|
|
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики от 22.06.2000 N 4/3 "О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Зарегистрировано в НРПА РБ 12 июля 2000 г. N 6/248 В целях реализации конституционных гарантий на судебную защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства, правильного и единообразного применения действующего законодательства общими и хозяйственными судами и предотвращения случаев необоснованного отказа в принятии заявлений Пленум Верховного Суда Республики Беларусь и Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь постановляют: 1. Согласно статье 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют общий суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством (Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, далее соответственно - ГПК и ХПК, другими законодательными актами), а в предусмотренных законодательством случаях - в соответствии с договором. Защита гражданских прав в административном (внесудебном) порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд - общий или хозяйственный - в соответствии с их компетенцией. 2. В соответствии с правилами подведомственности, установленными процессуальным законом (статья 37 ГПК), общим судам подведомственны дела: по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций; по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами; возникающие из административно-правовых отношений (статья 335 ГПК); особого производства (статья 361 ГПК); приказного производства (статья 394 ГПК). 3. Верховному Суду Республики Беларусь подведомственны дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, а также дела по жалобам на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе.
4. Подлежат рассмотрению в общих судах дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции. В частности: 4.1. по жалобам учредителей, групп граждан на решения государственных органов об отказе в регистрации уставов (положений) общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и о приостановлении, прекращении (запрещении) их деятельности (статьи 27, 29 Закона "Об общественных объединениях", статьи 22, 33 Закона "О политических партиях", статья 5 Закона "О профессиональных союзах", статьи 17, 18 Закона "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях"); 4.2. по жалобам на решения и действия комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, референдума, голосования об отзыве депутата в случаях, предусмотренных Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь; 4.3. об обжаловании решений по коллективным трудовым спорам, предусмотренным пунктами 2 и 3 части второй статьи 385 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также заявления о признании забастовки или решения о ее проведении незаконными (часть шестая статьи 386, статья 395 Трудового кодекса Республики Беларусь). 4.4. по искам работника предприятия, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, других денежных сумм, связанных с выполнением трудовых обязанностей. (подпункт 4.4 пункта 4 введен постановлением Пленума Верховного Суда, Пленума ВХС от 25.03.2004 N 2/6) 5. Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных), в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в которых сторонами выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллективы), и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (статьи 1, 2, 4, 27, 29, 40 ХПК). Примерный перечень дел, подведомственных хозяйственным судам, указан в части второй статьи 27 ХПК. Хозяйственные суды рассматривают в том числе дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (статьи 27, 172 ХПК); по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении (статьи 27, 173 ХПК); приказного производства (статья 116 ХПК); по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц об ущемлении их прав, если законодательством прямо не предусмотрено о подведомственности таких споров общим судам. Законодательными актами могут быть отнесены к подведомственности хозяйственных судов и другие дела. Хозяйственный суд рассматривает подведомственные ему дела также с участием иностранных юридических лиц и иных организаций, предприятий с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь или соглашением сторон. 6. В случаях, предусмотренных актами законодательства, хозяйственным судам подведомственны дела с участием коллективных образований (организаций), не являющихся юридическими лицами, и граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями (пункт 2 части первой статьи 4 ХПК). В частности, хозяйственные суды рассматривают дела по заявлениям: трудовых коллективов, когда спор связан с устранением препятствий для создания юридического лица - коммерческой организации, основанной на негосударственной форме собственности (статья 49 Закона Республики Беларусь "О собственности в Республике Беларусь"); гражданина в связи с отказом в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо уклонением от регистрации в установленный срок, а также в других случаях, когда регистрация является обязательной (пункт 71 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года N 11, часть восьмая статьи 5 Закона Республики Беларусь "О предпринимательстве в Республике Беларусь", пункт 11 части второй статьи 27 ХПК); граждан-учредителей по поводу отказа в государственной регистрации юридического лица - коммерческой организации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок (пункт 71 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года N 11, статья 30 Закона Республики Беларусь "О предприятиях", статья 10 Закона Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", пункт 11 части второй статьи 27 ХПК); гражданина - кредитора юридического лица или его наследников об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица (статьи 9, 23 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности и банкротстве"). 7. Хозяйственным судам подведомственны также споры по заявлениям: 7.1. представительств и филиалов как обособленных подразделений юридических лиц, когда право на обращение в хозяйственный суд предоставлено юридическим лицом путем выдачи доверенности. Представительство или филиал участвуют в деле от имени юридического лица; 7.2. лиц, имеющих право на обращение в хозяйственный суд (статья 4 ХПК), к гражданам, ранее обладавшим статусом индивидуального предпринимателя, если спорное правоотношение возникло из осуществлявшейся этими гражданами предпринимательской деятельности, а также к гражданам, которые в соответствии с законодательством или условиями обязательства несут ответственность дополнительно к ответственности коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, являющихся основными должниками (случаи субсидиарной ответственности); 7.3. граждан-учредителей, когда спор связан с применением условий учредительства юридического лица - коммерческой организации или участия в ней, в том числе о восстановлении в составе учредителей (участников), о взыскании доли (вклада, пая), о внесении изменений в учредительные документы, о признании недействительными учредительных документов, о признании недействительным акта регистрации юридического лица - коммерческой организации, о признании недействительным акта регистрирующего органа, влекущего правовые последствия для коммерческой организации или ее учредителей (участников), собственника ее имущества, о признании недействительным решения органа юридического лица об исключении гражданина из числа учредителей (участников) коммерческой организации, о выходе из состава учредителей (участников) коммерческой организации в случае непринятия ею (ее органом) соответствующего решения или мер по внесению соответствующих изменений в учредительные документы и др.; 7.4. граждан к ликвидируемым юридическим лицам, когда их имущественные требования не признаны ликвидационной комиссией, управляющим или ликвидатором, назначенными хозяйственным судом; 7.5. учредителей, редакций средств массовой информации о признании недействительными решений государственных органов об отказе в регистрации, о приостановлении деятельности средств массовой информации, решений учредителей о прекращении деятельности средств массовой информации, а также решений о предупреждении редакций средств массовой информации по случаю нарушения требований законодательства, выносимых учредителем, регистрирующим органом или прокурором (статьи 8, 16, 17 Закона Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации"); 7.6. учредителей, редакций средств массовой информации на решения регистрирующих органов о признании свидетельств о регистрации средств массовой информации недействительными (статья 15 Закона Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации"); 7.7. регистрирующего органа или прокурора о прекращении деятельности средства массовой информации (статья 16 Закона Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации"); 7.8. некоммерческих организаций, когда спор с их участием носит имущественный характер или связан с осуществлением ими предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, допускаемой законодательством; 7.9. лиц, имеющих право на обращение в хозяйственный суд (статья 4 ХПК), когда в деле по спору между ними участвуют граждане, выступающие в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований. При заявлении третьими лицами самостоятельных требований производство по делу в хозяйственном суде подлежит прекращению (пункт 1 статьи 94 ХПК) в связи с подведомственностью дела общему суду. 8. Когда акт законодательства непроцессуального характера не позволяет разграничить компетенцию между общими и хозяйственными судами, а содержит лишь указание на подведомственность дела "общему или хозяйственному суду" либо на то, что дело подлежит рассмотрению "в судебном порядке" или "в суде" (без указания, в каком конкретно - общем или хозяйственном), подведомственность дела определяется с учетом субъектного состава участников спора и характера возникшего спорного правоотношения. Оба критерия (субъектный состав и характер спора), по которым проводится разграничение компетенции между общим и хозяйственным судом, при определении подведомственности конкретного дела должны учитываться в совокупности. Поэтому когда, например, гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (по требованиям, возникающим из причинения вреда имуществу, которое не предназначалось для использования в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, из авторского и изобретательского права, семейных, жилищных отношений и др.), оно подлежит рассмотрению в общем суде (равно как дела по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, осуществляемой гражданином, не имеющим свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя). Спор, который по своей сути является экономическим (в сфере предпринимательской или хозяйственной (экономической) деятельности), возникший к тому же между юридическими лицами, одно из которых может быть государственным органом, несмотря на субъектный состав и характер правоотношения, подведомственен общему суду, если об этом указывается в акте законодательства. 9. По субъектному составу разграничивается подведомственность общему или хозяйственному суду дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (пункт 1 части первой статьи 361 ГПК, пункт 1 части третьей статьи 27 ХПК); по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении (пункт 4 статьи 335 ГПК, пункт 2 части третьей статьи 27 ХПК); дел приказного производства (статья 394 ГПК, статья 116 ХПК). 10. Дела, в которых сторонами или одной из них являются индивидуальные предприниматели и спор не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, подведомственны общим судам. 11. Прокурор, государственные (иные) органы осуществляют предоставленное им законом право обращаться в суд общий или хозяйственный в защиту государственных и общественных интересов, а также интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, других лиц с соблюдением правил о подведомственности, установленных процессуальным законодательством, если иное не установлено другими законодательными актами. 12. Согласно части второй статьи 38 ГПК при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие - хозяйственному суду, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства. 13. Разъяснить общим и хозяйственным судам, что споры о подведомственности дел не допускаются в силу требований статьи 41 ГПК, в соответствии с которой вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос о его отмене перед вышестоящим судом. В случае несогласия судьи общего или хозяйственного суда с определением о подведомственности спора он вправе поставить вопрос о его отмене перед соответствующим вышестоящим судом. 14. Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 марта 1995 года N 2/7 "О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами". Председатель Верховного Суда Республики Беларусь В.О.СУКАЛО Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь В.В.БОЙКО Секретарь Пленума, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь А.С.ЦАРИКОВ Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Республики Беларусь И.Н.МИНЕЦ |
Партнеры
|