроки хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.

32. Проверка (ревизия) кассы должна носить внезапный характер и производиться, как правило, в начале проверки (ревизии) в присутствии лица, ответственного за хранение денег и других ценностей, находящихся в кассе, и главного бухгалтера инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС.

33. При проверке (ревизии) кассовых операций проверяются:

33.1. соответствие фактического наличия денежных средств в кассе данным бухгалтерского учета;

33.2. соблюдение кассовой дисциплины, других требований по ведению кассовых операций в Республике Беларусь;

33.3. полнота и своевременность оприходования денежных средств, полученных в банке, от других источников, а также полнота и своевременность сдачи в банк неиспользованных денежных средств;

33.4. законность использования денежных средств на служебные командировки, в том числе за границу, на хозяйственные нужды, соблюдение порядка выдачи денежных средств под отчет и возврата неиспользованных сумм;

33.5. соблюдение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе;

33.6. правильность оформления кассовых документов, своевременность погашения приходных и расходных ордеров, других документов;

33.7. достоверность кассовых отчетов, правильность подсчета итогов и выведения остатков кассовой книги;

33.8. соответствие сумм, записанных в кассовой книге, суммам, указанным в первичных приходно-расходных документах, правильность отражения кассовых операций на счетах бухгалтерского учета;

33.9. правильность ведения учета депонированных сумм;

33.10. правильность отражения заработной платы по счету депонента, порядок выдачи денег с этого счета; нет ли случаев выплат не тем лицам, которым они были депонированы.

34. При проверке отражения операций с банком как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте проверяются:

34.1. законность и достоверность операций, проведенных по счетам в банке, открытым для инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС;

34.2. соответствие данных выписок по счетам в банке операциям, отраженным в бухгалтерском учете;

34.3. соответствие остатков денежных средств, числящихся по выпискам, счетам в банке с аналогичными учетными данными;

34.4. наличие на первичных банковских документах отметок банка об исполнении операций;

34.5. наличие на каждую запись по выпискам банка подтверждающих документов.

35. При проверке (ревизии) расчетов с юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, устанавливаются:

35.1. законность и достоверность операций, связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженностей;

35.2. своевременность взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженностей, эффективность принимаемых мер ко взысканию задолженности и правильность ее списания;

35.3. периодичность проведения сверки расчетов с юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

36. При проверке (ревизии) операций с основными средствами проверяются:

36.1. правильность оформления документов и своевременность отражения в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

36.2. своевременность и полнота отражения в учете амортизации основных средств;

36.3. соблюдение порядка реализации и прочего выбытия основных средств, достоверность и полнота определения их результатов;

36.4. правильность определения затрат, связанных с проведением всех видов ремонтов и поддержанием основных средств в рабочем состоянии, а также затрат на проведение модернизации, технического перевооружения оборудования и реконструкции, достройки объектов основных средств;

36.5. обеспечение сохранности основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.

37. При проверке (ревизии) сохранности и правильности использования товарно-материальных ценностей проверяются:

37.1. наличие заключенных договоров с материально ответственными лицами о материальной ответственности;

37.2. состояние складского хозяйства, условия хранения и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей;

37.3. своевременность и полнота оприходования полученных товарно-материальных ценностей;

37.4. правильность проведения закупок товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств;

37.5. соответствие фактического наличия товарно-материальных ценностей данным бухгалтерского учета;

37.6. порядок проведения инвентаризации;

37.7. правильность определения результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете, размеров недостач и возмещения причиненного недостачей вреда, а также обоснованность списания недостач и потерь в пределах норм естественной убыли.

Проверяющими принимаются меры к тому, чтобы материально ответственные и при необходимости другие должностные лица присутствовали при проверке (ревизии) вверенных им ценностей при контрольных обмерах объемов выполненных работ.

38. При проверке (ревизии) операций по начислению и выплате заработной платы проверяются:

38.1. правильность установления должностных окладов руководителей и специалистов;

38.2. правильность применения установленных тарифных разрядов и коэффициентов по соответствующим штатным должностям;

38.3. обоснованность выплат стимулирующего и компенсирующего характера;

38.4. своевременность и правильность расчетов при введении новых или изменении действующих условий оплаты труда;

38.5. правильность применения положений о премировании работников, об оказании материальной помощи, соблюдение условий и достоверность показателей, влияющих на выплату премий;

38.6. правильность исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального отпусков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством;

38.7. правильность оплаты труда лиц, работающих по совместительству, оформление совместительства;

38.8. правильность оплаты труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующих работников, временном заместительстве, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, за работу в ночное время;

38.9. правильность начисления и выплаты заработной платы лицам, не состоящим в штате инспекции МНС, государственной организации, подчиненной МНС, за выполненные работы и оказанные услуги;

38.10. соблюдение порядка оформления лицевых счетов, ведомостей на выплату заработной платы;

38.11. правильность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, государственных пособий семьям, воспитывающим детей;

38.12. соблюдение порядка возмещения командировочных расходов.

39. При проверке (ревизии) исполнения сметы расходов на содержание инспекции МНС устанавливаются:

39.1. наличие утвержденных смет расходов на содержание инспекции МНС;

39.2. обоснование смет расходов соответствующими расчетами и нормативами, а также своевременность представления их проектов на согласование вышестоящему налоговому органу;

39.3. целевое использование выделенных бюджетных ассигнований;

39.4. проведение мероприятий, направленных на соблюдение режима экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, расходования денежных средств из республиканского бюджета;

39.5. правильность расходования средств и списания материалов на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, а также производимых расчетов за выполненные работы (оказанные услуги);

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.