Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.02.2003 N 4 "Об утверждении Правил безопасности при использовании, хранении, транспортировании, перевозке хлора"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

77. Минимально допустимые расстояния от складов хлора до производственных и вспомогательных объектов предприятия, не связанных с производством (потреблением) жидкого хлора, устанавливаются в пределах максимального радиуса гравитационного растекания первичного хлорного облака, образующегося при разгерметизации танка (определяется расчетом).

78. Максимально допустимые расстояния от складов хлора до взрывоопасных объектов определяются на стадии проектирования исходя из устойчивости объектов склада хлора к воздействию ударной волны и тепловому облучению.

79. В случае невозможности реализации требований пунктов 75, 77 и 78 настоящих Правил для действующих складов хлора должны приниматься специальные меры по повышению безопасности складов и защиты персонала. Специальные меры разрабатываются специализированной организацией по результатам анализа их безопасности и согласовываются с Госпромнадзором.

80. Вновь проектируемые склады жидкого хлора, как правило, должны располагаться в более низких местах по отношению к другим зданиям и сооружениям и преимущественно с подветренной стороны преобладающих направлений ветров относительно места расположения ближайших населенных пунктов.

81. На территории склада жидкого хлора должен быть установлен указатель направления ветра, видимый из любой точки склада. Организации, имеющие склады хлора в танках, должны быть оснащены метеостанцией и системой прогнозирования распространения хлора в атмосфере.

82. Склады хлора должны иметь сплошное глухое ограждение высотой не менее 2 м, с глухими плотно закрывающимися воротами для ограничения распространения газовой волны в начальный период аварийной ситуации и исключения свободного доступа посторонних лиц на территорию склада.

Охрана складов хлора в танках должна обеспечиваться в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. N 534 "О мерах по совершенствованию охранной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 262, 1/9048).

83. К складу жидкого хлора должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей и автомобилей газоспасательной службы.

84. На территории склада хлора не разрешается располагать оборудование и установки, не относящиеся непосредственно к производственной деятельности склада.

Допускается блокирование склада жидкого хлора с установками сжижения, испарения, разлива хлора в контейнеры и баллоны, установками поглощения хлора с получением гипохлоридов, хлорного железа, установками вакуумирования и получения сжатого газа для передавливания.

85. Склады хлора могут располагаться в наземных, полузаглубленных или подземных одноэтажных зданиях.

Устройство открытых складов хлора в танках под навесом допускается только при соответствующем обосновании по согласованию с Госпромнадзором в каждом отдельном случае.

86. При устройстве закрытых складов жидкого хлора должны быть выполнены следующие требования:

наземные и полузаглубленные помещения для хранения хлора в резервуарах (танках) должны иметь легкосбрасываемую кровлю и быть отделены от других производственных помещений глухими газонепроницаемыми стенами;

под каждым танком должен устанавливаться поддон. Вместимость поддона должна быть не менее полного объема танка;

на складах для хранения хлора в танках должно быть оборудовано не менее двух выходов с противоположных сторон здания или помещения;

двери на складах хлора должны открываться по ходу эвакуации;

материалы полов, отделки стен, потолков и металлоконструкций должны быть стойкими к агрессивному воздействию хлора.

87. Склады открытого типа для хранения жидкого хлора в резервуарах (танках) должны проектироваться и эксплуатироваться с соблюдением следующих требований:

резервуары должны быть защищены от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей;

под каждой емкостью должен находиться поддон (или обваловка) для сбора аварийных проливов хлора.

Допускается иметь общий поддон вместимостью не менее полного объема наибольшего резервуара, с устройством перегородок под каждым танком для локализации проливов.

88. Стенки и днища поддонов для резервуаров (танков) должны быть сплошными, исключать протечки, выполнены из материалов с низким коэффициентом теплопроводности, защищены от попадания в них грунтовых вод, а поддоны для открытых складов должны быть дополнительно защищены и от атмосферных осадков.

89. Для склада жидкого хлора в резервуарах (танках) обязательно наличие резервной емкости, объем которой не учитывается при определении емкости склада. Схема обвязки резервуаров должна предусматривать возможность использования в качестве резервного любой из них и обеспечивать эвакуацию хлора из аварийной емкости (танка, цистерны) путем отбора газообразного хлора из резервной емкости или перекачивания жидкого хлора насосом.

90. При эксплуатации сосудов и трубопроводов с жидким хлором должна быть исключена возможность попадания в них влаги и веществ, способных образовать взрывоопасные смеси с хлором.

