![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2008 N 1052 "О внесении изменений и дополнений в Государственную комплексную программу развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006 - 2010 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 2 Для обеспечения выполнения Государственной программы возрождения и развития села, строительства жилья, агрогородков и объектов Государственной инвестиционной программы в сельской местности предусмотрено создание и развитие передвижных механизированных колонн (далее - ПМК) в каждом районном центре республики. В рамках программы будут созданы ПМК в Хойникском районе Гомельской области, в городах Шклов, Краснополье и Дрибин Могилевской области. Данные о потребности в основных строительных машинах, механизмах и технологической оснастке названных предприятий представлены в таблицах 13 и 16 приложения 1. Данные о потребности в основных строительных машинах, механизмах и технологической оснастке, необходимых для развития мощностей сельских ПМК, представлены в таблицах 17 и 18 приложения 1. В таблицах 19 и 20 приложения 1 приведены данные о потребности организаций строительного комплекса в основных строительных машинах, механизмах и технологической оснастке и объемах финансирования в целом по Республике Беларусь. Сравнительный анализ приведен в таблицах 43 и 44. 3.3. Обеспечение материальными ресурсами планируемых объемов строительства Государственной программой предусматривается разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих развитие системообразующих организаций промышленности строительных материалов. В соответствии с Государственной программой в 2006 - 2010 годах планируется довести объем выпуска цемента до уровня 9,6 млн. тонн, щебня - до 16 млн. тонн, извести - 1429 тыс. тонн, штучных стеновых материалов - до 6000 млн. штук условного кирпича, минераловатной теплоизоляции - 1326 тыс.куб. метров. Расчет потребности основных строительных материалов под объемы жилищного и промышленного строительства на 2006 - 2010 годы и в 2011 году приведен в таблице 21 приложения 1. Мероприятия по приросту мощностей по производству строительных материалов и объемов финансирования в 2006 - 2010 годах приведены в таблицах 22, 23, 24, 25 приложения 1. 3.4. Энергосбережение при производстве строительных материалов и изделий Основными задачами Государственной программы в области энергосбережения в строительстве и промышленности строительных материалов и реконструкции до 2010 года являются: обеспечение увеличения объемов строительной продукции, строительных материалов без увеличения расходов топливно-энергетических ресурсов; снижение энергоемкости товарного внутреннего продукта. создание условий по обеспечению устойчивого и надежного энергообеспечения организаций отрасли до 2010 года и приближение к уровню государств Западной Европы по энергоемкости продукции строительных материалов, строительства и эксплуатации зданий и сооружений; определение оптимальной структуры строительного производства и потребления энергоресурсов в современных условиях; выявление потенциала энергосбережения в строительном комплексе и определение наиболее эффективных путей его реализации; координация усилий и средств всех участников работ по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов. В таблице 26 приложения 1 представлен перечень мероприятий Министерства архитектуры и строительства по энергосбережению на 2006 - 2010 годы, проводимых в рамках отраслевой программы энергосбережения этого Министерства на 2006 - 2010 годы. На рисунке 1 представлен прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов и их экономии в 2006 - 2010 годах. 3.5 Освоение и выпуск в Республике Беларусь строительных машин и механизмов На обеспечение эффективности работы, устойчивого и поступательного развития строительного комплекса республики на ближайшую и среднесрочную перспективу путем технического переоснащения отрасли на базе освоения и выпуска отечественной строительной техники направлены мероприятия приложения 12 (таблицы 1 - 5). Основными организациями - исполнителями мероприятий по освоению и производству новых образцов строительных машин и механизмов выступают машиностроительные предприятия Министерства промышленности, специализированные предприятия Министерства архитектуры и строительства, Департамента мелиорации и водного хозяйства Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Брестского облисполкома. В мероприятиях, отраженных в приложении 12, предусматривается разработка и освоение выпуска парка машин и механизмов, а именно автомобильных кранов грузоподъемностью 32 и 40 тонн, грузопассажирских подъемников грузоподъемностью 1500 и 2000 килограммов, погрузчиков с телескопической стрелой, автобетононасосов с длинной стрелы 47 метров, бульдозеров мощностью до 110 кВт, экскаваторов на пневмоколесном ходу массой 14 - 18 тонн, также определена потребность строительной отрасли республики в строительных машинах и механизмах на 2008 - 2010 годы с разбивкой по годам и определены источники финансирования на разработку и закупку техники (таблица 8). 4. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Износ оборудования, техники и технологической оснастки отечественных организаций по отдельным позициям достигает 70 - 90 процентов, что приводит к повышенной затратности (в первую очередь - по удельному энерго- и ресурсопотреблению) и несоответствию квалитетов строительной продукции по сравнению с потенциальными и реальными западными конкурентами. Указанную отрицательную тенденцию в последние годы удалось частично преодолеть за счет привлечения в процесс модернизации производства централизованных бюджетных и внебюджетных источников финансирования, более активного использования амортизационных накоплений, части прибыли организаций и относительно доступных кредитных ресурсов. В 2006 - 2010 годах планируется разработать и реализовать ключевые инвестиционные проекты, обеспечивающие перспективу развития системообразующих организаций промышленности строительных материалов и конструкций и постоянное обновление парка машин, механизмов и оснастки крупных строительных организаций. Динамика выпуска промышленной продукции, ее энергоемкости и потребления ТЭР (в % к 2005 году) Рисунок 1. Прогноз топливно-энергетических ресурсов и их экономии в 2006 - 2010 годах *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ В результате целенаправленной и активной финансовой политики, использования эффективных инвестиционных механизмов (лизинг), установления нормативных таможенных и налоговых преференций для строительных организаций, направляющих собственные ресурсы на обновление технической базы, стимулирования банков, кредитно-финансовых учреждений, внешних и отечественных инвесторов, участвующих в процессе модернизации материально-технической базы строительной отрасли, планируется обеспечить как ввод новых мощностей по производству основных видов строительных материалов, изделий и конструкций, так и постоянную модернизацию существующих технологических линий и парка строительных машин, механизмов и технологической оснастки. В таблице 20 приложения 1 представлена потребность строительного комплекса Республики Беларусь, включая подведомственные организации Министерства архитектуры и строительства, в новой технике и технологиях и расчетные объемы требуемых инвестиций в разрезе организаций, областей и г. Минска. В целях научного и инженерного обеспечения процесса реализации инвестиционных проектов, разработки и освоения в массовом производстве новых, улучшенных серий жилых зданий, эффективных строительных материалов, конструкций и инженерного оборудования необходимо произвести ряд опережающих научных и опытно-конструкторских разработок и реализовать проекты экспериментального строительства. Источниками покрытия затрат на производство научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ, обеспечивающих модернизацию и развитие производственной базы отрасли, создание и освоение в производстве новых типов зданий, конструкций и оборудования, являются централизованные бюджетные и внебюджетные источники, собственные и привлеченные средства субъектов хозяйствования. Необходимые объемы финансирования работ по научному и инженерному обеспечению развития строительного комплекса приведены в таблице 27 приложения 1. 5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Важным фактором, содействующим стабилизации и укреплению финансового положения организаций, выпускающих строительные материалы и конструкции, является рост экспортных объемов. Экспортная деятельность организаций строительного комплекса Республики Беларусь: является реальным источником поступления валюты в государство, способствует укреплению международного сотрудничества; позволяет оценивать конкурентоспособность отечественных строительных материалов и принимать необходимые меры по ее росту, освоению выпуска современной, пользующейся спросом продукции, что укрепляет экономическое положение отрасли; обеспечивает занятость рабочих в организациях. Основной целью экспортной деятельности являются разработка и реализация комплекса мероприятий, способствующих освоению новых рынков сбыта строительных материалов и конструкций, изготавливаемых организациями отрасли, повышению их конкурентоспособности и росту объемов экспортных поставок. Несмотря на частичную нестабильность экономической ситуации, рост стоимости энергоресурсов, транспортных тарифов, снижение платежеспособности заказчиков, организациям отрасли удается ежегодно не только удерживать свои позиции на рынках СНГ и дальнего зарубежья, но и наращивать объемы экспорта в российские регионы, Украину, страны Балтии, Польшу, Германию. Организации отрасли экспортируют продукцию почти в 40 стран мира. Стратегическим торговым партнером остается Россия, на долю которой приходится свыше 70 процентов экспорта стройматериалов. Доля экспорта в общем объеме выпуска продукции организаций строительной промышленности Министерства архитектуры и строительства растет, за истекший период 2006 года составила свыше 40 процентов, сумма вырученной за экспортные поставки валюты в 2,4 раза превышает стоимость полученного по импорту сырья и технологического оборудования. Продукция организаций строительной отрасли республики находит сбыт в Московской, Ленинградской, Калининградской областях и других регионах Российской Федерации, расширяется экспорт в Украину, Казахстан и страны ЕС. Сложившаяся структура и темпы роста