|
|
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 N 15 "Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Стр. 1 Зарегистрировано в НРПА РБ 2 марта 2005 г. N 8/12209 На основании статей 5 и 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности" в редакции Закона Республики Беларусь от 25 июня 2001 года в целях единства организации бухгалтерского учета в организациях, финансируемых из бюджета (бюджетных организациях), Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации. 2. Утвердить типовые формы учетных регистров:
мемориальный ордер 1 - накопительную ведомость по кассовым операциям формы 381 согласно приложению 1; мемориальный ордер 2 - накопительную ведомость по движению денежных средств на счетах по бюджету формы 381 согласно приложению 2; мемориальный ордер 3 - накопительную ведомость по движению денежных средств на счетах по внебюджетным средствам формы 381 согласно приложению 3; мемориальный ордер 4 - накопительную ведомость по расчетам чеками из чековых книжек формы 323 согласно приложению 4; мемориальный ордер 5 - свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям формы 405 согласно приложению 5; мемориальный ордер 6 - накопительную ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами формы 408 согласно приложению 6; мемориальный ордер 7 - накопительную ведомость по расчетам в порядке плановых платежей формы 408 согласно приложению 7; мемориальный ордер 8 - накопительную ведомость по расчетам с подотчетными лицами формы 386 согласно приложению 8; мемориальный ордер 9 - накопительную ведомость по выбытию и перемещению объектов основных средств формы 438 согласно приложению 9; мемориальный ордер 10 - накопительную ведомость по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств формы 438 согласно приложению 10; мемориальный ордер 11 - свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания формы 398 согласно приложению 11; мемориальный ордер 12 - свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания формы 411 согласно приложению 12; мемориальный ордер 13 - накопительную ведомость по расходу материалов формы 396 согласно приложению 13; мемориальный ордер 14 - накопительную ведомость начисления налогов, образования фондов формы 409 согласно приложению 14; мемориальный ордер 15 - свод ведомостей по расчетам специальных видов платежей формы 406 согласно приложению 15; мемориальный ордер формы 274 согласно приложению 16; расшифровку к мемориальному ордеру формы 451 согласно приложению 17; книгу журнал-главная формы 308 согласно приложению 18; книгу учета средств и расчетов формы 292 согласно приложению 19; книгу учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 294 согласно приложению 20; книгу количественно-суммового учета материальных ценностей формы 296 согласно приложению 21; книгу количественно-суммового учета материальных ценностей формы 296Б согласно приложению 22; книгу учета расчетов по финансированию подведомственных организаций формы 301 согласно приложению 23; книгу учета ассигнований и фактических расходов формы 309 согласно приложению 24; книгу учета ассигнований и фактических расходов формы 309Б согласно приложению 25; книгу складского учета материальных ценностей формы М-17 согласно приложению 26; карточку учета средств и расчетов формы 292А согласно приложению 27; карточку аналитического учета поступления денежных средств формы 294А согласно приложению 28; карточку аналитического учета кассовых расходов формы 294Б согласно приложению 29; карточку количественно-суммового учета материальных ценностей формы 296А согласно приложению 30; многографную карточку формы 283 согласно приложению 31; оборотную ведомость формы 285 согласно приложению 32; оборотную ведомость формы 326 согласно приложению 33; оборотную ведомость по материальным запасам формы М-44 согласно приложению 34; реестр сдачи документов формы 442 согласно приложению 35; реестр карточек формы 279 согласно приложению 36; ведомость оперативного (количественного) учета движения отдельных предметов в составе оборотных средств, находящихся в эксплуатации, формы 412 согласно приложению 37; опись инвентарных карточек по учету основных средств формы ОС-10 согласно приложению 38; книгу учета животных формы 395 согласно приложению 39; журнал регистрации боя посуды формы 325 согласно приложению 40; инвентарный список объектов основных средств формы ОС-13 согласно приложению 41; индивидуальную карточку формы 452 согласно приложению 42; книгу-реестр регистрации индивидуальных карточек формы 453 согласно приложению 43; карточку складского учета материальных ценностей формы М-17А согласно приложению 44; опись карточек складского учета формы М-17Б согласно приложению 45. Министр Н.П.КОРБУТ УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 08.02.2005 N 15 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ФИНАНСИРУЕМЫМИ ИЗ БЮДЖЕТА, И ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ БУХГАЛТЕРИЯМИ, ОБСЛУЖИВАЮЩИМИ БЮДЖЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящая Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации (далее - Инструкция), устанавливает единый порядок организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях и централизованных бухгалтериях, обслуживающих бюджетные организации. 2. Порядок организации бухгалтерского учета в централизованных бухгалтериях при исполнительных комитетах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов устанавливается иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Республики Беларусь. 3. Для целей настоящей Инструкции применяются следующие термины и определения: бюджетные организации - организации, созданные государственными органами, а также органами местного управления и самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, содержание которых полностью финансируется за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, государственного целевого бюджетного фонда, средств государственного внебюджетного фонда или по решению Правительства Республики Беларусь иным способом на основе утвержденной сметы расходов; централизованные бухгалтерии - самостоятельные структурные подразделения, созданные при государственных органах, бюджетных организациях, отделах (управлениях) органов местного управления и самоуправления по отраслевому (ведомственному) признаку, осуществляющие ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов по бюджету, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым средствам, иным источникам соответствующих бюджетных организаций; смета расходов по бюджету - основной плановый документ (финансовый план), отражающий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета соответствующего уровня (государственного целевого бюджетного фонда, средств государственного внебюджетного фонда) на содержание организации и осуществление централизованных мероприятий на предстоящий год; смета доходов и расходов по внебюджетным средствам - основной плановый документ, отражающий объем, целевое направление и поквартальное распределение планируемых доходов и расходов, получаемых от предпринимательской деятельности бюджетной организации, на предстоящий год. Глава 2 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 4. Бюджетные организации организуют бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым поступлениям и иным источникам в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон "О бухгалтерском учете и отчетности") (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 34, ст. 566; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 63, 2/785) и настоящей Инструкцией. 5. Порядок организации бухгалтерского учета, установленный настоящей Инструкцией, предусматривает: мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета; формы регистров бухгалтерского учета; формы мемориальных ордеров - накопительных ведомостей; порядок оформления регистров бухгалтерского учета, порядок внесения исправлений и хранения регистров учета и документов, основные требования по порядку проведения инвентаризации имущества, обязательств и составлению отчетности. 6. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, по средствам целевого назначения и иным источникам ведется в соответствии с типовым Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. N 354 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 16, 8/2042) (далее - План счетов), с составлением единого бухгалтерского баланса по всем источникам получения средств. 7. Отражение операций на счетах бухгалтерского учета в бюджетных организациях ведется в белорусских рублях. Ведение регистров бухгалтерского учета, составление бухгалтерской и налоговой отчетности осуществляются на русском языке. 8. Руководители организаций несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации в организациях. При централизации бухгалтерского учета за руководителями организаций, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, сохраняются права распорядителей (получателей) средств бюджета. В частности, руководители имеют право в пределах сметных назначений (ассигнований) получать в установленном порядке авансы на хозяйственные, командировочные и другие нужды; разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам организации; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды организации; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации имущества и обязательств, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством; решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности организации. Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых организаций необходимые им сведения об исполнении смет расходов по бюджету, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, средствам целевого назначения и иным источникам получения средств обслуживаемых организаций в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих организаций. 9. Организации расходуют бюджетные средства, средства, полученные в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам, средства целевого назначения и средства, полученные из иных источников в соответствии с действующим законодательством, в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами доходов и расходов, соблюдая финансовую дисциплину и целевое направление средств, обеспечивая экономию материальных ценностей и денежных средств. 10. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджетным средствам, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением (централизованной бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером, или главным бухгалтером (бухгалтером) в случаях отсутствия самостоятельного структурного подразделения (бухгалтерии). Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации, несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета в организации, формирование учетной политики, а также за составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности. Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности главного бухгалтера оформляются актом. Главный бухгалтер разрабатывает должностные инструкции для каждого работника бухгалтерии. Инструкции утверждаются руководителем организации. Распределение должностных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, то есть за каждой группой работников или отдельным работником в зависимости от объема выполняемых работ закрепляется определенный участок. В бухгалтериях могут создаваться следующие группы: финансовая, материальная, расчетов с персоналом по оплате труда и другие. Все структурные подразделения, входящие в состав организации, а также организации, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, своевременно представляют в бухгалтерию необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящихся непосредственно к исполнению сметы расходов, а также договоры, акты выполненных работ, счета, накладные, авансовые отчеты, документы на списание имущества с баланса и другие). Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников организации, а при централизации учета - для всех обслуживаемых организаций. 11. Бухгалтерский учет в организации обеспечивает систематический контроль за исполнением сметы расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью имущества. При исполнении сметы расходов по бюджету, сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым и иным средствам ведется бухгалтерский учет кассовых и фактических расходов. Кассовыми расходами считаются операции по выдаче денежных средств с текущего счета бюджетной организации или с единого казначейского счета Министерства финансов Республики Беларусь (ЕКС) наличным и безналичным путем. Фактическими расходами считаются действительные затраты организации, подтвержденные соответствующими документами. В обязанности бухгалтерии (главного бухгалтера, бухгалтера) входят: ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь; осуществление предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой расходов, или лимитам бюджетных обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременное и правильное оформление первичных учетных документов и законность совершаемых операций; контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджетным средствам, сметам доходов и расходов по внебюджетным средствам с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений; контроль за сохранностью имущества в местах его хранения и эксплуатации; финансирование организаций, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет расходов, постановкой и организацией бухгалтерского учета; начисление и выплата в установленные сроки заработной платы и иных причитающихся выплат персоналу, стипендий учащимся, студентам, аспирантам учебных заведений; своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения сметы расходов, с юридическими и физическими лицами; ведение бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов по внебюджетным средствам; контроль за использованием выданных доверенностей на получение материальных и других ценностей; участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение в бухгалтерском учете; проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета, отчетности и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении; применение современных средств автоматизации; составление и представление в установленном порядке в предусмотренные сроки бухгалтерской и налоговой отчетности; составление сметы расходов по бюджету, сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам и расчетов к ним (при отсутствии планового отдела или другого структурного аналогичного подразделения, занимающегося вопросами планирования расходов по смете); подборка и систематизация нормативных правовых актов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности; хранение документов (первичных учетных документов), регистров бухгалтерского учета, отчетности, а также смет расходов и расчетов к ним и тому подобных как на бумажных, так и на машинных носителях информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 12. Представление первичных учетных документов в бухгалтерию устанавливается графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем организации. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем организации, при которой создана эта бухгалтерия. Материально ответственным и другим должностным лицам выписки из графика документооборота вручаются под роспись. График документооборота прилагается к учетной политике организации. 13. В организации все бухгалтерские документы, связанные с исполнением сметы расходов по бюджетным средствам, сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевых средств и иных поступлений, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером организации, при которой создана централизованная бухгалтерия, или уполномоченными ими на то лицами. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя организации, который несет ответственность за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность. 14. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Оправдательные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения. Первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным в соответствии с законодательством.
Поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных учетных документов, заполнение реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей, правильность арифметических подсчетов и др.). Первичные учетные документы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа (формы); дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровка (включая случаи составления документов с применением средств автоматизации и передачи их в системах телекоммуникаций). В зависимости от технологии обработки учетной информации в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты (коды, контрольные отметки и т.п.), не нарушающие требований нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. За достоверность содержащихся в документах данных, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут ответственность лица, составившие и подписавшие эти документы. В документах на приобретение материальных ценностей (основных средств; предметов, находящихся в составе оборотных средств; материальных запасов) должна быть расписка материально ответственного лица, подтверждающая получение этих ценностей на ответственное хранение, а в документах, подтверждающих факт выполнения работы, - подписи ответственных (уполномоченных) лиц о принятии результатов работы. Записи в первичные учетные документы производятся одним из способов, обеспечивающих сохранность записей: чернилами, пастой шариковой ручки или при помощи пишущих машин и средств автоматизации. Свободные строки в первичных учетных документах прочеркиваются. Документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, иных выплат, оправдательные документы, приложенные к авансовым отчетам, погашаются штампом или надписью от руки: "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года). В первичных учетных документах (как в текстовой части, так и цифровых данных) подчистки и недоговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки в первичном учетном документе оговаривается надписью: "Исправлено" с подтверждающими подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются. 15. Документы, служащие основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета, должны представляться в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота. С лицами, ответственными за хранение денежных средств и материальных ценностей (имущества), в установленном порядке заключаются письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. Получение имущества осуществляется лицом, полномочия которого подтверждаются доверенностью, выданной организацией по установленной форме. Материально ответственные лица представляют первичные учетные документы по приходу и расходу материальных ценностей с реестром сдачи документов формы 442 (по приходным и расходным документам). После проведенной в присутствии материально ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных учетных документов реестр с подписью работника бухгалтерии возвращается обратно материально ответственному лицу. 16. Бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в регистрах синтетического и аналитического учета (на карточках, в накопительных ведомостях, книгах, в том числе с применением пакетов прикладных программ ведения бухгалтерского учета и т.п.). Порядок записей в регистрах бухгалтерского учета может устанавливаться отдельными нормативными правовыми актами Министерства финансов Республики Беларусь. В бюджетных организациях применяются следующие учетные регистры синтетического и аналитического учета: книга журнал-главная формы 308; книга учета средств и расчетов формы 292 (карточка учета средств и расчетов формы 292А); книга учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 294; книга количественно-суммового учета материальных ценностей форм 296, 296Б (карточка количественно-суммового учета материальных ценностей формы 296А); книга учета расчетов по финансированию подведомственных организаций формы 301; многографная карточка формы 283. Кроме того, применяются: книга складского учета материальных ценностей формы М-17 (карточка складского учета материальных ценностей формы М-17А); книга учета животных формы 395; журнал регистрации боя посуды формы 325; ведомость оперативного (количественного) учета движения отдельных предметов в составе оборотных средств, находящихся в эксплуатации, формы 412; опись инвентарных карточек по учету основных средств формы ОС-10; инвентарный список объектов основных средств формы ОС-13; индивидуальная карточка формы 452; книга-реестр регистрации индивидуальных карточек формы 453; опись карточек складского учета формы М-17Б. 17. Централизованные бухгалтерии для учета ассигнований, кассовых и фактических расходов применяют: карточку аналитического учета поступления денежных средств формы 294А; карточку аналитического учета кассовых расходов формы 294Б; книгу учета ассигнований и фактических расходов формы 309Б. При составлении централизованными бухгалтериями общих смет расходов по однотипным организациям для ведения аналитического учета фактических расходов применяется книга учета ассигнований и фактических расходов формы 309. Карточки (кроме карточек по основным средствам) регистрируются в реестре карточек формы 279, который ведется для каждого субсчета отдельно. Карточки для учета основных средств регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств формы ОС-10. Карточки хранятся в картотеках, в которых они располагаются по субсчетам с подразделением внутри субсчетов по материально ответственным лицам, а в централизованных бухгалтериях - и по обслуживаемым организациям. Карточки учета материалов, отдельных предметов в составе оборотных средств и тому подобных сдаются в архив в подшитом виде вместе с реестром карточек, регистрами бухгалтерского учета и другими бухгалтерскими документами ежегодно или один раз в два года. В такие же сроки сдаются в архив карточки учета основных средств, выбывших в течение года. Опись инвентарных карточек по учету основных средств формы ОС-10 сдается в архив в том случае, когда в ней имеются отметки о списании инвентаря по последней инвентарной карточке установленных законодательством форм. Сдача инвентарных карточек в архив без описи осуществляется по реестру сдачи документов формы 442, в котором указываются номер карточки и название списанного инвентаря, а в централизованных бухгалтериях, кроме того, и наименование обслуживаемой организации. В регистрах бухгалтерского учета (бухгалтерских книгах) до начала записей нумеруются все страницы (листы). На последней странице листа за подписью главного бухгалтера составляется надпись: "В книге пронумеровано ________________________ страниц (листов)". (цифрами и прописью) Каждая книга надписывается с указанием наименования организации и года, на который книга открыта. В начале книги (в оглавлении) указывается количество открытых в ней субсчетов. При переносе записей на другую страницу книги в оглавлении по данному субсчету делается отметка о переносе записи с указанием номеров новых страниц. Книги бухгалтерского учета при наличии в них по истечении года свободных листов могут быть использованы для записей операций следующего года. В этих случаях книги сдаются в архив один раз в два года. Записи в регистрах бухгалтерского учета производятся чернилами, пастой шариковой ручки или при помощи пишущих машин и средств автоматизации с первичных учетных документов не позднее следующего дня после их получения. По окончании каждого месяца в регистрах бухгалтерского учета подсчитываются итоги оборотов и выводятся остатки по субсчетам. 18. Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета, производится следующим образом: обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписи над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка: "Исправлено"; обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или методом "красное сторно"; точно так же исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях бухгалтерского учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления методом "красное сторно" оформляются бухгалтерской справкой, в которой делаются ссылки на номер и дату исправляемого мемориального ордера, документа, обоснование внесения исправления. На основании бухгалтерской справки составляется мемориальный ордер формы 274. 19. Регистры бухгалтерского учета по синтетическим и аналитическим счетам открываются записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом и регистрами бухгалтерского учета за истекший год. Если вышестоящей организацией при утверждении годового отчета сделаны исправления в заключительном балансе, то на основании соответствующего письменного распоряжения эти исправления вносятся как в регистры бухгалтерского учета прошлого года (путем исправительной бухгалтерской записи), так и в учетные регистры текущего года (путем изменения начального сальдо способом, указанным в пункте 18). 20. Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости: формы 285 (оборотная ведомость по счету ________), формы М-44 (оборотная ведомость по материальным запасам) и формы 326 (оборотная ведомость по основным средствам, нематериальным активам, амортизации основных средств и нематериальных активов, отдельным предметам в составе оборотных средств) по каждой группе аналитических счетов и материально ответственным лицам, объединяемым соответствующим синтетическим счетом. Оборотные ведомости составляются ежемесячно, кроме основных средств, нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств и амортизации, по которым оборотные ведомости составляются ежеквартально. Итоги оборотов и остатки по каждому субсчету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги журнал-главная формы 308. При необходимости записи в оборотных ведомостях могут производиться в течение нескольких лет. 21. Бухгалтерский учет в организациях осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с настоящей Инструкцией. В отдельных случаях Министерство финансов Республики Беларусь вправе разрешать государственным органам вести бухгалтерский учет в организациях, находящихся в их ведении, по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных этими государственными органами и согласованных с Министерством финансов Республики Беларусь нормативных правовых актов. 22. Проверенные и принятые к бухгалтерскому учету первичные учетные документы систематизируются в хронологическом порядке по датам совершения операций и оформляются раздельными мемориальными ордерами - накопительными ведомостями по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, которым присваиваются следующие постоянные номера: мемориальный ордер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям формы 381); мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению денежных средств на счетах по бюджету формы 381); мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению денежных средств на счетах по внебюджетным средствам формы 381); мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из чековых книжек формы 323); мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям формы 405); мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами формы 408); мемориальный ордер 7 (накопительная ведомость по расчетам в порядке плановых платежей) формы 408; мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами формы 386); мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению объектов основных средств формы 438); мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению отдельных предметов в составе оборотных средств формы 438); мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания формы 398); мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания формы 411); мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов формы 396); мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость начисления налогов, образования фондов формы 409); мемориальный ордер 15 (свод ведомостей по расчетам специальных видов платежей формы 406); расшифровка к мемориальному ордеру формы 451. |
Партнеры
|