|
|
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2004 N 74 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г. N 392"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Зарегистрировано в НРПА РБ 17 июня 2004 г. N 8/11118 В целях повышения эффективности контроля за исполнением городских бюджетов, бюджетов поселков городского типа и сельсоветов Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: Внести следующие изменения и дополнения в приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г. N 392 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий работы сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов по исполнению бюджета" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 24, 8/2799): в названии и пункте 1 слова "Инструкция о порядке проведения ревизий работы сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов по исполнению бюджета" заменить словами "Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) исполнения городских бюджетов, бюджетов поселков городского типа и сельсоветов" в соответствующем падеже; Инструкцию о порядке проведения ревизий работы сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов по исполнению бюджета изложить в новой редакции: "УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства финансов Республики Беларусь 31.12.1999 N 392 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ) ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКИХ БЮДЖЕТОВ, БЮДЖЕТОВ ПОСЕЛКОВ ГОРОДСКОГО ТИПА И СЕЛЬСОВЕТОВ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Контроль за исполнением городских бюджетов, бюджетов поселков городского типа и сельсоветов (далее - местные бюджеты) осуществляется соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (далее - исполкомы). Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием средств местного бюджета по целевому назначению производится финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов (далее - финансовые органы) и инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. При осуществлении контроля следует: руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, законами, иными актами законодательства Республики Беларусь, настоящей Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий) исполнения городских бюджетов, бюджетов поселков городского типа и сельсоветов (далее - Инструкция); принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, возмещению вреда, причиненного государственному имуществу, привлечению в соответствии с законодательством к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства в бюджетно-финансовой сфере. 2. Основными задачами проверки (ревизии) являются проверка: соблюдения законодательства в сфере бюджетно-финансовых отношений, выполнения законов Республики Беларусь, указов и декретов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, решений Советов депутатов, нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам составления и исполнения бюджета; правильности исчисленных по бюджету назначений по доходам и расходам; полноты и своевременности поступления доходов бюджета и внебюджетных средств; своевременности и правильности финансирования мероприятий, средства на проведение которых предусмотрены в бюджете; соблюдения режима экономии и обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей; правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности составляемой отчетности; состояния производственной и исполнительской дисциплины и мер по ее укреплению; своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению; принятие мер по устранению выявленных нарушений и возмещению причиненного государственному имуществу вреда. 3. Проверки (ревизии) исполнения местных бюджетов организуются и проводятся на основании годовых планов, согласованных с контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов Республики Беларусь по областям (далее - КРУ по области) и утверждаемых районным или городским исполнительным комитетом (далее по тексту - рай(гор)исполком), а также квартальных планов работы финансовых органов и контрольно-ревизионных управлений по областям, согласованных в установленном порядке. В установленных законодательством случаях могут проводиться внеплановые проверки (ревизии). 4. Проверки (ревизии) исполнения местных бюджетов проводятся не реже одного раза в два года работниками финансовых органов и КРУ по области с привлечением специалистов структурных подразделений рай(гор)исполкома в соответствии с настоящей Инструкцией. 5. Руководители финансовых органов обязаны обеспечить своевременное и качественное проведение проверок (ревизий) исполнения местных бюджетов и смет организаций, финансируемых из бюджета, инструктировать работников, производящих проверки (ревизии), и контролировать правильность их проведения. Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕРКАМ (РЕВИЗИЯМ) 6. Проверки (ревизии) исполнения местных бюджетов проводятся в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788; 2001 г., N 117, 1/3286), и Инструкцией о порядке организации и проведения проверок (ревизий) Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Республики Беларусь, контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов по областям и г.Минску, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. N 391 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 23, 8/2791; 2003 г., N 76, 8/9694). При проверках (ревизиях) исполнения местного бюджета одновременно проводятся проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций, финансируемых из местного бюджета. 7. Проведению проверки (ревизии) должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой необходимо: ознакомиться с утвержденным местным бюджетом и отчетами о его исполнении, с данными о суммах, перечисленных из районного (городского) бюджета исполкому и переданных в районный (городской) бюджет из исполкома, с решениями исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, касающимися составления и исполнения местного бюджета, о выданных исполкому займах, ссудах, кредитах и их погашении, с данными о безвозмездно переданных организациям инвентаре и оборудовании, приобретенных в централизованном порядке, с актом предыдущей проверки (ревизии) и данными о выполнении решений по ее результатам; получить в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь сведения о количестве и номерах выданных исполкому квитанций на прием налогов, сборов и иных платежей в бюджет от физических лиц. 8. На основе изучения этих и других документов разрабатываются рабочий план проверки (ревизии) исполнения местного бюджета, а также программа (примерный перечень вопросов, подлежащих проверке), утверждаемые руководителем финансового органа, назначившим проверку (ревизию). 9. Проверки (ревизии) исполнения местных бюджетов проводятся путем: проверки учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов в целях установления законности и правильности проведенных хозяйственных и финансовых операций, подлинности документов, арифметической правильности содержащихся в них расчетов и итогов, соответствия документов установленным формам, правильности и полноты их оформления; проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств или материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг; сопоставления бухгалтерских записей по учету с первичными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (баланс, смета доходов и расходов и др.), сопоставления записей, документов и фактических данных по одним хозяйственным операциям с аналогичными сведениями по связанным с ними другим операциям; проведения встречных проверок посредством сличения имеющихся в бухгалтерии исполкома записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым перечислены денежные средства, переданы материальные ценности и документы, сличения имеющихся выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей; контрольных обмеров объемов выполненных ремонтно-строительных, строительных работ; организации и проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств; взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, контрольных запусков сырья и материалов в производство для установления действительных расходов и правильности их списания, проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей; проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, состояния их сохранности, обеспечения в проверяемых организациях должного контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей, подбора материально ответственных лиц; получения разъяснений у должностных и материально ответственных лиц; других контрольных действий, связанных с изучением вопросов, указанных в программе проверки (ревизии). Участники ревизионной группы (проверяющий) исходя из программы (примерного перечня вопросов, подлежащих проверке) определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов проверки. Глава 3 ПРОВЕРКА ПЛАНИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 10. Проверка (ревизия) правильности исполнения местного бюджета проводится с целью установления обоснованности составления исполкомом расчетов по доходам и расходам, их поквартального распределения, соблюдения законодательства и решений вышестоящих органов в части установления нормативов отчислений от налогов, сборов и иных платежей в бюджет, введения местных налогов и сборов. 11. При проверке (ревизии) правильности составления расчетов по доходам проверяется полнота учета поступлений платежей от находящихся в ведении исполкома организаций и других доходов, планируемых им. При этом проверяющий должен ознакомиться с договорами аренды безвозмездного пользования, сроками их действия, а также с другими материалами, положенными в основу при исчислении доходов бюджета. 12. Для установления правильности и обоснованности назначений по расходам проверяющий должен проверить составленные исполкомом расчеты с точки зрения соблюдения режима экономии, экономической целесообразности и обоснованности планируемых расходов. При определении фонда оплаты труда следует исходить из установленного штатного расписания, данных о сети, штатах и контингентах организаций, финансируемых из бюджета, и планируемом приросте численности контингентов. Непосредственно в организациях следует проверить правильность отчетных данных о количестве классов в школах, мест в детских садах и яслях, посещений в фельдшерско-акушерских пунктах и т.д. Проверяется наличие случаев завышений ассигнований на содержание организаций за счет необоснованного увеличения числа дней функционирования коек и мест или уменьшения поступлений родительской платы. При проверке (ревизии) расчетов средств на приобретение оборудования и инвентаря следует учитывать наличие имеющегося инвентаря и оборудования, перечень и стоимость оборудования, намеченного к приобретению в планируемом году, а также необходимость его приобретения. Проверяя расчеты на приобретение мягкого инвентаря, следует исходить из установленных норм обеспечения детских дошкольных и лечебных учреждений бельем и прочим мягким инвентарем с учетом его фактического наличия и сроков использования. 13. При проверке (ревизии) правильности планирования расходов проверяющий должен руководствоваться Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования, утвержденными приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 1998 г. N 316 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 34, 8/228). Проверяющий должен проверить правильность поквартального распределения доходов и расходов бюджета и смет организаций, финансируемых из бюджета. При этом необходимо установить правильность определения размеров ассигнований на каждый квартал, учитывая сроки открытия новых ассигнований, расширение сети действующих организаций, увеличение обслуживаемых ими контингентов, сбалансированность сумм доходов и расходов бюджета по каждому кварталу. Глава 4 ПРОВЕРКА (РЕВИЗИЯ) ПРАВИЛЬНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА 14. Проверка (ревизия) исполнения местного бюджета имеет целью установить обеспеченность полного и своевременного поступления предусмотренных по бюджету доходов и направление их по целевому назначению. В ходе подготовки и проведения проверки (ревизии) на основании изучения решений исполкома, Совета депутатов и документов к ним определяется соблюдение установленного порядка разработки, утверждения и исполнения местного бюджета, правильность формирования доходов местного бюджета, эффективность принимаемых мер по исполнению доходной части местного бюджета. 15. Проверяющему необходимо ознакомиться с состоянием сметно-бюджетной документации, проверить наличие правильно оформленных и утвержденных в установленном порядке смет расходов. 16. Проверяющий должен проверить, как осуществляется исполкомом контроль за ходом исполнения местного бюджета и соблюдением финансовой дисциплины. При этом следует установить наличие случаев расходования средств бюджета, не обеспеченных плановыми ассигнованиями; использования денежных средств на цели, не предусмотренные сметами; выдачи ссуд и безвозмездного финансирования организаций без достаточных бюджетно-финансовых обоснований. 