![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10.03.2003 N 17 "Об утверждении Положения о порядке организации образовательного процесса для больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Зарегистрировано в НРПА РБ 25 марта 2003 г. N 8/9282 В соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании" (в редакции Закона от 19 марта 2002 г.) (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844) Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации образовательного процесса для больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения. 2. Признать утратившей силу Инструкцию по организации индивидуального обучения на дому больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, утвержденную заместителем Министра образования и науки Республики Беларусь от 1 июля 1995 г. N 11-4/296. Министр П.И.БРИГАДИН СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Первый заместитель Заместитель Первый заместитель Министра здравоохранения Министра труда Министра финансов Республики Беларусь и социальной защиты Республики Беларусь В.В.Колбанов Республики Беларусь А.И.Сверж 19.02.2003 В.П.Локис 20.02.2003 17.02.2003 УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 10.03.2003 N 17 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ДОМУ, В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Положение о порядке организации образовательного процесса для больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 39 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании" (в редакции Закона от 19 марта 2002 г.) (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844). Настоящее Положение регулирует порядок организации образовательного процесса на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения (далее - лечебное учреждение) и разработано с целью создания условий для реализации прав больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития (далее - обучающиеся), которые по медицинским показаниям не могут посещать учреждения образования, на получение дошкольного, специального, общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования и профессиональной подготовки. 2. Показания к обучению на дому, в условиях лечебного учреждения определяются перечнем медицинских показаний согласно приложению. 3. Сроки обучения и воспитания больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития на дому и в лечебном учреждении зависят от возраста, состояния здоровья, психофизических особенностей и определяются учебными планами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. 4. Контроль за результатами учебной деятельности и развитием обучающихся, содержанием обучения на дому, обучением в лечебных учреждениях осуществляет заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной, учебно-производственной) работе, заместитель заведующего по основной деятельности учреждения образования, осуществляющего обучение. 5. Оплата труда педагогических работников, осуществляющих обучение больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития на дому и в условиях стационарных лечебных учреждений, производится в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Глава 2 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ 6. Решение об обучении на дому больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа с согласия родителей (их законных представителей) на основании следующих документов: заявления родителей (их законных представителей); заключения врачебно-консультационной комиссии (ВКК) территориальной поликлиники о состоянии здоровья обучающегося. Для обучающихся с особенностями психофизического развития требуется дополнительно выписка из протокола психолого-медико-педагогического обследования с заключением центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. 7. Обучение на дому организуется учреждением образования по месту жительства обучающегося или учреждением образования, где он обучался до заболевания. 8. Руководитель учреждения образования издает приказ о назначении педагогических работников для обучения детей на дому. Расписание занятий составляется на основании учебных планов, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, и утверждается администрацией учреждения образования, осуществляющего обучение. 9. Лиц с особенностями психофизического развития школьного возраста обучают учителя, имеющие, как правило, дефектологическое образование, а также преподаватели, мастера производственного обучения учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, прошедшие курсовую подготовку по работе с указанной категорией детей. Занятия с детьми с особенностями психофизического развития дошкольного возраста осуществляют учителя-дефектологи. Больных учащихся и детей-инвалидов обучают учителя начальных классов, учителя-предметники, преподаватели, мастера производственного обучения. 10. Больные учащиеся и воспитанники с сохранным интеллектом обучаются по программам и учебникам учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования. Лица с особенностями психофизического развития в зависимости от вида нарушения в развитии могут обучаться по учебным планам, программам и учебным пособиям (учебникам) для специальных дошкольных учреждений, специальных школ, специальных групп профессионально-технических учебных заведений или по программам и учебникам для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего, специального и профессионально-технического образования. 11. Учреждение образования обеспечивает обучающихся учебниками (учебными пособиями) и по возможности необходимым инструментом и оборудованием в установленном порядке для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего, специального и профессионально-технического образования. Обеспечение обучающихся школьно-письменными принадлежностями производится родителями. 12. Занятия на дому проводятся не менее трех раз в неделю в соответствии с индивидуальными (типовыми) учебными планами и программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. Форма организации обучения на дому - индивидуальная. 13. Порядок аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска обучающихся на дому осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность учреждений, обеспечивающих получение общего базового, общего среднего, профессионально-технического и специального образования. 14. Сведения о лицах, обучающихся на дому (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируются в журнале (классный журнал, журнал группы детского сада, журнал учета теоретического и производственного обучения), где отмечаются успеваемость обучающихся, перевод и выпуск из учреждения образования. Учет проведенных на дому занятий ведется учителем в тетради-дневнике, в который записываются название предметов, дата проведения занятий, содержание (тема) изучаемого материала и количество проведенных часов. 15. По завершении обучения на дому обучающиеся по программам учреждений, обеспечивающих получение общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования, получают соответствующий документ об образовании: свидетельство об общем базовом образовании, аттестат об общем среднем образовании, диплом (аттестат) о профессионально-техническом образовании с присвоением рабочей квалификации, свидетельство о профессиональной подготовке. 16. Лицам с интеллектуальной недостаточностью, которые обучались по программам вспомогательной школы (школы-интерната) 1 - 2-го отделений или индивидуальным программам, выдается свидетельство о специальном образовании. Глава 3 ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 17. Решение об организации обучения детей подготовительных - двенадцатых классов в условиях лечебного учреждения принимается управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого находится лечебное учреждение. 18. Обучение в условиях лечебного учреждения осуществляется учителями, направляемыми из состава педагогических работников учреждения образования, на основании приказа по управлению (отделу) образования, на территории которого находится лечебное учреждение. 19. Образовательный процесс проводится в соответствии с учебными планами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, для обучающихся, находящихся на длительном лечении в стационарном лечебном учреждении. 20. Основными формами обучения являются: групповая (урок, занятие) или индивидуальная. При наличии в отделении (отделениях) от 4 до 15 обучающихся в начальных классах организуется класс-комплект. При наличии в отделении (отделениях) от 4 до 15 обучающихся 4 - 11 (12) классов могут проводиться групповые занятия из двух смежных классов (4 - 5; 5 - 6; 6 - 7; 7 - 8). Если по состоянию здоровья одного или нескольких обучающихся объединение в группу (класс-комплект) невозможно, то обучение проводится индивидуально. 21. Учебные занятия с обучающимися организуются через 12 дней после их поступления в лечебное учреждение, которое представляет в управление (отдел) образования по месту нахождения лечебного учреждения сведения о детях (фамилия, имя, отчество, класс), нуждающихся в организации обучения. Занятия с обучающимися в психиатрических и психоневрологических лечебных учреждениях организуются через 3 дня после их поступления на лечение. 22. Начало обучения и формы организации обучения (групповая или индивидуальная) больных детей определяются заведующим отделением лечебного учреждения на основании заключения лечащего врача в зависимости от состояния здоровья ребенка. Продолжительность занятия (урока) в стационарном лечебном учреждении - не более 35 минут в соответствии с учебным расписанием, составленным учителем, согласованным с лечащим врачом и утвержденным руководителем учреждения образования, осуществляющего обучение. 23. Учет занятий с обучающимися ведется в классном журнале, оформление которого осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его ведению. При выписке из лечебного учреждения обучающимся выдается ведомость об обучении с текущими оценками, заверенная руководителем учреждения образования, осуществляющим обучение больных детей в условиях лечебного учреждения. 24. Обучающиеся с тяжелыми и прогрессирующими формами заболеваний (злокачественные новообразования в стадии ремиссии, состояния после оперативных вмешательств на головном мозге и сердце, соматоформные дисфункции вегетативной нервной системы (F45.3) с частыми кризами и обморокоподобными пароксизмами, астеноневротические расстройства (F06.6), а также дети, перенесшие сложные операции на жизненно важных органах), находящиеся в стационарных лечебных учреждениях, по рекомендациям лечащего врача и педагога, который осуществляет их обучение, а также по согласованию с родителями (их законными представителями) могут переводиться на облегченный (щадящий) режим обучения (дополнительный выходной день, освобождение от занятий по некоторым предметам, сокращение сроков обучения). Приложение к Положению о порядке организации образовательного процесса для больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения 1. Обучение на дому больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития по программам