Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.01.2007 N 35 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения Национальным банком Республики Беларусь проверок банков и небанковских кредитно-финансовых организаций"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

даты начала и завершения проверки (в случае перерывов указывается их период);

место составления акта (справки);

должности и фамилии работников проверяемого банка, структурного подразделения банка, обязанных в соответствии с настоящей Инструкцией подписать акт (справку) проверки, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях;

наименование и местонахождение проверяемого банка, структурного подразделения банка;

сведения о предыдущей проверке Национального банка (период проведения, проверяемые вопросы, принятые меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства Республики Беларусь (если они имели место);

какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

дата, длительность и характер (единичный, систематический) нарушения акта законодательства Республики Беларусь, выявленного рабочей группой в ходе проверки банка, структурного подразделения банка;

должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли выявленные в ходе проверки нарушения.

По результатам ревизии денежной наличности, валютных и других ценностей, находящихся в хранилищах и кассах, составляется акт по форме, установленной соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка.

58. Результаты проверки излагаются в акте (справке) проверки на основании проверенных данных и фактов, вытекающих из документов, представленных работниками банка, структурного подразделения банка. Для принятия обоснованного решения о включении в акт проверки факта нарушения законодательства Республики Беларусь проверяемым банком, структурным подразделением банка члены рабочей группы должны выяснить все существенные факты и обстоятельства.

59. Форма акта (справки) проверки должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь по делопроизводству. Изложение информации должно соответствовать следующим принципам:

ясность: акт проверки должен легко читаться и быть понятным; следует избегать повторений и излишних подстрочных примечаний; стиль изложения должен быть точным во избежание двусмысленного толкования;

объективность и точность: любое утверждение проверяющих должно подкрепляться точными фактами и цифрами, которые включаются в акт проверки или приложения к нему; не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого банка, структурного подразделения банка;

полнота: акт проверки должен быть полным, охватывать все основные направления проверки, по которым выявлены нарушения в деятельности банка, структурного подразделения банка в соответствии с программой проверки (при ее наличии);

правовая корректность: в акт включаются только выявленные проверяющими в ходе проверки банка, структурного подразделения банка нарушения законодательства Республики Беларусь с указанием соответствующего структурного элемента (статьи, пункта, подпункта) нормативного правового акта, требования которого были нарушены.

Однородные нарушения могут отражаться в таблицах, прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: период, на протяжении которого совершались нарушения, даты и номера документов, другие необходимые сведения. В акте могут приводиться обобщенные итоговые данные и примеры.

В необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены копии или выписки из различных документов, а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, заверенные подписью уполномоченного должностного лица банка, структурного подразделения банка и печатью банка, структурного подразделения банка.

60. Руководитель рабочей группы, составляющий сводный акт (справку) проверки, несет ответственность за соответствие включенных в него (нее) сведений информации, изложенной в промежуточных актах (справках) проверки, актах (справках) проверок структурных подразделений банка.

В целях соблюдения объективности, ясности и точности отражения в сводном акте проверки банка фактов нарушения законодательства Республики Беларусь, выявленных при проверке структурных подразделений банка, руководитель рабочей группы, осуществляющей проверку банка, имеет право получать (письменно или устно) дополнительную информацию (пояснения) от проверяемого банка, структурного подразделения банка и работников Национального банка.

На основании анализа представленных документов и полученной дополнительной информации, а также с учетом характера выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь руководитель рабочей группы, осуществляющей проверку банка, по согласованию с руководителями рабочих групп (проверяющими), подготовившими промежуточные акты проверок, акты проверок структурных подразделений банка, работниками Национального банка вправе:

изменить формулировку, предложенную руководителями других рабочих групп (проверяющими) для включения в сводный акт проверки банка фактов нарушения законодательства Республики Беларусь, отраженных в промежуточных актах проверок, актах проверок структурных подразделений банка;

не включать в сводный акт проверки банка факты нарушения законодательства Республики Беларусь, отраженные в промежуточных актах проверок, актах проверок структурных подразделений банка.

61. Акт (справка) тематической проверки должен быть подготовлен не позднее 15 рабочих дней после завершения проверки.

Акты (справки) проверок структурных подразделений банка, осуществленных работниками главных управлений по областям в составе проверки банка, должны быть подготовлены не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки.

Предложения по результатам проверки структурных подразделений банка, осуществленной работниками главных управлений по областям в составе проверки банка, должны быть представлены руководителю проверки банка для включения в сводный акт (справку) проверки банка не позднее 15 рабочих дней после завершения проверки структурного подразделения банка.

Сводный акт (справка) комплексной (тематической) проверки банка, имеющего структурные подразделения, должен быть подготовлен и направлен на ознакомление руководителю банка не позднее 20 рабочих дней после завершения проверки банка; банка, не имеющего структурных подразделений, - не позднее 15 рабочих дней после окончания проверки.

62. Акт (справка) проверки составляется в 2 экземплярах и подписывается руководителем рабочей группы, руководителем и главным бухгалтером проверяемого банка, структурного подразделения банка, а при необходимости - уполномоченными должностными лицами банка, другими участниками проверки. При необходимости могут быть составлены дополнительные экземпляры.

Первый экземпляр подписанного руководителем рабочей группы акта (справки) проверки со всеми приложениями представляется лицу, назначившему проверку, второй - вручается руководителю проверяемого банка, структурного подразделения банка, о чем на первом экземпляре акта (справки) делается следующая отметка: "Экземпляр настоящего акта (справки) вручен "__" ____________ ____ г. руководителю банка, структурного подразделения банка", которая заверяется подписью руководителя банка, структурного подразделения банка.

При составлении промежуточного акта (справки) проверки первый экземпляр представляется руководителю рабочей группы, второй - вручается руководителю (уполномоченному должностному лицу) проверенного подразделения банка.

63. Представленный для ознакомления банку, структурному подразделению банка акт (справка) проверки должен быть зарегистрирован им в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, как входящий документ с датой его поступления.

Руководитель и главный бухгалтер банка, структурного подразделения банка обязаны в течение 3 рабочих дней ознакомиться с актом (справкой) проверки и подписать его (ее) с пометкой: "С актом (справкой) ознакомлен".

При проведении внеплановых тематических проверок акты (справки) подписываются членами рабочей группы, руководителем (уполномоченным должностным лицом) и главным бухгалтером проверяемого банка, структурного подразделения банка в аналогичном порядке.

64. В случае отказа руководителя и главного бухгалтера банка, структурного подразделения банка от подписания акта руководитель рабочей группы делает на нем запись: "Руководитель, главный бухгалтер банка, структурного подразделения банка от подписания акта отказался".

Руководитель и главный бухгалтер банка, структурного подразделения банка вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.

65. При наличии возражений по акту проверки подписывающие его должностные лица банка, структурного подразделения банка делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию лицу, назначившему проверку. Руководитель рабочей группы вправе потребовать также письменные объяснения должностных лиц проверяемого банка, структурного подразделения банка и лиц, действия (бездействие) которых повлекли выявленные в ходе проверки нарушения. Данные возражения и объяснения прилагаются к акту проверки и являются его неотъемлемой частью.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется руководителем рабочей группы и по ним в течение 10 рабочих дней составляется письменное заключение, с которым должен быть ознакомлен руководитель (соответствующие должностные лица) проверяемого банка, структурного подразделения банка. Банк вправе обжаловать акт проверки в судебном порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

66. Регистрация и хранение документов по организации и проведению проверок осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь по делопроизводству.

67. В заключении по результатам проверки анализируется деятельность банка, структурного подразделения в целом (отдельные направления деятельности по результатам тематических проверок), характеризуется финансовое состояние банка, принимаемые риски, состояние системы внутреннего контроля, организация управления, ситуации, создающие угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банка, сообщается о фактах, имеющих значение для целей надзора. Заключение является итоговым документом для целей определения надзорной политики Национального банка по отношению к банку.

Составление заключения по результатам комплексной проверки банка, структурного подразделения банка является обязательным. Заключение по результатам тематической проверки составляется в случае необходимости по указанию лица, назначившего проверку.

Заключение (сводное заключение) по результатам проверки банка, структурного подразделения банка составляется в одном экземпляре и подписывается руководителем рабочей группы, осуществлявшей проверку банка, структурного подразделения банка.

68. В сводном заключении по результатам комплексной проверки банка деятельность банка рассматривается и оценивается, как правило, по следующим направлениям:

оценка достаточности нормативного капитала;

оценка уровня рисков, принимаемых банком, и управления ими: кредитный риск, риск ликвидности, рыночные риски (процентный риск, валютный риск, фондовый риск, товарный риск), операционный риск, прочие риски;

оценка эффективности функционирования банка: прибыльность (доходность) банка, показатели рентабельности;

оценка качества управления: система управления, организационная структура, взаимодействие уполномоченного органа управления банком и исполнительных органов банка, бизнес-планирование, управление рисками, система внутреннего контроля, внутренний аудит, взаимодействие с аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем), кадровая политика;

соблюдение банком единой методики расчета нормативного капитала, размеров рисков, выполнение нормативов безопасного функционирования;

выполнение банком требований законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок проведения банковских операций; организацию кредитных отношений; наличного денежного обращения, кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей; операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, банковскими пластиковыми карточками, электронными деньгами; а также соблюдение требований по валютному регулированию и валютному контролю; предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности; требований в области обеспечения безопасности и защиты информационных ресурсов;

иные вопросы в соответствии с целями и программой проверки.

