Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 24.04.2003 N 21 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения государственного метрологического надзора"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

наличие и соблюдение графиков государственной поверки эталонов, соответствие графиков требованиям технических нормативных правовых актов;

проведение первичной поверки средств измерений после их ремонта;

наличие помещений и условий в них, обеспечивающих проведение поверки и ремонта средств измерений;

условия хранения эталонов, а также средств измерений, подлежащих поверке или ремонту;

наличие специалистов, аттестованных в установленном порядке в качестве ведомственных поверителей, и соблюдение сроков их переподготовки;

наличие и квалификацию кадров, выполняющих работы по ремонту средств измерений;

качество ремонта и ведомственной поверки средств измерений (проверяется проведением инспекционной поверки отремонтированных или поверенных средств измерений, не бывших в эксплуатации);

соблюдение методик поверки средств измерений;

условия хранения и порядок применения поверительных клейм;

32.9. соблюдение метрологических правил субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими продажу и (или) прокат средств измерений, при этом проверяют:

наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления продажи и (или) проката средств измерений, выданного Госстандартом;

допущены ли средства измерений (в том числе импортные) к применению в Республике Беларусь, то есть прошли ли они государственные испытания или метрологическую аттестацию в соответствии с действующим законодательством;

наличие действующих свидетельств, оттисков клейм, свидетельствующих о поверке средств измерений и их пригодности к применению;

условия хранения средств измерений и их соответствие установленным требованиям.

У субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих продажу средств измерений, дополнительно проверяют наличие документов, свидетельствующих о том, что поступившие в продажу средства измерений обеспечены гарантийным ремонтом, а также наличие в указанных документах обязательств о возврате средств измерений их владельцу после гарантийного ремонта поверенными, если в результате ремонта могли быть изменены их метрологические характеристики.

У субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих прокат средств измерений, дополнительно проверяются:

организация и обеспечение своевременного предъявления средств измерений на поверку (в случае выдачи средств измерений напрокат на срок, превышающий срок действия клейма или свидетельства о поверке, - условия обеспечения своевременной поверки этих средств);

организация учета средств измерений (наличие графиков поверки, согласованных с аккредитованными поверочными лабораториями, паспортов, картотек и других форм учета), соответствие графиков поверки требованиям технических нормативных правовых актов;

техническое состояние средств измерений, то есть их соответствие установленным техническим требованиям;

организация ремонта и технического обслуживания средств измерений;

наличие и состояние эксплуатационной документации на средства измерений;

32.10. соблюдение метрологических правил лицами, осуществляющими измерения, при этом проверяют:

наличие документов, свидетельствующих об аттестации этих лиц в порядке, установленном Госстандартом, и удостоверяющих право осуществления ими поверки средств измерений или аттестации испытательного оборудования, подлежащего государственному метрологическому надзору (для лиц, осуществляющих поверку средств измерений или аттестацию испытательного оборудования);

прохождение лицами, осуществляющими измерения, инструктажа по правилам эксплуатации средств измерений, знание ими указанных правил;

правильность выполнения измерений;

прохождение лицами, осуществляющими измерения при выполнении тех или иных видов работ, инструктажа по технике безопасности, знание ими правил техники безопасности, если в эксплуатационной документации на используемые средства измерений, документации по ремонту и поверке средств измерений (при выполнении этими лицами ремонта и поверки средств измерений) установлены требования по технике безопасности.



Глава 5

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ПОКУПОК ПРИ ПРОВЕРКЕ

ПРАВИЛЬНОСТИ ОТПУСКА ТОВАРОВ И БЛЮД ПОКУПАТЕЛЯМ



33. Проверка правильности отпуска товаров и блюд покупателям юридическими и физическими лицами всех форм собственности, осуществляющими оптовую, розничную торговлю и торгово-производственную деятельность, проводится группой инспекторов (2 - 3 человека).

Контрольные покупки государственные инспекторы вправе осуществлять без предварительного уведомления руководителя проверяемого субъекта предпринимательской деятельности.

34. Проверка проводится путем контрольных покупок промышленных и продовольственных товаров, а также блюд, в том числе подготовленных к продаже (расфасованных, находящихся в торговом зале магазина, и блюд на раздаче).

При осуществлении контрольной покупки государственный инспектор обязан брать не менее трех наименований товаров.

35. Проверка правильности отпуска товаров (блюд) и произведенных расчетов с покупателями проводится после получения продавцом кассового чека или кассиром наличных денег и передачи товара покупателю, а в магазинах самообслуживания - после получения денег кассиром-контролером и выдачи чека и покупки.

36. Товары, приобретенные государственным инспектором и объявленные контрольной покупкой, должны оставаться на прилавке, узле расчета, раздачи до вызова представителя администрации проверяемого объекта. В необходимых случаях при перевешивании (перемеривании) товары могут быть перенесены в другое место только в присутствии продавца и представителя администрации.

37. Контрольные измерения должны проводиться в присутствии лиц, отпустивших товар, и представителя администрации на исправных, поверенных средствах измерений с точным соблюдением правил их эксплуатации.

При составлении акта проверки в нем должны быть указаны все реквизиты используемого средства измерений.

38. Вес предварительно расфасованных и находящихся в торговых залах товаров, подготовленных к продаже, определяется путем взвешивания 10 единиц однородного товара. В случае отсутствия указанного количества товара взвешивается все, имеющееся в наличии.

За результат измерений веса единицы товара принимается среднее его значение.

39. При проверке правильности отпуска продовольственных товаров необходимо руководствоваться следующими основными положениями:

перевешивание товаров производится вместе с упаковочной бумагой или пакетами, в которых товары были отпущены покупателю, при этом на площадку для гирь следует помещать бумагу или пакет такого же формата, отдельные товары (колбасы, копчености, рыбу, сыр и другие) допускается перевешивать без бумаги и пакетов;

для определения чистого веса растительного масла, сметаны, меда, джема и других аналогичных по консистенции товаров последние взвешиваются с посудой (брутто), после чего посуда освобождается от содержимого, моется, насухо протирается, а затем взвешивается и вес ее вычитается из веса брутто;

правильность налива порций вина, водки, пива и других жидкостей проверяется посредством переливания измеряемой жидкости из стакана, графина или кружки непосредственно в колбу (мерный цилиндр), при этом колба (мерный цилиндр), а также лейка, с помощью которых производится переливание, во избежание потерь предварительно ополаскиваются однородной жидкостью. По положению нижнего края мениска жидкости относительно делений на колбе (мерном цилиндре) определяется объем порций;

для определения веса квашеной капусты и солено-маринованных грибов взвешивание производится вместе с соком, рассолом и маринадом; соленые огурцы, помидоры и моченые яблоки взвешиваются без добавления жидкости.

40. В случае установления при проверке фактов отпуска отдельных продовольственных товаров без удаления предусмотренных отходов (в некоторых видах свинокопченостей - костей и шкурки, в колбасных изделиях - шпагата и концов кишечной оболочки, в некоторых видах рыбы - плавников, голов, внутренностей, в птице - тампонов и оберточной бумаги и так далее) инспектор взвешивает покупку вместе с отходами, затем предлагает продавцу или представителю администрации предприятия отделить эти отходы, после чего определяет чистый вес товара.

41. Правильность измерений при продаже покупателям шерстяных тканей, ватина и тюля проверяется путем наложения деревянного брускового метра на свободно лежащую на прилавке (столе) ткань, а шелковых, хлопчатобумажных и льняных - метром "в откидку".

42. Правильность измерений при продаже кружев, тесьмы, ленты проверяется путем наложения их на метр.

43. При проверке правильности отпуска блюд на предприятиях общественного питания, в ходе которой устанавливается соблюдение веса основных компонентов блюда в соответствии с технологическими требованиями по действующим сборникам рецептур блюд, необходимо руководствоваться следующими положениями:

на предприятиях самообслуживания блюда для проверки берутся непосредственно с раздаточной линии, на других предприятиях - после отпуска их посетителям (проверяющим);

проверка блюд в ресторанах проводится до их подачи посетителям. Правильность расчета в ресторанах проверяется после вручения счета посетителю, а на предприятиях самообслуживания - после оплаты стоимости блюд в кассу;

при необходимости проверки блюд и изделий на полноту вложения сырья и соблюдения норм выхода такая проверка проводится путем изъятия пробы (образца) с участием специалистов технологических и пищевых лабораторий;

вес холодных блюд, закусок, готовых штучных кулинарных и кондитерских изделий определяется путем взвешивания 10 порций (штук). В случае отсутствия указанного количества порций (штучных изделий) взвешиваются все порции данного блюда (изделия), имеющиеся в наличии. За результат измерений веса одной порции (одного изделия) принимается среднее его значение;

при проверке веса первого и второго блюда определяется общий вес блюда и вес основного продукта в нем;

проверка веса штучных мясных, рыбных, овощных полуфабрикатов проводится путем взвешивания 10 изделий и определения их среднего веса;

при проверке правильности веса тортов (собственного изготовления) проверяется вес каждого изделия (поштучно).

44. Расхождение между заявленным количеством товара и количеством, полученным при контрольном измерении, не должно превышать норм, установленных правилами торговли. В случае отсутствия этих норм расхождение не должно превышать суммы абсолютных значений пределов допустимых погрешностей средств измерений, применяемых продавцом или государственным инспектором.

45. Установленные расхождения между заявленным количеством товара и количеством, полученным при контрольном измерении, отмечаются в акте проверки.



Глава 6

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК



46. Результаты проверок оформляются актом по форме согласно приложению 4.

Основные требования к акту:

достоверность и обоснованность установленных фактов нарушения метрологических правил и причин, их вызвавших;

краткость изложения при максимуме необходимой информации;

полнота результатов проверки;

объективность результатов проверки.

Все факты, приведенные в акте, должны быть тщательно проверены.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несут все члены комиссии, принимавшие участие в проверке.

Ответственность за правильность и обоснованность принятых мер воздействия к лицам, виновным в несоблюдении метрологических правил и норм, несет руководитель проверки.

47. Номер, присваиваемый акту проверки, выдается (из числа выделенных данному центру стандартизации, метрологии и сертификации) руководителем подразделения, осуществляющего проверки соблюдения метрологических правил и норм, по журналу регистрации проверок согласно приложению 5.

Если проверка была совмещенной и проводилась в полном соответствии со специальным техническим заданием, разработанным отделом государственного надзора за стандартами и качеством продукции, то она может быть оформлена одним актом, в котором состояние измерений на проверенном объекте излагается отдельным разделом. В этом случае номер акта обозначается дробью, в которой числитель - это номер, который присваивается акту отделом госнадзора за стандартами и качеством продукции, а знаменатель - номер, присваиваемый этому акту подразделением, осуществляющим надзор за соблюдением метрологических правил и норм.

В том случае, если объем работ по метрологическому надзору, выполняемый государственным инспектором при проведении совмещенной проверки, значительно превышает указанный в техническом задании, разработанном отделом госнадзора за стандартами и качеством, то в акте совмещенной проверки излагаются только вопросы данного технического задания, а остальные результаты проверки соблюдения метрологических правил и норм оформляются отдельным актом под номером, указанным в знаменателе номера акта совмещенной проверки.

48. Акт проверки должен содержать следующие разделы:

48.1. "Исходные данные", в котором отражают:

краткую характеристику проверяемого субъекта предпринимательской деятельности и выпускаемой им продукции (подлежащей испытаниям и контролю качества в целях определения соответствия обязательным требованиям стандартов Республики Беларусь, поставляемой по контрактам для государственных нужд, подлежащей обязательной сертификации);

общее количество первичных объектов, входящих в состав проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, и количество этих объектов, обследуемых в ходе данной проверки;

виды деятельности субъекта предпринимательской деятельности, подлежащие государственному метрологическому надзору;

номера аттестата аккредитации, регистрационного свидетельства и лицензии (если субъект предпринимательской деятельности осуществляет производство, поверку, калибровку, ремонт, продажу или прокат средств измерений);

общее количество средств измерений, находящихся у субъекта предпринимательской деятельности в эксплуатации;

другие данные, которые в дальнейшем могут позволить правильно осуществить планирование последующих проверок этого субъекта предпринимательской деятельности и тщательно подготовиться к их проведению;

48.2. "Результаты проверки", в котором отражаются все вопросы технического задания на проведение проверки, приводятся конкретные примеры выявленных нарушений метрологических правил и норм, а также последствия (в том числе возможные) этих нарушений.

Результаты проверки состояния средств измерений, применяемых субъектом предпринимательской деятельности, приводятся по форме согласно приложению 6.

Если проверка субъекта предпринимательской деятельности осуществлялась по нескольким основным направлениям государственного метрологического надзора, то результаты проверки по каждому из основных направлений излагаются в акте отдельным подразделом, содержание которого должно соответствовать требованиям технического задания на проведение проверки по данному направлению. В этом случае сведения о состоянии средств измерений вносятся в форму согласно приложению 6 раздельно по каждому направлению;

48.3. "Выводы", в котором дается краткое заключение о состоянии измерений на проверенных объектах субъекта хозяйствования и указываются причины нарушений метрологических правил;

48.4. "Указания", в котором дается указание субъекту хозяйствования разработать план мероприятий по устранению обнаруженных при проверке нарушений метрологических правил и норм, а также причин, их вызвавших. При необходимости в разделе даются конкретные указания по устранению выявленных нарушений со сроками их исполнения.

При установлении сроков исполнения указаний следует исходить из характера нарушений, последствий, к которым приводят (или могут привести) эти нарушения, а также возможностей субъекта предпринимательской деятельности.

К основному акту прилагаются промежуточные акты, протоколы, справки.

49. При проведении проверки "Ревизия средств измерений" ее результаты оформляются актом метрологической ревизии средств измерений по форме согласно приложению 7. Таким же образом могут быть оформлены промежуточные акты, в которых отражаются результаты проверки первичных объектов, входящих в состав субъекта предпринимательской деятельности.

В этом случае в основном акте, составленном по форме согласно приложению 4, должны излагаться обобщенные материалы проверки субъекта предпринимательской деятельности.

Номер промежуточного акта обозначается дробью: в числителе указывается номер основного акта, а в знаменателе - порядковый номер первичного объекта.

50. Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки.

Участники проверки, а также представители проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту (в акте отмечается наличие особого мнения).

Содержание акта доводят до сведения руководителя субъекта предпринимательской деятельности, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая руководителем проверки.

51. Акт проверки вместе с предписаниями передают руководителю проверенного субъекта предпринимательской деятельности (при отказе руководителя субъекта предпринимательской деятельности от получения акта акт ему не вручается, а пересылается по почте заказным письмом). Копии акта проверки и предписаний в срок не позднее пяти дней с момента его подписания направляются вышестоящей организации по подчиненности субъекта предпринимательской деятельности (если в ходе проверки были установлены нарушения метрологических правил и норм), областному ЦСМС (если это была проверка по основному направлению государственного метрологического надзора и ее проводил городской ЦСМС), другим государственным контрольным органам, чьи представители участвовали в проверке.

Один экземпляр копии акта хранится в ЦСМС, проводившем проверку. Если проверка была совмещенной и оформлена одним актом, то в центре стандартизации, метрологии и сертификации должны храниться две копии этого акта: одна - в подразделении, осуществляющем надзор за стандартами и качеством продукции, вторая - в подразделении, осуществляющем надзор за соблюдением метрологических правил и норм.

К материалам проверки, направляемым в областной ЦСМС, должна прилагаться информация о результатах проверки, закодированная в соответствии со справочниками автоматизированной информационно-поисковой системы "Госнадзор - метрология", то есть подготовленная для автоматизированной обработки и передачи в электронном виде в Госстандарт. Форма представления информации приведена в приложении 8.



Глава 7

ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРОК



52. Обобщенные материалы проверок составляются в виде справок о состоянии измерений на объектах, подвергнутых государственному метрологическому надзору, и прилагаемых к этим справкам таблиц.

53. В обобщенных материалах, представляемых в Госстандарт, должны быть отражены все вопросы технических заданий, приведены конкретные примеры выявленных нарушений метрологических правил, последствия (в том числе возможные) этих нарушений, принятые меры, результаты повторных проверок (контроля исполнения).

54. Обобщение материалов проверок по основным направлениям государственного метрологического надзора по области и представление этих материалов в Госстандарт осуществляются областными ЦСМС в сроки, установленные Госстандартом.

Городские ЦСМС направляют материалы проверок по основным направлениям в областные ЦСМС в установленные настоящей Инструкцией сроки.

