|
|
Постановление Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь от 27.01.2004 г. N 1 "Об утверждении Инструкции о порядке создания и функционирования демонстрационных зон высокой энергоэффективности Республики Беларусь"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Зарегистрировано в НРПА РБ 24 февраля 2004 г. N 8/10595 На основании Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 года "Об энергосбережении" и Положения о Комитете по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1583, Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1.Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке создания и функционирования демонстрационных зон высокой энергоэффективности Республики Беларусь. 2.Признать утратившим силу постановление Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. N 1 "Об утверждении Положения о демонстрационных зонах высокой энергоэффективности Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 41, 8/3326). Председатель Л.А.ДУБОВИК УТВЕРЖДЕНО Постановление Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь 27.01.2004 N 1 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ЗОН ВЫСОКОЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности Республики Беларусь создаются в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь "Об энергосбережении". 2. Демонстрационные зоны высокой энергетической эффективности Республики Беларусь (далее - демонстрационные зоны) представляют собой проект (совокупность проектов), осуществляемый в масштабах организации, района, города или их ограниченной территории, в которых создаются благоприятные условия для получения и демонстрации совокупного эффекта за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, решения организационных, технических, экономических, нормативно-правовых проблем по приоритетным направлениям энергосбережения, концентрации ресурсов производственного и научно-технического потенциала, накопленного зарубежного и отечественного опыта с целью дальнейшего развития экономики и социальной сферы республики. Главной задачей при реализации демонстрационных зон является проведение широкомасштабной информационно-пропагандистской деятельности среди специалистов и общественности по демонстрации на практике преимуществ внедрения энергосберегающих технологий, оборудования, изделий и материалов. 3. Демонстрационные зоны создаются на отраслевом, региональном и республиканском уровнях. 4. В структурах создаваемых демонстрационных зон могут быть организованы постоянно действующие инженерные центры для обучения и переподготовки специалистов в области энергосбережения, оказания консалтинговых услуг, проведения целевых семинаров и других мероприятий информационного обеспечения деятельности по энергосбережению. Глава 2 ОБЪЕКТЫ ДЕМОНСТРАЦИОННОЙ ЗОНЫ 5. Объектами демонстрационной зоны могут быть: 5.1. промышленные, транспортные, строительные и сельскохозяйственные объекты (как в целом организации, так и их отдельные цехи и участки); 5.2. жилые и общественные здания и сооружения, объекты коммунально-бытового назначения; 5.3. организации топливно-энергетического комплекса, задействованные в производстве, преобразовании, передаче, хранении и распределении топлива, тепловой и электрической энергии. Глава 3 ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ 6. Демонстрационными проектами могут быть: 6.1. технологические проекты использования прогрессивных технологий, направленные на минимизацию затрат топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) в производственном цикле организации и индивидуального предпринимателя; 6.2. проекты внедрения производственных машин и механизмов, оборудования, удовлетворяющих современным требованиям энергосберегающих технологий, а также внедрения энергоэффективной бытовой техники; 6.3. технологические проекты, направленные на эффективное производство, передачу и использование ТЭР, модернизацию существующего энергетического оборудования у производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов с учетом последних достижений науки и техники; 6.4. проекты утилизации вторичных энергетических ресурсов (далее - ВЭР), разработки и освоения возобновляемых источников энергии, использования местных и альтернативных видов топлива, а также горючих отходов производства; 6.5. проекты внедрения современных приборов и систем учета ТЭР, эффективного оборудования, светотехники, энергосберегающих автоматических регуляторов и систем программного регулирования потребления тепловой энергии; 6.6. эффективные проекты снижения теплопотерь производственных, административно-бытовых зданий и объектов жилого фонда; 6.7. проекты в области разработки и внедрения нормативной правовой базы и финансово-экономических механизмов реализации проводимых работ по энергосбережению; 6.8. проекты создания инфраструктуры по реализации программ энергосбережения, включая обучение специалистов из демонстрационных зон энергоэкономическому аудиту, энергоменеджменту и финансовому инжинирингу; 6.9. проекты, направленные на обобщение и тиражирование информации о положительном опыте, накопленном в демонстрационных зонах высокой энергоэффективности; 6.10. международные проекты по энергосбережению. Глава 4 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ЗОН 7. Координацию работ по созданию демонстрационных зон и их функционированию на территории Республики Беларусь осуществляет Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь (далее - Комэнергоэффективности) совместно с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, и местными исполнительными и распорядительными органами. 8. Демонстрационная зона создается по предложению республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, или областного исполнительного комитета (далее - облисполком), Минского городского исполнительного комитета (далее - Мингорисполком) при наличии на предлагаемом объекте демонстрационной зоны необходимых условий для подготовки и реализации энергосберегающих проектов. Инициаторами по созданию демонстрационной зоны на конкретном объекте могут быть также организации, индивидуальные предприниматели, районные исполнительные комитеты, которые через соответствующие органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы обращаются в Комэнергоэффективности с просьбой о создании демонстрационной зоны. К письменному обращению по созданию демонстрационной зоны прилагаются: пояснительная записка с характеристикой объекта, перечнем внедренных энергосберегающих мероприятий и описанием условий для реализации демонстрационных проектов; программа по реализации основных направлений энергосбережения и планы финансового обеспечения проектов демонстрационной зоны на период их осуществления; технико-экономическое обоснование создания демонстрационной зоны по каждому из предлагаемых демонстрационных проектов. Комэнергоэффективности рассматривает предложения по созданию демонстрационных зон и принимает на коллегии решение о присвоении либо отказе в присвоении соответствующего статуса демонстрационной зоны на время реализации демонстрационных проектов. Отбор объектов для присвоения статуса демонстрационной зоны производится прежде всего исходя из возможностей обеспечения экономической эффективности, а также наличия условий для широкого последующего тиражирования положительных результатов данного объекта на других подобных объектах. 9. Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы, Мингорисполком, инициирующие создание демонстрационных зон, совместно с Комэнергоэффективности предусматривают оказание организационной поддержки объектам, на которых создаются демонстрационные зоны для реализации энергосберегающих проектов. Окончательное решение о создании демонстрационной зоны республиканского и областного уровней принимается коллегией Комэнергоэффективности при наличии решений облисполкома, Мингорисполкома. Решение о создании демонстрационной зоны отраслевого уровня принимается коллегией республиканского органа государственного управления. Демонстрационные зоны, принятые к созданию, указываются в отраслевых, региональных и республиканских программах энергосбережения. 10. Проведение работ по созданию демонстрационной зоны возлагается на республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, соответствующие организации, местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых реализуются демонстрационные проекты. Работа проводится при содействии областных и Минского городского управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь (далее - областное и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов). 11. Для управления и организации работ в демонстрационной зоне создается комиссия, которая формируется: в организации - из состава работников организации, а также при необходимости из привлеченных специалистов, способных реализовать намеченную программу демонстрационной зоны; на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальных и культурно-бытовых объектах - из представителей местных исполнительных и распорядительных органов, работников жилищно-коммунального хозяйства. В состав комиссии при необходимости могут привлекаться представители научных, финансовых и других организаций, участвующих в осуществлении государственной политики в области эффективного использования энергии. По решению местного исполнительного и распорядительного органа функции комиссии по демонстрационной зоне могут быть возложены на одну из организаций данной территориально-административной единицы, активно занимающуюся проблемами энергосбережения. 12. Комиссия демонстрационной зоны определяет мероприятия по управлению демонстрационной зоной и реализации в ней энергосберегающих проектов; нормативную правовую базу функционирования демонстрационной зоны; условия для разработки и функционирования финансово-экономического механизма и осуществления на практике энергосберегающих проектов. 13. Контроль за ходом работ по осуществлению проектов демонстрационных зон, за использованием средств инновационных фондов, кредитов ведется соответствующими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Комэнергоэффективности, облисполкомами, Мингорисполкомом. Контроль за демонстрационными зонами республиканского уровня осуществляют Комэнергоэффективности, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь; за демонстрационными зонами областного уровня - облисполкомы, Мингорисполком, областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь; за демонстрационными зонами отраслевого уровня - республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. Состояние развития демонстрационной зоны ежеквартально анализируется республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными распорядительными и исполнительными органами. Информация о состоянии и развитии демонстрационной зоны республиканского уровня представляется организациями в Комэнергоэффективности за полугодие и за год в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Информация о состоянии и развитии демонстрационной зоны областного уровня представляется организациями в облисполкомы, Мингорисполком; отраслевого уровня - в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, за полугодие и за год в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Глава 5 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ 14. Реализация энергосберегающих проектов в демонстрационных зонах осуществляется при государственной поддержке и с широким использованием передовых отечественных и зарубежных энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов. 15. Финансовая поддержка энергосберегающих проектов в составе демонстрационных зон осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет средств: республиканского и местных бюджетов; инновационного фонда Министерства энергетики Республики Беларусь, направляемых на выполнение мероприятий по энергосбережению, республиканского фонда "Энергосбережение" и инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Федерацией профсоюзов Беларуси; фонда "Энерго- и ресурсосбережение"; организаций, входящих в демонстрационную зону, заемных средств и средств из других источников. 16. К финансированию энергосберегающих проектов могут привлекаться также средства отечественных и зарубежных инвесторов, гранты и субсидии международных организаций. Глава 6 РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ЗОНАХ 17. В демонстрационных зонах могут внедряться новые прогрессивные формы международного сотрудничества, включающие создание совместных предприятий по производству энергосберегающего оборудования и приборов, совместных коллективов ученых и специалистов по разработке энергоэффективных технологий, центров по подготовке и переподготовке кадров. 18. Местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых реализуются демонстрационные зоны, организации, реализующие демонстрационные проекты, должны располагать возможностями проведения на своей территории национальных и международных конференций, семинаров, выставок и циклов обучения по проблемам энергосбережения. |
Партнеры
|