|
|
Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.11.2005 N 58 "О некоторых вопросах применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление В целях установления единой правоприменительной практики, руководствуясь статьей 18 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах в Республике Беларусь", Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь постановляет: 1. При рассмотрении дел по спорам, возникающим из перевозки грузов по процедуре МДП, судам необходимо руководствоваться нормами Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее - Конвенция МДП); Соглашением о таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года; постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 1998 года N 1996 "О мерах по выполнению Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП"; Таможенным кодексом Республики Беларусь; Положением о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, утвержденным приказом Государственного таможенного комитета (далее - ГТК) от 16 июня 1995 года N 163-ОД; Временным положением о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между российскими и белорусскими таможенными органами, утвержденным приказом ГТК от 15 августа 1995 года N 233-ОД; приказом ГТК от 8 июля 1998 года N 245-ОД "О перевозке товаров под таможенным контролем"; постановлением ГТК от 2 сентября 2002 года N 81 "Об установлении маршрута следования транспортных средств в Российскую Федерацию"; Положением о порядке осуществления контроля за доставкой товаров, перевозимых под таможенным надзором автомобильным транспортом, утвержденным приказом ГТК от 21 августа 1995 года N 241-ОД; Инструкцией о возникновении и прекращении налогового обязательства, возникновении и прекращении обязательства по уплате процентов, возникновении и погашении таможенной задолженности и задолженности по процентам, утвержденной постановлением ГТК от 28 января 2004 года N 9 (далее - Инструкция N 9), Договором поручительства от 1 февраля 1999 года, заключенным между ГТК и Белорусской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (далее - БАМАП). 2. Согласно статье 2 Конвенции МДП ее действие распространяется на перевозки грузов, осуществляемые без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одного из государств - участников Конвенции МДП, до таможни места назначения другого государства - участника Конвенции МДП или того же самого государства - участника Конвенции МДП, при условии, что определенная часть перевозки МДП между ее началом и завершением производится автомобильным транспортом. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. 3. Книжка МДП является единым транзитным документом, посредством которого выполняются международные транзитные операции и осуществляется контроль таможенных органов за доставкой грузов в каждом государстве, на территории которого осуществляется операция МДП. В соответствии с законодательством Республики Беларусь под грузами, перемещаемыми по процедуре МДП, для таможенных целей применительно к пункту 1 статьи 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь понимается товар, отвечающий требованиям статьи 3 Конвенции. 4. Факт надлежащего исполнения перевозчиком обязательства по доставке товара в таможню места назначения удостоверяется таможенным органом путем заполнения без оговорок отрывного листка N 2 книжки МДП с проставлением таможенной печати, даты и подписи должностного лица таможни. 5. В качестве альтернативного доказательства надлежащего прекращения операции МДП суду могут быть представлены: корешки N 1 или N 2 в книжке МДП с должным образом проставленными на них печатями таможенных органов, либо копия этих корешков, предоставленная гарантийным объединением, которая должна подтвердить идентичность копии оригиналу корешка; любое официальное свидетельство или подтверждение прекращения операции МДП, следующей за рассматриваемой, оформленное компетентными органами другого государства, в котором данная перевозка МДП продолжается, либо подтверждение перевода соответствующего груза в условия другой таможенной процедуры или другой системы таможенного контроля, например, его очистки для свободного обращения. 6. При наличии обоснованных сомнений в подлинности печатей таможенных органов, проставленных на корешках книжки МДП, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу в соответствии со статьей 92 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Наличие в книжке МДП печатей таможенных органов, поддельность которых установлена экспертизой, следует расценивать как отсутствие подтверждения о завершении операции МДП в таможне назначения или вывоза (промежуточной таможне). 7. Согласно статье 36 Конвенции МДП, всякое нарушение положений настоящей Конвенции повлечет применение к виновному в стране, в которой нарушение было совершено, предусмотренных законодательством этой страны санкций. В силу статьи 37 Конвенции МДП в тех случаях, когда невозможно установить, на территории какого государства произошло нарушение, считается, что местом его совершения является территория того государства, где это нарушение было обнаружено. 8. При рассмотрении споров о взыскании сумм таможенной задолженности, образовавшейся вследствие недоставления в таможенные органы места назначения или выезда (промежуточную таможню) товаров, находящихся под таможенным контролем, суду следует учитывать, что осуществление перевозки по процедуре МДП на территории Таможенного союза Республики Беларусь и Российской Федерации (далее - Таможенный союз) имеет ряд особенностей, обусловленных отсутствием таможенного контроля и упразднением пограничных пунктов таможенного оформления. В случае недоставления в таможенные органы места назначения или выезда (промежуточную таможню) Российской Федерации груза, следовавшего по процедуре МДП по территории Таможенного союза, таможня Республики Беларусь, которой дорожное транспортное средство или контейнер были предъявлены в целях их контроля вместе с грузом и относящейся к ним книжкой МДП, и в распоряжении которой находится отрывной лист N 1 книжки МДП, подтверждающий въезд транспортного средства с грузом на территорию Республики Беларусь, вправе предъявить требование к перевозчику или, в установленном порядке, к национальному гарантийному объединению - БАМАП о взыскании сумм причитающихся ввозных или вывозных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку их уплаты (пункт 1 и пункт 2 статьи 8 Конвенции МДП). В том случае, если хозяйственный суд при проверке обстоятельств, по причине которых товары не были доставлены в таможенный орган места назначения или выезда (промежуточную таможню) Российской Федерации, установит факт вывоза товаров с территории Республики Беларусь, нарушение норм Конвенции МДП признается совершенным на территории Российской Федерации, а налоговое обязательство по уплате таможенных платежей - прекращенным в соответствии с пунктом 13 Инструкции N 9. 9. В качестве доказательств фактического вывоза товаров с территории Республики Беларусь судом может быть принято во внимание официальное подтверждение пунктов принятия уведомлений, расположенных на территории Российской Федерации, о въезде товаров на территорию Российской Федерации, товаросопроводительные документы с отметками таможенных органов зарубежных государств и отметками получателя груза, свидетельские показания, полученные судом непосредственно в ходе судебного разбирательства. Если правоохранительными органами зарубежных государств было возбуждено дело об административном правонарушении либо уголовное дело, связанное с вывозом товаров, то подтверждение фактического вывоза товаров может производиться на основании материалов по административному или уголовному делу только после вступления в силу постановления либо приговора суда. Суд должен дать объективную оценку всем доказательствам, представленным в обоснование правомерности взыскания сумм таможенной задолженности за недоставление товаров в таможенные органы назначения государств - участников Таможенного союза. 10. При перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь с применением процедуры МДП ответственность за неуплату сумм таможенных платежей в торговом обороте возлагается на перевозчика. БАМАП несет с перевозчиком - держателем книжки МДП солидарную ответственность по уплате сумм таможенных платежей в торговом обороте. Обязанность по уплате таможенных платежей в торговом обороте подлежит исполнению БАМАП при выдаче товаров без разрешения таможни, их утрате (в том числе хищении) или недоставлении перевозчиком - держателем книжки МДП товаров в таможню назначения. В соответствии со статьей 41 Конвенции МДП если таможенные органы признают достаточными доказательства того, что груз, указанный в манифесте книжки МДП, погиб или безвозвратно потерян в результате дорожно-транспортного происшествия или при обстоятельствах, вызванных непреодолимой силой, или что недостача является результатом причин, свойственных грузу, то они освобождают от уплаты обычно причитающихся пошлин и сборов. В соответствии с Договором поручительства от 1 февраля 1999 года, заключенным между ГТК и БАМАП, ответственность БАМАП по каждой книжке МДП, по которой обнаружено нарушение, ограничивается максимальной суммой, эквивалентной 50000 долларов США, включая суммы и таможенных платежей, и процентов за просрочку их уплаты. 11. В соответствии со статьей 10 Конвенции МДП, если таможенные органы завершили операцию МДП, они не могут больше требовать от БАМАП уплаты причитающихся ввозных или вывозных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку, за исключением случая получения свидетельства о прекращении операции МДП противозаконным или обманным образом, либо если прекращения операции МДП не было. Считается, что свидетельство о прекращении операции МДП получено противозаконным или обманным путем, если при осуществлении операции МДП использовались грузовые отделения и контейнеры, подвергшиеся злоумышленным изменениям, или использовались фальшивые или неточные документы, произошла подмена грузов, подделка таможенных пломб и т.д., или когда свидетельство получено другим незаконным путем. 12. Таможенные органы не вправе требовать от БАМАП уплаты причитающихся ввозных или вывозных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку, если они в течение годичного срока, считая со дня принятия книжки МДП для оформления, письменно не уведомили БАМАП об отказе в таможенном оформлении. В случае, если свидетельство о прекращении операции МДП было получено противозаконным или обманным путем, срок, указанный в абзаце первом данного пункта, устанавливается в два года. Требование платежа должно быть направлено БАМАП не ранее, чем через три месяца со дня его письменного уведомления о незавершении операции МДП или о получении свидетельства о прекращении операции МДП обманным или противозаконным путем, но не позднее, чем через два года после этой даты. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Конвенции МДП по делам, переданным в хозяйственные суды на рассмотрение в течение указанного двухлетнего срока, таможенные органы праве взыскать денежные суммы с БАМАП в течение одного года со дня вступления в силу судебного решения. 13. В том случае, если при рассмотрении дел о взыскании таможенной задолженности будет установлено, что таможенными органами при проведении расследования по факту недоставления товаров в таможенные органы назначения или выезда (промежуточную таможню) допущено необоснованно длительное выполнение проверочных действий, что повлекло предъявление требований о погашении таможенной задолженности к БАМАП в связи с невозможностью взыскания задолженности непосредственно с виновных лиц, суд в соответствии со статьей 215 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь обязан вынести частное определение. 14. Признать утратившим силу постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года N 42 "О некоторых вопросах практики применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки" Председатель В.С.КАМЕНКОВ Секретарь Президиума, судья В.А.КУРИЛО |
Партнеры
|