Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 12.07.2005 N 100 "Об утверждении Концепции реформирования и развития технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия программно-технических средств, используемых в области банковских услуг и технологий (на период до 2010 года)"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

технических кодексов и государственных стандартов, регламентирующих порядок (процессы) формирования, обработки и внешнего представления личностных данных, используемых при проведении безналичных расчетов;

технических нормативных правовых актов, содержащих требования к программным и техническим средствам, применяемым для проведения расчетов (совершения операций) с использованием пластиковых карточек. Для разработки данного вида технических нормативных правовых актов должна быть определена организация, осуществляющая их разработку.

40. Для организации работ по реформированию действующей системы технического нормирования и стандартизации в области банковских услуг и технологий целесообразно создать при Национальном банке технический комитет по стандартизации, что позволит повысить научно-технический уровень разрабатываемых документов и создаст условия для участия в их разработке всех заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.

41. Реформирование действующей системы технического нормирования и стандартизации в области банковских услуг и технологий должно быть завершено в 2007 году.



Глава 7

ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ

И СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ И ТЕХНОЛОГИЙ



42. В соответствии с законодательством Республики Беларусь регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляются республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий. В области банковских услуг и технологий регулирование и управление техническим нормированием и стандартизацией, включая финансирование разработки технических нормативных правовых актов и, в обоснованных случаях, методик испытаний, должно осуществляться Национальным банком.

43. Перечень технических нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения надежного и безопасного функционирования Национальной платежной системы, должен быть определен в результате проведения анализа состояния действующих технических нормативных правовых актов в области банковских услуг и технологий. Анализ должен быть проведен Национальным банком с привлечением в установленном порядке УП ЦБТ, ГЦБИ и Закрытого акционерного общества "Платежная система "БелКарт" (далее - ЗАО "Платежная система "БелКарт"). Перечень указанных документов после прохождения научно-технической и правовой экспертизы в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации (далее - БелГИСС) должен быть утвержден Советом директоров Национального банка.



Раздел III

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКИХ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ



Глава 8

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ



44. Подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов до середины 2004 года осуществлялось в рамках Национальной системы сертификации Республики Беларусь (далее - Система сертификации) в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 сентября 1995 года "О сертификации продукции, работ и услуг" (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995, N 34, ст. 439), установившим правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг.

45. Система сертификации была направлена на защиту потребителей от приобретения (использования) продукции и услуг, представляющих опасность для их жизни, здоровья и имущества, для окружающей среды, повышения качества отечественной продукции, защиты отечественного рынка от недоброкачественной продукции, поступающей по импорту.

46. Принятие Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 года "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" потребовало дальнейшего развития Системы сертификации и преобразования ее в Национальную систему подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее - Система подтверждения соответствия).

47. Отношения, возникающие при оценке соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, в настоящее время регулируются Законом от 5 января 2004 года "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации". Техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется оценка соответствия, являются технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, технические условия.

48. Оценка соответствия осуществляется аккредитованными органами по сертификации. В качестве органов по сертификации Госстандартом могут быть аккредитованы юридические лица, отвечающие требованиям СТБ ЕН 45011-99 "Общие требования к органам по сертификации продукции". Методическое руководство их деятельностью осуществляется Госстандартом.

49. Основными функциями органа по сертификации продукции являются:

разработка и ведение организационно-методических документов, определяющих правила и процедуры подтверждения соответствия продукции;

подготовка перечня показателей, контролируемых при обязательном подтверждении соответствия, и представление на утверждение в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь;

предоставление заявителю информации о правилах и процедурах подтверждения соответствия;

осуществление подтверждения соответствия согласно области аккредитации;

выдача заявителям сертификатов соответствия на сертифицированную продукцию;

осуществление регистрации деклараций о соответствии;

предоставление заявителю права на маркировку продукции, соответствие которой подтверждено знаками соответствия Системы подтверждения соответствия;

ведение учета выданных им сертификатов соответствия, их копий и зарегистрированных деклараций о соответствии;