объемов экспорта стройматериалов приведены на рисунках 2, 3 и в таблицах 28 и 29 приложения 1. С учетом постоянно возрастающих потребностей отечественного рынка в строительных материалах, изделиях и конструкциях, существующей загрузки и развития мощностей строительных организаций в качестве базовой экспортной стратегии развития в 2006 - 2010 годах экспортного потенциала и импортозамещения принимается ежегодный прирост экспорта в среднем на 8,7 млн. долларов с выходом в 2010 году на объем экспортных поставок в сумме 317,5 млн. долларов США. Рисунок 2. Динамика роста экспорта-импорта (всего) *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рисунок 3. Динамика роста экспорта-импорта (Россия и государства - участники СНГ) *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Для развития экспортной деятельности наряду с реализацией планов модернизации и технического перевооружения базовых экспортоориентированных организаций Министерства архитектуры и строительства предстоит решить следующие задачи организационного и информационного обеспечения экспортной деятельности: развитие информационно-нормативной и правовой базы, способствующей повышению активности работы организаций в сфере внешней торговли, прежде всего экспортной деятельности; проведение постоянного мониторинга внешнеэкономической деятельности организаций, определение основных ее тенденций, анализ отечественных и зарубежных рынков строительной продукции и подготовка соответствующих рекомендаций; изучение и прогноз состояния, потребности отечественного и внешних рынков и конкретных конкурентов, включая технические и ценовые характеристики их продукции, импортируемых ими изделий, анализ цен на белорусскую продукцию с доставкой на основные рынки экспорта, железнодорожных тарифов, подготовка соответствующих рекомендаций; разработка и внедрение мер информационно-рекламного характера, направленных на более широкое ознакомление потенциальных потребителей с отечественной продукцией, предлагаемой на экспорт, совершенствование рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности организаций за рубежом; расширение деловых контактов с загранучреждениями в странах экспорта белорусской продукции; повышение конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках; активизация работы по интеграции белорусских субъектов хозяйствования в сложившуюся мировую систему разделения труда путем создания совместных организаций и производств; разработка механизмов для реализации предлагаемых мер, в том числе создание и развитие товаропроводящей сети, совершенствование ее инфраструктуры, организация представительств и дочерних фирм в России, странах дальнего зарубежья, использование действующих оптовых структур, внедрение логистики продвижения экспортной продукции (проработка возможных путей сокращения транспортной составляющей), совершенствование условий выхода на рынки стран дальнего и ближнего зарубежья на основе создания торговых структур с привлечением местных организаций, железной дороги, использование речного и морского транспорта; получение льгот на железнодорожные тарифы, скидок на провоз, погрузочно-разгрузочные работы, продажу товаров и другие; развитие правовой и нормативной базы, регламентирующей приобретение в лизинг современной техники и оборудования; продолжение работы по привлечению в организации инвестиций в различных формах, в том числе иностранных в целях форсирования решения перечисленных задач. 5.1. Международное сотрудничество Основной целью международного сотрудничества является повышение конкурентоспособности продукции отечественного строительного комплекса на внутреннем и внешнем рынках. С учетом приоритетов национального строительного комплекса и необходимости обеспечения устойчивого развития строительной отрасли республики западные и восточные страны и субъекты хозяйствования, действующие на их строительных рынках, должны рассматриваться как: партнеры при реализации совместных проектов; конкуренты при освоении отдельных секторов отечественного и зарубежных строительных рынков; авторы и лицензиаты новых технологий и других достижений научно-технического прогресса в области строительства; потребители экспортируемой из республики строительной продукции, работ и услуг; объекты изучения и заимствования передового опыта; источники инвестиций и инноваций. В этой связи стратегия международного сотрудничества со строительными фирмами и компаниями, банками и кредитно-финансовыми организациями, органами корпоративного управления строительством дальнего и ближнего зарубежья должна учитывать как противоречивость интересов отечественного и зарубежного партнеров, так и возможность обоюдовыгодного взаимодействия в случае достижения паритетного компромисса. Устойчивость развития национального строительного комплекса в первую очередь определяется его конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках, что можно обеспечить только соответствующим технологическим уровнем базовых организаций промышленности строительных материалов и техническим оснащением крупных строительных организаций. Приоритетными задачами международного сотрудничества должны явиться: эффективное взаимодействие с ведущими европейскими производителями технологического