общеобразовательных и специальных школ, имеющих клинические критерии выраженных и значительно выраженных ограничений жизнедеятельности, вызывающих высокую степень социальной дезадаптации и соответствующих функциональным классам 3 и 4, а также в острый период и в связи с наличием следующих заболеваний: Соматические заболевания В18 - хронический вирусный гепатит (стадия декомпенсации) С00 - С97 - злокачественные новообразования (в период манифестации) D80 - D89 - отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (первичный иммунодефицит с момента установления диагноза) D55 - D59 - гемолитические анемии только 3 - 4-й степени D61 - другие апластические анемии только 3 - 4-й степени D65 - D69 - нарушения свертываемости крови, пурпура и другие геморрагические состояния Е00 - Е90 - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ Е84 - кистозный фиброз J44 - хроническая обструктивная астма (с частыми тяжелыми приступами) J45 - астма (с частыми приступами, гормонозависимые формы) J46 - острая тяжелая астма (лечение в стационаре) J96 - дыхательная недостаточность 130 - 152 - другие болезни сердца (сопровождающиеся сердечной недостаточностью) К72 - печеночная недостаточность К73 - хронический гепатит с явлениями асцита К74 - фиброз и цирроз печени М08 - юношеский (ювенильный) артрит в остром состоянии (лечение в стационаре) М30 - М36 - системные поражения соединительной ткани (активная фаза) М32 - системная красная волчанка (только в период обострения) М33 - дерматополимиозит М34 - системный склероз (склеродермия) М79 - ревматизм (суставной, внесуставной, неврологический обостренный, неуточненный) М79.0 - ревматизм (активная фаза) IX 100 - 102 - острая ревматическая лихорадка 151 8 - панкардит (острый, хронический) N00 - N08 - гломерулярные болезни (со стойкими выраженными нарушениями почек и высокой степенью активности, непрерывно рецидивирующее течение) N11 - хронический тубулоинтерстициальный нефрит (непрерывно рецидивирующее течение) N18 - хроническая почечная недостаточность Q20 - Q28 - врожденные аномалии (пороки развития) системы кровообращения в стадии субкомпенсации и декомпенсации Неврологические заболевания В91 - последствия полиомиелита с тяжелыми двигательными нарушениями G04 - G05 - энцефалит, миелит и энцефаломиелит с тяжелыми остаточными явлениями G00 - G09 - последствия воспалительных болезней центральной нервной системы с тяжелыми остаточными и двигательными нарушениями G11 - наследственная атаксия с тяжелыми двигательными нарушениями G12 - спинальная мышечная атрофия с выраженными нарушениями G24 - дистония торсионная (генерализованная форма) G35 - G37 - демиелинизирующие болезни центральной нервной системы G40.0 - G41.9 - эпилепсия с ежедневными пароксизмальными проявлениями G60 - G64 - полиневропатии и другие поражения периферической нервной системы с тяжелыми остаточными явлениями G72 - миопатии с тяжелыми нарушениями G80 - G82 - детский церебральный паралич и другие паралитические синдромы с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата Хирургические заболевания F98 - энурез неорганической природы (дневной) 180 - 189 - болезни вен, лимфатических сосудов или лимфатических узлов (значительно затрудняющие передвижение) М00 - М99 - болезни костно-мышечной ткани в момент нахождения в гипсовой повязке или невозможности самостоятельного передвижения; состояние после операции в случае затруднения передвижения до окончания лечения М15 0 - первичный генерализованный остеоартроз Q05 - Spina bifida (неполное закрытие позвоночного канала) с параличом нижних конечностей и расстройством функций тазовых органов R15 - недержание кала R18 - асцит S06 - внутричерепная травма (тяжелой степени) S14, S24, S34 - травмы спинного мозга (на различном уровне) с тяжелыми двигательными нарушениями Т90, Т91, Т94 - последствия травм (с выраженными остаточными явлениями) Z93 - состояние, связанное с наличием искусственного отверстия (калостома, гастростома, трахеостома и другое) Кожные заболевания L20 - L30 - дерматит и экзема распространенная в период обострения L40 5 - псориаз артропатический L40 1 - генерализованный пустулезный псориаз L40 2 - акродерматит стойкий (Аллопо) Q80 3 - врожденная буллезная ихтиозиформная эритродермия Q81 - буллезный эпидермолиз Психические заболевания F20 - F29 - шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства F30 - F32 - аффективные расстройства настроения (маниакальный, биполярный и депрессивный эпизоды) F06 - F09 - расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга F90, F91, F94, F95, F98 1, F98 5 - эмоциональные расстройства и расстройства поведения (с частыми декомпенсациями и социальной дезадаптацией) F40 - F48 - невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства F50 - F51 - поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (тяжелой степени) F 84.5 - детский аутизм (синдром Аспергера) 2. Обучение на дому детей-инвалидов и детей с интеллектуальной недостаточностью, в том числе и детей с тяжелыми множественными (комбинированными) нарушениями, по программам вспомогательной школы (школы-интерната) или индивидуальным программам и в связи с наличием следующих заболеваний: F20 - F20.9 - шизофрения в степени слабоумия F02.8 - деменция при некоторых заболеваниях (деменция эпилептическая) F06.0 - F07.9 - органические психические расстройства F72 - F73 - умственная отсталость (тяжелая и глубокая) F78 - другие формы умственной отсталости F84.0 - F84.3 - детский аутизм и другие расстройства F84.4 - гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |