Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20.07.1999 N 5 "Об итогах работы хозяйственных судов Республики Беларусь в первом полугодии 1999 года"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

<<<< Содержание >>>>




Рассмотрев и обсудив итоги работы хозяйственных судов Республики Беларусь в первом полугодии 1999 года, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь отмечает, что в отчетном периоде хозяйственными судами республики рассмотрено 5286 дел, что на 2% больше, чем за соответствующий период 1998 года.

Больше всех дел рассмотрено хозяйственным судом г.Минска (председатель Жданович И.Н.) - 1342, что составляет 26% от общего числа всех разрешенных дел по стране. На 13% уменьшилось количество рассмотренных дел в хозяйственном суде Гродненской области, на 10% - в Высшем Хозяйственном Суде.

Структура категорий экономических споров, рассматриваемых в судах, остается практически неизменной. Наблюдается незначительный рост дел о признании недействительными сделок, ведомственных актов, об экономической несостоятельности и банкротстве, о взыскании штрафных санкций и некоторых других.

Показатели сроков рассмотрения дел свидетельствует, что количество нарушений уменьшилось в абсолютных цифрах на одну треть, а в суде Гомельской области (председатель Данченко Н.А.) в 7 раз. В то же время хозяйственный суд Брестской области (председатель Колбик В.С.) ухудшил свои показатели почти в 8 раз.

Надзорными инстанциями хозяйственных судов республики в первом полугодии 1999 года рассмотрено 702 заявления и протеста о пересмотре судебных актов, а за соответствующий период 1998 года - 721. По результатам их рассмотрения отменено 188 судебных актов, что на 19 больше аналогичного показателя прошлого года. Однако изменению подверглось лишь 57 актов, вместо 89 в первом полугодии прошлого года (-32).

Всего изменено и отменено 245 судебных актов, что составляет 4,6% от общего числа рассмотренных дел или 35% от количества пересмотренных судебных актов. В первом полугодии 1998 года эти показатели составляли 5% и 35,8%.

Существенно увеличился процент отмен и изменений судебных актов по отношению к числу пересмотренных в хозяйственном суде Брестской области с 20% до 29%, в Высшем Хозяйственном Суде с 38,6 до 42,8%. В хозяйственном суде Минской области количество отмененных (измененных) в первом полугодии 1999 года судебных к числу всех пересмотренных составляет 41% (48 из 117). Каждое третье пересмотренное решение в хозяйственном суде г.Минска было отменено или изменено.

Вместе с тем, в хозяйственном суде Витебской области, несмотря на то, что количество дел, пересмотренных инстанцией суда в первом полугодии 1999 года, увеличилось, удельный вес пересмотренных судебных актов остался на прежнем уровне, а количество отмененных (измененных) надзорной инстанцией судебных актов сократилось с 23% до 14%, что свидетельствует об улучшении качества выносимых судом решений.

Аналогично характеризуется положение в хозяйственном суде Гомельской области, где при увеличении в 1-м квартале 1999 года удельного веса пересмотренных председателем суда дел на 20%, количество отмененных (измененных) судебных актов уменьшилось на четверть.

Только 4 судебных акта подверглись отмене (изменению) из 27 пересмотренных в первом полугодии 1999 года в хозяйственном суде Гродненской области, что в два раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Количество отмененных (измененных) председателем хозяйственного суда Могилевской области актов уменьшилось с 7 в первом полугодии 1998 года до 5 актов за отчетный период при неизменном количестве пересмотренных - 40.

Анализ работы надзорных инстанций хозяйственных судов республики в первом полугодии 1999 года показывает, что основными причинами отмены (изменения) судебных актов являются неполное выяснение судами обстоятельств по делу, а также противоречие их выводов и оценок нормам процессуального и материального законодательства.

По данным формы статотчетности N 6 хозяйственных судов Брестской и Могилевской областей среди причин отмены (изменения) судебных актов их противоречие процессуальному законодательству указано лишь по одному случаю в каждом из этих судов. Однако анализ надзорных постановлений, вынесенных в этих судах, показал, что нарушение судьями норм процессуального права явилось причиной отмены (изменения) судебных актов в большем количестве случаев.

Требует значительного улучшения работа хозяйственных судов по подготовке обзоров и обобщений судебной практики, устранения различий в подходах к ее осуществлению с тем, чтобы темы обобщений, включаемые в план работы суда, предлагались преимущественно судьями.

Не все благополучно обстоит с исполнением судебных решений и других исполнительных документов. Продолжает оставаться значительным количество возвращенных исполнительных документов без исполнения ввиду неплатежеспособности и отсутствия у должников имущества.

Не все формы и способы использованы судебными исполнителями в целях повышения эффективности исполнения по возврату валютных кредитов. В результате предпринятых мер в счет погашения кредитных ссуд взыскано только 4,5 млн. долларов США, полмиллиона немецких марок, 140000 российских рублей, в то время, когда необходимо было еще взыскать 32 млн. долларов США и 11 млн. немецких марок.

Оставляет желать лучшего и результат деятельности Управления организационной и кадровой работы. Плановые мероприятия выполнены не в полной мере. Имеют место нарушения сроков выполнения отдельных из них. Уровень контроля и спрос за несоблюдение исполнительской дисциплины принижены. Действенный резерв кадров отсутствует. Не проводится работа по изучению положительного опыта, его распространению, изысканию методов по повышению эффективности деятельности судей, судебных исполнителей и специалистов.

В целях предупреждения и устранения недостатков, имеющихся в деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь



постановляет:



1. Заместителям Председателя Высшего Хозяйственного Суда Егорову А.П. и Смирнову Е.А., председателям хозяйственных судов областей и г.Минска Колбику В.С., Зубене Н.А., Данченко Н.А., Григоровичу И.И., Богуславскому В.В., Демидовичу В.Н. и Ждановичу И.Н. принять необходимые меры для выполнения основной задачи, стоящей перед системой хозяйственных судов, - осуществления качественного и оперативного правосудия в сфере экономики, для чего:

1.1. продолжить работу по выполнению мероприятий, принятых в свете решений 1-го съезда судей Республики Беларусь, Программы развития и повышения эффективности деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь в 1998 - 2000 годах, а также по исполнению постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 10 февраля 1999 года N 1 "Об итогах работы хозяйственных судов Республики Беларусь за 1998 год и задачах на 1999 год", постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда от 16 апреля 1999 года N 17 "О состоянии работы хозяйственных судов Республики Беларусь за 1-й квартал 1999 года";

1.2. потребовать от судей повышения качества их работы по рассмотрению хозяйственных споров, соблюдения установленных сроков их разрешения, более широкого использования выездных судебных заседаний в целях укрепления правопорядка в хозяйственных отношениях с приглашением на эти заседания представителей трудовых коллективов, общественности и средств массовой информации, а также осуществления более действенного контроля за реагированием соответствующих лиц на направленные им сообщения хозяйственного суда;

1.3. практиковать заслушивание отчетов судей, допускающих нарушения закона, об исполнении ими своих судейских обязанностей на оперативных совещаниях, заседаниях коллегий, Президиума Высшего Хозяйственного Суда;

1.4. применять к судьям и специалистам, допустившим нарушения законности и исполнительской дисциплины, соответствующие меры дисциплинарного и материального воздействия;

1.5. организовать и постоянно проводить учебу судей, специалистов и судебных исполнителей по вопросам применения новых Гражданского процессуального кодекса, Гражданского кодекса, Хозяйственного процессуального кодекса, а также заниматься изучением нормативных актов текущего законодательства;

1.6. принимать исчерпывающие меры по обеспечению исполнения судебного решения, улучшать взаимодействие судей с судебными исполнителями;

1.7. обобщать регулярно судебную практику в целях своевременного обнаружения и исправления ошибок, приведших к вынесению необоснованных решений, нарушению единообразия применения законодательства;

1.8. возобновить изучение передового опыта работы и принимать меры к его распространению;

1.9. принять незамедлительные меры по повышению эффективности деятельности управлений и отделов с тем, чтобы ее результаты способствовали повышению уровня осуществления правосудия и реальному исполнению судебных постановлений;

1.10. разработать дополнения к планам работы судов с целью устранения отмеченных недостатков;

1.11. руководству хозяйственных судов Брестской и Могилевской областей провести анализ отмененных и измененных судебных актов для объективного отражения данных в форме N 6 статистической отчетности, о чем доложить Высшему Хозяйственному Суда до 15 сентября 1999 года.



Председатель Высшего Хозяйственного

Суда Республики Беларусь В.В.БОЙКО



Секретарь Пленума,

судья Высшего Хозяйственного Суда

Республики Беларусь А.С.ЦАРИКОВ



Legislation of the Republic of Belarus | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.