Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 10.01.2002 N 3 "Об утверждении Положения об организации работ по проведению сертификации программных средств создания и обработки электронных документов, используемых для проведения расчетов в автоматизированной системе межбанковских расчетов"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 1



Зарегистрировано в НРПА РБ 31 января 2002 г. N 8/7745



На основании статьи 30 Банковского кодекса Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 106, 2/219) Совет директоров Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемое Положение об организации работ по проведению сертификации программных средств создания и обработки электронных документов, используемых для проведения расчетов в автоматизированной системе межбанковских расчетов.



Председатель Правления П.П.ПРОКОПОВИЧ







                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Постановление
                                                 Совета директоров
                                                 Национального банка
                                                 Республики Беларусь
                                                 10.01.2002 N 3


ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕРТИФИКАЦИИ

ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ И ОБРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ

ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ В

АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1. Одной из важнейших задач в области функционирования национальной платежной системы является обеспечение высокой степени безопасности, операционной надежности и эффективности процесса проведения безналичных расчетов с использованием электронных документов. Реализация этих задач достигается как путем модернизации технических средств платежной системы, совершенствования методов и процедур управления расчетами, так и путем сертификации программных средств (далее - ПС) создания и обработки электронных документов, используемых для проведения расчетов в автоматизированной системе межбанковских расчетов, на основании которых проводятся безналичные расчеты.

Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. N 641 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 106, 1/3191), предусматривается в текущем году начало работ по введению обязательной сертификации программно-технических средств.

2. Учитывая уровень ответственности, возникающей при использовании электронных документов, Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 357-З "Об электронном документе" (Национальный реестр правовых актов в Республике Беларусь, 2000 г., N 7, 2/132) определены общие требования, предъявляемые как к самому документу, так и к его использованию. Порядок использования электронных документов при произведении безналичных расчетов на территории Республики Беларусь устанавливается Национальным банком Республики Беларусь. Сертификация ПС, необходимых для создания, передачи, обработки и хранения электронных документов, используемых для проведения расчетов в автоматизированной системе межбанковских расчетов, на основании которых проводятся безналичные расчеты (далее - электронные документы), используемых в банковской деятельности, производится органом по сертификации при Национальном банке Республики Беларусь. Перечень программных средств, используемых в банковской деятельности и подлежащих обязательной сертификации, определяется Национальным банком Республики Беларусь.

Осуществляемые Национальным банком Республики Беларусь организационно-технические мероприятия, включающие разработку организационно-методических документов, обеспечивают проведение сертификации ПС указанного класса.

3. В Национальной системе сертификации Республики Беларусь республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации в качестве органа по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий (далее - орган по сертификации) аккредитовано республиканское унитарное предприятие "Белорусский межбанковский расчетный центр" (далее - УП БМРЦ). В качестве испытательной лаборатории в данной области аккредитовано управление испытаний республиканского унитарного предприятия "Центр банковских технологий" (далее - УП ЦБТ).

4. В соответствии с утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2001 г. N 354 Программой введения обязательной сертификации программных средств создания и обработки электронных документов, используемых при проведении расчетов в автоматизированной системе межбанковских расчетов (далее - АС МБР) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 15, 8/7695), сертификации подлежат ПС, относящиеся к подклассу создания и обработки электронных документов, используемых для проведения расчетов в АС МБР.

К подклассу ПС создания и обработки электронных документов, используемых для проведения расчетов в АС МБР, относятся ПС, реализующие функции формирования общей и особенной частей электронных документов, используемых для проведения расчетов в АС МБР, и функции их обработки.

Функции формирования общей части электронных документов, используемых для проведения расчетов в АС МБР, включают в себя формирование наборов данных (файлов) определенной структуры в соответствии с требованиями руководящих документов Республики Беларусь (далее - РД РБ) и запись их на машинный носитель.

Функции формирования особенной части электронных документов, используемых для проведения расчетов в АС МБР, включают в себя проверку структуры общей части документов, установку электронной цифровой подписи и запись документов на машинный носитель.

Функции обработки электронных документов, используемых для проведения расчетов в АС МБР, включают в себя проверку структуры поступающих из АС МБР документов на соответствие требованиям РД РБ.

5. Функции формирования общей части электронных документов рассматриваемого подкласса реализуются ПС, входящими в состав автоматизированных систем банков (компонентами этих систем), непосредственно взаимодействующих с АС МБР. Взаимодействие с АС МБР обеспечивается автоматизированными системами банков двух видов:

непосредственно взаимодействующими с АС МБР (системы банков, филиалов);

обеспечивающими взаимодействие банка и его филиалов с АС МБР (системы банков).

Функции формирования особенной части электронных документов рассматриваемого подкласса и их обработки реализуются ПС, входящими в состав интерфейсного комплекса АС МБР (интерфейсным модулем).

6. Сертификация ПС рассматриваемого подкласса проводится на соответствие требованиям РД РБ, определяющих форматы и правила формирования электронных документов, используемых для проведения расчетов в АС МБР, и стандартов Единой системы программной документации (далее - ЕСПД).

7. Работы по сертификации ПС рассматриваемого подкласса проводятся органом по сертификации, сертификационные испытания - управлением испытаний УП ЦБТ. Сертификация ПС и их сертификационные испытания проводятся на договорной основе с заявителем (организацией, представляющей ПС на сертификацию).

8. Настоящее Положение соответствует требованиям, установленным документом БМРЦ.0102.05 "Порядок проведения сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий", конкретизирует порядок проведения работ в процессе введения обязательной сертификации ПС рассматриваемого подкласса (за исключением ПС электронно-цифровой подписи) и взаимоотношения между участниками АС МБР, заявителем, органом по сертификации и испытательной лабораторией.



Глава 2

ВИДЫ ПС И СХЕМЫ ИХ СЕРТИФИКАЦИИ



9. В процессе введения обязательной сертификации контроль на соответствие требованиям нормативных документов проводится для трех видов ПС:

эксплуатируемых участниками АС МБР на момент проведения сертификации (эксплуатируемых ПС);

полученных в результате внесения изменений в эксплуатируемые сертифицированные ПС (модернизированных ПС);

предлагаемых для внедрения (новых ПС).

10. При определении соответствия каждого из видов ПС требованиям РД РБ и стандартов ЕСПД используются различные схемы сертификации. Схемы сертификации представляют собой определенные совокупности действий, официально принимаемые в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям. Для сертификации ПС указанного подкласса используются схемы сертификации, выбранные с учетом требований СТБ 5.1.04-96 "Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации продукции. Общие требования" и особенностей, накладываемых национальной платежной системой Республики Беларусь на разработку, испытания, внедрение и сопровождение ПС рассматриваемого подкласса.

11. ПС, эксплуатируемые участниками АС МБР в процессе проведения межбанковских расчетов, являются копиями (дубликатами) созданной разработчиком установочной (инсталляционной) версии ПС, то есть копиями головного образца. Установочная (инсталляционная) версия ПС хранится у заявителя. Совокупность ПС, эксплуатируемых участниками АС МБР и являющихся копиями одного и того же головного образца, представляет собой партию продукции.

Сертификация партии эксплуатируемых ПС проводится с использованием 7-й схемы сертификации. Сертификационным испытаниям подвергается копия головного образца, отобранная органом по сертификации у одного из участников АС МБР.

12. Модернизированным ПС считается ПС, контрольные характеристики отдельных компонентов которого отличаются от характеристик соответствующих компонентов сертифицированного ПС. При отличии контрольных характеристик всех компонентов ПС считается новым.

Сертификационным испытаниям подвергается копия головного образца модернизированного ПС, отобранная органом по сертификации у заявителя.

Распространение действия ранее выданного сертификата на модернизированное ПС производится в случае успешного прохождения им сертификационных процедур.

13. Новые ПС, предлагаемые для внедрения в автоматизированные системы банков и АС МБР, подлежат сертификации, которая проводится с использованием 2-й схемы сертификации (испытания типа).

Сертификационным испытаниям подвергается копия головного образца нового ПС, отобранная органом по сертификации у заявителя.

Действие сертификата распространяется на всю совокупность ПС, вводимых в эксплуатацию участниками АС МБР (партию продукции).



Глава 3

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СЕРТИФИЦИРУЕМОМУ ПРОДУКТУ



14. Заявляемое на сертификацию ПС (сертифицируемый продукт) представляется в орган по сертификации заявителем. В качестве заявителя выступает разработчик (продавец) ПС. В отдельных случаях в качестве заявителя может выступать пользователь сертифицируемого ПС.

15. К сертифицируемому продукту, представляемому в орган по сертификации и испытательную лабораторию, предъявляются требования как в части оформления документации на это ПС, так и в части представления ПС на машинном носителе.

16. Документация на сертифицируемое ПС оформляется в соответствии со стандартами ЕСПД.

Документация на сертифицируемое ПС, реализованное в виде компонента программного продукта, должна содержать общее описание его функционирования, информационного взаимодействия компонента с другими компонентами программного продукта, описание входных и выходных данных.

Рекомендации по составу и оформлению программной документации на компонент программного продукта приведены в приложении 1.

Документация подготавливается в двух экземплярах - для передачи органу по сертификации и в испытательную лабораторию.

Структура обозначения программ и программных документов должна соответствовать ГОСТ 19.103-89 "Единая система программной документации. Обозначение программ и программных документов".

Обозначение программ и спецификаций имеет вид:

АААААА.ВВВВ.ХХХХХ-NN, где АААААА - код страны, ВВВВ - код организации-разработчика, ХХХХХ - регистрационный номер, NN - номер издания (для программы), номер редакции (для документа).

Обозначение программных документов имеет вид:

АААААА.ВВВВ.ХХХХХ-NNBBDD-n, где BB - код вида документа, DD - номер документа данного вида, n - номер части документа.

Код страны присваивается в соответствии с ИСО 3166:1993 "Коды для представления наименования стран".

Код организации-разработчика присваивается научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации" (БелГИСС).

Регистрационный номер присваивается в порядке возрастания, начиная с 00001 до 99999, организацией-разработчиком.

Номер издания программы или номер редакции документа присваивают в порядке возрастания от 01 до 99.

Код вида документа присваивают в соответствии с требованиями ГОСТ 19.101-77 "Единая система программной документации. Виды программ и программных документов".

Номер документа данного вида присваивают в порядке возрастания с 01 до 99.

Номер части одного и того же документа присваивают в порядке возрастания с 1 до 9. Если документ состоит из одной части, то дефис и порядковый номер части не указывают.

Пример - BY/112.ППДП.00001-01 51 01-1,

где BY/112 - код Республики Беларусь в соответствии с ИСО 3166:1993 "Коды для представления наименования стран";

ППДП - код организации-разработчика;

00001 - регистрационный номер;

01 - номер редакции документа;

51 - код документа "Программа и методика испытаний";

01 - номер документа "Программа и методика испытаний";

1 - номер части документа "Программа и методика испытаний".

Номер редакции спецификации и ведомости эксплуатационных документов на программу должен совпадать с номером издания этой же программы.

Порядок заполнения основных надписей листа утверждения и титульного листа в программных документах не зависит от способа их выполнения и установлен в ГОСТ 19.104-78 "Единая система программной документации. Основные надписи".

17. Головной образец сертифицируемого ПС (инсталляционная версия ПС) хранится на носителях данных FDD емкостью 1.44 Мб или CD-ROM. Идентификаторами каждого машинного носителя данных с записью (МНЗ) являются этикетка и сопроводительная ведомость МНЗ, оформленная в соответствии с ГОСТ 28388-89 "Системы обработки информации. Документы на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения" (приложение 2).

В качестве контрольных характеристик используются значения размера файла, даты и времени его создания (разработки), даты и времени его копирования. Для операционной системы WINDOWS это соответствует свойствам файла: размер, изменен, создан.

После разработки специального ПС, реализующего функцию хэширования, в качестве контрольной характеристики могут использоваться значения этой функции.

18. Все поставленные участникам АС МБР копии головного образца ПС учитываются заявителем путем регистрации их в описи партии продукции (приложение 3).

Опись партии продукции постоянно поддерживается в актуальном состоянии. При вводе в эксплуатацию или выводе из эксплуатации поставленного ПС заявитель вносит изменения в опись партии продукции.

19. Отбор образца ПС и его идентификация производятся представителем органа по сертификации в присутствии заявителя. С головного образца или его копии формируются две копии, одна из которых является образцом ПС, предназначенным для испытаний, вторая является контрольным образцом.

На каждую сформированную копию ПС составляется ведомость МНЗ. В ведомости МНЗ указывается назначение копии ПС (для испытаний или контрольная копия). Ведомость МНЗ подписывается представителями органа по сертификации и заявителя ПС.

Все МНЗ сформированных копий ПС упаковываются и опечатываются. Допускается опечатывание каждого носителя, нескольких или всех носителей в одну упаковку. На каждой из упаковок должны быть указаны заявитель, его адрес, телефон, факс, наименование программного средства, количество упаковок, номер упаковки, ее назначение. Внутрь каждой из упаковок вкладывается опись передаваемых носителей с образцом ПС для сертификационных испытаний (приложение 4).



Глава 4

СЕРТИФИКАЦИЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ И НОВЫХ ПС



20. Заявителем представляются в орган по сертификации следующие документы:

заявка на проведение сертификации продукции (приложение 5);

ведомость МНЗ с описью партии продукции;

комплект документации на сертифицируемое ПС.

Органом по сертификации проверяется полнота и правильность оформления представленных материалов, производится их регистрация, проводится предварительная экспертиза и принимается решение по заявке на проведение обязательной сертификации (далее - заявка). Одновременно с решением по заявке на проведение обязательной сертификации (приложение 6) заявителю направляется договор на проведение работ по сертификации, содержащий стоимость работ, условия и порядок оплаты.

В решении по заявке указывается, где будет осуществляться процедура отбора образца для проведения испытаний (у пользователя ПС или у заявителя).

21. Отбор образца проводится в соответствии с пунктом 19. Процедура отбора образца оформляется актом отбора образцов (приложение 7), составленным в двух экземплярах, один из которых хранится у заявителя, второй в органе по сертификации. В процессе отбора образца проверяются условия хранения ПС. Результаты проверки отражаются в акте отбора образцов.

Проведение работ по копированию, маркировке, составлению сопроводительных документов и упаковке обеспечивается заявителем.

Образец, отобранный для испытаний, представляется заявителем в испытательную лабораторию в составе комплекта документов, необходимых для проведения испытаний.

22. Органом по сертификации в рамках его компетенции проводится анализ документации, представленной заявителем, и разрабатывается в соответствии с его областью аккредитации программа сертификационных испытаний, которая передается заявителю к моменту представления последним материалов в испытательную лабораторию.

23. Работы по сертификации ПС проводятся специальной комиссией, возглавляемой аттестованным экспертом-аудитором, в состав которой входят эксперты органа по сертификации. К работе комиссии может подключаться представитель Национального банка Республики Беларусь и Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.

24. Результаты проведенных экспертиз и протоколы сертификационных испытаний обобщаются и обрабатываются органом по сертификации в соответствии с принятой схемой сертификации. На основании полученных результатов органом по сертификации готовятся материалы для принятия решения о возможности выдачи сертификата соответствия. Материалы передаются в Национальный банк Республики Беларусь для рассмотрения и принятия решения о выдаче сертификата соответствия.

Сертификат соответствия (далее - сертификат) оформляется на партию продукции в соответствии с требованиями документов Национальной системы сертификации Республики Беларусь.

Орган по сертификации оформляет протокол, который содержит контрольные характеристики сертифицированного ПС и сведения о проведении сертификационных испытаний. Номер протокола заносится в реквизиты документов, характеризующих партию сертифицируемых программных средств (приложение 8).

25. Сертификаты оформляются на специальных бланках и подписываются заместителем Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, направляющим деятельность и принимающим решения по вопросам, входящим в компетенцию департамента платежной системы и информатизации, руководителем органа по сертификации продукции. Подписи скрепляются печатями. Приложения к сертификатам также оформляются на специальных бланках. Вносимые в них записи заверяются подписями руководителя и администратора органа по сертификации продукции и скрепляются печатью органа. Срок действия сертификата устанавливается с учетом прогнозируемого периода, в течение которого возможно проведение модернизации сертифицированных ПС в соответствии с пунктами 38 - 40 и составляет три года. При необходимости продления срока действия сертификата заявитель за две недели до окончания срока действия сертификата направляет в орган по сертификации письмо о продлении срока действия сертификата. Орган по сертификации принимает в установленном порядке решение о продлении срока действия сертификата и сообщает о принятом решении заявителю не позднее семи дней со дня получения письма о необходимости продления срока действия сертификата.

26. Выдача сертификата заявителю производится органом по сертификации. Он же по заявке заявителя может изготовить копии сертификатов и заверить их печатью органа по сертификации.

Орган по сертификации обеспечивает внесение информации о выдаче сертификата с указанием номера бланка сертификата в реестр Национальной системы сертификации Республики Беларусь.

27. В процессе проведения работ по сертификации ПС между органом по сертификации и заявителем оформляется соглашение о поставке сертифицированных ПС создания и обработки электронных документов, используемых при проведении расчетов в АС МБР (приложение 9).

28. Заявитель, в соответствии с соглашением о поставке сертифицированных ПС создания и обработки электронных документов, используемых при проведении расчетов в АС МБР, в течение трех дней с момента ввода в эксплуатацию или вывода из эксплуатации ПС вносит изменения в свой экземпляр описи партии продукции и направляет актуализированный экземпляр описи органу по сертификации.



Глава 5

СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ И НОВЫХ ПС



29. Для проведения сертификационных испытаний заявителем представляется в испытательную лабораторию следующий комплект документов:

заявка на проведение испытаний в управлении испытаний программно-технических средств в области банковских услуг и технологий УП "Центр банковских технологий" по форме, приведенной в приложении 10;

решение органа по сертификации по заявке на проведение сертификации ПС;

программа испытаний, разработанная органом по сертификации;

образец ПС для испытаний в опечатанном виде;

документация на ПС, включая документ "Программа и методика испытаний".

Доставка образца программного средства, документации на него и программы испытаний в испытательную лабораторию осуществляется заявителем. При обращении заявителя в испытательную лабораторию ему передается договор на проведение сертификационных испытаний.

30. В процессе приемки проверяется комплектность передаваемых материалов, правильность оформления сопроводительных документов, наличие маркировки и упаковки образца программного средства, соответствие описи и контрольных характеристик образца передаваемым материалам. Приемка материалов оформляется актом, составляемым в двух экземплярах, один из которых хранится у заявителя, второй - в испытательной лаборатории.

31. Принятые материалы регистрируются и анализируются. По результатам анализа заявителю направляется решение по заявке на проведение испытаний программно-технических средств в области банковских услуг и технологий (приложение 11) либо заключение о необходимости проведения доработок. После подписания договора на проведение сертификационных испытаний заявителю передается решение по заявке.

32. В процессе проведения сертификационных испытаний контролируются показатели надежности (устойчивость функционирования и работоспособность), сопровождаемости (простота конструкции и полнота документации), удобства применения (удобство эксплуатации и обслуживания), эффективности (уровень автоматизации), универсальности (гибкость и модифицируемость), корректности (полнота реализации, согласованность, логическая корректность и проверенность).

Сертификационные испытания проводятся на основе программы испытаний, разработанной органом по сертификации.

Сертификационные испытания включают экспертизу документации и проведение исследований переданного на испытания образца ПС.

В программе сертификационных испытаний устанавливается перечень показателей (оценочных элементов), значения которых будут определяться по результатам экспертизы документации и исследований образца ПС, переданного на сертификационные испытания.

33. Исследования переданного на сертификационные испытания образца ПС проводятся на соответствие требованиям РД РБ, определяющих требования к форматам и правилам формирования электронных документов, используемых для проведения расчетов в АС МБР, и стандартов ЕСПД.

34. Работы по испытаниям программных средств выполняются на аттестованном в установленном порядке оборудовании управления испытаний УП "Центр банковских технологий" (далее - управление испытаний).

Инсталляция среды, необходимой для функционирования испытываемого ПС, проводится на оборудовании управления испытаний.