69. Оценка деятельности банка по названным направлениям основывается на мотивированном суждении проверяющих с учетом совокупности количественных и качественных факторов оценки (положительных и отрицательных):

о достаточности нормативного капитала, позволяющего покрыть возможные риски (достаточный - недостаточный);

об уровне кредитного риска, риска ликвидности, рыночных рисков и операционного риска (низкий - средний - высокий). Уровень риска определяется как совокупность степени риска, демонстрирующей состояние риска в банке (низкая - средняя - высокая), и качества управления риском, демонстрирующего адекватность реагирования исполнительного органа (уполномоченного органа управления) банка на состояние риска (хорошее - удовлетворительное - неудовлетворительное);

о показателе прибыльности (доходности) деятельности банка, определяющем уровень доходов, достаточных для поддержания операций банка и оптимального уровня нормативного капитала, их качество и стабильность, а также качество управления прибыльностью (высокий - средний - низкий);

о качестве управления банком, демонстрирующем оценку общего и текущего руководства деятельностью банка, его способностью обеспечивать надежную и устойчивую работу банка в сочетании с прибыльностью (хорошее - удовлетворительное - неудовлетворительное).

70. Сводное заключение по результатам комплексной проверки банка составляется руководителем рабочей группы, осуществляющей проверку банка, на основании документов, использованных при подготовке акта (сводного акта), справки проверки, заключений по результатам проверок структурных подразделений банка и отдельных направлений деятельности банка, иных рабочих материалов.

Сводное заключение по результатам проверки состоит из трех частей.

В первой части сводного заключения по результатам проверки содержатся краткая информация о результатах проверки, уровне нормативного капитала и рисков, основные проблемы банка и выводы по результатам проверки, представляемые на рассмотрение лицу, назначившему проверку.

Вторая часть сводного заключения по результатам проверки содержит подробный анализ финансового состояния банка, оценку допускаемых рисков, состояния системы внутреннего контроля, организации управления, сведения о ситуациях, создающих угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банка. Структура заключения по результатам тематической проверки зависит от состава проверяемых направлений деятельности банка, структурного подразделения банка. Копия второй части заключения по результатам проверки управлением дистанционного надзора направляется исполнительному органу банка (при необходимости - уполномоченному органу управления банком, собственнику) после подведения итогов проверки.

Третья часть заключения по результатам проверки включает в себя все рабочие материалы, послужившие основанием для подготовки первой и второй части заключения (например, формы отчетности, перечень локальных нормативных правовых актов банка, заполненные формы анализа различных групп активов, материалы внесистемного учета отдельных операций).

Аналогичным образом составляется заключение (сводное заключение) по результатам тематической проверки банка с учетом проверенных вопросов. Отдельные направления деятельности банка и риски оцениваются в соответствии с требованиями пункта 69 настоящей Инструкции.

71. В главных управлениях по областям руководители рабочих групп, осуществляющих проверку структурных подразделений банка в составе проверки банка, составляют заключение по результатам проверки структурного подразделения банка в соответствии с требованиями пунктов 69, 70 настоящей Инструкции.

В случае, если главным управлением по области осуществляется проверка нескольких структурных подразделений банка, расположенных на территории соответствующей области, составляется сводное заключение по результатам проверки структурных подразделений банка по области в соответствии с требованиями пунктов 69, 70 настоящей Инструкции.

Заключения (сводные заключения) по результатам проверки структурных подразделений банка направляются руководителю рабочей группы, осуществляющей проверку банка, не позднее 15 рабочих дней после подписания актов (справок) проверки структурных подразделений банка.



Глава 6

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ



72. Материалы проверки, организованной главным управлением банковского надзора, предложения о рекомендациях банку по улучшению своей деятельности, применении к банку предупредительных мер надзорного реагирования и (или) мер воздействия, привлечении к административной ответственности должностных лиц банка по результатам проверки рассматриваются на совещании у начальника главного управления банковского надзора с участием руководителя рабочей группы, осуществлявшего проверку банка, заместителей начальника главного управления банковского надзора, начальника управления инспекции (его заместителя), начальника управления дистанционного надзора (его заместителя), куратора банка, руководителей структурных подразделений центрального аппарата Национального банка (при необходимости), членов рабочих групп, принимавших участие в проверке (при необходимости).

Руководитель рабочей группы представляет материалы проверки (акт (сводный акт) либо справку проверки, заключение (сводное заключение) по результатам проверки) лицам, участвующим в совещании, не позднее 5 рабочих дней до совещания.