осуществление инспекционного контроля за объектами оценки соответствия, на которые выдан сертификат соответствия, если это предусмотрено соответствующей схемой подтверждения соответствия, применяемой при сертификации;

приостановление либо отмена в установленном порядке действия выданных им сертификатов соответствия в случае выявления несоответствия продукции, на которую они выданы, требованиям технических нормативных правовых актов;

отмена или приостановление в установленном порядке действия зарегистрированных деклараций о соответствии в случае выявления несоответствия продукции, на которую они приняты, требованиям технических нормативных правовых актов;

предоставление сведений о выданных им сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии на продукцию, о внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, отмене, прекращении, продлении срока их действия в Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь.

проведение работ по признанию сертификатов соответствия других систем подтверждения соответствия (сертификации);

осуществление взаимодействия с Национальным органом по оценке соответствия Республики Беларусь, органами государственного надзора за стандартами и средствами измерений, органами по сертификации систем управления и аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

50. В соответствии с требованиями, предъявляемыми Системой подтверждения соответствия к органам по сертификации продукции, органы по сертификации продукции обязаны:

обеспечивать выполнение требований, установленных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации к аккредитованным органам по сертификации;

выполнять требования Системы подтверждения соответствия;

обеспечивать предоставление заявителю на подтверждение соответствия информации о правилах и процедурах подтверждения соответствия;

осуществлять регистрацию деклараций о соответствии;

вести учет выданных ими сертификатов соответствия, сертификатов компетентности и зарегистрированных деклараций о соответствии;

осуществлять контроль за объектами оценки соответствия, на которые ими выданы сертификат соответствия, сертификат компетентности или зарегистрирована декларация о соответствии, если это предусмотрено соответствующей схемой подтверждения соответствия;

информировать Госстандарт о выданных ими сертификатах соответствия, сертификатах компетентности и зарегистрированных декларациях о соответствии на объекты оценки соответствия, о внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, отмене, прекращении, продлении срока их действия.

51. Контроль за выполнением аккредитованными органами по сертификации требований Системы аккредитации Республики Беларусь и Системы подтверждения соответствия осуществляется должностными лицами Госстандарта, которые имеют право приостанавливать либо запрещать деятельность аккредитованных органов по сертификации при нарушении ими требований Системы аккредитации Республики Беларусь или Системы подтверждения соответствия.

52. При несоответствии требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации Госстандарт имеет право приостанавливать реализацию продукции, оказание услуг, деятельность персонала и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь либо прошедших добровольную сертификацию.



Глава 9

ЦЕЛИ И ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ, ФОРМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ



53. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2004 года "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" оценка соответствия представляет собой деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

54. Защита жизни, здоровья, наследственности и имущества человека является первой из целей оценки соответствия.

55. Объектами оценки соответствия (далее - объекты) являются:

продукция;

процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

оказание услуг;

система управления качеством;

компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) в проведении испытаний продукции;

профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг;

иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия.

56. Подтверждение соответствия представляет собой вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объектов требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

57. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении объектов, включенных в Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь (далее - Перечень продукции), порядок утверждения которого определен статьей 14 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 года "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации".

58. Обязательное подтверждение соответствия направлено на защиту потребителей от приобретения (использования) продукции и услуг, представляющих опасность для их жизни, здоровья и имущества, для окружающей среды, повышения качества отечественной продукции, защиты отечественного рынка от недоброкачественной продукции, поступающей по импорту.

59. Реализация продукции, оказание услуг, деятельность персонала и функционирование иных объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без наличия документов об оценке соответствия запрещаются.

60. В Перечне продукции устанавливаются:

виды продукции, услуг, персонал и иные объекты, подлежащие обязательному подтверждению соответствия;

технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым проводится обязательное подтверждение соответствия;

формы обязательного подтверждения соответствия.

61. Критериями при формировании Перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, являются:

потенциальная опасность продукции, услуг, деятельности персонала и функционирования иных объектов для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды;

несовместимость технических средств отечественного и иностранного производства.

62. Обязательное подтверждение соответствия техническим нормативным правовым актам может проводиться в форме обязательной сертификации или в форме декларирования соответствия.

63. Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, услуг, персонала и иных объектов, устанавливаются соответствующим техническим регламентом или техническим нормативным правовым актом в области технического нормирования и стандартизации, утвержденным Госстандартом.

64. Декларирование соответствия осуществляется заявителем на подтверждение соответствия только в отношении продукции одним из следующих способов:

путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

65. Схемы подтверждения соответствия при декларировании соответствия устанавливаются соответствующим техническим регламентом или техническим нормативным правовым актом в области технического нормирования и стандартизации, утвержденным Госстандартом.

Если схемой подтверждения соответствия при декларировании соответствия установлена необходимость проведения испытаний продукции третьей стороной, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия.

66. Декларации о соответствии подлежат регистрации в аккредитованных органах по сертификации в соответствии с требованиями Системы подтверждения соответствия.

67. Добровольное подтверждение соответствия техническим нормативным правовым актам проводится в форме добровольной сертификации.

Добровольная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на основе договора.

При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия, и определяет номенклатуру контролируемых показателей.

68. Подтверждение соответствия осуществляется на основе договоров с заявителями на подтверждение соответствия.

Оплата работ, выполняемых аккредитованным органом по сертификации, осуществляется заявителем в соответствии с трудоемкостью работ, утвержденной Госстандартом.

Стоимость проведения испытаний продукции определяется в договоре между аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и заявителем исходя из трудоемкости проведения испытаний продукции.



Глава 10

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКИХ

УСЛУГ И ТЕХНОЛОГИЙ



69. Работы по организации сертификации программно-технических средств (далее - ПТС) в области банковских услуг и технологий начались с создания органа по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий.

70. Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 4 декабря 1998 г. N 32.10 "Об организации при Национальном банке Республики Беларусь органа по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий" функции органа по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий были возложены на УП БМРЦ.

71. Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 21 января 2005 г. N 16 УП БМРЦ присоединено к Национальному банку с созданием на его базе Расчетного центра Национального банка. На основании данного постановления Госстандартом было принято решение об аннулировании аттестата об аккредитации УП БМРЦ в качестве органа по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий и выдаче соответствующего аттестата аккредитации Национальному банку.

72. Функциональная схема подтверждения соответствия программно-технических средств в области банковских услуг и технологий, отражающая состав и взаимодействие участников этого процесса, представлена в приложении к настоящей Концепции.

73. В процессе подтверждения соответствия программно-технических средств в области банковских услуг и технологий принимают участие: Национальный банк, испытательные лаборатории (УП ЦБТ и ЗАО "Платежная система "БелКарт") и заявители продукции, представляемой на сертификацию (далее - заявители).

74. В рамках общего управления системой подтверждения соответствия в области банковских услуг и технологий центральный аппарат Национального банка:

поддерживает и развивает инфраструктуру системы подтверждения соответствия в области банковских услуг и технологий;

устанавливает правила проведения подтверждения соответствия продукции в области банковских услуг и технологий, утверждаемые Госстандартом;

принимает решение о выдаче сертификата соответствия, о приостановлении, возобновлении, отмене или продлении срока его действия, о признании иностранного сертификата;

определяет, в рамках своих полномочий, перечень объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утверждаемый в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

75. В состав Управляющего совета по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий (далее - Управляющий совет) входят представители Национального банка, Ассоциации белорусских банков и УП ЦБТ. Возглавляет Управляющий совет начальник Главного управления платежной системы Национального банка, его заместителем является начальник Главного управления информационных технологий. Управляющий совет действует в соответствии с Положением об Управляющем совете по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий, утвержденным постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. N 10.2.

76. Управляющий совет осуществляет:

формирование политики, определяющей деятельность органа по сертификации;

контроль реализации этой политики и стоимости работ по сертификации;

рассмотрение апелляций;

организацию взаимодействия с Госстандартом;

разработку рекомендаций для принятия решений по вопросам, возникающим в процессе подтверждения соответствия продукции и деятельности органа по сертификации;

разработку предложений по расширению или исключению из Перечня продукции объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь;

разработку предложений по совершенствованию технических нормативных правовых актов, применяемых при сертификации и аккредитации;

информирование банковского сообщества о деятельности Национального банка по вопросам подтверждения соответствия;

координирование сотрудничества органа по сертификации и испытательных лабораторий.

77. Функции рабочего органа Управляющего совета выполняет Главное управление платежной системы с привлечением специалистов Главного управления информационных технологий по вопросам, входящим в их компетенцию.

78. Функции органа по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий выполняет Расчетный центр Национального банка. В качестве органа по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий в Системе аккредитации Республики Беларусь было аккредитовано УП БМРЦ 30 марта 1999 г. (аттестат аккредитации N BY/112 01.1.0.0086). В марте 2002 г. срок действия аттестата аккредитации был продлен до 1 апреля 2005 г., в феврале 2005 г. - до 15 февраля 2008 г. В апреле 2005 г. аттестат аккредитации был переоформлен на Национальный банк.

79. Сертификация продукции в области банковских услуг и технологий осуществляется Расчетным центром Национального банка, рабочим органом которого является Отдел сертификации.



Глава 11

СОСТОЯНИЕ РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКИХ

УСЛУГ И ТЕХНОЛОГИЙ



80. Сертификация программно-технических средств в области банковских услуг и технологий осуществляется в соответствии с Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 - 2010 годы и программами введения обязательной сертификации.

81. Работы по сертификации в области банковских услуг и технологий осуществляются по двум основным направлениям:

создание и развитие инфраструктуры системы подтверждения соответствия в области банковских услуг и технологий;

проведение сертификации программно-технических средств.

82. Создание и развитие инфраструктуры системы подтверждения соответствия в области банковских услуг и технологий осуществляется Национальным банком.

83. В рамках этого направления в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов Системы подтверждения соответствия:

разработан и поддерживается в актуальном состоянии комплект организационно-методических и учетно-отчетных документов органа по сертификации;

создан, пополняется и поддерживается в актуальном состоянии фонд технических нормативных правовых актов (стандартов, руководящих документов), необходимых для проведения сертификации в области банковских услуг и технологий;

подготовлен штат экспертов-аудиторов, в состав которого входят пять аттестованных Госстандартом в Системе подтверждения соответствия экспертов-аудиторов по качеству в области сертификации продукции;

осуществляется проведение инспекционного контроля сертифицированных программных средств, включенных в Перечень продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации на территории Республики Беларусь;

обеспечивается взаимодействие с банками, Управляющим советом, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, органами государственного надзора за стандартами и средствами измерений, органами по сертификации систем качества и аккредитации испытательных лабораторий, аккредитованными испытательными лабораториями.

84. Исходя из требований Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года "Об электронном документе" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 7, 2/132) разработаны программы введения обязательной сертификации программных средств создания и обработки электронных платежных документов.

85. Программа введения обязательной сертификации программных средств создания и обработки электронных документов, используемых при проведении расчетов в автоматизированной системе межбанковских расчетов (далее - АС МБР), утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. N 354, согласована с Госстандартом и ГЦБИ, программные средства включены в Перечень продукции.

86. В рамках ее реализации органом по сертификации разработан, согласован и утвержден в установленном порядке комплект организационно-методических документов, регламентирующих организацию работ, порядок проведения сертификации и сертификационных испытаний программных средств.

87. Программа введения обязательной сертификации программных средств формирования, обработки и внешнего представления платежных инструкций клиента в форме электронного документа, входящих в состав автоматизированных банковских систем класса "Клиент - банк", утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. N 53, согласована с Госстандартом и ГЦБИ. Программные средства формирования, обработки и внешнего представления платежных инструкций клиента в форме электронного документа и программные средства электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) включены в Перечень продукции.

88. В рамках ее реализации органом по сертификации разработан, согласован и утвержден в установленном порядке комплект организационно-методических документов, регламентирующих организацию работ, порядок проведения сертификации и сертификационных испытаний программных средств.

89. Однако в процессе развития Национальной платежной системы потребовалось изменение форматов отдельных реквизитов электронных платежных документов, что вызвало необходимость разработки программы сертификации модернизированных программных средств, включающей внесение изменений в нормативные правовые акты и организационно-методические документы, в сертифицированные программные средства, проведение подтверждения соответствия модернизированных программных средств.

90. Программа сертификации программных средств создания и обработки электронных документов, предназначенных для проведения расчетов в модернизированной системе BISS, утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 21 апреля 2004 г. N 55. В связи с проведением подтверждения соответствия указанных программных средств срок завершения сертификации программных средств формирования, обработки и внешнего представления платежных инструкций клиента в форме электронного документа продлен до 31 марта 2006 г. Срок ввода в действие обязательного применения сертифицированных программных средств ЭЦП, используемых при формировании платежных инструкций клиента в форме электронного документа в системах класса "Клиент - банк", не изменился. Обязательное использование указанных программных средств ЭЦП вводится с 1 апреля 2006 г.

91. В рамках реализации Программы сертификации программных средств создания и обработки электронных документов, предназначенных для проведения расчетов в модернизированной системе BISS, внесены изменения в руководящие документы, разработан, согласован и утвержден в установленном порядке комплект организационно-методических документов, регламентирующих организацию работ, порядок проведения сертификации и сертификационных испытаний программных средств.

92. В рамках реализации указанных программ по состоянию на 1 января 2005 г. сертифицировано, с учетом модернизированных программных средств, девятнадцать программных средств создания и обработки электронных платежных документов.

93. Сертификация программных средств ЭЦП электронных документов, используемых при проведении расчетов в АС МБР, и программных средств ЭЦП, используемых при формировании платежных инструкций клиента в форме электронных документов, проводится органом по сертификации ГЦБИ.

94. Введение обязательной сертификации программных средств создания и обработки электронных документов, используемых при проведении расчетов в АС МБР, позволило повысить качество электронных платежных документов, поступающих на Центральный вычислительный комплекс АС МБР. В результате введения обязательной сертификации количество электронных платежных документов, не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, сократилось в 15 - 20 раз.



Глава 12

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ В ОБЛАСТИ

БАНКОВСКИХ УСЛУГ И ТЕХНОЛОГИЙ



95. Развитие системы подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов должно осуществляться в рамках развития Национальной системы сертификации Республики Беларусь в соответствии с планами реформирования и развития системы технического нормирования и стандартизации в области банковских услуг и технологий по трем основным направлениям:

приведение в соответствие с требованиями Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 года "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" действующих организационно-методических документов органа по сертификации и организационно-технических документов по сертификации программных средств, внесенных в Перечень продукции;

расширение перечня объектов в области банковских услуг и технологий, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь;

расширение используемых форм подтверждения соответствия продукции.

96. Переработка организационно-методических документов органа по сертификации и организационно-технических документов по подтверждению соответствия программных средств, внесенных в Перечень продукции, должна проводиться исходя из сроков реформирования системы технического нормирования и стандартизации в области банковских услуг и технологий. С момента ввода в действие технических регламентов и кодексов органом по сертификации должна быть обеспечена возможность проведения работ по оценке соответствия продукции требованиям вводимых в действие технических нормативных правовых актов.

97. Расширение перечня программно-технических средств, используемых в банковской сфере и подлежащих обязательному подтверждению соответствия, должно осуществляться исходя, в первую очередь, из требований Национальной платежной системы по обеспечению ее надежного и безопасного функционирования.

98. С учетом предъявляемых требований к объектам оценки соответствия должны относиться:

программные средства формирования, обработки и внешнего представления электронных платежных документов;

средства электронной цифровой подписи;

программные (программно-технические) средства, реализующие процессы хранения электронных платежных документов;

программные (программно-технические) средства и пакеты программ, реализующие процессы формирования, обработки личностных данных и данных, используемых при проведении безналичных расчетов;

программные (программно-технические) средства, применяемые для совершения операций с использованием пластиковых карточек.

99. Расширение используемых форм подтверждения соответствия продукции должно осуществляться за счет применения наряду с сертификацией такой формы подтверждения соответствия, как декларирование соответствия.

100. Применение такой формы подтверждения соответствия, как принятие декларации о соответствии, на основании собственных доказательств позволит сократить, по сравнению с сертификацией, затраты заявителя на подтверждение соответствия продукции. Однако при этом полнота соответствия будет в большей степени зависеть от уровня ответственности заявителя. Исходя из отсутствия достаточных гарантий применение этой формы подтверждения соответствия возможно только для программно-технических средств и пакетов программ, не оказывающих существенного влияния на надежность и безопасность функционирования банковской системы.

101. При подтверждении соответствия продукции на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории, возрастают гарантии полноты соответствия, но при этом также возрастают и затраты заявителя на подтверждение соответствия продукции, а уровень гарантий остается ниже, чем при проведении сертификации продукции. Эта форма подтверждения соответствия должна применяться для программно-технических средств и пакетов программ для повторного принятия декларации после устранения выявленных несоответствий программных средств, нарушение работоспособности которых оказывает существенное влияние на надежность функционирования банковской системы, но не является критичным.

102. При подтверждении соответствия модернизированных программных средств по согласованию с Управляющим советом должна допускаться возможность использования всех схем сертификации (декларирования), предусмотренных техническими нормативными правовыми актами.

103. Для программно-технических и программных средств, нарушение работоспособности которых критично для функционирования платежной системы, подтверждение соответствия по-прежнему должно осуществляться в форме обязательной сертификации.



Глава 13

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ



104. Номенклатура показателей оценки соответствия программно-технических (программных) средств, используемых в банковской сфере, требованиям технических нормативных правовых актов должна быть достаточной для:

оценки соответствия общим требованиям независимо от их функционального назначения;

оценки их соответствия специальным требованиям соответствующих технических кодексов;

оценки их соответствия дополнительным требованиям, предъявляемым к уровню их качества.

105. В зависимости от степени влияния программно-технических (программных) средств на надежность и безопасность функционирования банковской системы они должны подразделяться на две группы:

программно-технических (программных) средств, нарушение работоспособности которых не является критичным для функционирования платежной системы;

программно-технических (программных) средств, нарушение работоспособности которых критично для функционирования платежной системы.

106. К программно-техническим (программным) средствам, входящим в каждую из групп, должны предъявляться соответствующие требования:

для первой группы - общие требования и специальные требования соответствующих технических кодексов;

для второй группы - общие требования, специальные требования соответствующих технических кодексов и требования к уровню их качества.

107. Применение общих требований должно обеспечить использование в банковской сфере только программно-технических (программных) средств:

функциональные возможности, надежность и практичность которых гарантируют выполнение реализуемых ими процессов;

должным образом протестированных их поставщиками или разработчиками;

документация пользователя которых содержит полную информацию, необходимую для обеспечения их надежной эксплуатации.

108. В настоящее время общие требования к программным средствам устанавливаются стандартами Единой системы программной документации. По мере развития системы технического нормирования и подтверждения соответствия должен быть осуществлен переход к оценке соответствия программных средств требованиям, устанавливаемым стандартом Республики Беларусь СТБ ИСО/МЭК 12119-2003 "Информационные технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование".

109. Номенклатура показателей оценки соответствия программных средств общим требованиям должна включать в себя:

для программ: показатели функциональных возможностей (установка, реализация функций, правильность, непротиворечивость), надежности, практичности (понятность, простота обозрения, простота использования);

для документации пользователя программных средств: показатели полноты, правильности, непротиворечивости, понятности, простоты обозрения;

для процесса тестирования программных средств: показатели полноты тестирования и документирования результатов.

