Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 08.07.2004 N 217 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения Национальным банком Республики Беларусь документарных операций"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 5 августа 2004 г. N 8/11335



На основании статей 26, 53 Банковского кодекса Республики Беларусь Совет директоров Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке совершения Национальным банком Республики Беларусь документарных операций.

2. Признать утратившим силу постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. N 12.1 "Об утверждении Правил выдачи гарантий Национальным банком Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 48, 8/3409).

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.



Председатель Правления П.П.ПРОКОПОВИЧ







                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Совета директоров
                                                 Национального банка
                                                 Республики Беларусь
                                                 08.07.2004 N 217


ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДОКУМЕНТАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ



Инструкция о порядке совершения Национальным банком Республики Беларусь документарных операций (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьями 26, 53 Банковского кодекса Республики Беларусь и устанавливает порядок совершения Национальным банком Республики Беларусь (далее - Национальный банк) документарных операций.



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Термины и определения, используемые в настоящей Инструкции, имеют следующее значение:

клиенты - юридические лица, обособленные подразделения, выделенные этими юридическими лицами на отдельный баланс, органы государственной власти и управления;

документарные операции - операции, совершаемые Национальным банком по поручениям клиентов, банков-корреспондентов и от своего имени по расчетам в форме документарных аккредитивов, инкассо, операций по банковским гарантиям;

банк-корреспондент - банк, с которым Национальным банком установлены корреспондентские отношения с открытием корреспондентского счета (корреспондент со счетом) или без открытия корреспондентского счета (корреспондент без счета);

авизующий банк - банк, который привлечен банком-эмитентом либо исполняющим банком для передачи аккредитива бенефициару либо направляющий бенефициару извещение о получении в его пользу гарантии без обязательств со своей стороны;

счет "Лоро" - счет, открытый в Национальном банке банком-корреспондентом;

счет "Ностро" - счет Национального банка, открытый в банке-корреспонденте;

резиденты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также находящиеся за пределами Республики Беларусь их филиалы и представительства;

нерезиденты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, а также находящиеся на территории Республики Беларусь их филиалы и представительства;

авизо - сообщение, направленное банком его клиенту или банку-корреспонденту; кредитовое авизо - сообщение о зачислении денежных средств на счет (кредитовании); дебетовое авизо - сообщение о списании денежных средств со счета (дебетовании);

денежные средства - иностранная валюта и белорусские рубли;

рамбурсирование - предоставление денежных средств исполняющему банку для осуществления платежа по аккредитиву либо по гарантии или возмещение выплаченных по аккредитиву либо по гарантии денежных средств;

инструкции - указания о порядке и / или способе совершения операций, могут быть представлены на бумажном носителе информации и / или с использованием телетрансмиссионных средств (телекс, факсимильная связь, электронная почта, SWIFT и т.п.).

2. Термины и определения, используемые в настоящей Инструкции, при осуществлении Национальным банком операций по расчетам в форме документарных аккредитивов имеют следующее значение:

аккредитив - обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару) либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель или дать полномочия другому (исполняющему) банку провести платежи получателю денежных средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель. Приказодатель и банк-эмитент могут совпадать в одном лице;

банк - юридическое лицо (резидент или нерезидент), имеющее право на осуществление банковских операций;

внутренний аккредитив - аккредитив, по которому в качестве банка-эмитента и бенефициара (стороны по аккредитиву) выступают резиденты;

клиент приказодателя - юридическое лицо, поручившее приказодателю осуществить расчет в форме аккредитива, в котором предусматривается участие Национального банка;

негоциация - оплата стоимости (покупка) банком переводного векселя и / или документов по аккредитиву;

приказодатель - Национальный банк, банк либо орган государственного управления Республики Беларусь, имеющий счет в Национальном банке;

свободная негоциация - негоциация в любом банке по выбору бенефициара;

международный аккредитив - аккредитив, при котором одной из сторон по аккредитиву является резидент, а другой стороной - нерезидент. Международный аккредитив может предусматривать проведение негоциации банком, уполномоченным банком-эмитентом;

подтверждающий банк - банк, добавляющий к аккредитиву свое подтверждение, то есть принимающий по отношению к обязательству банка-эмитента дополнительные обязательства провести платеж по аккредитиву, акцептовать и оплатить переводные векселя либо выполнить иные действия в соответствии с условиями аккредитива;

рамбурсирующий банк - банк, производящий рамбурсирование согласно инструкциям банка-эмитента (рамбурсным инструкциям);

рекламирующий банк - исполняющий банк или выступающий от его имени другой банк, выставляющий рамбурсное требование на рамбурсирующий банк;

основной договор - договор купли-продажи или иной договор, заключенный между приказодателем и бенефициаром.

