Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 N 125 "Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 30 декабря 2006 г. N 8/15613



В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к президентской программе "Дети Беларуси" на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. N 318, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. N 1536 "О Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь" Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь согласно приложению.



Министр А.М.РАДЬКОВ





СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Министр финансов                    Министр энергетики
Республики Беларусь                 Республики Беларусь
Н.П.Корбут                          А.В.Озерец
14.12.2006                          07.12.2006


СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Министр культуры                    Министр связи
Республики Беларусь                 и информатизации
В.Ф.Матвейчук                       Республики Беларусь
11.12.2006                          Н.П.Пантелей
                                    07.12.2006


СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Министр спорта и туризма            Министр сельского
Республики Беларусь                 хозяйства и продовольствия
А.В.Григоров                        Республики Беларусь
11.12.2006                          Л.В.Русак
                                    08.12.2006


СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Министр архитектуры                 Министр обороны
и строительства                     Республики Беларусь
Республики Беларусь                 Л.С.Мальцев
А.И.Селезнев                        13.12.2006
11.12.2006


СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Министр промышленности              Министр транспорта
Республики Беларусь                 и коммуникаций
А.М.Русецкий                        Республики Беларусь
26.10.2006                          В.Г.Сосновский
                                    07.12.2006


СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Председатель Правления              Первый заместитель
Национального банка                 Министра здравоохранения
Республики Беларусь                 Республики Беларусь
П.П.Прокопович                      Р.А.Часнойть
13.12.2006                          13.12.2006


СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Министр внутренних дел              Министр по чрезвычайным
Республики Беларусь                 ситуациям
В.В.Наумов                          Республики Беларусь
13.12.2006                          Э.Р.Бариев
                                    07.12.2006


СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Председатель Федерации              Председатель Белорусского
профсоюзов Беларуси                 государственного концерна
Л.П.Козик                           по производству и реализации
11.12.2006                          товаров легкой промышленности
                                    Э.М.Нарышкин
                                    11.12.2006


СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Председатель Правления              Исполняющий обязанности
Белорусского республиканского       председателя, первый
союза потребительских обществ       заместитель председателя
В.В.Кулешов                         Гомельского областного
11.12.2006                          исполнительного комитета
                                    Г.В.Дашкевич
                                    27.10.2006


СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Председатель                        Председатель
Гродненского областного             Брестского областного
исполнительного комитета            исполнительного комитета
В.Е.Савченко                        К.А.Сумар
27.10.2006                          26.10.2006


СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО
Председатель                        Председатель
Могилевского областного             Минского областного
исполнительного комитета            исполнительного комитета
Б.В.Батура                          Н.Ф.Домашкевич
24.10.2006                          20.10.2006


СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель председателя
Витебского областного
исполнительного комитета
В.Г.Новацкий
24.10.2006






Приложение

к постановлению

Министерства образования

Республики Беларусь

14.12.2006 N 125



КОНЦЕПЦИЯ

НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



Глава 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ



1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (далее - Концепция) определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности. Настоящая Концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.

2. Воспитание является составляющей частью образования. Его назначение состоит в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.

3. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

4. Достижение цели воспитания в учреждении образования предполагает решение следующих основных задач:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

5. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Общие требования к содержанию воспитания определяются также целями, задачами и принципами государственной политики в сфере образования.

6. Воспитание в системе образования осуществляется на основе программ воспитания.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

7. Основные требования организации воспитания обучающихся:

обеспечение качества воспитания;

соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;

системность и единство педагогических требований;

реализация личностно-ориентированного подхода;

создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

8. Основные составляющие воспитания:

идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;

нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;

гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

9. Идеология в системе воспитания реализуется в контексте идеологии белорусского государства, где особое место занимают государственный суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, социальная справедливость, экономическое благосостояние.

Идеологическое становление личности включает следующие этапы: овладение знаниями - принятие ценностей - формирование убеждений - воля к действию - деятельность. Реализация названных этапов в соответствии с принципом непрерывности и преемственности воспитания обеспечивает развитие личности обучающегося в контексте государственной идеологии Республики Беларусь.

Идеологическое обеспечение воспитания осуществляется на основе органичного единства учебного и воспитательного процесса, затрагивает повседневную внеучебную и досуговую деятельность. Последовательное ознакомление учащихся с основами научных знаний, прежде всего с предметами социально-гуманитарного блока, является предпосылкой присвоения ими общечеловеческих и национальных ценностей, формирования убеждений, волевых качеств, норм поведения и деятельности, определяемых идеологией белорусского государства.

Реализация воспитательной функции идеологии способствует формированию целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности.

Условием эффективности идеологической работы в учреждении образования является профессионализм, искренность и высокий уровень идейной убежденности педагогических работников в процессе воспитания и обучения.

10. Формирование и развитие личности обусловлены возрастными особенностями обучающихся. Учет важнейших особенностей на каждом возрастном этапе развития личности обучающегося способствует выявлению психолого-педагогических условий для оптимального удовлетворения ведущих потребностей обучающихся.

11. Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Особенности развития личности: развитие эмоциональной саморегуляции; возникновение нравственной саморегуляции поведения; формирование деловых личностных качеств; проявление моральных качеств личности; появление социальных мотивов, стремления к самоутверждению; становление потребности в достижении успехов; появление самосознания в форме оценки собственных личностных качеств. В дошкольном возрасте берет свое начало творческий процесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать что-то новое. Завершается процесс формирования речи.

Ведущие виды деятельности: предметная и игровая.

Особенности процесса воспитания: формирование самосознания в процессе ведущих видов деятельности; нравственный опыт взрослых передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания; существенное значение приобретают оценки, которые дают близкие взрослые поведению ребенка; появление и закрепление новых мотивов деятельности и интересов в сюжетно-ролевых играх; становление характера в играх, межличностном общении и домашнем труде.

12. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования.

Особенности развития личности: закрепление мотива достижения успехов как устойчивого личностного свойства; усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности; формирование самооценки и уровня притязаний; осознание своих способностей; формирование трудолюбия как качества личности; появление значимых социальных мотивов, удовлетворяемых в общении со сверстниками; расширение и углубление знаний, совершенствование умений и навыков.

Ведущие виды деятельности: учебно-игровая, трудовая, досугово развивающая.

Особенности процесса воспитания: формирование деловых качеств в процессе ведущих видов деятельности; закрепление мотива достижения успехов за счет поощрения и стимулирования; формирование самооценки напрямую зависит от характера оценок взрослыми ребенка и его успехов в различных видах деятельности; уровень притязаний зависит от положения, занимаемого в системе взаимоотношений со сверстниками, и успехов в различных видах деятельности.

13. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования.

Особенности развития личности: возникновение внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть взрослым; становление волевых качеств личности; развитие деловитости и организаторских способностей; повышение познавательной и творческой активности; возникновение новых мотивов учения, связанных с формированием умений и навыков, позволяющих заниматься самостоятельным творческим трудом; формирование системы личностных ценностей, определяющих содержание деятельности и общения; дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях; формирование основ нравственности, социальных установок, отношения к себе, к людям, к обществу; стабилизация черт характера и основных форм межличностного поведения; формирование профессиональной ориентации. Главными мотивами личностного роста становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Ведущие виды деятельности: учебная, трудовая, досугово развивающая.

Особенности процесса воспитания: в становлении волевых качеств личности значительную роль играет подражание старшим, увлечение различными видами спорта, искусства; первичная профессиональная ориентация в учении и труде, объединениях по интересам, а также под воздействием значимых взрослых; начало физического и волевого самовоспитания; характер формируется посредством самостоятельного решения деловых и личных проблем; основы нравственности и культуры формируются в учебной и внеучебной деятельности, через участие в жизни ученического коллектива; жизненные цели и ценности, ролевые формы поведения усваиваются через общение со сверстниками. Большое воспитательное значение имеют ценности, пропагандируемые средствами массовой информации. Определенное влияние оказывает молодежная субкультура.

14. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.

Особенности развития личности: становление мировоззрения, нравственного самосознания, социальных, политических, религиозных, культурных и других убеждений; начало практической реализации серьезных жизненных планов; интеллектуальная зрелость; оформление морально-нравственных принципов; профессиональное самоопределение; завершение формирования системы позитивных социальных установок; повышенное внимание к внутреннему миру человека; возникновение личностных эмоциональных отношений между девушками и юношами.

Ведущие виды деятельности: учебно-профессиональная, внеучебная творческая.

Особенности процесса воспитания: начало нравственного самосовершенствования и социально-мировоззренческого самовоспитания; организация ученического самоуправления; повышение ответственности обучающихся за поведение и учебную деятельность. На становлении морально-нравственных качеств оказывают влияние культура, литература, различные виды искусства, средства массовой коммуникации.

15. Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

Особенности развития личности: профессиональное и личное самоопределение; расширение системы ценностей; появление позиции взрослого; осознание своего назначения и места в жизни; понимание себя и своих особенностей, возможностей; самоуважение, внимание к своему внешнему виду; реализация себя в социуме, труде, семье; профессиональное самоопределение; стремление к практической профессиональной деятельности.

Ведущие виды деятельности: учебно-профессиональная, общественная, внеучебная творческая.

Особенности процесса воспитания: построение отношений между обучающимся и педагогом на основе партнерства и сотрудничества; реализация гражданских прав и обязанностей обучающихся.



Глава 2

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ



16. Гражданственность - интегративное качество личности, основными элементами которой являются нравственная, правовая и политическая культура. Патриотизм - чувство любви к своему Отечеству и готовность защищать его интересы.

17. Содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга.

18. Условия воспитания гражданственности и патриотизма личности:

осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;

воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны;

формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;

повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин;

пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;

формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;

развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического (студенческого) самоуправления.

19. Учет возрастных особенностей по воспитанию гражданственности и патриотизма личности.

Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Приобретение первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях.

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования.

Формирование первичных знаний об идеологии белорусского государства, о родном крае; гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей.

Обучающиеся на II ступени общего среднего образования.

Формирование гражданских и нравственных идеалов. Участие в различных формах общественно полезной, туристско-краеведческой деятельности. Осознание гражданской ответственности как нормы общественного поведения.

Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования.

Формирование гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Участие в общественной жизни учреждения образования. Осознание социальной действительности и своего положения в обществе.

Обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

Реализуется готовность исполнить свой профессиональный, гражданский и патриотический долг в различных сферах жизнедеятельности.

20. Политическая культура - одна из основных форм проявления общественного сознания в виде конкретных мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на социальный выбор личности. Политическая культура зависит от степени понимания личностью процессов, происходящих в обществе и государстве.

21. Содержание воспитательной работы по формированию политической культуры личности определяется необходимостью обретения обучающимися социального и политического опыта, накопленного обществом, и предполагает усвоение политических знаний, формирование политических ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь, опыта общественной деятельности, понимание сложности социально-политических процессов, умение делать выбор и нести за него ответственность.

22. Условия формирования политической культуры личности:

ознакомление обучающихся с основами политических знаний, выработка политических ценностей и идеалов в контексте государственной идеологии;

изучение истории, обычаев и традиций белорусского народа и народов других стран;

формирование у обучающихся умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму;

проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистских групп в учреждениях образования;

вовлечение обучающихся в социально и общественно значимую деятельность с учетом индивидуальных особенностей; педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся.

23. Учет возрастных особенностей по формированию политической культуры личности.

Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Формирование начальных представлений об институтах государственной власти.

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.