91. Конструкция линий впуска и выпуска жидкого хлора в емкость для его хранения (резервуар, танк, вагон-цистерна, сборник) должна обеспечивать предотвращение обратного вытекания жидкости при повреждении наружного трубопровода.

92. Не допускается использование резервуара, танка, вагона-цистерны, сборника в качестве расходной емкости с отбором газообразного хлора на потребление.

93. Технологические операции, связанные с хранением, заполнением и опорожнением резервуаров и вагонов-цистерн, перемещением жидкого хлора, в целях обеспечения безопасности должны быть регламентированы инструкциями, разработанными в соответствии с настоящими Правилами и утвержденными руководителем организации.

94. При наливе жидкого хлора в емкость (резервуар, танк, сборник, вагон-цистерну) должна быть исключена возможность ее наполнения свыше установленной нормы налива для хлорных сосудов (1,25 кг/куб.дм), что достигается соблюдением требований пункта 63 настоящих Правил, а также установкой переливного патрубка на линии сброса абгазов из сосуда с сигнализирующим устройством о проскоке жидкого хлора в абгазную линию.

95. При хранении жидкого хлора в низкотемпературных изотермических условиях необходимо выполнять следующие требования:

под изотермической емкостью (группой емкостей), заполненной жидким хлором, должен быть размещен резервуар, соединенный трубопроводом с изотермической емкостью. Вместимость резервуара должна соответствовать количеству хлора, хранящегося в изотермической емкости наибольшей вместимости;

освобождение изотермического резервуара от жидкого хлора может производиться с использованием насосов, предназначенных для перекачки жидкого хлора термокомпрессионным методом и методом передавливания осушенным воздухом (обосновывается проектом). Обязательно наличие резервных насосов;

схема обвязки изотермических резервуаров должна исключать возможность их соединения с линиями и аппаратами, работающими под давлением, которое больше расчетного давления резервуара;

подводящие трубопроводы и запорная арматура должны быть выполнены из хладостойких и коррозионностойких к хлору материалов;

все магистрали, входящие в обвязку резервуара, должны иметь запорную арматуру с дистанционным управлением;

тепловая изоляция наружной поверхности изотермического резервуара должна быть рассчитана с учетом максимального снижения энергозатрат на поддержание установленной температуры в резервуаре;

материал, используемый для теплоизоляции наружной поверхности, должен быть огнеупорным, химически стойким к жидкому и газообразному хлору и влагонепроницаемым (или защищен влагонепроницаемой оболочкой);

режим заполнения жидким хлором изотермического резервуара должен исключать возможность возникновения недопустимых напряжений в корпусе резервуара, вызванных разностью температур его верхней и нижней частей.

96. При выводе резервуара на рабочий режим следует проверить:

соответствие качества загружаемого хлора требованиям действующего стандарта на жидкий хлор;

перепад температуры по всей высоте резервуара.

Необходимо также отрегулировать скорость подачи загружаемого хлора, чтобы свести к минимуму колебания температуры в разных точках корпуса резервуара.

97. В резервуар жидкий хлор должен поступать охлажденным до регламентируемой температуры хранения.

98. При использовании для изотермического хранения хлора резервуаров с двойными стенками в дополнение к требованиям пунктов 95 - 97 настоящих Правил необходимо предусмотреть:

наличие устройств для внешнего и внутреннего резервуаров, предназначенных для защиты от повышения давления при нарушении регламентированных режимов работы (предохранительные клапаны, быстродействующие затворы и другое);

дублирование защитных устройств;

постоянную продувку пространства, заключенного между внутренним и внешним резервуарами, осушенным до температуры минус 40 град. C воздухом (инертным газом);

наличие автоматизированной системы контроля содержания хлора в продувочном газе и аварийной сигнализации;

теплоизоляцию внутреннего резервуара, которая должна быть негорючей, сухой и химически стойкой к жидкому и газообразному хлору.

99. На территории складов хлора, пунктах слива-налива хлора, подъездных железнодорожных путях для отстоя организаций - грузоотправителей (грузополучателей) вагонов-цистерн с хлором должны быть предусмотрены автоматические системы контроля аварийных выбросов хлора и системы или установки их локализации с помощью защитной водяной завесы и рассеивания до безопасных концентраций.

Система локализации газового хлорного облака водяной завесой должна быть обеспечена необходимыми запасами воды из расчета непрерывной работы в течение времени, достаточного для ликвидации утечки хлора с учетом наибольшего расхода воды на другие нужды предприятия. Число распылителей, гидрантов и их расположение и требуемый запас воды определяются и обосновываются проектом.

