Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.06.2002 N 16 "Об утверждении Правил эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 2 октября 2002 г. N 8/8599



На основании Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства автомобильного транспорта Белорусской ССР от 14 сентября 1984 г. N 50-Ц "О введении в действие Руководства по эксплуатации и учету батарей аккумуляторных свинцовых стартерных для автомобилей и автобусов".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2002 г.



Министр М.И.БОРОВОЙ





                                             УТВЕРЖДЕНО
                                             Постановление
                                             Министерства транспорта
                                             и коммуникаций
                                             Республики Беларусь
                                             04.06.2002 N 16


ПРАВИЛА

ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ



Глава 1

СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ



1. Аккумулятором называется электрический прибор, который при зарядке от источников постоянного тока накапливает электрическую энергию, а при разрядке отдает ее потребителям, являясь в этом случае источником постоянного тока. Аккумуляторная батарея (далее - АКБ), установленная на автомобиле, автобусе, автотракторной технике, машине, механизме, оборудовании (далее - автомобиль) служит для пуска двигателя стартером, питания постоянным электрическим током различных потребителей при неработающем двигателе или при работе его на малых оборотах.

2. АКБ, получившие распространение в настоящее время, имеют конструктивные особенности и преимущества:

отсутствие мастики и ячеистых крышек упрощает их обслуживание;

изготовленные моноблоки из термопластичных материалов снижают вероятность их механических повреждений в эксплуатации;

применение синтетических сепараторов, более тонких электродов и коротких межэлементных соединений способствует повышению электрических параметров АКБ;

размещение одного из электродов в сепараторе-конверте исключает осыпание активной массы и снижает вероятность короткого замыкания;

отсутствие опорных призм увеличивает объем электролита над электродами и не требует периодической доливки дистиллированной воды;

использование свинцово-сурьмяных сплавов для токоотводов позволяет повысить их коррозионную устойчивость и срок службы АКБ;

применение свинцово-кадмиевых сплавов замедляет электролиз воды и сохраняет постоянный объем электролита.

3. АКБ автомобилей состоят из трех, шести или двенадцати последовательно соединенных аккумуляторов напряжением 2 В каждый.

4. Емкость АКБ измеряется в ампер-часах (далее - Ач). Под номинальной емкостью АКБ (С20 - номинальная емкость АКБ при 20-часовом режиме разряда) понимается емкость, отданная АКБ разрядным током 0,05 А (С20) до конечного напряжения 10,5 В на выводных клеммах двенадцативольтовой и 5,25 В шестивольтовой АКБ.

5. Современные свинцово-кислотные АКБ состоят из отрицательных и положительных электродов (пластин), собранных в полублоки, межэлементных соединений, выводных штырей-борнов, корпуса с отдельной или общей крышкой и с заливными пробками согласно приложению 1.

6. Свинцовые стартерные АКБ имеют четыре разновидности исполнения:

моноблок с ячеистыми крышками и внешними перемычками;

моноблок с общей крышкой и залитыми мастикой перемычками;

моноблок с общей крышкой и заливными горловинами (малообслуживаемая батарея);

моноблок с общей крышкой, без горловин для залива электролита (герметичная необслуживаемая АКБ).



Глава 2

ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И

МАРКИРОВКА АКБ



7. Номенклатура и основные параметры свинцовых стартерных АКБ приведены в приложениях 2, 3.

8. Подбор АКБ для конкретной марки (модели) автомобиля производится согласно габаритам и емкости в зависимости от рабочего объема и мощности двигателя в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя автомобиля. Емкость подобранного аккумулятора не должна отличаться от емкости рекомендуемого более чем на 10%. Причем при выборе аккумулятора с номинальной емкостью меньше, чем у рекомендуемого, аккумулятор будет заряжаться током, величина которого превышает 0,1 емкости аккумулятора, что приведет к более быстрому выходу его из строя. При выборе аккумулятора с номинальной емкостью, большей, чем у рекомендуемого, подзаряд аккумулятора будет происходить дольше, следовательно, увеличится нагрузка на генератор.

9. Срок службы АКБ зависит от режимов эксплуатации. Наибольшее влияние оказывает интенсивность эксплуатации, то есть пробег автомобиля. Существенное влияние оказывает средняя степень заряженности, при которой они эксплуатируются. Установившаяся степень заряженности не остается постоянной, поэтому в летнее время, когда токи потребителей малы, а температуры высокие, средняя степень заряженности батарей выше, чем зимой. Во избежание сокращений срока службы батарей не следует допускать снижения степени их заряженности ниже 75%.

10. Температура электролита оказывает большое влияние на величину емкости, отдаваемой аккумулятором. Например, при разрядке батареи с температурой электролита плюс 30 °С емкость в два раза больше, чем при ее разрядке с температурой электролита плюс 18 °С. При этом среднее и конечное напряжение будет также понижено.

11. С понижением температуры электролита возрастает его омическое сопротивление, что увеличивает падение напряжения внутри аккумулятора. Сопротивление электролита при понижении температуры от плюс 20 °С до минус 25 °С увеличивается в два раза.

12. При понижении температуры электролита на 1 °С емкость аккумулятора понижается на 1%. В связи с этим у ряда конструкций автомобилей АКБ размещаются в подкапотном пространстве, утепляются или обогреваются.

13. При эксплуатации зимой неутепленной АКБ водителям следует знать о том, что разряженный на 25% аккумулятор при температуре от минус 15 °С до минус 20 °С на автомобиле зарядить полностью невозможно. В зимних условиях рекомендуется подзаряжать АКБ от внешнего источника тока.

14. Маркировка АКБ производства стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) емкостью свыше 30 А·ч состоит из условных цифр и букв и имеет следующую структуру:

число последовательно соединенных аккумуляторов в батареи (6), характеризующих ее номинальное напряжение (12 В);

назначение батарей по функциональному признаку (СТ - стартерная);

номинальная емкость в ампер-часах;

исполнение (при необходимости):

А - с общей крышкой;

Н - несухозаряженная;

З - необслуживаемая, залитая электролитом и полностью заряженная АКБ.

Например, условное обозначение АКБ:

6 СТ-55А указывает, что АКБ состоит из шести аккумуляторов (напряжение 12 В), стартерная, номинальной емкостью 55 Ач, с общей крышкой без электролита;

6 СТ-55АЗ указывает, что АКБ состоит из шести аккумуляторов, стартерная, номинальной емкостью 55 Ач, необслуживаемая, залитая электролитом и полностью заряженная.

Кроме условного обозначение-маркировка АКБ должна содержать следующие данные:

товарный знак предприятия-изготовителя;

знаки полярности: плюс "+" и минус "-";

дату изготовления (месяц, год);

обозначение технических условий (далее - ТУ) на АКБ конкретного типа;

номинальную емкость в ампер-часах на АКБ с общей крышкой;

номинальное напряжение в вольтах на АКБ с общей крышкой;

разрядный ток в амперах;

массу АКБ (если она составляет 10 кг и более);

клеймо технического контроля.

15. Маркировка АКБ зарубежного производства в соответствии со стандартами DIN состоит из пяти цифр (например, 55548). Первая цифра "5" означает, что номинальное напряжение -12 В, две следующие - емкость в 20-часовом режиме разряда для батарей до 100 Ач (здесь 55 Ач ). Если емкость батареи более 100, но менее 200 Ач, тогда к первой цифре 5 добавляется 1 (например, 68011 - 180 Ач ); если емкость 200 Ач и более, то к цифре 5 добавляется 2 (например, 70027 - на 200 Ач). Последние две цифры характеризуют конструктивное исполнение.

Кроме условного обозначения маркировка АКБ содержит:

товарный знак предприятия;

знак полярности: плюс "+" и минус "-";

номинальную емкость в ампер-часах;

номинальное напряжение в вольтах;

разрядный ток в амперах.



Глава 3

ОБСЛУЖИВАНИЕ АКБ



16. Подготовка сухозаряженной АКБ к работе. Для приведения сухозаряженной АКБ в рабочее состояние следует удостовериться в целостности корпуса, крышек, полюсных выводов, герметизирующих элементов. Очистить батарею от пыли и грязи, разгерметизировать ее. Для этого в зависимости от конструкции аккумуляторных крышек: вывернуть вентиляционные пробки, срезать выступы вентиляционных отверстий на пробках или снять с пробок герметизирующую пленку или удалить укупорочные стержни в штуцерах для автоматической регулировки уровня электролита, залить в АКБ электролит. Для умеренного климата температура электролита, заливаемого в АКБ, не должна превышать плюс 25 °С, для южных районов - не более плюс 30 °С. Не рекомендуется заливать АКБ электролитом с температурой ниже плюс 15 °С. Плотность заливаемого электролита должна соответствовать климатическим условиям эксплуатации АКБ согласно приложению 4.

17. Приготовить электролит с использованием аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды, отвечающих требованиям технических нормативных правовых актов. Электролит требуемой плотности можно приготовить из концентрированной серной кислоты плотностью 1,83 г/куб.см или электролита плотностью 1,40 г/куб.см. Второй способ предпочтительнее первого, так как приготовление электролита в этом случае сопровождается меньшим выделением тепла и, следовательно, требует меньше времени. В зависимости от плотности приготовляемого электролита промежуточный раствор надо разбавлять водой в пропорциях согласно приложению 5. Для приготовления одного литра электролита требуемой плотности могут быть использованы пропорции составляющих величин согласно приложению 5. В настоящее время предпочтение отдается готовым электролитам соответствующих расфасовок. Необходимое количество электролита для различных АКБ приведено в приложении 6.

18. Электролит в АКБ необходимо заливать тонкой струйкой с помощью фарфоровой или эбонитовой кружки и стеклянной воронки или специального приспособления до тех пор, пока зеркало электролита не коснется тубуса горловины, а при отсутствии тубуса заливать до уровня на 10 - 15 мм выше предохранительного щитка. Не раньше, чем через 20 минут, и не позже, чем через 2 часа, после заливки электролитом необходимо произвести замер плотности электролита. Если плотность понизилась не более чем на 0,03 г/куб.см, то батарея может эксплуатироваться сразу. Если плотность электролита понизилась более чем на 0,03 г/куб.см, то такие батареи надо зарядить.

19. При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных АКБ допускается устанавливать их на автомобили без проверки плотности электролита после 20 минут пропитки, если срок сухого хранения батареи не превышает 1 года, а температура батареи, заливаемого электролита и окружающего воздуха не ниже плюс 15 °С.

20. Если срок хранения АКБ был больше года, то необходимо проверить плотность электролита. Если она понизилась более чем на 0,03 г/куб.см, то батарею следует подзарядить.

21. При приведении в действие АКБ, хранившихся без электролита более установленных инструкциями сроков, они должны быть подвергнуты подзарядке.

22. Зарядка и подзарядка АКБ должна производиться от источников постоянного тока. Зарядка производится при начальной температуре электролита плюс 30 °С в холодном и умеренном районах и плюс 35 °С - в жарком и теплом влажном районах. Величину зарядного тока для первого заряда необходимо брать для несухозаряженных АКБ 0,07 А С20, а для сухозаряженных - 0,1 А С20 (С20 - номинальная емкость АКБ при 20-часовом режиме разряда). Например, для АКБ 3СТ - 150 величина зарядного тока у сухозаряженных 0,1 x 150 = 15 А, у несухозаряженных 0,07 x 150 = 0,5 А.

Перед зарядом АКБ подбирают в группы таким образом, чтобы:

батареи в группе имели одинаковую емкость и примерно равную степень разряженности;

при последовательном соединении напряжение на каждый аккумулятор составляло по 2,7 В (для 6-вольтовой батареи - 8,1 В, для 12-вольтовой - 16,2 В).

Количество групп аккумуляторов, включенных параллельно, должно соответствовать мощности выпрямителя. Например, необходимо зарядить батареи 6СТ - 90 от выпрямителя ВАГЗ 120 x 60. Сила зарядного тока равна 0,1 x 90 = 9 А. Количество батарей, соединенных в одну группу, можно определить по формуле



                     V        120
             К = -------- = -------- = 7,4,              (1)
                 2,7 x n    2,7 x 6


где: V - выходное напряжение выпрямителя, В;
     2,7 - вольтаж одного аккумулятора в батарее;
     n - количество аккумуляторов в одной батарее.
     Возможное    количество    групп,    включенных    параллельно,
определяется по формуле


                   i
                    выпр.    60
            m = --------- =  ---  ~= 7,                (2)
             Т     i          9
                    зар.


где: i      - величина выпрямленного тока выпрямителем, А;
      выпр.


     i     - величина зарядного тока.
      зар.


В этом случае зарядное устройство ВАГЗ 120-60 может зарядить одновременно 49 аккумуляторов.

Зарядка батарей ведется до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность остаются постоянными в течение 3 часов. Напряжение контролируется вольтметром со шкалой на 3 В с ценой деления 0,02 В, для батарей со скрытыми перемычками - вольтметром со шкалой на 30 В с ценой деления 0,2 В. Плотность электролита при изменении температуры определяется согласно приложению 7. При зарядке АКБ осуществляют контроль за температурой электролита; если она повышается выше плюс 45 °С в холодной и умеренной климатических зонах и выше плюс 50 °С в условиях жаркой и теплой влажной зон, то зарядку необходимо прекратить до снижения температуры плюс 30 °С и плюс 35 °С соответственно. В конце зарядки, если плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки согласно приложению 7, будет отличаться от нормы, необходимо в случае, если плотность выше нормы, долить дистиллированной воды. В случае, если плотность электролита ниже нормы, долить электролит плотностью 1,40 г/куб.см.

После корректировки плотности электролита необходимо продолжить зарядку в течение 30 минут до полного перемешивания электролита, затем отключить батареи и через 30 минут произвести замер уровня электролита во всех аккумуляторах. Нормального уровня добиваются доливкой электролита той же плотности или отсосом электролита резиновой грушей.

23. Техническое обслуживание АКБ является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке через определенный пробег автомобиля в объеме принятого перечня операций. Техническое обслуживание АКБ приурочивают к техническому обслуживанию автомобиля. Выполняет техническое обслуживание персонал аккумуляторного отделения, а в случае необходимости - автоэлектрики в зонах обслуживания автомобилей. Регулярное и качественное техническое обслуживание в полном объеме обеспечивает работоспособное состояние АКБ и увеличивает их ресурс.

24. Существенное влияние на долговечность АКБ оказывает величина зарядного напряжения от генератора. Повышенное напряжение приводит к перезаряду АКБ, а малое - к систематическому недозаряду АКБ. Перезаряд или недозаряд АКБ сокращает срок их службы. Величина зарядного напряжения должна быть в пределах, указанных в инструкции заводов-изготовителей.

25. На моделях автомобилей, оборудованных реле-регуляторами, допускается возможность регулировки при:

перезаряде АКБ;

недозаряде АКБ;

отклонении регулируемого напряжения от нормативных пределов, указанных в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Максимальная величина напряжения не должна быть более 15,5 В при номинальном напряжении 12 В и 31 В при номинальном напряжении 24 В.

Данные для регулирования реле-регулятора приведены согласно приложению 8. Широко применяемые интегральные регуляторы напряжения регулировке не подлежат, а при отклонении их параметров от нормы заменяются.

26. При первом техническом обслуживании автомобиля (далее - TO-1) необходимо выполнить следующие работы по техническому обслуживанию АКБ:

визуально осмотреть АКБ и выявить механические повреждения и дефекты;

почистить АКБ от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность АКБ, вытереть чистой ветошью, смоченной в растворе аммиака или кальцинированной соды (10%), после чего поверхность насухо вытереть. Очистку и протирку поверхности АКБ производить при ввернутых пробках во избежание засорения электролита;

проверить надежность крепления АКБ в гнезде и плотность контакта наконечников проводов с выводами АКБ. При обнаружении окисления наконечников проводов или полюсов выводов АКБ снять наконечники и зачистить их. Наконечники проводов после их монтажа на полюсные выводы смазать техническим вазелином;

при необходимости прочистить вентиляционные отверстия;

проверить уровень электролита во всех аккумуляторах. При необходимости долить дистиллированную воду до уровня 10 - 15 мм выше предохранительного щитка. Контроль уровня электролита в АКБ необслуживаемого типа осуществлять по установленным меткам или изменению цветности индикатора. Доливку дистиллированной воды по возможности производить при ТО-1. В холодное время года во избежание замерзания воду залить непосредственно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом. Температура замерзания электролита установлена согласно приложению 9 в зависимости от плотности.

27. При втором техническом обслуживании автомобиля (далее - TO-2) необходимо выполнить следующие работы по техническому обслуживанию АКБ:

выполнить все работы, предусмотренные ТО-1;

произвести проверку реле-регулятора и при необходимости отрегулировать его согласно приложению 8 или заменить;

при ненадежном запуске двигателя проверить плотность электролита с учетом температурной поправки согласно приложению 5;

установить степень ее заряженности согласно приложениям 4, 10.

Заряженность АКБ можно определить по показаниям нагрузочной вилки. Если заряженность менее 50% в летнее время и менее 75% в зимнее время, то АКБ необходимо снять с эксплуатации и поставить на заряд согласно приложению 11.

Средняя степень заряженности оказывает существенное влияние на срок службы АКБ и зависит от температуры окружающей среды, величины тока, продолжительности разрядов при движении автомобиля, а также величины регулируемого напряжения генератора.

Во избежание сокращения срока службы АКБ не следует допускать степень их заряженности ниже 75%.

28. Нарушения в технологии обслуживания АКБ резко снижают срок их службы.

Наиболее опасными и часто встречающимися нарушениями являются:

несвоевременная доливка дистиллированной воды;

доливка недистиллированной воды или пользование грязной посудой;

несвоевременная очистка вентиляционных отверстий в пробках;

отсутствие контроля за напряжением генератора.

Доливать электролит в АКБ запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. При этом плотность заливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в АКБ до выплескивания.

29. При подготовке к зиме (сезонное обслуживание совмещается с ТО-2) для получения возможно большей отдачи емкости АКБ и устранения необратимой сульфатации производить тренировочный цикл (заряд-разряд-заряд). С помощью этого цикла также определяют фактическую емкость АКБ. У современных АКБ явление необратимой сульфатации не наблюдается из-за применения химически стойких материалов и тренировочные циклы из рекомендаций по обслуживанию АКБ исключены.

В техническое обслуживание АКБ, находящихся на хранении с электролитом при положительной температуре, входит ежемесячный подзаряд АКБ согласно приложению 12 для восстановления емкости, потерянной от естественного саморазряда. Основные неисправности АКБ приведены согласно приложению 13. Обслуживание АКБ в соответствии с настоящими Правилами значительно повышает срок их службы.



Глава 4

КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РЕМОНТ АКБ



30. Проверка технического состояния и обнаружение неисправностей АКБ с учетом ее конструкции определяет объем ремонта для устранения дефекта и восстановления ее полной работоспособности.

Внешним осмотром определяют чистоту поверхности крышек, бака, мастики, отсутствие трещин и вытекания электролита. Проверяют чистоту вентиляционных отверстий, состояние выводов АКБ. Окисленные выводы зачищают и смазывают техническим вазелином.

При вывернутых пробках осуществляется контроль за выделением (или отсутствием) пузырьков газов из электролита. Наличие пузырьков свидетельствует об образовании местных токов в активной массе пластин.

Если установлено, что саморазряд аккумуляторов происходит из-за загрязнения электролита, то такую АКБ необходимо разрядить током, равным 0,1 емкости АКБ, до напряжения 1,1 - 1,2 В на один аккумулятор, чтобы посторонние металлы и их окислы, попавшие в аккумулятор, перешли с активной массы отрицательных пластин в электролит. После этого вылить весь электролит, а затем залить аккумуляторы свежим электролитом той же плотности, которую имел вылитый электролит, и полностью зарядить.

В зависимости от конструкции АКБ измеряют уровень электролита стеклянной трубкой диаметром 3 - 5 мм, а при ее отсутствии пластмассовым или деревянным стержнем. Уровень электролита должен быть на 10 - 15 мм выше предохранительного щитка. Уровень электролита контролируют по меткам оптимальных уровней, нанесенных на прозрачный корпус необслуживаемых АКБ, или по цветности индикатора, сигнализирующего понижение уровня. При понижении уровня электролита в аккумуляторы доливают дистиллированную воду. Для перемешивания воды с электролитом АКБ подзаряжают в течение 20 минут.

По индикатору заряженности, вмонтированному в крышку современных конструкций АКБ импортного производства, определяется, нормально ли заряжена АКБ, требуется ли подзаряд или вообще она непригодна для эксплуатации.

При отсутствии сигнализаторов измеряется плотность электролита при помощи денсиметра или плотномера. Чистота электролита в пипетке денсиметра характеризует загрязненность электролита осыпавшейся массой пластин.

Плотность электролита в проверяемых аккумуляторах батареи не должна отличаться более чем на 0,01 г/куб.см.

По плотности электролита в проверяемых АКБ определяют степень разряженности аккумуляторов, учитывая, что снижение плотности на 0,01 г/куб.см соответствует разряду аккумулятора на 6%.

Необходимо произвести корректировку плотности электролита доливкой в аккумуляторы воды, когда плотность выше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,40 г/куб.см, когда она ниже нормы.

Величина плотности позволяет подсчитать электродвижущую силу (далее - ЭДС) аккумуляторов и по формуле



                         E = 0,84 + г  ,                     (3)
                                     15


где: 0,84 - постоянное число;
     г   - плотность электролита, приведенная к +15 °С, г/куб.см.
      15


-------------------------------

г - греческая буква "гамма"



Расчетное значение ЭДС проверяют путем замера напряжения аккумуляторов батареи нагрузочной вилкой с отключенными резисторами или вольтметром. Если замеренное напряжение будет меньше величины ЭДС, подсчитанной по плотности электролита, то в аккумуляторе имеется частичное замыкание пластин. В случае полного короткого замыкания показание вольтметра будет равно нулю.

При полном коротком замыкании необходимо разобрать аккумулятор и устранить дефекты, вызвавшие замыкание. Для устранения частичного замыкания пластин производят промывку аккумуляторов дистиллированной водой.

После проведения всех перечисленных выше операций замеряется напряжение каждого аккумулятора под нагрузкой с помощью нагрузочной вилки. Измерение напряжения нагрузочной вилкой производят при завернутых пробках аккумуляторов, что предотвращает возможность взрыва гремучего газа.

Если аккумулятор исправен и полностью заряжен, то напряжение будет не ниже 1,7 - 1,8 В. При напряжении аккумулятора 1,4 - 1,7 В АКБ требует заряда. Если при проверке АКБ напряжение хотя бы одного аккумулятора отличается от напряжения других аккумуляторов более чем на 0,1 В или падает до значения 0,4 - 1,4 В, то АКБ неисправна и требует заряда или ремонта.

31. Ремонт АКБ в зависимости от характера неисправностей и объема работ по их устранению подразделяют на текущий, капитальный и восстановительный.

Текущий ремонт заключается в замене заливочной мастики, припайке перемычек, напайке выводов, замене крышек аккумуляторов.

Капитальный ремонт определяется необходимостью замены полублоков одной из полярностей электродов, а также замены моноблока и сепараторов.

Восстановительный ремонт включает замену блока обеих полярностей электродов и при необходимости замену моноблока, крышек и сепараторов.

Перечень оборудования, приспособлений и инструмента, рекомендуемый для проведения технического обслуживания и ремонта АКБ, приведен согласно приложению 14.

АКБ, прошедшие текущий, капитальный или восстановительный ремонт, выдерживают при температуре от плюс 25 град. C до минус 30 град. C не менее 18 часов, затем заливают электролитом плотностью (1,28 +/- 0,01) г/куб.см. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше плюс 25 град. C , так как в процессе пропитки электродов в аккумуляторах температура его повысится.

После пропитки, не ранее чем через 20 минут и не позднее чем через 2 часа, производится контроль плотности электролита в каждом аккумуляторе с целью определения степени их разряженности. При необходимости батарею заряжают. Емкость АКБ после капитального ремонта должна быть не ниже 80 - 85% номинальной емкости, установленной техническими нормативными правовыми актами.

При проведении ремонта АКБ необходимо учитывать фактический срок их службы и конструктивные особенности.

32. АКБ с общей крышкой производства стран СНГ практически исключают возможность разборки и ремонта, однако отдельные неисправности и дефекты, не требующие больших трудозатрат, могут быть устранены.

33. Ремонт АКБ зарубежного производства любой емкости не производится, за исключением восстановления износившихся или поврежденных полюсных выводов.

34. Требования к помещениям по техническому обслуживанию и ремонту АКБ должны соответствовать установленным техническими нормативными правовыми актами противопожарным требованиям, и иным техническим нормативным правовым актам по проектированию зарядных станций стартерных аккумуляторных батарей.

35. Требования по технике безопасности при эксплуатации и ремонте АКБ должны соответствовать нормативным правовым актам по охране труда на автомобильном транспорте.



Глава 5

ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА АКБ



36. При разнообразии ассортимента АКБ и своевременной их поставке автопредприятиям достаточно иметь оптимальный резерв новых батарей. В практике приходится хранить как новые, так и бывшие в эксплуатации (временно снятые с автомобиля) АКБ. Новые АКБ поставляются потребителям в сухозаряженном состоянии или с залитым электролитом.

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.