|
|
Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 13.11.2002 N 16 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения поверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства культуры Республики Беларусь"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Зарегистрировано в НРПА РБ 26 ноября 2002 г. N 8/8797 В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь", Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. N 293 "О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь" и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 22 "О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля" Министерство культуры Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства культуры Республики Беларусь. 2. Структурным подразделениям Министерства культуры Республики Беларусь, Департаменту по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь, управлениям культуры областных и Минского городского исполнительных комитетов, организациям, подчиненным Министерству культуры Республики Беларусь, и киновидеопрокатным организациям обеспечить выполнение требований Инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства культуры Республики Беларусь при проведении проверок (ревизий) в подчиненных (учрежденных) организациях (обособленных подразделениях организации).
3. Признать утратившей силу Инструкцию о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений в системе Министерства культуры Республики Беларусь, утвержденную Министерством культуры Республики Беларусь 4 июля 1996 г. Министр Л.П.ГУЛЯКО СОГЛАСОВАНО Заместитель Министра финансов Республики Беларусь И.И.Заяш 11.11.2002 УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства культуры Республики Беларусь 13.11.2002 N 16 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ) ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства культуры Республики Беларусь (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788; 2001 г., N 117, 1/3286), Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. N 293 "О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 52, 1/1312), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 22 "О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 8, 5/9753).
2. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия: ведомственные контролирующие органы - Министерство культуры Республики Беларусь, Департамент по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь, управления культуры областных и Минского городского исполнительных комитетов, организации, подчиненные Министерству культуры Республики Беларусь, и киновидеопрокатные организации, которые проводят проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности;
абзацы третий - четвертый исключены. - Постановление Минкультуры от 08.10.2007 N 42; проверка финансово-хозяйственной деятельности (проверка) - способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности; встречная проверка финансово-хозяйственной деятельности (встречная проверка) - установление фактического отражения организацией в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими организациями, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки (ревизии); ревизия финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) - способ контроля, предусматривающий полное изучение финансово-хозяйственной деятельности организации, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета во всех направлениях деятельности организации.
3. Организация и осуществление проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства культуры Республики Беларусь (далее - Министерство) возлагаются на Министерство, Департамент по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь (далее - Департамент по кинематографии), управления культуры областных и Минского городского исполнительных комитетов, организации, подчиненные Министерству, и киновидеопрокатные организации, имеющие филиалы и дочерние (учрежденные) предприятия (далее - ведомственные контролирующие органы).
4. Ответственность за организацию и состояние ведомственного контроля в соответствующих контролирующих органах возлагается на их руководителей. 5. Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства осуществляются контрольно-ревизионными службами: контрольно-ревизионным отделом Министерства - в организациях, подчиненных Министерству, и в Департаменте по кинематографии; контрольно-ревизионным отделом (сектором) управлений культуры Брестского, Витебского, Гродненского, Минского, Могилевского областных и Минского городского исполнительных комитетов - в подведомственных этим управлениям организациях; бухгалтерией Департамента по кинематографии - в организациях, подчиненных Департаменту по кинематографии; бухгалтериями организаций, подчиненных Министерству, и киновидеопрокатных организаций - в своих филиалах и дочерних (учрежденных) предприятиях. В осуществлении функций ведомственного контроля принимают участие все подразделения и службы соответствующего контролирующего органа с учетом специфики возложенных на них задач. Контрольно-ревизионный отдел Министерства проводит ревизию исполнения сметы расходов на содержание аппарата Министерства не реже одного раза в два года. Контрольно-ревизионный отдел Министерства координирует деятельность контрольно-ревизионных служб подведомственных организаций.
