Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.08.2007 N 166 "Об утверждении Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 11 сентября 2007 г. N 8/17071



На основании статей 26, 30 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. N 213 "Об утверждении Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 132, 8/8775);

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 октября 2003 г. N 182 "О внесении изменений и дополнений в Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 129, 8/10198);

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 3 июня 2005 г. N 84 "О внесении изменений и дополнений в Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 104, 8/12758);

пункт 3 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 14 июля 2005 г. N 102 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь, определяющих порядок представления отчетности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 120, 8/12934);

пункт 2 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 13 января 2006 г. N 10 "О внесении изменений, признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь по вопросам представления отчетности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 35, 8/13904);

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. N 234 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. N 213" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 42, 8/15707).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.



Председатель Правления П.П.ПРОКОПОВИЧ







                                             УТВЕРЖДЕНО
                                             Постановление Правления
                                             Национального банка
                                             Республики Беларусь
                                             24.08.2007 N 166


ПРАВИЛА

ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь (далее - Правила) разработаны на основании статей 26 и 30 Банковского кодекса Республики Беларусь.

2. Настоящие Правила обязательны для выполнения центральным аппаратом Национального банка Республики Беларусь, главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям, специализированным управлением Национального банка Республики Беларусь и банками Республики Беларусь (далее - банки) и определяют порядок их работы на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях (далее - наличные деньги).

3. Для целей настоящих Правил нижеперечисленные термины имеют следующие значения:

предприниматели - индивидуальные предприниматели, открывшие в соответствии с законодательством текущие (расчетные) банковские счета и осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь;

подразделения - все подразделения юридического лица, включая обособленные подразделения (филиалы, представительства), их подразделения;

обслуживающий банк - банк, осуществляющий расчетное и кассовое обслуживание юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов;

выручка - все наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса (за исключением наличных денег, полученных по чеку в обслуживающем банке, и возврата наличных денег, ранее выданных на командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, предпринимателями, частными нотариусами, выплаты, входящие в состав фонда заработной платы);

касса - помещение или место осуществления расчетов наличными деньгами, а также приема, выдачи, хранения наличных денег, ценностей, кассовых документов;

лимит остатка кассы - предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе юридического лица, подразделения (предпринимателя, частного нотариуса в случае установления им лимита остатка кассы) по состоянию на конец рабочего дня;

наличное денежное обращение - непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи;

наличный денежный оборот - совокупность платежей наличными деньгами за определенный период времени. Характеризуется использованием наличных денег физическими лицами, юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами как средства обращения и платежа;

оплата труда - выплаты, входящие в состав фонда заработной платы в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29 июля 2008 г. N 92 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 222, 8/19374), выплаты алиментов;

прогноз наличного денежного оборота - оценка перспектив развития наличного денежного оборота, в составе которого определяются источники поступлений и направления выдач наличных денег, размер выпуска наличных денег или изъятие наличных денег из оборота;

специализированный кооператив - жилищный, жилищно-строительный, дачный, гаражный кооператив и садоводческое товарищество;

счет физического лица - счет физического лица, открытый по договору текущего (расчетного) банковского счета, договору банковского вклада (депозита), договору карт-счета;

уполномоченные лица - агенты, распространители, инспекторы, продавцы мелкорозничной (павильоны, киоски, палатки, передвижные средства развозной и разносной торговли) сети и другие материально ответственные лица, осуществляющие деятельность от имени юридического лица, предпринимателя;

эмиссионный результат - разница между поступлениями наличных денег в кассы банков и выдачами их из касс банков, которая определяется за конкретный период как выпуск наличных денег в обращение (превышение выдач из касс банков над поступлениями) или изъятие наличных денег из обращения (превышение поступлений наличных денег в кассы банков над выдачами из касс банков).



Глава 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ



4. Обслуживающий банк устанавливает по согласованию с исполнительным (или иным) органом управления (далее - руководитель) юридического лица, обособленного подразделения, предпринимателем, частным нотариусом ежегодно, как правило, в течение I квартала исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в банки порядок и сроки сдачи наличных денег, порядок использования наличных денег из выручки юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, лимит остатка касс юридическим лицам, подразделениям.

5. Лимит остатка кассы не устанавливается юридическим лицам, подразделениям с круглосуточным режимом работы, религиозным организациям, предпринимателям, частным нотариусам, а также специализированным кооперативам, общественным организациям (объединениям), осуществляющим деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством. Вся выручка (за исключением остатка фактической потребности в разменных наличных деньгах, но не более пяти базовых величин в расчете на одно рабочее место кассира) сдается в кассу этих юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов либо в банк, организациям Министерства связи и информатизации Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные обслуживающим банком.

Порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки не устанавливаются предпринимателям независимо от использования ими наемного труда, если они соблюдают следующие условия:

осуществляют прием выручки только с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;

имеют в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин.

Обслуживающие банки не вправе отказать при обращении вышеуказанных юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов в установлении им лимитов остатков касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки. В этом случае юридические лица, подразделения, предприниматели, частные нотариусы обязаны соблюдать установленные обслуживающим банком лимиты остатков касс, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки в течение срока, установленного в решении обслуживающего банка.

6. Для установления порядка и сроков сдачи выручки, размеров расходования наличных денег из выручки юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, а также лимитов остатка касс юридическим лицам, подразделениям в обслуживающий банк представляется заявка по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

Установленные лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, разрешение на расходование наличных денег из выручки действительны в течение срока, указанного в решении банка.

При открытии текущего (расчетного) банковского счета юридическому лицу, предпринимателю, частному нотариусу обслуживающий банк определяет срок подачи заявки по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам в договоре текущего (расчетного) банковского счета, в последующем - в решении обслуживающего банка на основании представленной ранее заявки.

7. Юридическим лицам, предпринимателям, имеющим несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках, лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки устанавливаются любым из обслуживающих банков по выбору юридического лица, предпринимателя.

Выручка может сдаваться с зачислением на любой из текущих (расчетных) банковских счетов, открытых для указанных юридических лиц, предпринимателей.

Допускается получение юридическими лицами, предпринимателями, имеющими несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках, наличных денег в любом из банков, в которых открыты их текущие (расчетные) банковские счета.

Учет юридических лиц, предпринимателей, имеющих несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках, которым установлен ежедневный срок сдачи выручки, и осуществление контроля за своевременностью и полнотой сдачи выручки указанными юридическими лицами, предпринимателями ведется в банке, установившем лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи наличных денег, размер расходования наличных денег из выручки. Учет ведется на основании информации, полученной от юридических лиц, предпринимателей в произвольной форме с указанием причин снижения объемов или непоступления выручки в отдельные дни и принятых банком мер реагирования.

8. Устанавливаются следующие сроки сдачи выручки:

ежедневно независимо от дня поступления выручки в кассу юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса - для юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где имеются банки или организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь;

один раз в несколько дней, но не реже одного раза в 7 календарных дней, - для юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где нет банков или организаций Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, или находящихся на отдаленном расстоянии от них, и для юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, имеющих незначительные ежедневные либо периодические поступления выручки в кассы юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов.

В отдельных случаях исходя из особенностей деятельности юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса по их обоснованному ходатайству решением руководителя обслуживающего банка устанавливаются другие сроки сдачи выручки. При этом учитывается необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса.

9. Лимит остатка кассы устанавливается по времени на конец рабочего дня юридических лиц, подразделений с учетом особенностей деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи выручки в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов).

Лимит остатка кассы устанавливается либо в пределах среднедневного прихода, либо среднедневного расхода, либо среднедневного прихода и среднедневного расхода наличных денег исходя из целесообразности, по усмотрению руководителя обслуживающего банка, с учетом специфики работы юридического лица, подразделения.

При установлении лимита остатка кассы не учитывается сумма выручки, поступившей от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оплаченных в безналичном порядке с использованием чеков из чековых книжек, расчетных чеков, банковских пластиковых карточек и других форм безналичных расчетов.

При этом для юридических лиц, подразделений устанавливается следующий лимит остатка кассы:

имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь ежедневно в конце рабочего дня - в размерах, необходимых для обеспечения работы юридического лица, подразделения с начала следующего рабочего дня;

имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь в течение рабочего дня либо не ежедневно - в зависимости от установленных порядка, сроков сдачи и суммы выручки;

не имеющих выручки - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов);

не имеющих иных кассовых оборотов, кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, - исходя из целесообразности по усмотрению руководителя обслуживающего банка;

вновь созданных или планирующих рост поступлений выручки, увеличение расхода наличных денег - исходя из прогнозируемых ими данных с последующим пересмотром по фактически сложившимся оборотам за 1 - 3 месяца работы.

В отдельных случаях, учитывая особенности деятельности юридического лица, подразделения и на основании обоснованного ходатайства, по решению руководителя обслуживающего банка может устанавливаться лимит остатка кассы в размерах, превышающих нормы, установленные настоящим пунктом.

10. Воинским частям, организациям Министерства обороны Республики Беларусь, имеющим бюджетное финансирование, лимиты остатка касс устанавливаются Министерством обороны Республики Беларусь по согласованию со специализированным управлением Национального банка Республики Беларусь. Указанные воинские части и организации сообщают установленные лимиты остатка касс обслуживающему банку по его требованию (запросу).

Другие организации Министерства обороны Республики Беларусь представляют в обслуживающий банк в общеустановленном порядке заявку по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам на установление лимитов остатка касс, порядка и сроков сдачи выручки, порядка использования наличных денег из выручки.

Воинским частям и иным подразделениям Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, имеющим бюджетное финансирование, лимиты остатка касс устанавливаются в порядке, установленном в части первой настоящего пункта.

Комитету государственной безопасности Республики Беларусь и его подведомственным органам лимит остатка кассы устанавливается Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь без согласования с обслуживающими банками. Установленные лимиты остатка кассы сообщаются обслуживающим банкам.

Управлению делами Президента Республики Беларусь и иным государственным органам и организациям, определенным Главой государства, финансирование деятельности которых осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь, лимиты остатка касс устанавливает Управляющий делами Президента Республики Беларусь без согласования с обслуживающим банком. Установленные лимиты остатка касс сообщаются обслуживающему банку.

11. Лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, разрешение на расходование наличных денег из выручки могут быть пересмотрены обслуживающим банком в течение года на основании представленной заявки по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам по обоснованной просьбе юридического лица, обособленного подразделения, предпринимателя, частного нотариуса в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и по другим обоснованным причинам.

Лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки могут быть пересмотрены обслуживающим банком самостоятельно по результатам осуществления контроля за своевременностью и полнотой сдачи выручки в случае изменения объемов кассовых оборотов.

В этом случае руководителем обслуживающего банка выносится соответствующее решение, копия которого направляется юридическому лицу, обособленному подразделению, предпринимателю, частному нотариусу. В решении указываются основание для пересмотра и вновь установленные лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки. Решение вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после его вынесения и является неотъемлемой частью заявки на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки.

12. Порядок и сроки сдачи выручки, лимит остатка кассы, порядок использования наличных денег из выручки, поступившей в кассу, устанавливаются на основании представленной заявки согласно приложению 1 к настоящим Правилам по:

обособленным подразделениям - обслуживающим банком по согласованию с руководителем обособленного подразделения отдельно обособленному подразделению и каждому его подразделению. Обособленное подразделение доводит установленные порядок и сроки сдачи выручки, лимит остатка кассы, порядок использования наличных денег из выручки, поступившей в кассу, каждому из своих подразделений приказом руководителя обособленного подразделения;

подразделениям юридического лица, не являющимся обособленными подразделениями, сдающим выручку непосредственно с зачислением на текущий (расчетный) банковский счет юридического лица (минуя кассу юридического лица) либо сдающим выручку непосредственно в кассу юридического лица, - обслуживающим банком отдельно юридическому лицу и каждому подразделению. Юридическое лицо доводит установленные порядок и сроки сдачи выручки, лимит остатка кассы, порядок использования наличных денег из выручки, поступившей в кассу, каждому из подразделений приказом руководителя юридического лица.

13. Юридическим лицам, подразделениям, имеющим в своем составе уполномоченных лиц, устанавливается общий лимит остатка кассы с учетом наличных денег, сдаваемых уполномоченными лицами в кассу юридического лица, подразделения. Уполномоченным лицам лимит остатка кассы не устанавливается.

Юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, имеющим в своем составе уполномоченных лиц, обслуживающим банком устанавливается размер расходования наличных денег из выручки с учетом наличных денег, сдаваемых уполномоченными лицами в кассу юридического лица, подразделения, предпринимателя.

