Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.1999 N 6 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства"

(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление

Документы на NewsBY.org

<<<< Содержание >>>>


Зарегистрировано в НРПА РБ 5 июля 1999 г. N 6/16



В целях устранения недостатков в работе судов при рассмотрении дел, связанных с применением пенсионного законодательства, и обеспечения его единообразного применения Пленум Верховного Суда



постановляет:



1. Обратить внимание судов на то, что своевременное и правильное рассмотрение дел, связанных с применением пенсионного законодательства, способствует укреплению законности в деятельности органов по назначению и выплате пенсий, охране гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на социальное обеспечение.

2. При рассмотрении дел, связанных с применением пенсионного законодательства, судам следует иметь в виду, что условия и порядок назначения пенсий определены Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" от 17 апреля 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), а также Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1992 г. N 777 (с последующими изменениями и дополнениями), и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", утвержденным приказом Министерства социальной защиты от 23 мая 1997 г. N 44.

Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан регулируется специальными нормативными актами. К ним, в частности, относятся Законы: "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 22 февраля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями); "О государственной службе в Республике Беларусь" от 14 июня 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями); "О занятости населения Республики Беларусь" от 30 мая 1991 г.; "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел" от 17 декабря 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями); Декреты Президента Республики Беларусь: N 16 от 9 сентября 1997 г. "О некоторых мерах по упорядочению материального и социального обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц"; N 21 от 29 апреля 1999 г. "О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС"; N 13 от 30 марта 1999 г. "О некоторых мерах по совершенствованию порядка увольнения со службы в запас (отставку) военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющих право на пенсию за выслугу лет"; положение "О порядке назначения и выплаты прокурорским работникам пенсий за выслугу лет и по инвалидности, а их семьям - по случаю потери кормильца", утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 1996 г. N 305 (с последующими изменениями и дополнениями).

В тех случаях, когда соглашениями (договорами) между Республикой Беларусь и другими государствами предусмотрены иные правила социального обеспечения, чем те, которые содержатся в Законе "О пенсионном обеспечении", применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами). К ним, в частности, относятся: Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.; Соглашение между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 апреля 1994 г.; Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12 сентября 1995 г.; Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 г.

3. В силу ст.ст. 77, 78 Закона "О пенсионном обеспечении" назначение и перерасчет пенсий производятся районным (городским) отделом социальной защиты. Однако по требованию лица, обратившегося за назначением или перерасчетом пенсии, нанимателя и других заинтересованных лиц (в том числе при несогласии с решением районного (городского) отдела социальной защиты) вопрос о назначении или о перерасчете пенсии решается комиссией по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным и распорядительным органом. Решение об отказе в назначении пенсии ввиду несоответствия условий, предусмотренных законодательством, во всех случаях принимается только комиссией по назначению пенсий.

Решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсии, может быть обжаловано в вышестоящий орган социальной защиты. В случае несогласия с принятым решением лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, наниматель или другие заинтересованные лица вправе обратиться за разрешением спора в суд. В связи с этим судья при принятии жалобы на действия органа, осуществляющего назначение или перерасчет пенсии, обязан выяснить у заявителя, обращался ли он с жалобой в вышестоящий орган социальной защиты. Судья отказывает в принятии жалобы, если решение комиссии, которое заявитель считает неправомерным, не было обжаловано в вышестоящий орган социальной защиты, а в случае принятия такой жалобы к производству суда - она оставляется без рассмотрения.

4. Жалобы на решения комиссий по назначению пенсий рассматриваются судами в порядке, предусмотренном ГПК для рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений. Если решение комиссии основано на наличии или отсутствии факта, имеющего юридическое значение, спор рассматривается по существу судом при разрешении жалобы.

При разрешении спора о факте участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС суды должны иметь в виду, что в соответствии с п. 1.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 г. N 21 "О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 гг. в пределах зоны эвакуации (кроме занятых в 10-километровой зоне), пенсия по возрасту назначается со снижением на 5 лет возраста, установленного ст. 11 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", при условии наступления инвалидности независимо от ее причины (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий). Поэтому юридические последствия для назначения пенсии по возрасту со снижением возраста, установленного названной статьей, порождает лишь факт участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 - 1987 гг. в пределах 10-километровой зоны, а также в пределах зоны эвакуации при условии наступления инвалидности.

При этом в силу п. 24.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий время работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС подтверждается справками нанимателей, у которых хранятся первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны: период работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; зона радиоактивного загрязнения; наименование населенных пунктов, в которых протекала работа; первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.

При отсутствии первичных документов такие факты могут подтверждаться и другими доказательствами, в том числе и свидетельскими показаниями, с достоверностью подтверждающими такой факт.

В случае удовлетворения заявленных требований в мотивировочной части решения следует указать, какие конкретно работы выполнял гражданин, в каком населенном пункте и в течение какого периода.

5. Разъяснить, что суд вправе рассмотреть заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение для назначения пенсии либо ее перерасчета, до обращения за назначением пенсии либо за ее перерасчетом в случаях, если его установление не входит в компетенцию комиссии по назначению пенсий. К таким фактам, в частности, относятся: факт регистрации рождения, усыновления, брака, смерти; факт принадлежности правоустанавливающего документа; факт признания отцовства или факт отцовства.

6. Решая вопрос об установлении факта, с которым связано право на пенсию, суды должны исходить из письменных и других доказательств, с достоверностью подтверждающих его наличие или отсутствие. При этом судам необходимо исследовать все имеющиеся в деле доказательства, с которыми связано право на пенсию.

Свидетельские показания в каждом конкретном случае необходимо оценивать в совокупности с представленными документами. Если возникли противоречия в сведениях, содержащихся в документах и показаниях свидетелей, они должны быть устранены в ходе судебного разбирательства.

7. Разъяснить, что в силу ст. 54 Закона "О пенсионном обеспечении" правило, изложенное в п. 31 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, о недопустимости свидетельских показаний при подтверждении периода работы у отдельных граждан и других периодов, которые засчитываются в трудовой стаж только на основании справок об уплате страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, а также характера работы, дающего право на пенсию за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет, обязательно и для суда.

Вместе с тем в случае утраты документов при обстоятельствах, перечисленных в п. 3 упомянутого Положения (стихийное бедствие, катастрофа и другие чрезвычайные ситуации), при установлении названных периодов и характера работы допустимы и свидетельские показания.

8. Разрешая жалобы, связанные с правом на трудовую пенсию, судам следует иметь в виду, что с 1 сентября 1998 г. право на трудовую пенсию по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца имеют лица, которые в период работы либо занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.

Для возникновения права на трудовую пенсию достаточно факта уплаты страховых взносов, а право на пенсию по возрасту при неполном стаже возникает по достижении мужчинами - 60-летнего возраста, женщинами - 55-летнего возраста и при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

При отсутствии страхового стажа либо если он составляет менее 5 лет (в случае назначения пенсии по возрасту при неполном стаже), гражданин имеет право только на социальную пенсию.

9. При разрешении жалоб, связанных с исчислением специального стажа для назначения пенсии по возрасту на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, суды должны исходить из того, что в силу ст. 16 Закона "О пенсионном обеспечении" при назначении такой пенсии допускается суммирование периодов различных видов работ, предусмотренных ст.ст. 12 и 15 Закона "О пенсионном обеспечении", при условии, что указанные работы дают право на пенсию на аналогичных или более льготных условиях. При этом при назначении пенсии по Спискам N 1 и N 2 специальный стаж по каждому виду работ исчисляется исходя из требований, предусмотренных правилами применения Списков N 1 и N 2, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1956 г. N 1173, Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. N 536, в которые они включены.

10. В случае удовлетворения жалобы на отказ в назначении или перерасчете пенсии в мотивировочной части решения суда указывается, какие требования закона нарушены комиссией или иным органом по назначению пенсий, оценка доказательств, в соответствии с которыми суд установил факт, являющийся основанием для удовлетворения жалобы.

Резолютивная часть решения должна содержать указание о возложении на комиссию или иной орган обязанности назначить пенсию. При этом суд не вправе указывать дату, с которой необходимо назначать пенсию, поскольку этот вопрос при принятии решения об отказе в назначении пенсии или ее перерасчете не решался.

11. В соответствии со ст.ст. 75, 76 Закона "О пенсионном обеспечении" обязанность по оформлению необходимых для назначения пенсии документов о стаже, заработке, результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и своевременному представлению их в органы социальной защиты возложена на нанимателей. Наниматели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии. Поэтому, разрешая иски о возмещении материального ущерба, причиненного несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, судам необходимо выяснять, имеется ли вина нанимателей в его причинении. Под виной нанимателей следует понимать вину должностных лиц, на которых возложена обязанность по подготовке и оформлению необходимых для назначения пенсии документов, а если такие лица не назначены - вину руководителей юридических лиц.

12. В силу п. "б" ч. 1 ст. 94 Закона "О пенсионном обеспечении" взыскание сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и т.п.), может производиться путем удержаний из пенсии на основании решения комиссии по назначению пенсий. Вместе с тем такой порядок взыскания излишне выплаченных сумм не исключает возможности предъявления органами социальной защиты исков в суде, если ими будет признано необходимым обращение взыскания не только на пенсию, но и на имущество должника. Суду подведомственны такие иски и в тех случаях, когда пенсия назначена другими органами.

Суммы пенсий, излишне полученные пенсионером (ст. 93 Закона "О пенсионном обеспечении"), подлежат взысканию в доход государства за все время, в течение которого они выплачивались, если иск был заявлен в пределах срока исковой давности, установленного Гражданским кодексом. При решении вопроса о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных в связи с лишением пенсионера свободы, необходимо учитывать Заключения Конституционного Суда от 28 мая 1996 г. и от 28 ноября 1997 г., а также ст. 88 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" (в редакции Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" и в Закон Республики Беларусь "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" от 15 июля 1998 г.). При этом суммы пенсий, переполученные по данному основанию до вступления в силу Заключения Конституционного Суда от 28 мая 1996 г. (1 июня 1996 г.), могут быть взысканы в полном объеме.

13. При установлении существенных недостатков в работе должностных лиц по оформлению документов для назначения пенсий, а также в работе органов, назначающих и выплачивающих пенсии, суды должны выносить частные определения для принятия необходимых мер по их устранению.

14. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, областным, Минскому городскому судам усилить надзор за рассмотрением дел данной категории и принимать своевременные меры для исправления допускаемых судами ошибок.



Председатель Верховного Суда

Республики Беларусь В.О.СУКАЛО



Секретарь Пленума, судья Верховного Суда

Республики Беларусь И.Н.МИНЕЦ



Legislation of the Republic of Belarus | Заканадаўства Рэспублікі Беларусь
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.