Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.04.2007 N 54 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 3

154. Желоба цепных конвейеров для транспортировки бревен должны быть облицованы железным листом соответствующей прочности.

155. Вдоль цепного конвейера вне желоба для транспортировки бревен устраивается по меньшей мере одна дорожка для прохода работников.

156. По наружному контуру с обеих сторон цепного конвейера для транспортировки бревен устраиваются перильные ограждения высотой не менее 1 м с напольным бордюром высотой не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от уровня дорожки.



Глава 7

ТЕЛЕЖЕЧНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ



157. Перед включением в работу тележечного конвейера необходимо убедиться в том, что на его тележках не находятся посторонние предметы, работы на рабочих позициях конвейера закончены, опоки или формы собраны и находятся на тележках конвейера в состоянии и в положении в соответствии с требованиями технологического регламента, защитные ограждения установлены и исправны, система управления, световая и звуковая сигнализации исправны.

158. При включении тележечного конвейера необходимо оповестить по громкоговорящей связи о предстоящем пуске конвейера, получить подтверждение об отсутствии работников в опасных зонах работы механизмов конвейера, готовности к работе со всех участков (рабочих позиций) конвейера и, убедившись в отсутствии работников в видимых опасных зонах, после подачи звукового и светового сигналов осуществить пуск конвейера.

159. Работники по сигналу оповещения о пуске конвейера должны до подачи сигнала о готовности к работе их участка (рабочей позиции) покинуть опасные при работе конвейера и сопряженных с ним механизмов зоны и убедиться в том, что в этих зонах нет других работников и их участок (рабочая позиция) готов к работе конвейера.

В противном случае должны приниматься блокирующие меры к пуску конвейера.

160. Тележечный конвейер для заливки форм жидким металлом, движущийся со скоростью более 4 м/мин, должен быть оборудован платформой для заливщика, движущейся с той же скоростью.

161. Заливочная площадка тележечного конвейера для заливки форм жидким металлом должна быть оборудована верхнебоковыми отсосами с панелями равномерного всасывания на всю длину рабочей площадки.

162. Максимальная высота верхнего уровня заливочной чаши формы при заливке жидким металлом не должна превышать 0,7 м от уровня заливочной площадки.

163. По всей длине заливочной площадки со стороны тележечного конвейера должна быть устроена отбортовка, исключающая попадание брызг металла на заливщика.

164. Подъем на заливочную площадку и спуск с нее должен быть выполнен в виде пандуса с углом подъема не более 5 град.

165. Тележечные конвейеры на участках охлаждения отливок должны быть укрыты сплошным кожухом с торцевыми проемами и системой принудительного отсоса газов в объемах, исключающих выбивание газов из кожуха на всем пути следования опок.

Конструкция охлаждающих кожухов должна обеспечивать удобство их осмотра, обслуживания и ремонта.

166. Гидропривод под тележечным конвейером в зоне заливки и охлаждения залитых форм следует защищать от контакта с воспламеняющимися жидкостями и жидким металлом.

167. Расстояние между параллельно расположенными тележечными конвейерами должно быть не менее 1 м.

168. Ширина ремонтных зазоров между тележечным конвейером и противоположной проходу стеной должна быть не менее 0,5 м.

169. Переходные мостики, расположенные над тележечным конвейером, в производственном помещении устраиваются не более чем через 30 м.



Глава 8

ВИНТОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ



170. Винтовые конвейеры оборудуются:

блокирующим устройством, отключающим электропривод при подпоре продукта на конвейере;

предохранительными клапанами, самооткрывающимися при переполнении кожуха продуктом;

блокировкой, отключающей подачу продукта при прекращении подачи электроэнергии.

171. Для защиты от попадания в шнек винтового конвейера оборудуется ограждение в виде сплошных перекрытий с закрывающимися крышками. Работа винтовых конвейеров при открытых желобах или крышках не допускается.

Крышки должны иметь блокировку, отключающую вал винта, когда одна из крышек винтового конвейера снимается (открывается).

172. Удаление застрявшего между стенкой кожуха и шнеком винтового конвейера материала производится после отключения привода конвейера с использованием соответствующего крюка, шуровки и тому подобного. Удаление застрявшего материала непосредственно руками не допускается.

173. Кожух винтового конвейера, транспортирующего пылящие материалы, должен быть герметизирован и подключен к аспирационной системе.

174. Концевые опоры вала должны иметь уплотнения, препятствующие выбросу пыли из конвейера.

175. Лотковые питатели винтовых конвейеров оборудуются ограждениями, предотвращающими падение в них людей.

Червяк винтового конвейера должен быть огражден.

Открытая часть шнека винтового конвейера, применяемого для транспортировки сыпучих материалов, ограждается прочной решеткой.

176. В днище корыта винтового конвейера выполняется отверстие с плотно закрывающейся задвижкой, предназначенное для очистки корыта при завалах и запрессовке перемещаемого продукта.

177. Для обслуживания винтового конвейера вдоль него должна быть предусмотрена свободная зона шириной не менее 0,7 м.

178. Не допускается:

вскрывать крышки винтовых конвейеров до их остановки и принятия мер по исключению непроизвольного пуска конвейера;

ходить по крышкам кожухов винтовых конвейеров;

проталкивать транспортируемый материал или попавшие предметы, брать пробы для лабораторного анализа и тому подобное во время работы винтовых конвейеров;

эксплуатировать винтовой конвейер при касании винтом стенок кожуха, при неисправных крышках и уплотнениях.



Глава 9

ВИБРАЦИОННЫЕ И ИНЕРЦИОННЫЕ КОНВЕЙЕРЫ



179. При эксплуатации вибрационных и инерционных конвейеров учитываются требования настоящих Правил, межгосударственного стандарта ГОСТ 30137-95 "Конвейеры вибрационные горизонтальные. Общие технические условия", введенного в действие на территории Республики Беларусь постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30 декабря 1995 г. N 13 "Об утверждении, введении в действие, изменении, продлении и исключении из числа действующих стандартов", и эксплуатационной документации организации-изготовителя.

180. Основными опасными производственными факторами при работе вибрационных и инерционных конвейеров являются:

возможность падения в желоб работника, поднявшегося на конвейер для устранения затора груза;

возможность травмирования работника перемещаемым по желобу грузом.

181. Вибрационные конвейеры для транспортировки пылящих, газовыделяющих, токсичных и других агрессивных насыпных грузов должны иметь в местах загрузки, перегрузки и выгрузки уплотняющие эластичные соединительные устройства.

182. Резьбовые соединения вибрационных конвейеров должны быть предохранены от самоотвинчивания (установка стопорных элементов, высокопрочных крепежных изделий и другие способы).

183. На каждом вибрационном конвейере должно быть установлено устройство для контроля амплитуды колебаний (мерный клин и другие).

184. Для ликвидации затора груза в желобе инерционного конвейера необходимо применять длинные шуровки, исключающие необходимость нахождения работника в опасной зоне возможного падения в желоб.

185. Для устранения опасности травмирования работника при приеме перемещаемого по желобу инерционного конвейера штучного груза сбегающая часть конвейера должна иметь приемные устройства, замедляющие скорость передвижения груза до величины, позволяющей производить его безопасный прием и обработку (изменение угла наклона до необходимого и другие устройства).

186. Для предупреждения работника о приближающемся грузе на сбегающей части инерционного конвейера должны устанавливаться электрические или механические устройства для подачи предупредительного сигнала.

187. Наклонные и винтовые спуски (далее - спуски), являющиеся разновидностями инерционных конвейеров, применяются для спуска штучных грузов и должны надежно закрепляться к перекрытиям, стенам и приемным столам.

188. Спуски оборудуются бортами высотой, исключающей возможность выпадения спускаемых грузов, особенно на поворотах.

189. Спуски, устанавливаемые вне здания, защищаются от ветра и атмосферных осадков.

190. Приемные отверстия и места прохождения спусков в опасных для работников зонах ограждаются перилами высотой не менее 1 м с обшивкой понизу высотой не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола.

191. Спуски с углом наклона более 24 град. оборудуются тормозными устройствами.

192. Приемные столы спусков выполняются, как правило, высотой около 1,4 м с устройством, исключающим падение принимаемого груза.

Приемные проходные столы спусков оборудуются откидными крышками, прочно укрепляемыми на петлях.



Глава 10

РОЛИКОВЫЕ КОНВЕЙЕРЫ



193. Элементы привода роликов роликовых конвейеров должны быть закрыты кожухами или иметь другое ограждение.

194. Роликовые конвейеры должны иметь в разгрузочной части ограничительные упоры и приспособления для гашения инерции движущегося груза.

195. При перемещении по роликовому конвейеру груз или поддон (с грузом или без груза) должны опираться не менее чем на три ролика, а во избежание падения на закруглениях роликовых конвейеров следует устанавливать защитные реборды высотой 100 - 150 мм.

196. При устройстве в роликовом конвейере откидной секции для прохода людей эта секция должна подниматься на шарнирах в сторону, противоположную движению грузов, чтобы препятствовать их падению в образовавшийся провал. Для облегчения подъема откидные секции могут оборудоваться противовесами.

197. Для предотвращения падения груза с роликового конвейера его рабочая дорожка с внешней стороны трассы на поворотах и с обеих сторон при расположении рабочей дорожки на высоте более 1,5 м от пола оснащается направляющими рейками или поручнями.



Глава 11

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ КОНВЕЙЕРЫ



198. Основную опасность при эксплуатации пневматических конвейеров представляют выбросы веществ в воздух рабочей зоны. В этой связи необходимо осуществлять контроль герметичности соединений трубопроводов конвейеров.

Нагнетательные и вытяжные вентиляторы пневматических конвейеров должны располагаться таким образом, чтобы к ним обеспечивался свободный и безопасный доступ для чистки, осмотра, обслуживания и ремонта.

На трубопроводах пневматического конвейера должны быть предусмотрены окна для периодического осмотра и очистки транспортной системы.

Для того, чтобы масса трубопровода конвейера не передавалась на вентилятор и другое оборудование, присоединение трубопроводов конвейеров к вентиляторам и другому оборудованию должно осуществляться через мягкие вставки (виброизолирующие патрубки).

199. При подаче груза вручную в загрузочный люк пневматического конвейера для предотвращения опасности травмирования работника над проемом загрузочного люка должен быть установлен подающий бункер и при необходимости предусмотрено отсасывающее устройство.

200. При эксплуатации пневматических конвейеров должны приниматься меры, исключающие накопление статического электричества.



Глава 12

ПОДВЕСНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ



201. Для условий массового и серийного производства управление подвесными толкающими конвейерами должно осуществляться в автоматическом режиме с адресной доставкой грузов.

202. Подвесные конвейеры располагаются так, чтобы исключалось перемещение подвесок с грузом над рабочими местами и проходами (проездами), либо в случае производственной необходимости над рабочими местами, проходами (проездами) устанавливаются защитные ограждения на высоте не менее 2 м от уровня пола для проходов и на достаточной для проезда транспортных средств высоте, способные надежно задержать упавший с подвески груз.

203. Подвесные конвейеры оборудуются сигнализацией о пуске и остановке, а также устройствами для их срочной остановки.

204. Подвесные конвейеры на наклонных участках оборудуются улавливающими устройствами на случай обрыва цепи конвейера.

205. Горизонтальная трасса подвесного конвейера перед подъемом и после спуска ограждается сплошным ограждением протяженностью не менее 3 м.

206. Навесные устройства подвесных конвейеров должны обеспечивать удобство подвешивания и съема груза, надежность его крепления.