Порядок и сроки сдачи выручки для уполномоченных лиц устанавливаются самим юридическим лицом, подразделением, предпринимателем в соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2008 г. N 4 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 32, 8/18102).

14. Обслуживающие банки устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассы юридических лиц, подразделений, предпринимателей:

реализующих товары (работы, услуги) за наличные деньги и имеющих постоянное их поступление, в том числе содержащих на своем балансе магазины и мелкорозничную сеть;

занимающихся одновременно производственной и торговой деятельностью, в кассы которых постоянно поступает выручка.

По другим юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, а также частным нотариусам решение об установлении размера расходования наличных денег из выручки принимается обслуживающим банком в исключительных случаях исходя из целесообразности.

Обслуживающие банки ведут учет юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, сдающих выручку в банк ежедневно, и юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, которым установлен ежедневный срок сдачи выручки, и осуществляют контроль за своевременностью и полнотой сдачи выручки указанными юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами. Учет ведется в произвольной форме с указанием причин снижения объемов или непоступления выручки в отдельные дни и принятых банком мер реагирования.

15. Разрешение обслуживающего банка на расходование наличных денег из выручки в соответствии с законодательством не требуется:

юридическим лицам, обособленным подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам - при выплате сумм, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке, исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию (при представлении в банк документов, предусмотренных законодательством);

юридическим лицам, обособленным подразделениям - при выплате наличных денег физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, за закупаемую в соответствии с законодательством сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару;

предпринимателям - при использовании наличных денег на расчеты между юридическими лицами, предпринимателями;

юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам - при использовании наличных денег для осуществления платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

предпринимателям независимо от использования ими наемного труда, осуществляющим деятельность только с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и имеющим в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин;

юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам - при выплатах физическим лицам в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

комиссионным магазинам на выплату физическим лицам - комитентам.

Разрешение обслуживающего банка не требуется юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам при использовании возврата наличных денег, ранее выданных на оплату труда, командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, предпринимателями, частными нотариусами, на указанные цели.

16. Разрешение юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам на расходование наличных денег из выручки выдается (пересматривается) ежегодно (как правило, в течение I квартала) на основании представленной заявки согласно приложению 1 к настоящим Правилам при отсутствии претензий к текущему (расчетному) банковскому счету юридического лица, предпринимателя, частного нотариуса либо при наличии в картотеке расчетных документов, оплата которых относится к третьей группе очередности платежей, за исключением случаев, установленных законодательством.

При наличии претензий к текущему (расчетному) банковскому счету действие ранее выданных разрешений на использование юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами поступающей им выручки приостанавливается до полного расчета по платежам, предшествующим третьей группе очередности, за исключением случаев, установленных законодательством. Данные условия должны быть оговорены при заключении договора текущего (расчетного) банковского счета или при внесении изменений в действующие договоры.

17. Размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассы юридического лица, подразделений, предпринимателя, частного нотариуса на цели, предусмотренные законодательством, устанавливается дифференцированно для каждого юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса в зависимости от потребностей и вида уставной деятельности юридического лица, деятельности предпринимателя, но не более 50 процентов поступившей выручки в месяц. При этом из общей суммы выручки исключаются денежные средства:

израсходованные на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии;

израсходованные в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.

Наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса, могут быть использованы по согласованию с обслуживающим банком на оплату труда, пенсии, пособия, стипендии в необходимом размере.

18. В отдельные дни по мере необходимости по согласованию с обслуживающим банком выручка обособленных подразделений и подразделений юридических лиц, которая сдается непосредственно с зачислением на текущий (расчетный) банковский счет юридического лица, может быть сдана в кассу юридического лица, не имеющую собственной выручки, поступающей наличными деньгами, или имеющую незначительные ежедневные либо периодические поступления наличных денег. Указанная выручка по согласованию с обслуживающим банком может быть использована на оплату труда, командировочные расходы в полном объеме при соблюдении пункта 16 настоящих Правил. Использование юридическим лицом поступившей выручки от обособленных подразделений и подразделений на другие цели производится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил.

Выручка, поступившая в кассы юридического лица (в том числе в кассы его подразделений), может быть использована на оплату труда работников как самого юридического лица, так и любого из его подразделений в необходимом размере по согласованию с банком при соблюдении пункта 16 настоящих Правил.

19. Общий размер расходования наличных денег из выручки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся игорным бизнесом, на выплату физическим лицам выигрышей, ломбардам на выдачу физическим лицам займов под залог, потребительским кооперативам граждан, целью деятельности которых является оказание финансовой взаимопомощи своим участникам, на выдачу займов физическим лицам - участникам кооперативов может устанавливаться обслуживающим банком с превышением нормы, установленной в части первой пункта 17 настоящих Правил.

20. Обслуживающие банки не имеют права выдавать юридическим лицам, их обособленным подразделениям разрешение на расходование наличных денег из выручки для осуществления расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями.

21. Исключен.

22. Банки при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц и отсутствии ограничительных предписаний осуществляют прием наличных денег в соответствии с законодательством:

от юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов для зачисления выручки на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открываемые в порядке, установленном законодательством;

от юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, получателей средств - в порядке, установленном законодательством;

от частных унитарных предприятий, предпринимателей, частных нотариусов для пополнения их текущих (расчетных) банковских счетов;

от физических лиц по платежам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, за продукцию, товары, работы, услуги и другим платежам (коммунальные услуги, услуги связи, страховые и налоговые платежи, сборы, штрафы, оплата обучения, лечения, покупка квартиры, гаража и т.п.) для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета юридических лиц, обособленных подразделений, предпринимателей и частных нотариусов, открываемые в порядке, установленном законодательством, а также в виде взносов первичным общественным организациям. Платежи могут производиться как на основании соответствующего договора между банком и получателем денежных средств, так и без договора в соответствии с законодательством.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, могут сдаваться сборщиками этих платежей непосредственно в банки или через организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь как на основании соответствующего договора между банком и получателем денежных средств, так и без договора.

23. Обслуживающие банки выдают наличные деньги на цели, предусмотренные законодательством.

Обслуживающие банки осуществляют контроль за выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам в соответствии с законодательством.

Для организации контроля за поступлениями и выдачей наличных денег обслуживающий банк согласно статье 22 Банковского кодекса Республики Беларусь самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых в обслуживающий банк юридическим лицом, подразделением, предпринимателем, частным нотариусом.

По результатам контроля за поступлениями и выдачей наличных денег в случае возникновения подозрений в том, что финансовые операции совершаются в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, банки заполняют специальные формуляры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю в соответствии с законодательством.

24. Выдачи наличных денег из касс обслуживающих банков на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов производятся в соответствии с законодательством в сроки, определяемые договором между юридическим лицом, подразделением, предпринимателем, частным нотариусом, с одной стороны, и обслуживающим банком, с другой стороны. Обслуживающие банки при определении в договоре конкретных сроков выдачи наличных денег на указанные цели учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца для обеспечения удовлетворения обоснованных требований юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах.

Юридические лица, подразделения, предприниматели и частные нотариусы, получающие в обслуживающих банках наличные деньги, представляют в обслуживающие банки копию либо выписку из коллективного договора (соглашения), трудовых договоров (контрактов), иных документов с указанием сроков оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов при открытии текущих (расчетных) банковских счетов или изменении сроков выплат. Сведения о размерах указанных выплат представляются (по усмотрению руководителя обслуживающего банка) в порядке и сроки, определяемые договором.

25. Если в коллективном договоре (соглашении), трудовом договоре (контракте), ином документе сроки оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий определены не в один, а в несколько дней, обслуживающий банк по письменному согласию юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса может устанавливать конкретный (один) день, определяя, таким образом, первый день предусмотренных выплат по каждому сроку получения наличных денег из банка на эти цели (за 1-ю, за 2-ю половину месяца и другие сроки).

26. В целях равномерного распределения нагрузки на кассовых работников выдачи обслуживающими банками наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться начиная с четверга, по срокам, приходящимся на праздничные и предпраздничные дни, - не более чем за три рабочих дня до их наступления. Выдачи обслуживающими банками наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, производятся накануне выходных дней этих юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов.

При обеспечении выдач по срокам, согласованным с клиентами в договорах, обслуживающие банки при обращении клиентов могут осуществлять выдачу наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий ранее установленных в части первой настоящего пункта сроков.

27. Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми и уходящими в отпуск работниками, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, производятся независимо от определенных в договоре между юридическим лицом, подразделением, предпринимателем, частным нотариусом и обслуживающим банком сроков.

28. Для обеспечения рационального регулирования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денег обслуживающие банки на основании сведений, полученных от юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, о размерах и определенных договором сроках оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов ежеквартально, с разбивкой по месяцам, могут составлять (по усмотрению руководителя обслуживающего банка) календари выдач наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов (по дням) согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

В календаре выдач наличных денег указываются расходы на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов по всем числам месяца, в том числе нерабочим дням (сумма выдач за 31-е число прибавляется к выдачам за 30-е число месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдачи наличных денег.

При этом не учитываются оплата труда, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей, частных нотариусов, выплачиваемые юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами из выручки и через организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Учет оплаты труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов, перечисленных на счета физических лиц, ведется (по усмотрению руководителя банка) в календарях банками, осуществляющими выдачу наличных денег.

29. Для расчета потребности обслуживающих банков в наличных деньгах в предстоящие дни и своевременного получения юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями, частными нотариусами наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов банки могут вести (по усмотрению руководителя обслуживающего банка) ведомость учета выдач наличных денег на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, доходов предпринимателей, частных нотариусов согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

30. Выдача наличных денег из касс банков на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями проводится в размере не более 300 базовых величин в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам каждому юридическому лицу, обособленному подразделению, подразделению, предпринимателю.

Выдача наличных денег из касс банков предпринимателям на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями проводится за вычетом суммы, использованной на эти цели из выручки.

31. Выдачи наличных денег юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, физическим лицам производятся, как правило, за счет текущих поступлений наличных денег в кассы обслуживающих банков.

При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей юридических лиц, подразделений, предпринимателей, частных нотариусов, физических лиц обслуживающие банки осуществляют подкрепление операционных касс в порядке, установленном законодательством.

32. Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям ежемесячно анализируют состояние инкассации торговой выручки по областям по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам во второй декаде месяца, следующего за отчетным, за квартал - в первой декаде второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Для анализа состояния инкассации торговой выручки главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям производят расчет процента инкассации торговой выручки.

Фактический уровень (процент) инкассации торговой выручки определяется как отношение суммы торговой выручки, поступившей от юридических лиц, подразделений, предпринимателей по всем каналам поступлений, к фактическому общему объему розничного товарооборота (включая организации общественного питания).

Анализ проводится как по общему объему розничного товарооборота через все каналы реализации, так и по объему розничного товарооборота по официально учтенным (торговым) организациям на основании данных территориальных органов государственной статистики Республики Беларусь формы 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров", утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28 июня 2006 г. N 91, бюллетеня "Основные показатели торговли Республики Беларусь", формы 4-торг (касса) "Отчет об обороте кассы", утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. N 61 (далее - форма 4-торг (касса)), а также отчетов о кассовых оборотах банков и Национального банка Республики Беларусь (форма 0520), утвержденных постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 185, 8/16856).

При анализе инкассации торговой выручки могут использоваться иные данные отчетов юридических лиц перед территориальными органами государственной статистики Республики Беларусь в соответствии с установленными законодательством формами статистической отчетности, банковской отчетности согласно постановлению Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192.

Торговая выручка, используемая при определении уровня (процента) инкассации торговой выручки, складывается из поступлений от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации в банки, через организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь - наличными деньгами, чеками, безналичными перечислениями, включая расчеты с использованием банковских пластиковых карточек (коды 2002, 2019, 2074, 2075 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192), и корректируется на переходящую выручку (код 2089 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192) между периодами путем исключения суммы выручки, перешедшей из предыдущего месяца (квартала), и увеличения торговой выручки на сумму, перешедшую на следующий месяц (квартал). Производится также корректировка на переходящую выручку между областями.

Для определения размера неинкассируемой выручки из общего объема розничного товарооборота вычитается выручка, поступившая через все каналы поступлений. В состав неинкассируемой выручки включается выручка, использованная торговыми организациями на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, закупку сельскохозяйственных продуктов, предоставление покупателям кредита при продаже товаров в кредит и прочие источники использования выручки.

Перечень показателей, используемых для анализа уровня инкассации торговой выручки, может быть расширен.

При низком уровне фактически сложившейся инкассации торговой выручки выясняются причины и принимаются меры, способствующие увеличению поступлений торговой выручки в кассы банков наличными деньгами (максимальный возврат наличных денег в организованный оборот) и за счет расширения безналичных расчетов на потребительском рынке за товары.

33. Национальный банк Республики Беларусь осуществляет контроль за работой банков по организации наличного денежного обращения в соответствии с законодательством.



Глава 3



34. Исключен.

35. Исключен.

36. Исключен.



Глава 4

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА



37. Прогноз наличного денежного оборота составляется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа кассовых оборотов банков за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому.

Квартальные прогнозы наличного денежного оборота составляются главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям - по соответствующим областям и городу Минску, центральным аппаратом Национального банка Республики Беларусь - по республике в целом.

Фактические обороты по приходу и расходу по операциям организаций Министерства связи и информатизации Республики Беларусь должны быть сальдированы.

38. Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям для определения ожидаемых изменений наличного денежного оборота и потребности юридических лиц, предпринимателей, частных нотариусов в наличных деньгах составляют прогноз наличного денежного оборота по областям и городу Минску по источникам поступлений наличных денег в кассы банков и направлениям их выдач согласно приложению 5 к настоящим Правилам на предстоящий квартал и представляют в центральный аппарат Национального банка Республики Беларусь не позднее 20-го числа второго месяца текущего квартала с приложением пояснительной записки и расчетов прогноза наличного денежного оборота по:

поступлениям торговой выручки согласно приложению 6 к настоящим Правилам;

выдачам наличных денег на оплату труда согласно приложению 7 к настоящим Правилам.

39. Прогнозируемые расчеты эмиссионного результата главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям учитывают при разработке мер по организации наличного денежного обращения, а также при прогнозировании завоза наличных денег в регион.

40. Для составления прогноза наличного денежного оборота главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям используют:

прогнозируемые расчеты розничного товарооборота (включая общественное питание) территориальных, ведомственных органов регулирования торговли;

фактические сведения территориальных органов государственной статистики Республики Беларусь об общих (через все каналы реализации) объемах розничного товарооборота (включая общественное питание), о розничном товарообороте (включая общественное питание), по официально учтенным (торговым) организациям, а также о расходовании торговыми организациями наличных денег из выручки;

сведения территориальных экономических органов о прогнозируемых фондах заработной платы;

фактические сведения территориальных органов Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь о подоходном налоге с физических лиц;

сведения организаций Министерства связи и информатизации Республики Беларусь об оплате труда своих работников и объемах реализации услуг связи населению.

41. Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям составляют расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки в кассы банков по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

За основу расчета принимается прогноз розничного товарооборота (включая общественное питание) по торговым организациям, отчитывающимся перед органами государственной статистики, а также прогнозируемый объем поступлений торговой выручки по прочим источникам, рассчитываемый органами Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на основе обследования домашних хозяйств.

Для определения прогнозируемого размера поступлений наличных денег в кассы банков из общей суммы принятого розничного товарооборота (через все каналы реализации) вычитается неинкассируемая ее часть. Неинкассируемая выручка прогнозируется исходя из динамики и прогноза розничного товарооборота по области, городу Минску с учетом фактических данных (выплата заработной платы из выручки) из формы 4-торг (касса), представляемой территориальным органам государственной статистики Республики Беларусь.

Определяется общая сумма торговой выручки, подлежащая сдаче по всем каналам поступлений: в банки (коды 2002, 2019 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192), в организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь (код 2075 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192), а также безналичными перечислениями от физических лиц, включая расчеты с использованием чеков и банковских пластиковых карточек (код 2074 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192).

Процентное отношение полученной торговой выручки к розничному товарообороту характеризует уровень инкассации торговой выручки.

В общую сумму поступлений торговой выручки вносятся коррективы на разницу в переходящей выручке (код 2089 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192) на начало и конец квартала (месяца).

Коррективы на разницу в переходящей выручке производятся в случаях, когда в прогнозируемом периоде количество дней торговли не совпадает с количеством дней, за которые банки учитывают по своему балансу поступления выручки, а также в тех случаях, когда количество дней совпадает, но имеется разница в размерах переходящей выручки на начало и конец прогнозируемого периода. При этом сумма торговой выручки, подлежащая сдаче на счета в банки в прогнозируемом периоде, увеличивается на сумму выручки от торговли за последние дни предыдущего периода, которая будет проведена по балансу банка в прогнозируемом квартале (месяце), и уменьшается на сумму выручки от торговли за последние дни прогнозируемого периода, которая будет принята на баланс банка в следующем квартале (месяце).

При определении суммы торговой выручки, поступающей наличными деньгами в банки и организациям Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, следует исходить из фактического размера этих поступлений за соответствующий период прошлого года и сложившейся динамики в текущем году.

42. Для расчета поступлений торговой выручки главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям используются показатели, определяемые следующим образом:

объем розничного товарооборота по прогнозу - исходя из прогнозов социально-экономического развития областей и города Минска, а также его динамики за периоды, предшествующие прогнозируемому, с учетом индекса цен (уровня инфляции);

выручка, используемая торговыми организациями на оплату труда, сопоставляется с фактическими расходами из выручки по данным формы 4-торг (касса).

Суммы торговой выручки, использованные на оплату труда работникам торговых организаций, учитываются в расчете прогноза кассовых оборотов по выдаче наличных денег на оплату труда.

43. Прогнозируемый размер выдач наличных денег на оплату труда определяется главными управлениями Национального банка Республики Беларусь по областям по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам исходя из данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от территориальных экономических органов.

Прогнозирование осуществляется на основании фактических выдач на заработную плату за период, предшествующий прогнозируемому кварталу.

44. Для определения прогнозируемого размера выдач наличных денег из касс банков на оплату труда из общей суммы фонда заработной платы вычитаются суммы безналичных перечислений и удержаний из оплаты труда, которые определяются следующим образом:

подоходный налог - исходя из удельного веса отчетных данных территориальных органов Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь в фактическом фонде заработной платы за соответствующий период прошлого года и прогнозируемого фонда заработной платы;

взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь - в установленном размере от фонда заработной платы;

перечисления оплаты труда в банки для зачисления на счета физических лиц - с учетом динамики данных по кодам 2083, 2183 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192;

оплата труда, выплачиваемая из выручки работникам торговых организаций, - с учетом фактически сложившегося за прошлое время соотношения этих выплат и объема розничного товарооборота;

оплата труда, выплачиваемая организациями Министерства связи и информатизации Республики Беларусь своим работникам из кассовых поступлений, - на основании данных территориальных органов Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Отдельной строкой в данном расчете показываются выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы (код 2042 постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. N 192).

45. Прогнозирование по другим статьям кассовых оборотов, характеризующим поступления наличных денег в кассы банков и их выдачи, осуществляется исходя из динамики кассовых оборотов за соответствующий период предыдущих лет с учетом фактических оборотов, сложившихся в предыдущих кварталах текущего года.

46. Главное управление эмиссионно-кассовых операций Национального банка Республики Беларусь прогнозирует объем наличного денежного оборота и размер эмиссии наличных денег на предстоящий квартал на основании прогноза социально-экономического развития республики, динамики фактически сложившихся показателей наличного денежного оборота за соответствующий период прошлого года и в текущем году, а также прогнозов кассовых оборотов, полученных от главных управлений Национального банка Республики Беларусь по областям.

При этом учитываются:

количество дней и другие особенности каждого месяца;

возможные изменения по месяцам объема розничного товарооборота за счет изменения ценового фактора, размера минимальной заработной платы, размера выплат социального характера за счет принимаемых мер по социальной защите населения, размера закупок сельскохозяйственной продукции в зависимости от сезонности, активизации поступлений в предпраздничные и праздничные дни и другие особенности;

сроки уплаты налогов, сборов и других платежей;

время массовых отпусков.

Главное управление эмиссионно-кассовых операций Национального банка Республики Беларусь на десятый рабочий день месяца, предшествующего прогнозируемому кварталу, доводит главным управлениям Национального банка Республики Беларусь по областям прогнозируемый эмиссионный результат по областям и городу Минску на квартал с разбивкой по месяцам.

47. Исключен.

48. Главные управления Национального банка Республики Беларусь по областям на основании фактических данных отчета о кассовых оборотах банков (форма 0520) производят по состоянию на 15-е и 22-е число каждого месяца в день поступления отчета оценку ожидаемого исполнения прогноза кассовых оборотов по территории и сообщают ее в центральный аппарат Национального банка Республики Беларусь.



Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.