Система пенной локализации проливов жидкого хлора должна предусматривать использование пены, химически нейтральной к хлору.

100. Производственные помещения без постоянных рабочих мест допускается не оборудовать общеобменными вентиляционными системами с искусственным побуждением. Снаружи у входа в помещение необходимо предусматривать световую сигнализацию о превышении уровня загазованности хлором в помещении и включении аварийной вентиляции для проветривания помещения до концентрации хлора в воздухе помещения, удовлетворяющего санитарным нормам. При производстве ремонтных работ обогрев этих помещений должен осуществляться передвижными отопительными приборами (электрокалориферами).

101. Для локализации аварийных ситуаций на складах хлора, наполнительных станциях, в испарительных и хлораторных должна быть предусмотрена аварийная вентиляция, включающаяся автоматически по сигналу газоанализатора, в соответствии с пунктом 64 настоящих Правил.

Производительность аварийной вентиляции определяется и обосновывается технологической частью проекта.

102. Выбросы от аварийной вентиляции должны направляться в систему поглощения хлора. В стационарных системах поглощения хлора должно быть предусмотрено резервирование используемых в системах вентиляторов, насосов, а также контроль проскока через поглотительный аппарат.

Включение системы аварийного поглощения хлора должно быть сблокировано с пуском аварийной вентиляции и соответствовать требованиям пункта 64 настоящих Правил.

103. Производительность системы аварийного поглощения хлора и запас поглощающих веществ должны быть обоснованы проектом и достаточны для локализации аварийной ситуации.

104. Участки слива-налива, испарения и хранения хлора в танках, места подключения-отключения контейнеров и баллонов с хлором должны быть оснащены системами для локального отсоса и поглощения хлора.



Глава 5

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛИВА И НАЛИВА

ЖИДКОГО ХЛОРА



105. Танки, вагоны-цистерны, контейнеры и баллоны, находящиеся в эксплуатации, подлежат регистрации, учету и техническому освидетельствованию в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27 декабря 2005 г. N 56 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 25, 8/13868) (далее - Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением).

Учет и регистрация танков, вагонов-цистерн, контейнеров и баллонов, предназначенных для перевозки жидкого хлора, ведутся в организации-наполнителе, на балансе которой находится хлорная тара. Для этого в организации должны быть следующие документы:

на вагоны-цистерны: паспорт сосуда, работающего под давлением, техническое описание и инструкция по эксплуатации вагона-цистерны, журналы ремонта и наполнения;

на контейнеры и баллоны: картотека наличного парка тары, журнал наполнения, журнал испытаний.

Формы журналов наполнения даны согласно приложениям 2, 3.

Организациям-потребителям необходимо иметь собственную хлорную тару, использовать ее в качестве возвратной запрещается.

106. Окраска наружной поверхности танков, вагонов-цистерн, контейнеров и баллонов, отличительные полосы и надписи должны соответствовать государственным стандартам или техническим условиям организации - изготовителя тары.

Окраска вновь изготовленных танков, вагонов-цистерн, контейнеров и баллонов и нанесение на них надписей производятся организацией-изготовителем, а в процессе дальнейшей эксплуатации - организацией-наполнителем, на балансе которой находится хлорная тара.

107. На танках, вагонах-цистернах, контейнерах и баллонах должны быть выбиты методом клеймения отчетливо видимые паспортные данные, отвечающие требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Место клеймения, где выбиты паспортные данные сосуда, должно быть зачищено до отчетливого прочтения данных, покрыто бесцветным лаком и обведено белой краской в виде рамки.

108. Жидким хлором разрешается заполнять специально для этого предназначенные танки, вагоны-цистерны, контейнеры и баллоны, соответствующие Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

109. Запрещается наполнять жидким хлором танки, вагоны-цистерны, контейнеры и баллоны, предназначенные для других продуктов, а также в случаях, если:

истек срок технического освидетельствования;

он может быть просрочен в течение 15 суток с момента поступления танка, вагона-цистерны, контейнера или баллона к потребителю;

до планового вида ремонта осталось менее 15 суток;

истек срок ревизии предохранительного клапана и мембраны (для вагонов-цистерн);

имеются механические повреждения и другие дефекты тары (трещины, вмятины, изменения формы, язвенная коррозия), а также неисправность ходовой части (для вагонов-цистерн);

окраска, надписи не соответствуют требованиям государственных стандартов, технических условий, Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, а также при невозможности чтения клейма;

имеется остаток другого продукта;

неисправна запорная арматура;

не демонтированы сифонные трубки из баллонов.