6. Контрольно-ревизионная служба ведомственных контролирующих органов является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно его руководителю. В случае, если в качестве самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионная служба не может быть создана, организация и осуществление ведомственного контроля возлагаются на руководителя службы бухгалтерского учета (главного бухгалтера) соответствующего контролирующего органа. Начальник контрольно-ревизионного отдела Министерства назначается на должность и освобождается от должности по согласованию с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь, по должности является членом коллегии. Руководители и работники контрольно-ревизионных служб управлений культуры областных и Минского городского исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с Министерством. 7. В своей деятельности работники контрольно-ревизионных служб руководствуются законодательством Республики Беларусь и настоящей Инструкцией. Глава 2 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 8. Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки (ревизии), являются: проверка соблюдения организацией законодательства в сфере экономических отношений; проверка законности совершаемых организацией хозяйственных и финансовых операций, соблюдения порядка распоряжения государственным имуществом и обеспечения его сохранности;
проверка целевого и эффективного использования государственного имущества, в том числе бюджетных средств;
проверка соблюдения организациями порядка осуществления государственных закупок, установленного законодательством о государственных закупках;
проверка состояния производственной и исполнительской дисциплины и мер по ее укреплению;
своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению; принятие мер по возмещению причиненного вреда; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организации. 9. Контроль финансово-хозяйственной деятельности осуществляется путем: изучения действующей у проверяемой организации системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа; проверки документов в целях установления законности проведенных хозяйственных и финансовых операций; проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ; сопоставления данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом и другими документами); сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям; проведения встречных проверок; сличения в установленном законодательством порядке имеющихся у проверяемой организации выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, в целях сопоставления их с копиями; сличения в предусмотренных законодательством случаях и порядке копий платежных документов, имеющихся у проверяемой организации, с платежными документами, хранящимися в банке; контрольного обмера объемов выполненных работ; взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий; контрольного запуска сырья и материалов в производство, контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов; проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей; проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния внутрихозяйственного контроля; других контрольных действий, связанных с изучением вопросов, определенных программой проверки (ревизии). Глава 3 ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ 10. В своей деятельности работники ведомственных контролирующих органов обязаны: строго руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь, локальными нормативными актами, в том числе настоящей Инструкцией; принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, возмещению вреда, причиненного государству, привлечению к ответственности виновных лиц. 11. При проведении проверок (ревизий) работники ведомственных контролирующих органов имеют право: проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры учета, статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество; требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемой организации, других граждан по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии); опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проводить проверки фактического наличия ценностей в них, требовать от руководителя проверяемой организации проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения; привлекать специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ для проверки фактических затрат сырья и материалов, состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно-строительных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях; в предусмотренном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых организаций, о состоянии счетов и оборотов по ним, состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки (ревизии); запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ревизии), у других государственных органов и иных государственных организаций; получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемой организацией, а при необходимости проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников; требовать у проверяемой организации копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью уполномоченного должностного лица и печатью этой организации, а также подписания акта проверки (ревизии), в том числе промежуточного, или справки проверки (ревизии) руководителем организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии - представителем организации (обособленного подразделения организации), а также лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемой организации (обособленного подразделения организации);
передавать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке материалы проверок (ревизий) в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению вреда и привлечению к ответственности лиц, действие (бездействие) которых повлекло нарушение организацией законодательства, регулирующего экономические отношения.
12. При выявлении фактов совершения подлога документов проверяющие имеют право изымать подлинные документы, взамен которых в делах проверяемой организации оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями работника ведомственного контролирующего органа и главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемой организации. 13. Законодательством могут быть предусмотрены иные права работников ведомственных контролирующих органов при проведении проверок (ревизий). 14. Должностные лица организаций обязаны выполнять требования работников ведомственных контролирующих органов, вытекающие из настоящей главы. За невыполнение таких требований указанные лица несут ответственность, установленную законодательством. Глава 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ) 15. Проверки (ревизии), проводимые ведомственными контролирующими органами, могут быть плановыми и внеплановыми. Плановой проверкой (ревизией) является проверка (ревизия), включенная в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в области (г.Минске). При этом включение проверок (ревизий) в соответствующий координационный план контрольной деятельности осуществляется только при условии указания ведомственным контролирующим органом конкретных темы проверки (ревизии), организации, подлежащей проверке (ревизии), и срока ее проведения. Иные проверки (ревизии) являются внеплановыми. Плановые проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций проводятся, как правило, один раз в год, а организаций, финансируемых из бюджета, - не реже одного раза в два года. В отдельных случаях руководитель ведомственного контролирующего органа вправе принять решение о проведении плановой проверки (ревизии) организации один раз в два - три года. Плановые проверки (ревизии) одной и той же организации могут проводиться не более одного раза в течение календарного года. Внеплановые проверки (ревизии) организаций, за исключением встречных, рейдовых проверок, а также тематических выездных налоговых проверок, обязательность проведения которых устанавливается налоговым законодательством, проводятся только по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, председателей комитетов государственного контроля областей и их заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и г.Минске либо Министра по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г.Минску и их заместителей (в отношении нижестоящих налоговых органов), Министра финансов Республики Беларусь и его заместителей, начальников главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г.Минску (в отношении проверок, осуществляемых при проведении оперативного контроля за целевым использованием бюджетных средств), уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов в пределах их компетенции. О проведении указанных внеплановых проверок (ревизий) ведомственный контролирующий орган, проводящий проверку (ревизию), обязан проинформировать Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области или г.Минске). Ведомственные контролирующие органы в случае необходимости проведения внеплановых проверок (ревизий), за исключением указанных в части шестой настоящего пункта, обязаны согласовать решение о проведении таких проверок (ревизий) с Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (советом по координации контрольной деятельности в области или г.Минске). При этом решение ведомственного контролирующего органа о проведении внеплановой проверки (ревизии) может быть принято только при наличии одного из следующих обстоятельств: реорганизация или ликвидация организации, наличие сведений о нарушениях законодательства либо поступление обращений, требующих проведения проверки (ревизии). Порядок планирования ведомственными контролирующими органами проверок (ревизий), информирования о проведении внеплановых проверок (ревизий) и согласования проведения внеплановых проверок (ревизий) устанавливается Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. Проведение внеплановых проверок (ревизий) в нарушение требований настоящего пункта запрещается. Ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов проводятся контрольно-ревизионными службами: контрольно-ревизионным отделом Министерства - в организациях, подчиненных Министерству, и в Департаменте по кинематографии; контрольно-ревизионным отделом (сектором) управлений культуры Брестского, Витебского, Гродненского, Минского, Могилевского областных и Минского городского исполнительных комитетов - в подведомственных этим управлениям организациях; бухгалтерией Департамента по кинематографии - в организациях, подчиненных Департаменту по кинематографии; бухгалтериями организаций, подчиненных Министерству, и киновидеопрокатных организаций - в своих филиалах и дочерних (учрежденных) предприятиях.
16. Обоснованность назначения внеплановой проверки (ревизии), за исключением проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и г.Минске, может быть обжалована организацией в вышестоящий контролирующий орган либо в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области или г.Минске). Подача жалобы не приостанавливает проведение внеплановой проверки (ревизии).
17. Проверка (ревизия) проводится на основании предписания руководителя ведомственного контролирующего органа или его заместителя. В предписании указываются наименование органа, проводящего проверку (ревизию), и организации, в отношении которой проводится проверка (ревизия), фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав ревизионной группы), тема проверки (ревизии) и срок ее проведения. На основании указанных предписаний при необходимости могут проводиться встречные проверки организаций, осуществляющих финансово-хозяйственные операции с организациями, в отношении которых согласно предписанию проводится проверка (ревизия). Ведомственные контролирующие органы обязаны вести отдельный учет выданных предписаний на проведение проверок (ревизий) в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. N 618 "Об утверждении Положения о порядке учета контролирующими органами предписаний на проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 77, 5/22312).
18. Общий срок проведения проверки (ревизии) определяется исходя из объема предстоящей работы с учетом конкретных задач и особенностей проверяемой организации и не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем ведомственного контролирующего органа или его заместителем. 19. Проведению проверки (ревизии) должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке (ревизии), а при необходимости разрабатывается программа ее проведения, утверждаемая лицом, назначившим проверку (ревизию). В программе указываются конкретные вопросы, подлежащие проверке, исполнители и сроки проведения проверки. 20. Если проверка (ревизия) проводится по постановлению органов предварительного следствия или на основании судебного акта, то конкретный перечень подлежащих проверке вопросов в этих случаях согласовывается ведомственным контролирующим органом с органом, назначившим проверку (ревизию). 21. Перед началом проведения проверки (ревизии) работник, проводящий проверку (ревизию), или руководитель группы работников, проводящих проверку (ревизию), обязан предъявить руководителю проверяемой организации, при его отсутствии - представителю организации, служебное удостоверение, предписание на проведение проверки (ревизии), а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (ревизий).
Глава 5 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ (РЕВИЗИИ) 22. Проверку (ревизию) финансово-хозяйственной деятельности организации следует начать с проведения внезапной инвентаризации наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе (билетной кассе) и других местах их хранения.
При проверке кассовых операций необходимо проверить соблюдение нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих вопросы ведения кассовых операций в наличных белорусских рублях и наличной иностранной валюте. При проверке кассовых операций следует обратить внимание на следующие вопросы: полноту и своевременность оприходования наличных денежных средств, полученных в банке и из других источников; законность расходования наличных денежных средств, в том числе валютных; обеспечение сохранности денежных средств; соблюдение установленного лимита остатка наличных денег в кассе; полноту и своевременность сдачи в банк остатков неиспользованных денежных средств и кассовой выручки; использование полученных из банка денег по целевому назначению; наличие договора о полной материальной ответственности с работником организации, в чьи обязанности входит исполнение кассовых операций; правильность ведения учета депонированных сумм; проведение внезапных ревизий кассы; правильность отражения в бухгалтерском учете кассовых операций. Выданные суммы по платежным ведомостям, особенно имеющим исправления и подчистки, просчитываются, и итог сверяется с записями в кассовой книге. При этом необходимо проверить, все ли лица, внесенные в платежные ведомости, являются работниками проверяемой организации и нет ли среди них вымышленных лиц. При проверке следует иметь в виду, что при выдаче наличных денег по расходным кассовым ордерам должны быть указаны наименование, номер и место выдачи документа, удостоверяющего личность получателя денег. 23. При внезапной ревизии билетной кассы следует проверить: соответствие поступившей выручки с количеством реализованных входных билетов на момент проверки; правильность получения со склада входных билетов, их движение, порядок списания и уничтожения выбывших билетов и билетных книжек; своевременность сдачи в кассу или в банк на счет организации денежных средств, полученных от реализации входных билетов; сохранность входных билетов в билетных кассах. 24. На основании данных первичных документов бухгалтерского учета и выписок банка по текущему, расчетному, валютному и другим счетам организации следует проверить: законность и достоверность операций, проводимых по имеющимся у организации в банке счетам; соответствие остатков денежных средств, числящихся по выпискам банка на счетах организации, с данными бухгалтерского учета; наличие подтверждающих документов на каждую запись по выписке банка; правильность оформления приложенных к выпискам банка платежных документов, имеются ли на них штамп учреждения банка об исполнении операции, дата и подпись работника банка; соблюдение установленного порядка хранения и использования чековых книжек, наличие всех аннулированных и неиспользованных банковских чеков; не исправлялись ли записи в банковских выписках. Каждое расхождение данных, а также случаи подчисток или неоговоренных исправлений в выписках банка должны быть тщательно проверены в соответствующем отделении банка; правильность отражения в бухгалтерском учете банковских операций. Проверяя документы по оплате счетов за материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимо определить полноту и своевременность поступления и оприходования материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг. Следует тщательно проверить обоснованность сумм, непосредственно списанных со счетов по учету денежных средств на фактические расходы. 25. При проверке расчетов с подотчетными лицами устанавливаются соблюдение действующего порядка возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь и за границу, законность выдачи и использования других подотчетных сумм. Проверка расчетов с подотчетными лицами проводится по авансовым отчетам и прилагаемым к ним первичным документам, накопительным ведомостям по расчетам с подотчетными лицами. При этом следует обратить внимание на следующие вопросы: соблюдение действующего порядка выдачи в подотчет наличных денежных средств. На хозяйственные нужды деньги должны выдаваться лицам, определенным приказом или распоряжением руководителя организации, а на служебные командировки - в соответствии с приказом по организации; не выдавались ли подотчетные суммы лицам, не состоящим в списочном составе организации, не было ли выдачи авансов без представления отчета по ранее выданным суммам; своевременность представления авансовых отчетов и возврата неиспользованных сумм, не было ли систематических случаев возврата подотчетных сумм без их использования и не являлось ли это скрытым авансированием подотчетного лица; порядок погашения документов, приложенных к авансовым отчетам, с целью предотвращения их повторного использования; правильность отражения расчетов с подотчетными лицами в аналитическом и синтетическом учете. 26. При ревизии расчетов с организациями необходимо проверить законность и реальность образования дебиторской и кредиторской задолженности, соблюдение договорных обязательств; установить, не явилась ли дебиторская задолженность следствием незаконного авансирования поставщиков в счет будущих работ и услуг, оплаты бестоварных счетов и перечисления сумм на счета организаций с целью сокрытия остатков бюджетных средств на конец года. При наличии просроченной дебиторской и кредиторской задолженности необходимо выяснить причины ее образования и виновных лиц, своевременно не принявших мер по ее погашению. 27. При проверке использования средств на оплату труда следует проверить: соответствуют ли штатные расписания организаций утвержденным в установленном порядке типовым штатам и штатным нормативам, нет ли случаев утверждения штатной численности сверх типовых штатов без согласования с вышестоящими по подчиненности организациями и финансовыми органами; правильность установления должностных окладов и ставок заработной платы в соответствии с условиями труда, тарифными коэффициентами и разрядами; правильность установления доплат и надбавок, выплаты премий из всех источников и материальной помощи; правильность установления стажа работы по специальности (в отрасли); наличие трудовых книжек и произведенных в них записей; фактическое использование рабочего времени. В ходе проверки проверяются наличие и правильность оформления необходимых документов (распоряжений, приказов о приеме, перемещении и увольнении работников в соответствии с утвержденными штатами и ставками, табелей учета рабочего времени и других). Проверка правильности начисления и выплаты заработной платы проводится путем сличения: ведомостей на выплату заработной платы со штатным расписанием; записей в табелях учета рабочего времени с данными расчетно-платежных ведомостей, приказами о приеме, перемещении и увольнении работников, листками временной нетрудоспособности. При проверке по данному вопросу следует обратить внимание: не производилась ли выплата заработной платы за время болезни работников одновременно с выплатой пособия по временной нетрудоспособности; правильно ли производилась оплата за временное замещение работников во время болезни, отпуска; не допускалась ли выплата заработной платы одному лицу по двум и более ведомостям за одно и то же рабочее время или за одну и ту же работу, а также вымышленным лицам; учтена ли в удержаниях из заработной платы вся сумма выплат, произведенных в межрасчетный период; правильно ли рассчитаны отпускные и пособия по временной нетрудоспособности; соблюдалось ли действующее в организации положение о премировании; обоснованно ли производились выплаты премии (проверка достоверности показателей, принятых для исчисления премий); правильно ли составляются расчетно-платежные ведомости; соответствует ли остаток задолженности рабочим и служащим на конец каждого месяца по расчетно-платежной ведомости остаткам по этому счету в бухгалтерском учете. При проверке правильности оплаты за работу по совместительству следует установить: осуществляется ли учет отработанного совместителями времени; нет ли случаев выплаты заработной платы за одни и те же часы работы по основной должности и по совместительству; обоснованно ли проводится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. 28. При ревизии расходов на капитальный и текущий ремонт объектов проверяются: наличие проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке и прошедшей вневедомственную экспертизу; правильность заключения и исполнения договоров строительного подряда и наличие у подрядчика соответствующей лицензии; правильность расчетов заказчика с подрядчиком за выполненные ремонтно-строительные работы в соответствии с действующим законодательством; правильность примененных в актах выполненных работ единичных расценок и поправочных коэффициентов; правильность соблюдения сметных норм расхода материалов и обоснованность примененных цен. Следует обратить внимание на следующее: полностью ли зачтены при расчетах с подрядчиками стоимость материалов, полученных от разборки старых конструкций, стоимость электрической энергии и воды, израсходованных подрядчиком на проведение ремонта; предъявлены ли счета на оплату за переданные им материалы, приобретенные за счет учреждений. При проверке данного вопроса следует провести контрольные обмеры фактически выполненных объемов работ с привлечением соответствующих специалистов. При проверке правильности расходования средств на ремонт, осуществляемый хозяйственным способом, рекомендуется организовать и провести встречные проверки для установления достоверности выполнения работ лицами, указанными в ведомостях на выплату заработной платы, проверить полноту получения начисленных им сумм. 29. При проверке расходов на содержание автомобильного транспорта следует проверить: соответствуют ли фактические остатки бензина в баке и пробег каждого автомобиля по показаниям спидометра данным путевых листов и бухгалтерского учета; соблюдаются ли доведенные вышестоящей организацией лимиты количества служебного легкового автомобильного транспорта, а также лимиты его пробега; утверждены ли руководителем нормы расхода горюче-смазочных материалов на каждый автомобиль, учтены ли при их расчете понижающие (повышающие) коэффициенты; не допускалось ли фактическое списание горюче-смазочных материалов выше утвержденных норм; имеют ли место случаи использования автомобилей не по назначению, на каких условиях производится предоставление транспорта для личных нужд работников и как производится в таких случаях его оплата; соблюдается ли действующий порядок оформления путевых листов (указывается ли цель поездки, промежуточные и конечные пункты назначения, в чье распоряжение выделяется автомобиль, правильно ли указаны расстояния до пунктов назначения и так далее), ведется ли учет путевых листов; обоснованно ли списываются запасные части и другие материалы для ремонта автомобилей; полностью ли оприходованы после разборки годные к использованию или реализации как неиспользуемые запасные части; нет ли фактов незаконной передачи и реализации запасных частей сторонним организациям и физическим лицам; оприходованы ли снятые с автомобиля для замены, ремонта и восстановления шины, нет ли случаев списания автомобильных шин, не выдержавших установленные нормы пробега. 30. При проверке расходов на приобретение основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств и материальных ценностей (далее - имущество) необходимо установить: соблюдена ли в необходимых случаях конкурсная форма размещения заказов на их закупку (тендер); не закупались ли товары в излишних количествах, ненужные и непригодные для использования; полностью ли получено и оприходовано закупленное имущество.
При проверке использования и сохранности имущества следует обратить внимание на техническое состояние используемого и неиспользуемого имущества, соблюдение установленных сроков эксплуатации, состояние складского учета, условия хранения, соответствие фактического наличия данным бухгалтерского учета. Необходимо проверить соблюдение порядка учета и списания пришедшего в негодность государственного имущества. При выявлении фактов продажи или обмена имущества необходимо выяснить законность таких операций и проверить обоснованность оценки реализованного имущества. Следует учесть, что выручка, полученная от реализации имущества, приобретенного за счет бюджетных средств, зачисляется в доход соответствующего бюджета, а приобретенного за счет внебюджетных средств - относится на увеличение внебюджетных средств. Также следует проверить: не было ли случаев безвозмездной передачи государственного имущества в пользование организаций других ведомств и физических лиц; периодичность и правильность проведения переоценки основных средств; соблюдение порядка начисления амортизационных отчислений (износа) и правильность их (его) отражения в бухгалтерском учете; своевременность и правильность проведения инвентаризации, определения ее результатов и отражения в бухгалтерском учете. 31. При проверке правильности расходования средств по оплате услуг связи следует проверить, не допускались ли случаи оплаты за счет средств организации личных междугородных переговоров, абонентной платы за квартирные телефоны работников или телефоны других организаций, вносилась ли работниками в кассу организации плата за личные междугородные и международные разговоры с учетом налога на добавленную стоимость, налажен ли в организации контроль за своевременным ее внесением. 32. При проверке расходов на отопление проверяются соблюдение норм расхода топлива, условия его хранения и порядок учета. При наличии счетчиков учета тепловой энергии проверяются их опломбирование, порядок учета тепловой энергии и правильность определения ее стоимости. 33. При проверке расходов на оплату электрической энергии и водоснабжения следует проверить правильность применения тарифов, не подключены ли к счетчикам проверяемых организаций другие потребители, как ведется в организации учет израсходованной электрической энергии и потребленной воды. В ходе проверки (ревизии) необходимо проверить, проводится ли работа по доведению объемов их потребления до минимально возможных. При проверке расходов на оплату вневедомственной охраны, вывоза мусора и других коммунальных услуг следует проверить правильность заключения и исполнения договоров об оказании соответствующих услуг. 34. При проверке арендных отношений необходимо проверить: имеются ли заключенные и согласованные с собственником договоры аренды зданий, сооружений, помещений, оборудования. Оговорены ли в них в полной мере права и обязанности сторон, предусмотрены ли меры ответственности арендаторов за несоблюдение сроков внесения арендной платы, стоимости коммунальных услуг, нарушение других условий; соответствуют ли ставки арендной платы ставкам, установленным действующим законодательством; своевременно ли возмещаются арендаторами затраты по содержанию арендуемых зданий, сооружений и помещений, применяются ли предусмотренные договорами санкции за нарушение их условий; числится ли по балансу задолженность по оплате за аренду и коммунальные услуги, какие принимаются меры по ее сокращению и ликвидации; соответствуют ли фактическая площадь и технические характеристики сдаваемых в аренду помещений площади и характеристикам, указанным в договоре; не было ли случаев незаконного безвозмездного предоставления в аренду зданий, сооружений, помещений и оборудования; предоставлялись ли в бесплатное пользование музыкальные инструменты и аппаратура; правильность отражения в учете поступлений арендной платы и стоимости коммунальных услуг; зачисляются ли на текущий счет по учету бюджетных средств организации поступления от арендаторов за коммунальные услуги, оплата которых была произведена за счет бюджетных средств. 35. При проверке расходов на кормление животных в цирках и зоопарках следует проверить соответствие фактических расходов сметным назначениям и поступившему финансированию, соблюдение норм, порядка закупки, полноты оприходования, правильности расходования и сохранности продуктов питания. При проверке следует установить, осуществляется ли контроль за раздачей корма животным. В ходе ревизии необходимо провести внезапную инвентаризацию продуктов в кладовой. 36. При проверке выполнения плана производственной деятельности следует проверить: достоверность отчетных данных о количестве произведенной и реализованной продукции (работ, услуг); причины, повлекшие невыполнение плановых показателей объемов производства и реализации продукции (работ, услуг); своевременность и обоснованность списания на затраты производства сырья, материалов; правильность определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг); полное и своевременное отражение в бухгалтерском учете выручки от реализации продукции (работ, услуг); правильность определения финансовых результатов деятельности организации; законность и правильность образования фондов организации при распределении чистой прибыли и их использование; причины убыточности отдельных видов продукции или организации в целом; правильность отражения в бухгалтерском учете незавершенного производства; законность и обоснованность произведенных расходов по проведению культурно-массовых мероприятий. 37. При проверке соблюдения сметной дисциплины следует проверить: обоснованность плановых расчетов сметных назначений; целевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; правильность отнесения расходов на соответствующие подразделения бюджетной классификации Республики Беларусь. 38. В организациях, имеющих внебюджетные средства, необходимо проверить выполнение доведенных плановых показателей, наличие утвержденных в установленном порядке смет доходов и расходов по каждому виду внебюджетных средств, правильность их составления, не планировались ли необоснованные расходы, правильность учета и использования внебюджетных средств. Необходимо обратить внимание на полное и своевременное оприходование денежных средств и материальных ценностей, поступивших в качестве добровольных пожертвований, а также их целевое использование. 39. При проверке состояния бухгалтерского учета и отчетности необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и отчетности. При этом следует иметь в виду, что постановка и ведение бухгалтерского учета, составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности входят в компетенцию главного бухгалтера организации. В связи с этим следует проверить: постановку бухгалтерского учета и соответствие учетной политики в организации требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь; правильность регистрации в бухгалтерском учете совершаемых операций; своевременность составления и правильность оформления первичной учетной документации и регистров бухгалтерского учета; соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета; достоверность бухгалтерских данных, характеризующих основные экономические показатели проверяемой организации; своевременность составления и представления бухгалтерских и налоговых отчетов в установленные сроки; состояние и сроки хранения бухгалтерских документов; наличие утвержденных руководителем организации функциональных обязанностей работников бухгалтерии, предусматривается ли в них в необходимых случаях взаимозаменяемость работников. Глава 6 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ (РЕВИЗИИ) 40. По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, регулирующих экономические отношения, составляется акт. При проведении проверки (ревизии) с привлечением других служб ведомственного контролирующего органа участвующие в проверке (ревизии) работники этих служб по окончании проверки своих вопросов сдают руководителю проверки (ревизии) справки проверок с приложением необходимых материалов и предложениями по устранению выявленных нарушений для включения в акт. При необходимости руководитель проверки (ревизии) (контрольно-ревизионной службы) имеет право потребовать от работников дополнительной проверки отдельных вопросов или дооформления представленных материалов.
41. В акте проверки (ревизии) с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок (ревизий) должны быть указаны: основание назначения проверки (ревизии), дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку (ревизию); даты начала и завершения проверки (ревизии), место составления акта; наименование, местонахождение и подчиненность проверяемой организации, учетный номер плательщика, реквизиты расчетного и иных счетов;
должности, фамилии и инициалы работников проверяемой организации, обязанных в соответствии с настоящей Инструкцией подписать акт проверки (ревизии), с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, фамилии и инициалы руководителя организации и лица, выполнявшего функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемой организации, занимавших указанные должности в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке (ревизии);
наличие книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке (ревизии); кем и когда были проведены предыдущие проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организации, какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства; какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены; место, время (если оно установлено) и характер совершенного административного правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;
факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов; факты нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля; установленные в ходе проверки (ревизии) недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплат работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам, излишки материальных ценностей, выявленные проверкой (ревизией);
размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений; должности, фамилии и инициалы лиц, действия или бездействие которых повлекли нарушения организацией законодательства, регулирующего экономические отношения; иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении. 42. В акте проверки (ревизии) должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки (ревизии) не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемой организации. При проведении проверки (ревизии) проверяющие обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Однородные нарушения отражаются в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки (ревизии), в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения: размер причиненного вреда (при его наличии), период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера документов, необходимые пояснения. В акте приводятся обобщенные итоговые данные и примеры. 43. В необходимых случаях к акту прилагаются копии или выписки из иных документов, а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, заверенные в установленном порядке.
44. При выявлении фактов нарушения законодательства в части расходования государственных финансовых и материальных ресурсов, невыполнения обязательств перед бюджетом, других нарушений финансовой дисциплины проверяющими должен быть установлен размер причиненного вреда в соответствии с действующим законодательством. 45. В конце акта проводившими проверку (ревизию) работниками ведомственного контролирующего органа указываются конкретные предложения по безотлагательному устранению выявленных в ходе проверки (ревизии) нарушений и принятию мер к возмещению причиненного вреда.
46. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. 47. Акты (справки) подписываются проводившим проверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителем проверки (ревизии). Руководитель организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии - представитель организации (обособленного подразделения организации), а также лицо, выполняющее функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемой организации (обособленного подразделения организации), обязаны подписать акт (справку) проверки (ревизии). При необходимости акт (справка) проверки (ревизии) подписывается иными участниками проверки (ревизии). В случае отказа лица, указанного в части первой настоящего пункта, от подписания акта (справки) проверки (ревизии) в нем делается соответствующая запись, и акт (справка) направляется проверяемой организации (обособленному подразделению организации) либо вручается его представителю. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта (справки) проверки (ревизии), имеет право письменно изложить мотивы отказа от подписания акта (справки). При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его лица делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Проводивший проверку (ревизию) работник контролирующего органа (руководитель проверки (ревизии) вправе потребовать представить также письменные объяснения по выявленным нарушениям у должностных лиц организации (должностных лиц обособленного подразделения организации) и у иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение организацией законодательства, регулирующего экономические отношения. Данные объяснения и возражения прилагаются к акту проверки (ревизии). По истечении установленного 5-дневного срока возражения к рассмотрению не принимаются. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется проводившим проверку (ревизию) работником (руководителем проверки (ревизии), и по ним составляется письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены лица, представившие в установленном порядке возражения по акту проверки (ревизии).
48. В случае, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение организацией законодательства, регулирующего экономические отношения, проводящим проверку (ревизию) работником ведомственного контролирующего органа (руководителем проверки (ревизии) до окончания проверки (ревизии) составляется отдельный промежуточный акт.
Промежуточный акт подписывается проводившим проверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителем проверки (ревизии). Руководитель организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии - представитель организации (обособленного подразделения организации), а также лицо, выполняющее функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемой организации (обособленного подразделения организации), обязано подписать промежуточный акт проверки (ревизии). При необходимости акт проверки (ревизии) подписывается иными участниками проверки (ревизии).
В случае отказа лица, указанного в части второй настоящего пункта, от подписания промежуточного акта в нем делается соответствующая запись. При этом лицо, отказавшееся от подписания промежуточного акта, имеет право письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт проверки (ревизии). Один экземпляр общего и промежуточного актов вручается представителю организации.
49. Оформленный в соответствии с требованиями настоящей Инструкции акт проверки передается руководителю ведомственного контролирующего органа, проводившего проверку, для рассмотрения. 50. Руководитель ведомственного контролирующего органа, проводившего проверку (ревизию), обязан не позднее 30-дневного срока со дня получения материалов проверки (ревизии) принять меры по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности. 51. По окончании проверки (ревизии) орган, проводивший проверку (ревизию), имеет право проинформировать Министерство о выявленных фактах нарушений законодательства в подведомственных организациях и внести предложения по их устранению и предотвращению. 52. При выявлении фактов причинения вреда, недостач и хищений денежных средств (иного имущества), необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей об этом немедленно ставится в известность лицо, назначившее проверку (ревизию). В случае выявления данных фактов, указывающих на признаки преступления, материалы проверки (ревизии) в оригиналах передаются по согласованию с лицом, назначившим проверку (ревизию), правоохранительным органам в 10-дневный срок со дня составления соответствующего акта проверки (ревизии).
Взаимодействие правоохранительных органов с работниками ведомственных контролирующих органов при организации, проведении и реализации материалов проверок (ревизий) осуществляется в соответствии с действующей Инструкцией о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений министерств, других республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых, таможенных органов, органов уголовного преследования и судов по организации и проведению проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12 июня 2002 г. N 83/33/16/149/62/14/8/35 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 86, 8/8279). Материалы проверки (ревизии) направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются наименование проверенной организации; ее местонахождение; характер выявленных нарушений; какие требования актов законодательства не соблюдены; должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства, регулирующего экономические отношения, с приложением документов, регламентирующих их должностные обязанности. К материалам проверок (ревизий) должны быть приложены подлинники бухгалтерских, финансовых, производственно-хозяйственных документов и регистров оперативного и бухгалтерского учета, в том числе хранившиеся на магнитных носителях информации в виде электронных документов, свидетельствующие о совершении (сокрытии) нарушений законодательства.
53. Исключен. - Постановление Минкультуры от 08.10.2007 N 42. 54. Контрольно-ревизионные службы обеспечивают контроль за устранением проверенными организациями выявленных нарушений и представлением информации в установленные сроки. Глава 7 ОТЧЕТНОСТЬ 55. Контрольно-ревизионные службы ведут учет проведенных проверок (ревизий), их результатов и принятых по ним мер в журнале учета проверок (ревизий). 56. Входящие в состав Министерства организации представляют Министерству годовой и полугодовой отчеты и объяснительные записки по контрольно-ревизионной работе по установленной форме и в установленный срок. 57. Контрольно-ревизионный отдел Министерства обобщает отчеты и объяснительные записки по контрольно-ревизионной работе и представляет сводный отчет в Министерство финансов Республики Беларусь по установленной форме и в установленный срок. |
Партнеры
|