Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2006 N 137 "О Республиканской программе энергосбережения на 2006 - 2010 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 4

¦ Правительству Республики   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦ Беларусь                   ¦ 27,3¦105,6¦109,0¦ 85,8¦  67,4¦ 395,1¦
+----------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------+
¦ средства государственного  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦ целевого бюджетного        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦ инновационного фонда       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦ Минэнерго, направляемые    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦ на цели энергосбережения   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦ <**>                       ¦ 14,3¦    -¦ 15,0¦ 15,0¦  15,0¦  59,3¦
+----------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------+
¦ собственные средства       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦ организаций (в том числе   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦ кредиты банков)            ¦ 24,3¦ 96,1¦111,0¦ 80,9¦  75,7¦ 388,0¦
+----------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------+
¦ другие источники, включая  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦ средства республиканского  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦      ¦
¦ и местных бюджетов <***>   ¦ 57,7¦ 69,4¦ 55,0¦ 68,2¦  76,4¦ 326,7¦
¦----------------------------+-----+-----+-----+-----+------+-------


--------------------------------

<*> Приведено суммарное финансирование на развитие добычи и использования местных и нетрадиционных источников энергии, включая научно-исследовательские и конструкторские разработки, с учетом средств ГПО "Белэнерго".

<**> Объемы финансирования подлежат уточнению при формировании заданий по использованию местных ТЭР для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома на каждый последующий год.

<***> Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов подлежат уточнению после их утверждения.



Глава 6

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ



Энергосбережение является одним из приоритетных направлений национальной экономической политики и одновременно элементом региональных и глобальных природоохранных процессов, требующих координации деятельности различных стран. Кроме повышения энергоэффективности экономики, снижения зависимости от импорта ТЭР, повышения уровня энергетической безопасности энергосбережение и развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии является одним из путей решения экологических проблем.

Энергетические потребности экономики Республики Беларусь удовлетворяются в основном за счет использования органического топлива, большая часть которого импортируется из-за рубежа. Традиционные способы выработки тепло- и электроэнергии в котельных и тепловых электростанциях (далее - ТЭС), использование топлива в топливопотребляющих технологических установках сопряжены с разносторонним локальным и глобальным воздействием на окружающую среду:

выбросом в огромных количествах диоксида углерода и других так называемых "парниковых газов";

выбросом в атмосферу таких вредных веществ, как оксиды серы и азота, оксид углерода, твердые частицы золы, канцерогенные органические вещества, и других;

тепловым загрязнением окружающей среды;

сбросом минерализованных, загрязненных и нагретых вод;

потреблением в больших количествах кислорода и воды, изъятием больших площадей земли;

захоронением отходов (шлаки, зола и другие);

побочными эффектами (электромагнитными и акустическими излучениями);

изменением сложившегося экологического баланса региона.

В настоящее время в республике в структуре котельно-печного топлива на природный газ приходится 80 процентов по сравнению с 42,2 процента в 1990 году; доля мазута сократилась с 47,7 процента в 1990 году до 6,4 процента в 2005 году. Значительно вырос удельный вес других видов топлива, преимущественно местных - древесного топлива, торфа, горючих отходов производства и вторичных энергоресурсов (более 12 процентов).

Преобладание природного газа в топливном балансе республики, снижение потребления мазута, полное отсутствие электростанций на угле, низкая доля использования угля в котельных объясняют в 2 раза более низкую интенсивность выбросов в атмосферу в Республике Беларусь (по сравнению с 1990 годом). За 1990 - 2004 годы выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, к которым относятся энергопроизводящие и энергопотребляющие объекты, сократились более чем в 3 раза. Если снижение выбросов загрязняющих веществ в 1990 - 1995 годах явилось следствием главным образом спада в экономике, то основной причиной снижения выбросов в 1995 - 2000 годах является изменение структуры котельно-печного топлива по видам и проведение целенаправленной работы по энергосбережению. Дальнейший период 2000 - 2005 годов характеризуется стабилизацией выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников при незначительном увеличении валового потребления ТЭР (на 7,3 процента) и росте ВВП на 143,4 процента.

Одним из основных глобальных экологических эффектов энергосбережения является снижение выбросов парниковых газов и, как следствие, уменьшение антропогенного воздействия на климат.

