|
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.11.2000 N 53 "Аб зацвярджэннi Палажэння аб пункце карэкцыйна-педагагiчнай дапамогi"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Зарегистрировано в НРПА РБ 30 ноября 2000 г. N 8/4485 У адпаведнасцi з Палажэннем аб Мiнiстэрстве адукацыi Рэспублiкi Беларусь, зацверджаным пастановай Савета Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь ад 17 красавiка 1997 г. N 361 "Аб зацвярджэннi Палажэння аб Мiнiстэрстве адукацыi Рэспублiкi Беларусь" (Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i пастаноў Урада Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., N 12, ст.425; 1999 г., N 29, ст.842), Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ПАСТАНАЎЛЯЕ: 1. Зацвердзiць Палажэнне аб пункце карэкцыйна-педагагiчнай дапамогi, якое дадаецца. 2. Лiчыць страцiўшым сiлу загад Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ад 8 лютага 1993 г. N 43 "Аб зацвярджэннi Часовага палажэння аб дэфекталагiчным пункце". Мiнiстр В.I.СТРАЖАЎ УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20.11.2000 N 53 ПОЛОЖЕНИЕ О ПУНКТЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 8 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 87, 2/1034). Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Положение регулирует порядок открытия, функционирования и ликвидации пункта коррекционно-педагогической помощи (далее - пункт). 2. Пункт может открываться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового и общего среднего образования (далее - учреждение образования), для оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ. 3. В зависимости от характера нарушения развития детей на пункте могут быть сформированы следующие группы для детей: с нарушениями речи; с нарушением слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью легкой степени); с другими особенностями психофизического развития. 4. Основной целью деятельности пункта является организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ. 5. Главными задачами пункта являются: осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи; создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений; формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного и общего базового образования; повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей; разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей; консультирование педагогов учреждения образования, на базе которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания. Глава 2 ОТКРЫТИЕ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПУНКТА 6. Основанием для открытия или ликвидации пункта является решение местных исполнительных и распорядительных органов, в распоряжении которых находятся учреждения образования, по представлению районного (городского) отдела образования при наличии необходимого контингента детей для формирования не менее 4 групп, квалифицированных специалистов, имеющих высшее дефектологическое образование, необходимой материально-технической базы для проведения коррекционно-педагогической работы. 7. На пункт принимаются дети дошкольного и школьного возраста после проведения психолого-педагогического обследования учителем-дефектологом пункта совместно со специалистами государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и выявления необходимости оказания им коррекционно-педагогической помощи. Дети с артикуляторно-фонетической дислалией обследуются учителем-дефектологом пункта и принимаются на пункт на основании его заключения. 8. При комплектовании групп пункта необходимо учитывать структуру и степень тяжести нарушения развития и по возможности возраст и класс (группу), в котором учатся (воспитываются) дети. 9. Количество детей с артикуляторно-фонетической дислалией должно составлять не более 20% от количества детей с нарушениями речи, которые одновременно получают коррекционно-педагогическую помощь на пункте. 10. На пункт в первую очередь принимаются дети, обучающиеся в учреждении образования, открывшем пункт, нарушения психофизического развития которых препятствуют их успешному обучению. На пункт для проведения коррекционно-развивающих занятий могут зачисляться дети, которые учатся в близлежащих учреждениях образования, и дети, для которых обучение организовано на дому. 11. Прием детей на пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приему согласно приложению 1. 12. Наполняемость групп детей с нарушениями речи, слуха, зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью легкой степени), с другими особенностями психофизического развития - 5 - 6 человек. 13. Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября. 14. Выпуск детей из пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после выполнения перспективных планов работы и исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР. Выпуск детей с артикуляторно-фонетической дислалией проводится на основании заключения учителя-дефектолога пункта. 