3. Критериями классификации аккредитивов являются:

предоставление либо непредоставление документов для осуществления платежа;

возможность изменения или аннулирования аккредитива без предварительного уведомления бенефициара;

способ обеспечения платежа;

условия исполнения аккредитива;

3.1. в зависимости от того, может ли быть изменен или аннулирован аккредитив без предварительного согласия бенефициара, аккредитивы подразделяются на:

отзывные аккредитивы - аккредитивы, которые в любое время могут быть изменены или аннулированы банком-эмитентом по указанию приказодателя аккредитива без предварительного уведомления бенефициара;

безотзывные аккредитивы - аккредитивы, которые не могут быть ни изменены, ни прекращены, ни аннулированы без согласия банка-эмитента, подтверждающего банка (если имеется) и бенефициара;

в зависимости от того, принимает ли другой банк по отношению к обязательству банка-эмитента обязательство платежа, выделяются:

безотзывной неподтвержденный аккредитив - аккредитив, при котором другим банком по отношению к обязательству банка-эмитента не принимаются дополнительные обязательства провести платеж по аккредитиву, акцептовать и оплатить векселя (тратты) либо выполнить иные действия в соответствии с условиями аккредитива;

безотзывной подтвержденный аккредитив - аккредитив, при котором другим банком (подтверждающий банк) по отношению к обязательству банка-эмитента принимаются дополнительные обязательства провести платеж по аккредитиву, акцептовать и оплатить векселя (тратты) либо выполнить иные действия в соответствии с условиями аккредитива;

3.2. в зависимости от способа обеспечения платежа аккредитивы подразделяются на:

непокрытые аккредитивы - аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент не предоставляет в распоряжение исполняющего (подтверждающего, рамбурсирующего) банка денежные средства для исполнения этого аккредитива;

покрытые аккредитивы - аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент предварительно предоставляет в распоряжение исполняющего (подтверждающего, рамбурсирующего) банка денежные средства (покрытие) в сумме аккредитива на срок действия обязательства банка-эмитента с условием возможности их использования для выплаты по аккредитиву.

Покрытие может предоставляться банком-эмитентом исполняющему банку с заключением между ними в случае необходимости соответствующего соглашения путем:

кредитования суммой аккредитива корреспондентского счета исполняющего (подтверждающего, рамбурсирующего) банка в банке-эмитенте или другом банке;

предоставления исполняющему (подтверждающему, рамбурсирующему) банку права списать сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Такое списание может производиться как за счет имеющихся на счете банка-эмитента денежных средств, так и за счет кредитных линий, открытых банку-эмитенту.

Покрытие может предоставляться путем открытия банком-эмитентом страховых депозитов или депозитов покрытия в исполняющем (подтверждающем, рамбурсирующем) банке;

3.3. в зависимости от способов исполнения аккредитива выделяют:

аккредитив с красной оговоркой, который предполагает наличие среди его условий специальной оговорки, согласно которой банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму бенефициару до представления им всех документов по аккредитиву (до отгрузки товара или оказания услуг);

револьверный аккредитив - аккредитив, разрешающий частичные отгрузки и содержащий специальную оговорку о возобновлении его суммы (квоты);

резервный аккредитив, по которому банк выдает независимое обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по простому требованию (заявлению) или по требованию с представлением соответствующих условиям аккредитива документов, указывающих, что платеж причитается вследствие неисполнения приказодателем какого-либо обязательства или наступления какого-либо события;

переводный аккредитив (трансферабельный), по которому по заявлению бенефициара (первый бенефициар) банк-эмитент (исполняющий банк) может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством, с условием представления этим бенефициаром документов, указанных в аккредитиве;

транзитный аккредитив, который предполагает, что банк-посредник (подтверждающий, авизующий) в одной стране подтверждает или авизует аккредитив в пользу бенефициара - резидента другой страны;

компенсационный аккредитив, который предполагает открытие под обеспечение аккредитива другого аккредитива;

3.4. другие виды аккредитивов, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

4. Термины и определения, используемые в настоящей Инструкции, при осуществлении Национальным банком операций по банковским гарантиям имеют следующее значение:

банк принципала - банк, обслуживающий принципала по операциям, связанным с выдачей (подтверждением) гарантии;

