|
|
Постановление Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.02.1995 N П-2 "Структура Государственной системы учета и контроля ядерных материалов Республики Беларусь"(текст документа по состоянию на январь 2010 года. Архив) обновление Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации Республики Беларусь 25 января 1996 г. N 1270/12 Зарегистрировано в НРПА РБ 7 августа 2000 г. N 8/3812 1. Организационные и технические меры, выполняемые в рамках государственной системы учета и контроля ядерных материалов Республики Беларусь (ГСУК), осуществляются для достижения как национальных, так и международных целей гарантий. Национальные цели: ведение учета и контроля ядерных материалов в Республике Беларусь и содействие обнаружению возможных потерь и несанкционированного изъятия ядерного материала. Международные цели: обеспечение применения гарантий МАГАТЭ в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и МАГАТЭ. 2. Основные составляющие ГСУК: - юридическая основа; - организационные и функциональные элементы на уровне государства; - организационные и исполнительные элементы на уровне установок; 2.1. Юридической основой ГСУК Республики Беларусь являются: - Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО); - Соглашение о гарантиях между Республикой Беларусь и МАГАТЭ вступившее в силу 31.07.95 г.; - Постановление Совета Министров Республики Беларусь N 373 от 08.06.93г. "О мерах по выполнению условий Договора о нераспространении ядерного оружия" (Сборник Постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 1993 г. N 16 стр.313). 2.2. Организационные и функциональные элементы ГСУК на уровне государства. ГСУК Республики Беларусь базируется на шести разделах: а) Полномочия и ответственность б) Нормативная база в) Информационная система г) Свод требований к учету и контролю ядерных материалов д) Обеспечение выполнения требований ГСУК е) Техническая поддержка. 2.2.1. Полномочия и ответственность. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь N 373 от 08.06.93 г. "О мерах по выполнению условий Договора о нераспространении ядерного оружия" компетентным национальным органом по созданию и реализации Государственной системы учета и контроля ядерных материалов определен Госпроматомнадзор Республики Беларусь. Госпроматомнадзор отвечает за: а) разработку положений, регулирующих порядок владения, передачи и использования ядерного материала; б) обеспечение уверенности в том, что цели государственного учета и контроля ядерных материалов достигаются; в) оказание содействия осуществлению гарантий МАГАТЭ, выполняемом в соответствии с Соглашением о гарантиях между Республикой Беларусь и МАГАТЭ; г) разработку и внедрение процедур учета и контроля ядерных материалов для того, чтобы Республика Беларусь могла выполнять свои обязательства по Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. Госпроматомнадзор является также центральным пунктом связи в случае потери, несанкционированного использования или изъятия ядерного материала. 2.2.2. Нормативная база. Эффективность Государственной системы учета и контроля ядерных материалов обеспечивается законами, правилами и другими нормативными документами, действующими в Республики Беларусь и регулирующими условия владения, использования и передач, включая импорт, экспорт и внутригосударственные передачи ядерных материалов. Этими же документами определяются условия применения и прекращения гарантий, распределение ядерных материалов по категориям, схемы отчетности и проведения физических инвентаризаций, подведение баланса материалов и т.д., а также устанавливаются требования как для обычных, так и специальных отчетов, представляемых установками Госпроматомнадзору и имеющих отношение к информации о ядерных материалах, включая отчеты об изменениях в установке и случаях ошибок по учету и контролю ядерных материалов и отчеты, связанные с потерей ядерных материалов. 2.2.3. Информационная система. Информационная система ГСУК выполняет следующие функций: а) регистрация и обработка информации по учету и контролю ядерных материалов, представляемой установками в Госпроматомнадзор; б) сбор, обработка информации и подготовка отчетов Госпроматомнадзором в соответствии с Соглашением о гарантиях между Республикой Беларусь и МАГАТЭ; в) хранение другой информации, необходимой для обмена с МАГАТЭ и другими государствами, а также для осуществления контроля по использованию, владению и размещению ядерных материалов, находящихся под юрисдикцией Республики Беларусь. Вне зависимости от размера и сложности, информационная система оперирует с четырьмя категориями информации: а) описание конструкции установок; б) отчеты об инвентаризации и о передачах ядерного материала; в) учетные и эксплуатационные отчеты; г) учетные документы и отчеты, направляемые и получаемые из МАГАТЭ. Функции Госпроматомнадзора, связанные с информационной системой, заключаются в следующем: 1) Госпроматомнадзор получает отчеты об инвентарных количествах и об изменениях инвентарных количеств ядерного материала, включая внутригосударственные и международные получения и отправления. 2) Регистрирует весь ядерный материал, указывая его тип, количество, местонахождение и лиц, ответственных за него. 3) Обрабатывает и оценивает информацию, полученную во время инспекций, и информацию, представленную организациями, эксплуатирующими установки. 4) Осуществляет соответствующую проверку и оценку учетных документов и отчетов установок, а также проверку причин потерь, расхождений в данных отправителя и получателя, величин неучтенных материалов (ВНМ) и неопределенности измерений, связанных с ВНМ. 2.2.4. Разработка требований к учету и контролю ядерных материалов. Для выполнения условий Соглашения о гарантиях между Республикой Беларусь и МАГАТЭ Госпроматомнадзор устанавливает требования к учету и контролю ядерных материалов. Эти требования должны позволить МАГАТЭ своевременно установить, имело ли место переключение значимого количества ядерного материала, и включают следующие составление: - начальная точка применения, прекращение и освобождение от применения учета и контроля; - распределение ядерных материалов по категориям; - зоны баланса материалов; - система учетных документов и отчетов; - система измерений; - поток ядерного материала; - проверка фактически наличного количества ядерного материала; - расхождение в данных отправителя и получателя; - проведение баланса материалов; - контроль за измерениями; - применение мер по сохранению и наблюдению; - международные передачи ядерных материалов. 2.2.4.1. Начальная точка применения, прекращение и освобождение от применения учета и контроля. Госпроматомнадзор отвечает за то, что: - начальная точка применения учета и контроля ядерных материалов должна находиться по крайней мере на той стадии ядерного топливного цикла, как этого требуют международные обязательства Республики Беларусь; - учет и контроль ядерных материалов прекращается после установления того, что материал израсходован или разбавлен так, что больше не пригоден для какой-либо ядерной деятельности или стал практически нерегламентируемым; - условия для освобождения от применения и прекращения применения учета и контроля определяются в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь. 2.2.4.2. Распределение ядерных материалов по категориям должно проводиться в целях поддержания соответствующего баланса между значимостью и доступностью материала и интенсивностью мер учета и контроля. Это распределение по категориям должно учитывать характеристики значимости ядерного материала для учета и контроля, например, тип материала, его изотопный состав и уровень излучения. Распределение по категориям и информация о количестве используемого ядерного материала учитываются при определении интенсивности мер учета и контроля, включая проведение физической инвентаризации и определение ВНМ. Например, плутоний и высокообогащенный уран могут иметь наивысшую категорию, за которой следует низкообогащенный уран, затем природный и, наконец, обедненный уран и торий. 2.2.4.3. Зоны баланса материала. Госпроматомнадзор устанавливает критерии, которые должны быть учтены при определении зон баланса материала (ЗБМ). При их определении следует учитывать наличие и местонахождение ключевых точек измерений, возможности мер по сохранению и наблюдению, точность, с которой устанавливается баланс материала, и вид учета, т.е. ведется ли учет отдельных предметов или материала, находящегося в "балк-форме". Госпроматомнадзор утверждает ЗБМ установки. 2.2.4.4. Система учетных документов и отчетов. Госпроматомнадзор устанавливает требования к материально-балансовым и эксплуатационным учетным документам и отчетам для каждой ЗБМ. 2.2.4.5. Система измерений. Госпроматомнадзор устанавливает требования к системе измерений и неопределенности измерений, включая положения об определении состава и количества ядерного материала, полученного, произведенного или изъятого из инвентарного количества другим способом, а также об определении инвентарных количеств на основе взятия образцов и соответствующего химического или неразрушающего анализа. 2.2.4.6. Поток ядерного материала. В необходимых случаях Госпроматомнадзор устанавливает требования к учету и контролю потоков ядерного материала, принимая во внимание необходимую степень надежности, обеспечиваемую мерами по сохранению и наблюдению. Для обеспечения периодического подведения баланса материала определяются требования к измерениям, величинам неопределенности измерений и регистрации получений, отправлений и передач материала внутри установки. 2.2.4.7. Проведение физической инвентаризации. Госпроматомнадзор устанавливает требования к полноте и частоте физических инвентаризаций, проводимых на установках, и допустимым пределам неопределенности измерений для различных категорий материалов. Одновременно устанавливаются условия заблаговременного уведомления МАГАТЭ о сроках проведения физической инвентаризации. 