|
|
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 01.03.2002 N 33 "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения проверок (ревизий) деятельности страховых (перестраховочных) организаций, страховых посредников, их обособленных структурных подразделений"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Зарегистрировано в НРПА РБ 20 марта 2002 г. N 8/7881 В соответствии с абзацем 2 подпункта 7.17 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь", Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г. N 722), Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации и проведения проверок (ревизий) деятельности страховых (перестраховочных) организаций, страховых посредников, их обособленных структурных подразделений. Министр Н.П.КОРБУТ УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 01.03.2002 N 33 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ (ПЕРЕСТРАХОВОЧНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ, СТРАХОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ ОБОСОБЛЕННЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г. N 722) (далее - Порядок) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788; 2001 г., N 117, 1/3286), и регулирует порядок организации и проведения Министерством финансов Республики Беларусь (далее - Министерство финансов) и главными управлениями Министерства финансов Республики Беларусь по областям и г.Минску (далее - главные управления) проверок (ревизий) деятельности страховых (перестраховочных) организаций, страховых посредников, их обособленных структурных подразделений.
2. Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверок (ревизий), являются: проверка соблюдения страховой (перестраховочной) организацией, страховым посредником, их обособленным структурным подразделением (далее - юридические лица и предприниматели) законодательства о страховании; проверка законности совершаемых юридическим лицом или предпринимателем хозяйственных и финансовых операций, обеспечение сохранности государственного имущества; своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению; принятие мер по возмещению причиненного вреда; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности юридического лица или предпринимателя. 3. Проверки (ревизии), проводимые Министерством финансов и главными управлениями, могут быть плановыми и внеплановыми (пункт 6 Порядка). Плановыми проверками (ревизиями) являются проверки (ревизии), включенные в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в области (г.Минске).
Часть третья - четвертая исключены. - Постановление Минфина от 06.09.2006 N 109.
Глава 2 ОБЯЗАННОСТИ, ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ 4. При проведении проверок (ревизий) работники, направленные на проверку, обязаны: строго руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, законами, иными актами законодательства Республики Беларусь, Порядком, а также принятыми в установленном порядке нормативными правовыми актами Министерства финансов, регламентирующими страховую деятельность; принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства о страховании, возмещению вреда, причиненного юридическим и физическим лицам или государству, а также привлечению к ответственности физических и юридических лиц;
при выявлении фактов нарушения законодательства о страховании, невыполнения обязательств перед бюджетом выяснять все существенные для принятия обоснованного решения обстоятельства их совершения и объективно отражать их в актах, с установлением причин и лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение юридическим лицом или предпринимателем законодательства о страховании (пункт 13 Порядка); проверять полноту и своевременность устранения нарушений и недостатков, выявленных предыдущими проверками (ревизиями) по аналогичной тематике; принимать меры, направленные на устранение причин, порождающих необоснованные страховые выплаты, нецелевое использование страховых резервов, необоснованное перечисление страховых взносов страховым и перестраховочным организациям с нарушением установленного порядка, незаконное расходование финансовых и материальных ресурсов, хищение средств, представление недостоверной отчетности, невыполнение или несвоевременное выполнение обязательств перед бюджетом и т.д. 5. Права, предоставляемые работнику, направленному на проверку (ревизию), определены пунктом 11 Порядка. 6. При выявлении фактов совершения подлога документов проверяющие имеют право изымать подлинные документы, взамен которых в делах юридического лица или предпринимателя оставлять копии или описи изъятых документов, заверенные подписями проверяющего и главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого юридического лица или предпринимателя (пункт 13 Порядка). 7. Должностные лица юридического лица и предприниматель обязаны выполнять требования проверяющих работников, вытекающие из Порядка. За невыполнение таких требований указанные должностные лица, юридические лица и предприниматели несут ответственность, установленную законодательством. 8. Работники, проводящие проверку (ревизию), несут персональную ответственность в соответствии с законодательством за качество проводимой проверки (ревизии), а руководитель ревизионной группы, кроме того, отвечает за работу ревизионной группы в целом, а также за качество и своевременность оформления материалов проверки (ревизии). За преднамеренное искажение или сокрытие фактов хищений и злоупотреблений, использование служебного положения в корыстных целях проверяющие работники привлекаются к ответственности в установленном порядке в соответствии с законодательством. Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ) 9. Проверка (ревизия) (кроме проверок, проводимых по месту нахождения Министерства финансов) проводится на основании предписания Министра финансов, его заместителя, курирующего вопросы главного управления страхового надзора, иного уполномоченного должностного лица Министерства финансов, начальника главного управления или его заместителя. В предписании указываются: наименования контролирующего органа, проводящего проверку (ревизию), и юридического лица, фамилия, имя, отчество предпринимателя, в отношении которого проводится проверка (ревизия), фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность (состав ревизионной группы), тема проверки (ревизии) и срок ее проведения (пункт 8 Порядка). Часть исключена. - Постановление Минфина от 06.09.2006 N 109.
10. Общий срок проведения проверки (ревизии) определяется исходя из объема предстоящей работы с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого юридического лица или предпринимателя и не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен Министром финансов или его заместителем, курирующим вопросы главного управления страхового надзора.
11. Проведению проверки (ревизии) должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой необходимо изучить материалы предыдущих проверок, отчетные данные, поступившие жалобы и другую информацию, а также получить сведения о числящихся за проверяемой страховой организацией бланках страховых свидетельств (полисов) и квитанций о приеме страховых взносов от населения (серия, номер, дата их получения), о наличии лицензии на осуществление страховой деятельности и другую необходимую информацию.
До проведения проверки (ревизии) проверяющим (руководителем ревизионной группы) разрабатывается программа ее проведения с указанием проверяемых вопросов и конкретных исполнителей, которая утверждается Министром финансов, его заместителем, курирующим вопросы главного управления страхового надзора, иным уполномоченным должностным лицом Министерства финансов, начальником главного управления или его заместителем.
В необходимых случаях проверки (ревизии) проводятся по постановлению органа предварительного следствия или на основании судебного акта. Конкретный перечень подлежащих проверке (ревизии) вопросов в этих случаях согласовывается с органом, назначившим (инициировавшим) проверку (ревизию).
12. Перед началом проведения проверки (ревизии) работник, проводящий проверку (ревизию), или руководитель группы работников, проводящих проверку (ревизию), обязан предъявить руководителю юридического лица, при его отсутствии - представителю юридического лица либо предпринимателю, при его отсутствии - представителю предпринимателя служебное удостоверение, предписание на проведение проверки (ревизии), а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (ревизий).
13. Контроль финансово-хозяйственной деятельности по соблюдению законодательства о страховании проводится путем: изучения действующего у юридического лица или предпринимателя внутрихозяйственного учета и контроля; проверки документов в целях установления законности произведенных хозяйственных и финансовых операций; проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг, выполнения работ; сопоставления данных первичного бухгалтерского учета с данными отчетности; сопоставления записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям; проведения встречных проверок; сличения в установленном законодательством порядке имеющихся у проверяемого юридического лица или предпринимателя выписок банка по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, в целях сопоставления их с копиями; сличения в предусмотренных законодательством случаях и порядке копий платежных документов, имеющихся у проверяемого юридического лица или предпринимателя, с платежными документами, хранящимися в банке; проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны; проверки состояния внутрихозяйственного контроля; других контрольных действий, связанных с изучением вопросов, определенных программой проверки (ревизии). Глава 4 ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ (РЕВИЗИИ) 14. По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения законодательства о страховании, составляется акт, содержащий доказательства выявленных нарушений, с указанием обстоятельств совершенного правонарушения, времени его совершения, других существенных обстоятельств по факту нарушения, которые могут способствовать объективному и законному принятию решения о применении мер воздействия к юридическому лицу и предпринимателю (пункт 18 Порядка). Состав сведений, которые должны быть указаны в акте проверки (ревизии), определены пунктом 17 Порядка. Акты (справки) подписываются проводившим проверку (ревизию) работником Министерства финансов, главного управления (руководителем проверки (ревизии). Руководитель юридического лица, при его отсутствии - представитель юридического лица либо предприниматель, при его отсутствии - представитель предпринимателя, а также лицо, выполняющее функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого юридического лица либо предпринимателя, обязаны подписать акт (справку) проверки (ревизии). При необходимости акт (справка) проверки (ревизии) подписывается иными участниками проверки (ревизии).
В случае отказа уполномоченного представителя юридического лица или предпринимателя от подписания акта проверки (ревизии) в нем делается соответствующая запись. Представитель юридического лица или предприниматель вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта (пункт 14 Порядка). 15. Результаты проверки (ревизии) излагаются в акте на основе: проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся у проверяемого юридического лица или предпринимателя документов и материалов; проведенных встречных проверок; фактических проверок действительности совершенных операций; итогов по данным проведенных в ходе проверки (ревизии) инвентаризаций. 16. В акте проверки (ревизии) должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки (ревизии) различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого юридического лица или предпринимателя. По каждому факту отражается содержание нарушения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты, когда, где, каким способом, по чьему указанию оно совершено и его последствия. В актах проверок (ревизий) не должна даваться оценка действиям должностных и материально ответственных лиц. Акт не должен загромождаться цифровыми данными, имеющимися в отчетности и не относящимися к вопросам, подлежащим проверке. Однородные нарушения могут отражаться в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки, в которых указываются все необходимые данные по каждому факту нарушения (сумма вреда, период, на протяжении которого совершалось нарушение, даты и номера документов и другие сведения). В акте могут приводиться обобщенные итоговые данные и примеры. В необходимых случаях к акту могут быть приложены копии или выписки из иных документов, а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, заверенные в установленном порядке.
Копии документов и учетных регистров, прилагаемых к акту проверки (ревизии), заверяют руководитель и главный бухгалтер проверяемого юридического лица или предприниматель. Подлинные документы прилагаются к акту в тех случаях, когда они являются доказательством совершенного злоупотребления и сохранность которых у проверяемого юридического лица или предпринимателя должным образом не будет обеспечена. В таких случаях на место изъятого документа помещают заверенную в установленном порядке его копию с указанием на обороте основания и даты изъятия подлинника. 17. При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его должностные лица юридического лица или предприниматель делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в Министерство финансов, главное управление, которые рассматриваются в соответствии с пунктом 15 Порядка, при этом по истечении установленного 5-дневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.
Акт проверки (ревизии) составляется в двух экземплярах, а при проведении совместных проверок (ревизий) с другими контролирующими органами либо необходимости передачи материалов проверки в правоохранительные органы - в трех и более экземплярах. Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемого юридического лица или предпринимателю, о чем делается отметка на первом экземпляре акта "Один экземпляр акта получил ________________". (подпись и дата) 18. В случаях, если выявленное нарушение или злоупотребление может быть скрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение юридическим лицом законодательства о страховании, проверяющими до окончания проверки (ревизии) составляется отдельный (промежуточный) акт в соответствии с пунктом 16 Порядка. 19. Промежуточные акты составляются также по результатам проверки кассы (фактического наличия ценностей в кассе или у подотчетного лица, материальных ценностей у материально ответственных лиц, а также в других случаях в соответствии с законодательством). Один экземпляр акта передается руководителю проверяемого юридического лица или предпринимателю. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт проверки (ревизии). Акт проверки (ревизии), проводившейся по постановлениям правоохранительных органов или определениям судов, вместе с приложениями, объяснениями должностных лиц и заключениями по ним, а при необходимости и подлинными документами направляется сопроводительным письмом для рассмотрения в орган, назначивший проверку. 20. По окончании проверки (ревизии) Министерство финансов и главное управление имеют право проинформировать собственника (уполномоченное им лицо) проверенного юридического лица о выявленных фактах нарушений законодательства, невыполнения или несвоевременного выполнения обязательств перед бюджетом, недостач и хищений с указанием обстоятельств и причин их возникновения и внесением предложений по их устранению и предотвращению, а в предусмотренных законодательством случаях - Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и другие государственные органы.
21. При выявлении фактов причинения вреда, недостач и хищений денежных средств (иного имущества), необоснованного списания денежных средств и товарно-материальных ценностей и других об этом немедленно ставится в известность лицо, назначившее проверку (ревизию). Материалы таких проверок (ревизий) передаются в 10-дневный срок правоохранительным органам в оригиналах в соответствии с пунктом 20 Порядка. 22. Оформленный в соответствии с требованиями Порядка акт проверки (ревизии) с конкретными предложениями, протокол об административном правонарушении и другие материалы направляются (передаются) Министру финансов, его заместителю, курирующему вопросы главного управления страхового надзора, иному уполномоченному должностному лицу.
|
Партнеры
|