|
|
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 N 18 "О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Зарегистрировано в НРПА РБ 8 января 2007 г. N 6/669 В целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами Республики Беларусь законодательства при рассмотрении дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, руководствуясь статьями 14 - 16 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1998 года "О хозяйственных судах в Республике Беларусь" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999 г., N 2, ст. 32), постановляет дать хозяйственным судам Республики Беларусь (далее - хозяйственные суды) следующие разъяснения. 1. Согласно пункту 2 статьи 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), пункту 41 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. N 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 23, 1/191; 2006 г., N 145, 1/7906) (далее - Положение), решение о ликвидации юридического лица может быть принято: учредителями (участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным учредительными документами; хозяйственным судом; регистрирующим органом; иными органами в случаях, предусмотренных законодательными актами. В соответствии с пунктом 44 Положения деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям и в порядке, предусмотренном Положением для ликвидации коммерческих организаций. 2. Ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в судебном порядке является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства и влечет прекращение их деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами. 3. Судебный порядок ликвидации (прекращения деятельности) предусмотрен законодательством для случаев, когда вопрос о наличии оснований для этого является спорным и требует обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя могут быть осуществлены по решению хозяйственного суда по основаниям, предусмотренным: подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 ГК; подпунктом 41.2 пункта 41 Положения; подпунктом 41.3 пункта 41 Положения (в отношении организаций с иностранными инвестициями). Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные основания для ликвидации юридических лиц или прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей по решению хозяйственного суда. 4. В соответствии с частью первой пункта 3 статьи 57 ГК, пунктом 41 Положения требование о ликвидации (прекращении деятельности) по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 ГК, подпунктом 41.2 пункта 41 Положения, может быть предъявлено в хозяйственный суд государственным органом или органом местного управления и самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательством. При этом следует иметь в виду, что законодательство не устанавливает конкретный перечень лиц, уполномоченных на предъявление в хозяйственный суд искового требования о ликвидации (прекращении деятельности). Вместе с тем в отдельных нормативных правовых актах определены полномочия некоторых органов на предъявление таких исков. В частности, подпунктом 1.4.1 пункта 1 статьи 81 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь налоговые органы и их должностные лица наделены правом в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски (заявления) о ликвидации организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, а в силу абзаца третьего подпункта 41.3 пункта 41 Положения таким правом в отношении организаций с иностранными инвестициями наделен регистрирующий орган при обнаружении оснований для ликвидации, предусмотренных указанным подпунктом. В соответствии с частью второй статьи 35 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк вправе предъявить иск в хозяйственный суд о ликвидации банка или небанковской кредитно-финансовой организации по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь. Прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе предъявить иск о ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица (индивидуального предпринимателя) в целях защиты государственных или общественных интересов. 5. Согласно статье 47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) дела по спорам о ликвидации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей являются делами специальной подведомственности. Рассмотрение хозяйственными судами дел по спорам о ликвидации (прекращении деятельности) по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 ГК, подпункте 41.2 пункта 41 и подпункте 41.3 пункта 41 Положения (в отношении организаций с иностранными инвестициями), осуществляется по общим правилам искового производства. 6. В случаях, когда законодательством принятие решения о ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица (индивидуального предпринимателя) отнесено к компетенции регистрирующего органа, хозяйственный суд отказывает в принятии искового заявления о ликвидации (прекращении деятельности) по основанию, предусмотренному абзацем вторым части первой статьи 164 ХПК. 7. Наличие решения о ликвидации (прекращении деятельности) юридического лица (индивидуального предпринимателя), принятого учредителями (участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным учредительными документами, индивидуальным предпринимателем, не исключает возможности обращения в хозяйственный суд с иском о ликвидации (прекращении деятельности), если принятое решение не выполняется и имеются основания для ликвидации (прекращения деятельности) в судебном порядке, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 ГК, подпунктом 41.2 пункта 41 и подпунктом 41.3 пункта 41 Положения (в отношении организаций с иностранными инвестициями). 8. При рассмотрении исков о ликвидации (прекращении деятельности), заявленных по основанию осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), хозяйственным судам следует иметь в виду, что в случае, когда юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) осуществляет несколько видов деятельности, лишение лицензии на один из них не может рассматриваться как основание для ликвидации (прекращения деятельности), если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений законодательства. 