110. Для оценки соответствия программных средств требованиям стандарта СТБ ИСО/МЭК 12119-2003 должна быть разработана специальная методика.

111. Специальные требования к процессам формирования, обработки, хранения, внешнего представления электронных платежных документов и личностных данных должны устанавливаться в технических кодексах. Выполнение требований, устанавливаемых техническими кодексами, должно подтверждаться с использованием показателей оценки соответствия специальным требованиям.

112. Для оценки соответствия программных средств требованиям технических кодексов должны быть разработаны специальные методики, утверждаемые одновременно с техническими кодексами.

113. Поставщиками или разработчиками программно-технических (программных) средств первой группы должно быть обеспечено их соответствие общим и специальным требованиям. Ими должны быть приняты декларации о том, что программно-технические (программные) средства соответствуют общим и специальным требованиям.

114. В настоящее время качество программных средств оценивается по показателям и методике, приведенным в ГОСТ 28195-99 "Оценка качества программных средств. Общие положения". По мере развития систем технического нормирования и подтверждения соответствия должен быть осуществлен переход к оценке качества программных средств по показателям (характеристикам), приведенным в ISO 9126-1-4 "Информационные технологии. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению". В качестве характеристик качества указанных программных средств должны будут использоваться характеристики функциональной пригодности, надежности и практичности. Значения базовых характеристик должны будут устанавливаться в соответствующем техническом нормативном правовом акте.

115. Переход к использованию стандартов ISO 9126-1-4 должен быть проведен после введения их в действие в Республике Беларусь в полном объеме. На их базе должны быть разработаны методики для определения значений характеристик (показателей) качества программных средств и подтверждения их соответствия установленным в техническом нормативном правовом акте требованиям.

116. Поставщиками или разработчиками программно-технических (программных) средств второй группы должно быть обеспечено их соответствие общим и специальным требованиям, а также требованиям по качеству. Подтверждение соответствия должно осуществляться в форме обязательной сертификации.



Глава 14

ПОРЯДОК И ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ

СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКИХ

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ



117. Создание и развитие инфраструктуры системы подтверждения соответствия программно-технических средств, используемых в области банковских услуг и технологий, осуществляемое путем ее администрирования и организационно-технической поддержки, обеспечивают реализацию политики Национального банка в данном направлении. Реализация политики Национального банка осуществляется путем разработки, согласования и утверждения организационно-методических и нормативно-методических документов органа по сертификации, позволяющих проводить работы по подтверждению соответствия программных средств, и путем осуществления контроля за поставкой сертифицированных программных средств.

118. В рамках этого направления также выполняются работы по реализации требований, предъявляемых Госстандартом к органам по сертификации, осуществляются ведение фонда технических нормативных правовых актов в области банковских услуг и технологий, подготовка проектов организационно-технических мероприятий по введению обязательного подтверждения соответствия и проведение работ по подтверждению соответствия программных средств Национального банка.

119. Учитывая характер выполняемых работ и требования Госстандарта к обеспечению финансовой стабильности органов по сертификации, финансирование работ по администрированию и организационно-технической поддержке системы подтверждения соответствия программно-технических средств, используемых в области банковских услуг и технологий, должно осуществляться Национальным банком.

120. Численность персонала органа по сертификации, необходимая для выполнения работ по администрированию и организационно-технической поддержке системы подтверждения соответствия программно-технических средств в области банковских услуг и технологий, должна быть приведена в соответствие объемам выполняемых работ.

121. Работы по проведению сертификации программных средств, регистрации деклараций о соответствии и проведению контроля состояния производства должны оплачиваться заявителями. Трудоемкость выполнения указанных работ устанавливается соответствующими документами Системы подтверждения соответствия.



Раздел IV

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ И ПОЛУЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

СООТВЕТСТВИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТАМ



Глава 15

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.