![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2006 N 137 "О Республиканской программе энергосбережения на 2006 - 2010 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 4 ¦ Правительству Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Беларусь ¦ 27,3¦105,6¦109,0¦ 85,8¦ 67,4¦ 395,1¦ +----------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------+ ¦ средства государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целевого бюджетного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационного фонда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минэнерго, направляемые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на цели энергосбережения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <**> ¦ 14,3¦ -¦ 15,0¦ 15,0¦ 15,0¦ 59,3¦ +----------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------+ ¦ собственные средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организаций (в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кредиты банков) ¦ 24,3¦ 96,1¦111,0¦ 80,9¦ 75,7¦ 388,0¦ +----------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------+ ¦ другие источники, включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средства республиканского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и местных бюджетов <***> ¦ 57,7¦ 69,4¦ 55,0¦ 68,2¦ 76,4¦ 326,7¦ ¦----------------------------+-----+-----+-----+-----+------+------- -------------------------------- <*> Приведено суммарное финансирование на развитие добычи и использования местных и нетрадиционных источников энергии, включая научно-исследовательские и конструкторские разработки, с учетом средств ГПО "Белэнерго". <**> Объемы финансирования подлежат уточнению при формировании заданий по использованию местных ТЭР для республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома на каждый последующий год. <***> Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов подлежат уточнению после их утверждения. Глава 6 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ Энергосбережение является одним из приоритетных направлений национальной экономической политики и одновременно элементом региональных и глобальных природоохранных процессов, требующих координации деятельности различных стран. Кроме повышения энергоэффективности экономики, снижения зависимости от импорта ТЭР, повышения уровня энергетической безопасности энергосбережение и развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии является одним из путей решения экологических проблем. Энергетические потребности экономики Республики Беларусь удовлетворяются в основном за счет использования органического топлива, большая часть которого импортируется из-за рубежа. Традиционные способы выработки тепло- и электроэнергии в котельных и тепловых электростанциях (далее - ТЭС), использование топлива в топливопотребляющих технологических установках сопряжены с разносторонним локальным и глобальным воздействием на окружающую среду: выбросом в огромных количествах диоксида углерода и других так называемых "парниковых газов"; выбросом в атмосферу таких вредных веществ, как оксиды серы и азота, оксид углерода, твердые частицы золы, канцерогенные органические вещества, и других; тепловым загрязнением окружающей среды; сбросом минерализованных, загрязненных и нагретых вод; потреблением в больших количествах кислорода и воды, изъятием больших площадей земли; захоронением отходов (шлаки, зола и другие); побочными эффектами (электромагнитными и акустическими излучениями); изменением сложившегося экологического баланса региона. В настоящее время в республике в структуре котельно-печного топлива на природный газ приходится 80 процентов по сравнению с 42,2 процента в 1990 году; доля мазута сократилась с 47,7 процента в 1990 году до 6,4 процента в 2005 году. Значительно вырос удельный вес других видов топлива, преимущественно местных - древесного топлива, торфа, горючих отходов производства и вторичных энергоресурсов (более 12 процентов). Преобладание природного газа в топливном балансе республики, снижение потребления мазута, полное отсутствие электростанций на угле, низкая доля использования угля в котельных объясняют в 2 раза более низкую интенсивность выбросов в атмосферу в Республике Беларусь (по сравнению с 1990 годом). За 1990 - 2004 годы выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников, к которым относятся энергопроизводящие и энергопотребляющие объекты, сократились более чем в 3 раза. Если снижение выбросов загрязняющих веществ в 1990 - 1995 годах явилось следствием главным образом спада в экономике, то основной причиной снижения выбросов в 1995 - 2000 годах является изменение структуры котельно-печного топлива по видам и проведение целенаправленной работы по энергосбережению. Дальнейший период 2000 - 2005 годов характеризуется стабилизацией выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников при незначительном увеличении валового потребления ТЭР (на 7,3 процента) и росте ВВП на 143,4 процента. Одним из основных глобальных экологических эффектов энергосбережения является снижение выбросов парниковых газов и, как следствие, уменьшение антропогенного воздействия на климат. В результате указанных выше изменений объемов использования топлива, замещения угля, мазута и других видов топлива экологически более чистыми природным газом и древесным топливом выбросы парниковых газов в республике (в эквиваленте СО2) снизились с 116,1 млн. тонн в 1990 году до 62,5 млн. тонн в 2004 году (по данным инвентаризации выбросов ПГ за 1990 - 2004 годы), то есть на 53,6 млн. тонн СО2. Так как согласно указам Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. N 177 "Об одобрении Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 36, 1/1159) и от 12 августа 2005 г. N 370 "О присоединении Республики Беларусь к Киотскому протоколу к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 128, 1/6695) республика присоединилась к указанным международным договорам, это дало возможность потенциально привлечь дополнительные финансовые средства (до 25 - 30 процентов) для выполнения крупных проектов в сфере энергосбережения и развития нетрадиционных и возобновляемых источников энергии после создания легитимной базы использования механизмов гибкости, предусмотренных Киотским протоколом. В республике в основном сформированы институциональные основы легитимного использования указанных механизмов гибкости. Первоочередными действиями должны быть разработка и утверждение нормативной правовой базы в данной области. Первым шагом по формированию указанной базы должна послужить разработка и утверждение Правительством Республики Беларусь национального плана действий (плана мероприятий) по реализации положений Киотского протокола. В рамках такого плана необходимо предусмотреть два блока, связанных с привлечением инвестиций в соответствии с механизмами Киотского протокола (проекты совместного осуществления и международная торговля квотами на выбросы). Механизм чистого развития в настоящее время является менее актуальным для республики и целесообразность его отработки может быть рассмотрена дополнительно в дальнейшем. В целях реализации механизма совместного осуществления для создания соответствующей инфраструктуры необходимо осуществить следующие процедуры: разработать процедуры инициации, разработки, экспертизы, отбора и одобрения совместных проектов; определить организацию, осуществляющую координацию по разработке, рассмотрению и национальной верификации, консультационным услугам по подготовке проектов; сформировать национальный секретариат совместных проектов; создать национальный регистр выбросов парниковых газов (в целях регистрации передачи единиц сокращений выбросов). Что касается механизма международной торговли квотами на выбросы, то, учитывая, что использование данного механизма гибкости возможно начиная с 2008 года, а также что указанный механизм еще не отработан соответствующими международными структурами, в ближайшее время необходимо только определить направления по созданию соответствующей инфраструктуры, то есть подготовить предложения по созданию: инфраструктуры по механизму торговли квотами; нормативной правовой базы. Глава 7 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Целью научно-технической деятельности в рамках Республиканской программы является разработка, организация производства и внедрение новых энергосберегающих технологий и техники, а также нормативно-технической документации, обеспечивающих снижение энергоемкости экономики республики и снижение импорта энергоносителей. В 2006 - 2010 годах предполагается осуществлять: 1. Разработку технологий, оборудования и материалов в целях повышения эффективности использования традиционных энергоресурсов. Будут разработаны и внедрены новые технологические процессы и оборудование, обеспечивающие повышение коэффициента полезного действия установок, использующих природный газ, мазут, котельно-печное и другое традиционное топливо, в целях сокращения его импорта. 2. Разработку технологий и оборудования для использования местных видов топливных ресурсов с технико-экономическими показателями, не уступающими аналогичным, использующим природный газ, уголь и другие традиционные энергоносители. Основное внимание должно уделяться технологиям, связанным с использованием всех видов древесного топлива, торфа, соломы и других отходов растениеводства (прогрессивные технологии сжигания топлива, газификация). 3. Разработку схем и создание установок для совместной генерации тепловой и электрической энергии. Предпочтение будет отдано проектам, направленным на применение выпускаемого в республике оборудования, теплообменных аппаратов, систем управления. 4. Разработку экологически чистых технологий по использованию потенциала вторичных энергоресурсов. Разработка способов и установок для утилизации тепла дымовых газов, вентиляционных выбросов, канализационных стоков с одновременной очисткой от загрязняющих окружающую среду примесей. 5. НИОКР в сфере использования возобновляемых энергоресурсов. Планируемые работы по данному направлению должны быть связаны с созданием энергоэффективного оборудования для использования энергии солнца, ветра и малых водотоков и других. 6. Разработку новых поколений информационных систем, приборов учета и регулирования. Развитие информатизации и автоматизации энергосбережения, создание более совершенных приборов учета и регулирования, а также их узлов. 7. Методическое обеспечение энергосбережения. Совершенствование методической документации, организационной и нормативной правовой базы по вопросам энергосбережения. Дополнительными критериями, подтверждающими актуальность научно-технических предложений, являются: возможность тиражирования результатов научных разработок; соответствие созданных образцов лучшим мировым аналогам; возможность экспорта; импортозамещение. В этих целях институты Национальной академии наук Беларуси, республиканские и отраслевые научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, другие организации республики могут направлять предложения по планируемым научно-техническим разработкам в сфере энергосбережения в Госстандарт. Прошедшие предварительный отбор в Госстандарте предложения вносятся на рассмотрение научно-технического совета, который создается в установленном порядке, и в случае положительного заключения совета, направляются в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь для прохождения в установленном порядке государственной экспертизы. Рекомендованные к реализации проекты могут быть частично профинансированы из средств республиканского бюджета. Финансирование научно-технической деятельности осуществляется в установленном порядке за счет средств, предусмотренных законодательством. Объемы финансирования определяются при разработке конкретных научно-исследовательских, опытно-конструкторских (технологических) работ и проведении их государственной научно-технической экспертизы. Создаваемая научно-техническая продукция должна быть освоена в организациях республики в запланированных объемах. Ответственность организаций - разработчиков научно-технической продукции за соответствие фактических технико-экономических показателей созданной научно-технической продукции запланированным показателям должна быть предусмотрена в соответствующих договорах на создание научно-технической продукции. Ответственность организаций - потребителей научно-технической продукции за соответствие фактических объемов внедрения созданной научно-технической продукции запланированным объемам должна быть предусмотрена в соответствующих соглашениях между организациями-потребителями, организациями-разработчиками и Госстандартом. Социально-экономическая эффективность научно-технических разработок будет заключаться в снижении энергетической составляющей в себестоимости продукции организаций республики, снижении затрат на энергоснабжение жилищно-коммунального сектора без ухудшения комфортных условий и уровня жизни населения, уменьшении зависимости республики от импорта топливно-энергетических ресурсов, улучшении экологической обстановки. Глава 8 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Цели международного сотрудничества 1. Повышение уровня информированности иностранных партнеров о развитии энергосбережения в Беларуси. 2. Взаимовыгодный обмен информацией об энергоэффективных технологиях, оборудовании, материалах и обмен инновациями в сфере энергосбережения. 3. Привлечение иностранных инвестиций для реализации проектов по энергоэффективности. 4. Гармонизация с международными стандартами действующих технических нормативных правовых актов в области стандартизации в части энергетических показателей. Направления международного сотрудничества 1. Развитие сотрудничества Госстандарта с Программой развития Организации Объединенных Наций (далее - ПРООН) и Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (далее - ЕЭК ООН). 2. Развитие взаимодействия со Всемирным банком для привлечения заемных средств для повышения энергоэффективности социальной сферы. 3. Организация сотрудничества Госстандарта, других республиканских органов государственного управления с иностранными и международными организациями в рамках реализации Рамочной конвенции и Киотского протокола. 4. Развитие сотрудничества Госстандарта с федеральными органами и субъектами Российской Федерации по вопросам повышения энергоэффективности и обмена передовым опытом в сфере энергосбережения в рамках межправительственных соглашений, договоренностей и протоколов. 5. Взаимодействие Госстандарта с Национальным агентством Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов, по различным направлениям в сфере энергосбережения. 6. Установление стабильных контактов между Госстандартом и организациями, занимающимися вопросами повышения энергоэффективности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Реализация совместных проектов. 7. Установление и развитие контактов со странами Европейского союза и другими государствами по вопросам развития возобновляемых источников энергии в Беларуси. 8. Установление контактов Госстандарта с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (далее - ЮНИДО). Формы международного сотрудничества 1. Распространение информации о развитии энергосбережения в Беларуси в сети Интернет и посредством печатных материалов. 2. Участие белорусских специалистов по энергоэффективности в рабочих органах международных организаций и соглашений, а также в международных конференциях, семинарах, выставках. 3. Подготовка совместно с иностранными партнерами информационных сборников и каталогов по энергоэффективным технологиям, оборудованию, материалам. 4. Отработка механизма по участию Беларуси в международной торговле квотами на выбросы CO2 в проектах совместного осуществления и механизме чистого развития в рамках деятельности по выполнению обязательств Киотского протокола. 5. С учетом международного опыта разработка системы стимулирования выработки и потребления энергии от возобновляемых источников. 6. Корректировка действующих и принятие новых стандартов, соответствующих международнопризнанным показателям по энергоиспользованию и энергоэффективности. 7. Подготовка и реализация международных проектов по энергоэффективности с использованием привлеченных средств международных организаций и государств-доноров. Базовый перечень проектов международной технической помощи, планируемых к выполнению в 2006 - 2010 годах, представлен в таблице 10. Таблица 10 Базовый перечень проектов международной технической помощи, планируемых к выполнению (млн. долларов США) -----------------+------+----------------------+------------------+-------------+-------¬ ¦Наименование ¦Срок ¦Планируемые результаты¦Получатели ¦Организация- ¦Объем ¦ ¦проекта ¦реали-¦проекта ¦международной ¦донор между- ¦привле-¦ ¦ ¦зации ¦ ¦технической ¦народной ¦каемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦помощи ¦технической ¦(плани-¦ ¦ ¦ ¦ ¦(исполнительная ¦помощи ¦руемых)¦ ¦ ¦ ¦ ¦организация) ¦ ¦средств¦ +----------------+------+----------------------+------------------+-------------+-------+ ¦1. Модернизация ¦ 2007 ¦снижение потребления ¦Госстандарт, ¦Всемирный ¦ 10 ¦ ¦инфраструктуры в¦ год ¦ТЭР на объектах ¦Минздрав, ¦банк ¦ ¦ ¦социальной сфере¦ ¦социальной сферы. ¦Минобразование, ¦(займ 22,6) ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦Работы по проекту ¦Минтруда и ¦ ¦ ¦ ¦Беларусь ¦ ¦выполняются на 550 ¦соцзащиты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объектах ¦облисполкомы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦здравоохранения, ¦Минский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования, ¦горисполком (РУП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦социальной защиты ¦"Белинвестэнерго- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(школы, детские сады, ¦сбережение") ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поликлиники, больницы,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дома для престарелых).¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Работы включают ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автоматизацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦теплопотребления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реконструкцию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦котельных с переводом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦их на местные виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦топлива, тепловую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изоляцию стен и крыш, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реконструкцию или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦замену окон, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦модернизацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦электрического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦освещения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реконструкцию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инженерных и тепловых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сетей. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Мероприятия по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦энергосбережению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦направлены на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦получение не только ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономического, но и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦социального эффекта, в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦том числе на улучшение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦теплового комфорта, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приводящего к снижению¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заболеваемости детей и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦педагогов; улучшение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦освещенности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦устранение вредного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦влияния мерцающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦светильников; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сокращение выбросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вредных веществ на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦источниках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦теплоснабжения ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+------+----------------------+------------------+-------------+-------+ ¦2. Применение ¦ 2008 ¦усиление потенциала ¦Госстандарт ¦ЕЭК ООН - ¦ 1,5 ¦ ¦биомассы для ¦ год ¦Правительства ¦(ПРООН) ¦3,129 ¦ ¦ ¦отопления и ¦ ¦Республики Беларусь по¦ ¦ ¦ ¦ ¦горячего ¦ ¦поддержке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водоснабжения в ¦ ¦биоэнергетических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республике ¦ ¦проектов, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Беларусь ¦ ¦потенциала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребителей по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансированию и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализации подобных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инициатив, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предусматривающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦снижение выбросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦парниковых газов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республике Беларусь. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Основные цели проекта:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦усиление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦институционального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потенциала при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поддержке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦биоэнергетических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проектов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦накопление позитивного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опыта инвестирования в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦устойчивые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦биоэнергетические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проекты, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦успешного опыта по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечению поставок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦топлива и налаживанию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рынка сбыта; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разработка конкретных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦механизмов начальной ¦ ¦ ¦ ¦ ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |