![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 13.11.2006 N 62 "Об утверждении Устава службы органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 22 ноября 2006 г. N 8/15379 На основании Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. N 35, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить прилагаемый Устав службы органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Министр Э.Р.БАРИЕВ УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 13.11.2006 N 62 УСТАВ СЛУЖБЫ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Устав службы органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Устав) определяет назначение, порядок организации и осуществления гарнизонной и дежурной служб в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, осуществляющих боевое дежурство, а также общие обязанности должностных лиц гарнизонной и дежурной служб. 2. В настоящем Уставе используются следующие основные термины и их определения: гарнизон - совокупность органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее - органы и подразделения), объединенных на одной административно-территориальной единице Республики Беларусь (область, г.Минск, район, город областного подчинения), предназначенных для ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций; гарнизонная служба - вид службы, организуемый с целью обеспечения боеготовности гарнизона к ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, совместной подготовки и слаженной работы органов и подразделений и их взаимодействия с аварийно-спасательными и другими службами республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее - аварийно-спасательные и другие службы), единого квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона; дежурная служба - вид службы, организуемый в дежурных сменах подразделений для обеспечения боеготовности сил и средств этих подразделений; суточный наряд - вид наряда, организуемый для поддержания порядка и охраны служебных помещений, техники, оборудования, снаряжения и территории подразделения личным составом дежурной смены; боеготовность подразделений - готовность личного состава эффективно выполнять боевую задачу; дежурная смена - работники подразделения, осуществляющие службу в течение боевого дежурства; боевое дежурство - период непрерывного несения службы дежурными сменами, включая их участие в ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, тактико-специальных учениях (занятиях); силы и средства гарнизона - личный состав, аварийно-спасательная и пожарная техника (далее - техника), пожарно-техническое вооружение, аварийно-спасательное оборудование, инструменты, средства связи и оповещения, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество (далее - оборудование и снаряжение), находящиеся на вооружении подразделений, учреждений образования, научных, иных организаций и подразделений, созданных в установленном порядке для выполнения задач, возложенных на подразделения; расписание выезда сил и средств гарнизона - оперативный документ гарнизона, определяющий количество и порядок привлечения сил и средств подразделений для ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций; план привлечения сил и средств на тушение пожаров, ликвидацию чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах (района, города) (далее - план привлечения сил и средств) - документ, определяющий количество и порядок привлечения сил и средств гарнизона (гарнизонов), аварийно-спасательных и других служб района (города, населенного пункта, объекта), привлекаемых для ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций; район выезда подразделения - территория, на которую расписанием выезда предусмотрено первоочередное направление подразделения; номер вызова - условное цифровое (от 1 до 5) обозначение сложности пожара (чрезвычайной ситуации); оперативная обстановка - совокупность объективно существующих условий, которые могут способствовать или препятствовать возникновению (развитию) пожаров и чрезвычайных ситуаций, а также ситуаций, которые не относятся к чрезвычайным ситуациям (не классифицируются как чрезвычайные ситуации), но могут повлечь (или повлекли) нарушение жизнедеятельности города, района, объекта; массовые мероприятия - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие (спортивное, культурно-массовое, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении), а также мероприятия с участием высших должностных лиц государства, проводимые в масштабах района, города, области или республики. 3. Руководство гарнизонной и дежурной службами осуществляется на принципах единоначалия: 3.1. в гарнизоне области (г.Минска) - начальником областного (Минского городского) управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - УМЧС); 3.2. в гарнизоне района (города областного подчинения) - начальником районного (городского, городского и районного) отдела по чрезвычайным ситуациям (далее - ГРОЧС). 4. Взаимодействие подразделений гарнизона с аварийно-спасательными и другими службами по обеспечению готовности к ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций регламентируется инструкциями о взаимодействии и определяется планом привлечения сил и средств в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ ГАРНИЗОННОЙ И ДЕЖУРНОЙ СЛУЖБ 5. Проверка гарнизонной и дежурной служб осуществляется в целях поддержания высокого уровня боеготовности гарнизона и его подразделений, оказания практической помощи и изучения положительного опыта работы. 6. Право на проведение проверки имеют следующие должностные лица органов и подразделений: 6.1. Министр и его заместители; 6.2. начальники управлений центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС), начальник государственного учреждения "Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС", его заместители, начальник государственного пожарного аварийно-спасательного учреждения "Республиканский отряд специального назначения" МЧС; 6.3. начальники центров водолазно-спасательных работ, химической и радиационной защиты, медицинского обеспечения и других центров (специализированных служб) государственного пожарного аварийно-спасательного учреждения "Республиканский отряд специального назначения" МЧС по своему направлению деятельности; 6.4. начальники УМЧС, их заместители (в пределах вверенного гарнизона); 6.5. заместители начальников отдела службы и боеготовности подразделений (в пределах вверенного гарнизона); 6.6. начальники центров оперативного управления (далее - ЦОУ) и их заместители (в пределах вверенного гарнизона); 6.7. начальники ГРОЧС, их заместители (в пределах вверенного гарнизона); 6.8. оперативные дежурные по гарнизонам (в пределах вверенного гарнизона); 6.9. руководство подразделений во вверенных им подразделениях; 6.10. другие должностные лица органов и подразделений, имеющие служебное задание Министра, его заместителей, начальника УМЧС. Кроме того, проводить проверку дежурных смен подразделений, обслуживающих объекты, имеют право директора (начальники) объектов и вышестоящие должностные лица, которым подчинены директора (начальники) этих объектов. 7. Проверка проводится в присутствии начальника подразделения или его заместителя, а в их отсутствие - старшего должностного лица дежурной смены или лица, его замещающего. 8. Старшее должностное лицо проверяемого подразделения докладывает о проведении проверки по подчиненности. 9. При проверке гарнизонной службы проверяется боеготовность гарнизона, соответствие организации и несения службы требованиям настоящего Устава, других нормативных правовых и иных правовых актов МЧС. 10. При проверке дежурной службы устанавливаются: 10.1. правильность организации дежурной службы; 10.2. боеготовность дежурных смен; 10.3. исправность и содержание техники, оборудования и снаряжения; 10.4. состояние газодымозащитной службы; 10.5. наличие и содержание документов дежурной службы в подразделении; 10.6. состояние боевой подготовки, знание личным составом дежурной смены своих должностных обязанностей и умение их выполнять, строевой выправки; 10.7. подготовленность начальствующего состава, выступающего в роли руководителя занятий; 10.8. наличие и состояние учебно-тренировочной базы, состояние служебных помещений и территории подразделения; 10.9. состояние противопожарного водоснабжения. 11. Проверяющие, осуществляющие проверки, обязаны: 11.1. оценить и сделать выводы о состоянии дежурной службы и боеготовности подразделения; 11.2. рассмотреть результаты проверки с начальствующим составом подразделения; 11.3. наметить конкретные мероприятия и сроки устранения выявленных недостатков; 11.4. оформить результаты проверки в соответствующем разделе книги службы; 11.5. организовать контроль за ходом выполнения предложенных мероприятий. Виды и периодичность проверок дежурной службы подразделений гарнизона определяются начальником гарнизона с учетом складывающейся оперативной обстановки и положения дел в подразделениях. Раздел II ГАРНИЗОННАЯ СЛУЖБА Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ ГАРНИЗОННОЙ СЛУЖБЫ 12. Основными задачами гарнизонной службы являются: 12.1. поддержание постоянной готовности сил и средств гарнизона к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, организация дежурной службы; 12.2. организация взаимодействия подразделений с аварийно-спасательными и другими службами района (города, объекта) и гражданами; 12.3. создание и обеспечение функционирования единой системы управления силами и средствами гарнизона; 12.4. обеспечение эффективной деятельности подразделений гарнизона; 12.5. координация и методическое обеспечение оперативно-служебной деятельности подразделений гарнизона; 12.6. выполнение иных задач, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. 13. При выполнении задач гарнизонной службы: 13.1. осуществляются учет и контроль состояния сил и средств гарнизона; 13.2. разрабатывается в области, городе областного подчинения, областном центре и г.Минске расписание выезда сил и средств гарнизона согласно приложению 1, в районе области - план привлечения сил и средств согласно приложению 2; 13.3. обеспечивается профессиональная подготовка личного состава, в том числе должностных лиц гарнизона, путем проведения тактико-специальных учений и занятий, решения тактических задач, соревнований, учебно-методических сборов; 13.4. организуются и обеспечиваются различные виды связи и оповещения, создаются автоматизированные системы управления подразделениями; 13.5. обеспечивается работоспособность системы приема и регистрации сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, а также систем информационного обеспечения подразделений; 13.6. разрабатываются мероприятия по привлечению работников гарнизона, свободных от несения гарнизонной и дежурной служб, к ликвидации крупных пожаров и чрезвычайных ситуаций; 13.7. создаются специализированные службы: пожарная аварийно-спасательная, химической и радиационной защиты, авиационная, поисково-спасательная, водолазно-спасательная, инженерно-технических работ и электрообеспечения, медицинская и другие; 13.8. разрабатываются и утверждаются инструкции о взаимодействии с аварийно-спасательными и другими службами района (города, объекта); 13.9. осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач гарнизонной службы. 14. Порядок привлечения сил и средств, входящих в гарнизон, для ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций определяется приказом начальника гарнизона об организации службы, пожаротушении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которым устанавливаются: 14.1. границы района выезда каждого подразделения; 14.2. порядок выезда на ликвидацию пожаров и чрезвычайных ситуаций дежурной смены ЦОУ, руководящего состава, а также высылки сил и средств гарнизона; 14.3. перечень объектов, на которые высылаются силы и средства по повышенному номеру вызова при получении первого сообщения; 14.4. порядок передислокации сил и средств подразделений при выездах на ликвидацию пожаров и чрезвычайных ситуаций по повышенным номерам вызова. 15. Количество номеров вызова для каждого гарнизона и направляемой по ним техники устанавливается начальником гарнизона с учетом наличия сил и средств гарнизона и их дислокации. 16. Порядок оказания взаимной помощи по ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций силами и средствами гарнизона на территории соседних гарнизонов определяется планом привлечения сил и средств в соответствии с областным расписанием выезда. Временная передислокация сил и средств подразделений вне границ гарнизона области (г.Минска) для ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций осуществляется по решению Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, вне границ района (города областного подчинения) - по решению начальника гарнизона области (г.Минска). 17. Личный состав учреждения образования привлекается к несению дежурной службы в подразделениях гарнизона в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом. Учебные части несут дежурную службу. Глава 4 ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ГАРНИЗОНА 18. Должностными лицами гарнизона являются: 18.1. начальник гарнизона; 18.2. оперативный дежурный по гарнизону; 18.3. диспетчер ЦОУ; 18.4. начальник службы тыла; 18.5. начальник газодымозащитной службы; 18.6. начальник службы связи и оповещения. В зависимости от созданных в гарнизоне специализированных служб должностными лицами гарнизона являются начальники этих служб. 19. Обязанности должностных лиц специализированных служб, созданных в гарнизонах, разрабатываются на основании соответствующих положений об этих службах. Глава 5 НАЧАЛЬНИК ГАРНИЗОНА 20. Начальниками гарнизонов являются: 20.1. области (г.Минска) - начальник областного (Минского городского) УМЧС; 20.2. района (города областного подчинения) - начальник ГРОЧС. 21. Начальнику гарнизона в оперативном отношении подчиняются все специализированные службы гарнизона, подразделения, учреждения образования, научные и иные организации, деятельность которых связана с ликвидацией пожаров и чрезвычайных ситуаций, подготовкой специалистов для их ликвидации. 22. Начальник гарнизона обязан: 22.1. знать дислокацию подразделений в гарнизоне, оперативно-тактические возможности гарнизона и степень готовности подразделений к ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций; 22.2. знать месторасположение потенциально опасных и особо важных объектов; 22.3. организовывать контроль за соблюдением требований правил по охране труда, пожарной безопасности в подразделениях гарнизона; 22.4. разрабатывать в случае необходимости мероприятия по усилению гарнизонной и дежурной служб; 22.5. изучать и организовывать внедрение в практическую деятельность подразделений гарнизона передового отечественного и зарубежного опыта организации и несения службы, современных методов ликвидации чрезвычайных ситуаций; 22.6. контролировать техническую готовность и правильность эксплуатации техники, оборудования и снаряжения; 22.7. организовывать и осуществлять контроль за профессиональной подготовкой работников гарнизона; 22.8. организовывать ведение документов службы гарнизона согласно перечню, приведенному в приложении 3; 22.9. анализировать работу сил и средств гарнизона по ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, разрабатывать мероприятия по предупреждению пожаров и чрезвычайных ситуаций, созданию условий для их успешной ликвидации и совершенствованию оперативно-служебной деятельности подразделений; 22.10. организовывать проведение смотров, соревнований; 22.11. организовывать оперативное управление и информационное обеспечение Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 22.12. принимать меры по устранению неисправностей противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения подразделений гарнизона, а также по обеспечению возможности беспрепятственного проезда техники в пределах территории гарнизона; 22.13. обеспечить оперативное дежурство руководящего состава гарнизона. 23. Начальник гарнизона имеет право: 23.1. отдавать приказы, обязательные к исполнению должностными лицами гарнизона и подразделений; 23.2. проверять боеготовность гарнизона; 23.3. определять возможность допуска к руководству силами и средствами лиц начальствующего состава гарнизона при ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций; 23.4. назначать должностных лиц гарнизона; 23.5. отстранять лиц рядового и начальствующего состава гарнизона от несения боевого дежурства за нарушение дисциплины, правил по охране труда, уклонение от выполнения служебных обязанностей и тому подобное. 24. Во время отсутствия начальника гарнизона его обязанности исполняет заместитель начальника УМЧС (ГРОЧС), назначенный исполняющим обязанности. Глава 6 ОПЕРАТИВНЫЙ ДЕЖУРНЫЙ ПО ГАРНИЗОНУ 25. Оперативный дежурный по гарнизону назначается в гарнизоне: 25.1. области (г.Минска) - оперативный дежурный ЦОУ; 25.2. района (города) - из лиц руководящего состава ГРОЧС или оперативный дежурный ЦОУ. 26. Оперативный дежурный по гарнизону подчиняется начальнику гарнизона. В оперативном отношении ему подчиняются все силы и средства гарнизона. 27. Оперативный дежурный по гарнизону обязан: 27.1. руководить силами и средствами гарнизона; 27.2. знать оперативную обстановку в гарнизоне, контролировать несение гарнизонной и дежурной служб в соответствии с требованиями настоящего Устава; 27.3. осуществлять контроль за боеготовностью дежурных смен, состоянием техники, оборудования и снаряжения, ведением документов дежурной службы согласно перечню, приведенному в приложении 4; 27.4. организовывать проведение тактико-специальных учений с личным составом дежурных смен, осуществлять контроль за качеством их проведения; 27.5. изучать и распространять передовой опыт по совершенствованию гарнизонной и дежурной служб, подготовке работников к ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций; 27.6. осуществлять взаимодействие гарнизона с аварийно-спасательными и другими службами района (города, объекта); 27.7. осуществлять мероприятия по управлению силами и средствами органов и подразделений при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аварийно-спасательные работы); 27.8. контролировать работу ЦОУ, организовывать сбор информации о пожарах, чрезвычайных ситуациях и происшествиях; 27.9. принимать участие в разработке документов гарнизонной службы; 27.10. немедленно докладывать начальнику гарнизона обо всех происшествиях в подразделениях гарнизона. 28. Оперативный дежурный по гарнизону имеет право: 28.1. отдавать руководителям подразделений гарнизона в пределах своей компетенции обязательные для исполнения распоряжения по вопросам гарнизонной и дежурной служб; 28.2. отстранять лиц рядового и начальствующего состава гарнизона от несения боевого дежурства за нарушение дисциплины, правил по охране труда, уклонение от выполнения служебных обязанностей, в связи с болезнью и по другим уважительным причинам с последующим докладом об этом начальнику гарнизона; 28.3. вносить предложения начальнику гарнизона (подразделения) о поощрении или наложении дисциплинарных взысканий на работников подразделений. Глава 7 ДИСПЕТЧЕР ЦОУ 29. Диспетчер ЦОУ подчиняется начальнику гарнизона и оперативному дежурному по гарнизону. 30. Диспетчер ЦОУ обязан: 30.1. знать оперативную обстановку в гарнизоне, дислокацию подразделений и специализированных служб, аварийно-спасательных служб других республиканских органов государственного управления и порядок их привлечения к проведению аварийно-спасательных работ, оперативно-тактические особенности особо важных и пожаро-, взрывоопасных объектов, на которые по первому сообщению о пожаре, чрезвычайной ситуации высылаются подразделения по повышенному номеру вызова, техническое вооружение и тактические возможности дежурных смен, местонахождение основных запасов огнетушащих, нейтрализующих и обеззараживающих веществ; 30.2. при приеме сообщений по телефону отвечать на все вызовы "Дежурная служба МЧС"; 30.3. направлять к месту вызова силы и средства гарнизона в соответствии с расписанием выезда и планом привлечения сил и средств с последующей записью в журнал ЦОУ (пункта связи отряда, части (далее - ПСО, ПСЧ) согласно приложению 5. При приеме сообщения о пожаре или чрезвычайной ситуации в другом районе доложить на ЦОУ области (г.Минска); 30.4. обобщать сведения о наличии сил и средств гарнизона; 30.5. организовывать проверку наличия связи с подразделениями гарнизона, особо важными и пожароопасными объектами, аварийно-спасательными и другими службами района (города, объекта); 30.6. информировать в установленном порядке должностных лиц гарнизона о выезде подразделений и складывающейся обстановке на месте их работы; 30.7. докладывать оперативному дежурному по гарнизону поступившие сведения об изменениях оперативной обстановки; 30.8. доводить до подразделений гарнизона информацию и распоряжения должностных лиц гарнизона; 30.9. контролировать своевременное устранение нарушений, влияющих на осложнение оперативной обстановки в гарнизоне. 31. Диспетчер ЦОУ имеет право: 31.1. запрашивать информацию о наличии и состоянии сил и средств в подразделениях гарнизона; 31.2. получать от руководителей и работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на ЦОУ; 31.3. контролировать правильность ведения радиообмена между подразделениями гарнизона. 32. Диспетчеру ЦОУ запрещается: 32.1. покидать ЦОУ без разрешения оперативного дежурного по гарнизону и без подмены лицом, подготовленным и допущенным для работы на средствах связи; 32.2. допускать в помещение ЦОУ посторонних лиц; 32.3. вести лично и допускать по телефону разговоры, не связанные с выполнением служебных обязанностей, нарушать установленный порядок радиообмена. ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |