Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2006 N 1663 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. N 577"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 3



Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Настоящая Программа разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. N 577 "О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 150, 1/7934) и определяет направления развития открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" на 2007 - 2010 годы.

Сложившаяся структура хозяйственного комплекса Республики Беларусь требует существенных изменений в структуре организации товарооборота. Недостаток собственных оборотных средств затрудняет осуществление отечественными организациями закупок товаров у производителей по прямым договорам. Это вынуждает их прибегать к услугам многочисленных посредников, предоставляющих отсрочку платежа на коммерчески невыгодных условиях, что ведет к уменьшению прибыли и существенному увеличению задолженности отдельных организаций перед посредниками-поставщиками. Кроме того, организации вынуждены содержать значительные по численности маркетинговые (сбытовые и снабженческие) подразделения, что приводит к увеличению себестоимости и конечной стоимости продукции. Механизм заключения прямых договоров и конкурсы также не решают проблему ввиду возможности заключения сделок по конъюнктурным соображениям. Таким образом, исходя из сложившейся ситуации на оптовом рынке республики, возникла объективная необходимость создания товарной биржи.

Открытое акционерное общество "Белорусская универсальная товарная биржа" (далее - биржа) создано в соответствии с Законом Республики Беларусь "О товарных биржах" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 11, ст. 196). Учредителями (участниками) биржи согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 1719 "О Белорусской универсальной товарной бирже" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 3, 5/13624) являются Министерство экономики, Белорусский концерн по материальным ресурсам, республиканское торгово-производственное унитарное предприятие "Белторгинфосервис", Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант", открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк".

Определяя главные составляющие в области развития биржи и биржевой деятельности в целом, настоящая Программа предусматривает создание в республике рыночного механизма торговли и ценообразования, работа которого регулируется государством.

Выполнение настоящей Программы осуществляется в соответствии с прилагаемым Планом основных мероприятий по выполнению Программы развития ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" на 2007 - 2010 годы.

Реализация предлагаемых подходов и направлений в области биржевой торговли товарами должна содействовать обеспечению важнейших приоритетов государственной политики в сфере торгово-экономического развития страны: повышению эффективности производства, конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и, как следствие, дальнейшему укреплению экономической безопасности государства.



Глава 2

ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ



Для целей настоящей Программы используются следующие термины и их определения:

аккредитация - предоставление биржей прав юридическим и физическим лицам на участие в биржевых торгах и осуществление деятельности, связанной с биржевой торговлей;

арбитражная комиссия - учрежденный при бирже орган, который рассматривает споры, возникающие между сторонами биржевых сделок;

биржевая деятельность - совокупность действий, направленных на создание рынка биржевых товаров путем организации биржевых торгов и формирования на основе выявления реального соотношения спроса и предложения цен на биржевые товары;

биржевая сделка - сделка, совершенная на биржевых торгах участниками биржевой торговли от своего имени или по поручению третьих лиц;

биржевая торговля - деятельность биржи и участников биржевой торговли, направленная на совершение и исполнение биржевых сделок;

биржевой товар - не изъятое из оборота и не ограниченное в обороте заменимое имущество и имущественные права, допущенные биржей к биржевой торговле;

биржевые торги - процедура совершения биржевых сделок;

внебиржевой рынок - рынок, на котором осуществляется внебиржевой оборот биржевого товара;

клиент - юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленном порядке и желающее продать и (или) купить биржевой товар без своего участия в биржевых торгах;

клиринг - комплекс операций, направленных на определение, учет и взаимозачет обязательств, возникших в ходе осуществления биржевых сделок;

котировка цен - выявление уровня цен биржевых товаров по результатам определенного торгового периода и их опубликование;

расчетная организация - организация, отвечающая за урегулирование биржевых операций участников биржевой торговли и других, связанных с ними операций (регистрация сделок, клиринг, платежи по результатам клиринга);

секция - специализированное функциональное направление деятельности биржи, в рамках которого осуществляется биржевая торговля определенной группой биржевых товаров;

система электронной торговли - комплексная информационно-расчетная система, основанная на технологиях информационной безопасности и сертифицированных организационных, программных и технических решениях, обеспечивающих взаимодействие участников электронных сделок на всех этапах торгово-закупочной деятельности;

трейдер - физическое лицо, представитель участника биржевой торговли, уполномоченный совершать биржевые сделки;

удаленный торговый терминал (удаленное рабочее место) - информационно-торговая система, расположенная вне биржи и обеспечивающая возможность совершения сделок в электронной торговой системе биржи;

участник биржевой торговли - юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленном порядке, аккредитованное биржей в качестве посетителя торгов и (или) биржевого брокера;

центр электронной торговли - комплекс информационных баз данных системы электронной торговли;

электронная торговая система биржи - совокупность баз данных, технических, программных, телекоммуникационных и других средств, обеспечивающих возможность ввода, хранения и обработки информации, необходимой для проведения биржевых торгов, подтверждения факта совершения биржевых сделок, контроля над их исполнением.



Глава 3

ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Биржа осуществляет свою деятельность на основе хозяйственной самостоятельности в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и правила оптовой торговли в Республике Беларусь, а также уставом биржи.

По мере развития и в соответствии с выполняемыми задачами биржа самостоятельно определяет свою организационно-штатную структуру и кадровую политику.

Биржа организовывает публичные торги товарами в определенном месте, в определенное время по установленным ею правилам. В настоящее время на бирже организована регулярная торговля на внутреннем и внешнем рынках определенными группами товаров по секциям лесопродукции, металлопродукции и сельхозпродукции.

Перечень биржевых товаров, сделки с которыми подлежат совершению на бирже, определяется по решению Правительства Республики Беларусь. Биржа также вправе самостоятельно включать отдельные товарные позиции в перечень товаров, допущенных к биржевой торговле.

Функции обеспечения взаимодействия органов государственного управления с биржей по вопросам организации биржевой торговли в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. N 714 "О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 103, 5/14395) выполняет координационный совет по биржевой торговле.

Активные мероприятия, направленные на организацию практической деятельности биржи, начались со II квартала 2005 г., первые торги состоялись 2 июня 2005 г. За этот период:

проведены организационно-штатные мероприятия;

решены первоочередные проблемы размещения подразделений биржи;

установлена необходимая оргтехника и оборудованы рабочие места сотрудников в соответствии с современными требованиями (электронная почта, средства для работы с документами, локальная сеть передачи данных с доступом в Интернет и др.);

оборудованы торговые залы (более 100 автоматизированных рабочих мест трейдеров);

организованы регулярные торги по секциям металлопродукции, лесопродукции и сельхозпродукции;

обеспечено взаимодействие с организациями, располагающими информацией о ценах на биржевых и внебиржевом рынках, для осуществления мониторинга цен биржевых и связанных с ними товаров как на внутреннем, так и на зарубежном рынках;

осуществляется котировка цен на биржевые товары, в том числе с использованием автоматизированных способов котировки;

создан и функционирует филиал в г. Бресте (более 30 автоматизированных рабочих мест трейдеров);

приобретено сервисное оборудование, система управления базами данных и лицензированное системное программное обеспечение;

разработаны и приняты в эксплуатацию программные продукты электронной торговой системы биржи, обеспечивающие торги по секциям;

решены основные вопросы безопасности деятельности биржи, в том числе с помощью современных аппаратных и программных средств;

устранено недоверие к механизму биржевого рынка со стороны инвесторов и ресурсодержателей;

расширен и продолжает расширяться перечень биржевых товаров как в рамках уже функционирующих секций, так и по новым товарным направлениям;

создана и функционирует арбитражная комиссия;

аккредитовано более 1000 участников биржевой торговли, количество которых постоянно растет;

созданы условия для устойчивой тенденции к увеличению количества и объемов биржевых сделок (росту биржевого рынка определенных групп товаров).



Глава 4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ



Функционирование биржи должно обеспечить государству достижение следующих целей:

переход республики к организованному оптовому рынку товаров;

развитие оптового рынка страны и повышение эффективности товарооборота;

совершенствование механизма государственного регулирования в сфере внутренней и внешней оптовой торговли;

повышение экономической стабильности и защищенности республики, рост ее экономического потенциала.

Для достижения поставленных целей биржа выполняет следующие задачи:

построение механизма торговли, реализующего максимально прозрачную систему заключения сделок на принципах свободного ценообразования и свободных торгов по установленным правилам;

формирование конкурентной среды для покупателей и продавцов товаров в целях обеспечения государственных интересов, в первую очередь при осуществлении экспортно-импортных операций;

повышение эффективности экспорта товаров белорусских производителей;

повышение устойчивости материально-сырьевого обеспечения белорусских товаропроизводителей, организация закупок товаров для государственных нужд;

расширение и ускорение товарооборота на внутреннем и внешнем рынках;

создание условий по сужению поля деятельности мелких посредников и "теневого сектора" в оптовом обороте товаров и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджет республики;

формирование реальных цен на материальные ресурсы, другие виды биржевых товаров, осуществление мониторинга ценообразующих факторов;

котировка цен биржевых товаров и создание достоверных источников информации о положении на оптовом рынке;

повышение степени предсказуемости оптовых рынков биржевых и связанных с ними товаров и их управляемости;

упрощение процедуры поиска потенциальных поставщиков и потребителей товаров, а также процедуры оформления договоров купли-продажи, сопутствующих документов и взаиморасчетов;

упорядочение торговой деятельности и повышение деловой активности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Формирование рыночной инфраструктуры;

расширение перечня биржевых товаров и внедрение новых биржевых инструментов;

предоставление участникам биржевой торговли определенных гарантий по исполнению биржевых сделок;

предоставление субъектам оптового рынка товаров инструментов страхования ценовых рисков;

налаживание взаимовыгодных связей с международным биржевым сообществом;

расширение спектра предоставляемых услуг;

улучшение качества биржевого обслуживания;

участие в организации и развитии электронной оптовой торговли в Республике Беларусь.

Для выполнения указанных задач потребуется построение надежного и эффективного механизма биржевой торговли, реализующего максимально прозрачную систему совершения сделок на принципах свободного ценообразования по установленным правилам, а также развитие биржевой инфраструктуры.



Глава 5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ



Правовое и кадровое обеспечение

Правовое обеспечение деятельности биржи реализуется посредством своевременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, принятия новых нормативных правовых актов.

В настоящее время ряд положений Закона Республики Беларусь "О товарных биржах" не соответствует требованиям современных нормативных правовых актов, существующим в международной практике правилам биржевой торговли и требует значительной корректировки.

Принятие Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. N 577 "О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 150, 1/7934) устранило основные из этих несоответствий, однако остается актуальной подготовка проекта Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О товарных биржах".

Биржа, как организатор торгов, имеет обширную структуру договорно-правовых отношений. Одним из основных принципов биржевой торговли является гарантия исполнения биржевых контрактов - продавец обеспечивает поставку товара надлежащего качества и в установленные сроки, а покупатель - его своевременную оплату. Для более эффективной реализации этого принципа биржа, как организатор торговли, вносит предложения в соответствующие республиканские органы государственного управления по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок биржевой торговли.

Учитывая постоянное расширение географии участников биржевой торговли, а также предоставление им возможности совершать биржевые сделки с удаленных торговых терминалов, необходима разработка нормативных правовых актов, регламентирующих совершение таких сделок, в том числе с использованием электронной цифровой подписи.

Основными задачами кадрового обеспечения биржи являются:

подбор кадров с учетом их профессиональных и морально-деловых качеств;

совершенствование методов оценки кадров и их деятельности;

формирование действенного резерва кадров и организация планомерной работы с ними.

Биржа организует мероприятия, направленные на постоянное повышение уровня квалификации своих работников.

Учитывая отсутствие в республике профессиональной подготовки работников для бирж, а лишь наличие в некоторых экономических вузах краткого курса по биржевому делу, биржа при решении кадровых вопросов отдает приоритет специалистам, ранее работавшим в экономической сфере по направлениям, связанным с оборотом товаров, допущенных к биржевой торговле.

Одним из направлений работы биржи по обеспечению кадрами является налаживание взаимодействия с высшими учебными заведениями в части ориентирования определенного количества студентов на углубленное изучение биржевого дела, организации их преддипломной практики на бирже и последующего трудоустройства.

Филиальная сеть и удаленные торговые терминалы

В целях обеспечения расширения биржевого рынка товаров, улучшения качества обслуживания и снижения затрат участников биржевой торговли биржа совместно с заинтересованными создает собственную филиальную сеть.

Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. N 577 "О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа" по согласованию с Управлением делами Президента Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом в 2006 - 2007 годах в установленном порядке вносит при необходимости Президенту Республики Беларусь предложения о передаче бирже в собственность либо безвозмездное пользование необходимых помещений для дальнейшего развития и создания филиалов биржи.

Основные задачи филиалов:

организация биржевой торговли в соответствии с алгоритмом работы биржи;

предоставление всего комплекса биржевых услуг в регионах;

обеспечение участникам биржевой торговли возможности совершать сделки в единой электронной торговой системе биржи через удаленный доступ;

проведение автономных торговых сессий с использованием собственных электронных торговых систем через локальные сети филиалов и в голосовой форме;

формирование баз данных и обеспечение сохранности информации о сделках, совершенных с рабочих мест трейдеров в филиале.

Проведение биржевых торгов в филиальной сети биржи основывается на создании интегрированной корпоративной сети передачи данных. Создание собственной корпоративной сети базируется на аренде цифровых каналов связи республиканского унитарного предприятия "Белтелеком" (далее - РУП "Белтелеком") (межобластных и междугородных) и создаваемых собственных (внутригородских) линиях связи.

На случай отсутствия возможности передачи данных по штатным каналам связи биржа предусматривает наличие альтернативных каналов связи, которые позволят поддержать работоспособность системы в период восстановления основных. В качестве альтернативных каналов исследуются возможности по передаче данных, предоставляемые операторами сотовой и спутниковой связи, а также посредством использования обычного коммутируемого соединения по линиям РУП "Белтелеком".

Наличие в областях электронных торговых площадок и возможностей использования биржевых технологий после внесения соответствующих изменений и дополнений в акты законодательства, регулирующие деятельность товарных бирж, позволит местным органам власти эффективно организовывать на базе филиалов тендеры, аукционы и иные виды торгово-закупочной деятельности для удовлетворения нужд регионов.

Помимо оборудования рабочих мест трейдеров в филиалах, биржа проводит работу по предоставлению участникам биржевой торговли возможности осуществлять подачу заявок и принимать участие в биржевых торгах с удаленных торговых терминалов, размещенных непосредственно на площадях участников биржевой торговли, в том числе за рубежом. Для оборудования удаленного торгового терминала участники биржевой торговли должны обеспечить выполнение ряда технических требований, предъявляемых к компьютерной технике и линиям связи.

Биржа прорабатывает вопрос о предоставлении заинтересованным лицам возможности совершения и оформления биржевых сделок в электронном виде, внедряет в практику биржевой торговли технологию электронной цифровой подписи.

Котировка цен

Выполнение задачи по котировке цен сопряжено с постоянным повышением качества котировки на основе анализа максимального количества ценообразующих факторов. С этой целью биржа определяет порядок котировки, разрабатывает и внедряет методы выделения случайных ценообразующих факторов, в том числе факторов, являющихся следствием манипулирования ценами, для исключения их из процесса котировки.

Биржа проводит работу по внедрению автоматизированных методов котировки цен биржевых товаров. Вопросы автоматизации процесса биржевых котировок и дальнейшего ее совершенствования рассматриваются с учетом положений Концепции ценообразования в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2005 г. N 799 "О Концепции ценообразования в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 120, 5/16291), а также внедрения автоматизированной информационной системы по ценам на товары и услуги "Цены".

Достоверное определение рыночных цен на товары может осуществляться только в условиях концентрации спроса и предложения. Для создания таких условий Совет Министров Республики Беларусь принимает меры по обеспечению реализации товаров, сделки с которыми подлежат совершению на бирже, по схеме биржевых торгов в максимальных объемах.

Биржа для определения репрезентативной цены на биржевые товары вырабатывает требования к их стандартизации, унификации контрактов по сделкам с ними и становится основным индикатором цен биржевых товаров в государстве. Она подготавливает и предоставляет заинтересованным информацию, отражающую основные показатели конъюнктуры биржевых сегментов оптового рынка товаров.

Основой для проведения котировок являются данные по результатам биржевых торгов и маркетинговые исследования, проводимые биржей с использованием информации о состоянии зарубежного и белорусского рынков, получаемые от республиканских органов государственного управления и иных организаций. Биржа расширяет и развивает связи, определяет деловые отношения с организациями, обладающими информацией о ценах по интересующим товарным позициям.

Совместно с заинтересованными биржа участвует в создании единой информационной базы данных для осуществления мониторинга цен товаров на внутреннем и зарубежном рынках.

Котировка цен является частью информационно-аналитической работы, проводимой биржей.

Основное направление работы в этой области - расширение и углубление аналитической обработки торговых и иных статистических данных, обеспечение простоты, надежности и комфортности получения биржевой информации пользователями. С этой целью биржа выпускает биржевые бюллетени, информационные справочники, статистические отчеты, другие востребованные источники информации.

Размещение биржевой информации также осуществляется на официальном Интернет-сайте биржи, в иных средствах массовой информации. Биржа проводит работу по улучшению дизайнерского оформления сайта и расширению его функциональности, увеличению объемов размещаемой информации, повышению уровня технологических решений.

Расширение перечня товаров, допущенных к биржевой торговле

Перечень товаров, допущенных к торговле на бирже, пополняется не только путем дополнительных товарных позиций уже включенных в него групп товаров, но и за счет допуска товаров других отраслей производства с учетом потребностей внутреннего рынка и экспортных поставок. Работу в этой области биржа проводит совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

Основным критерием расширения перечня товаров, допущенных к торговле на бирже, является положительный экономический эффект от внедрения биржевых схем торговли этими товарами. При этом приоритетными являются те товары основных статей товарного экспорта и импорта республики, которые по определению относятся к биржевым товарам.

Правительство в процессе формирования биржевого рынка и развития системы электронной оптовой торговли определяет окончательный перечень товаров, сделки с которыми подлежат совершению на бирже. Биржа обеспечивает организацию торговли товарами согласно этому перечню с повышенной степенью гарантий исполнения обязательств по заключенным биржевым сделкам.

После внесения изменений в законодательство бирже может быть предоставлено право по организации на своей торговой площадке (в филиалах биржи) небиржевых видов торгов иными товарами. При этом биржа разрабатывает правила проведения таких торгов и определяет возможность предоставления гарантий по исполнению сделок.

Система денежных расчетов и гарантии исполнения сделок

Биржа обеспечивает эффективное проведение расчетов по биржевым сделкам. Выполнение этого условия способствует не только функционированию биржи, но и развитию инфраструктуры организованного оптового рынка товаров.

В целях снижения расчетных рисков участники биржевой торговли при осуществлении платежей по биржевым сделкам используют специальные счета биржи. Результаты проведения платежей и поставки товара отражаются биржей в паспортах биржевых сделок.

Для обеспечения выполнения обязательств по биржевым сделкам биржа требует от участников биржевой торговли предоставления обеспечения, в том числе денежного.

Работа по совершенствованию системы денежных расчетов предполагает совершенствование нормативных правовых актов и программно-технических средств, которые должны обеспечивать максимальную устойчивость и надежность системы, что будет служить гарантией прав сторон биржевых сделок. Система гарантий и централизация расчетов позволит максимально защитить участников биржевой торговли и их клиентов от возможных расчетных рисков. При этом они получат уверенность в том, что все заключенные на бирже сделки будут исполнены.

Биржа разрабатывает локальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок внесения обеспечения и проведения денежных расчетов по биржевым сделкам, соответствующий нормам функционирования платежной системы республики. В случае необходимости биржа представляет в Национальный банк предложения о внесении дополнений и (или) изменений в нормативные правовые акты в части осуществления расчетов по биржевым сделкам как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, проведения процедуры резервирования денежных средств обеспечения на специальных счетах биржи.

Биржа и открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк" проводят работу по созданию и внедрению программного продукта, предусматривающего автоматизацию процесса раздельного учета сумм обеспечения участников биржевой торговли и их клиентов, их соответствия объемам совершаемых сделок, в том числе при одновременном участии в торгах в нескольких биржевых секциях, подготовки платежных и отчетных документов по результатам торговой сессии.

С развитием биржевой торговли данный программный продукт должен также обеспечивать проведение клиринговых операций.

В целях построения максимально эффективной и надежной системы денежных расчетов по биржевым сделкам, обеспечения гарантий их исполнения, а также с учетом создания в республике электронного оптового рынка товаров биржа совместно с заинтересованными прорабатывает вопрос о создании специализированной организации, осуществляющей расчеты по биржевым сделкам.

Повышение степени привлекательности биржевых услуг

Конечной целью развития биржи в этом направлении является предоставление заинтересованным (резидентам и нерезидентам) возможности проводить операции на биржевом рынке товаров Республики Беларусь в максимально удобной и простой форме.

Для достижения этой цели биржа:

оптимизирует процесс аккредитации;

предоставляет программное обеспечение для участия в биржевых торгах с удаленных рабочих мест;

совершенствует систему гарантий по исполнению биржевых сделок;

внедряет передовые методы и технологии построения торговой и расчетной систем;

проводит мероприятия, направленные на исключение случаев недобросовестной торговли, в том числе манипулирования ценами;

предлагает к использованию новые инструменты биржевого рынка;

разрабатывает и внедряет комплекс дополнительных услуг;

вносит в Правительство предложения о расширении своих производственных площадей, в том числе о строительстве или приобретении (реконструкции) помещений (зданий);

прорабатывает вопросы качественного наполнения содержания биржевого сайта, в том числе его англоязычной версии;

осуществляет издательскую деятельность.

Упрощение порядка участия в биржевых торгах не должно влиять на устойчивость и надежность биржевой системы.

Развитие международного сотрудничества

В целях роста авторитета Республики Беларусь и биржи, расширения экономических связей и интеграции товарных рынков постсоветских государств, повышения эффективности экспорта товаров белорусских производителей биржа прорабатывает варианты участия в работе межгосударственных органов и международных организаций по вопросам, входящим в сферу ее компетенции. Для этого биржа:

осуществляет практические меры по дальнейшему развитию отношений в первую очередь с биржами государств, с которыми Республика Беларусь граничит или имеет экономические отношения;

прорабатывает вопрос о возможном эффекте от участия в международных организациях, а в случае положительного решения проводит мероприятия по вступлению в такие организации.

В качестве приоритетных организаций рассматриваются Международная ассоциация бирж стран Содружества Независимых Государств и структуры Евразийского экономического сообщества.

Для более качественного изучения конъюнктуры рынков отдельных товаров потребуется налаживание прямых постоянных контактов с посольствами Республики Беларусь в ближнем и дальнем зарубежье, а через них - с крупными зарубежными производителями и потребителями биржевых товаров.

Проведение гибкой и согласованной биржевой политики на этом этапе будет содействовать решению стоящих перед биржей задач, стабилизации экономики и защите экономической безопасности Республики Беларусь.



Глава 6

УЧАСТИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОПТОВОГО

РЫНКА ТОВАРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



Задача по развитию оптовой электронной торговли и оптового рынка товаров в Республике Беларусь имеет статус государственной. Министерство торговли согласно поручению Совета Министров Республики Беларусь определено государственным заказчиком и координатором работ по выполнению мероприятий по развитию электронной торговли в Республике Беларусь.

В соответствии с заданием Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь", утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. N 1819 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 3, 5/11734), ведутся работы по созданию автоматизированной информационной системы "Электронная торговля" для обеспечения деятельности экспортно-ориентированных отраслей экономики.

Основная цель этого проекта - сделать электронную торговлю технологическим элементом экономики, создав условия для увеличения товарооборота и повышения конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках.

Для реализации данного проекта, а также внедрения электронных схем торговли товарами Министерством торговли совместно с Белорусским государственным университетом разработана Программа развития электронной торговли в Республике Беларусь на 2006 - 2007 годы.

Одним из важнейших направлений развития электронной торговли согласно этой программе является развитие биржи, как базы для создания Центра электронной торговли (далее - ЦЭТ) и универсального Интернет-портала, предоставляющего заинтересованным доступ к различным инструментам электронной торговли в Республике Беларусь и за рубежом.

Биржа рассматривается как элемент формируемого электронного оптового рынка товаров и в рамках своей компетенции участвует в создании системы электронной торговли (далее - СЭТ) и ее ядра - ЦЭТ. С этой целью биржа:

совершенствует свою электронную торговую систему;

создает электронную систему денежных расчетов по биржевым сделкам;

развивает локальные и создает глобальные сети передачи данных;

создает филиальную сеть и осуществляет программное обеспечение удаленных торговых терминалов;

совершенствует систему информационной безопасности;

предоставляет заинтересованным свои технические, системные и технологические решения для их использования при разработке СЭТ.

Филиалы биржи и межрегиональная коммуникационная сеть, обеспечивающие биржевые торги, могут использоваться для обеспечения функционирования СЭТ на начальном этапе. По мере развития СЭТ потребуется строительство типовых региональных центров.

Оборудованные биржей на материальной части участников биржевой торговли удаленные торговые терминалы также могут быть использованы заинтересованными лицами для доступа к информационным и торговым ресурсам СЭТ.

Возможности СЭТ, в частности электронных баз данных, могут использоваться различными организациями, в том числе правоохранительными и контрольно-ревизионными. Архивы торговой и постторговой информации могут применяться, например, для мониторинга цен и объемов внутреннего и внешнего рынка товаров, анализа торгового и платежного балансов республики, установления оптимальных таможенных тарифов и импортных квот, построения более эффективной торгово-экономической политики государства в целом.



Глава 7

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ



Основными источниками финансирования мероприятий по выполнению настоящей Программы являются собственные и заемные средства биржи, средства инновационного фонда, образуемого Министерством торговли.

Реализация мероприятий настоящей Программы, непосредственно связанных с развитием биржи, осуществляется за счет средств биржи.

Мероприятия, направленные на формирование и развитие электронного рынка товаров в соответствии с положениями Программы развития электронной торговли в Республике Беларусь на 2006 - 2007 годы, в которых участвует биржа, но которые непосредственно не связаны с развитием биржевой торговли, финансируются за счет средств инновационного фонда Министерства торговли или средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь", утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. N 1819 (ее проекта по созданию автоматизированной информационной системы "Электронная торговля").



Приложение

к Программе

развития открытого

акционерногообщества

"Белорусская универсальная

товарная биржа" на

2007 - 2010 годы



ПЛАН

ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ОАО "БЕЛОРУССКАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТОВАРНАЯ БИРЖА"

НА 2007 - 2010 ГОДЫ



--------------------------+-------------------+--------------------¬
¦      Наименование       ¦  Срок исполнения  ¦    Исполнитель     ¦
+-------------------------+-------------------+--------------------+
¦Создание и начало        ¦     2007 год      ¦ОАО "Белорусская    ¦
List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.