В результате указанных выше изменений объемов использования топлива, замещения угля, мазута и других видов топлива экологически более чистыми природным газом и древесным топливом выбросы парниковых газов в республике (в эквиваленте СО2) снизились с 116,1 млн. тонн в 1990 году до 62,5 млн. тонн в 2004 году (по данным инвентаризации выбросов ПГ за 1990 - 2004 годы), то есть на 53,6 млн. тонн СО2.

Так как согласно указам Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. N 177 "Об одобрении Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 36, 1/1159) и от 12 августа 2005 г. N 370 "О присоединении Республики Беларусь к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 128, 1/6695) республика присоединилась к указанным международным договорам, это дало возможность потенциально привлечь дополнительные финансовые средства (до 25 - 30 процентов) для выполнения крупных проектов в сфере энергосбережения и развития нетрадиционных и возобновляемых источников энергии после создания легитимной базы использования механизмов гибкости, предусмотренных Киотским протоколом.

В республике в основном сформированы институциональные основы легитимного использования указанных механизмов гибкости. Первоочередными действиями должны быть разработка и утверждение нормативной правовой базы в данной области.

Первым шагом по формированию указанной базы должна послужить разработка и утверждение Правительством Республики Беларусь национального плана действий (плана мероприятий) по реализации положений Киотского протокола.

В рамках такого плана необходимо предусмотреть два блока, связанных с привлечением инвестиций в соответствии с механизмами Киотского протокола (проекты совместного осуществления и международная торговля квотами на выбросы). Механизм чистого развития в настоящее время является менее актуальным для республики и целесообразность его отработки может быть рассмотрена дополнительно в дальнейшем.

В целях реализации механизма совместного осуществления для создания соответствующей инфраструктуры необходимо осуществить следующие процедуры:

разработать процедуры инициации, разработки, экспертизы, отбора и одобрения совместных проектов;

определить организацию, осуществляющую координацию по разработке, рассмотрению и национальной верификации, консультационным услугам по подготовке проектов;

сформировать национальный секретариат совместных проектов;

создать национальный регистр выбросов парниковых газов (в целях регистрации передачи единиц сокращений выбросов).

Что касается механизма международной торговли квотами на выбросы, то, учитывая, что использование данного механизма гибкости возможно начиная с 2008 года, а также что указанный механизм еще не отработан соответствующими международными структурами, в ближайшее время необходимо только определить направления по созданию соответствующей инфраструктуры, то есть подготовить предложения по созданию:

инфраструктуры по механизму торговли квотами;

нормативной правовой базы.



Глава 7

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



Целью научно-технической деятельности в рамках Республиканской программы является разработка, организация производства и внедрение новых энергосберегающих технологий и техники, а также нормативно-технической документации, обеспечивающих снижение энергоемкости экономики республики и снижение импорта энергоносителей.

В 2006 - 2010 годах предполагается осуществлять:

1. Разработку технологий, оборудования и материалов в целях повышения эффективности использования традиционных энергоресурсов.

Будут разработаны и внедрены новые технологические процессы и оборудование, обеспечивающие повышение коэффициента полезного действия установок, использующих природный газ, мазут, котельно-печное и другое традиционное топливо, в целях сокращения его импорта.

2. Разработку технологий и оборудования для использования местных видов топливных ресурсов с технико-экономическими показателями, не уступающими аналогичным, использующим природный газ, уголь и другие традиционные энергоносители.

Основное внимание должно уделяться технологиям, связанным с использованием всех видов древесного топлива, торфа, соломы и других отходов растениеводства (прогрессивные технологии сжигания топлива, газификация).

3. Разработку схем и создание установок для совместной генерации тепловой и электрической энергии.

Предпочтение будет отдано проектам, направленным на применение выпускаемого в республике оборудования, теплообменных аппаратов, систем управления.

4. Разработку экологически чистых технологий по использованию потенциала вторичных энергоресурсов.

Разработка способов и установок для утилизации тепла дымовых газов, вентиляционных выбросов, канализационных стоков с одновременной очисткой от загрязняющих окружающую среду примесей.

5. НИОКР в сфере использования возобновляемых энергоресурсов.

Планируемые работы по данному направлению должны быть связаны с созданием энергоэффективного оборудования для использования энергии солнца, ветра и малых водотоков и других.

6. Разработку новых поколений информационных систем, приборов учета и регулирования.

Развитие информатизации и автоматизации энергосбережения, создание более совершенных приборов учета и регулирования, а также их узлов.

7. Методическое обеспечение энергосбережения.

Совершенствование методической документации, организационной и нормативной правовой базы по вопросам энергосбережения.