банк бенефициара - банк, обслуживающий бенефициара по операциям, связанным с получением гарантии;

бенефициар - резидент (нерезидент), в пользу которого выдается гарантия;

гарант (банк-гарант) - банк, выдавший по просьбе принципала гарантию в пользу бенефициара;

гарантийное обязательство Национального банка - обязательство, подтверждающее намерение Национального банка, в случае подписания соответствующих договоров между принципалом и бенефициаром, выдать гарантию в обеспечение выполнения условий вышеупомянутых договоров;

гарантия - обязательство банка (Национального банка) выплатить по требованию бенефициара определенную сумму денежных средств на согласованных в гарантии условиях;

подтверждающий банк - банк, принявший наряду с первоначальным гарантом обязательство перед бенефициаром об уплате полной суммы денежных средств по гарантии либо ее части в соответствии с условиями гарантии;

принципал - резидент (нерезидент), надлежащее исполнение обязательств которого обеспечивается банковской гарантией.

5. Критериями классификации гарантий являются:

возможность отзыва гарантии либо изменения условий гарантии без согласия бенефициара;

основания для реализации гарантии;

количество гарантов, участвующих в осуществлении операции по гарантии;

цели использования гарантии;

5.1. в зависимости от того, может ли быть отозвана гарантия либо изменены условия гарантии без согласия бенефициара, выделяются:

отзывная гарантия, которая означает, что она может быть отозвана или ее условия могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара;

безотзывная гарантия, которая означает, что она не может быть отозвана, а ее условия не могут быть изменены без согласия бенефициара;

5.2. с точки зрения основания для реализации гарантии выделяются:

гарантия по первому требованию, которая предусматривает платеж на основании письменного платежного требования бенефициара, составленного в соответствии с условиями гарантии;

условная гарантия, которая предполагает обязательство гаранта произвести платеж в соответствии с условиями гарантии по письменному требованию бенефициара, сопровождаемому документами, доказывающими или подтверждающими неисполнение принципалом обязательств перед бенефициаром. Свидетельствами неисполнения обязательств принципала перед бенефициаром могут являться соответствующие судебные (арбитражные) решения либо иные документы, определенные в гарантии;

5.3. в зависимости от количества гарантов, участвующих в осуществлении операции по гарантии, выделяются:

прямая гарантия, которая предполагает, что банк-гарант, действующий по поручению своего клиента, принимает на себя обязательства непосредственно перед бенефициаром;

контргарантия, которая предполагает выставление гарантии банком в пользу банка-гаранта (банка Республики Беларусь либо иностранного банка), которым впоследствии на основании письменного обращения банка будет выдана гарантия в пользу бенефициара;

консорциальная гарантия, которая предполагает выставление банковской гарантии бенефициару несколькими гарантами через основной банк-гарант;

5.4. в зависимости от целей использования гарантии выделяются:

платежная гарантия - банковская гарантия, выданная в целях обеспечения надлежащего исполнения денежного обязательства покупателя;

договорная гарантия - банковская гарантия, выданная в целях обеспечения надлежащего исполнения обязательств продавца.

Основные виды договорных гарантий:

гарантия предложения (конкурсная, или тендерная) выдается в обеспечение исполнения обязательств принципала, участвующего в торгах (тендере). Требование по данной гарантии может быть предъявлено в случае, если принципал выиграл торги (тендер) и уклоняется от заключения договора (подписания протокола о результатах торгов);

гарантия возврата аванса (предоплаты) предполагает обязательство банка возвратить средства в сумме, равной сумме аванса либо предоплаты (их неиспользованной части), в случае невыполнения принципалом-экспортером своих обязательств по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) в соответствии с договором. Если в договоре предусмотрена поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) по частям, то обязательства банка могут уменьшаться по мере совершения принципалом-экспортером отгрузок (окончания отдельных этапов работ, услуг), если данное условие предусмотрено в гарантии;

гарантии надлежащего исполнения договора (гарантии исполнения) выдаются в случае, когда условиями договора предусмотрена ответственность принципала-экспортера за неисполнение либо ненадлежащее исполнение им обязательств по договору для обеспечения обязательств принципалов-экспортеров по уплате сумм неустоек (штрафов, пени);

5.5. другие виды гарантий, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

6. По предложению главного управления международных операций Национального банка (далее - ГУМО) Совет директоров Национального банка устанавливает максимальный размер общей суммы денежных средств по документарным операциям, проводимым Национальным банком (лимит по документарным операциям).

В пределах установленного максимального размера общей суммы по документарным операциям решение о проведении документарной операции принимается Председателем Правления Национального банка либо заместителем Председателя Правления, направляющего деятельность ГУМО.

В случае обоснованности проведения документарной операции в сверхлимитном порядке решение о проведении документарной операции принимает Совет директоров Национального банка.

7. Для рассмотрения Национальным банком вопроса о своем участии в документарной операции Национальный банк вправе запросить следующий примерный пакет документов, характеризующих как саму операцию, так и правовой статус и финансовое положение будущих сторон (по расчетам в форме документарного аккредитива - приказодателя, банка-эмитента, исполняющего банка и др.; по гарантии - принципала, во исполнение обязательств которого предусмотрена гарантия Национального банка, бенефициара, и др.) по сделке:

ходатайство, содержащее информацию о предполагаемой документарной операции с участием Национального банка (о сторонах, предмете, сумме и сроках, о схеме и предмете финансирования, о предмете предполагаемого обеспечения, предложения по вопросу комиссионного вознаграждения и т.д.);

копии учредительных документов сторон по сделке (нотариально заверенные - по требованию Национального банка);

копии документов о регистрации (нотариально заверенные - по требованию Национального банка) резидентов (свидетельство о регистрации, выписка из решения местного органа управления, Министерства юстиции Республики Беларусь и т.п.), для нерезидентов - справка торгово-промышленной палаты или иного компетентного органа страны, резидентом которой является нерезидент, о его регистрации;

карточки с образцами подписей и оттиска печати (нотариально заверенные - по требованию Национального банка);

справку, подтверждающую регистрацию на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах" в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

балансы по состоянию на последнюю отчетную дату и другие данные бухгалтерской и финансовой отчетности (по требованию Национального банка) о результатах деятельности сторон по сделке за последний отчетный год (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении основных средств, справку налогового органа по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика о задолженности (об отсутствии задолженности) по налогам и сборам и др.), сведения обслуживающих банков о движении средств по счетам за три последних месяца текущего года. Годовой отчет для нерезидентов должен соответствовать международным стандартам, иметь подтверждение независимой международно признанной аудиторской организации правильности изложенных в нем сведений, сведения банков, обслуживающих нерезидента, о движении средств по счетам за последние шесть месяцев;

аудиторские заключения о достоверности и полноте годового баланса за последний отчетный год (или официальное письмо об его отсутствии с указанием причин);

для нерезидента - справка из посольства государства, резидентом которого он является, о деятельности нерезидента, его деловой репутации, общие сведения о его первых лицах (по требованию Национального банка);

сведения о наличии сформированного уставного фонда на момент обращения в Национальный банк (по требованию Национального банка).

В случае, когда речь идет об обеспечении исполнения обязательств перед Национальным банком третьим лицом (залог третьего лица, банковская гарантия, поручительство), представляются необходимые документы в соответствии с частью первой настоящего пункта о таких лицах (участниках), за исключением ходатайства, и описание схемы взаимоотношений между ними, а также проекты соответствующих договоров с участием таких лиц.

8. Уточненный пакет документов, представляемых в Национальный банк, определяется Национальным банком в зависимости от роли Национального банка в предполагаемой к совершению операции.

9. Первичное рассмотрение поступивших в Национальный банк документов, предполагающих совершение Национальным банком документарной операции, производит управление финансового проектирования ГУМО.

10. Представленные документы рассматриваются в течение 14 банковских дней со дня получения полного пакета документов и их регистрации в Национальном банке.

Рассмотренные Национальным банком документы остаются в делах Национального банка и возврату не подлежат.

Неполный комплект документов к рассмотрению не принимается.

11. При необходимости представленные документы могут направляться на рассмотрение в другие государственные органы с целью получения компетентного мнения по соответствующим вопросам.

В случае, если представленные документы направляются на рассмотрение в другие государственные органы, то документы рассматриваются в течение 14 банковских дней со дня получения экспертного заключения и документов от государственных органов и их регистрации в Национальном банке.

12. В случае приемлемости для Национального банка условий документарной операции управление финансового проектирования ГУМО подготавливает заключение (в форме докладной записки на имя Председателя Правления Национального банка) и при получении положительной резолюции направляет в адрес стороны по сделке, представившей документы, письмо о намерениях Национального банка участвовать в предполагаемой к совершению операции, уточняет перечень документов, необходимых для осуществления операции, сообщает процедуру подписания договоров с Национальным банком и инициирует процесс заключения соответствующих договоров.

13. Исполнение обязательств, возникающих при совершении Национальным банком документарных операций, может обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества (в том числе имущественных прав), поручительством, банковской гарантией, гарантийным депозитом денег, страхованием участвующей стороны риска неисполнения обязательств по аккредитиву или гарантии, переводом на Национальный банк правового титула (на имущество и имущественные права) и другими способами, предусмотренными законодательством.

14. Порядок определения и уплаты вознаграждений и расходов за совершение документарных операций оговаривается в соглашении, заключенном между Национальным банком и стороной по сделке, представившей документы.

15. Вознаграждение определяется в процентном отношении к сумме (аккредитива, гарантии, иного инструмента) либо в абсолютном выражении и подлежит уплате в порядке, определяемом условиями соглашения с Национальным банком, единовременно либо в соответствии с графиком, прилагаемым к соглашению.

16. В целях своевременного выявления проблем управление финансового проектирования ГУМО осуществляет контроль и мониторинг, включающие систему мер, обеспечивающих постоянное наблюдение, оценку и прогноз изменений состояния объекта, а также анализ ежеквартальных или полугодовых (по усмотрению Национального банка) отчетов о ходе реализации проекта (отчет должен содержать информацию о выполнении графика реализации проекта, финансовом состоянии, издержках и затратах и т.д.).

Предоставление указанных в части первой настоящего пункта отчетов осуществляется в порядке, предусмотренном в договоре по осуществлению операции по расчетам в форме документарного аккредитива (о выдаче гарантии).

В целях контроля за сроками действия аккредитивов (гарантий), своевременным уменьшением сумм аккредитивов (гарантий), снятием их с учета и совершения иных действий управление финансового проектирования ГУМО ведет журналы учета аккредитивов (гарантий) в электронном виде. Материалы по аккредитивам (гарантиям) помещаются сотрудником управления финансового проектирования ГУМО (далее - ответственный исполнитель) в отдельное досье по аккредитиву (гарантии).



Глава 2

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ ОПЕРАЦИЙ

ПО ДОКУМЕНТАРНЫМ АККРЕДИТИВАМ



17. При осуществлении операций по расчетам в форме документарного аккредитива (далее - аккредитив) Национальный банк руководствуется Банковским кодексом Республики Беларусь, настоящей Инструкцией и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а также применяет положения Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов (редакция 1993 года, публикация Международной торговой палаты (далее - МТП) N 500 (далее - Унифицированные правила).

Унифицированные правила применяются к аккредитивам, если в текст аккредитива включена оговорка о том, что данный аккредитив подчиняется Унифицированным правилам. В аккредитив при необходимости могут включаться оговорки для отступления от отдельных норм Унифицированных правил (касающихся, в частности, сроков и документов).

При авизовании аккредитива участвующим в нем банкам по системе SWIFT в соответствующих форматах 7-й категории аккредитив подчиняется Унифицированным правилам без специальной оговорки об этом, если в тексте сообщения не сказано об ином. В данном случае банк, авизующий аккредитив бенефициару, должен в своем авизо об открытии аккредитива указать, что аккредитив подчиняется Унифицированным правилам.

18. При осуществлении расчетов в форме аккредитива Национальный банк может выступать в качестве:

приказодателя (и одновременно банка-эмитента) при осуществлении операций, связанных с покупкой драгоценных металлов или камней, в том числе по поручениям третьих лиц, либо с приобретением нематериальных активов, основных средств, товарно-материальных ценностей и т.п. для собственных нужд, когда в договоре предусмотрены расчеты в форме аккредитива (договор купли-продажи и т.п.);

банка-эмитента;

подтверждающего банка;

рамбурсирующего банка;

рекламирующего банка.

19. Основными критериями при принятии Национальным банком решения об участии в расчетах в форме аккредитивов являются:

финансовое положение, деловая репутация будущих приказодателя, бенефициара, банка-эмитента, исполняющего банка;

наличие обеспечения обязательств, возникающих при совершении Национальным банком операций по расчетам в форме аккредитива.

20. Принятие решения об участии Национального банка в качестве приказодателя инициирует структурное подразделение Национального банка, осуществляющее операции, связанные с покупкой драгоценных металлов или камней, в том числе по поручениям третьих лиц, либо отвечающее за приобретение нематериальных активов, основных средств, товарно-материальных ценностей и т.п. для собственных нужд.

21. Такое структурное подразделение проводит преддоговорную работу, оформляет и заключает договор, предусматривающий расчеты в форме аккредитива (договор купли-продажи и т.п.), подготавливает и оформляет решение на выделение средств Национального банка на указанные цели с использованием расчетов в форме аккредитива.

22. При этом в договоре, предусматривающем расчеты в форме аккредитива (договоре купли-продажи и т.п.), должны быть определены:

сумма открываемого аккредитива;

дата и место истечения срока действия аккредитива;

вид аккредитива;

авизующий банк (банк продавца, который будет его информировать о всех операциях, связанных с аккредитивом; город и страна нахождения банка; номер счета продавца; SWIFT код банка; номер телекса);

исполняющий банк;

способ платежа (немедленно по представлении в банк документов; с рассрочкой платежа, при этом указывается количество дней рассрочки и от даты какого документа она начинает отсчитываться; путем акцепта тратты и т.п.);

разрешена или запрещена поставка товара партиями;

разрешены или запрещены перегрузки товара;

город и страна, откуда производится транспортировка товара;

город и страна, куда производится поставка товара;

дата, не позднее которой продавец должен произвести отгрузку товара;

краткое и точное описание товара;

условия поставки товара согласно Инкотермс 2000, публикация МТП N 560;

требуемые для представления в банк документы, против которых будет производиться платеж (с указанием нужного количества экземпляров);

на чей счет относятся банковские расходы, связанные с оформлением аккредитива (подтверждением, авизованием, проверкой документов, с изменением условий аккредитива);

срок, в течение которого после отгрузки товара бенефициар должен представить документы в банк для проверки и получения платежа;

требуется или не требуется подтверждение аккредитива.

23. Заключенный договор, предусматривающий расчет в форме аккредитива (договор купли-продажи и т.п.), оформленный в соответствии с изложенными в пункте 22 настоящей Инструкции требованиями, вместе с заявлением по форме приложения 1 к настоящей Инструкции передается в управление контроля за операциями с валютными ценностями ГУМО для осуществления открытия аккредитива путем передачи телетрансмиссионного сообщения по системе SWIFT. Оригинал заявления по форме приложения 1 к настоящей Инструкции вместе с телетрансмиссионным сообщением, переданным по системе SWIFT, передаются в управление бухгалтерского учета международных операций главного управления бухгалтерского учета и отчетности (далее - ГУДБУиО) для совершения соответствующих бухгалтерских проводок, связанных с открытием аккредитива, после чего помещаются управлением бухгалтерского учета международных операций ГУДБУиО в документы дня.

Структурное подразделение Национального банка, указанное в пункте 20 настоящей Инструкции, на основании копии заявления с отметкой об исполнении управлением бухгалтерского учета международных операций ГУДБУиО осуществляет дальнейший контроль за исполнением договора, предусматривающего расчет в форме аккредитива, внесистемный учет аккредитивов.

В случае, если продавцом выступает нерезидент, в управление контроля за операциями с валютными ценностями ГУМО представляется информация по пункту 22 настоящей Инструкции, в том числе и на английском языке.

Изменение условий аккредитива или его отмена производится на основании заявления на изменение условий аккредитива (об отмене аккредитива), подписанного заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющего деятельность структурного подразделения, указанного в пункте 20 настоящей Инструкции, и главным бухгалтером - начальником ГУДБУиО с точным указанием предлагаемых изменений (в заявлении об отмене - причины досрочной отмены). Заявление об изменении условий (отмене) аккредитива с приложением копии документов, подтверждающих согласие бенефициара на изменение или отмену аккредитива (письмо и иные документы в случае безотзывного аккредитива) передаются в управление контроля за операциями с валютными ценностями ГУМО для передачи телетрансмиссионного сообщения по системе SWIFT. Оригинал заявления об изменении условий (отмене) аккредитива вместе с телетрансмиссионным сообщением, переданным по системе SWIFT, передается в управление бухгалтерского учета международных операций ГУДБУиО для совершения соответствующих бухгалтерских проводок, связанных с отменой аккредитива, после чего помещается управлением бухгалтерского учета международных операций ГУДБУиО в документы дня.

24. В случае выполнения Национальным банком функций агента Министерства финансов Республики Беларусь, реализации межправительственных соглашений указанные в пункте 19 настоящей Инструкции критерии могут не рассматриваться при принятии решения об участии Национального банка.