2.2.4.8. Расхождение в данных отправителя и получателя (О/П). Госпроматомнадзор формирует требования к определению, анализу и оценке расхождений в данных О/П и к установлению пределов неопределенностей измерений передач ядерных материалов между ЗБМ, находящимися под его контролем. Госпроматомнадзор устанавливает также процедуры, которым необходимо следовать, если расхождение в данных О/П или пределы неопределенности их измерений превышают установленные значения. 2.2.4.9. Подведение баланса материала. Госпроматомнадзор устанавливает требования к подведению баланса материалов и к подсчету ВНМ вместе с пределами неопределенностей их измерений. Госпроматомнадзор определяет пределы ВНМ и неопределенностей измерений, связанных с ВНМ, которые реально соответствуют международным стандартам или их превосходят, и необходимые процедуры проверки соответствия этим стандартам. 2.2.4.10. Контроль за измерениями. Госпроматомнадзор требует установления программного контроля за измерениями в целях обеспечения подтверждения адекватности функционирования систем измерений, а также обеспечения перекалибровки измерительных систем через определенные интервалы времени, оценки случайных и систематических ошибок с установлением пределов неопределенностей измерений, связанных с ВНМ, обнаружение и исправление неточностей при составлении документов. 2.2.4.11. Применение мер по сохранению и наблюдению. Меры по сохранению и наблюдению необходимы и удобны в некоторых случаях и дают возможность Госпроматомнадзору осуществлять часть функций по контролю за ядерным материалом. 2.2.4.12. Международные передачи ядерных материалов. Госпроматомнадзор устанавливает требования к международным передачам ядерных материалов с указанием времени и необходимых приготовлений для заблаговременного уведомления, передачи ответственности за учет и контроль и для сообщений об отправке и получении ядерного материала. 2.2.5. Обеспечение выполнения требований ГСУК. Уверенность в принятии владельцами установок требований системы учета и контроля, установленных Госпроматомнадзором, и оценка их эффективности может достигаться только с помощью всесторонней проверки и инспекционной программы. Такая программа должна включать первую из нижеследующих целей и может отвечать другим целям, в том числе второй: обеспечение уверенности в том, что возможности владельца каждой установки по выполнению обязательств по учету и контролю ядерных материалов находятся в соответствии с требованиями, вытекающими из Соглашения о гарантиях; обеспечение уверенности в том, что меры учета и контроля осуществляемые владельцем установки являются эффективными. Госпроматомнадзор определяет критерии, по которым могут оцениваться возможности владельца установки и результаты проверки и оценки функционирования ГСУК. 2.2.5.1. Инспекции. Инспекционная деятельность Госпроматомнадзора имеет целью решение следующих задач: 1) Проверять информацию о конструкции, содержащуюся в лицензионных заявках и предполагаемую практику работы установки для определения способности заявителя выполнять требуемые функции учета и контроля. 2) После введения установок в эксплуатацию проводить их периодические инспекции с целью определить, выполняется ли учет и контроль ядерных материалов согласно требованиям, установленным Госпроматомнадзором. В этих целях могут быть использованы: - проверка учетных документов, включая лабораторные и эксплуатационные учетные документы, содержащие данные о качестве измерений, калибровках, неизмеренных инвентарных количествах и безвозвратных потерях ядерного материала; - наблюдение за проведением физической инвентаризации и за измерениями, проводимыми на установках, включая измерения получений и отправлений; - независимые измерения для оценки качества измерений на установках; - проверка печатей и других устройств для осуществления мер по сохранению и наблюдению. 3) Оценивать данные, представляемые в материально-балансовых и эксплуатационных учетных документах, касающихся аномальных отклонений в зарегистрированных инвентарных количествах материала, ВНМ, расхождений в данных О/П, калибровочных данных и соответствующих пределов неопределенностей измерений, величины безвозвратных потерь для обеспечения уверенности, что: - правильно установлена оценка неопределенностей измерений; - удовлетворяются предписанные Госпроматомнадзором требования к обнаружению потерь ядерного материала; - определены все факторы, делающие заметный вклад в неопределенности измерений, связанные с ВНМ и расхождениях в данных О/П; - цифры по накопленным неизмеренным инвентарным количествам и безвозвратным потерям заслуживают доверия и не превышают установленные пределы; - цифры по ВНМ и расхождению в данных О/П корректно подсчитаны и удовлетворительно объяснены. Госпроматомнадзор на этапе строительства и пуска установки проводит инспекции на этих стадиях, уделяя особое внимание этапу пуска в целях определения, удовлетворительно ли выполняются утвержденные мероприятия по учету и контролю ядерных материалов. Независимая инспекционная деятельность Госпроматомнадзора не должна ограничивать права МАГАТЭ на проведение его независимой деятельности по проверке в Республике Беларусь. 2.2.5.2. Руководство по проведению и оценке инспекционной деятельности. Чтобы гарантировать, что инспекционная деятельность является эффективной, Госпроматомнадзор в соответствии с его задачами осуществляет следующее: - устанавливает критерии оценки отчетов владельцев установок и результатов проверки наличных количеств материала; - определяет процедуры независимой проверки, необходимые для обеспечения уверенности в том, что цели, установленные им в отношении своевременности обнаружения переключения и потери, достигаются; - устанавливает процедуры независимой проверки того, что сообщаемые владельцами установок данные о получениях, отправлениях, потерях и инвентарных количествах ядерного материала не содержат ошибок и фальсификации; - оценивает данные проверок для обеспечения уверенности, что обнаруживаемые ошибки в регистрационной системе учета и контроля на установке, непреднамеренные или умышленные, исправляются или устраняются, и данных инспектирования достаточно для демонстрации соответствия установленным требованиям. 2.2.6. Техническая поддержка. 2.2.6.1. Программа обучения. Для успешного функционирования ГСУК необходимо обучение персонала, ответственного за ее осуществление на уровне государства и установки. 2.2.6.2. Техническая помощь. Госпроматомнадзор, как государственный компетентный орган, должен способствовать получению технической помощи, при необходимости, из внешних источников владельцами установок, чтобы выполнять установленные требования по созданию и функционированию ГСУК. Требования к учету и контролю ядерных материалов на уровне установки, вытекающие из обязательств, принятых Республикой Беларусь по Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ, изложены в Дополнительных положениях, связанных с Соглашением. Эти требования должны удовлетворяться так, чтобы облегчить проверку инспектирующими организациями данных, представленных организацией-владельцем установки о местоположении и количестве ядерного материала. Каждая установка должна установить систему, удовлетворяющую основным требованиям ГСУК, однако степень ее разработки будет зависеть от типа ядерной деятельности, формы и количества ядерного материала. 2.3. Создание и функционирование элементов ГСУК на уровне установки. 2.3.1. Организация. Организация-владелец установки должна описать функции и ответственность структурных подразделений установки, ответственных за разработку, утверждение и осуществление мер по учету и контролю ядерных материалов на установке. В дополнение к этому организация-владелец установки может счесть полезным определить взаимоотношения между подразделением, осуществляющим учет и контроль ядерного материала, и другими структурными подразделениями установки с целью избежать дублирования в сборе и анализе соответствующих данных. 2.3.2. Описание установки. Организация-владелец установки должна дать достаточно детальную информацию о конструкции и особенностях эксплуатации установки, на которой имеется ядерный материал, позволяющую оценить соответствие системы учета и контроля установки требованиям гарантий МАГАТЭ. Информация должна содержать данные о типе установки, ее общем устройстве, используемом ядерном материале и особенностях, относящихся к учету и контролю ядерных материалов. Организация-владелец установки должна создать, поддерживать и использовать элементы ГСУК в соответствии с требованиями Госпроматомнадзора, вытекающими из р.2.2.4. и из обязательств, взятых Республикой Беларусь по Соглашениям о гарантиях. 2.3.3. Начальная точка применения, прекращение применения учета и контроля и освобождение от его применения. Организация-владелец установки должна установить соответствующую начальную точку применения учета и контроля и условия прекращения применения или освобождения от применения учета и контроля ядерных материалов в соответствии с критериями, определенными компетентным органом, как это указано в п.2.2.4.1. 2.3.4. Распределение ядерных материалов по категориям. Ядерные материалы должны распределяться по категориям в соответствии с предписанием Госпроматомнадзора (см.п.2.2.4.2.). 2.3.5. Зоны баланса материала и ключевые точки измерений. Определение ЗБМ и ключевых точек измерений должно удовлетворять требованиям Госпроматомнадзора, предписанным п.2.2.4.3. Следует использовать любую возможность, чтобы осуществлять меры по сохранению и наблюдению с целью помочь обеспечить полноту измерений потока и инвентарных количеств материала и, таким образом, упростить меры учета и контроля. Количество ядерного материала в каждой передаче или из каждой ЗБМ и фактически наличное количество ядерного материала в каждой ЗБМ должны быть измеримыми, когда это необходимо, с помощью систем измерений, определенных Госпроматомнадзором (см.п.2.2.4.5.). 2.3.6. Система учета и контроля на установке должна включать: 1. Установление организационной и материальной ответственности за ядерный материал на установке. 