110. Все операции, связанные со взвешиванием порожних и заполненных вагонов-цистерн, контейнеров и баллонов, должны проводиться на исправных весах, прошедших аттестацию и метрологическую поверку в соответствии с действующей нормативной технической документацией.

111. Масса жидкого хлора, наливаемого в сосуд, должна замеряться при помощи двух независимых систем контроля.

Норма наполнения сосуда определяется соотношением массы налитого хлора в килограммах (тоннах) к вместимости сосуда в кубических дециметрах (кубических метрах) и не должна превышать 1,25.

Для предотвращения переполнения сосуда (резервуара, танка, вагона-цистерны, сборника) при наливе на линии сброса абгазов внутри сосуда должны быть установлены укороченные сифоны. Местоположение нижнего среза укороченного сифона должно соответствовать верхнему допустимому уровню заполнения сосуда, определяемому с учетом нормы наполнения и плотности жидкого хлора при температуре налива.

В случае наполнения тары сверх установленной нормы избыточный жидкий хлор должен быть эвакуирован (порядок эвакуации указывается в инструкции предприятия-наполнителя).

112. Слив и налив жидкого хлора допускается проводить методом передавливания за счет создания перепада давления между опорожняемым и наполняемым сосудом, а также при помощи насосов, предназначенных для перекачки жидкого хлора.

113. Передавливание жидкого хлора может проводиться различными методами:

нагнетания в опорожняемую емкость сухого сжатого воздуха (азота) или паров газообразного хлора из другого сосуда или термокомпрессора;

собственного давления паров хлора в опорожняемом сосуде и отбора хлоргаза из наполняемого сосуда;

комбинированным методом.

114. При проведении операций по сливу-наливу жидкого хлора с использованием сжатого газа должны выполняться следующие требования:

система подготовки подачи сжатого воздуха (азота) должна быть автономной и предназначаться только для целей передавливания, продувки, опрессовки хлорной аппаратуры;

сжатый воздух (азот) должен быть очищен от механических примесей и осушен. Содержание влаги в осушенном воздухе (азоте) должно соответствовать точке росы при температуре не выше минус 40 град. C;

давление сухого сжатого воздуха (азота) должно быть не менее чем на 0,1 МПа выше давления в сосуде, из которого ведется передавливание. Указанный минимальный перепад давления должен поддерживаться в течение всего времени передавливания жидкого хлора;

система подачи сжатого воздуха (азота) должна быть оснащена ресивером, снабженным предохранительным клапаном, а также самодействующим запорным устройством (по типу обратного клапана с принудительным поджатием) для предотвращения поступления хлора в линию сжатого воздуха (азота).

Давление сжатого воздуха (азота) при передавливании не должно превышать 1,2 МПа (12 кгс/кв.см).

115. Организации, отправляющие или получающие жидкий хлор в вагонах-цистернах, должны предусматривать пункты слива-налива жидкого хлора, которые следует размещать на тупиковых участках подъездных железнодорожных путей предприятия. Площадка для обслуживания вагона-цистерны должна иметь ровную поверхность и свободный доступ для подхода к вагону-цистерне с разных направлений.

116. Для вагонов-цистерн, предназначенных к последующей перевозке и опорожнению, необходимо оборудовать железнодорожные пути, расположение и вместимость которых определяется и обосновывается проектом.

Железнодорожный путь (для отстоя) должен обеспечивать размещение всех одновременно отправляемых или поступающих вагонов-цистерн одной партии, но не менее 10 штук.

117. Пункт слива-налива и подъездные железнодорожные пути для отстоя организаций-грузоотправителей (грузополучателей) должны быть оснащены системой индикации и локализации хлорной волны, освещаться в ночное время суток, иметь соответствующие знаки или средства, препятствующие несанкционированному заезду на железнодорожные пути отстоя состава и проникновению на пункт слива-налива посторонних лиц. Стоящие на подъездном железнодорожном пути для отстоя организаций-грузоотправителей (грузополучателей) вагоны-цистерны должны быть надежно сцеплены и закреплены от ухода тормозными башмаками.

При въезде на железнодорожные пути, где размещаются для отстоя вагоны-цистерны, обязательно устанавливаются знак (размером 400 x 600 мм) с надписью: "Стой! Проезд закрыт. Хлор", сигнал красного цвета и специальное блокирующее устройство, предотвращающее несанкционированный въезд.

118. Вновь проектируемые и реконструируемые пункты слива-налива должны располагаться в специальных боксах как можно ближе к хранилищу хлора и быть удалены на безопасное расстояние от объектов, на которых может произойти взрыв или пожар.

119. На пункте слива-налива необходимо обеспечить условия для удобного и безопасного подключения вагонов-цистерн к стационарным трубопроводам.

120. Платформа (рабочее место) для подключения вагонов-цистерн, расположенная над поверхностью земли, должна иметь нескользкую поверхность или настил, перила и ограждения, она должна быть прочной и устроена как стационарное сооружение, удобное для эвакуации людей в случае аварийной ситуации.

121. На пункте слива-налива должны быть следующие стационарные системы трубопроводов:

для подачи в вагон-цистерну сжатого воздуха (азота) или хлора для передавливания;

трубопровод слива-налива жидкого хлора;

трубопровод отвода газообразного хлора из аварийного вагона-цистерны на потребление или поглощение хлора.

122. При постановке вагона-цистерны на пункт слива-налива и перед проведением сливно-наливных операций вагон-цистерну необходимо закрепить тормозными башмаками с обеих сторон, заземлить и подключить к блокировке сдвига вагона-цистерны, включенной в систему противоаварийной защиты пункта слива-налива.

Стрелка, ведущая на пункт слива-налива, должна быть установлена в положение, исключающее возможность заезда подвижного состава, а участок железнодорожного пути пункта слива-налива заблокирован специальным устройством.

123. Подсоединение вагона-цистерны к стационарным трубопроводам должно быть гибким, обеспечивающим естественное вертикальное перемещение вагона-цистерны на своей подвеске, а также возможность удобного подключения стыковочного узла и его герметичность. Для стыковки могут применяться следующие виды соединений:

гибкая стыковка при помощи консольного участка стальной трубы длиной 5 - 7 м, изогнутой в виде колена или змеевика;

гибкие металлические рукава;

шарнирные поворотные соединения;

съемный участок трубопровода.

124. В период слива-налива жидкого хлора запорная арматура и места подсоединения стыковочного узла должны находиться под наблюдением обслуживающего персонала и проверяться на герметичность в соответствии с инструкцией, утвержденной руководителем организации.

125. Отбор проб жидкого хлора и проверка его качества проводятся в соответствии с требованиями действующего стандарта на жидкий хлор.

Каждая партия хлора, отгружаемая в вагонах-цистернах, контейнерах или баллонах, сопровождается паспортом (сертификатом), в котором содержатся данные о качестве продукта и количественном составе партии, а также данные журнала наполнения (заводской номер, масса тары нетто, брутто, масса залитого хлора, срок следующего освидетельствования тары).

Паспорт подписывается представителем цеха и отдела технического контроля (далее - ОТК) организации-наполнителя. Один экземпляр паспорта направляется потребителю.

126. Подготовка и проведение слива-налива жидкого хлора должны проводиться под руководством специалиста, назначенного приказом по организации.

127. Для перевозки жидкого хлора должны применяться вагоны-цистерны, соответствующие техническим данным организации-изготовителя и оснащенные следующими устройствами и арматурой:

двумя вентилями для налива (слива) жидкого хлора с сифонными трубками, оборудованными скоростными отсечными клапанами, автоматически прекращающими выход жидкого хлора при разрыве трубопровода;

двумя вентилями, предназначенными для выпуска газообразного хлора или подачи газа для передавливания жидкого хлора, снабженными укороченными сифонами, исключающими наполнение вагона-цистерны сверх установленной нормы налива;

штуцером с вентилем для съемного манометра;

мембранопредохранительным устройством, включающим в себя мембрану, противовакуумную опору, узел для проверки целостности мембраны, пружинный предохранительный клапан;

защитными колпаками.

128. Прибывшая в организацию-наполнитель вагон-цистерна должна быть осмотрена ответственным за приемку и эксплуатацию хлорных цистерн представителем транспортной службы с целью проверки исправности ходовой части вагона-цистерны, а также крепления котла вагона-цистерны с рамой. Заключение после осмотра заносится в специальную книгу (журнал технического осмотра). Исправная вагон-цистерна и копия записи передаются в цех жидкого хлора.

129. В цехе вагон-цистерна проходит подготовку к наливу в специально оборудованном месте или на пункте слива-налива в следующей последовательности:

по документации выявляют и отбраковывают вагоны-цистерны, у которых истек срок назначенного освидетельствования, срок ревизии предохранительного клапана и мембраны, а также вагоны-цистерны, у которых до планового вида ремонта осталось менее 15 суток;

визуальным осмотром проверяют состояние наружной поверхности вагона-цистерны (корпуса, теневого кожуха, арматуры, мембранопредохранительного устройства) с целью обнаружения механических и других дефектов (трещины, изменения формы, коррозия), а также состояние окраски, надписей, трафаретов, клейм;

снимают заглушку с манометрического вентиля и при помощи манометра определяют остаточное давление в вагоне-цистерне, которое должно быть выше атмосферного;

определяют взвешиванием наличие в вагоне-цистерне остатка жидкого хлора;

снимают заглушки с вентилей и при помощи тампона, смоченного аммиачной водой, проверяют герметичность всей запорной арматуры вагона-цистерны;

продуктовый трубопровод подключают к вентилю, расположенному вдоль продольной оси вагона-цистерны, абгазный - к вентилям, расположенным поперек продольной оси вагона-цистерны. Перед подключением продуктового и абгазового трубопроводов должны быть выполнены требования пунктов 122 - 124 настоящих Правил;

для проверки герметичности цистерны открывают абгазный вентиль, соединенный с линией сухого сжатого газа, и создают в вагоне-цистерне давление 1,2 МПа (12 кгс/кв.см);

тампоном с аммиачной водой проверяют целостность мембраны (путем открытия вентиля на узле для проверки мембраны), герметичность арматуры и соединений;

проверка герметичности вагона-цистерны проводится в присутствии представителя ОТК, который при положительном результате испытаний дает разрешение на наполнение вагона-цистерны.

130. При отсутствии в вагоне-цистерне избыточного давления, наличии в остатке жидкого хлора свыше 1 т, выявлении нарушений требований пункта 109 настоящих Правил проводятся дополнительные мероприятия по подготовке вагона-цистерны к наливу, о чем делается соответствующая запись в журнале наполнения ответственным лицом из числа специалистов цеха.

131. При необходимости удаления остатков хлора из вагона-цистерны эвакуация хлора может производиться путем передавливания, вакуумирования, продувки вагона-цистерны осушенным воздухом или азотом. Порядок эвакуации хлора должен быть отражен в инструкции, утвержденной руководителем организации.

132. Замена неисправной арматуры (вентилей, мембраны, предохранительного клапана) или ревизия мембранопредохранительного устройства должны проводиться после удаления хлора из вагона-цистерны. Для замены (ревизии) арматуры должны быть подготовлены необходимые инструменты, пробка для закрытия отверстия и запасная исправная арматура, испытанная на стенде при давлении в соответствии с паспортом организации-изготовителя.

133. После замены (ревизии) арматуры вагон-цистерну продувают воздухом или азотом, затем вагон-цистерну заполняют газообразным хлором, затем сухим сжатым воздухом (азотом), доводят давление до 1,5 МПа (15 кгс/кв.см), после чего проверяют герметичность вагона-цистерны в сборе. Порядок продувки и определения герметичности вагона-цистерны должен быть регламентирован инструкцией, утвержденной руководителем организации.

134. Вагоны-цистерны, прошедшие подготовку и проверку на герметичность, заполняют жидким хлором в следующей последовательности:

проверяют правильность подключения к вагону-цистерне продуктовых и абгазных линий в соответствии с действующей схемой, закрытие всех вентилей на подводящих линиях, а также наличие манометра и его показания;

проверяют работоспособность схемы поглощения абгазов, после чего открывают абгазный вентиль и уравнивают давление в вагоне-цистерне с давлением в абгазной линии;

фиксируют массу порожнего вагона-цистерны (массу тары) и с учетом объема вагона-цистерны и установленной нормы наполнения (массы нетто) рассчитывают массу вагона-цистерны, заполненной жидким хлором (массу брутто);

плавно открывают продуктовый вентиль на вагоне-цистерне и контролируют заполнение вагона-цистерны по привесу. В период заполнения проверяют герметичность арматуры и соединительных линий;

после окончания заполнения поочередно закрывают продуктовый и абгазный вентили на вагоне-цистерне, освобождают от хлора трубопроводы и отсоединяют их от вагона-цистерны, затем вызывают представителя ОТК.

135. Представитель ОТК совместно с цеховым персоналом проверяет:

соответствие массы заполненной вагона-цистерны норме налива хлора;

герметичность арматуры, фланцевых соединений и целостность мембраны.

После проверки закрывают вентиль перед манометром, снимают манометр, устанавливают новые паронитовые прокладки и стальные заглушки на вентилях.

Заключение ОТК о соответствии заполненной вагона-цистерны установленным требованиям заносится в журнал наполнения.

Представитель цеха или ОТК пломбирует вентили, расположенные на люке вагона-цистерны, после чего на люк вагона-цистерны и предохранительный клапан устанавливают защитные колпаки, которые пломбируются ОТК.

На хлор, залитый в вагон-цистерну, составляется паспорт, который подписывается представителем цеха и ОТК.

136. Вагоны-цистерны, заполненные жидким хлором, обязательно проходят отстой на территории организации в течение суток. Во время отстоя вагоны-цистерны должны ежесменно осматриваться лицами, назначенными приказом по организации, с записью в журнале.

137. После отстоя вагоны-цистерны формируются в партии для отправки конкретным потребителям и передаются для приема проводникам сопровождения. Порядок сдачи-приема вагонов-цистерн определяется инструкцией проводника по сопровождению железнодорожных вагонов-цистерн с жидким хлором, разработанной в соответствии с действующим законодательством.

138. Вагоны-цистерны с жидким хлором в организации-потребителе принимает по акту лицо, ответственное за приемку, назначенное приказом по организации.

139. Представитель организации-потребителя совместно с проводником проводит визуальный осмотр вагона-цистерны, проверяет наличие пломб, исправность и герметичность запорной арматуры, а также соответствие передаваемого груза акту приема-сдачи и паспортным данным на вагон-цистерну (при необходимости проводит взвешивание вагона-цистерны и проверку качества жидкого хлора).

При обнаружении неполадок вагона-цистерны, несоответствии передаваемого груза данным акта и паспорта акт приема-сдачи не подписывается до устранения неисправности и выяснения причин расхождения, о чем в акте делается соответствующая запись. Один экземпляр акта передается проводнику.

При необходимости вызывается представитель организации-наполнителя для решения вопроса на месте.

140. Слив вагона-цистерны производится в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящих Правил.

141. После слива хлора абгазы из вагона-цистерны отводят в абгазную систему до остаточного давления не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см). Верхний предел остаточного давления в вагоне-цистерне не должен превышать давления насыщенных паров хлора в сосуде, равновесного температуре окружающей среды, согласно приложению 4.

Вагон-цистерну отсоединяют от трубопроводов, снимают манометр, на запорную арматуру устанавливают заглушки. Вагон-цистерну проверяют на герметичность в сборе, после чего устанавливают защитные колпаки.

142. Порядок подготовки танков, контейнеров и баллонов к наполнению должен быть отражен в инструкции организации-наполнителя и предусматривать:

эвакуацию остатков хлора вакуумированием;

снятие и ревизию запорной арматуры;

визуальный наружный и внутренний осмотры сосуда;

окраску наружной поверхности (при необходимости);

установку исправной запорной арматуры и взвешивание порожней тары;

проверку герметичности сосуда и запорной арматуры при рабочем давлении;

проведение технического освидетельствования (далее - ТО) сосудов с признаками наличия в них примесей и при истекшем сроке ТО в следующем объеме: снятие арматуры, промывка, внутренний осмотр, проведение гидроиспытаний сосуда на прочность (для сосудов с истекшим сроком ТО), сушка, клеймение.

143. По истечении десятилетнего срока эксплуатации танка, контейнера решение о возможности его дальнейшего использования и сроках очередного ТО принимается по результатам контроля методом акустической эмиссии и другими методами неразрушающего контроля с учетом требований настоящих Правил.

144. Эвакуацию остаточного хлора следует осуществлять на установках, обеспечивающих безопасное и полное удаление хлора.

145. Визуальная проверка должна обеспечивать выявление танков, контейнеров или баллонов с видимыми дефектами, а также подлежащих техническому освидетельствованию. Танки, контейнеры и баллоны с язвенной коррозией, трещинами, изменениями формы должны быть изъяты из эксплуатации.

146. Внутренний осмотр должен обеспечивать выявление внутренних дефектов в сосуде, а также посторонних примесей (вода, загрязнения, окалина), при наличии которых танки, контейнеры или баллоны направляются на промывку для удаления этих примесей и последующую тщательную осушку.

147. Взвешивание проводится для определения фактической массы порожней тары и выявления ее отклонений от паспортных данных сосуда. При изменении массы тары на величину, большую погрешности измерения весов, должно быть проведено внеочередное ТО сосуда.

148. Взвешивание и проверка герметичности танков, контейнеров или баллонов перед наполнением должны проводиться в присутствии и под контролем представителя ОТК.

149. Сосуды, наполняемые жидким хлором, следует устанавливать на весах и подсоединять к линии подачи жидкого хлора при помощи гибких стыковочных соединений, обеспечивающих полную свободу весов.

150. Наполнение танков, контейнеров или баллонов жидким хлором должно контролироваться по привесу в целях исключения возможности их заполнения свыше установленной нормы налива.

151. Наполнение танков, контейнеров необходимо осуществлять в горизонтальном положении, при расположении вентилей друг над другом. Налив хлора должен производиться без отвода абгазов.

После окончания налива допускается сброс абгазов до остаточного давления, соответствующего равновесному давлению насыщенных паров при температуре налива жидкого хлора.

152. После заполнения танки, контейнеры и баллоны отсоединяют от подводящих коммуникаций и взвешивают на контрольных весах в присутствии представителя ОТК. При повторном взвешивании проверяют соответствие данных журнала наполнения данным контрольного взвешивания. После проверки герметичности тары на вентилях устанавливают заглушки, надевают колпаки, затем представитель ОТК пломбирует танк, контейнер.

153. В помещениях, где производится подготовка и наполнение тары хлором, запрещается накопление и складирование заполненных контейнеров и баллонов. При возникновении загазованности работа в помещении должна быть приостановлена до выявления и устранения причин загазованности.

154. Наполнительные рампы на наполнительных станциях должны находиться в отдельном помещении, изолированном от компрессорной станции и других помещений (в том числе и помещений склада жидкого хлора) глухими стенами. Допускается объединять помещения для проведения всех операций по подготовке хлорной тары к наливу в одно помещение. В стенах наполнительных помещений в этом случае разрешается иметь со стороны отделения подготовки закрывающиеся проемы для перевозки подготовленных к наполнению контейнеров.

155. После наполнения танки, контейнеры или баллоны поступают на склад, где они комплектуются в партии.

За вновь скомплектованными партиями в течение суток ведется наблюдение. Танки, контейнеры и баллоны с нарушениями герметичности возвращаются в цех для устранения причин утечки хлора.

156. В организациях, где производится наполнение хлорной тары для последующей ее перевозки, допускается размещение танков, контейнеров и баллонов под навесом при условии соблюдения следующих требований безопасности:

навес должен обеспечивать защиту от осадков и прямых солнечных лучей;

площадка для размещения контейнеров и баллонов должна быть удобной для подъезда и проведения погрузочных работ, оборудована техническими средствами для локализации возможной утечки хлора из аварийных контейнеров и баллонов;

время нахождения под навесом заполненных контейнеров или баллонов не должно превышать двое суток.



Глава 6

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

ОБОРУДОВАНИЯ, ТРУБОПРОВОДОВ И АРМАТУРЫ



157. Техническое обслуживание и ремонт оборудования, трубопроводов и арматуры должны выполняться в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящих Правил.

158. Минимальный объем работ по техническому обслуживанию и ремонту основного емкостного и теплообменного технологического оборудования и трубопроводов приведен согласно приложению 5.

159. Эксплуатация емкостного, теплообменного оборудования и трубопроводов, железнодорожных вагонов-цистерн и контейнеров, отработавших в среде хлора более 10 лет, допускается только после проведения комплексной оценки их технического состояния с определением последующего разрешенного ресурса. Программы работ по контролю состояния оборудования и трубопроводов разрабатываются и осуществляются специализированными организациями, имеющими лицензию или аккредитованными Госпромнадзором.

Специализированные организации, проводившие контрольные исследования, разрабатывают также рекомендации, в соответствии с которыми устанавливаются периодичность и объемы контроля технического состояния оборудования и трубопроводов.

160. Периодическая выборочная ревизия трубопроводов проводится в объеме, предусмотренном действующим законодательством. При этом контролю подлежат:

не менее двух участков от каждого агрегата (компрессора, холодильника, конденсатора, буфера);

по два участка трубопровода налива, слива, газообразного хлора от каждого из танков или мерников;

по два участка каждого коллектора и межцехового трубопровода длиной до 100 м и по одному участку на каждые полные 200 м, а также последующий остаток длины.

161. Толщину стенок трубопровода следует определять неразрушающим методом контроля.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.