Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23.01.2002 N 8 "Об утверждении Правил аудиторской деятельности"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

наличие (отсутствие) причин отнесения данного аудиторского задания к разряду сопряженных с необычными рисками;

оценку независимости аудиторской организации;

соответствие решения о возможности работы с данным аудируемым лицом кодексу аудиторской этики аудиторской организации;

наличие у аудиторской организации работников, имеющих знания в соответствующей области;

определение типов аудиторских заданий, которые возможно выполнить;

наличие (отсутствие) возможных событий, при наступлении которых может возникнуть угроза независимости или которые могут побудить аудиторскую организацию принять решение об отказе в заключении договора с аудируемым лицом. К таким событиям могут относиться значительные изменения, касающиеся состава руководства, структуры собственности, финансового положения, участия в рассмотрении дел в судах, объема задания, характера деятельности аудируемого лица;

обеспечение необходимого контроля за выполнением работ.

3. Довести до работников результаты оценки и процедуры, направленные на сохранение сотрудничества с аудируемым или иным лицом, которому оказываются аудиторские услуги.



Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля

качества аудита



Принципы:

необходимо постоянно осуществлять наблюдение за уровнем эффективности принятых аудиторской организацией правил и процедур внутреннего контроля качества аудита.

Основные процедуры:

1. Определить приказом (или иным документом):

периодичность, объем и сроки проведения мероприятий по мониторингу эффективности правил и процедур контроля качества аудита (рекомендовано ежегодно в конце года);

работников, уполномоченных проводить мониторинг и корректировку процедур;

процедуры проведения мониторинга.

2. Процедуры проведения мониторинга должны обеспечивать разумную уверенность в том, что цель и процедуры внутреннего контроля качества в аудиторской организации являются эффективными и для этого в процессе мониторинга осуществляются:

проверка и тестирование соблюдения общих требований и процедур контроля качества аудиторской организации;

выборочная проверка аудиторских процедур на предмет соответствия республиканским правилам аудиторской деятельности, а также правилам и процедурам аудиторской организации по контролю качества;

обсуждение общих выводов мониторинга с работниками;

принятие по результатам обсуждения решений о необходимости корректировок процедур внутреннего контроля качества и о мероприятиях по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков.

3. Определить сроки внесения корректировок и устранения недостатков внутренней системы контроля качества. Как правило, срок не должен составлять более одного месяца со дня принятия решений.







                                               УТВЕРЖДЕНО
                                               Постановление
                                               Министерства финансов
                                               Республики Беларусь
                                               23.01.2002 N 8


ПРАВИЛА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"ОТЧЕТ (АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ"



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Целью правил аудиторской деятельности "Отчет (аудиторское заключение) по специальному аудиторскому заданию" (далее - Правила) является определение требований к содержанию отчета (аудиторского заключения) аудиторских организаций или аудиторов - индивидуальных предпринимателей (далее - аудиторская организация) о выполнении специальных аудиторских заданий.

2. Задачами Правил являются:

определение основных принципов подготовки отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию;

определение порядка и особенностей оформления аудиторской организацией отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию.

3. Требования Правил являются обязательными для всех аудиторских организаций при оформлении отчетов (аудиторских заключений) по специальным аудиторским заданиям.



Глава 2

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ОТЧЕТА (АУДИТОРСКОГО

ЗАКЛЮЧЕНИЯ) ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ



4. Под специальным аудиторским заданием понимается порученное аудиторской организации задание на проведение аудита, отличного от аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Заказчиками специального аудиторского задания могут быть аудируемые лица, государственные органы, а также иные заинтересованные пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Специальное аудиторское задание может выдаваться на аудит:

правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

целевого использования кредитов и инвестиций;

финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

финансового состояния эмитента ценных бумаг;

формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;

достоверности налоговой декларации (расчета);

состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;

стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;

иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

5. Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется в случаях, предусмотренных законодательством, инициативное - во всех остальных случаях.

К обязательным специальным аудиторским заданиям относятся:

документальное подтверждение факта формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями;

документальное подтверждение факта формирования уставного фонда юридического лица, являющегося резидентом свободной экономической зоны;

подтверждение в установленном порядке происхождения денежных средств учредителей (участников) страховой (перестраховочной) организации при формировании ее уставного фонда в случаях, определенных законодательством;

подтверждение в установленном порядке налоговой декларации (расчета) о доходах иностранной организации, открывшей представительство и (или) осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

подтверждение в установленном порядке налоговой декларации (расчета) о доходах иностранной организации, не осуществляющей деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, открывшей счет в банке Республики Беларусь;

подтверждение состава и стоимости предприятия до подписания договора его продажи;

подтверждение финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

другие специальные аудиторские задания, выполняемые в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

6. Содержание, сроки и объем работ по специальному аудиторскому заданию должны быть оговорены в договоре оказания аудиторских услуг.

7. Перед выполнением специального аудиторского задания аудиторская организация должна удостовериться в том, что у нее достигнуто взаимопонимание с лицом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также формы и содержания отчета (аудиторского заключения), который будет предоставлен аудиторской организацией.

8. Вопросы для специального аудиторского задания должны быть сформулированы четко, конкретно во избежание их двоякого толкования.

9. Аудиторская организация должна указать в договоре цель, для которой будет подготовлен отчет (аудиторское заключение), а также может установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц. Примерная форма общей структуры отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию представлена согласно приложению 1.

10. Итоговая часть отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании.

11. В аналитическую часть отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документации и другие вопросы. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к отчету (аудиторскому заключению). На них в тексте отчета (аудиторского заключения) делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как составная часть отчета (аудиторского заключения).

12. В случае, если аудируемое лицо предоставляет финансовую информацию Национальному банку Республики Беларусь, собственникам, страховщикам и другим пользователям, ими может быть предписана форма отчета (аудиторского заключения), которая не соответствует требованиям настоящих Правил.



Глава 3

ОТЧЕТ (АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ

АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ НА АУДИТ

ОТДЕЛЬНЫХ СТАТЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ



13. В соответствии со специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности либо относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности.

Такое специальное аудиторское задание может быть выполнено как самостоятельное задание по отдельному договору или в составе аудита достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Данные, полученные по результатам специального аудиторского задания, не могут служить основанием для выводов о достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

14. Выполняя специальное аудиторское задание на аудит отдельных статей бухгалтерской отчетности, аудиторской организации следует иметь в виду, что многие статьи отчетности взаимосвязаны. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудиторской организации необходимо использовать аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям.

При определении объема работы аудиторская организация должна поставить в известность лицо, поручившее выполнение специального аудиторского задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская и иная информация, а также определить, какая именно.

15. При выполнении специального аудиторского задания определение уровня существенности затруднено, поскольку для выполнения специального аудиторского задания не предоставлена бухгалтерская отчетность аудируемого лица в целом, а величина оборотов по какому-либо счету бухгалтерского учета является величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же счету бухгалтерского учета могут быть крупными с точки зрения одного аудируемого лица и малыми с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

16. Отчет (аудиторское заключение) по специальному аудиторскому заданию на аудит отдельных статей бухгалтерской отчетности должен включать указание на нормативные правовые акты Республики Беларусь, которыми руководствовалось аудируемое лицо при оценке и учете статей отчетности. В отчете (аудиторском заключении) также должно быть выражено мнение (аудиторское заключение) о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанным нормативным правовым актам Республики Беларусь, регулирующим бухгалтерский учет.

Примерные формы отчетов (аудиторских заключений) по специальному аудиторскому заданию на аудит отдельных статей бухгалтерской отчетности представлены согласно приложениям 2 и 3.

17. При выполнении специального аудиторского задания аудитор должен ознакомиться с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица за тот же период.



Глава 4

ОТЧЕТ (АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ

АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ НА АУДИТ

СОБЛЮДЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА



18. Аудиторской организации в соответствии со специальным аудиторским заданием может быть поручено выразить мнение об исполнении аудируемым лицом определенных условий договоров.

19. Аудиторская организация может выразить свое мнение относительно соблюдения условий договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и налогообложения на всех этапах реализации договора. Если в поручении на выполнение специального аудиторского задания содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции аудиторской организации и требующие специальных знаний в области науки, техники, искусства и других областях знаний, аудиторской организации следует привлечь эксперта.

20. В отчете (аудиторском заключении) по специальному аудиторскому заданию должно быть выражено мнение о том, соблюдены ли аудируемым лицом конкретные условия договора. Примерная форма отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию на аудит соблюдения условий договора представлена согласно приложению 4.



Глава 5

ОТЧЕТ (АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ

АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ ПО БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)

ОТЧЕТНОСТИ, СОСТАВЛЕННОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВАМИ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ОТЛИЧНЫМИ ОТ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ

И ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЯ

ОТЧЕТНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



21. Бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть подготовлена аудируемым лицом для специальных целей в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от основ бухгалтерского учета в Республике Беларусь (например, в соответствии с национальными стандартами (правилами) бухгалтерского учета другой страны).

22. Аудиторская организация должна рассмотреть, явствует ли из названия или примечаний к бухгалтерской (финансовой) отчетности, что данная отчетность подготовлена в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от основ бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Если в названии такой бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующие указания или примечания отсутствуют, то аудиторская организация должна указать это в своем отчете (аудиторском заключении).

23. Отчет (аудиторское заключение) по специальному аудиторскому заданию на аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от основ бухгалтерского учета в Республике Беларусь, должен содержать указание на применявшиеся основы бухгалтерского учета или на параграф отчетности, в котором содержится такое примечание. В отчете (аудиторском заключении) должно быть указано, подготовлена ли бухгалтерская отчетность во всех существенных отношениях в соответствии с этими основами.

Примерная форма отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию на аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от основ бухгалтерского учета в Республике Беларусь, представлена согласно приложению 5.



Глава 6

ОТЧЕТ (АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ

АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ НА АУДИТ ОТЧЕТА,

ПОДГОТОВЛЕННОГО ЗА РЯД СМЕЖНЫХ ЛЕТ



24. Аудируемое лицо может подготовить специальные отчеты, представляющие обобщенные данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд смежных лет, с целью информирования пользователей, интересующихся основными данными деятельности организации и ее результатами.

25. Обобщенный отчет значительно менее детализирован, чем годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, достоверность которой подтверждена аудиторской организацией. В таких отчетах должно быть четко обозначено, что они имеют сокращенный характер, и поэтому пользователю отчета для лучшего понимания финансового положения организации и результатов ее деятельности за каждый год необходимо использовать обобщенный отчет вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью, достоверность которой подтверждена аудиторской организацией.

26. Обобщенный отчет должен быть озаглавлен таким образом, чтобы указывать на ту бухгалтерскую (финансовую) отчетность, на основании которой он был подготовлен (например, "Отчет, подготовленный на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности на 1 января 2000 г., 1 января 2001 г., проверенной аудиторской организацией").

27. Фраза об отражении в отчетности показателей деятельности "достоверно во всех существенных отношениях" не должна использоваться аудиторской организацией при формировании ею мнения относительно обобщенных отчетов, так как обобщенный отчет не содержит всей информации, которая в соответствии с требованиями должна содержаться в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, достоверность которой подтверждена аудиторской организацией.

Примерная форма отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию на аудит отчета, подготовленного за ряд смежных лет, представлена согласно приложению 6.



Глава 7

ОТЧЕТ (АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ

АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ, ПОЛУЧЕННОМУ

ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ



28. В отчете (аудиторском заключении) по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение" и тому подобных.

29. Выводы аудиторской организации должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторской организацией факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо норм нормативных правовых актов Республики Беларусь. Если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нормативный правовой акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствующие выявленному нарушению. Когда это представляется возможным, аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц аудируемого лица несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба.

30. Содержание отчета (аудиторского заключения) по специальному аудиторскому заданию должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации.



Глава 8

ОТЧЕТ (АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ

СПЕЦИАЛЬНОМУ АУДИТОРСКОМУ ЗАДАНИЮ



31. По результатам обязательного специального аудиторского задания аудиторская организация в зависимости от требований законодательства:

составляет отчет (аудиторское заключение) по установленной форме;

подтверждает данные документа, составленного аудируемым лицом;

составляет отчет (аудиторское заключение) в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Так, например, по результатам выполнения обязательного специального аудиторского задания на подтверждение факта формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями или на подтверждение факта формирования уставного фонда юридического лица, являющегося резидентом свободной экономической зоны, аудиторская организация составляет аудиторское заключение по формам, установленным законодательством. При этом обязательным является подготовка письменной информации (отчета) аудиторской организации по результатам проведения аудита.

По результатам выполнения обязательного специального аудиторского задания по подтверждению налоговой декларации (расчета) о доходах иностранной организации в соответствии с законодательством аудиторская организация подтверждает и заверяет достоверность сведений, указанных в декларации, непосредственно на самой декларации. При этом обязательным является подготовка письменной информации (отчета) по результатам проведения аудита достоверности налоговой декларации (расчета).

В случаях, когда законодательством не установлены особые требования к форме, содержанию и порядку подготовки отчета (аудиторского заключения) по результатам обязательного специального аудиторского задания, необходимо подготовить отчет (аудиторское заключение) в соответствии с требованиями главы 2 настоящих Правил.

32. Исключен.

33. В соответствии с законодательством, регулирующим отношения, связанные с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, состав и стоимость предприятия как имущественного комплекса определяется на основании полной инвентаризации предприятия.

Аудиторской организации по договору оказания аудиторских услуг поручается на основании проведенного аудита выразить мнение о составе и стоимости предприятия как имущественного комплекса. С этой целью аудиторская организация планирует и проводит аудиторские процедуры в объеме, необходимом для получения достаточных и надлежащего характера аудиторских доказательств, позволяющих ей сформировать аудиторское мнение.

Примерная форма аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию о подтверждении состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса представлена согласно приложению 7.

34. Для подготовки аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию по подтверждению финансового состояния инвестора аудиторская организация проводит анализ финансовой и хозяйственной деятельности инвестора за три года, предшествующих планируемому году, а также за прошедшие кварталы года, в котором документы представляются на государственную комплексную экспертизу. Анализ финансовой и хозяйственной деятельности организации, созданной менее чем за два года до рассмотрения инвестиционного проекта, проводится за весь период ее существования.

В целях всесторонней оценки финансового состояния инвестора, претендующего на государственную поддержку, аудиторской организации следует проанализировать основные показатели его финансовой и хозяйственной деятельности и тенденции их изменения, в том числе:

платежеспособность и ликвидность;

финансовую устойчивость;

деловую активность;

рентабельность;

общий, основной, оборотный капитал и эффективность его использования;

собственные и заемные источники формирования основного и оборотного капитала;

дебиторскую и кредиторскую задолженности;

поступление и расходование валютных средств;

использование прибыли и амортизации.

По результатам проведения анализа финансовой и хозяйственной деятельности аудиторская организация готовит аудиторское заключение в составе аналитической и итоговой частей (с приложением аналитических таблиц с пояснениями и выводами по каждому блоку анализа).

В итоговой части аудиторского заключения должны содержаться выводы по каждому проанализированному вопросу и общий вывод о финансовом состоянии инвестора с учетом динамики его изменения за анализируемый период.

Примерная форма аудиторского заключения о финансовом состоянии инвестора представлена согласно приложению 8.







Приложение 1

к правилам аудиторской

деятельности "Отчет

(аудиторское заключение)

по специальному

аудиторскому заданию"



ПРИМЕРНАЯ ОБЩАЯ СТРУКТУРА ОТЧЕТА (АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ АУДИТОРСКИМ ЗАДАНИЯМ



Название документа: "Отчет по специальному аудиторскому заданию"

Адресат



Вводная часть

Представление аудиторской организации (аудитора - индивидуального предпринимателя), выполнившей специальное аудиторское задание.

Объект специального аудиторского задания.

Указание на ответственность (наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя) за нарушение законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности и ответственность аудитора за свой отчет.



Аналитическая часть

Описание работы, выполненной аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем).

Описание и обоснование методов, примененных аудиторской организацией (аудитором - индивидуальным предпринимателем) в ходе выполнения специального аудиторского задания.

Изложение вопросов, которые аудиторская организация (аудитор - индивидуальный предприниматель) полагает существенными.



Итоговая часть

Мнение аудиторской организации (аудитора - индивидуального предпринимателя) по результатам выполнения специального аудиторского задания.



__________________________________________________ _________________
(подпись руководителя аудиторской организации или    (И.О.Фамилия)
    аудитора - индивидуального предпринимателя)
М.П.
______________________
(дата выдачи отчета)






Приложение 2

к правилам аудиторской

деятельности "Отчет

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.