Дополнительными критериями, подтверждающими актуальность научно-технических предложений, являются:

возможность тиражирования результатов научных разработок;

соответствие созданных образцов лучшим мировым аналогам;

возможность экспорта;

импортозамещение.

В этих целях институты Национальной академии наук Беларуси, республиканские и отраслевые научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, другие организации республики могут направлять предложения по планируемым научно-техническим разработкам в сфере энергосбережения в Госстандарт.

Прошедшие предварительный отбор в Госстандарте предложения вносятся на рассмотрение научно-технического совета, который создается в установленном порядке, и в случае положительного заключения совета, направляются в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь для прохождения в установленном порядке государственной экспертизы. Рекомендованные к реализации проекты могут быть частично профинансированы из средств республиканского бюджета.

Финансирование научно-технической деятельности осуществляется в установленном порядке за счет средств, предусмотренных законодательством.

Объемы финансирования определяются при разработке конкретных научно-исследовательских, опытно-конструкторских (технологических) работ и проведении их государственной научно-технической экспертизы.

Создаваемая научно-техническая продукция должна быть освоена в организациях республики в запланированных объемах.

Ответственность организаций - разработчиков научно-технической продукции за соответствие фактических технико-экономических показателей созданной научно-технической продукции запланированным показателям должна быть предусмотрена в соответствующих договорах на создание научно-технической продукции.

Ответственность организаций - потребителей научно-технической продукции за соответствие фактических объемов внедрения созданной научно-технической продукции запланированным объемам должна быть предусмотрена в соответствующих соглашениях между организациями-потребителями, организациями-разработчиками и Госстандартом.

Социально-экономическая эффективность научно-технических разработок будет заключаться в снижении энергетической составляющей в себестоимости продукции организаций республики, снижении затрат на энергоснабжение жилищно-коммунального сектора без ухудшения комфортных условий и уровня жизни населения, уменьшении зависимости республики от импорта топливно-энергетических ресурсов, улучшении экологической обстановки.



Глава 8

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ



Цели международного сотрудничества



1. Повышение уровня информированности иностранных партнеров о развитии энергосбережения в Беларуси.

2. Взаимовыгодный обмен информацией об энергоэффективных технологиях, оборудовании, материалах и обмен инновациями в сфере энергосбережения.

3. Привлечение иностранных инвестиций для реализации проектов по энергоэффективности.

4. Гармонизация с международными стандартами действующих технических нормативных правовых актов в области стандартизации в части энергетических показателей.



Направления международного сотрудничества



1. Развитие сотрудничества Госстандарта с Программой развития Организации Объединенных Наций (далее - ПРООН) и Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (далее - ЕЭК ООН).

2. Развитие взаимодействия со Всемирным банком для привлечения заемных средств для повышения энергоэффективности социальной сферы.

3. Организация сотрудничества Госстандарта, других республиканских органов государственного управления с иностранными и международными организациями в рамках реализации Рамочной конвенции и Киотского протокола.

4. Развитие сотрудничества Госстандарта с федеральными органами и субъектами Российской Федерации по вопросам повышения энергоэффективности и обмена передовым опытом в сфере энергосбережения в рамках межправительственных соглашений, договоренностей и протоколов.

5. Взаимодействие Госстандарта с Национальным агентством Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов, по различным направлениям в сфере энергосбережения.

6. Установление стабильных контактов между Госстандартом и организациями, занимающимися вопросами повышения энергоэффективности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Реализация совместных проектов.

7. Установление и развитие контактов со странами Европейского союза и другими государствами по вопросам развития возобновляемых источников энергии в Беларуси.

8. Установление контактов Госстандарта с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (далее - ЮНИДО).



Формы международного сотрудничества



1. Распространение информации о развитии энергосбережения в Беларуси в сети Интернет и посредством печатных материалов.

2. Участие белорусских специалистов по энергоэффективности в рабочих органах международных организаций и соглашений, а также в международных конференциях, семинарах, выставках.

3. Подготовка совместно с иностранными партнерами информационных сборников и каталогов по энергоэффективным технологиям, оборудованию, материалам.

4. Отработка механизма по участию Беларуси в международной торговле квотами на выбросы CO2 в проектах совместного осуществления и механизме чистого развития в рамках деятельности по выполнению обязательств Киотского протокола.

5. С учетом международного опыта разработка системы стимулирования выработки и потребления энергии от возобновляемых источников.

6. Корректировка действующих и принятие новых стандартов, соответствующих международнопризнанным показателям по энергоиспользованию и энергоэффективности.

7. Подготовка и реализация международных проектов по энергоэффективности с использованием привлеченных средств международных организаций и государств-доноров.

Базовый перечень проектов международной технической помощи, планируемых к выполнению в 2006 - 2010 годах, представлен в таблице 10.



Таблица 10



Базовый перечень проектов международной технической помощи,

планируемых к выполнению



(млн. долларов США)

-----------------+------+----------------------+------------------+-------------+-------¬
¦Наименование    ¦Срок  ¦Планируемые результаты¦Получатели        ¦Организация- ¦Объем  ¦
¦проекта         ¦реали-¦проекта               ¦международной     ¦донор между- ¦привле-¦
¦                ¦зации ¦                      ¦технической       ¦народной     ¦каемых ¦
¦                ¦      ¦                      ¦помощи            ¦технической  ¦(плани-¦
¦                ¦      ¦                      ¦(исполнительная   ¦помощи       ¦руемых)¦
¦                ¦      ¦                      ¦организация)      ¦             ¦средств¦
+----------------+------+----------------------+------------------+-------------+-------+
¦1. Модернизация ¦ 2007 ¦снижение потребления  ¦Госстандарт,      ¦Всемирный    ¦ 10    ¦
¦инфраструктуры в¦ год  ¦ТЭР на объектах       ¦Минздрав,         ¦банк         ¦       ¦
¦социальной сфере¦      ¦социальной сферы.     ¦Минобразование,   ¦(займ 22,6)  ¦       ¦
¦Республики      ¦      ¦Работы по проекту     ¦Минтруда и        ¦             ¦       ¦
¦Беларусь        ¦      ¦выполняются на 550    ¦соцзащиты,        ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦объектах              ¦облисполкомы,     ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦здравоохранения,      ¦Минский           ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦образования,          ¦горисполком (РУП  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦социальной защиты     ¦"Белинвестэнерго- ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦(школы, детские сады, ¦сбережение")      ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦поликлиники, больницы,¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦дома для престарелых).¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦Работы включают       ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦автоматизацию         ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦теплопотребления,     ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦реконструкцию         ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦котельных с переводом ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦их на местные виды    ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦топлива, тепловую     ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦изоляцию стен и крыш, ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦реконструкцию или     ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦замену окон,          ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦модернизацию          ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦электрического        ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦освещения и           ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦реконструкцию         ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦инженерных и тепловых ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦сетей.                ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦Мероприятия по        ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦энергосбережению      ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦направлены на         ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦получение не только   ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦экономического, но и  ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦социального эффекта, в¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦том числе на улучшение¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦теплового комфорта,   ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦приводящего к снижению¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦заболеваемости детей и¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦педагогов; улучшение  ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦освещенности и        ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦устранение вредного   ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦влияния мерцающих     ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦светильников;         ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦сокращение выбросов   ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦вредных веществ на    ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦источниках            ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦теплоснабжения        ¦                  ¦             ¦       ¦
+----------------+------+----------------------+------------------+-------------+-------+
¦2. Применение   ¦ 2008 ¦усиление потенциала   ¦Госстандарт       ¦ЕЭК ООН -    ¦  1,5  ¦
¦биомассы для    ¦ год  ¦Правительства         ¦(ПРООН)           ¦3,129        ¦       ¦
¦отопления и     ¦      ¦Республики Беларусь по¦                  ¦             ¦       ¦
¦горячего        ¦      ¦поддержке             ¦                  ¦             ¦       ¦
¦водоснабжения в ¦      ¦биоэнергетических     ¦                  ¦             ¦       ¦
¦Республике      ¦      ¦проектов, а также     ¦                  ¦             ¦       ¦
¦Беларусь        ¦      ¦потенциала            ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦потребителей по       ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦финансированию и      ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦реализации подобных   ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦инициатив,            ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦предусматривающих     ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦снижение выбросов     ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦парниковых газов в    ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦Республике Беларусь.  ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦Основные цели проекта:¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦усиление              ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦институционального    ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦потенциала при        ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦поддержке             ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦биоэнергетических     ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦проектов;             ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦накопление позитивного¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦опыта инвестирования в¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦устойчивые            ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦биоэнергетические     ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦проекты, а также      ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦успешного опыта по    ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦обеспечению поставок  ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦топлива и налаживанию ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦рынка сбыта;          ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦разработка конкретных ¦                  ¦             ¦       ¦
¦                ¦      ¦механизмов начальной  ¦                  ¦             ¦       ¦
List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.