оборудования и строительной техники; заимствование передового опыта и технологий, сосредоточенных у лидеров европейского строительного рынка. В этой связи возникает необходимость создания рационального механизма и отраслевой структуры, обеспечивающей и реализующей планирование и координацию международных контактов, результатом которых должна стать постоянная модернизация активной части основных фондов организаций строительной промышленности и парков строительных машин и механизмов. Таким образом, международное сотрудничество должно включать в себя следующие блоки: гармонизация нормативной и сертификационной баз с государствами - участниками СНГ и странами ЕС; сотрудничество с ведущими зарубежными производителями технологического оборудования и строительной техники; сотрудничество с передовыми строительными научными центрами Западной Европы и России; заимствование европейского опыта организации строительства и изучение новых перспективных технологий; привлечение иностранных инвестиций для создания инновационных технологических мощностей; создание отраслевой координирующей структуры для планирования контроля и управления международным сотрудничеством. 6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Разработка и применение индексов цен являются одним из наиболее оптимальных механизмов экономического регулирования стоимости строительства, в том числе в странах с рыночной экономикой. В республике создана нормативная база, включающая около 50 тыс. норм и расценок и соответствующий программно-технический комплекс. Переход на контрактные цены требует наличия базы аналогов, соответствующих укрупненных нормативов, разработка которых осуществляется в настоящее время и планируется в 2006 - 2010 годах. В настоящее время утверждены укрупненные нормативы на единицу строительной продукции квадратного метра общей площади квартир с учетом потребительских свойств по 11 сериям КПД; предельные нормативы стоимости единицы мощности - 1 койка, 1 место, 1 посещение, квадратный метр и кубический метр объектов социальной сферы (здравоохранение, образование, торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, физкультура и спорт); укрупненные нормативы по видам работ и конструктивным элементам, в том числе и на ремонтно-строительные работы, на физический объем работ (всего около 1100 наименований). В дальнейшем предполагается на базе исходных данных и соответствующего программного обеспечения, передаваемых подрядным организациям, создание так называемых "фирменных" норм подрядчика, что позволит более объективно определять победителя торгов. В 2006 - 2010 годах будет разработано и передано пользователям программное обеспечение по расчету контрактных цен в строительстве. Разрабатывается нормативная база и программное обеспечение по расчету сметной документации в текущем уровне цен. Эта работа рассчитана с учетом ее поэтапной реализации на 2006 - 2007 годы. В этих целях запланирована разработка ряда нормативов по сметной документации: порядка составления сметной документации на стадии архитектурного проекта; методических указаний по составлению сметной документации и определению стоимости строительства в базисных ценах на 1 января 2006 г. и текущих ценах; программного обеспечения по разработке сметной документации в текущих ценах; положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между подрядчиком и заказчиком при строительстве объектов в целях создания конкурентной среды в строительстве; инструкции по определению в текущих ценах затрат, не включаемых в подрядные работы при строительстве объектов по договорным (контрактным) ценам. Для завершения перехода на формирование сметной стоимости строительства в ценах на 1 января 2006 г. планируется разработка современных нормативов по ценообразованию в строительстве: нормативной базы в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.; норм прочих, лимитированных и других затрат, учитываемых в сметной документации; ресурсно-сметных норм на новые виды работ в связи с внедрением новых технологий производства строительно-монтажных работ и применение новых материалов; систематическое пополнение и совершенствование нормативно-справочной базы для расчетов контрактных цен, определения стоимости строительства, расчетов за выполненные работы, в том числе и укрупненных нормативов; совершенствование нормативного метода ценообразования в организациях промышленности строительных материалов с уточнением нормативной базы общепроизводственных и общехозяйственных расходов. В целях совершенствования механизма ценообразования предусматривается разработать и утвердить концепцию совершенствования ценообразования в строительстве в современных условиях социально-экономического развития страны. 7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ В целях повышения уровня проектирования и повышения эффективности деятельности проектных организаций необходимо: расширить практику монолитного строительства с применением современных видов опалубки и оборудования; увеличить затраты на типовое проектирование, что даст значительную экономию за счет сокращения затрат на индивидуальное проектирование; повысить роль и увеличить затраты на экспериментальное проектирование, поскольку проекты, разрабатываемые для экспериментального строительства, будут иметь лучшие технико-экономические показатели; расширить практику конкурсного проектирования. Экономический эффект от применения лучшего конкурсного проекта в несколько раз может превысить затраты на конкурсное проектирование; совершенствовать оплату проектных работ; разработать систему зависимости оплаты труда проектировщиков от улучшения технико-экономических показателей объекта; совершенствовать и упорядочить сеть проектных организаций; широко внедрить компьютеризацию проектных работ; упростить существующий порядок согласования с заинтересованными организациями проектов, разрабатываемых для жилищного строительства; обеспечить разработку новых типовых проектов и проектов повторного применения многоэтажных жилых домов с увеличенным количеством одно- и двухкомнатных квартир и домов повышенной этажности; утвердить перечень проектов повторного и массового применения для строительства многоэтажных жилых домов. Наиболее важная задача в области проектирования - разработка типовых конструктивно-технологических систем (серий) нового поколения. Это в первую очередь касается серий КПД. В настоящее время 12 предприятий полносборного домостроения выпускают 9 серий. При таком количестве серий трудно уловить их отличия во внешнем виде жилых домов. При разработке конструктивно-технологических систем (серий) нового поколения необходимо сократить их количество до 4 - 5. Только две организации в республике (Солигорский ДСК (серия 1-464 Д) и Светлогорский ДСК (серия 1-464 АСВ) выпускают серии на устаревших параметрах: высота этажа 2,7 м (вместо 2,8 м по нормам), шаги внутренних поперечных стен 2,6 и 3,2 м (вместо 3 и 3,6 м). На новом этапе развития КПД эти серии необходимо исключить из числа действующих, а заводы КПД переоснастить на выпуск изделий для новых конструктивно-технологических систем. Новые конструктивно-технологические системы должны соответствовать нормативным требованиям и обеспечивать проектирование различных блок-секций по составу квартир и по градостроительным требованиям, а сами квартиры - удовлетворять запросы будущих жильцов (гибкая планировка). Все это должно базироваться на ограниченной номенклатуре изделий и реализовываться с минимальными затратами на заводах КПД. В таблице 30 приложения 1 приведены мероприятия по модернизации действующих серий на новые конструктивно-технологические системы. В 2006 - 2010 годах предполагается продолжить разработку и совершенствование проектов монолитных и сборно-монолитных жилых домов, разработать конструктивно-технологическую систему сборного процесса для более эффективного использования организаций СЖБ. Планируется дальнейшее совершенствование проектов сельских домов, включая проекты, предусматривающие использование возобновляемых источников энергии для энергообеспечения зданий. В целях развития и совершенствования в 2006 - 2010 годах градостроительного планирования, создания и ведения государственного градостроительного надзора, научно-методического и нормативного обеспечения архитектурной и градостроительной дисциплин, разработки новых конструктивных решений зданий и сооружений, а также в обеспечении в геологическом и геодезическом оборудовании разработаны мероприятия и определены объемы инвестиций, которые представлены в таблицах 31 и 32 приложения 1. В целях обеспечения выполнения проектирования реконструкции и технологического переоснащения предприятий крупнопанельного домостроения и сборного железобетона воссоздать в 2008 - 2009 годах в системе Минстройархитектуры проектный институт "Белгипрострой". 8. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Строительная наука призвана на основе анализа отечественного и мирового опыта строительства определить цели и задачи перспективных исследований, опытно-экспериментальных и проектных работ для обеспечения эффективного развития строительного комплекса Республики Беларусь. В предшествующие годы архитектурно-строительная тематика исследований имела преимущественно прикладной характер и была направлена на решение таких проблем, как энергосбережение в строительстве, создание нового поколения жилых и общественных зданий, новых материалов, реконструкция городов и поселений, разработка жилищной политики и эффективных механизмов финансирования жилищного строительства и другие. Фундаментальная и поисковая тематики были сконцентрированы на поиске направлений создания концепции экологически чистого энергоэффективного здания, новых композиционных материалов и конструкций, а также эффективных экономических механизмов. Выполненные исследования и анализ мировых тенденций в строительстве позволяют сформулировать приоритетные направления исследований на ближайшую и среднесрочную перспективу: создание современного энергоэффективного экологически чистого жилого здания с эффективным использованием энергии, выделяемой в процессе жизнедеятельности человека, и возобновляемых источников энергии, обеспечение снижения более чем в три раза потребления энергии на отопление; разработка санитарно-гигиенических параметров жилых домов с учетом современных требований по теплотехнике, герметичности квартир, оснащения их новым поколением энергоэффективных систем жизнеобеспечения; создание