![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2008 N 531 "О внесении изменений и дополнений в Государственную комплексную программу развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006 - 2010 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 3 сокращение материально-сырьевых и энергетических ресурсов при производстве продукции; внедрение современных методов управления качеством продукции в строительстве; предоставление высококачественных работ (услуг) потребителю; развитие правовой и нормативно-технической базы в строительстве, ее соответствие требованиям международных и европейских стандартов и норм; принятие мер на всех уровнях управления и стадиях эксплуатации продукции в строительстве, направленных на снижение затрат, связанных с качеством; совершенствование мотивации труда; создание систем экологического менеджмента на базе международных стандартов ИСО серии 14000; создание условий, обеспечивающих обучение и повышение квалификации кадров. 14.2. Принципы обеспечения качества строительной продукции Обеспечение качества продукции основывается на принципах: создания правовых, организационных, экономических, технических и социальных условий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, наиболее полно удовлетворяющей требованиям потребителей; обеспечения внутреннего рынка высококачественной продукцией отечественного производства, снижения объемов поставок импортных товаров, аналогичных производимым организациями республики; гармонизации действующих законодательных, нормативных и правовых актов в области строительства с международными требованиями; подготовки квалифицированных кадров; защиты населения и рынка республики от некачественных и небезопасных строительных материалов, изделий и конструкций; защиты окружающей среды, в том числе путем создания систем экологического менеджмента на базе международных стандартов ИСО серии 14000; внедрения методов управления качеством, интегрированных с международной системой обеспечения качества; создания условий, стимулирующих организации к выпуску качественной продукции. Реализация основных принципов достигается выполнением ряда мероприятий. Министерство архитектуры и строительства на уровне республики участвует в реализации мероприятий Государственной программы "Качество" на 2006 - 2010 годы. на уровне организаций указанным Министерством реализация основных принципов достигается путем: внедрения международной системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО серии 9000; технического нормирования и стандартизации в области строительства; реформирования и реорганизации организаций; инвестирования научных и инновационных проектов по созданию конкурентоспособной продукции и высокоэффективных технологий; подготовки кадров; совершенствования надзора и лицензирования в строительстве; внедрения современных информационных технологий; мотивации качественного труда; создания и сертификации систем качества; сертификации продукции, работ (услуг) и персонала; охраны окружающей среды. Результатом выполнения принципов обеспечения качества строительной продукции станет: увеличение доли продукции, заменяющей импортную; рост объемов продукции, экспортируемой в страны ближнего и дальнего зарубежья; увеличение объемов ресурсо- и энергосбережения; увеличение количества введенных в действие новых нормативных документов, в том числе путем прямого введения международных и региональных стандартов; рост разработки и постановки на производство новых видов конкурентоспособной продукции; увеличение доли организаций, применяющих новые и высокоэффективные технологии и проектные решения; увеличение количества систем управления качеством, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000; снижение затрат, связанных с качеством. 14.3. Внедрение и сертификация систем качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 г. N 268 "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства работ (услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции работ (услуг)" (Сборник декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 15, стр. 387) в 2000 году начата работа по созданию, внедрению и сертификации систем качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000. На 1 января 2006 г. сертификат соответствия систем качества требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 получили 50 организаций (3 проектных, 22 промышленных, 8 строительно-монтажных и 3 научно-исследовательских). Перечень организаций, получивших сертификат систем качества требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, приведен в приложении 3. В целях дальнейшего расширения экспорта строительных материалов и изделий выполняется комплекс мероприятий по прямому применению на территории Республики Беларусь международных и европейских стандартов в области строительства на продукцию. Утверждено и введено в действие 62 европейских стандартов на строительную продукцию (цемент, заполнители пористые, строительная известь, стекло строительное, полимерные трубы) и методы ее испытаний. В ближайшие два года будет введено еще 40 европейских стандартов на имеющую экспортный потенциал строительную продукцию и методы ее испытания. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства в 2005 году составила: 67,5 процента, а к 2010 году ее планируется довести до 83 процентов. Четыре предприятия уже осуществляют поставку продукции в страны ЕС с СЕ-маркировкой. Это ОАО "Красносельскстройматериалы", ПРУПП "Кричевцементношифер", ПРУП "Белорусский цементный завод" и ОАО "Завод керамзитового гравия", г. Новолукомль. Ведутся работы по дальнейшему расширению в 2006 - 2008 годах объемов продукции, изготавливаемой в соответствии с требованиями европейских норм. В таблице 39 приложения 1 приведены мероприятия по внедрению систем управления качеством производства строительно-монтажных работ. 15. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ В настоящее время Министерство архитектуры и строительства обеспечивает координацию и методологическое руководство деятельностью всех организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, что имеет определяющее значение при выработке и осуществлении масштабных государственных задач, включая реализацию Государственной инвестиционной программы, контроль за выполнением заданий по строительству и вводу в действие жилья, в том числе в сельскохозяйственных организациях. В состав указанного Министерства на 1 января 2006 г. входит 170 производственных единиц, в их числе 80 строительных, 70 промышленных и 20 научных, проектных и прочих организаций. Эти организации с 2001 по 2005 год обеспечили ежегодное наращивание объемов производства основных строительных материалов, темпов роста инвестиций в основной капитал, объемов подрядных работ, ежегодное выполнение доведенных прогнозных заданий. Все это помогло стабилизировать работу отрасли и подведомственных организаций. Темп роста объема производства промышленной продукции в 2005 году достиг 111,2 процента, объем подрядных работ 117,2 процента при прогнозе 110 - 111 процентов и 105 процентов соответственно. Обеспечено перевыполнение показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы. Так, рост промышленного производства за 2001 - 2005 годы по Министерству архитектуры и строительства составил 158,9 процента при пятилетнем прогнозе 122 - 125 процентов, объем подрядных работ к уровню 2000 года вырос почти в 1,5 раза. Рост производительности труда достиг в промышленности - 172,8 процента, в строительстве - 150,4 процента при задании 121 - 124 процента и 119 - 122 процента соответственно. Выполняются прогнозные задания на 5 лет по энергосбережению, снижению материалоемкости в промышленности и рентабельности реализованной продукции. Для обеспечения стратегических задач развития строительного комплекса в составе Министерства архитектуры и строительства сохраняются стратегически важные для экономики республики организации промышленности стройматериалов: РУПП "Гранит", ОАО "Гомельстекло", ОАО "Гомельстройматериалы", ОАО "Гомельский ГОК", ОАО "Керамин", ОАО "Красносельскстройматериалы", РУП "Молодечненский завод металлоконструкций", ПРУП "Белорусский цементный завод", ПРУП "Кричевцементношифер", РПУП "Могилевский завод "Строммашина", а также ряд научно-исследовательских, проектных, учебных и других организаций, обеспечивающих стратегию развития строительного комплекса республики. Кроме того, в целях сохранения жизнеспособного ядра строительной отрасли республики, обеспечения необходимой концентрации сил и ресурсов при реализации важнейших для республики инвестиционных проектов и целевых задач, в составе этого Министерства сохраняются основные строительные, монтажные и специализированные организации общеотраслевого назначения. В их числе акционерные общества: "Промтехмонтаж", "Трест Белсантехмонтаж-1", "Белсантехмонтаж-2", "Белэлектромонтаж", "Белтеплоизоляция", "Белорусское управление механизации", "Управление механизации N 79", "СУМ-96", "УМ-12", "УМ-88", "Стройкомплекс", "Трест Белстромремонт", унитарные предприятия "Белпромналадка", "Трест N 26 Железобетонмонтаж", а также 13 наиболее крупных строительных организаций. Указанные организации выполняют, как правило, наиболее сложные и ответственные комплексы работ, имеют высококвалифицированных специалистов, а также разветвленную сеть структурных подразделений (филиалов) во всех областях и обеспечивают выполнение строительно-монтажных работ по всей республике. Координация работы названных организаций должна осуществляться на республиканском уровне. Это позволит с учетом высокотехнологичной специализации, оснащенности и мобильности решать наиболее сложные общегосударственные задачи, что является важнейшим фактором при проведении крупномасштабного строительства. При создании полноценных региональных структур управления строительными комплексами областей (комитеты по строительству и архитектуре, управления строительного комплекса) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2001 г. N 723 "О структуре и численности работников исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 117, 1/3287), выявлении потребности в наращивании объемов строительной продукции или возведении крупных объектов регионального или республиканского значения вопросы передачи отдельных организаций в ведение областей должны быть рассмотрены с участием всех заинтересованных и в установленном порядке внесены предложения в Правительство для принятия согласованного решения. Вместе с тем следует продолжить развитие созданных региональных строительных комплексов, что позволит: сосредоточить материальные и трудовые ресурсы на строительстве важнейших социально значимых объектов в регионах; обеспечить реализацию Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы, утвержденную Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. N 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 52, 1/6339); снизить стоимость строительно-монтажных работ за счет расширения масштабов строительства, повышения эффективности производства, концентрации финансовых ресурсов и сокращения сроков строительства объектов; при необходимости произвести реструктуризацию мелких организаций путем их объединения, укрупнения, а также сформировать более мобильные структурные подразделения для решения целевых задач; обеспечить более рациональное использование собственности (передаваемых имущественных комплексов организаций) путем перераспределения (отчуждения) неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества в интересах развития регионов. Таким образом, на данном этапе развития строительного комплекса республики Министерство архитектуры и строительства как орган государственного управления обеспечивает наиболее оптимальные условия для осуществления координации, контроля и государственного регулирования деятельности организаций строительного комплекса республики в целом. Структура управления строительным комплексом Республики Беларусь представлена на рисунке 7. 16. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Ресурсное обеспечение программы осуществляется по источникам финансирования, приведенным в таблице 40 приложения 1. Итоговые данные о потребности строительного комплекса республики в инвестициях представлены в таблице 41 приложения 1. Потребность в кредитных ресурсах на финансирование модернизации и технического перевооружения организаций, находящихся в ведении Министерства архитектуры и строительства, при условии выделения кредитных ресурсов на 10 лет под 50 процентов ставки рефинансирования редставлена в таблице 42 приложения 1. 17. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Контроль за реализацией настоящей Государственной программы на объектах в республике осуществляется: в части выполнения объемов строительно-монтажных работ - Министерством архитектуры и строительства (координатор), облисполкомами и Минским горисполкомом; в части развития организаций строительного комплекса - органами государственного управления в соответствии с ведомственной подчиненностью или территориальным расположением; в части научного и проектно-технологического обеспечения Государственной программы - Министерством архитектуры и строительства. Общий мониторинг Государственной программы осуществляется Министерством архитектуры и строительства через определенные им подведомственные организации. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь *****НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ Рисунок 7. Структура управления строительным комплексом Республики Беларусь Реализация мероприятий, включенных в государственную программу, позволит в значительной степени решить важнейшую социальную задачу обеспечения потребностей жителей республики в комфортном жилье. Государственной программой предусматривается периодическая корректировка показателей по достигнутым величинам предыдущего периода. Организационно-экономические мероприятия в строительной отрасли на 2006 - 2010 годы представлены в приложении 4. Приложение 1 Таблица 1 Показатели динамики основных результатов деятельности строительного комплекса в 2000 - 2005 годах --------------------------------------------+------+-----T-----+-----T----- Наименование показателя ¦ 2001 ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год --------------------------------------------+------+-----+-----+-----+----- Обеспеченность населения жильем в расчете на одного жителя (кв. метров общей площади) 21,6 21,9 22,3 22,6 23,0 Ввод в действие жилых домов (млн.кв. метров общей площади) 3,009 2,811 3,026 3,502 3,800 Ввод в действие жилых домов (кв. метров общей площади на 1000 жителей) 302,0 283,0 306,0 356,0 408,0 --------------------------------------------------------------------------- Таблица 2 Показатели работы промышленности строительных материалов Республики Беларусь -------------------------------------+-------+-------+-------+-------+----- Наименование показателя ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦2004 ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год -------------------------------------+-------+-------+-------+-------+----- Количество организаций 149 134 126 122 121 Индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году 98 104,6 107,2 112,8 115,2 Объемы экспорта строительных материалов предприятиями Минстройархитектуры (млн. долларов США) 112,957 149,990 176,340 207,436 247,8 --------------------------------------------------------------------------- Таблица 3 Видовая структура и объемы строительства жилья на 2006 - 2010 годы ---------------------------------+-----T--------------+-------------------- Наименование конструктивных ¦ ¦ Общая жилая ¦ Удельный вес в решений ¦Годы ¦ площадь, ¦ общем объеме ввода ¦ ¦тыс.кв. метров¦ жилья, проценты ---------------------------------+-----+--------------+-------------------- Крупнопанельное домостроение 2006 1000 23,8 2007 1100 23,4 2008 1200 23,1 2009 1250 21,9 2010 1550 25,0 Железобетонный каркас и сборный 2006 200 4,8 железобетон 2007 350 7,4 2008 440 8,5 2009 500 8,8 2010 600 9,7 Монолитное домостроение 2006 640 15,2 2007 690 14,7 2008 800 15,4 2009 1000 17,5 2010 1100 17,7 Сельское и коттеджное 2006 1260 30,0 строительство 2007 1410 30,0 2008 1560 30,0 2009 1700 29,8 2010 1850 29,8 Надстройка дополнительных этажей, 2006 200 4,8 мансард и уширение корпусов 2007 250 5,3 зданий (уплотнение застройки) 2008 300 5,8 2009 350 6,1 2010 350 5,6 Другие конструктивные решения в том числе: 2006 900 21,4 комбинированные системы с широким 2007 900 19,1 шагом 2008 900 17,3 объемно-блочное домостроение 2009 900 15,8 сборные продольно несущие системы 2010 750 12,1 --------------------------------------------------------------------------- Итого 2006 4200 100 2007 4700 100 2008 5200 100 2009 5700 100 2010 6200 100 Таблица 4 Видовая структура объемов строительства жилья в 2011 году в разрезе конструктивных схем (тыс.кв. метров) -----------------------------------+----------------+---------------------¬ ¦ Наименование конструктивных ¦ Общая жилая ¦Удельный вес в общем ¦ ¦ решений ¦площадь, тыс.кв.¦ объеме ввода жилья, ¦ ¦ ¦ метров ¦ проценты ¦ +----------------------------------+----------------+---------------------+ ¦Крупнопанельное домостроение ¦ 3420 ¦ 34,2 ¦ +----------------------------------+----------------+---------------------+ ¦Железобетонный каркас и сборный ¦ ¦ ¦ ¦железобетон ¦ 890 ¦ 8,9 ¦ +----------------------------------+----------------+---------------------+ ¦Монолитное домостроение ¦ 1070 ¦ 10,7 ¦ +----------------------------------+----------------+---------------------+ ¦Сельское строительство ¦ 600 ¦ 6,0 ¦ +----------------------------------+----------------+---------------------+ ¦Надстройка дополнительных этажей, ¦ ¦ ¦ ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |