Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2007 N 91 "Об утверждении укрупненных норм затрат труда на разработку программного обеспечения"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1





На основании Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1589 "Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. N 127), Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые укрупненные нормы затрат труда на разработку программного обеспечения (далее - укрупненные нормы затрат труда).

2. Рекомендовать организациям, независимо от форм собственности, использовать укрупненные нормы затрат труда для определения общей трудоемкости разработки программного обеспечения с учетом конкретных организационно-технических условий.

3. Научно-исследовательскому институту труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в месячный срок обеспечить опубликование настоящего постановления в бюллетене Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и давать разъяснения по порядку применения укрупненных норм затрат труда.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2007 г.



Министр В.Н.ПОТУПЧИК





                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Министерства труда
                                                 и социальной защиты
                                                 Республики Беларусь
                                                 27.06.2007 N 91


УКРУПНЕННЫЕ НОРМЫ ЗАТРАТ ТРУДА НА РАЗРАБОТКУ

ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



1. Укрупненные нормы затрат труда (далее - укрупненные нормы) на разработку программного обеспечения (далее - ПО) являются основой для определения общей трудоемкости разработки ПО, объемов финансирования на стадии его технико-экономического обоснования. На основе общей трудоемкости разработки ПО составляется смета затрат, а также определяется численность исполнителей (соисполнителей) и трудоемкость выполняемых ими работ по этапам разработки ПО.

Настоящие укрупненные нормы могут использоваться для разработки в организациях локальных нормативных правовых актов об утверждении норм затрат труда на разработку ПО с учетом конкретных организационных и технологических особенностей разработки ПО.

2. В основу разработки настоящих укрупненных норм положены:

результаты анализа фактических затрат труда на разработку ПО;

экспертные оценки;

данные оперативного учета и отчетности;

результаты анализа ранее действовавших и действующих в настоящее время норм труда по разработке ПО в Российской Федерации и других странах.

3. Для целей настоящих укрупненных норм и при разработке ПО применяются следующие термины и определения, приведенные в действующих ГОСТах (ГОСТ 19.102-77, ГОСТ 19781-90 и другие):

программа - данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма;

программное обеспечение - совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ;

программный модуль - программа или функционально завершенный фрагмент программы, предназначенный для хранения, трансляции, объединения с другими программными модулями и загрузки в оперативную память;

система программирования - система, образуемая языком программирования, компиляторами или интерпретаторами программ, представленных на этом языке, соответствующей документацией, а также вспомогательными средствами для подготовки программ к форме, пригодной для выполнения;

проблемно-ориентированный язык - язык программирования, который соответствует понятиям определенного класса прикладных задач. Проблемно-ориентированный язык обычно имеет набор специфических изобразительных средств;

объектно-ориентированное программирование - метод построения программ как совокупностей объектов и классов объектов, которые могут вызывать друг друга для выбора и выполнения операций. Объекты состоят из данных и операций над данными;

спецификация программы - формализованное представление требований, предъявляемых к программе, которые должны быть удовлетворены при ее разработке, а также описание задачи, условия и эффекта действия без указания способа его достижения;

трансляция программы - преобразование программы, представленной на одном языке программирования, в программу на другом языке и в определенном смысле равносильную первой;

компиляция - трансляция программы с языка высокого уровня в форму, близкую к программе на машинном языке;

программный продукт - набор машинных программ, процедур и связанных с ним документации и данных;

стадия создания ПО - одна из частей процесса создания ПО, установленная нормативными документами и заканчивающаяся выпуском документации на ПО, содержащей описание полной, в рамках заданных требований, модели ПО на заданном для данной стадии уровне.

4. Стадиями разработки ПО согласно ГОСТам Единой системы программной документации являются:

техническое задание (далее - ТЗ);

эскизный проект (далее - ЭП);

технический проект (далее - ТП);

рабочий проект (далее - РП);

ввод в действие (далее - ВН).

5. Каждая стадия разработки ПО предусматривает выполнение следующих видов работ:

стадия ТЗ - постановку задачи; сбор исходных материалов; выбор и обоснование критериев эффективности и качества разрабатываемой программы; обоснование необходимости проведения научно-исследовательских работ; определение структуры входных и выходных данных; предварительный выбор методов решения задачи; обоснование целесообразности применения ранее разработанных программ; определение требований к техническим средствам; обоснование принципиальной возможности решения поставленной задачи; определение требований к программе (к функциональным характеристикам, надежности, условиям эксплуатации, информационной и программной совместимости, внешним интерфейсам, безопасности и защите информации); определение стадий, этапов и сроков разработки программы и документации на нее; выбор средств программирования; согласование и утверждение ТЗ;

стадия ЭП - уточнение методов решения задачи; разработку общего описания алгоритма решения задачи, общей структуры и компонентов; разработку пояснительной записки, включая внешние интерфейсы и базы данных; согласование и утверждение ЭП;

стадия ТП - уточнение структуры входных и выходных данных, логической структуры базы данных, внешних интерфейсов; разработку алгоритма решения задачи; определение формы представления входных и выходных данных; разработку структуры программы, уточнение структуры компонентов на уровне программных модулей; окончательное определение конфигурации технических средств; разработку плана мероприятий по разработке и внедрению программ; определение требований к испытанию (тестированию) программных модулей; разработку пояснительной записки; согласование и утверждение ТП;

стадия РП - программирование и отладку программы; изготовление программы-оригинала; разработку программных документов в соответствии с требованиями ГОСТов; разработку, согласование и утверждение порядка и методики испытаний; проведение испытаний (тестирование) программных модулей, базы данных; корректировку программы и программной документации по результатам испытаний;

стадия ВН - проведение приемосдаточных испытаний программы; оформление и утверждение акта о передаче программы в постоянную эксплуатацию.

6. Настоящие укрупненные нормы определены на одно ПО и указаны в человеко-днях при пятидневной рабочей неделе с продолжительностью рабочего дня 8 часов <*> с учетом времени на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых (включая физкультурные паузы) и личные надобности в размере 10% от нормируемых затрат труда, а также следующих факторов, влияющих на трудоемкость разработки ПО:

объема ПО в строках исходного кода (LOC);

сложности разрабатываемого ПО;

степени новизны разрабатываемого ПО;

степени использования в разработке стандартных модулей;

условий и средств разработки ПО.

--------------------------------

<*> В случае применения иных режимов рабочего времени нормы затрат труда, рассчитанные на основании настоящих укрупненных норм, пересчитываются.



7. В качестве единицы измерения объема ПО используется строка исходного кода (LOC). Преимущества использования строки исходного кода (LOC) как единицы измерения заключаются в том, что эта единица измерения:

отражает содержание труда программистов;

позволяет выполнять сопоставление размеров ПО и производительности в различных группах разработчиков;

непосредственно связана с разрабатываемым ПО;

может использоваться для оценки работ до завершения проекта;

позволяет автоматизировать сбор данных о количестве строк исходного кода (LOC) от начала до конца проекта;

дает возможность учитывать мнение разработчика об объеме ПО на основе количества написанных строк исходного кода.

8. При подсчете строк исходного кода (LOC) следует придерживаться следующих рекомендаций:

учитывать "строку исходного кода (LOC)" как одну, если в ней содержится лишь один оператор (если в одной строке содержатся два выполняемых оператора, разделяемых точкой с запятой, то нужно считать как две строки, а если один выполняемый оператор разбит на две "физические" строки, то он будет учитываться как один оператор);

учитывать все имеющиеся выполняемые операторы, поддерживаемые данным продуктом;

не учитывать строки, содержащие комментарии;

не учитывать отладочный код или другой временный код (пробное ПО, средства тестирования, инструменты разработки и прототипирования и другие инструментальные средства);

учитывать каждую инициализацию, вызов или включение макроса в качестве части исходного кода;

не учитывать повторно используемые операторы исходного кода.

9. На работы, не предусмотренные настоящими укрупненными нормами, нормы затрат труда разрабатываются организациями на основании методов технического нормирования и утверждаются в установленном порядке.

     10.  Общий  объем  ПО  (V ) определяется исходя из количества и
                              О


объема функций, реализуемых программой:


                                        n
                                  V  = SUM V ,
                                   о   i=1  i


где  V  - объем отдельной функции ПО;
      i


     n - общее число функций.
     11.  Расчет  общего  объема ПО (количества строк исходного кода
(LOC))  предполагает  определение  объема  по  каждой  функции. В том
случае,  когда  на стадии технико-экономического обоснования проекта
невозможно  рассчитать  точный  объем функций, то данный объем может
быть   получен  на  основании  ориентировочной  (прогнозной)  оценки
имеющихся  фактических  данных  по аналогичным проектам, выполненным
ранее,  или путем применения нормативов по каталогу функций согласно
приложению 1 <*>.
     --------------------------------
     <*>  Организация-исполнитель  утверждает  (изменяет, дополняет)
каталог  функций  в  зависимости  от  конкретных  организационных  и
технологических особенностей разработки ПО.


     12.  На  основании информации о функциях разрабатываемого ПО по
каталогу  функций  определяется  общий  объем  ПО.  В зависимости от
организационных и технологических условий, в которых разрабатывается
ПО, исполнители  по  согласованию  с  руководством организации могут
уточнять (корректировать) объем на основе экспертных оценок.
     13. Уточненный объем ПО (V ) определяется по формуле:
                               у


                                        n
                                  V  = SUM V  ,
                                   у   i=1  уi


где  V   - уточненный объем отдельной функции ПО в строках исходного
      уi


кода (LOC).
     14.  Все ПО в зависимости от их характеристик подразделяются на
три категории сложности согласно приложению 2.
     15.  На  основании  принятого к расчету объема (V ) и категории
                                                      у


сложности   ПО   согласно   приложению  3  определяется  нормативная
трудоемкость ПО (Т ) выполняемых работ по стадиям разработки:
                  н


     на стадии ТЗ - проведение исследований;
     на стадии ЭП - анализ требований;
     на стадии ТП - проектирование;
     на стадии РП - разработка (кодирование, тестирование);
     на стадии ВН - ввод в действие.
     16.  Нормативная  трудоемкость  ПО  (Т )  выполняемых  работ по
                                           н


стадиям  разработки   может  корректироваться  при  необходимости  с
учетом  коэффициентов:  повышения  сложности  ПО  (K ),  учитывающих
                                                    с


новизну  ПО  (K ),  учитывающих  степень  использования  стандартных
               н


модулей  (K ),  средства  разработки  ПО  (K  )  и  определяется  по
           т                                ур
формулам:


для стадии ТЗ        Т    = Т  x K   x K  x K  x K  ;
                      утз    н    тз    с    н    ур


для стадии ЭП        Т    = Т  x K   x K  x K  x K  ;
                      уэп    н    эп    с    н    ур


для стадии ТП        Т    = Т  x K   x K  x K  x K  ;
                      утп    н    тп    с    н    ур


для стадии РП        Т    = Т  x K   x K  x K  x K  x K  ;
                      урп    н    рп    с    н    т    ур


для стадии ВН        Т    = Т  x K   x K  x K  x K  ,
                      увн    н    вн    с    н    ур


где K  , K  , K  , K   и K   - значения коэффициентов удельных весов
     тз   эп   тп   рп    вн


трудоемкости стадий разработки ПО в общей трудоемкости ПО.
     17.   Дополнительные  затраты  труда,  связанные  с  повышением
сложности  разрабатываемого ПО, учитываются посредством коэффициента
повышения сложности ПО (K ) согласно приложению 4.
                         с


     K  рассчитывается по формуле:
      с


                                           n
                                 K  = 1 + SUM K ,
                                  с       i=1  i


где  K  - коэффициент, соответствующий  степени  повышения сложности
      i
ПО;
     n - количество учитываемых характеристик.
     18.  Новизна  разрабатываемого ПО определяется путем экспертной
оценки    данных,    полученных    при    сравнении    характеристик
разрабатываемого ПО с имеющимися аналогами.
     Если  нет  подобных  аналогов, то ПО присваивается категория А.
Степень  новизны  ПО  категорий Б и В соответствует уровню имеющихся
ПО.    При    установлении    поправочного    коэффициента   новизны
разрабатываемого  ПО учитываются степень новизны ПО и предназначение
его  для новых или освоенных типов персональных компьютеров (далее -
ПК), для новых или освоенных операционных систем.
     Влияние  фактора  новизны  на  трудоемкость  учитывается  путем
умножения  нормативной  трудоемкости на соответствующий коэффициент,
учитывающий новизну ПО (K ) согласно приложению 5.
                         н


     19.   Настоящие   укрупненные   нормы   разработаны   с  учетом
использования    стандартных    модулей   для   реализации   функций
разрабатываемого ПО.
     Современные   технологии   разработки   компьютерных   программ
предусматривают  широкое  использование  так  называемых  коробочных
продуктов  (пакетов, модулей, объектов), используемых для разработки
заказных   систем.  В  настоящее  время  существует  обширный  рынок
метапрограмм  многократного  использования.  Степень использования в
разрабатываемом  ПО  стандартных  модулей  определяется  их удельным
весом в общем объеме ПО согласно приложению 6.
     Влияние   использования  стандартных  модулей  на  трудоемкость
учитывается    путем    умножения    нормативной   трудоемкости   на
соответствующий   коэффициент,   учитывающий  степень  использования
Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.