207. Проверка исправности подвесного конвейера и навесных устройств проводится ежедневно (ежесменно).

208. Во избежание захвата движущимися органами подвесного конвейера спецодежда должна быть застегнута, волосы убраны под головной убор.

209. Трасса подвесного конвейера должна быть свободна для прохода подвесок с грузом, не захламлена и подвергаться систематической уборке.

210. Работать на неисправном подвесном конвейере или при захламленной трассе конвейера, при неисправных или отсутствующих ограждениях не допускается.

211. Пуск подвесного конвейера производится по разрешению лица, ответственного за безопасную работу конвейера, после осмотра всей трассы конвейера и подачи предупредительного сигнала.

212. Навеска и съем деталей с навесных устройств подвесного конвейера должны производиться в перчатках (рукавицах). Навеска деталей должна производиться только на предназначенные для этих деталей навесные устройства (крюки, коромысла, корзины, цепи и тому подобное).

213. Детали на крюки навесных устройств подвесного конвейера должны навешиваться прочно, загружаться в люльки или корзины не выше их бортов, замки опрокидываемых люлек и корзин должны надежно закрываться.

214. Укладывать или навешивать детали на навесные устройства подвесного конвейера, которые имеют износ сверх нормы, трещины, сработанные или изогнутые замки, разомкнутые крючки, а также у которых отсутствуют гайки или болты крепления несущего механизма, имеются другие неисправности, не допускается.

215. Навешивание и съем деталей с навесных устройств подвесного конвейера грузоподъемными механизмами или вручную производится на предназначенных для этого местах.

216. Ходовые пути подвесных грузонесущих конвейеров на участке погрузки и разгрузки грузов вручную должны быть расположены на такой высоте, чтобы подвески типа люльки (платформы) перемещались на расстоянии 0,6 - 1,2 м от уровня пола до верхней кромки ящичной люльки (платформы).

217. Проходить под подвесным конвейером в не установленных для этого местах, где отсутствуют ограждения, а также между открытыми по трассе навесными устройствами не допускается.

218. Для подвесных конвейеров скорость движения подвесок при загрузке и разгрузке их вручную на ходу конвейера должна быть не более 0,25 м/сек.

219. Участки подъема и спуска ходовых путей толкающих подвесных конвейеров с разницей высот более 1 м должны быть оборудованы ловителями тягового элемента и устройствами для захвата грузовых тележек, действующими при обрыве тягового элемента или срыве грузовой тележки.

220. На подвесных конвейерах вдоль трассы рекомендуется устанавливать кнопки "Стоп" для аварийного останова с шагом не более 30 м.

221. Подвесные конвейеры на участке загрузки и выгрузки оборудуются выключающими устройствами.

222. Ограждения подвесных конвейеров, проходящих над проходами, проездами, оборудованием и там, где этого избежать невозможно - над рабочими местами, выполняются путем устройства навесов, выходящих за габарит конвейера не менее чем на 1 м.

Ограждения выполняются в виде сплошной обшивки, исключающей возможность падения просыпавшегося груза, или из сетки, прочность и размер ячеек которой определяется из условия гарантированного удержания транспортируемого конвейером груза в случае его падения с крюка подвески.

223. Высота установки ограждения подвесных конвейеров от пола должна обеспечивать безопасный проход людей и проезд транспортных средств.

224. Снятые с подвесок подвесного конвейера грузы должны укладываться в тару или штабеля, размер которых определяется условиями их безопасного размещения.

225. При эксплуатации подвесных конвейеров подлежат регулярной проверке соединительные и крепежные болты, тяговые цепи и блокирующие устройства, состояние цепей, обрыв или разъединение которых может привести к аварии.

226. При конвейерной окраске изделий методом окунания вытяжная вентиляция окрасочной камеры блокируется с работой подвесного конвейера.

227. На окрасочных подвесных конвейерах операции навешивания деталей на конвейер и снятия деталей с конвейера производятся вне окрасочной камеры.

228. Подвесной толкающий конвейер и ванна электроосаждения емкостью более 1,0 куб.м укрываются, как правило, общим тоннелем с зонами промывки и обдувки горячим воздухом окрашенных изделий. Тоннель должен иметь застекленные окна и дверь для обеспечения обслуживания ванны электроосаждения при отключении подачи тока на ванну.

229. Дверь для входа внутрь тоннеля оборудуется замками с блокировкой подачи питания на конвейер и световым табло "Не входить. Опасно для жизни!".

230. Участки подвесных охладительных конвейеров в литейных цехах с навешенными отливками оборудуются боковыми панелями равномерного всасывания по длине конвейера с обеспечением скорости тока воздуха в сечении панели до 5,0 м/сек или укрываются кожухом с торцевыми проемами для входа и выхода отливок и отсосами в верхней части кожуха, обеспечивающими скорость тока воздуха в открытом проеме укрытия до 0,8 м/сек.

231. Снятие отливок с подвесного конвейера производится при остановленном конвейере.

232. Навес отливок массой более 20 кг на подвесной конвейер и съем их с конвейера должны быть, как правило, механизированы.



Глава 13

СБОРОЧНЫЕ КОНВЕЙЕРЫ



233. На сборочном конвейере при работе сварочных автоматов и роботов существует опасность нанесения работникам травм их движущимися системами и агрегатами, горячим металлом и искрами, а также загрязнения производственной среды дымами, газами, другими продуктами выделений при электросварке, а также опасность воздействия на работников ультрафиолетового излучения.

234. На сборочном конвейере для снижения степени воздействия опасных и вредных производственных факторов, указанных в пункте 233 настоящих Правил, ограждаются зоны работы сборочных и сварочных роботов и манипуляторов, применяются защитные экраны, вытяжная вентиляция, перегородки, козырьки и тому подобное, а также средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, перчатки, фартуки, специальная одежда и другие средства индивидуальной защиты).

235. Выполнение работ на сборочном конвейере производится на постоянных рабочих местах в соответствии с технологическим процессом.

236. Перед началом движения сборочного конвейера подается звуковой сигнал, работающие на конвейере отключают механизированный инструмент и отходят за пределы опасной зоны до окончания движения конвейера.

237. В случае опасной ситуации (нахождение людей, посторонних предметов и тому подобного на конвейере) сборочный конвейер должен быть остановлен.

238. Загромождать деталями, узлами, тарой, отходами производства рабочие места сборочных операций на сборочном конвейере, проходы и проезды не допускается.

Детали и узлы, поступающие на сборку, должны находиться в таре или складироваться в отведенных для этого местах, стеллажах.

239. При производстве на сборочном конвейере электросварочных работ необходимо обеспечить защиту работников от ультрафиолетового излучения и брызг расплавленного металла.

240. При производстве на сборочном конвейере работ на высоте необходимо пользоваться предусмотренными для этого стремянками или подставками. Не допускается использование приставных лестниц, подручных материалов (ящиков и других подобных предметов).



Глава 14

ПОДВЕСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА



241. К подвесным транспортным средствам относятся монорельсовые и двухрельсовые подвесные дороги с самоходными или несамоходными тележками, оснащенными подвесными устройствами для транспортировки груза.

242. При работе с применением подвесного транспортного средства работник обязан:

следить за исправным состоянием подвесного транспортного средства, не загромождать трассу прохода навешенного на данное средство груза;

навеску груза производить только на те навесные устройства, которые предназначены для данного груза, обеспечивая при этом надежную зацепку груза на крюках навесных устройств или его устойчивое размещение в люльках или корзинах;

укладку снятого с подвесного транспортного средства груза производить в предназначенную для этого тару (не выше ее бортов) или в штабель в установленном порядке, не загромождая при этом проходы и проезды;

операции с грузом производить в перчатках (рукавицах);

остановить подвесное транспортное средство при обнаружении его неисправности (трещины в звеньях тяговой цепи, отсутствие гаек или болтов крепления поддерживающих и толкающих кареток, роликов и тому подобные) или загромождении трассы прохода навешенного на данное средство груза, об остановке и ее причинах немедленно сообщить лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию транспортных средств непрерывного действия;

производить пуск подвесного транспортного средства после устранения причин его остановки по указанию лица, ответственного за безопасную эксплуатацию данного транспортного средства непрерывного действия.

243. На рабочих местах загрузки и разгрузки подвесных транспортных средств должны быть карты строповки (навески, загрузки) транспортируемого груза (деталей, узлов).

Строповка (навеска, загрузка) груза на неисправные подвесные транспортные средства не допускается.

244. Проходы вблизи подвесных транспортных средств на расстоянии не менее 0,5 м от габарита транспортируемого груза или люлек, корзин должны содержаться свободными.

245. К выполнению работ на подвесных транспортных средствах, требующих использования грузоподъемных машин, допускаются работники, обученные профессии стропальщика.

246. Ремонт подвесных транспортных средств в сушильных камерах, в камерах бондаризации и тому подобных может производиться после их охлаждения до температуры воздуха внутри камеры, не превышающей 40 град. C. При таком температурном режиме работники в камере могут находиться не более 25 минут с отдыхом вне камеры по 5 - 10 минут.

Работы выполняются под непосредственным руководством мастера, начальника участка или начальника смены.

247. Ремонт оборудования подвесного транспортного средства, работающего в комплексе с другими конвейерами, производится при отключении всех сблокированных с ним конвейеров. На пусковое устройство необходимо навесить плакат "Не включать - работают люди!".

248. При выполнении ремонтных работ на трассе подвесного транспортного средства необходимо следить за тем, чтобы на сетке ограждения подвесного транспортного средства после выполнения ремонта не оставались детали, инструмент, остатки электродов и другие предметы.

249. Требования охраны труда при эксплуатации монорельсовых и двухрельсовых подвесных дорог аналогичны требованиям безопасности, предъявляемым к подвесным конвейерам в части требований безопасности к подвесным элементам этих конвейеров.



Глава 15

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ



250. Фланцевые соединения трубопроводов располагаются в местах, обеспечивающих удобство их монтажа, контроля состояния и ремонта.

251. Фланцевые соединения трубопроводов, по которым транспортируется опасный химический продукт, не допускается располагать над проходами, постоянными рабочими местами, над электроустановками и тому подобными.

252. В качестве прокладочных материалов для фланцевых соединений трубопроводов применяются обеспечивающие безопасность при транспортировке продукта материалы, устойчивые к воздействию влаги, масел, транспортируемого вещества (материала), температуры не менее чем на 50 град. C выше температуры продукта в трубопроводе и тому подобные.

253. Повороты трубопроводов выполняются плавными с радиусом закругления не менее 3 - 5 диаметров трубы.

254. Трубопроводы оснащаются дренажными устройствами для удаления конденсата и должны иметь штуцера с запорными устройствами для продувки инертным газом или паром, а также продувочные свечи для выпуска продувочного газа в атмосферу.

255. В зависимости от назначения трубопровода и параметров транспортируемого продукта трубопровод должен быть окрашен в соответствующий цвет.

256. Трубопровод должен иметь маркировочные надписи (номер магистрали, стрелку, указывающую направление движения рабочей среды).

257. На участках газопроводов, где возможно скопление воды и масла, устанавливаются линейные водоотделители в доступных, безопасных и удобных для обслуживания, ремонта и продувки местах.

258. Трубопроводы прокладываются с уклоном 0,003 в сторону линейных водоотделителей.

259. Все элементы трубопровода с температурой наружной поверхности стенки выше 45 град. C, располагаемые на рабочих местах и в местах проходов людей, должны иметь тепловую изоляцию.

260. Вентили, задвижки, клапаны трубопроводов должны быть исправны и обеспечивать быстрое и надежное перекрытие.

Арматура трубопроводов должна быть пронумерована и иметь ясно видимые стрелки, указывающие направление вращения маховиков, а также стрелки, обозначающие "Открыто", "Закрыто".

261. Не рекомендуется укладывать трубопроводы под пол или в землю, так как при таком способе укладки затруднено наблюдение за исправностью трубопровода и возрастает опасность взрывов и отравлений при утечке транспортируемого продукта.

262. При подземной прокладке трубопроводов в местах пересечения их с дорогами, трассами электрических кабелей, канализацией и другими коммуникационными системами, эти участки трубопроводов должны быть заключены в защитные футляры.

263. При совместной многоярусной прокладке трубопроводов, транспортирующих горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, горючие жидкости, агрессивные среды, пар, теплоносители и другие продукты, должны соблюдаться следующие требования:

трубопроводы с агрессивными средами и кислотами должны размещаться на нижнем ярусе;

трубопроводы с горючими газами и с горячей водой следует прокладывать в верхнем ярусе по возможности у края яруса;

неизолированные трубопроводы с горючими газами и трубопроводы, транспортирующие горячую среду, кроме обогревающих спутников, следует располагать на противоположных сторонах яруса;

трубопроводы с легковоспламеняющимися жидкостями, горючими жидкостями и сжиженными горючими газами следует прокладывать на верхнем ярусе у края яруса.

264. На трубопроводах пневматического транспорта должны быть предусмотрены окна для периодического осмотра и очистки транспортной системы от осевшей горючей пыли и тушения пожара в случае его возникновения. Смотровые окна должны располагаться не более чем через 15 м друг от друга, а также у тройников, на поворотах, в местах прохода трубопроводов через стены и перекрытия.

265. Если трубопровод возвышается над уровнем земли более чем на 0,5 м, то в месте прохода людей устраиваются переходные мостики с перилами. Ходить по трубопроводам не допускается.

266. Трубопроводы с легкозамерзающими, застывающими или кристаллизирующимися веществами монтируются с трубопроводами "спутниками", по которым проходит горячая вода или пар для их обогрева.

Теплоизоляция обогреваемого трубопровода и "спутника" делается общей.

267. Для разогрева замерзшего продукта в трубопроводе используется горячая вода, горячий песок, горячий воздух или пар.

268. Не допускается обогревать трубопровод паяльными лампами, сварочными горелками, факелами.

269. Трубопроводы должны обеспечивать компенсацию свободных температурных расширений, предотвращающую их деформацию и разрушение.

270. Для предотвращения разрушения от воздействия высокого давления транспортируемого продукта (жидкости, пара, газа) трубопроводы должны быть оснащены редукционными и предохранительными клапанами.

271. Клапаны на магистрали трубопроводов устанавливаются так, чтобы стрелка на корпусе клапана совпадала с направлением движения транспортируемого продукта.

272. Участки трубопроводов с аппаратами, в которых может повыситься давление продукта вследствие его нагрева или химической реакции, не должны иметь запорных устройств перед предохранительными клапанами.

273. На трубопроводе за редукционным вентилем должен устанавливаться предохранительный клапан, отрегулированный на редуцированное давление.

274. Выброс в атмосферу продуктов, стравливаемых через предохранительные клапаны, для улавливания опасных продуктов осуществляется через "хвостовой" конденсатор, адсорбер или скруббер.

При этом установка запорных устройств как до предохранительных клапанов, так и после них не допускается.

275. Продувочные трубопроводы должны быть выведены на высоту 3 - 5 м над коньком кровли здания.

276. При содержании в продувочных газах горючих веществ на продувочных трубопроводах устанавливают огнепреградители.

277. Чугунную арматуру в трубопроводах не допускается применять при повышенных давлениях, низких и высоких температурах транспортируемого продукта, а также для большей части сжиженных горючих газов, ядовитых и взрывоопасных веществ, так как при гидравлических ударах, замерзании, повышении давления и перекосах хрупкий чугун трескается, что может привести к аварии.

278. При внезапной остановке движущегося в трубопроводе продукта происходит резкое повышение давления, под воздействием которого трубопровод может разрушиться. Для предотвращения разрушительных гидравлических ударов, возникновения гидравлических пробок трубопроводы укладываются с небольшим уклоном 0,002 по направлению движения продукта.

279. Запорные устройства на трубопроводах во избежание гидравлического удара должны закрываться медленно, так как нарастание давления в трубопроводе зависит от скорости закрытия запорного устройства, длины трубопровода и изменения скорости потока при уменьшении проходного сечения в запорном устройстве.

280. В трубопроводах с большими скоростями потока применяются постепенно закрывающиеся задвижки с большим числом оборотов маховика запорного устройства (диаметр трубопровода 100 мм - 66 оборотов, 400 мм - 175 оборотов).

Применение пробковых кранов, отсекателей, прямых задвижек, практически мгновенно останавливающих движение потока в таких трубопроводах, не допускается.

281. Трубопроводы для горючих газов оборудуются запорной арматурой с дистанционным управлением, устанавливаемой на входе в производственное помещение и отсекающей подачу продукта за пределами этого помещения в случае аварии, неисправности или пожара.

282. При давлении 1 МПа (10 кгс/кв.см) и выше не разрешается использовать регулирующие и дроссельные вентили в качестве запорных. В этом случае до и после них должны быть установлены запорные устройства.

283. Все трубопроводы подвергаются техническому освидетельствованию с периодическими наружными осмотрами и испытаниями на прочность и плотность.

284. При наружном осмотре трубопровода проверяются правильность установки арматуры, легкость открытия и закрытия запорных устройств, состояние уплотнений, фланцевых соединений, опорных устройств, тепло- и антикоррозионной изоляции и тому подобное.

285. Для каждого здания, объекта, сооружения в организации должны иметься схемы расположения надземных и подземных инженерных коммуникаций с обозначением всей арматуры, любые изменения в расположении трубопроводов и арматуры должны немедленно отражаться в этих схемах.

286. При ремонте трубопровода ремонтируемая часть отсоединяется от сети с обеих сторон и очищается от скопившихся осадков.

287. Испытания трубопроводов на прочность и плотность производятся перед пуском трубопроводов в эксплуатацию, после ремонта, связанного со сваркой стыков, а также при пуске в работу после нахождения их в состоянии консервации более одного года. Давление при испытаниях устанавливают в соответствии с проектом или нормативным правовым актом, регламентирующим эксплуатацию конкретного вида трубопроводов. При отсутствии проектных данных или нормативного правового акта, регламентирующего эксплуатацию конкретного вида трубопроводов, давление принимается согласно приложению к настоящим Правилам.

288. Если при обследовании трубопроводов выявлены дефекты или нарушения правил эксплуатации (истек срок очередного освидетельствования трубопроводов, не назначены лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, и другие), работа трубопроводов должна быть остановлена до устранения выявленных недостатков.

289. Применяемые для транспортировки пульпы пульпопроводы прокладываются на подкладках с устройством не реже чем через 500 м компенсаторов.

Для перехода через пульпопровод устанавливаются мостики шириной не менее 0,5 м с перильным ограждением высотой не менее 1 м со сплошной зашивкой понизу на высоту не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м.



Глава 16

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ



290. Пневматический транспорт может быть как самостоятельным транспортным устройством, так и входить в комплекс технологического оборудования, являясь составной частью технологического процесса (удаление опилок, стружки, пыли от станков в деревообрабатывающем производстве, при котором совмещаются функции непрерывной транспортировки отходов, обеспыливания производственного процесса, вентиляции помещений и так далее).

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.