![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.07.2007 N 48 "Об утверждении норм времени на совершение нотариальных действий государственными и частными нотариусами Республики Беларусь"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 27 июля 2007 г. N 8/16875 На основании Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1605, Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить нормы времени на совершение нотариальных действий государственными и частными нотариусами Республики Беларусь (далее - нотариусы) согласно приложениям 1 - 21. 2. Нормы времени на совершение нотариальных действий нотариусами используются при определении объема служебной нагрузки с учетом затрат рабочего времени, установленного для совершения отдельных видов нотариальных действий, эффективности осуществления нотариальной деятельности, а также в зависимости от этого для прогнозирования численности нотариусов. 3. В каждой государственной нотариальной конторе, нотариальном бюро ведутся журналы (книги) учета выездов по служебным делам, в которых отражаются все служебные выезды нотариусов, в том числе выезды в агрогородки для осуществления нотариального обслуживания, в местные исполнительные и распорядительные органы для оказания методической помощи, участия в мероприятиях по повышению квалификации, иных мероприятиях. Выезды нотариусов на дом, в больницу и тому подобное к гражданам, которые по уважительной причине не могут явиться в государственную нотариальную контору (нотариальное бюро) для совершения нотариальных действий, отражаются в книге учета выездов для совершения нотариальных действий. 4. Для определения полного объема служебной нагрузки нотариуса подсчитывается время, затраченное на совершение нотариальных и иных связанных с ними действий, а также на выполнение других служебных обязанностей. 5. Время, расходуемое на совершение нотариального действия, состоит из сумм времени, затраченного нотариусом на: 5.1. приглашение лица, обратившегося за совершением нотариального действия (далее - клиент), взаимное представление и выяснение цели визита; 5.2. выяснение позиции клиента по вопросу сбора необходимых сведений и (или) документов (самостоятельно или нотариусом), разъяснение законодательства, регулирующего порядок истребования нотариусом сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия (далее - необходимые сведения и (или) документы); 5.3. установление личности клиента в случаях, предусмотренных законодательством, проверку дееспособности гражданина, полномочий на обращение за совершением нотариального действия от имени и в интересах других лиц, правоспособности юридического лица; 5.4. регистрацию клиента в книге регистрации заинтересованных лиц об истребовании сведений и (или) документов, необходимых для совершения нотариального действия (далее - книга регистрации заинтересованных лиц), и в алфавитной книге регистрации заинтересованных лиц об истребовании сведений и (или) документов (далее - алфавитная книга регистрации заинтересованных лиц); 5.5. разъяснение законодательства, регулирующего совершение нотариального действия, за которым обратился клиент, смысла и значения совершаемого нотариального действия, правовых последствий его совершения, информирование о размере платы за совершение нотариального действия; 5.6. формирование дела предварительного рассмотрения (далее - предварительное дело) либо наследственного дела; 5.7. изучение либо подготовку проекта заявлений, подача которых нотариусу предусмотрена законодательством; 5.8. регистрацию заявлений, иных документов, открытых наследственных дел в предусмотренных законодательством книгах, журналах (журналы регистрации входящих, исходящих документов, книга учета наследственных дел, алфавитная книга учета наследственных дел, книга учета заявлений о принятии мер по охране наследства и (или) управлению им, книга учета ценностей при принятии мер по охране наследства, приходная и расходная книги учета депозитных операций и др.); 5.9. подготовку, регистрацию и направление запросов о предоставлении необходимых сведений и (или) документов; 5.10. проверку, изучение, оценку сведений и (или) документов, истребованных нотариусом либо представленных обратившимся лицом, а также имеющихся в государственной нотариальной конторе, нотариальном бюро; 5.11. извещение заинтересованных лиц о получении всех истребуемых нотариусом сведений и (или) документов и необходимости явки для совершения нотариального действия; 5.12. оформление заявлений лиц, чье согласие (отказ) в соответствии с законодательством истребуется для совершения нотариального действия; 5.13. заполнение бланков квитанций о приеме наличных денежных средств государственным нотариусом при оплате государственной пошлины, тарифа за оказание дополнительных платных услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, заполнение бланков квитанций о приеме наличных денежных средств частным нотариусом при оплате государственной пошлины, нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера, связанных с их совершением; 5.14. проверку документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, тарифа за оказание дополнительных платных услуг правового и технического характера, нотариального тарифа, оплату выдачи необходимых сведений и (или) документов; 5.15. подготовку проекта нотариального документа, совершение удостоверительной надписи, прочтение, перевод текста переводчиком (сурдопереводчиком), подписание нотариального документа, скрепление его печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь (далее - гербовая печать); 5.16. техническое оформление документов, изложенных на нескольких листах; 5.17. регистрацию нотариального действия в реестре для регистрации нотариальных действий, либо в реестре для регистрации запрещений отчуждения недвижимого имущества и арестов, либо в приходной (расходной) книге учета депозитных операций; 5.18. проставление отметки о совершении нотариального действия либо о том, что оно не совершалось, в книге регистрации заинтересованных лиц и алфавитной книге регистрации заинтересованных лиц; 5.19. подготовку просьб (поручений) об оказании правовой помощи в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в связи с истребованием нотариусом необходимых сведений и (или) документов; 5.20. подготовку и направление сообщений о совершении нотариального действия в налоговые органы, органы опеки и попечительства, иные государственные организации, а также заполнение, регистрацию и направление специальных формуляров регистрации финансовой операции в органы финансового мониторинга. 6. В случае, если клиент изъявляет желание самостоятельно представлять нотариусу необходимые сведения и (или) документы, время, затраченное на совершение нотариусом действий, предусмотренных подпунктами 5.4, 5.6, 5.9, 5.11, 5.18 пункта 5 настоящего постановления, не включается в норму времени на совершение конкретного нотариального действия, установленную согласно приложениям 1 - 21 к настоящему постановлению. 7. Время, затраченное государственными нотариусами на оказание методической помощи уполномоченным должностным лицам местных исполнительных и распорядительных органов, а также должностным лицам, которым в соответствии со статьей 51 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 года "О нотариате и нотариальной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 120, 2/1055) предоставлено право удостоверять завещания и доверенности, приравненные к нотариально удостоверенным, определяется путем подсчета фактически затраченного времени в соответствии с произведенными записями в книге учета выездов по служебным делам. 8. Для определения полного объема служебной нагрузки нотариуса за определенный период (день, месяц, год и т.д.) подсчитывается время, затраченное на совершение нотариальных действий, иных действий, связанных с совершением нотариальных действий, и на выполнение других служебных обязанностей в данный период времени. 9. Министерство юстиции Республики Беларусь, управления юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов вправе привлекать нотариусов для проведения мероприятий, связанных с обобщением нотариальной практики, повышением квалификации нотариусов, проведением проверок деятельности нотариусов, методических занятий со стажерами государственного нотариуса. Время, затраченное на участие в мероприятиях, указанных в части первой настоящего пункта, определяется с учетом фактически затраченного времени на указанные мероприятия, в том числе в соответствии с произведенными записями в книге учета выездов нотариуса по служебным делам. 10. Признать утратившим силу постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 августа 2000 г. N 18 "Об утверждении Норм времени на совершение нотариальных действий государственными нотариальными конторами Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 81, 8/3880). 11. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования. Министр В.Г.ГОЛОВАНОВ Приложение 1 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь 20.07.2007 N 48 НОРМА ВРЕМЕНИ НА УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОГОВОРОВ ОБ ОТЧУЖДЕНИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ДОГОВОРОВ РЕНТЫ, ДОГОВОРОВ О ЗАЛОГЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ------------------------------------------------+------------------¬ ¦ Содержание работы ¦ Норма времени ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦1. Нотариус приглашает клиента, проводит ¦ 3 минуты ¦ ¦взаимное представление. Выясняет цель визита, ¦ ¦ ¦намерения сторон ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦2. Устанавливает личность обратившегося ¦ 3 минуты ¦ ¦гражданина, его представителя, проверяет ¦ ¦ ¦дееспособность гражданина, полномочия ¦ ¦ ¦представителя ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦3. Выясняет позицию клиента по вопросу сбора ¦ 5 минут ¦ ¦сведений и (или) документов, необходимых для ¦ ¦ ¦удостоверения договора (нотариусом либо ¦ ¦ ¦самостоятельно), разъясняет законодательство, ¦ ¦ ¦регулирующее порядок истребования сведений и ¦ ¦ ¦(или) документов, необходимых для ¦ ¦ ¦удостоверения договора ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦4. Регистрирует заинтересованное лицо в книге ¦ 5 минут ¦ ¦регистрации заинтересованных лиц и алфавитной ¦ ¦ ¦книге регистрации заинтересованных лиц, о чем ¦ ¦ ¦заинтересованное лицо расписывается в графе ¦ ¦ ¦книги "Примечание". ¦ ¦ ¦Заводит предварительное дело, присваивает ему ¦ ¦ ¦ему порядковый номер ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦5. Подготавливает, регистрирует и направляет ¦ 7 минут на один ¦ ¦запросы о предоставлении необходимых сведений ¦ запрос ¦ ¦и (или) документов ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦6. Разъясняет законодательство, регулирующее ¦ 10 минут ¦ ¦совершение договора отчуждения, ренты, залога ¦ ¦ ¦(далее, если не указано иное, - отчуждение), ¦ ¦ ¦за удостоверением которого обратился клиент, ¦ ¦ ¦смысл, значение, правовые последствия его ¦ ¦ ¦совершения ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦7. При получении из государственных органов и ¦ 10 минут ¦ ¦иных организаций всех необходимых для ¦ ¦ ¦удостоверения договора сведений и (или) ¦ ¦ ¦документов подготавливает и направляет по ¦ ¦ ¦почте заказным письмом либо заказным письмом ¦ ¦ ¦с обратным уведомлением извещение ¦ ¦ ¦заинтересованным лицам о получении всех ¦ ¦ ¦истребуемых сведений и (или) документов, а ¦ ¦ ¦при необходимости дополнительно передает его ¦ ¦ ¦содержание заинтересованным лицам по ¦ ¦ ¦контактному телефону ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦8. Проверяет, изучает, оценивает документы, ¦ 15 минут ¦ ¦подтверждающие государственную регистрацию ¦ ¦ ¦недвижимого имущества, права стороны на него, ¦ ¦ ¦ограничения (обременения) прав на недвижимое ¦ ¦ ¦имущество, уплату соответствующего налога. ¦ ¦ ¦Проверяет отсутствие запрещений отчуждения ¦ ¦ ¦недвижимого имущества и арестов. ¦ ¦ ¦Выясняет факт нахождения отчуждаемого ¦ ¦ ¦недвижимого имущества в общей собственности ¦ ¦ ¦(долевой или совместной), проверяет документы, ¦ ¦ ¦позволяющие установить участников общей ¦ ¦ ¦собственности. ¦ ¦ ¦Устанавливает необходимость получения ¦ ¦ ¦согласия каких-либо лиц в случаях, ¦ ¦ ¦предусмотренных законодательством, на ¦ ¦ ¦отчуждение недвижимого имущества (например, ¦ ¦ ¦собственника при отчуждении и залоге ¦ ¦ ¦имущества лицом, которому оно принадлежит на ¦ ¦ ¦праве хозяйственного ведения или праве ¦ ¦ ¦оперативного управления, и др.) либо отказа ¦ ¦ ¦от его приобретения. ¦ ¦ ¦Выясняет наличие совершеннолетних лиц, имеющих ¦ ¦ ¦право пользования отчуждаемым жилым ¦ ¦ ¦помещением, чье согласие в соответствии ¦ ¦ ¦с законодательством необходимо ¦ ¦ ¦для удостоверения договора. ¦ ¦ ¦Также выясняет наличие несовершеннолетних, ¦ ¦ ¦недееспособных или ограниченных в ¦ ¦ ¦дееспособности лиц, имеющих право пользования ¦ ¦ ¦либо принимавших участие в приватизации ¦ ¦ ¦отчуждаемого жилого помещения, проверяет ¦ ¦ ¦соответствующее согласие органов опеки и ¦ ¦ ¦попечительства. ¦ ¦ ¦Проверяет, изучает, оценивает иные документы, ¦ ¦ ¦предусмотренные законодательством ¦ ¦ ¦для удостоверения соответствующего договора ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦9. Проверяет представленные заявления (либо ¦ 5 минут ¦ ¦составляет проекты заявлений) о согласии на ¦ ¦ ¦отчуждение (отказе от преимущественного права ¦ ¦ ¦покупки), предъявляет их для прочтения и ¦ ¦ ¦подписания ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦10. Разъясняет сторонам договора о ¦ 5 минут ¦ ¦возможности обращаться за осуществлением ¦ ¦ ¦государственной регистрации одной из сторон, ¦ ¦ ¦выясняет позицию сторон по этому вопросу ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦11. Изучает представленный сторонами проект ¦ 10 минут ¦ ¦договора либо составляет проект ¦ ¦ ¦соответствующего договора. Предъявляет ¦ ¦ ¦договор сторонам для ознакомления с ¦ ¦ ¦содержанием и подписания ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦12. Проверяет уплату государственной пошлины, ¦ 5 минут ¦ ¦тарифа за оказание дополнительной платной ¦ ¦ ¦услуги (нотариального тарифа). ¦ ¦ ¦Совершает удостоверительную надпись, ¦ ¦ ¦подписывает и скрепляет гербовой печатью. ¦ ¦ ¦Регистрирует нотариальное действие в реестре ¦ ¦ ¦для регистрации нотариальных действий ¦ ¦ +-----------------------------------------------+------------------+ ¦13. Проставляет отметку о совершении ¦ 3 минуты ¦ ¦нотариального действия в книге регистрации ¦ ¦ ¦заинтересованных лиц и алфавитной книге учета ¦ ¦ ¦заинтересованных лиц ¦ ¦ ¦-----------------------------------------------+------------------- Общая норма времени при совершении всех вышеуказанных действий - 1 час 26 минут. Общая норма времени при совершении вышеуказанных действий, за исключением пунктов 4, 5, 7, 13 - 1 час 1 минута. В случае, если стороной договора является юридическое лицо, на проверку правоспособности юридического лица, полномочий представителя юридического лица дополнительно расходуется 5 минут. При направлении запросов о предоставлении необходимых сведений и (или) документов по электронной почте расходуется 5 минут на один запрос. При составлении проекта заявления дополнительно расходуется 8 минут на каждое заявление. На составление и изготовление нотариусом проектов договоров дополнительно расходуется: договора приватизации жилья, договора отчуждения жилого дома с земельным участком либо отчуждения земельного участка - 20 минут; договора мены (2-стороннего) - 25 минут; договора отчуждения предприятия как имущественного комплекса - 35 минут; договора купли-продажи, дарения предприятия - 30 минут; договора ренты, залога - 30 минут; иного договора отчуждения недвижимого имущества - 15 минут. В случае, если количество сторон договора больше двух, к норме времени добавляется по 10 минут на каждую сторону. Налагая запрещение отчуждения предмета залога, нотариус дополнительно расходует 20 минут. При необходимости технического оформления документов, изложенных на нескольких листах, дополнительно расходуется 3 минуты на каждый документ (экземпляр документа). При заполнении бланков квитанций о приеме наличных денежных средств при оплате государственной пошлины, тарифа за оказание дополнительных платных услуг правового и технического характера, связанных с совершением нотариальных действий, нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и за оказание услуг правового и технического характера, связанных с их совершением, дополнительно расходуется 5 минут. При удостоверении договора с количеством сторон более двух на регистрацию такого нотариального действия в реестре для регистрации нотариальных действий дополнительно расходуется 2 минуты на каждую сторону. При подготовке и направлении сообщения о совершении нотариального действия в налоговые органы, органы опеки и попечительства, иные государственные организации, а также заполнении, регистрации и направлении специального формуляра регистрации финансовой операции в органы финансового мониторинга дополнительно расходуется 20 минут на каждый вид документа. При заполнении специального формуляра регистрации финансовой операции с количеством участников более двух дополнительно расходуется 5 минут на заполнение листа на каждого последующего участника финансовой операции. Приложение 2 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь 20.07.2007 N 48 НОРМА ВРЕМЕНИ НА УДОСТОВЕРЕНИЕ ИНЫХ ДОГОВОРОВ, КРОМЕ УКАЗАННЫХ В ПРИЛОЖЕНИИ 1 -------------------------------------------------+-----------------¬ ¦ Содержание работы ¦ Норма времени ¦ +------------------------------------------------+-----------------+ ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |