|
|
Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 17.03.2004 N 7 "О результатах посещения предприятий, находящихся в процедуре санации"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Обсудив материалы обобщения практики посещения судьями хозяйственных судов Республики Беларусь предприятий, находящихся в процедуре санации, Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь отмечает следующее. Посещение в процессе рассмотрения дел о банкротстве судьями хозяйственных судов предприятий, находящихся в процедуре санации, является одной из форм осуществления контроля за деятельностью управляющего по выполнению возложенных на него обязанностей по управлению санируемым предприятием, за ходом выполнения плана санации и выяснением перспектив его реализации, координации действий хозяйственных судов, местных исполнительных и распорядительных органов и управляющих в производстве по делам о банкротстве по стабилизации экономического положения санируемых предприятий. Планирование и осуществление работы в этом направлении производилось и производится хозяйственными судами с учетом складывающейся в судах ситуации по делам этой категории. Так, по состоянию на 01.03.2004 в производстве хозяйственных судов находится 636 дел о банкротстве. Из них 592 дела о банкротстве предприятий частной формы собственности, остальные - государственной. Количество организаций, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны, в отношении которых судами приняты решения о банкротстве с санацией, составляет 48 (в том числе 8 сельхозпредприятий). Во исполнение приказа Председателя Высшего Хозяйственного Суда от 24.07.2003 N 29 "Об организации работы по посещению предприятий, находящихся на стадии санации" (далее приказ N 29) посещение предприятий, находящихся в процедуре санации, планируется заранее и производится в соответствии с графиками посещений таких предприятий. Фактически процесс посещения санируемых предприятий начался с IV квартала 2003 года. На этот период было запланировано посещение 22 предприятий. На I квартал текущего года запланировано посещение 18 предприятий. Изучение материалов посещения санируемых предприятий и письменных отчетов хозяйственных судов о работе за 2003 год выявило целый ряд недостатков и упущений со стороны руководства судов и судей при осуществлении деятельности в этом направлении. В частности, изучение письменных отчетов показало, что требование пункта 3.4 приказа N 29 о включении в письменные отчеты хозяйственных судов областей и города Минска за полугодие и год обобщенной информации о результатах посещения санируемых предприятий за отчетный период не исполнено. Отчеты большинства судов содержат информацию, повторяющую представлявшиеся ранее справки о результатах каждого посещения. В отчетах хозяйственных судов города Минска, Минской и Могилевской областей такая информация отсутствует. Справки о посещении санируемых предприятий, подготовленные в соответствии с подпунктом 4.2 приказа N 29, включают в себя сведения из материалов дел о банкротстве, из отчетов управляющих и бухгалтерской документации по основным экономическим показателям работы предприятий. В качестве сравнительного анализа деятельности предприятия к отчетам прилагаются таблицы, подготовленные управляющим или бухгалтером, характеризующие количественные показатели по основным направлениям деятельности предприятия (сведения бухгалтерского учета, данные о заработной плате работников) и их динамику. Практически во всех отчетах содержится информация о мероприятиях, проведенных и проводимых согласно плану санации, о наличии дебиторской и кредиторской задолженностей и о перспективах и возможных способах их ликвидации, о динамике результатов санации (или ее отсутствии) и о причинах, препятствующих достижению положительного результата санации. Многие отчеты носят описательный характер, а выводы и предложения по результатам посещения предприятия либо отсутствуют, либо отличаются неконкретностью и незавершенностью. Например, в справке хозяйственного суда Могилевской области по результатам посещения совхоза "Осово" указывается на неудовлетворительное положение дел в хозяйстве, констатируется уменьшение в 2003 году более чем на четверть производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2002 годом, отмечается отсутствие бюджетного финансирования агротехнических и агрохимических мероприятий, что фактически поставило под угрозу срыва выполнение плана санации. Собрание кредиторов, учитывая позицию Бобруйского районного исполнительного комитета - собственника предприятия-должника, отклонило предложение управляющего об открытии в отношении должника ликвидационного производства и приняло решение о продолжении процедуры санации. Вместе с тем, каких-либо конкретных предложений по изменению сложившейся в хозяйстве ситуации не высказано, управляющему предложено обратить внимание на необходимость погашения кредиторской задолженности, а также на недостатки в работе. В ходе посещения ДСК "Витебскоблсельстрой" (хозяйственный суд Витебской области) было установлено, что предприятием в период санации за счет продажи имущества и производственной деятельности из 264 млн. рублей кредиторской задолженности погашено 116 млн. рублей. Однако уже в процессе санации образовалась задолженность по платежам в Фонд социальной защиты населения в размере 216 млн. рублей. Продажа единственного производственного цеха, которая предусмотрена планом санации, позволила бы рассчитаться с имеющимися долгами, однако из-за отсутствия покупателей торги, которые проводились дважды, не состоялись. Очевидно, что погашение старых долгов предприятия не решает стоящую перед ним проблему роста новых. Тем не менее, при таком прогнозе по итогам посещения не было сделано никаких выводов как относительно изменения плана санации, так и относительно целесообразности дальнейшей санации в целом. В качестве положительного примера подготовки, проведения и подведения итогов посещения санируемых предприятий можно отметить мероприятия, проведенные хозяйственным судом Минской области при посещении УП "Копыльский завод резино-технических изделий". До посещения предприятия суд предложил заинтересованным органам, а именно Миноблисполкому, Минскому областному территориальному фонду государственного имущества, Копыльскому районному исполнительному комитету и инспекции Министерства по налогам и сборам по Копыльскому району представить аргументированную информацию о перспективах хозяйственной деятельности предприятия. В ходе посещения предприятия был выявлен ряд проблем, результатом обсуждения которых явилось решение о необходимости передачи завода в коммунальную собственность района. Управляющему было поручено подготовить пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения Минским областным исполнительным комитетом. Среди других решений, принятых на совещании по итогам посещения предприятия, - поручение о проведении собрания кредиторов с целью рассмотрения вопроса об отсрочке погашения кредиторской задолженности и направлении вырученных денежных средств на нужды производства, о получении конкретных бизнес-планов от потенциальных покупателей цехов завода для рассмотрения вопроса о возможной продаже завода или его акционировании. По результатам анализа финансово-экономических показателей УП "Копыльский завод резино-технических изделий", итогов его работы в период санации и дальнейших планов кредиторов в отношении должника хозяйственный суд пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу, в связи с чем 30.01.2004 вынес соответствующее определение. Согласно пункту 4.2 приказа N 29 справки о результатах посещения предприятий должны содержать анализ деятельности управляющих в процессе санации. Так, в справке по результатам посещения совхоза "Долговский" (хозяйственный суд Могилевской области) указаны многочисленные недоработки и нарушения, допущенные управляющим - РУП "Белорусский научный институт внедрения новых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе" в лице представителя Трохина С.В., отмечено недобросовестное отношение управляющего к выполнению возложенных на него обязанностей. По результатам посещения Департаменту по санации и банкротству Министерства экономики предложено провести проверку работы управляющего. Вместе с тем, требование приказа N 29 о проверке деятельности управляющего выполняется не во всех случаях. В ряде справок информация о действиях управляющего отсутствует. В отчетах по итогам посещения санируемых предприятий отсутствуют сведения об освещении в средствах массовой информации этих мероприятий и их результатах. Среди представленных для изучения материалов только в письменном отчете хозяйственного суда Брестской области отмечено, что посещение санируемого предприятия - ОАО "Березовский комбинат силикатных изделий" - было освещено в прессе (публикация в газете "Республика"). В целях повышения эффективности процедуры банкротства, координации усилий всех заинтересованных органов в плане экономического оздоровления санируемых предприятий и совершенствования организации работы по посещению предприятий, находящихся в процедуре санации, а также с учетом утвержденного постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2003 N 11 Порядка посещения предприятий, находящихся в процедуре санации, Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, постановляет: 1. Рекомендовать хозяйственным судам при проведении мероприятий по посещению предприятий, находящихся в процедуре санации, исходить из следующего. 1.1. Общей целью посещения предприятий, находящихся в процедуре санации, является проверка реализации плана санации. Для повышения эффективности каждого посещения в зависимости от обстоятельств дела необходимо определять конкретные цели таких мероприятий. К их числу могут быть отнесены изучение и анализ работы управляющего (с обязательным привлечением представителей органов, которые представили кандидатуру управляющего), контроль выполнения какого-либо конкретного мероприятия согласно плану санации, подведение итогов санации за определенный период времени и другое. 1.2. Посещению предприятия должна предшествовать подготовительная работа, в ходе которой определяются круг заинтересованных лиц, участие которых необходимо, и вопросы, требующие обсуждения в ходе посещения. Заинтересованным органам (республиканским органам государственного управления, иным государственным органам, местным исполнительным и распорядительным органам, органам, в подчинении или ведении которых находится организация-должник, контролирующим органам) направляется информация о финансово-экономическом состоянии предприятия, о наличии вопросов, разрешение которых входит в их компетенцию (например, дополнительное финансирование, предоставление льгот по налогам, уплачиваемым в местные бюджеты и т.п.). Этот позволит обеспечить своевременную подготовку этими органами соответствующих заключений. 1.3. Включение представителей заинтересованных государственных органов в состав комиссии для проверки хода санации на предприятии осуществляется одновременно с выяснением позиции этих органов относительно перспектив хозяйственной деятельности санируемых предприятий. 1.4. Установленные в ходе посещения факты, имеющие значение для процесса санации, должны стать предметом обсуждения всех лиц, участвовавших в посещении предприятия, при этом позиция каждого участника должна быть зафиксирована (ведение протокола мероприятия, обмен письмами). 1.5. В отчетах о результатах посещения санируемых предприятий не следует приводить большое количество цифровых данных и дублировать сведения из материалов дел. Отчеты должны содержать информацию о состоянии дел на предприятии на дату посещения, в том числе о причинах, обусловивших улучшение (ухудшение) его финансово-экономического положения, выводы и предложения. 1.6. Выводы по итогам изучения и анализа высказанных в ходе посещения замечаний и предложений должны быть четкими, адресованными конкретным лицам или органам, что позволит в дальнейшем проконтролировать выполнение принятых решений. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь В.С.КАМЕНКОВ Секретарь Президиума, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь В.А.КУРИЛО |
Партнеры
|