Инсталляция испытываемого ПС проводится специалистами управления испытаний на основании соответствующей документации заявителя. В случае необходимости для инсталляции среды и ПС привлекается заявитель.

35. Сертификационные испытания ПС проводятся рабочей группой экспертов из числа штатных сотрудников в количестве трех человек с указанием их функций, назначается ответственный руководитель работ. Группой разрабатывается программа испытаний, в которой определяются этапы, сроки их выполнения, назначаются ответственные по этапам, анализируется необходимость привлечения сторонних экспертов.

Каждым экспертом в соответствии с согласованной в установленном порядке методикой проводятся испытания образца ПС и экспертиза представленной документации. В процессе проведения сертификационных испытаний используются средства автоматизации тестирования программных средств и ПС автоматизированных рабочих мест эксперта, руководителя и координатора испытаний. Результаты всех выполненных экспертами работ передаются координатору испытаний и архивируются.

36. Координатором испытаний производится автоматизированная обработка результатов индивидуальных заданий экспертов и их обобщение, расчет оценок показателей ПС для протокола испытаний. Все полученные координатором результаты хранятся в базе данных и архивируются.

После завершения всех работ производится анализ и обобщение результатов испытаний ПС в порядке, установленном в согласованной с республиканским унитарным предприятием "Белорусский государственный институт метрологии" ПМО. МН 13-2000 "Методике определения показателей программных средств".

37. По результатам испытаний оформляется протокол испытаний (приложение 12) в трех экземплярах: один для органа по сертификации, второй для заявителя и третий для испытательной лаборатории.



Глава 6

СЕРТИФИКАЦИЯ И ИСПЫТАНИЯ МОДЕРНИЗИРОВАННЫХ ПС



38. При изменении форматов или правил формирования электронных документов, используемых для проведения расчетов в АС МБР, орган по сертификации и испытательная лаборатория с учетом количества ПС, подлежащих модернизации, предполагаемой трудоемкости работ по модернизации ПС, их сертификации и возможных сроков ввода в эксплуатацию модернизированных ПС выносят на рассмотрение Национального банка Республики Беларусь предложения о сроках ввода в действие соответствующих изменений РД РБ и проект графика выполнения работ, связанных с вносимыми изменениями.

39. После установления Национальным банком Республики Беларусь срока ввода в действие изменений РД РБ и срока ввода в эксплуатацию ПС, соответствующих новым требованиям РД РБ, орган по сертификации уведомляет участников АС МБР и заявителей о предстоящих работах по сертификации модернизированных ПС в соответствии с утвержденным графиком.

40. При проведении модернизации сертифицированного ПС по инициативе заявителя он письменно уведомляет об этом орган по сертификации, указывая основания для внесения изменений, планируемую дату представления модернизированного ПС на сертификацию, приводит описание вносимых изменений.

41. Сертификация модернизированных ПС осуществляется на основании Заявления о модернизации сертифицированного ПС (приложение 13). Вместе с Заявлением о модернизации сертифицированного ПС заявитель представляет в орган по сертификации новую редакцию документации на ПС или извещение о вносимых изменениях и ведомость МНЗ головного образца.

42. Органом по сертификации проверяется полнота и правильность оформления представляемых материалов, производится их регистрация. На основании анализа представленных материалов принимается решение по Заявлению о модернизации сертифицированного ПС (приложение 14).

Отбор образца для испытаний осуществляется в соответствии с пунктами 19 и 22 настоящего Положения. Программа сертификационных испытаний передается заявителю к моменту представления последним материалов в испытательную лабораторию.

43. В испытательную лабораторию заявителем представляются:

заявка на проведение сертификационных испытаний;

решение органа по сертификации по заявлению о модернизации сертифицированного ПС;

программа испытаний, разработанная органом по сертификации;

образец ПС для испытаний в опечатанном виде;

документация на ПС или ее изменения, включая документ "Программа и методика испытаний".

44. Сертификационные испытания представленного ПС проводятся в соответствии с пунктами 30 - 37 настоящего Положения. В процессе сертификационных испытаний выполняются исследования измененных компонентов и проводится регрессивное тестирование всего ПС. Для проведения испытаний могут использоваться тесты, программы и методики испытаний, ранее применяемые для сертификации исходного ПС.

45. На основании представленных материалов и результатов испытаний органом по сертификации принимается решение о возможности распространения действия ранее выданного сертификата на модернизированное ПС. Принимаемое решение оформляется протоколом, в котором указываются новые контрольные характеристики ПС. В приложениях к сертификатам (органа и заявителя) производятся записи об изменении контрольных характеристик ПС. Записи заверяются подписями руководителя и администратора органа по сертификации, скрепляются печатью. В случае отсутствия места для внесения указанной записи оформляется следующий бланк приложения к сертификату.



Глава 7

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ (ОТМЕНА) ДЕЙСТВИЯ СЕРТИФИКАТА



46. Действие выданного сертификата приостанавливается органом по сертификации в случаях:

поставки заявителем участникам АС МБР несертифицированных ПС;

непроведения заявителем сертификации модернизированного ПС на момент ввода в действие изменений нормативных документов, касающихся форматов и правил формирования электронных документов, используемых при проведении расчетов в АС МБР.

47. О приостановлении действия сертификата органом по сертификации информируются Национальный банк Республики Беларусь, республиканский орган по сертификации, участники АС МБР и заявитель. С момента приостановления действия сертификата участники АС МБР несут ответственность за применение несертифицированных ПС при формировании и обработке электронных документов, используемых при проведении расчетов в АС МБР.

48. Возобновление действия сертификата производится органом по сертификации при условии выполнения заявителем корректирующих мероприятий (сертификация модернизированного ПС и поставка его участникам АС МБР) в течение установленного органом по сертификации срока. О возобновлении действия сертификата органом по сертификации информируются Национальный банк Республики Беларусь, республиканский орган по сертификации, участники АС МБР и заявитель.

49. Отмена действия сертификата производится в случаях:

невыполнения заявителем корректирующих мероприятий в течение трех месяцев с момента приостановления действия сертификата;

письменного уведомления заявителем органа по сертификации о прекращении поддержки ПС.

50. Решение органа по сертификации об отмене действия сертификата утверждается заместителем Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, направляющим деятельность и принимающим решения по вопросам, входящим в компетенцию департамента платежной системы и информатизации Национального банка Республики Беларусь.

51. Решение об отмене действия сертификата вступает в силу с момента исключения его из реестра Национальной системы сертификации Республики Беларусь.



Глава 8

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ

ПС. РАССМОТРЕНИЕ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ



52. С момента введения обязательной сертификации ПС указанного подкласса органом по сертификации осуществляется контроль за поставкой заявителями сертифицированных ПС, сертификацией модернизированных ПС при изменении требований соответствующих нормативных документов, использованием участниками АС МБР сертифицированных ПС формирования и обработки электронных документов, применяемых при проведении расчетов в АС МБР.

53. Контроль поставки сертифицированных ПС и использования сертифицированных ПС участниками АС МБР осуществляется органом по сертификации.

54. Контролю подлежат ПС участников АС МБР, применяемые ими для формирования и обработки электронных документов, используемых при проведении расчетов в АС МБР.

55. Проведение контроля использования участниками АС МБР сертифицированных ПС, по ПС каждого из заявителей, осуществляется выборочным путем не реже одного раза в год.

56. Участники АС МБР обеспечивают специалистам органа по сертификации, производящим контроль, доступ ко всей информации, необходимой для проведения контроля. В процессе контроля проверяется соответствие контрольных характеристик эксплуатируемого ПС контрольным характеристикам головного образца.

57. Контроль проведения сертификации модернизированных ПС при изменении требований соответствующих нормативных документов осуществляется органом по сертификации на момент ввода их в действие.

58. При возникновении спорных вопросов апелляции на деятельность органа, проводившего сертификацию продукции, рассматриваются управляющим советом по сертификации в области банковских услуг и технологий, республиканским органом по сертификации или апелляционным советом Национальной системы сертификации Республики Беларусь.







Приложение 1

к Положению об организации работ по

проведению сертификации программных

средств создания и обработки

электронных документов, используемых

для проведения расчетов в

автоматизированной системе

межбанковских расчетов



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВУ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММНОЙ

Право. Новости и документы | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.