9. При рассмотрении требований о ликвидации (прекращении деятельности), заявленных по основанию осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, хозяйственным судам следует оценивать характер допущенных нарушений, их продолжительность, последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица (индивидуального предпринимателя), действия, которые были предприняты ответчиком для устранения таких нарушений, и другие обстоятельства в зависимости от конкретного дела. В частности, в качестве неоднократных нарушений хозяйственный суд может рассматривать систематические нарушения законодательства (два и более раза), которые явились основанием для принятия компетентными государственными органами решений о применении мер экономической, административной ответственности и эти решения в установленном порядке не отменены. При оценке нарушения законодательства как грубого хозяйственный суд вправе принять во внимание те негативные последствия, которые повлекли данное нарушение, в том числе причинение ущерба государственным и (или) общественным интересам, гражданам или юридическим лицам. При принятии решения по иску о ликвидации (прекращении деятельности) в связи с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства хозяйственный суд отказывает в его удовлетворении, если установит, что такие нарушения носят малозначительный характер или негативные последствия таких нарушений устранены. 10. На основании части второй пункта 3 статьи 57 ГК хозяйственный суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. При решении вопроса о возложении такой обязанности на одного или нескольких учредителей (участников) хозяйственный суд должен привлечь их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика. При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в резолютивной части решения о ликвидации указываются: в отношении юридического лица - полное наименование и юридический адрес, в отношении граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства; срок ликвидации; сроки представления хозяйственному суду на утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, информации о ходе ликвидации. 11. В случае, если хозяйственный суд придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, при принятии решения о ликвидации (прекращении деятельности) (далее - решение о ликвидации) в резолютивной его части хозяйственный суд указывает: о назначении ликвидационной комиссии с определением, как правило, ее персонального состава или ликвидатора; порядок и срок проведения ликвидации; срок для письменного уведомления кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя); сроки представления хозяйственному суду на утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса; информации о ходе ликвидации. Процессуальные сроки, назначенные хозяйственным судом при принятии решения о ликвидации, могут быть им продлены в соответствии со статьей 139 ХПК. Копия решения хозяйственного суда о ликвидации в пятидневный срок со дня его вступления в законную силу направляется хозяйственным судом в регистрирующий и налоговый органы. 12. В состав ликвидационной комиссии могут входить: один из учредителей (участников); руководитель ликвидируемой коммерческой организации или индивидуальный предприниматель; представители трудового коллектива; представители регистрирующего органа; представители органов местного управления и самоуправления; представители контролирующих и иных органов, в отношении которых хозяйственный суд сочтет необходимым их участие в составе ликвидационной комиссии. Предложения по персональному составу ликвидационной комиссии (кандидатуре ликвидатора), согласованные с соответствующими органами и лицами, направляются (передаются) в хозяйственный суд сторонами по делу или одной из них до назначения дела к судебному разбирательству. При отсутствии предложений по персональному составу представителей государственных органов хозяйственный суд вправе указать в решении на необходимость включения представителей государственных органов в состав ликвидационной комиссии и обязать соответствующие органы определить для этого конкретных лиц исходя из положений статьи 27 ХПК, согласно которой вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Беларусь. Включение в состав ликвидационной комиссии представителей контролирующих и иных органов является правом хозяйственного суда, рассматривающего дело, и производится в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Количественный и персональный состав ликвидационной комиссии определяется хозяйственным судом. Председатель ликвидационной комиссии назначается из числа ее членов. Председателем ликвидационной комиссии не может быть собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемой коммерческой организации или индивидуальный предприниматель, в отношении которого заявлен иск о прекращении предпринимательской деятельности. 13. При принятии решения о ликвидации хозяйственный суд с учетом всех обстоятельств дела (основание для ликвидации (прекращения деятельности), фактическое осуществление деятельности, объем имущества и т.п.) может назначить ликвидатора. Ликвидатором может быть назначено лицо, кандидатура которого представлена органом, обратившимся в хозяйственный суд с иском о ликвидации (прекращении деятельности), с его согласия. 14. Применительно к пункту 3 статьи 58 ГК моментом назначения ликвидационной комиссии по решению хозяйственного суда является момент вступления в законную силу решения хозяйственного суда о ликвидации, если только хозяйственный суд не допустил немедленного исполнения решения в соответствии с частью второй статьи 205 ХПК. С момента вступления решения в законную силу, а в случае немедленного исполнения - со дня его объявления полномочия по управлению делами юридического лица переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Учредители (участники), собственник имущества с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) не могут осуществлять свои права по управлению ликвидируемым юридическим лицом ни непосредственно, ни через уполномоченные им лица и органы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 15. Ликвидационная комиссия (ликвидатор), назначенная хозяйственным судом, обязана в соответствии с законодательством: 15.1. поместить в газете "Рэспублiка" сообщение о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, в котором указать порядок и срок заявления кредиторами своих требований; 15.2. составить перечень кредиторов с указанием сумм долга; 15.3. письменно уведомить в срок, установленный хозяйственным судом, кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации (прекращении деятельности); 15.4. принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности; 15.5. произвести инвентаризацию всего имущества, закрыть филиалы и представительства; 15.6. произвести оценку имущества ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности); 15.7. утвердить смету расходов по ликвидации (прекращению деятельности), в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) на период ее работы; 15.8. составить промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), перечень предъявленных кредиторами требований с указанием сумм долга, а также сведения о результатах рассмотрения этих требований. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть подписан составом ликвидационной комиссии (ликвидатором), заверен печатью ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), прошнурован и скреплен этой печатью с указанием количества листов и даты утверждения. В случае отсутствия печати (утрата, уничтожение и др.) промежуточный ликвидационный баланс может быть представлен на утверждение хозяйственному суду без оттиска печати. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается определением хозяйственного суда, назначившего ликвидационную комиссию (ликвидатора); 15.9. сосредоточить денежные средства юридического лица (индивидуального предпринимателя) на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрыть все счета в других банках, в том числе в зарубежных; 15.10. закончить текущие дела, в том числе увольнение работников с соблюдением их прав и законных интересов в соответствии с законодательством; 15.11. провести собрание кредиторов (их полномочных представителей) для согласования с кредиторами плана ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), который должен отражать полную и объективную картину финансового состояния юридического лица (индивидуального предпринимателя), условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, перечень имущества, подлежащего продаже, способ, место и время продажи имущества; условия оплаты судебных расходов, оплаты труда членов ликвидационной комиссии, привлеченных к работе работников и других лиц. План ликвидации юридического лица должен содержать также условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения установленного для заявления требований срока, но признанных ликвидационной комиссией. План ликвидации (прекращения деятельности) с решением собрания кредиторов об его утверждении представляется хозяйственному суду для утверждения; 15.12. представлять систематически хозяйственному суду с периодичностью, им установленной, информацию об изменениях (увеличении или уменьшении) в составе имущества ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), о размере фактически взысканных и поступивших денежных сумм на текущий (расчетный) счет соответствующего лица; 15.13. предоставлять кредиторам, хозяйственному суду, регистрирующему и налоговому органам, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе юридического лица (индивидуального предпринимателя), о ходе его ликвидации (прекращении деятельности); 15.14. сообщать в правоохранительные органы обо всех выявленных фактах совершения должностными лицами и другими работниками ликвидируемого юридического лица действий, содержащих признаки хищений, растрат, злоупотреблений и иных преступлений, повлекших причинение ущерба, и принимать исчерпывающие меры по его возмещению за счет виновных лиц; 15.15. осуществлять иные функции в соответствии с законодательством. 16. В целях определения имущества ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя) и его оценки ликвидационная комиссия (ликвидатор) после выявления дебиторской задолженности и проведения инвентаризации или одновременно с этим: направляет лицам, которые в соответствии с законодательством или условиями обязательства несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, требование о погашении остающейся кредиторской задолженности, если денежных средств и другого имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения кредиторской задолженности в полном объеме; принимает меры по сохранению имеющегося в наличии имущества юридического лица, в том числе путем истребования имущества, находящегося в обороте, включая имущество, переданное в аренду, залог и так далее, направляет должникам юридического лица требования об исполнении обязательств, в том числе досрочном, в связи с ликвидацией юридического лица; контролирует выполнение учредителями (участниками) юридического лица обязанности по внесению ранее не внесенной части вкладов в уставный фонд и погашению задолженности юридическому лицу по другим обязательствам, а также принимает в установленном порядке меры понуждения к исполнению таких обязательств; обеспечивает выход ликвидируемого юридического лица из состава учредителей (участников) других юридических лиц - коммерческих организаций и получение стоимости имущества (части имущества) пропорционально его доли в уставном фонде в соответствии с действующим законодательством и всех причитающихся ему средств и доходов; анализирует договоры страхования юридического лица с целью определения возможного получения страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с ликвидацией юридического лица; при обнаружении фактов излишней уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды принимает меры в установленном законодательством порядке по их возврату (зачету); производит оценку наличного имущества ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя) на основании данных бухгалтерского учета с применением экономически обоснованных цен либо создает из числа членов ликвидационной комиссии и (или) иных лиц специальную комиссию во главе с председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) для проведения оценки имущества ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), а также в этих целях при необходимости привлекает соответствующих специалистов; принимает меры к выявлению имущества, переданного ликвидируемым юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в целях избежания ответственности перед своими кредиторами другому лицу (лицам) или иным образом намеренно скрытого, а также к истребованию имущества и финансовых активов, отчужденных с нарушением требований законодательства. 17. При назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) хозяйственный суд вправе возложить на нее дополнительные обязанности, связанные с ликвидацией юридического лица (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя), не противоречащие законодательству Республики Беларусь. 18. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) в установленный хозяйственным судом срок принимает для рассмотрения требования по обязательствам юридического лица (индивидуального предпринимателя). После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией (ликвидатором) для их предъявления, принимаются и учитываются ликвидационной комиссией (ликвидатором) отдельно. Эти требования удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) может отказать в удовлетворении требований кредиторов, если они заявлены после утверждения ликвидационного баланса или признаны комиссией (ликвидатором) необоснованными, о чем в адрес этих кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) направляет письменное уведомление. В случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица (индивидуального предпринимателя) обратиться в хозяйственный суд с соответствующим иском. 19. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) погашает задолженность перед кредиторами в соответствии с утвержденным хозяйственным судом промежуточным ликвидационным балансом и планом ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), отражающими в том числе и очередность удовлетворения требований кредиторов в соответствии с законодательством. При этом расходы, связанные с ликвидацией юридического лица (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя), производятся за счет средств этого лица в первоочередном порядке, а в случае их отсутствия - за счет средств других источников, предусмотренных законодательством. Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. 20. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе в соответствии с законодательством и с согласия кредиторов осуществить продажу всего имущества ликвидируемого юридического лица как имущественного комплекса при условии внесения покупателем всей суммы стоимости данного имущества на расчетный счет юридического лица, если доходы и социальный эффект от такой продажи будут выше, чем при раздельной продаже указанного имущества. 21. До момента прекращения трудового договора (контракта) работники ликвидируемого юридического лица выполняют свои трудовые обязанности в соответствии с трудовыми договорами (контрактами). С их согласия они могут при необходимости привлекаться по решению ликвидационной комиссии (ликвидатора) к выполнению мероприятий по ликвидации. Ликвидационная комиссия вправе привлекать к работе аудиторов, экономистов и юристов на договорных условиях для осуществления различных функций и выполнения работ (заданий), если привлечение таких работников предусмотрено планом ликвидации. 22. Председатель назначенной хозяйственным судом ликвидационной комиссии: организует работу ликвидационной комиссии; определяет место, порядок и режим работы членов комиссии; распределяет права и обязанности между членами ликвидационной комиссии; подписывает претензии, исковые заявления и другие документы, направляемые в суды и правоохранительные органы; действует без доверенности от имени ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя, в отношении которого принято решение о ликвидации), представляет его интересы в отношениях с третьими лицами; заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, утверждает штаты юридического лица, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников юридического лица вне зависимости от того, являются они членами ликвидационной комиссии или нет; осуществляет иные полномочия, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности). Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) несет имущественную и иную ответственность за ущерб, причиненный по его вине ликвидируемому юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), его собственнику, учредителям (участникам), третьим лицам, за иные противоправные действия, а также за неисполнение судебных постановлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Если председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) недобросовестно или ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, допускает злоупотребления, а также если исполнение его обязанностей невозможно по объективным причинам, хозяйственный суд освобождает его от исполнения обязанностей либо по собственной инициативе, либо по предложению лица, участвующего в деле, или прокурора. В случае освобождения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) от исполнения обязанностей хозяйственный суд решает вопрос о назначении нового председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), которому передаются все дела ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии с порядком, определяемым хозяйственным судом. 23. После принятия решения о ликвидации и до даты внесения записи о ликвидации (прекращении деятельности) в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лицо, в отношении которого принято решение о ликвидации, продолжает обладать правоспособностью, в том числе имеет право выступать в качестве истца (заявителя), ответчика (заинтересованного лица), третьего лица в делах, рассматриваемых хозяйственными судами. Председатель ликвидационной комиссии, ликвидатор или лица, ими уполномоченные в установленном законодательством порядке, вправе выступать в хозяйственном суде в качестве представителей ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя). Исходя из этого, хозяйственным судам следует отказывать в принятии исковых заявлений (заявлений, жалоб), в которых ликвидационные комиссии, а не сами ликвидируемые юридические лица (индивидуальные предприниматели), указываются в качестве истцов или ответчиков со ссылкой на абзац второй части первой статьи 164 ХПК, а ошибочно возбужденные дела по таким исковым заявлениям (заявлениям, жалобам) прекращать производством по основанию, предусмотренному абзацем вторым статьи 149 ХПК. 24. В случае, если после полного удовлетворения всех требований кредиторов первой - пятой очередей и произведения необходимых выплат остается имущество должника, то оно передается ликвидационной комиссией (ликвидатором) его собственнику, учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица. 25. Поскольку количественный и персональный состав ликвидационной комиссии определяется хозяйственным судом в судебном постановлении, изменения в составе ликвидационной комиссии (исключение из состава, включение дополнительных членов, их замена и т.д.) производятся определением того же хозяйственного суда, который принял решение об ее назначении. 26. Ликвидационная комиссия (ликвидатор), назначенная при принятии хозяйственным судом решения о ликвидации, подотчетна и подконтрольна хозяйственному суду, которым она назначена. Жалобы на действия (бездействие) ликвидационной комиссии (ликвидатора) могут быть поданы кредиторами и иными заинтересованными лицами в хозяйственный суд, принявший решение о ликвидации. По результатам рассмотрения таких жалоб хозяйственный суд, принявший решение о ликвидации, выносит определение. 27. После завершения мероприятий по ликвидации, удовлетворения и погашения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс и представляет его хозяйственному суду для утверждения с письменным отчетом о своей работе. Ликвидационный баланс и отчет (в двух экземплярах) подписываются всеми членами ликвидационной комиссии. К ликвидационному балансу должны быть приложены: перечень не взысканной или частично взысканной дебиторской задолженности и иного имущества ликвидируемого юридического лица, списанных на убытки; протокол решения ликвидационной комиссии о подписании ликвидационного баланса и отчета. Отчет о проделанной работе должен включать сведения и об использовании сметы расходов ликвидационной комиссии (ликвидатора) в период ее деятельности. Ликвидационный баланс и приложения к нему, протокол решения ликвидационной комиссии об его подписании и отчет о проделанной работе должны быть прошнурованы с указанием количества листов и даты формирования. За достоверность ликвидационного баланса несет ответственность ликвидационная комиссия (ликвидатор). 28. В силу предписаний части второй пункта 4 статьи 57 ГК, статьи 247 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 73, 2/198) (далее - Закон) при недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном Законом, с учетом особенностей, предусмотренных статьями 247 - 249 Закона. Согласно части второй статьи 247 Закона при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого хозяйственным судом принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия обязана подать в хозяйственный суд в течение одного месяца со дня выявления этого обстоятельства заявление о банкротстве должника. Форма и содержание такого заявления, а также перечень документов, прилагаемых к нему, определены статьями 23 и 24 Закона. С учетом осуществления функций по ликвидации юридического лица на основании решения хозяйственного суда такая же обязанность применительно к части второй статьи 247 лежит на ликвидаторе, назначенном хозяйственным судом, учредителях (участниках) либо органе, уполномоченном на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, на которых хозяйственным судом возложена обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 57 ГК. Нарушение требования, предусмотренного частью второй статьи 247 Закона, является основанием для отказа во внесении записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (часть первая статьи 249 Закона). В таком случае хозяйственный суд не вправе утверждать ликвидационный баланс, принимая во внимание последствия утверждения ликвидационного баланса. В случае возбуждения производства по делу о банкротстве ликвидируемого должника председатель ликвидационной комиссии обязан направить хозяйственному суду, назначившему ликвидационную комиссию, копию определения о возбуждении производства по делу о банкротстве для приобщения к материалам дела о ликвидации. 29. После утверждения определением хозяйственного суда ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) в срок, установленный хозяйственным судом, обязана представить в регистрирующий орган документы, предусмотренные пунктом 63 Положения. Доказательства выполнения требований настоящего пункта, а также копия документа, подтверждающего исключение юридического лица или индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются ликвидационной комиссией (ликвидатором) хозяйственному суду и приобщаются к материалам дела. 30. Учредители (участники) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, на которых решением хозяйственного суда возложена обязанность по ликвидации юридического лица, осуществляют ее с учетом положений настоящего постановления, регулирующих деятельность ликвидационной комиссии (ликвидатора), если иное не установлено законодательством или хозяйственным судом, принявшим решение о ликвидации. Признать утратившим силу: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. N 9 "О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 67, 6/253). Председатель В.С.КАМЕНКОВ Секретарь Пленума, судья А.А.ГАРНОВСКИЙ |
Партнеры
|