2. Систему учетных документов и отчетов об инвентарных количествах и передачах ядерного материала, что обеспечивает адекватные и своевременные измерения инвентарных количеств материала, а также его количеств при передачах, и оценку неопределенностей измерений. Документы, описывающие эту систему, должны определять все данные, которые должны содержаться в материально-балансовых и эксплуатационных учетных документах, устанавливать пределы по времени на завершение подготовки учетных документов и устанавливать положения по хранению учетных документов оговоренное время, а также определять все данные, которые следует включать в материально-балансовые отчеты и образцы форм отчетности. 3. Процедуры для: - подготовки, проверки и представления отчетов Госпроматомнадзору с учетом требуемой частоты предоставления отчетов и максимально-допустимого времени для их представления после каждого отчетного периода; - подведения баланса материала с периодичностью, установленной Госпроматомнадзором; - подсчета и проверки ВНМ и расхождений в данных О/П; - поправки подсчетов для согласования с фактически наличным количеством материала, с известными отклонениями, расхождениями в данных О/П и для корректировки ошибок в целях получения, насколько практически возможно, точных заявлений относительно количества, формы и местоположения ядерного материала на установке; - идентификации партий материала для облегчения учета. 4. Систему обработки информации по учету на установке для обеспечения своевременной обработки рабочих учетных документов, оценки данных и определения аномалий. Система должна давать возможность иметь доступ ко всем важным и имеющим отношение к делу данным контрольных измерений и учета и прослеживать значения данных измерений вплоть до исходных документов. Она должна также обеспечивать внутренние проверки для сведения к минимуму ошибок, включая проверку соответствия отчетов и учетных документов, облегчать проверку учетных документов и обеспечивать, по мере необходимости, как детальную, так и обобщенную информацию. 2.3.7. Измерение потока материала. При необходимости следует выработать процедуры измерений потока материала для целей гарантий МАГАТЭ, включая проверку достоверности заявленных значений количества полученного, произведенного, отправленного, потерянного или какого-либо другого изъятого ядерного материала. Особое значение следует придавать обеспечению возможности проверки полученного материала до его обработки, использования или размещения в недоступных местах и проверки материала, который предназначен к отправке, до его отправки. 2.3.8. Проведение физической инвентаризации. Способы проведения физической инвентаризации должны удовлетворять требованиям, определенным Госпроматомнадзором, см.п.2.2.4.7. Эти способы должны принимать во внимание: - категорию имеющегося ядерного материала и его химическую и физическую форму; - характер и график работы установки, а также другие ее особенности; - характер мер по сохранению и наблюдению, принятых на установке, совместно с частотой и интенсивностью инспекцией; - неопределенности измерений при подведении баланса ядерного материала; - практичность измеряемых или выводимых оценок инвентарных количеств ядерного материала, находящихся в технологическом процессе, или других трудно измеримых инвентарных количеств. 2.3.9. Неопределенности измерений при подведении баланса материала. Подготовка к определению неопределенностей измерений при подведении баланса ядерного материала на установке должна проводиться так, чтобы удовлетворять требованиям Госпроматомнадзора в соответствии с п.2.2.4.9. Организация-владелец установки должна организовать свою систему измерений для установления баланса материала так, чтобы это соответствовало последним международным стандартам или было качественно эквивалентно им. 2.3.10. Меры по сохранению и наблюдению, применяемые или требуемые Госпроматомнадзором в соответствии с п.2.2.4.11., могут включать, например, наблюдение ответственным персоналом; приборы, защищенные от постороннего вмешательства, или другое оборудование; печати, гарантирующие, что целостность содержания не была нарушена; следящие устройства на входе для обнаружения изъятия ядерного материала; замкнутую телевизионную систему в комбинации с видеомагнитофоном или фотокамерой, делающую и хранящую снимки для последующего просмотра. 2.3.11. Смешанный контроль. В дополнение к основным процедурам учета и контроля, связанным с ЗБМ и ключевыми точками измерений, существуют специальные методы, которые может использовать организация-владелец установки для своих целей или целей государства для подтверждения информации, определения отклонений от нормальных условий работы или обеспечения более своевременной и специальной информации о возможном несанкционированном изъятии или использовании ядерного материала. Такие методы могут быть полезными для МАГАТЭ, когда необходимо постоянно знать о потоках и инвентарных количествах ядерного материала. Приложение Лист изменений 1. Указом Президента Республики Беларусь от 23 сентября 1994 года N 122 Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (Госпроматомнадзор) преобразован в комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике министерства по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Проматомнадзор МЧС). |
Партнеры
|