25. Для участия Национального банка в расчетах в форме аккредитива приказодатель, банк-эмитент либо исполняющий банк представляет (в зависимости от участия Национального банка в предполагаемой к совершению операции) в дополнение к перечисленным в пункте 7 настоящей Инструкции следующие документы:

предполагаемый договор на поставку продукции, заключенный между будущими приказодателем аккредитива и бенефициаром, в котором предусматривается форма расчета аккредитивом с указанием всех условий расчетов (вид аккредитива (безотзывный, переводный, подтвержденный банком и др.), наименование банка-эмитента, авизующего и исполняющего банка, сумма аккредитива, способ исполнения аккредитива, перечень документов, представляемых бенефициаром, сроки отгрузки, условия страхования, оплаты транспортных расходов (фрахта), банковских комиссий и др.);

сведения об авизующем банке с обязательным указанием кода SWIFT;

заявление на открытие счета, предназначенного для учета сумм аккредитивов, по форме согласно приложению 1 к Правилам открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2002 г. N 24.12 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 111, 8/4333);

дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика.

26. Национальный банк вправе запрашивать дополнительную информацию, необходимую для рассмотрения вопроса его участия в расчетах в форме аккредитива. Документы, полученные посредством факсимильной связи, рассмотрению не подлежат.

27. При осуществлении Национальным банком расчетного обслуживания клиентов Национального банка, перечень которых определен пунктом 16 Устава Национального банка Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. N 320 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 58, 1/2748), документы, перечисленные в пункте 7 настоящей Инструкции, могут не представляться.

28. Порядок участия Национального банка в роли банка-эмитента:

28.1. при положительном решении вопроса об участии Национального банка в качестве банка-эмитента управление финансового проектирования ГУМО оформляет соглашение между Национальным банком и приказодателем об осуществлении расчетов в форме аккредитива, договор о залоге, поручительства и др. (в случае предоставления обеспечения);

28.2. после заключения соответствующих договоров между сторонами сделки приказодатель предъявляет в Национальный банк заявление на аккредитив по форме, приведенной в приложении 2 к настоящей Инструкции, в котором указываются: дата и номер заявления на аккредитив; наименование приказодателя; полное наименование и адрес бенефициара; сумма (цифрами и прописью) и валюта аккредитива; исполняющий банк; способ исполнения аккредитива; наименование трассата и срок платежа по переводному векселю, если аккредитив предусматривает выставление переводного векселя; полное наименование необходимых для предоставления документов; дата истечения срока действия аккредитива и место для представления документов; способ выставления аккредитива: по почте или по средствам телетрансмиссионного сообщения с предварительным авизо или без него; на чей счет относятся банковские комиссии, почтовые и телетрансмиссионные расходы по аккредитиву.

В случае, если аккредитив открывается для расчетов за товары, в заявлении на аккредитив дополнительно указываются: краткое описание товаров (услуг); место отгрузки и место назначения отправляемого товара; разрешены или запрещены частичные отгрузки; разрешены или запрещены перегрузки; последняя дата отгрузки и период времени для представления документов после даты отгрузки (кроме случаев, когда представление транспортного документа не требуется); условия поставки товаров.

В заявлении на аккредитив при необходимости указываются также вид аккредитива (отзывной, безотзывной, подтвержденный, переводный и др.) и другая необходимая банку информация.

Приказодатели оформляют заявление на аккредитив в соответствии с условиями основного договора. В аккредитив включают только те условия, исполнение которых может быть подтверждено представляемыми в банк документами. Условия аккредитивов, открываемых для расчета за товары (работы, услуги), должны обязательно предусматривать представление документов, подтверждающих отгрузку или акты приемки-сдачи, подтверждающих передачу товара (выполнения работ, оказания услуг) представителю бенефициара в указанном пункте, а при поставках на условиях CIP и CIF - также и страховых документов.

В заявлении на открытие револьверного аккредитива должна быть указана сумма лимита (квота), восстанавливающаяся после каждой выплаты по аккредитиву. Наряду с этой суммой может быть указан срок для использования квоты (платеж раз в месяц или др.), кумулятивно или некумулятивно (то есть с правом выплаты суммы, не использованной в предыдущий срок, или без такого права).

К заявлению на аккредитив приказодателя прилагаются заявления на аккредитив клиента приказодателя, заверенные подписями клиента и оттиском печати, иные документы, являющиеся основанием для осуществления платежа (договоры, паспорта сделок, лицензии и т.п.);

28.3. заявление на аккредитив представляется приказодателем не менее чем в трех (четырех - при осуществлении расчетов в форме аккредитива со счетов клиентов Национального банка, перечень которых определен пунктом 16 Устава) экземплярах, заверяется подписями приказодателя и оттиском печати согласно заявленным в Национальный банк образцам подписей и оттиска печати;

28.4. ответственный исполнитель, получив от приказодателя заявление на аккредитив, проверяет правильность оформления заявления (правильность и полноту заполнения реквизитов, изложения условий аккредитива, наличие необходимых подписей и др.), соответствие данных заявления на аккредитив данным документов, представленных с заявлением на аккредитив (договора, паспорта сделок и т.п.).

Неправильно оформленное заявление на аккредитив возвращается приказодателю с указанием причины отказа в его приеме.

В приеме заявления на аккредитив будет отказано, если представленные документы содержат положения, противоречащие законодательству Республики Беларусь.

При надлежащем оформлении заявления на аккредитив и приемлемости для Национального банка его условий заявление на аккредитив принимается к исполнению. При этом один экземпляр заявления на аккредитив используется для совершения соответствующих бухгалтерских проводок и помещается в документы дня управления бухгалтерского учета международных операций ГУДБУиО; второй экземпляр с отметкой об исполнении и оттиском штампа Национального банка, копией авизо об открытии аккредитива и мемориальным ордером, подтверждающим списание средств со счета приказодателя на соответствующий счет по учету сумм аккредитивов, передаются приказодателю; третий экземпляр, мемориальный ордер и копия авизо об открытии аккредитива помещаются в досье по аккредитиву.

При осуществлении расчетов в форме документарного аккредитива со счетов клиентов Национального банка, перечень которых определен пунктом 16 Устава Национального банка Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. N 320, и расчетное и (или) кассовое обслуживание организовано в центральном аппарате Национального банка, четвертый экземпляр с отметкой об исполнении, копией авизо об открытии аккредитива передается в управление бухгалтерского учета банковских операций ГУДБУиО для списания средств со счета клиентов Национального банка, перечень которых определен пунктом 16 Устава, и зачисления их на соответствующий счет по учету сумм аккредитивов, оформляемого мемориальным ордером, и помещается в документы дня отдела учета банковских операций управления бухгалтерского учета банковских операций ГУДБУиО.

При осуществлении расчетов в форме документарного аккредитива со счетов клиентов Национального банка, перечень которых определен пунктом 16 Устава Национального банка Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. N 320, и расчетное и (или) кассовое обслуживание которых организовано в структурном подразделении Национального банка, один экземпляр заявления на аккредитив используется для совершения соответствующих бухгалтерских проводок по открытию аккредитива, для списания средств со счета клиентов Национального банка, зачисления их на соответствующий счет по учету сумм аккредитивов и помещается в документы дня управления бухгалтерского учета и отчетности соответствующего структурного подразделения Национального банка, второй экземпляр с отметкой об исполнении и оттиском штампа Национального банка, копией авизо об открытии аккредитива и мемориальным ордером, подтверждающим списание средств со счета приказодателя на соответствующий счет по учету сумм аккредитивов, передаются приказодателю; третий экземпляр, мемориальный ордер и копия авизо об открытии аккредитива помещаются в досье по аккредитиву, четвертый экземпляр с отметкой об исполнении, копией авизо об открытии аккредитива передается в ГУДБУиО для списания средств в случае необходимости с соответствующего межфилиального счета и помещается в документы дня ГУДБУиО;

28.5. аккредитив может быть открыт частично или полностью за счет предоставляемого Национальным банком кредита;

28.6. при открытии покрытого аккредитива приказодатель обязан предоставить Национальному банку покрытие в сумме аккредитива, если только в соглашении между Национальным банком и приказодателем не предусмотрено предоставление Национальным банком кредита приказодателю;

28.7. исполнением заявления на аккредитив является отправка Национальным банком исполняющему (авизующему) банку либо бенефициару сообщения об открытии аккредитива (с помощью телетрансмиссионных средств (управление контроля за операциями с валютными ценностями ГУМО) или по почте) на основании распоряжения, подготовленного управлением финансового проектирования ГУМО, подписанного заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность ГУМО, и зарегистрированного как внутренний документ ГУМО, с указанием условий аккредитива.

При направлении сообщения об открытии аккредитива по почте авизующему банку направляются два экземпляра аккредитива - авизо для бенефициара и авизо для авизующего банка.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.