17. При проверке (ревизии) полноты и своевременности поступления доходов и правильности зачисления их в местный бюджет проверяются: учет всех доходов, поступающих на счета в отделение банка и кассу исполкома. Учет доходов ведется в книге "Журнал-главная" в целом и в книге доходов формы 16, предусмотренной Инструкцией по бухгалтерскому учету в централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов, утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 3 апреля 1987 г. N 95, по каждому виду доходов в разрезе подразделений бюджетной классификации; соответствие записей поступлений по книге доходов формы 16, предусмотренной Инструкцией по бухгалтерскому учету в централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов, приходным документам; правильность произведенных записей назначений по каждому виду доходов, утвержденных по местному бюджету, и изменений, произведенных в процессе исполнения местного бюджета; правильность подсчета итогов по каждому виду доходов за месяц и с начала года; полнота и своевременность поступления доходов в местный бюджет; наличие случаев зачисления в местный бюджет средств, принадлежащих другим бюджетам; соблюдение порядка возврата плательщикам доходов, неправильно или излишне внесенных на текущие счета по учету средств бюджетов; наличие оснований к возврату сумм поступивших доходов и возможные в этом случае нарушения установленного порядка взимания платежей в местный бюджет, списания сумм, которые бюджету не причитались, а также заимствования средств у плательщиков. Проверяется также соблюдение порядка сдачи зданий, сооружений, помещений и иного имущества в безвозмездное пользование или аренду, правильность установления ставок арендной платы, своевременность и полнота ее поступления, а также полнота и своевременность перечисления в соответствующий местный бюджет части средств, полученных от сдачи в аренду зданий, сооружений и иных помещений. 18. В ходе проверки (ревизии) проверяется правильность и своевременность финансирования мероприятий, предусмотренных по местному бюджету, и использование средств по целевому назначению, в том числе целевое использование ссуд и финансовой помощи, полученных из районного (городского) бюджета. Для этого сопоставляются суммы поквартального распределения годовых назначений местного бюджета, а также суммы назначений по сметам с записями в книге учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 309с и книге текущих счетов и расчетов формы 292, предусмотренных Инструкцией по бухгалтерскому учету в централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов. 19. При проверке (ревизии) исполнения местных бюджетов проверяется правильность произведенных расходов по всем статьям, подстатьям и элементам расходов бюджетной классификации. 20. При проверке (ревизии) использования средств на оплату труда проверяется: соответствие штатных расписаний установленным нормативам; наличие случаев утверждения сверхштатной численности работников без согласования с вышестоящими по подчиненности организациями и финансовыми органами; правильность установления окладов и ставок заработной платы в соответствии с тарифными коэффициентами и разрядами; правильность установления доплат и надбавок, выплаты премий из всех источников и материальной помощи; наличие трудовых книжек и произведенных в них записей о зачислении на должность; правильность начисления и выплаты заработной платы внештатным работникам. В ходе проверки (ревизии) правильности начисления и выплаты заработной платы, премий, пособий, индексаций и других выплат проверяется наличие и правильность оформления необходимых документов (решения исполкома, распоряжения, приказы о зачислении, увольнении и перемещении работников в соответствии с утвержденными штатами и ставками, табели учета рабочего времени, графики и др.). В целях установления правильности начисления и выплаты заработной платы проверяются: ведомости на выплату заработной платы - путем сличения их со штатным расписанием и тарификационными списками, правильность подсчета итогов в платежных ведомостях, наличие подписей в получении заработной платы; записи в табелях выхода сотрудников на работу - путем сличения их с данными ведомости на выплату заработной платы и книги приказов о зачислении, увольнении и перемещении работников; наличие случаев выплаты заработной платы за время болезни работников одновременно с выплатой пособия за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, правильность оплаты за временное замещение работников во время болезни, отпуска, правильность взимания налогов и других удержаний из заработной платы; наличие случаев выплаты заработной платы одному лицу по двум и более ведомостям за одно и то же рабочее время, а также подставным и вымышленным лицам. При проверке (ревизии) правильности оплаты за работу по совместительству устанавливается: наличие учета отработанного совместителями времени и наличие случаев выплаты заработной платы за одни и те же часы работы по основной должности и по совместительству, правильность начисления и выплаты материальной помощи лицам, работающим по совместительству, обоснованность выплат за совмещение должностей; соответствие сумм начисленной заработной платы за месяц по всем расчетным ведомостям сумме, отраженной по своду расчетных ведомостей по заработной плате (форма 405, мемориальный ордер N 5 предусмотрены Инструкцией по бухгалтерскому учету в централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов). 21. Проверка (ревизия) расходов на питание заключается в проверке соответствия их расходам, утвержденным по смете, соблюдения норм, порядка закупки, полноты оприходования, правильности расходования и сохранности продуктов, в том числе получаемых в виде гуманитарной помощи. При проверке (ревизии) проверяется: обеспечение сохранности продуктов питания; наличие случаев злоупотреблений, скрытых путем фальсификации счетов магазинов и баз, в которых без изменения общей суммы за счет завышения цен или сортности указывалось меньшее количество продуктов, чем их в действительности поступило в организацию; наличие случаев списания в расход продуктов питания, подвергшихся порче из-за бесхозяйственности, и принятие мер материального воздействия к виновным в этом лицам; наличие случаев списания в расход продуктов питания, не числящихся по учету в остатке на соответствующую дату. В случае выявления подобных фактов выяснить причины и определить размер вреда; соответствие документов на получение продуктов, находящихся на кухне (пищеблоке), документам, хранящимся в бухгалтерии; осуществление контроля за закладкой продуктов и раздачей питания в детских учреждениях. В ходе ревизии необходимо проводить внезапные проверки наличия продуктов в кладовой и на кухне, контролировать закладку продуктов в котел, проводить контрольные взвешивания готовых блюд (порций); ведение ежемесячных накопительных ведомостей по приходу продуктов питания в разрезе материально ответственных лиц, наличие в них итоговых сумм и свода накопительных ведомостей; правильность ведения аналитического учета продуктов питания по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в оборотных ведомостях; полнота оприходования и правильность расчетов за продукты, приобретенные у частных лиц за наличный расчет; правильность расходования средств на питание учащихся школ, обоснованность предоставления льгот. При проверке расходных документов на выдачу продуктов питания (со склада, кладовой) проверяющий должен установить соответствие выдачи продуктов питания в детских учреждениях установленным нормам питания по меню-требованиям и табелю посещаемости детей, количеству довольствующихся; правильность списания продуктов, наличие случаев списания продуктов питания на детей, фактически не посещавших детское учреждение по различным причинам; правильность и полноту расчета персонала за питание. 22. Ревизующий должен проверить правильность расчетов платы родителей за содержание детей в детских садах, яслях, школах-интернатах и сохранность поступивших средств в случае оплаты непосредственно в детском учреждении. В ходе проверки (ревизии) проверяется: правильность начисления платы родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях на основании табелей учета посещаемости детей, справок о заработной плате родителей, данных о количестве довольствующихся; открытие всех лицевых счетов по учету расчетов с родителями; осуществление контроля за своевременным поступлением родительской платы и произведение в установленном порядке перерасчета за дни непосещения детьми детского учреждения, совпадение суммы оплаты, поступившей в кассу или непосредственно на текущий счет за месяц, с общей суммой платежей по ведомости расчетов с родителями; составление свода ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей (форма 406, мемориальный ордер N 15 предусмотрены Инструкцией по бухгалтерскому учету в централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов); правильность заполнения копий квитанций, выписанных при приеме родительской платы, а в необходимых случаях - сличить копии (вторые экземпляры) квитанций на получение денег с подлинниками, находящимися у родителей. 23. Проверкой (ревизией) расчетов с подотчетными лицами устанавливается правильность использования по целевому назначению подотчетных сумм, соблюдение действующего порядка возмещения командировочных расходов в соответствии с действующим законодательством. Проверка расходования подотчетных сумм производится по накопительной ведомости по расчетам с подотчетными лицами (форма 386, мемориальный ордер N 8 предусмотрены Инструкцией по бухгалтерскому учету в централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов) и авансовым отчетам. При проверке (ревизии) расчетов с подотчетными лицами проверить: соблюдение действующего порядка выдачи в подотчет наличных денежных средств. На операционные и хозяйственные расходы деньги должны выдаваться лицам, определенным (утвержденным) приказом или распоряжением руководителя учреждения, организации, а на служебные командировки - в соответствии с приказом по учреждению, организации; наличие случаев выдачи в подотчет сумм лицам, не состоящим в списочном составе учреждения, и выдачи авансов без представления отчета по ранее выданным суммам; своевременность представления авансовых отчетов и возврата неиспользованных сумм, наличие случаев возврата подотчетных сумм без их использования и возможного скрытого авансирования подотчетных лиц, наличие случаев передачи подотчетных сумм от одного лица другому; порядок погашения оправдательных документов, приложенных к авансовым отчетам, с целью предотвращения их повторного использования; правильность отражения расчетов с подотчетными лицами в аналитическом учете и в балансе. Сальдо по этим расчетам должно показываться развернуто по дебету и кредиту субсчета 160 "Расчеты с подотчетными лицами". 24. Проверкой (ревизией) порядка оплаты расходов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств устанавливается соблюдение Положения о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 66 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 71, 8/3730; 2001 г., N 117, 8/7515). При проверке (ревизии) проверяется соблюдение сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении предварительной оплаты, правильность составления договоров, наличие в них обязательных реквизитов, в том числе условий оплаты, поставки и мер ответственности за несвоевременную поставку товаров, выполнения работ, услуг в соответствии с действующим законодательством. При проверке причин образования дебиторской и кредиторской задолженности устанавливается законность образования дебиторской и кредиторской задолженности, реальность взыскания дебиторской задолженности, своевременность принятия мер к ее взысканию, наличие сверки расчетов с дебиторами и кредиторами, наличие незаконного авансирования поставщиков в счет выполнения будущих работ и оказания услуг, наличие оплаты бестоварных счетов и перечисления денежных средств на счета организаций. Проверяющий должен проверить законность списания дебиторской задолженности, наличие случаев списания дебиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности, а также установить причины пропуска исковой давности и определить виновных в этом лиц. В необходимых случаях провести встречные проверки. 25. При проверке (ревизии) расходов на приобретение оборудования, инвентаря и других материальных ценностей необходимо установить наличие расходов на приобретение предметов, не предусмотренных сметой, закупку товаров в излишних количествах, ненужных и непригодных для использования, оплату бестоварных счетов, а также проверить соблюдение Положения о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг на тендерной основе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2003 г. N 652 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 58, 5/12486), полноту получения и оприходования закупленного и безвозмездно полученного имущества. Для этого в необходимых случаях проводятся встречные проверки в организациях-поставщиках. Одновременно проверяется правильность учета, использования и сохранность оборудования, инвентаря и других материальных ценностей. При проверке (ревизии) проверяющий руководствуется постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2001 г. N 118 "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 10, 8/7602; 2003 г., N 45, 8/9398; 2004 г., N 20, 8/10482), от 20 декабря 2001 г. N 125 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств организациями, финансируемыми из бюджета" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 14, 8/7662) и от 20 декабря 2001 г. N 126 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из бюджета" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 14, 8/7663). Нематериальные активы в бюджетных учреждениях относятся к основным средствам и учитываются на субсчете 019 "Прочие основные средства". Проверяется соблюдение порядка списания имущества, пришедшего в негодность, соблюдение сроков носки мягкого инвентаря и обмундирования. Основные средства, пришедшие в негодность, списываются в порядке, установленном Методическими указаниями о порядке списания имущества, относящегося к основным средствам, организациями и учреждениями, состоящими на бюджете, утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь 17 декабря 1996 г. N 72 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1997 г., N 5). Проверяется соблюдение порядка отчуждения основных средств. При выявлении фактов продажи или обмена оборудования и инвентаря необходимо выяснить законность и целесообразность таких операций и установить правильность оценки реализуемого имущества. Одновременно проверяется периодичность и правильность проведения переоценки основных фондов, а также соблюдение порядка начисления их износа. Учет отдельных предметов в составе оборотных средств осуществляется в соответствии с законодательством. Проверяется правильность проведения дооценки отдельных предметов в составе оборотных средств. 26. При проверке (ревизии) расходов на капитальный и текущий ремонт объектов проверяется: наличие проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке и прошедшей вневедомственную экспертизу; наличие договоров подряда, лицензии подрядчика на право производства работ; необходимость проведения ремонта, наличие ведомости установленных дефектов; правильность расчетов заказчика с подрядчиком за выполненные ремонтно-строительные работы в соответствии с методикой, действующей в ремонтно-строительном производстве; правильность примененных в актах выполненных работ единичных расценок и поправочных коэффициентов и индексов изменения стоимости работ; правильность соблюдения норм расхода материалов и примененных цен. Проверяется полнота зачета при расчетах с подрядчиками стоимости материалов, полученных от разборки старых конструкций, и предъявление счетов на оплату за переданные им материалы, приобретенные за счет учреждений. Проверяющим проводятся контрольные обмеры фактически выполненных объемов работ с привлечением в необходимых случаях специалистов. При проверке (ревизии) правильности расходования средств на ремонт, осуществляемый хозяйственным способом, в случае необходимости организовать и провести встречные проверки для установления действительности выполненных работ лицами, указанными в ведомостях на выплату заработной платы, проверить полноту получения начисленных им сумм. 27. При проверке (ревизии) расходов на содержание автотранспорта и другой транспортной техники проверяется: доведение вышестоящей организацией лимитов количества служебных легковых автомобилей и табеля положенности специальных легковых автомобилей, соблюдение сроков их службы; соблюдение порядка оформления путевых листов (наличие в них записей о цели поездки, промежуточных и конечных пунктах назначения, в чье распоряжение выделяется автомобиль, правильность указания расстояния до пунктов назначения и т.д.), ведения учета путевых листов; наличие случаев использования автомобилей и другой транспортной техники не по назначению; соблюдение линейных норм расхода горюче-смазочных материалов; обоснованность списания запасных частей и других материалов для ремонта автомобилей, а также полнота оприходования после разборки годных к использованию агрегатов и запасных частей; наличие случаев незаконной передачи и реализации запасных частей сторонним организациям, а также частным лицам; оприходование снятых с автомобилей шин, подлежащих ремонту и восстановлению, по какой цене, наличие случаев списания автомобильных шин с пробегом менее установленных норм. Проверяющим проводится снятие остатков горюче-смазочных материалов в баках автомобилей и инвентаризация запасных частей, проверяется соответствие показаний спидометров данным путевых листов. 28. При проверке (ревизии) правильности расходования средств по оплате услуг связи следует проверить наличие случаев оплаты за счет средств учреждения личных междугородных переговоров, абонентской платы за квартирные телефоны работников или телефоны других организаций и учреждений, правильность расчетов с отделениями связи, обоснованность и эффективность расходования средств на оплату услуг сотовой связи и Интернета. 29. По расходам на отопление проверяется соблюдение норм расходования топлива, его сохранность и правильность учета, а также проводятся встречные проверки достоверности счетов, предъявленных другими организациями, за отопление, обоснованность заключенных с ними договоров. При наличии счетчиков учета тепловой энергии проверяется их опломбирование, порядок учета тепловой энергии и правильность определения ее стоимости. 30. По расходам на электроэнергию проверяется правильность применения тарифов на освещение, наличие случаев подключения к счетчикам проверяемых организаций других потребителей, наличие случаев самохода электросчетчиков при отсутствии нагрузки, как ведется учет электроэнергии. Также проверяется полнота и своевременность возмещения арендаторами коммунальных расходов. 31. В ходе проверки (ревизии) необходимо проверить проведение ежеквартального сравнительного анализа потребления энергоносителей, воды и газа однотипными учреждениями социальной сферы, расположенными в типовых зданиях, с целью доведения объемов их потребления до минимально возможных. 32. В организациях, в которых имеются внебюджетные средства, проверяется наличие утвержденных в установленном порядке смет доходов и расходов по каждому виду этих средств, правильность их составления; наличие излишне и необоснованно запланированных расходов; учет остатков внебюджетных средств на начало года; наличие случаев расходования внебюджетных средств без предварительной их сдачи на счет в отделение банка; правильность учета доходов и расходов в книге учета внебюджетных средств. При проверке (ревизии) проверяющий руководствуется постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2002 г. N 152 "Об утверждении Инструкции о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 19, 8/9080). Проверяется полнота и своевременность поступления доходов с пришкольных участков, подсобных хозяйств, учебно-производственных мастерских и от оказания платных услуг населению, полученных как в денежном, так и в натуральном выражении; правильность учета, поступления и расходования денежных средств и материальных ценностей, поступивших в порядке гуманитарной помощи, а также от шефствующих организаций. Глава 5 ПРОВЕРКА (РЕВИЗИЯ) КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОПЕРАЦИЙ ПО ТЕКУЩИМ СЧЕТАМ ПО УЧЕТУ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 33. Проверка (ревизия) кассы начинается с внезапной инвентаризации наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности в присутствии лица, осуществляющего кассовые операции, и главного бухгалтера исполкома. В случае невозможности обеспечить присутствие лица, осуществляющего кассовые операции, проверяющий опечатывает место хранения денег (сейф, металлический ящик) и помещение кассы с тем, чтобы проверить позднее. До начала проверки (ревизии) наличия денег и других ценностей в кассе работник, на которого возложены обязанности по ведению кассовых операций, должен составить отчет о кассовых операциях на день ревизии, вывести остаток денег по кассовой книге. Проверяющий обязан взять подписку у кассира о том, что все приходные и расходные документы включены в отчет, сданы и к моменту проверки (ревизии) кассы неоприходованных и не списанных в расход денег и документов нет. Кассовый отчет проверяет главный бухгалтер. После этого проверяющий устанавливает наличие денег и других ценностей в кассе и сопоставляет их с остатком, выведенным по учету, выясняет причины расхождений, если они имели место. Если в исполкоме имеется несколько касс или в одной кассе хранятся денежные средства нескольких организаций, то проверку (ревизию) кассовых операций необходимо производить одновременно во всех кассах в целях исключения возможности сокрытия недостачи. Результаты инвентаризации кассы оформляются промежуточным актом по установленной форме. Выявленные при проверке (ревизии) кассы недостачи наличных денег должны быть отнесены на счет виновных лиц и взысканы по возможности в период проведения проверки (ревизии). Копия приходного кассового ордера должна быть приложена к промежуточному акту. Обнаруженные в кассе излишки ценностей должны быть немедленно оприходованы, а копия приходного кассового ордера приложена к промежуточному акту. Проверке (ревизии) подвергаются документы, связанные с операциями по кассе и каждому счету, открытому исполкомом в банке, за время, истекшее после предыдущей ревизии до момента проверки фактического наличия денег в кассе в ходе проводимой проверки (ревизии): сплошным порядком - за время, указанное в утвержденной программе, но не менее чем за три месяца подряд, выборочно - по усмотрению руководителя ревизионной группы (проверяющего), но в обязательном порядке с момента предыдущей ревизии до окончания месяца, в котором она была завершена, и с первого числа следующего месяца по день проверки фактического наличия ценностей в кассе, произведенной в ходе проводимой проверки (ревизии). При проверке (ревизии) кассовых операций проверяется соблюдение постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 марта 2003 г. N 57 "Об утверждении Правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 45, 8/9394) и правильность оформления кассовых документов. Сумма каждого приходного кассового ордера сверяется с суммой, записанной в отчете кассира, и при обнаружении расхождения производится сплошная проверка (ревизия). Для подтверждения подлинности подписей в кассовых документах выборочным путем отдельные подписи сверяются по нескольким расходным документам, заявлениям о приеме на работу и другим документам. Выданные суммы по платежным ведомостям просчитываются, и итог сверяется с расходными кассовыми ордерами на списание этих сумм из кассы. При проверке (ревизии) следует иметь в виду, что выдача наличных денег лицам, не состоящим в штате, должна производиться по расходным кассовым ордерам с обязательной отметкой документа, удостоверяющего личность получателя денег. В ходе проверки (ревизии) полноты оприходования по кассе денег, полученных из отделения банка, необходимо сличить записи в кассовой книге с записями в выписках банка, корешках чеков, в накопительной ведомости и в книге "Журнал-главная" за весь проверяемый период. После проверки (ревизии) приходных и расходных кассовых документов и сверки их сумм с суммами по отчету кассира просчитываются по отчету кассира суммы, записанные по приходу и расходу, сверяются итоги и устанавливается правильность определения остатка наличных денег в кассе. При проверке (ревизии) правил ведения кассовых операций проверяется: наличие обязательств о полной материальной ответственности кассира; проведение внезапных ревизий кассы в сроки, установленные Правилами ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь; соблюдение установленного лимита остатка наличных денег в кассе, полнота и своевременность сдачи в банк остатков неиспользованных средств и кассовой выручки, использование полученных из банка денег по целевому назначению; наличие случаев получения выручки от продажи товаров, продуктов и т.д. помимо кассы лицами, ответственными за их хранение. При проверке (ревизии) первичных кассовых документов и отчетов кассира осуществить контроль правильности отражения кассовых операций на счетах бухгалтерского учета. Убедившись в правильности отнесения на счета бухгалтерского учета, проверяющий проверяет прямым счетом итоги по кассовой книге и сверяет их с записями в аналитическом и синтетическом учете. 34. Проверяющий должен проверить все операции по текущим счетам исполкома за время, истекшее после предыдущей проверки (ревизии) до момента проведения проверки (ревизии), а при выявлении злоупотреблений - и за более продолжительный период. На основании данных первичных документов бухгалтерского учета и выписок банка по каждому счету проверяются достоверность, законность и целесообразность операций с денежными средствами, находящимися на этих счетах. При проверке этих операций устанавливается: соблюдение порядка хранения и использования чековых книжек, наличие всех аннулированных и неиспользованных банковских чеков; правильность оформления приложенных к выпискам банка оправдательных документов, наличие на них штампа отделения банка об исполнении операции, даты и подписи работника банка. По содержанию первичных документов устанавливаются законность и целесообразность проведенных операций; наличие случаев составления фиктивных платежных поручений и других финансово-расчетных документов, наличие исправлений записей в банковских выписках с целью хищения денежных средств. Каждое расхождение данных, а также случаи подчисток или неоговоренных исправлений в выписках банка должны быть тщательно проверены в соответствующем отделении банка. При проверке (ревизии) денежных операций по перечислению сумм в покрытие кредиторской задолженности проверяющий обязан проверить наличие оснований для этих перечислений и соблюдение сроков погашения кредиторской задолженности. Проверяя денежные документы по оплате счетов за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, определяют полноту и своевременность поступления и оприходования ценностей, выполнения работ и оказания услуг. Проверяются суммы, списанные непосредственно со счетов по учету денежных средств на фактические расходы (счет 200). Глава 6 ПРОВЕРКА (РЕВИЗИЯ) СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ 35. При проведении проверки (ревизии) по исполнению местного бюджета одновременно проверяется состояние бухгалтерского учета и отчетности. Цель проверки состоит в установлении соответствия бухгалтерского учета учреждений требованиям Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 34, ст. 566; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 63, 2/785) и приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. N 354 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 16, 8/2042). Проверкой (ревизией) состояния бухгалтерского учета и отчетности устанавливаются: наличие учетной политики, разработанной в соответствии с действующим законодательством; полнота выполнения указаний и предложений по результатам предыдущих проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности; полнота обеспечения бухгалтерским учетом систематического контроля за исполнением местного бюджета, состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и материальных ценностей; наличие регистров по бухгалтерскому учету исполнения местного бюджета, смет расходов по бюджетным и внебюджетным средствам, соблюдение установленного порядка оформления регистров бухгалтерского учета (оглавление, нумерация страниц, подписи лиц, ответственных за ведение учета, и др.); правильность составления документов, наличие в них необходимых реквизитов: наименования, номера, даты, содержания хозяйственных операций и др. Погашение их штампом "Оплачено". При обнаружении в документах подчисток, помарок, неоговоренных исправлений, арифметических ошибок в расчетах и подсчетах проверяющий должен выяснить причину и последствия допущенных нарушений, а также в случае необходимости провести встречную проверку по этим документам; полнота и правильность перенесения в книги учета на текущий год переходящих остатков на начало года, соответствие их остаткам заключительного баланса за истекший год и остаткам в регистрах учета на конец прошлого года по всем отчетам; правильность составления ежемесячных оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета форм М-44, 285 и 326, предусмотренных Инструкцией по бухгалтерскому учету в централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов, соответствие итогов оборотов и остатков по каждому аналитическому счету оборотных ведомостей итогам оборотов и остатков соответствующих счетов в книге "Журнал-главная"; наличие документов, обосновывающих записи в накопительной ведомости по расчетам с разными учреждениями и организациями (форма 408, мемориальные ордера N 6, 7 или в книге формы 292 по расчетам с дебиторами и кредиторами, предусмотренных Инструкцией по бухгалтерскому учету в централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов, какие меры приняты по своевременному взысканию и погашению дебиторской задолженности, наличие сверки расчетов, особенно с торговыми предприятиями; полнота и правильность учета депонированной заработной платы в книге аналитического учета депонированной заработной платы формы 441, предусмотренной Инструкцией по бухгалтерскому учету в централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов, по каждому депоненту и в книге "Журнал-главная" общей суммой, наличие даты об образовании депонентской задолженности, ее размер, номера платежных ведомостей, кассовых ордеров и выплаченных сумм; достоверность составления бухгалтерской и статистической отчетности; соблюдение установленных правил хранения бухгалтерских документов, учетных регистров текущего года, а также архивных материалов за прошлые годы. 36. При проверке (ревизии) материалов по инвентаризации проверяются: соответствие проведенных инвентаризаций требованиям Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов Республики Беларусь 5 декабря 1995 г. N 54 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., N 3); наличие утвержденных исполкомом календарных планов проведения инвентаризаций, состав инвентаризационных комиссий и сроки оформления результатов, включение руководителями организаций в состав инвентаризационных комиссий работников централизованной бухгалтерии или счетных работников этих организаций, материально ответственных лиц, рассмотрение и утверждение материалов инвентаризаций председателем исполкома и лицами, которыми назначены комиссии для проведения инвентаризаций; правильность составления инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), соответствие их установленным формам, наличие в них расписки материально ответственных лиц о принятии на ответственное хранение материальных ценностей, правильность отражения результатов инвентаризации в учетных регистрах; соответствие проведенных инвентаризаций драгоценных металлов и драгоценных камней требованиям Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. N 34 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 57, 8/10784); периодичность проведения проверок наличия остатков продуктов по каждому учреждению, имеющему продукты питания (не реже одного раза в квартал); правильность оформления материалов по недостачам, растратам и хищениям денежных средств и материальных ценностей, правильность определения размеров причиненного государственному имуществу вреда, подлежащего возмещению, отнесение выявленных сумм недостач и хищений за счет материально ответственных лиц и осуществление контроля за возмещением причиненного государственному имуществу вреда; разработка и осуществление мероприятий по внедрению прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета. Глава 7 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ) И ПРИНЯТИЕ МЕР ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ 37. По результатам проверки (ревизии) местного бюджета, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в бюджетно-финансовой сфере, составляется акт проверки (ревизии). Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акты проверки (ревизии) и справки подписываются проводившим проверку (ревизию) должностным лицом (руководителем ревизионной группы), председателем (а при его отсутствии - заместителем председателя) и главным бухгалтером исполкома, а при необходимости - другими участниками проверки (ревизии). В случае отказа должностных лиц от подписания акта проверки (ревизии) в нем делается соответствующая запись. При этом должностные лица вправе письменно изложить мотивы отказа от подписи акта проверки (ревизии). При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его лица делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют их в письменном виде в финансовый отдел. Обоснованность доводов и правильность фактов, изложенных в возражениях, должны быть проверены работником, проводившим проверку (ревизию), либо руководителем ревизионной группы, и по ним составлено письменное заключение, согласованное с начальником финансового отдела либо его заместителем. С заключением в 10-дневный срок должны быть ознакомлены соответствующие должностные лица проверяемого исполкома, организации. К акту проверки (ревизии) прилагаются также письменные объяснения должностных лиц проверяемого исполкома, организации и лиц, причастных к выявленным нарушениям. 38. В случаях, когда выявленное нарушение или злоупотребление может быть скрыто или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры к их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, не ожидая окончания проверки (ревизии), составляется отдельный (промежуточный) акт, который кроме производящего проверку (ревизию) и должностных лиц ревизуемого исполкома, организации подписывают лица, причастные к выявленным нарушениям, от которых в обязательном порядке истребуются письменные объяснения. Промежуточные акты также составляются по результатам проверки (ревизии) фактического наличия ценностей в кассе или у подотчетного лица, материальных ценностей у материально ответственных лиц или у экспедирующих ценности и т.д. Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в общий акт проверки (ревизии), экземпляр которого вручается председателю исполкома, о чем за его подписью делается отметка на первом экземпляре акта. 39. По мере выявления нарушений финансовой дисциплины, других недостатков по исполнению местного бюджета и смет организаций, финансируемых из бюджета, а также в учете и отчетности проверяющий должен информировать о них председателя исполкома и руководителей организаций для принятия в ходе проверки (ревизии) необходимых мер по их устранению, обеспечению сохранности имущества, предотвращению злоупотреблений и возмещению причиненного государственному имуществу вреда, в том числе путем предъявления исков к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства, регулирующего бюджетно-финансовые отношения. 40. В 5-дневный срок по окончании проверки (ревизии) начальник финансового отдела обязан рассмотреть материалы проверки (ревизии) исполнения местного бюджета. В случаях, когда принятыми мерами в ходе проверки (ревизии) или по истечении 3-дневного срока по ее окончании не обеспечивается полное устранение всех выявленных нарушений финансовой дисциплины и недостатков в работе исполкома и организаций, финансируемых из бюджета, проверяющий совместно с начальником финансового отдела направляет в адрес председателя исполкома письмо с предложением конкретных мер по их устранению и недопущению в дальнейшем, возмещению причиненного государственному имуществу вреда, привлечению к ответственности виновных лиц, а в необходимых случаях вносит материалы проверки (ревизии) по исполнению местного бюджета на рассмотрение исполкома соответствующего Совета депутатов. 41. При выявлении фактов нарушения законодательства Республики Беларусь в части расходования бюджетных средств, а также других нарушений финансовой дисциплины и злоупотреблений устанавливаются размер причиненного государственному имуществу вреда, причины и условия, способствующие его возникновению, и лица, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства. 42. Результаты проверки (ревизии) излагаются на основе проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся в исполкоме документов и материалов, результатов встречных проверок, фактических проверок действительности совершенных операций, взвешивания, подсчета и обмера сырья и материалов, другого имущества по данным произведенных в ходе проверки (ревизий) инвентаризаций, контрольных обмеров выполненных работ, а также других данных. 43. В акте проверки (ревизии) указываются: основание назначения проверки (ревизии), дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку (ревизию); даты начала и завершения проверки или ревизии (в случае перерывов указывается их период), место составления акта проверки (ревизии); должности, фамилии и инициалы работников проверяемого исполкома, организации, обязанных в соответствии с законодательством и пунктом 37 настоящей Инструкции подписать акт проверки (ревизии), с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к проверке (ревизии); наименование, местонахождение и подчиненность проверяемого исполкома, организации, его учетный номер как налогоплательщика; наличие книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке (ревизии); кем и когда были проведены предыдущие проверки (ревизии) за проверяемый период по аналогичной тематике, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства; какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены; место, время (если оно установлено) и характер совершенного бюджетно-финансового правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения; факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов; факты сокрытия, неполного или несвоевременного перечисления причитающихся в местный бюджет налогов, сборов и иных платежей; прочих нарушений государственной финансовой дисциплины; нарушений правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской и статистической отчетности; невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного контроля; установленные в ходе проверки (ревизии) недостачи и излишки денежных средств и материальных ценностей, потери от бесхозяйственности и расточительства, от переплаты работникам, поставщикам, подрядчикам, прочим дебиторам по счетам и расчетам; размеры причиненного государственному имуществу вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений; должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства, регулирующего бюджетно-финансовые отношения; иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенных нарушениях. Однородные нарушения могут группироваться в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки (ревизии), в которых указываются все необходимые сведения по каждому факту нарушения: сумма причиненного государственному имуществу вреда, период, на протяжении которого совершено нарушение, дата, номер документа, виновные лица и другие сведения. В акте проверки (ревизии) приводятся обобщенные итоговые данные и примеры, а также указываются суммы, возмещенные в ходе проверки (ревизии). В изложении акта проверки (ревизии) должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки (ревизии) различного рода не подтвержденных документами предположений и сведений о деятельности проверяемого объекта. Выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, бесхозяйственности, недостатков в постановке учета и отчетности сопоставляются с результатами ранее проводившихся проверок (ревизий). В необходимых случаях для подтверждения изложенных в акте проверки (ревизии) фактов к нему прилагаются заверенные в установленном порядке копии или выписки из документов (счетов, ведомостей, ордеров, банковских поручений, чеков, нарядов, приказов, писем и т.п.), а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов. 44. Материалы проверки (ревизии) принимаются начальником либо по его поручению другим работником финансового органа. 45. При выявлении фактов причинения государственному имуществу вреда, недостач и хищений денежных средств (иного имущества), необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей об этом немедленно ставится в известность лицо, назначившее проверку (ревизию). Материалы таких проверок (ревизий) передаются правоохранительным органам в оригиналах в 10-дневный срок со дня составления акта проверки (ревизии) и одновременно перед соответствующим исполкомом ставится вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц. Персональную ответственность за своевременность, полноту и надлежащее качество направляемых в правоохранительные органы материалов проверок (ревизий) несет руководитель органа, назначившего проверку (ревизию). 46. Применение экономических санкций и мер административной ответственности за выявленные в ходе проверок (ревизий) нарушения законодательства производится в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, нормативными правовыми актами Министерства финансов Республики Беларусь и другими актами законодательства Республики Беларусь. 47. Работники контрольно-ревизионного управления по области и финансового отдела, проводившие проверку (ревизию): осуществляют контроль за устранением выявленных недостатков и нарушений, выполнением принятых решений, полнотой возмещения причиненного государственному имуществу вреда и применения экономических и административных санкций, а также прохождением дел в правоохранительных органах; ведут учет проверок (ревизий) и их результатов; систематически изучают и обобщают материалы проверок (ревизий) и на основе этого вносят в необходимых случаях предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, улучшению системы учета и контроля.". Министр Н.П.КОРБУТ |
Партнеры
|