55. Обобщенные материалы по остальным видам проверок - совмещенным (если они осуществлялись не по техническим заданиям на проведение проверки по основному направлению), дополнительным (по планам ЦСМС), внеплановым, ревизии средств измерений - представляются в Госстандарт один раз в полугодие (если срок представления материалов этих проверок не установлен Госстандартом) до 10-го числа месяца, следующего за окончанием полугодия.

56. Ответственность за полноту и правильность изложения обобщенных материалов по основным направлениям государственного метрологического надзора несет руководитель подразделения областного ЦСМС, осуществляющего проверки соблюдения метрологических правил и норм.

Ответственность за полноту и правильность изложения обобщенных материалов по другим видам проверок несет руководитель подразделения ЦСМС, осуществляющего проверки соблюдения метрологических правил и норм.



Глава 8

РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРОК



57. При выявлении у субъекта предпринимательской деятельности нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор применяет меры, установленные законодательством.

58. В соответствии с действующим законодательством нарушения метрологических правил и норм, отмеченные в акте проверки субъекта хозяйствования, могут являться основанием для:

58.1. выдачи предписания:

об устранении нарушений метрологических правил и норм;

о запрете применения средств измерений, не прошедших государственные испытания и утверждение типа, поверку или метрологическую аттестацию;

о запрете выпуска средств измерений, не прошедших государственные испытания и утверждение типа, поверку или метрологическую аттестацию;

о снятии с эксплуатации средств измерений, непригодных к применению;

о назначении сплошной единовременной поверки всех средств измерений, находящихся в эксплуатации, или определенной их номенклатуры в органах государственного метрологического надзора;

о пересмотре межповерочного интервала средств измерений <*>;

о запрете изготовления, ремонта, поверки, продажи и проката средств измерений <**>;

о запрете выполнения работ, не соответствующих обязательным требованиям по измерениям <**>;

-------------------------------

<*> Выдается, как правило, на основании отрицательных результатов инспекционной поверки средств измерений.

<**> Выдается Главным государственным инспектором Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений или его заместителями.



58.2. взыскания штрафа (за нарушение субъектами предпринимательской деятельности обязательных требований стандартов, строительных норм, а также за нарушение предписаний государственных инспекторов о запрещении реализации продукции, в том числе средств измерений, выполнения работ и оказания услуг) в пределах и порядке, предусмотренных законодательством;

58.3. погашения оттиска поверительного клейма или аннулирования свидетельства о поверке средств измерений (если средства измерений неработоспособны, не поверены в установленный срок либо погрешность их показаний превышает допустимые значения);

58.4. аннулирования регистрационного удостоверения на право ремонта и поверки средств измерений или сокращения номенклатуры ремонтируемых и поверяемых средств измерений;

58.5. представления органу по аккредитации поверочных и калибровочных лабораторий информации о нарушениях метрологических правил лабораторией, аккредитованной этим органом;

58.6. составления в установленном порядке протокола для привлечения должностных лиц, виновных в нарушении метрологических правил, к административной ответственности;

58.7. внесения предложения органу, выдавшему лицензию, об аннулировании лицензии или приостановлении ее действия;

58.8. представления в вышестоящие органы материалов проверок с предложением о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении метрологических правил и норм, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;

58.9. направления материалов проверок в органы прокуратуры для привлечения должностных лиц к уголовной или имущественной ответственности.

59. В случае установления нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор дает руководителю субъекта предпринимательской деятельности указание разработать на основании результатов проверки план мероприятий по устранению нарушений и направить копию этого плана не позднее десяти дней после получения акта проверки в орган государственного надзора.

60. Государственные инспекторы должны систематически осуществлять контроль за выполнением предписаний и планов мероприятий до полного устранения нарушений метрологических правил и норм, а также причин, вызвавших эти нарушения.

61. Выполнение указаний и предписаний по устранению нарушений метрологических правил контролируется путем проведения повторных проверок (контроля исполнения), а также при последующих проверках субъекта предпринимательской деятельности.

62. При проведении повторной проверки осуществляется контроль выполнения указаний и предписаний, выданных субъекту предпринимательской деятельности по результатам предыдущей проверки, в том числе наличия плана мероприятий по устранению нарушений метрологических правил и ход его выполнения.

63. Повторная проверка проводится в присутствии представителя субъекта предпринимательской деятельности, и ее результаты оформляются актом контроля выполнения указаний по материалам метрологического надзора по форме согласно приложению 9.

В акте контроля выполнения указаний по материалам метрологического надзора отмечаются невыполненные указания, раскрываются причины их невыполнения, отражается состояние средств измерений, запрещенных к применению при предыдущей проверке, и дается оценка работе, проведенной субъектом предпринимательской деятельности по устранению нарушений метрологических правил.

64. Содержание акта контроля выполнения указаний по материалам метрологического надзора доводят до сведения руководителя субъекта предпринимательской деятельности, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая государственным инспектором.

65. Ответственность за невыполнение указаний и предписаний органа государственного надзора возлагается на руководителя субъекта предпринимательской деятельности.



Глава 9

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОВЕРОК



66. По прибытии в орган государственного надзора после завершения проверки государственный инспектор (руководитель проверки) должен представить материалы проверки своему руководителю.

Руководитель подразделения центра стандартизации, метрологии и сертификации, осуществляющего проверки соблюдения метрологических правил и норм, или назначенное им лицо при рассмотрении указанных материалов контролирует:

соответствие порядка и объема проверки требованиям настоящей Инструкции и технического задания;

правильность оформления акта проверки, в том числе наличие необходимых реквизитов проверенного субъекта предпринимательской деятельности (местонахождение, полное наименование, ведомственная принадлежность и прочее), и прилагаемых к нему материалов (протоколов, предписаний и других);

правильность оценки состояния измерений на проверенном объекте;

правильность выбора правовых мер, то есть их соответствие установленным при проверке нарушениям метрологических правил и норм;

правильность подготовки материалов проверки для их автоматизированной обработки и передачи в электронном виде в Госстандарт (правильность кодирования информации о результатах проверки в соответствии со справочниками автоматизированной информационно-поисковой системы "Госнадзор-метрология");

соответствие времени, затраченного на проверку, и объема выполненных работ ранее запланированным на ее проведение трудозатратам <*>.

-------------------------------

<*> Сведения о фактических трудозатратах на проведение проверок указываются в актах проверок и представляются в электронном виде при передаче данных о результатах государственного метрологического надзора, оформленных в соответствии с правилами пользования автоматизированной информационно-поисковой системы "Госнадзор-метрология".



67. По результатам контроля материалов проверки устанавливаются сроки проведения повторной проверки субъекта предпринимательской деятельности и ее объем, а также осуществляется корректировка технического задания и трудозатрат на последующие проверки данного субъекта предпринимательской деятельности.

68. При отрицательных результатах контроля материалов проверки руководителем подразделения (по согласованию с руководителем органа государственного надзора) могут приниматься следующие решения:

провести дополнительную проверку субъекта предпринимательской деятельности (если проверка не соответствует требованиям технического задания и в акте не содержится необходимой информации);

не включать в отчетные данные проверку по основному направлению государственного метрологического надзора несмотря на то, что в акте она оформлена отдельным разделом, если из материалов проверки видно, что фактически никакой деятельности по этому направлению проверенный субъект предпринимательской деятельности не осуществляет;

провести дополнительное обучение государственного инспектора, проводившего проверку.

Наиболее характерные замечания по проверкам, а также случаи, в которых в ходе проверок между инспектором и представителями субъекта предпринимательской деятельности возникали разногласия, должны быть рассмотрены и проанализированы в подразделении при проведении технической учебы.

69. Городские ЦСМС направляют материалы проверок по основным направлениям государственного метрологического надзора (не позднее пяти дней после их оформления) с отметкой об их прохождении контроля, а также соответствующим заключением руководителя подразделения в областные ЦСМС.

Государственные инспекторы областных ЦСМС, осуществляющие обобщения результатов проверок по закрепленным за ними основным направлениям, проводят экспертизу актов (или разделов актов) проверок по соответствующим направлениям. При этом контролируются:

правильность выбора объекта(ов) проверки <*>;

-------------------------------

<*> Под объектами проверки подразумеваются не только субъекты хозяйствования, их первичные объекты, подразделения (производственные, испытательные, а также осуществляющие ремонт, поверку, калибровку, продажу и прокат средств измерений), виды выпускаемой ими продукции и технологические процессы ее производства и испытаний, но и средства измерений, методики выполнения измерений, лица, осуществляющие измерения.



наличие и правильность ссылок на технические нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы метрологического обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на территории Республики Беларусь;

правильность выбора сроков проверки (исходя из сезонных особенностей работ в промышленности и сельском хозяйстве);

соответствие порядка и объема проверки требованиям настоящей Инструкции и технического задания;

полнота результатов проверки;

правильность оформления акта проверки;

правильность обозначения и наименования в материалах проверки единиц физических величин, средств измерений, методик выполнения измерений, испытательного оборудования, технических нормативных правовых актов;

правильность применения в материалах проверки терминов и определений и их соответствие установленным в стандартах;

правильность отнесения обревизованных в ходе проверки средств измерений к подлежащим обязательной поверке, в том числе поверке в органах государственной метрологической службы;

правильность отнесения оборудования, используемого проверенным субъектом предпринимательской деятельности, к испытательному, подлежащему аттестации;

наличие сведений о фактической погрешности средств измерений, забракованных при инспекционной поверке;

полнота и правильность замечаний по соблюдению метрологических правил и норм, их соответствие требованиям действующих в республике технических нормативных правовых актов;

наличие сведений о последствиях (в том числе возможных) нарушений метрологических правил и норм, установленных при проверке;

правильность оценки состояния измерений у проверенного субъекта предпринимательской деятельности;

обоснованность и правильность выводов и указаний по результатам проверки и их соответствие данным, изложенным в материалах проверки;

правильность выбора мер к субъекту предпринимательской деятельности;

правильность подготовки материалов проверки для их автоматизированной обработки и передачи в электронном виде в Госстандарт (правильность кодирования информации о результатах проверки в соответствии со справочниками автоматизированной информационно-поисковой системы "Госнадзор-метрология").

По результатам экспертизы составляется экспертное заключение по форме согласно приложению 10.

Один экземпляр заключения по результатам экспертизы направляется в городской центр стандартизации, метрологии и сертификации, представивший материалы проверки. Результаты экспертизы должны быть доведены до государственного инспектора, проводившего проверку, а также рассмотрены и проанализированы при проведении технической учебы.

70. При отрицательных результатах экспертизы материалов проверки экспертом может быть предложено:

провести дополнительную проверку субъекта предпринимательской деятельности (при этом должны быть конкретно указаны вопросы, которые необходимо раскрыть при проверке, а также сроки представления ее результатов в областной ЦСМС);

не включать в отчетные данные проверку по основному направлению государственного метрологического надзора несмотря на то, что в акте она оформлена отдельным разделом (это предложение должно быть обосновано);

внести изменения в информацию, подготовленную для автоматизированной обработки результатов государственного метрологического надзора;

провести дополнительное обучение государственного инспектора, проводившего проверку.

Один экземпляр копии заключения по результатам экспертизы акта проверки хранится в областном центре стандартизации, метрологии и сертификации, проводившем экспертизу.

Если по результатам экспертизы материалов проверки принято решение об исключении из отчетных данных этой проверки (так как она не соответствует требованиям технического задания или проведена формально и не несет полезной информации), а также о внесении изменений в информацию, подготовленную для автоматизированной обработки результатов государственного метрологического надзора, то один экземпляр экспертного заключения направляется в управление метрологии Госстандарта.

71. Сведения о качестве проверок, обобщенные за полугодие, до 10-го числа месяца, следующего за окончанием полугодия, областные ЦСМС представляют в Госстандарт.

72. Управление метрологии и радиометрического контроля Госстандарта:

контролирует:

деятельность ЦСМС по обеспечению качества проверок соблюдения метрологических правил и норм;

качество обобщенных материалов проверок (по основным направлениям государственного метрологического надзора, совмещенных, дополнительных, а также внеплановых) и их соответствие требованиям технических заданий;

правильность кодирования информации о результатах проверки в соответствии со справочниками автоматизированной информационно-поисковой системы "Госнадзор-метрология" и соответствие этой информации данным, приведенным в обобщенных материалах проверок;

правильность выбора правовых мер;

обобщает и анализирует сведения о качестве материалов проверок;

представляет коллегии Госстандарта данные о качестве проверок и предложения по его улучшению.







Приложение 1

к Инструкции о порядке

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.