15. Дети, нарушения психофизического развития которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения). Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА ПУНКТЕ 16. Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности детей с особенностями психофизического развития. 17. Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития (далее - занятия) в основном проводятся в период с 16 сентября по 20 мая. 18. Организация работы с детьми осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Продолжительность занятий определяется в зависимости от возраста ребенка, степени тяжести и структуры нарушения: с группой - от 25 до 45 минут; с подгруппой - от 20 до 35 минут; индивидуальных - от 15 до 40 минут. 19. Периодичность посещения занятий детьми - 2 - 4 раза в неделю. 20. Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт. 21. В расписании занятий учителя-дефектолога может предусматриваться 1 час в неделю для проведения консультирования законных представителей детей, педагогов учреждения образования, на базе которого работает пункт, и детей, не посещающих занятия на пункте. 22. Содержание занятий с детьми на пункте определяется перспективными планами работы (на группу, подгруппу, индивидуальными), которые разрабатываются учителем-дефектологом в соответствии с результатами психолого-педагогического обследования, утверждаются руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт. Занятия проводятся на том языке, на котором организуется обучение и воспитание в учреждении образования. 23. На пункте должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья детей, а также выполняться требования санитарных правил. Глава 4 ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПУНКТА. ОБОРУДОВАНИЕ 24. На пункте должна быть следующая документация: список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденный директором государственного ЦКРОиР, и (или) заключение ЦКРОиР; карты психолого-педагогического обследования ребенка (индивидуальные или общие); расписание занятий, утвержденное руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт; перспективные планы работы; ежедневные рабочие планы; рабочие тетради детей школьного возраста (срок хранения - на протяжении нахождения детей на пункте, но не менее чем один учебный год); список детей, которые исправили нарушения развития, утвержденный директором государственного ЦКРОиР, и (или) заключение ЦКРОиР; картотека оборудования и наглядных пособий; журнал учета обследованных детей по форме согласно приложению 2; журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (заполняется учителем-дефектологом аналогично страницам классного журнала); журнал учета проведенных консультаций по форме согласно приложению 3; анализ работы за учебный год. Руководитель учреждения образования, на базе которого открыт пункт, имеет право дополнить данный перечень необходимыми для деятельности пункта документами. 25. Оборудование пункта осуществляется в соответствии с примерным перечнем оборудования пункта коррекционно-педагогической помощи согласно приложению 4. Глава 5 КАДРЫ. РУКОВОДСТВО ПУНКТОМ. ФИНАНСИРОВАНИЕ 26. Коррекционно-развивающую работу с детьми на пункте проводят учителя-дефектологи, имеющие высшее дефектологическое образование и соответствующую квалификацию (учитель-логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, учитель-дефектолог). 27. Учитель-дефектолог: проводит фронтальное и индивидуальное обследование вновь поступивших в учреждение образования детей с целью выявления у них нарушений развития; направляет вновь выявленных детей на углубленное психолого-педагогическое обследование с целью уточнения психолого-педагогического диагноза и зачисления их на занятия; выявляет причины отставания в освоении образовательных программ и определяет оптимальные пути оказания индивидуализированной коррекционно-педагогической помощи с целью устранения или ослабления имеющихся у детей нарушений развития, препятствующих успешному освоению учебных программ; организует работу, направленную на повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), на развитие коммуникативной деятельности; осуществляет индивидуально-ориентированную педагогическую помощь на основании всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка; формирует у детей эффективные способы усвоения учебных умений и навыков; создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья; способствует созданию коррекционно-развивающей среды вокруг ребенка, что требует координации работы в учреждении образования администрации, педагогов (в том числе учителя, воспитателя, учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога социального), законных представителей детей; использует в своей работе коррекционные технологии, разнообразные методы, приемы и средства обучения; проводит занятия в игровой и занимательной форме; несет ответственность за правильную организацию и содержание работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей; участвует в работе педагогического совета учреждения образования, на базе которого открыт пункт, районных, городских, областных методических объединений учителей-дефектологов; проводит работу по пополнению пункта учебной литературой, раздаточными материалами; осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций; консультирует педагогов учреждения образования, на базе которого открыт пункт, по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных на занятия на пункте, детей, не зачисленных на занятия на пункте, но нуждающихся в коррекционной помощи и поддержке; соблюдает профессиональную этику, хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, консультационной работы, если это может нанести вред ребенку; выполняет другие обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой учителя-дефектолога. 28. Учитель-дефектолог повышает свою квалификацию и аттестуется в порядке, установленном для педагогических работников. 29. Непосредственное руководство работой пункта осуществляет руководитель учреждения образования, на базе которого открыт пункт. 30. Руководитель учреждения образования, на базе которого открыт пункт: осуществляет подбор кадров с учетом предъявляемых к учителю-дефектологу квалификационных требований, определяет их педагогическую нагрузку; организует связь с государственным ЦКРОиР, другими учреждениями, обеспечивающими получение специального образования; осуществляет контроль за ходом и результатами коррекционно-развивающей работы; создает необходимые условия для работы учителей-дефектологов; организует повышение квалификации учителей-дефектологов; организует в установленном порядке проведение аттестации; отвечает за обеспечение пункта необходимым современным оборудованием для организации коррекционно-педагогической работы. 31. Финансирование деятельности пункта проводится за счет средств бюджета в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 32. Оплата труда учителей-дефектологов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 33. Количество штатных единиц учителей-дефектологов (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог, учитель-дефектолог) определяется руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт, в пределах выделенных средств. Приложение 1 к Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи ПОКАЗАНИЯ К ПРИЕМУ ДЕТЕЙ НА ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ----+----------------+----------------------+----------------------¬ ¦ N ¦ Группы детей ¦ Показания к приему ¦ Показания к приему в ¦ ¦п/п¦ ¦ ¦исключительных случаях¦ +---+----------------+----------------------+----------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +---+----------------+----------------------+----------------------+ ¦ 1 ¦Группы для ¦1. Фонетические ¦1. Алалия ¦ ¦ ¦детей с ¦нарушения речи ¦2. Общее недоразвитие ¦ ¦ ¦нарушениями ¦(дислалия, дизартрия, ¦речи, осложненное ¦ ¦ ¦речи ¦ринолалия) ¦дизартрией ¦ ¦ ¦ ¦2. Фонетико- ¦3. Общее недоразвитие ¦ ¦ ¦ ¦фонематические ¦речи, осложненное ¦ ¦ ¦ ¦нарушения речи ¦ринолалией ¦ ¦ ¦ ¦(дислалия, дизартрия, ¦4. Общее недоразвитие ¦ ¦ ¦ ¦ринолалия) ¦речи ¦ ¦ ¦ ¦3. Нерезко выраженное ¦5. Афазия ¦ ¦ ¦ ¦общее недоразвитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦речи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4. Нарушения чтения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦письма (дислексия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисграфия), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обусловленные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фонетико- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фонематическим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦недоразвитием речи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5. Нарушения чтения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦письма (дислексия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дисграфия), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обусловленные нерезко ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выраженным общим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦недоразвитием речи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6. Нарушения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦темпоритмической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стороны речи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(тахилалия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦брадилалия, заикание) ¦ ¦ +---+----------------+----------------------+----------------------+ ¦ 2 ¦Группы для ¦Нарушения психического¦Нарушения психического¦ ¦ ¦детей с ¦развития, ¦развития, ¦ ¦ ¦трудностями в ¦обусловленные ¦обусловленные ¦ ¦ ¦обучении ¦задержкой или ¦задержкой или ¦ ¦ ¦ ¦расстройством ¦расстройством ¦ ¦ ¦ ¦психического развития:¦психического развития:¦ ¦ ¦ ¦1. Смешанное ¦1. Расстройство ¦ ¦ ¦ ¦расстройство учебных ¦развития учебных ¦ ¦ ¦ ¦навыков (ЗПР ¦навыков (ЗПР ¦ ¦ ¦ ¦психогенного ¦конституционального ¦ ¦ ¦ ¦происхождения) ¦происхождения) ¦ ¦ ¦ ¦2. Другие общие ¦2. Смешанные ¦ ¦ ¦ ¦расстройства развития ¦специфические ¦ ¦ ¦ ¦(ЗПР соматогенного ¦расстройства ¦ ¦ ¦ ¦происхождения) ¦психического развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(ЗПР церебрально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦органического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦происхождения) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. Детский аутизм по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦типу общего нарушения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ +---+----------------+----------------------+----------------------+ ¦ 3 ¦Группы для ¦1. Потеря слуха в ¦Потеря слуха свыше 55 ¦ ¦ ¦детей с ¦пределах 25 - 40 дБ ¦дБ, грубое ¦ ¦ ¦нарушением ¦(без слухового ¦недоразвитие речи ¦ ¦ ¦слуха ¦аппарата) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. Потеря слуха в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пределах 41 - 55 дБ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хорошо развитая речь ¦ ¦ +---+----------------+----------------------+----------------------+ ¦ 4 ¦Группы для детей¦Острота зрения от 0,2 ¦Острота зрения от 0 до¦ ¦ ¦с нарушениями ¦до 0,4 с коррекцией на¦0,2 с коррекцией на ¦ ¦ ¦зрения ¦лучше видящий глаз ¦лучше видящий глаз ¦ +---+----------------+----------------------+----------------------+ ¦ 5 ¦Группы для ¦ ¦Интеллектуальная ¦ ¦ ¦детей с ¦ ¦недостаточность ¦ ¦ ¦интеллектуальной¦ ¦(умственная отсталость¦ ¦ ¦недостаточностью¦ ¦легкой степени) ¦ ¦---+----------------+----------------------+----------------------- Приложение 2 к Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи Форма ЖУРНАЛ УЧЕТА ОБСЛЕДОВАННЫХ ДЕТЕЙ ----+-----T--------+-------+---------------+------------------+----------¬ ¦ N ¦Класс¦Фамилия,¦Дата ¦Результаты ¦Для детей, ¦Примечание¦ ¦п/п¦ ¦имя, ¦обсле- ¦психолого- ¦зачисленных на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отчество¦дования¦педагогического¦занятия в пункте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ребенка ¦ ¦обследования +----------+-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дата ¦дата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зачисления¦выпуска¦ ¦ +---+-----+--------+-------+---------------+----------+-------+----------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ +---+-----+--------+-------+---------------+----------+-------+----------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---+-----+--------+-------+---------------+----------+-------+----------- Приложение 3 к Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи Форма ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРОВЕДЕННЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ----+-----------------+---------+---------------------+------------¬ ¦ N ¦ Дата проведения ¦ Тема ¦ С кем проведена ¦ Примечание ¦ ¦п/п¦ консультации ¦ ¦ консультация ¦ ¦ +---+-----------------+---------+---------------------+------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ +---+-----------------+---------+---------------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---+-----------------+---------+---------------------+------------- Приложение 4 к Положению о пункте коррекционно-педагогической помощи ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 1. Общий для всех групп детей: 1.1. классная доска 1.2. шкафы для книг 1.3. стол канцелярский 1.4. стул 1.5. комплект "парта-стул" (6 - 8 шт.) 1.6. компьютеры 1.7. программные компьютерные комплексы ("Видимая речь", "Коммуникация" и др.) 1.8. видеомагнитофон 1.9. магнитофон 1.10. диктофон 1.11. диапроектор с дистанционным управлением 1.12. графопроектор 1.13. конструкторы 1.14. развивающие и дидактические игры, игрушки 1.15. песочные часы 1.16. секундомер 1.17. метроном 1.18. наборы разноцветных карандашей (фломастеров), 8 шт. 1.19. методические и учебные пособия 1.20. дидактический раздаточный материал 1.21. наглядные пособия для выполнения логических упражнений 1.22. материал для развития восприятия, внимания, памяти и мышления и т.д. 2. Для детей с нарушениями зрения: 2.1. набор луп, телескопических очков 2.2. приборы для исправления косоглазия и развития пространственного зрения 2.3. настольные лампы 2.4. приборы для письма по Брайлю 2.5. приспособления для обучения чтению и письму по Брайлю 3. Для детей с нарушением слуха: 3.1. звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования 3.2. настенное зеркало (50 x 100) 3.3. зеркала для индивидуальной работы (9 x 12) 3.4. логопедические зонды, шпатели и другой медицинский инструментарий и средства для их дезинфекции 3.5. наглядный материал по обследованию и развитию речи 4. Для детей с нарушениями речи: 4.1. настенное зеркало (50 x 100) 4.2. зеркала для индивидуальной работы (9 x 12), 8 шт. 4.3. логопедические зонды, шпатели и другой медицинский инструментарий и средства для их дезинфекции 4.4. наглядный материал по обследованию и развитию речи. |
Партнеры
|