теории и совершенствование действующих систем энергообеспечения жилых зданий и других современных инженерных систем, обеспечивающих качественный тепловлажностный и воздушный режим помещений, и снижение энергопотребления на отопление с 90 - 110 кВт·ч до 30 - 60 кВт·ч на квадратный метр в год; модернизация конструктивно-технологических систем жилых зданий, имеющих широкое применение в практике строительства, включая здания крупнопанельного строительства, монолитного и сборно-монолитного строительства зданий из кирпича, в целях снижения на 10 - 30 процентов и более материалоемкости, придания им современных потребительских качеств; модернизация крупных домостроительных комбинатов республики и производство современных ресурсо- и энергосберегающих конструктивно-технологических систем жилых зданий; разработка теории и практических решений устойчивого развития городов и поселений на основе их комплексной реконструкции, придание современных потребительских качеств жилому фонду индустриальной постройки прошлого века, снижение более чем в три раза энергопотребления на отопление за счет уплотнения на 40 - 80 процентов застройки посредством строительства нового жилья и более эффективного использования застроенных территорий; разработка проектов модернизации жилых зданий индустриальной постройки 1960 - 1970-х годов прошлого века для продления срока их эксплуатации и улучшения потребительских качеств; создание новых конструктивно-технологических систем жилых зданий для сельской местности на базе местных строительных материалов, в том числе зданий, использующих возобновляемые источники энергии; создание эффективных строительных конструкций и конструктивных систем жилых зданий и сооружений нового поколения, совершенствование методов их расчета и конструирования; расширение теоретических исследований и практических работ по созданию и внедрению эффективных композиционных материалов, включая утеплители, в том числе на основе местных материалов; создание высококачественных экологически чистых строительных материалов и изделий на основе местных природных ресурсов; разработка эффективных технологий изготовления конструкций и изделий из бетона и железобетона с применением современных добавок, пластификаторов, снижающих на 10 - 20 процентов и более энергозатраты при производстве изделий, повышающих их качество и долговечность; модернизация действующих технологий по производству строительных материалов и конструкций, обеспечивающая снижение удельных показателей материалоемкости и энергетических затрат; разработка и решение задач градостроительной экологии, выработки экологической и природоохранной политики, создания комфортной среды обитания в целом; создание эффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий строительного производства, обеспечивающих значительное повышение производительности труда, уровня технической и экологической безопасности. Структура научно-исследовательских работ для строительного комплекса республики на 2006 - 2010 годы представлена на рисунке 4. Эффективность использования средств на строительную науку представлена на рисунке 5. Научно-технические разработки для строительной отрасли выполняют: научные организации Министерства архитектуры и строительства: УП "Институт БелНИИС", УП "Институт НИПТИС", УП "НИИСМ", НИАП "Строй-экономика", АП РНТЦ, УП "БелНИИПградостроительства", ОАО "Строй-комплекс"; Структура научных исследований для материально-технического развития строительной отрасли на 2006 - 2010 годы Рисунок 4 *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рисунок 5. Эффективность использования средств на строительную науку *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ учебные организации Министерства образования: Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет, Полоцкий государственный университет, Белорусский государственный технический университет (г. Брест); институты НАН Беларуси: Институт общей и неорганической химии, Институт тепло- и массообмена имени А.В.Лыкова, Институт механико-металлополимерных систем имени В.А.Белого. Нормативно-техническое обеспечение осуществляется РУП "Стройтехнорм". Планируемый экономический эффект от внедрения в производство результатов научно-технических разработок на один рубль затрат составит в 2005 году 7,5 рублей (факт), в 2006 - 7,7 рублей, в 2008 - 8 рублей, в 2009 - 8,3 рубля, в 2010 году - 8,5 рубля. Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских (технологических) работ (далее - НИОКР) будет осуществляться в рамках государственной научно-технической программы "Создать и внедрить новые ресурсо- и энергосберегающие конкурентоспособные материалы, технологии, конструктивные системы зданий жилищно-гражданского строительства, организационно-технические решения реконструкции и тепловой модернизации существующей застройки, улучшающие потребительские свойства строительной продукции и снижающие ее сопоставительную стоимость" ("Строительные материалы и технологии") за счет средств государственного фонда строительной науки в соответствии с нормативной правовой базой формирования, финансирования и выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. 9. РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ Развитие строительного комплекса Республики Беларусь предполагает дальнейшее совершенствование нормативной базы строительства. Система строительных нормативов, которыми руководствуется в настоящее время отрасль, закладывалась преимущественно в советское время, фактически в другой стране, в другой экономической ситуации. Модернизация старых норм не может в полной мере обеспечить отрасль современными нормативными требованиями. Необходимо создание национальной нормативной базы, отвечающей целям и задачам отрасли на современном этапе ее развития. Международная кооперация, экспортно-импортная деятельность требуют соответствия национальных нормативов нормативам стран ЕС и СНГ. Современная нормативная база строительной отрасли не должна ограничивать творческий поиск, поступательное развитие строительного производства, стройиндустрии. Система технического нормирования и стандартизации в области строительства в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" потребует в 2006 - 2010 годах: создания организационно-методологических нормативных актов, регламентирующих порядок создания и функционирования Национального комплекса технических нормативных правовых актов в строительстве; разработки структурных схем технических нормативных правовых актов по блокам Национального комплекса технических нормативных правовых актов в строительстве применительно к требованиям Закона Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации"; разработки обязательных для применения технических регламентов, обеспечивающих выполнение требований Закона Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" и основополагающих требований Директивы Совета Европейского сообщества по сближению правовых и административных предписаний государств - членов в области строительных изделий (Директива 89/106ЕЭС); прямого введения на территории Республики Беларусь европейских (ЕН) и международных (ИСО) стандартов, взаимосвязанных с техническими регламентами на строительную продукцию; разработки технических кодексов установившейся практики по блокам Национального комплекса технических нормативных правовых актов в строительстве, регламентирующих пути достижения обязательных требований технических регламентов; создания организационно-методологических нормативных актов, обеспечивающих организациями строительной отрасли возможности СЕ-маркировки строительной продукции, имеющей экспортный потенциал; создания организационно-методологических нормативных актов, обеспечивающих выполнение требований Закона Республики Беларусь "Об оценке соответствия продукции требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации" применительно к строительной продукции; разработки комплекса государственных стандартов, регламентирующих требования к контролю за качеством строительной продукции; обоснования технических нормативных правовых актов, регламентирующих порядок доступа на строительный рынок Республики Беларусь продукции импортного производства. В таблице 33 приложения 1 приведены мероприятия по совершенствованию и развитию нормативной базы в области строительства в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" на 2006 - 2010 годы. 10. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ Совершенствование нормативной правовой базы требуется для разработки и реализации современной градостроительной концепции, жилищной политики, создания и развития правовых норм в области инвестиционной и строительной деятельности, разработки и совершенствования схем финансирования строительства, прежде всего внебюджетного. Необходимо совершенствовать нормы в области управления и общего регулирования градостроительной деятельности. Принятие 5 июля 2004 года Закона Республики Беларусь "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" в значительной степени решило вопросы архитектурной и градостроительной деятельности, формирование среды обитания. Жилищный кодекс Республики Беларусь, а также его новая редакция, которая находится на рассмотрении в Национальном собрании Республики Беларусь, регулирует жилищные отношения, то есть общественные отношения по вопросам обеспечения граждан жилыми помещениями, возникновения, осуществления и прекращения прав собственности и (или) владения, пользования ими, учета, распределения и эксплуатации жилого фонда. Жилищные отношения в Жилищном кодексе Республики Беларусь рассматриваются лишь в части уже построенных жилых помещений и основываются на приоритете развития правового регулирования отношений, связанных с эксплуатацией и сохранностью жилых помещений. Таким образом, законодательно неурегулированным остается комплекс вопросов, связанных с деятельностью различных обладающих официальным статусом органов государственной власти по управлению развитием жилищной сферы. В настоящее время Министерство архитектуры и строительства готовит проект Закона Республики Беларусь "О жилищных строительных сбережениях", который позволит решить следующие вопросы: обеспечить создание для всего населения республики финансово-экономических предпосылок для улучшения жилищных условий. В настоящее время только 15 - 20 процентов населения имеет возможность участвовать в строительстве жилья; ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |