Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.09.2006 N 37 "Об утверждении Авиационных правил организации и выполнения полетов в гражданской авиации Республики Беларусь"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 7



Глава 18

ПОДГОТОВКА К ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ



181. Летный состав, а также нелетный авиационный персонал, связанный с перевозкой опасных грузов на воздушном транспорте для выполнения своих служебных обязанностей, должны пройти соответствующую подготовку.

Подготовка авиационного персонала к перевозке опасных грузов включает специальную и ежегодную.

182. Авиационному персоналу, прошедшему специальную подготовку в сертифицированном учреждении образования ГА, выдается сертификат установленного образца. Сертификат действителен в течение двух лет. Копия сертификата о допуске к перевозке опасных грузов воздушным транспортом храниться в личном деле члена экипажа. В летные книжки членов экипажей делается запись о прохождении специальной подготовки.

183. Лица, не сдавшие экзамен для получения или продления сертификата, должны пройти подготовку на общих основаниях.

184. Ежегодная подготовка проводится на базе авиационных организаций. Организация и порядок такой подготовки оговаривается в РПП эксплуатанта.

185. Если в текущем году проводилась специальная подготовка, ежегодная подготовка с этим авиационным персоналом не проводится.



Глава 19

ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА К ПОЛЕТАМ В СИСТЕМЕ

ОРГАНИЗОВАННЫХ ТРЕКОВ



186. К подготовке и выполнению полетов в системе организованных треков (СОТ) через Северную Атлантику допускаются члены летного экипажа, имеющие достаточную теоретическую подготовку и опыт международных полетов:

командиры ВС - пилоты 1-го класса, имеющие допуск к полетам при метеорологическом минимуме 60 x 800 м и ниже на данном типе ВС;

вторые пилоты, имеющие самостоятельный налет не менее 200 часов на данном типе ВС;

штурманы 1-го класса, имеющие самостоятельный налет не менее 500 часов на данном типе ВС или 200 часов на данном типе ВС для ранее имевших допуск к полетам через Северную Атлантику на ВС другого типа;

бортрадисты, имеющие самостоятельный налет не менее 500 часов на данном типе ВС или 200 часов на данном типе ВС для ранее имевших допуск к полетам через Северную Атлантику на ВС другого типа.

187. Одновременная маршрутная тренировка командира ВС, штурмана и бортрадиста не допускается.

188. Вторые пилоты после прохождения наземной подготовки в соответствии с программой подготовки для полетов через Северную Атлантику могут быть допущены к полетам без маршрутной тренировки в составе летного экипажа, где командир ВС имеет опыт самостоятельных полетов через Северную Атлантику в течение последних двенадцати месяцев.

189. Маршрутная тренировка командира ВС, второго пилота, бортрадиста осуществляется командно-летным, инспекторским и летно-инструкторским составом не менее чем в двух полетах (полет в прямом и обратном направлениях считать одним полетом), штурмана - в четырех полетах согласно приложению 4.

190. При перерывах в полетах более одного года маршрутная тренировка авиационных специалистов проводится в обязательном порядке с переоформлением допуска. Результаты маршрутной тренировки заносятся в летную книжку. Допуск к полетам оформляется приказом авиационной организации.

191. Перед каждой маршрутной тренировкой с летным экипажем проводится дополнительная предварительная подготовка, в процессе которой необходимо изучить:

технические требования к минимальным навигационным характеристикам (далее - MN PS) при полетах по треку, район применения и требования по точности горизонтального и вертикального эшелонирования;

методические рекомендации экипажу при полетах по трекам;

Руководство по производству полетов в воздушном пространстве MN PS Северной Атлантики;

инструктивный и информационный материал по аэронавигации в Североатлантическом регионе;

построение системы организованных треков (СОТ), сообщения о них и периоды их смены;

порядок запроса и получения диспетчерского разрешения на полет в североатлантическом контролируемом воздушном пространстве;

особенности работы навигационных средств над океаном, их расположение и время работы;

применение метода числа М в океаническом воздушном пространстве Северной Атлантики;

процедуры перекрестной проверки;

использование ВОРЛ;

