|
|
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 N 158 "Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 3 октября 2005 г. N 8/13184 На основании пункта 7 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. N 873 "О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций, находящихся в ведении или входящих в состав республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома" и в целях совершенствования методологии разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, упрощения требований к их структуре, содержанию и оформлению при представлении в соответствии с законодательством на рассмотрение органам государственного управления Министерство экономики Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2006 г. Министр Н.П.ЗАЙЧЕНКО УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства экономики Республики Беларусь 31.08.2005 N 158 ПРАВИЛА ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов (далее - Правила) устанавливают основные правила составления бизнес-планов инвестиционных проектов, выделяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определяют единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов (включая упрощенные требования к проектам региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектам, реализуемым организациями, расположенными на территории радиоактивного загрязнения (за исключением проектов, подлежащих в соответствии с законодательством государственной комплексной экспертизе), проектам, предусматривающим оказание мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн. долларов США и проектам, не предусматривающим оказания мер государственной поддержки, независимо от их стоимости), представляемых в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь (далее - орган управления).
2. Разработка и реализация инвестиционного проекта - от первоначальной идеи до его завершения - могут быть представлены в виде цикла, состоящего из четырех стадий: предынвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной и ликвидационной. 3. Предынвестиционная стадия включает следующие виды деятельности: исследование рынков сбыта товаров, продукции, работ, услуг (далее - продукция) и их сегментов, сырьевых зон, балансов производства и потребления, определение возможных поставщиков оборудования и технологий, а также сырья, материалов и комплектующих изделий; подготовку исходных данных, необходимых для выполнения финансово-экономических расчетов инвестиционного проекта; определение схемы и источников финансирования инвестиционного проекта; поиск инвесторов. Ключевым моментом разработки любого инвестиционного проекта является исследование рынка, результаты которого позволяют принять решение о целесообразности производства конкретного вида продукции или увеличения объемов его выпуска. Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. На этом этапе анализируются предложения от поставщиков оборудования, обобщается информация о технических характеристиках, стоимости и условиях поставки производственного оборудования и технологий. С учетом результатов маркетинговых исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляются расчет объемов производства и продаж будущей продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определение объема инвестиций и выработка стратегии маркетинга. Прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится оценка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования. В соответствии с требованиями, изложенными в строительных нормах Республики Беларусь СНБ 1.02.03-97 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений", утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25 августа 1997 г. N 358, осуществляется подготовка обоснований инвестиций в строительство. На предынвестиционной стадии принимается окончательное решение (заказчиком, инвестором и иными заинтересованными) о целесообразности реализации инвестиционного проекта и разработке бизнес-плана. 4. Инвестиционная стадия включает в себя инженерно-строительное и технологическое проектирование, строительство зданий и сооружений, приобретение оборудования и ввод проектируемого объекта в эксплуатацию. 5. Эксплуатационная стадия предусматривает функционирование объекта, выполнение работ по его реконструкции, модернизации, финансово-экономическому и экологическому оздоровлению. 6. На ликвидационной стадии осуществляется ликвидация или консервация объекта. Глава 2 НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА И ЕГО РАЗРАБОТЧИКИ 7. Бизнес-план инвестиционного проекта (далее - бизнес-план) разрабатывается в случаях обоснования: возможности привлечения организацией инвестиций в основной капитал, долгосрочных кредитов, займов; целесообразности оказания организации, реализующей инвестиционный проект, мер государственной поддержки. В иных случаях разработка бизнес-плана осуществляется по решению руководителя организации, реализующей инвестиционный проект, либо органа управления, в ведении которого находится (в состав которого входит) организация. 8. Основанием для разработки бизнес-плана является приказ руководителя организации, которым определяются: ответственные за разработку бизнес-плана, достоверность используемых в расчетах данных, информирование органа управления о ходе разработки бизнес-плана, своевременность внесения в бизнес-план необходимых изменений и дополнений в течение срока его реализации; механизм взаимодействия между структурными подразделениями организации при разработке бизнес-плана, анализе хода его реализации и внесении в него необходимых изменений и дополнений; необходимость привлечения к разработке иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с указанием основания их привлечения; смета затрат на проведение работ и источники их финансирования (при необходимости); сроки разработки. Рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов организации с предоставлением определенных полномочий, способствующих подготовке взаимоувязанных исходных данных. Глава 3 ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ БИЗНЕС-ПЛАНА 9. В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные. 10. На титульном листе указываются названия инвестиционного проекта (далее - проект), организации - инициатора проекта (инвестора), организации - разработчика бизнес-плана, утверждающие подписи руководителей организации - инициатора проекта (инвестора) и организации-разработчика бизнес-плана, заверенные печатью, согласующая подпись руководителя (его заместителя) органа управления, в ведении которого находится (в состав которого входит) организация - инициатор проекта, заверенная печатью, дата утверждения (согласования) бизнес-плана, требования конфиденциальности документа. 11. В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы. 12. Описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов: "Резюме"; "Характеристика организации и стратегия ее развития"; "Описание продукции"; "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга"; "Производственный план"; "Организационный план"; "Инвестиционный план"; "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности"; "Показатели эффективности проекта"; "Юридический план". Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями и не менее 40 страниц - при проведении расчетов в полном объеме. 13. При проведении расчетов бизнес-плана инвестиционного проекта в полном объеме оформляется паспорт инвестиционного проекта, при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями - инвестиционное предложение. Основная информация об организации отражается в паспорте организации. В случае разработки бизнес-плана с участием привлеченных организаций, индивидуальных предпринимателей информация о разработчиках бизнес-плана отражается в сведениях о разработчике бизнес-плана. Соответствующие формы приведены в приложении 1 к настоящим Правилам, которые оформляются отдельным приложением к бизнес-плану. 14. Общие требования к подготовке бизнес-плана: бизнес-план составляется с учетом отраслевых особенностей и специфики текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации и (или) проекта;
в случае реализации проекта в действующей организации финансово-экономические расчеты осуществляются в двух вариантах: с учетом реализации проекта и без учета реализации проекта; при создании в действующей организации производственного объекта, не связанного с функционированием существующего производства и не образующего товарно-материальных потоков с ним при эксплуатации, который может быть выделен в самостоятельное структурное подразделение, в том числе с правом образования юридического лица, разработка бизнес-плана осуществляется в следующих вариантах: отдельно по проекту и по организации с учетом реализации проекта;
каждый раздел формируется на основании достоверных исходных данных, подтвержденных исследованиями и оформленных соответствующими документами; в полном объеме расчетные таблицы составляются согласно приложениям 2 - 4 к настоящим Правилам; отдельными приложениями к бизнес-плану оформляются документы, подтверждающие исходные и другие данные, используемые в бизнес-плане (копии контрактных и предконтрактных, учредительных и отчетных документов, материалов аудиторской проверки и другие документы). Отдельные расчетные таблицы при необходимости могут быть дополнены строками (графами), а наименования показателей уточнены с учетом специфики деятельности организации и (или) проекта.
Для проектов региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектов, реализуемых организациями, расположенными на территории радиоактивного загрязнения (за исключением проектов, подлежащих в соответствии с законодательством государственной комплексной экспертизе), проектов, предусматривающих оказание мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн. долларов США и проектов, не предусматривающих оказания мер государственной поддержки, независимо от их стоимости в органы управления представляется основной табличный материал, определенный в приложении 5 к настоящим Правилам. При этом финансово-экономические расчеты осуществляются с соблюдением общих требований, принципов и подходов к подготовке бизнес-планов, установленных настоящими Правилами.
15. Исходные и выходные данные, заложенные в бизнес-плане, должны быть идентичными на всех этапах его рассмотрения в государственных органах управления. В то же время отдельные разделы бизнес-плана могут дополняться расчетами, обоснованиями по требованию участников рассмотрения проекта (проведения его экспертизы, согласования или оценки). 16. При разработке бизнес-плана рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы: при выполнении финансово-экономических расчетов бизнес-плана использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость; при решении вопроса о новом строительстве учитывать проведенные в рамках обоснования инвестиций альтернативные расчеты и обоснования возможного размещения производства; для проектов, реализуемых с участием средств или предоставлением преференций государства, выполнять расчеты налогов, сборов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также выпадающих доходов государства и сроков окупаемости государственной поддержки; составлять бизнес-план на весь срок реализации инвестиционного проекта (далее - горизонт расчета). Как правило, горизонт расчета должен охватывать средневзвешенный нормативный срок службы основного технологического оборудования, планируемого к приобретению в рамках реализации проекта, а также период с момента первоначального вложения инвестиций по проекту до ввода проектируемого объекта в эксплуатацию. В случае, если срок возврата заемных средств равен либо превышает период от первоначального вложения инвестиций по проекту до окончания средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования, планируемого к приобретению в рамках реализации проекта, горизонт расчета устанавливается на срок возврата заемных средств плюс 1 год. Допускается установление другого обоснованного горизонта расчета;
шаг отображения информации в таблицах, представляемых в органы управления, принимать равным 1 году; расчеты бизнес-плана проекта, для реализации которого требуются средства в свободноконвертируемой валюте, приводятся в свободноконвертируемой валюте, в остальных случаях - в свободноконвертируемой валюте (как правило, в долларах США) или белорусских рублях (в текущих ценах без учета инфляции).
Глава 4 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛА БИЗНЕС-ПЛАНА "РЕЗЮМЕ" 17. Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости. Сводные показатели по проекту (отдельные исходные данные, выходные показатели экономической эффективности проекта) оформляются в соответствии с таблицей, приведенной в приложении 2 к настоящим Правилам. Эта таблица включается в состав данного раздела. 18. Раздел "Резюме" составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (кроме таблицы) - 2 - 3 страницы. Глава 5 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛА БИЗНЕС-ПЛАНА "ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ" 19. В данном разделе даются описание отрасли и характеристика организации, ее роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом. При описании организации отражаются следующие вопросы: история создания; основные достижения и неудачи в деятельности организации; слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности, ее особенности (сезонный характер сбыта продукции, серийный или мелкосерийный характер производства, прочие особенности); характеристика имеющихся технологий, основных средств с выделением их активной части;
объекты социальной сферы в инфраструктуре организации, их доля в стоимости основных средств; сведения о правах на имеющиеся основные средства (права собственности, аренда, лизинг) и о наличии земельного участка и правах на него;
информация о внедрении международной системы качества, об аттестации производств в соответствии с международными требованиями; располагаемые мощности по выпуску продукции и их загрузка; характеристика выпускаемой продукции; реализуемые (реализованные) организацией инвестиционные проекты, источники их финансирования; анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за три года, предшествующих планируемому, а также за текущий период; факторы, негативно влияющие на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. 20. При описании стратегии развития организации раскрываются следующие вопросы: главные цели и задачи перспективного развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных средств, внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение и иные цели);
актуальность и новизна предлагаемого проекта; соответствие имеющихся производственных мощностей прогнозируемым объемам производственной программы; обоснование потребности в дополнительных, необходимых для выполнения производственной программы производственных мощностях на перспективу, способ их создания (строительство, покупка, аренда); необходимость остановки действующего производства (отдельных участков) на период реконструкции; перечень и обоснование требуемого оборудования и технологий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также планируемых к выпуску объемов производства продукции и ее потребительских характеристик; обоснование объема инвестиционных затрат, необходимых для подготовки и организации производства; оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых производственных площадей инженерными коммуникациями; обоснование выбора поставщиков оборудования, основанное на сравнительных технических характеристиках оборудования ведущих производителей и условиях его поставки, условия послепродажного обслуживания, гарантий и цены; информация о наличии контрактных и предконтрактных договоров на поставку оборудования и проведении (намерении проведения) тендера, об условиях и о сроках поставки, монтажа и наладки оборудования; экологическая оценка проекта - анализ воздействия будущего производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их утилизации, переработки; стадии проработки основных этапов проекта (проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, разработка рабочей документации, внедрение международной системы качества, аттестация производств в соответствии с международными требованиями, сертификация продукции); конкретные мероприятия по достижению заданных целей; обоснование собственных источников финансирования проекта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных средств, акций, прочие источники), которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации;
потребность в долгосрочных кредитах, займах и других привлекаемых финансовых средствах на капитальные вложения по проекту. В случае нового строительства приводится описание конкретного места реализации проекта с учетом географического положения, существующей социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры (наличие трудовых ресурсов, дорог, инженерных коммуникаций, связи, энергоносителей и другой инфраструктуры). Для целей подтверждения обоснованности принятых решений на предынвестиционной стадии разрабатывается обоснование инвестиций в строительство соответствующего объекта, являющееся одним из базовых документов, на основании которого в целях, определенных пунктом 7 настоящих Правил, осуществляется разработка бизнес-плана инвестиционного проекта. Глава 6 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛА БИЗНЕС-ПЛАНА "ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ" 21. В данном разделе представляется информация о продукции, которая будет производиться организацией: область применения; основные характеристики (потребительские, функциональные, прочие характеристики продукции); контроль качества; соответствие международным и национальным стандартам качества; обеспечение гарантийного и послегарантийного обслуживания; наличие патентов, лицензий, сертификатов; новизна технических и технологических решений, потребительских свойств. 22. Приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности, в котором необходимо отразить следующие вопросы: крупные предполагаемые проблемы в освоении продукции и подходы к их решению; обоснование предложений по разработке новых видов (модификаций) продукции, совершенствованию упаковки; обоснование предложений по разработке (приобретению) прогрессивных технологических процессов, оборудования; намерения и предложения по доведению качества продукции до международных требований и ее сертификации. Глава 7 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛА БИЗНЕС-ПЛАНА "АНАЛИЗ РЫНКОВ СБЫТА. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА" 23. В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. 24. Анализ рынков должен включать: общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции организации, оценку их емкости, в том числе свободной; долю организации на разных рынках; динамику развития рынков за последние 3 - 5 лет и прогноз тенденций их изменения; основные факторы, влияющие на изменение рынков; основные требования потребителей к продукции; оценка возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции - технический уровень, цена, уровень качества; технологическое и финансовое состояние конкурирующих организаций и степень их влияния на рынок данной продукции; преимущества организации перед конкурентами. 25. Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражаются: стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего рынка, продвижение на новые рынки и иное); расчет и обоснование цены с учетом действующего законодательства, в том числе предоставляемых налоговых льгот, дотаций и иных преференций, политики регулирования цен на государственном уровне, а также сегменте рынка; для продукции, которую планируется реализовывать на внешних рынках, при обосновании цены учитываются льготы, ограничения (квоты) и требования, устанавливаемые страной-импортером; обоснование стратегии ценообразования (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств продукции - новизны, качества и иных); тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы, иные способы реализации продукции); политика по сервисному обслуживанию (организацией на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и другими видами сервисного обслуживания) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельности; оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе; затраты на маркетинг и рекламу; план мероприятий по продвижению продукции на рынки, включая основные этапы его реализации. Глава 8 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛА БИЗНЕС-ПЛАНА "ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН" 26. Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета). Данный раздел должен состоять из следующих подразделов: программы производства и реализации продукции; материально-технического обеспечения; затрат на производство и реализацию продукции. 27. Исходные данные по проекту оформляются в соответствии с таблицей 4-1 приложения 4 к настоящим Правилам. 28. Прогнозируемые цены на продукцию приводятся в соответствии с таблицей 4-2 приложения 4 к настоящим Правилам. 29. Программа производства и реализации продукции составляется на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и создаваемых производственных мощностей и оформляется в соответствии с таблицами 4-3, 4-4 приложения 4 к настоящим Правилам. 30. В подразделе "Материально-техническое обеспечение" производства излагаются перспективы обеспечения проекта требуемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, топливно-энергетическими и другими ресурсами.
В этом подразделе приводятся: перечень наиболее значимых для организации видов сырьевых ресурсов, а также их поставщиков; периодичность приобретения основных видов сырья и материалов (ежемесячно, сезонно, хаотично либо с иной периодичностью, соответствие качественным характеристикам); требования поставщиков по форме оплаты; |
Партнеры
|