73. По итогам совещания руководителем рабочей группы совместно с куратором банка подготавливаются предложения для принятия решения о применении к банку предупредительных мер надзорного реагирования и (или) мер воздействия, привлечении должностных лиц банка к административной ответственности с учетом мнения управления дистанционного надзора и других заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата Национального банка, главных управлений по областям. При необходимости (в случае выявления дополнительных фактов) в заключение по результатам проверки могут вноситься изменения.

74. Заключение (сводное заключение) по результатам проверки вместе с актом (сводным актом) либо справкой проверки и предложениями по принятию решения о применении к банку предупредительных мер надзорного реагирования и (или) мер воздействия передается на рассмотрение уполномоченному органу (должностному лицу) Национального банка не позднее 30 рабочих дней с момента подписания акта (сводного акта) либо справки проверки.

75. Уполномоченный орган (должностное лицо) Национального банка не позднее 10 рабочих дней со дня получения подписанного акта (сводного акта) либо справки проверки, заключения (сводного заключения) по результатам проверки рассматривает представленные материалы о проведенной проверке.

При необходимости в установленном порядке принимается решение о применении к банку предупредительных мер надзорного реагирования и (или) мер воздействия, привлечении должностных лиц банка к административной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и устанавливается контроль за выполнением этого решения.

76. Заключительным этапом комплексной (тематической) проверки является подведение итогов на совещании с участием руководителя проверяемого банка (при необходимости - представителей уполномоченного органа управления банка, собственника); заместителя Председателя Правления Национального банка, направляющего деятельность главного управления банковского надзора (при необходимости); руководителя рабочей группы; начальника главного управления банковского надзора, его заместителя, начальника управления инспекции (его заместителя), начальника управления дистанционного надзора (его заместителя), куратора банка, руководителей заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата Национального банка (при необходимости).

Как правило, совещание проводится в проверенном банке.

77. При необходимости руководитель проверенного банка (структурного подразделения банка) приглашается в главное управление банковского надзора (главное управление по области) на совещание по рассмотрению результатов проверки с участием заинтересованных лиц. Результаты совещания оформляются протоколом.

78. После подведения итогов комплексной проверки банка, структурного подразделения банка руководителю банка, структурного подразделения банка (при необходимости уполномоченному органу управления банком, собственнику) управлением дистанционного надзора (управлением банковского надзора главного управления по области) не позднее 5 рабочих дней направляется копия второй части заключения (сводного заключения) по результатам проверки с сопроводительным письмом, которое содержит решение Национального банка и требования к банку, структурному подразделению банка по результатам проверки.

79. Итоги тематической проверки банка, структурного подразделения банка, проведенной работниками управления инспекции (управления банковского надзора главного управления по области), в случае составления заключения по результатам проверки при необходимости могут подводиться в соответствии с требованиями пунктов 76 - 78 настоящей Инструкции.

80. Порядок рассмотрения результатов и подведения итогов иных тематических проверок, организованных другими структурными подразделениями центрального аппарата Национального банка (главных управлений по областям), определяется руководителями данных структурных подразделений центрального аппарата Национального банка (главных управлений по областям) самостоятельно.







Приложение

к Инструкции о порядке

проведения Национальным банком

Республики Беларусь проверок

банков и небанковских

кредитно-финансовых организаций



               НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


                            ПРЕДПИСАНИЕ
                       на проведение проверки


     Рабочей группе в составе:
1. _________________________________________________ - руководитель;
       (фамилия, имя, отчество, должность члена
                    рабочей группы)
2. _____________________________________ - заместитель руководителя;
    (фамилия, имя, отчество, должность
          члена рабочей группы)
3. _________________________________________________________________
         (фамилия, имя, отчество, должность члена рабочей группы)
предписывается   в   соответствии   с   распоряжением   Председателя
Правления (заместителя Председателя  Правления  Национального  банка
Республики  Беларусь  (начальника,  заместителя  начальника главного
управления по области) от ________________ ____ г. N _______________
произвести _________________________________________________________
                                 (вид проверки)
проверку ___________________________________________________________
      (наименование банка, в отношении которого проводится проверка)
в срок с ________________________ по _______________________________
           (число, месяц, год)               (число, месяц, год)
в целях ____________________________________________________________
                                (цель проверки)
Установить проверяемый период с _________________ по _______________
                                 (число, месяц,       (число, месяц,
                                      год)                год)
включительно, отчетную дату ________________________________________
                                         (число, месяц, год)
_______________________________   __________    ____________________
 (должность лица, назначившего     (подпись)    (инициалы, фамилия)
         проверку)
                                    М.П.


Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.