обеспечение летных экипажей полетной и навигационной документацией;

условные обозначения, используемые в полетной документации;

специальные маршруты, применяемые при частичной потере навигационной способности;

порядок действия летного экипажа при полной потере навигационной способности или полного отказа вычислителей навигационных систем;

порядок действий при отклонении от маршрута из-за метеорологических условий при полетах в контролируемом океаническом воздушном пространстве;

специальные правила для выполнения полетов с боковым смещением в Североатлантическом воздушном пространстве;

особый порядок действий в полете в чрезвычайных обстоятельствах;

методику расчета параметров полета по треку для навигационного комплекса с использованием таблиц, способы проверки расчета (минимальное время расчета 10 - 15 минут);

процедуры связи, передачи сообщений о местоположении; особенности правил ведения связи и фразеологии радиообмена;

полетные карты, используемые для прокладки курса;

причины отклонений ВС от линии пути в Североатлантическом регионе, меры по их предотвращению;

технологию взаимодействия членов экипажа при предполетной подготовке и выполнении полета;

систему организации поиска и спасания в Североатлантическом регионе;

действия экипажа при вынужденной посадке на воду.



Раздел III

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ



Глава 20

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ



192. Полеты гражданских ВС в воздушном пространстве Республики Беларусь выполняются:

по ППП;

по ПВП с учетом требований классификации воздушного пространства согласно приложению 5;

по ОПВП.

193. Полеты ВС в воздушном пространстве Республики Беларусь выполняются с соблюдением минимальных интервалов вертикального и горизонтального эшелонирования согласно Правилам использования воздушного пространства Республики Беларусь.

194. Экипаж ВС обязан выполнять полет в соответствии с планом полета в пределах установленных границ используемых элементов структуры воздушного пространства, выдерживать заданный режим полета, постоянно знать свое местоположение.

Лицам, находящимся на ВС в качестве пассажиров, в том числе лицам, в распоряжение которых оно выделено, запрещается вмешиваться в действия экипажа и требовать от него изменения утвержденного плана полета.

195. Полеты при отсутствии на борту ВС сборников аэронавигационной информации по маршрутам ОВД, а также при отсутствии в них поправок и дополнений запрещаются.

196. При определении очередности захода на посадку ВС органам ОВД следует исходить из необходимости предоставления приоритетной посадки ВС:

выполняющим вынужденную (экстренную) посадку;

имеющим минимальный запас топлива;

на борту которых находятся лица, нуждающиеся в срочной медицинской помощи;

выполняющим литерные рейсы;

командиры ВС которых в случае ухудшения метеорологических условий не подготовлены к полетам в ожидаемых условиях;

выполняющим групповые полеты;

с пассажирами на борту.

197. При одновременном заходе на посадку по ПВП двух однотипных ВС, находящихся на посадочной прямой, преимущество совершить посадку первым имеет ВС, летящее впереди, слева или ниже.

198. По мере возможности ВС, выполняющим полет в один и тот же пункт назначения, крейсерские эшелоны назначаются в соответствии с очередностью захода на посадку.

ВС, находящееся на крейсерском эшелоне, как правило, пользуется первоочередностью по отношении к другим ВС, запрашивающим этот эшелон. В случае если на одном крейсерском эшелоне находится несколько ВС, как правило, правом первоочередности пользуется ВС, следующее впереди.

199. При полетах по ПВП обгоняемое ВС пользуется приоритетом, а обгоняющее независимо от того, набирает оно высоту, снижается или находится в горизонтальном полете, отворачивает в сторону от обгоняемого. Никакие последующие изменения в положении этих ВС относительно друг друга не освобождают экипаж обгоняющего ВС от обязанности выполнять это требование до тех пор, пока обгон не будет полностью завершен при обеспечении безопасного интервала.

200. При заходе на посадку устанавливается:

ВПР - для точного захода на посадку или захода на посадку с вертикальным наведением;

МВС - для неточного захода на посадку и захода на посадку по кругу.

201. В случае внезапной разгерметизации ВС, выполняющего контролируемый полет, другой неисправности или попадания в опасные метеорологические явления, требующие выполнения аварийного снижения, пилот по возможности выполняет следующие действия:

перед началом аварийного снижения выполняет отворот для ухода с разрешенного маршрута ОВД или линии пути;

информирует как можно скорее об аварийном снижении соответствующий орган ОВД;

устанавливает код 7700 на приемоответчике ВОРЛ в режиме A;

включает бортовые аэронавигационные огни;

использует БСПС;

следит за потенциально конфликтными ВС;

координирует свои дальнейшие действия с соответствующим органом ОВД.

Огни, предназначенные для других целей (посадочные фары, огни направленного освещения планера и другие), могут использоваться (соблюдая соответствующие эксплуатационные ограничения) наряду с огнями предотвращения столкновений (проблесковыми маяками) для повышения возможности визуального определения ВС.

202. Командир ВС обязан выдерживать заданный режим полета, соблюдать правила полета, информировать (при необходимости) органы ОВД о местоположении ВС и метеорологической обстановке.

203. ВС, находящемуся в запретной, опасной или зоне ограничения полетов или выполняющему полет по направлению к одной из таких зон, с земли подается сигнал в виде серии ракет, выпускаемых с интервалом в 10 секунд и дающих при разрыве красные и зеленые огни или звезды. ВС необходимо немедленно предпринять меры по выходу из таких зон и в дальнейшем продолжить полет вне их пределов.

204. В полете летный экипаж прослушивает радиосвязь на аварийной частоте 121,5 МГц, если оборудование ВС позволяет прослушивать рабочую частоту органа ОВД и частоту 121,5 МГц одновременно.

205. При организации полетов для оказания медицинской помощи, проведения поисково-спасательных работ, при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, аварийных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, руководители авиационных организаций в случаях, не терпящих отлагательства, имеют право под свою личную ответственность допускать отступления от порядка и правил полетов, изложенных в настоящих Правилах, и норм полетного, служебного полетного времени и времени отдыха.

О своих действиях эти должностные лица немедленно информируют специально уполномоченный орган в области ГА.

206. Полеты гражданских ВС в воздушном пространстве Республики Беларусь в особый период выполняются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.



Глава 21

ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ ПО ПРИБОРАМ



207. Полеты по ППП выполняются в контролируемом воздушном пространстве, а также вне пределов контролируемого воздушного пространства по разрешению соответствующих полномочных органов ОВД.

208. На ВС, не оборудованных для полетов по приборам, выполнять полеты по ППП запрещается.

209. Полет по ППП в крейсерском режиме полета выполняется на крейсерском эшелоне или в случае получения разрешения на набор высоты в крейсерском режиме между двумя эшелонами или выше эшелона, выбранного в соответствии с таблицей крейсерских эшелонов согласно приложению 6.

210. При выполнении полета по ППП экипаж обязан вести постоянное наблюдение за воздушной и метеорологической обстановкой визуально и с использованием бортовых радиотехнических средств.

211. Правила полетов по приборам предусматривают:

выполнение полетов в условиях, при которых пространственное положение и местоположение ВС определяются по показаниям пилотажно-навигационных приборов;

обеспечение органом ОВД установленных интервалов вертикального и горизонтального эшелонирования.

212. При выполнении полета по ППП командир ВС:

соблюдает безопасные высоты полета;

выдерживает заданный эшелон и маршрут ОВД, задаваемые органом ОВД траектории и параметры полета;

докладывает соответствующему органу ОВД об отклонении от текущего плана полета;

информирует орган ОВД о местоположении ВС, оперативной и метеорологической обстановке;

выполняет указания соответствующего органа ОВД.

213. Полет по ППП в ВМУ может выполняться решением командира ВС или по разрешению соответствующего органа ОВД.

214. В тех случаях, когда ВС, выполняющее полет по ППП, находится в ВМУ или встречается с такими условиями, оно не должно прекращать полет по ППП, если не предполагается, что в течение достаточно длительного периода времени полет будет выполняться в устойчивых ВМУ и имеется намерение выполнять полет в этих условиях.

215. Переход от полета по ППП к полету по ПВП выполняется по согласованию с органом ОВД, осуществляющим обслуживание полета ВС, при условии обеспечения безопасности от столкновения с другими ВС, земной или водной поверхностью.

216. Решение о возможности перехода на полет по ПВП принимает командир ВС. Принуждать командира ВС к переходу от полета по ППП к полету по ПВП запрещается.



Глава 22

ПРАВИЛА ВИЗУАЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ



217. За исключением специальных полетов по ПВП, полеты по ПВП выполняются днем и в сумерках (за 30 минут до восхода солнца и за 30 минут до наступления темноты), на высотах не выше эшелона полета 195, с истинной скоростью не более 550 км/ч (295 узлов), при метеорологических условиях согласно приложению 7.

218. В воздушном пространстве класса C или D (D - в Европейском воздушном пространстве) ПВП могут применяться выше эшелона полета 195 только в зарезервированном воздушном пространстве в соответствии с диспетчерским разрешением, по процедурам, установленным полномочным органом ОрВД, а также в коридорах, установленных для полетов по ПВП на постоянной или временной основе.

219. Полеты по ПВП в сумерках разрешаются на аэродромы или посадочные площадки, оборудованные светотехническими средствами. При выполнении полетов с подбором посадочных площадок с воздуха допускаются полеты на аэродромы или площадки, не оборудованные светотехническими средствами.

220. Полеты по ПВП в воздушном пространстве Республики Беларусь выше эшелона перехода выполняются на эшелонах согласно приложению 6.

221. При полете по ПВП обход препятствий, наблюдаемых впереди по курсу ВС, осуществляется, как правило, справа от препятствий на удалении не менее 500 м.

222. При выполнении полета по ПВП в воздушном пространстве класса E экипаж ВС осуществляет постоянное прослушивание рабочей частоты органа ОВД.

223. Командир ВС обязан соблюдать ПВП и своевременно докладывать органу ОВД о необходимости перехода к выполнению полета по ОПВП (ППП).

224. ПВП предусматривают:

выдерживание экипажем установленных интервалов между ВС, а также между ВС и другими объектами в воздухе методом визуального наблюдения за воздушной обстановкой;

выдерживание экипажем ВС минимального запаса высоты над препятствиями и обход искусственных препятствий посредством визуального наблюдения за расположенной впереди местностью при полетах на высотах ниже эшелона перехода;

выдерживание экипажем ВС маршрута ОВД методом визуальной ориентировки с использованием имеющихся навигационных средств.

225. Полеты по ПВП под облаками в условиях обледенения или при прогнозировании обледенения на высоте полета выполняются на ВС, оборудованных противообледенительными системами.

226. При выполнении полета по ПВП командир ВС:

соблюдает безопасную высоту полета;

выдерживает маршрут ОВД;

докладывает соответствующему органу ОВД об отклонении от текущего плана полета;

информирует соответствующий орган ОВД о местоположении ВС и метеорологической (при необходимости) обстановке;

выполняет указания, придерживается рекомендаций и учитывает консультации органа ОВД по предотвращению столкновения;

получает соответствующую информацию при предоставлении полетно-информационного обслуживания.

227. Орган ОВД при обслуживании полетов по ПВП осуществляет ОВД в соответствии с требованиями по классификации воздушного пространства.

228. При ухудшении метеоусловий до значений, не соответствующих требованиям для полета по ПВП, командир ВС обязан:

возвратиться на аэродром вылета или выполнить посадку на ближайшем запасном аэродроме, если он не допущен к полетам по ОПВП;

перейти на полет по ОПВП, если цель выполняемого задания на полет, подготовка командира ВС и оснащенность маршрута ОВД не препятствуют этому;

перейти на полет по ОПВП и возвратится на аэродром вылета или на ближайший запасной аэродром, если подготовка командира ВС и оснащенность маршрута ОВД не препятствуют этому, а цель полетного задания не позволяет выполнять полет по ОПВП;

перейти на полет по ППП, если командир и ВС допущены к таким полетам.

Командир вертолета может произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха.

229. При внезапном попадании ВС в условия ниже минимума, установленного для полетов по ПВП (ОПВП), снижение ниже приборной безопасной высоты в целях перехода на визуальный полет запрещается. В этом случае командир ВС обязан перейти на пилотирование ВС по приборам, развернуться на 180 градусов, возвратиться на аэродром вылета или выполнить посадку на ближайшем аэродроме. При невозможности перейти на визуальный полет после разворота на 180 градусов командир ВС обязан приступить к набору нижнего безопасного эшелона и согласовать дальнейшие действия с органом ОВД.

230. Орган ОВД предоставляет информацию, консультации и рекомендации по предотвращению столкновения в зависимости от наличия технических средств и информации о других ВС, находящихся в его зоне ответственности.

231. В условиях простой воздушной обстановки органом ОВД может выдаваться разрешение на выполнение специального полета по ПВП самолетам 1 - 3-го классов. Выполнение такого полета осуществляется в пределах диспетчерской зоны при менее благоприятных метеорологических условиях, чем ВМУ (при ухудшении видимости у земли или в полете, но не менее чем 1500 м, при отсутствии облаков и при видимости земной или водной поверхности). При выполнении специального полета по ПВП:

231.1. командир ВС несет ответственность за обход препятствий и выдерживание минимального запаса высоты над препятствиями;

231.2. орган ОВД обеспечивает эшелонирование ВС, выполняющих специальные полеты по ПВП между собой и с другими ВС, выполняющими полет по ППП. Радиолокационное наведение может применяться для целей ОВД или по запросу экипажа;

231.3. разрешаются специальные полеты по ПВП ночью ВС, допущенным к полетам по приборам, в остальных случаях - только днем.



Глава 23

ОСОБЫЕ ПРАВИЛА ВИЗУАЛЬНЫХ ПОЛЕТОВ



232. ОПВП применяются днем и ночью для выполнения срочных полетов по обслуживанию организаций здравоохранения, поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, а также учебных и тренировочных полетов на ВС с истинной скоростью полета до 250 км/ч (140 узлов).

Полеты по ОПВП выполняются при метеоусловиях согласно приложению 8.

233. ОПВП предусматривают:

пилотирование ВС по линии естественного горизонта с одновременным контролем по приборам за его пространственным положением;

соблюдение экипажем ВС интервалов горизонтального и вертикального эшелонирования, установленных для ПВП с другими ВС, следующими по ПВП (ОПВП) в воздушном пространстве класса C и E, а также с ВС, следующими по ППП в воздушном пространстве класса E;

выдерживание заданного эшелона (высоты) полета с учетом высоты искусственных препятствий;

определение местоположения ВС визуально по наземным ориентирам и с использованием имеющихся навигационных средств;

обеспечение органами ОВД интервалов эшелонирования с другими ВС, следующими по ППП в воздушном пространстве класса C;

наличие оборудования ВС для полетов по приборам и допуск командира ВС к полетам по ППП.

234. При организации полетов по ОПВП маршрут полета, как правило, выбирается через характерные ориентиры, легко опознаваемые в условиях ограниченной видимости и ночью, таким образом, чтобы обеспечивался обход искусственных препятствий на удалении не менее 5 км днем и 10 км ночью.

235. Полеты по ОПВП выполняются при наличии двусторонней радиосвязи между органом ОВД и экипажем ВС.

236. При выполнении полета по ОПВП командир ВС:

выдерживает безопасную (заданную) высоту полета;

выдерживает намеченную линию пути с помощью визуальной ориентировки и с использованием имеющихся навигационных средств;

докладывает соответствующему органу ОВД об отклонении от плана полета;

информирует соответствующий орган ОВД о местоположении ВС и метеорологической (при необходимости) обстановке;

выполняет указания органа ОВД в контролируемом воздушном пространстве.

237. Орган ОВД при обслуживании полетов по ОПВП осуществляет ОВД в соответствии с требованиями по классификации воздушного пространства.



Глава 24

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛЕТОВ



238. Оперативное планирование полетов осуществляется в летной службе на основании расписания движения ВС, заявок по авиационным работам, заявок на выполнение специальных рейсов, тренировочных и других полетов.

239. Планы полетов составляются в летной службе, утверждаются руководителем авиационной организации, доводятся до руководителей служб, обеспечивающих полеты, и в установленном порядке представляются в органы ОрВД для получения разрешения на использование воздушного пространства.

240. Контроль выполнения оперативного плана и организации взаимодействия служб осуществляет руководитель авиационной организации или лицо, им назначенное.

241. Информация о полете ВС представляется в центр единой системы организации воздушного движения (далее - ЦЕС ОрВД) в форме заявки на использование воздушного пространства.

242. Правила представления заявок и выдача разрешения на использование воздушного пространства осуществляются в соответствии с авиационными правилами.

243. При полете в контролируемом воздушном пространстве командир ВС придерживается плана полета, а при отклонении от него докладывает об этом соответствующему органу ОВД.

244. План полета, представляемый в ходе полета, передается органу ОВД, обслуживающему данный район полетной информации (диспетчерский район), в котором выполняет полет ВС.

245. Если план полета представляется в целях получения диспетчерского обслуживания, экипаж ВС должен получить диспетчерское разрешение прежде, чем переходить к такому полету.

246. Если на аэродроме посадки не предоставляется диспетчерское обслуживание, то информация соответствующему органу ОВД о посадке ВС передается любыми доступными средствами связи.



Глава 25

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА И ВЫБОР

ЗАПАСНЫХ АЭРОДРОМОВ



247. Командир ВС обладает исключительным правом принятия решения на выполнение полета. Ни одно лицо не вправе оказывать влияние на командира ВС в вопросах принятия решения на выполнение полета.

248. Командир ВС принимает решение на выполнение полета при соблюдении следующих условий:

экипаж подготовлен к полету на аэродромы, по маршрутам ОВД, виду авиационных работ согласно плану полета;

ВС подготовлено к предстоящему полету в ожидаемых условиях;

расчетные взлетная, полетная и посадочная массы и центровки ВС не выходят за ограничения, установленные РЛЭ данного типа ВС;

количество топлива и масла на борту ВС перед запуском двигателя (двигателей) не меньше минимального для выполнения полета;

имеется необходимая информация для анализа метеорологической и аэронавигационной обстановки по маршрутам ОВД, району авиационных работ, а также по аэродрому вылета, назначения и запасным;

полет обеспечен планом полета, рабочим планом полета, разрешениями (если они требуются) и необходимым видом ОВД.

249. Принятие решения на выполнение полета, взлета и посадки ВС производится по наивысшему из установленных минимумов:

командира ВС (экипажа);

эксплуатационного метеорологического минимума аэродрома.

250. Командир ВС принимает решение на выполнение полета по ППП на основании анализа метеорологической обстановки, если:

на аэродроме вылета фактическая погода не ниже эксплуатационного минимума аэродрома, установленного для взлета;

на маршруте полета отсутствуют опасные метеорологические явления (далее - метеоявления), обход которых невозможен;

на аэродроме пункта назначения фактическая и (или) прогнозируемая погода соответствует требованиям согласно приложению 9;

имеются запасные аэродромы для взлета и аэродрома назначения, соответствующие требованиям пунктов 253 - 255 настоящих Правил.

251. При принятии решения на выполнение полета по фактической погоде на аэродроме пункта назначения давность сведений о погоде не должна превышать одного часа.

252. При принятии решения на выполнение полета по ППП на аэродроме пункта назначения и запасных аэродромах не учитываются:

прогнозируемые ко времени прилета опасные метеоявления (кроме фронтальных гроз на запасных аэродромах);

прогнозируемые ко времени прилета порывы ветра;

высота нижней границы облаков, если их фактическое и (или) прогнозируемое количество не более двух октантов;

временное (TEMPO) ухудшение видимости и (или) понижение нижней границы облаков, прогнозируемые ко времени прилета.

Если время прибытия на аэродром пункта назначения (запасной) совпадает с прогнозируемым периодом изменения (BECMG) видимости и (или) высоты нижней границы облаков, при принятии решения на выполнение полета по ППП учитывается их наименьшее значение.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.