![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2005 N 311 "Об утверждении республиканской программы "Инженерные водохозяйственные мероприятия по защите населенных мест и сельскохозяйственных земель от паводков в наиболее паводкоопасных районах Полесья на 2005 - 2010 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 2 и первоочередных объектов защиты населенных мест и сельскохозяйственных земель На основании разработанных критериев в состав наиболее паводкоопасных включены Пинский, Лунинецкий, Столинский районы Брестской области, Ельский, Житковичский, Калинковичский, Лельчицкий, Мозырский, Петриковский районы Гомельской области, Любанский и Солигорский районы Минской области. Характеристика наиболее паводкоопасных районов приведена в приложении 8. Качественная характеристика земель наиболее паводкоопасных районов Качественная характеристика земель в республике выражается в бонитировочных баллах и является необходимой основой при оценке земель, планировании производства сельскохозяйственной продукции, определении экономической эффективности. Сельскохозяйственные земли Полесского региона оцениваются в среднем в 33 балла. По основным наиболее паводкоопасным районам по результатам бонитировки качество земель оценено следующим образом: Таблица 4 (баллы) ----------------+------------------------+-------------------------¬ ¦Наименование ¦Сельскохозяйственные ¦В том числе пахотные ¦ ¦районов ¦земли ¦земли ¦ ¦ +------------+-----------+-------------+-----------+ ¦ ¦перспек- ¦факти- ¦перспек- ¦факти- ¦ ¦ ¦тивный ¦ческий ¦тивный ¦ческий ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Ельский ¦ 48 ¦ 31 ¦ 45 ¦ 32 ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Житковичский ¦ 54 ¦ 30 ¦ 50 ¦ 37 ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Калинковичский ¦ 55 ¦ 43 ¦ 56 ¦ 45 ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Лельчицкий ¦ 46 ¦ 28 ¦ 40 ¦ 28 ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Лунинецкий ¦ 45 ¦ 31 ¦ 42 ¦ 32 ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Любанский ¦ 55 ¦ 38 ¦ 54 ¦ 39 ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Мозырский ¦ 48 ¦ 32 ¦ 38 ¦ 30 ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Петриковский ¦ 49 ¦ 36 ¦ 49 ¦ 37 ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Пинский ¦ 49 ¦ 32 ¦ 45 ¦ 35 ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Солигорский ¦ 56 ¦ 37 ¦ 55 ¦ 41 ¦ +---------------+------------+-----------+-------------+-----------+ ¦Столинский ¦ 59 ¦ 33 ¦ 52 ¦ 38 ¦ ¦---------------+------------+-----------+-------------+------------ Как видно из таблицы, фактический балл по районам близок по значению к среднему по региону, однако почвы в перспективе обладают значительными потенциальными возможностями для выращивания высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Основными факторами повышения качественной характеристики почв являются защита территории от затопления и подтопления, а также создаваемые возможности оптимизации систем земледелия. Удельные показатели стоимости объектов, подлежащих противопаводковой защите, приведены в приложении 9. Укрупненные расчеты экономической эффективности противопаводковых мероприятий по объектам приведены в приложениях 10 - 12. На основании проведенных расчетов экономической эффективности, удельных показателей стоимости строительства с учетом нормативной окупаемости капитальных вложений определен перечень вновь начинаемых строек объектов противопаводковой защиты в наиболее паводкоопасных районах Полесья. Программой предусмотрено выполнение работ в соответствии с решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь от 1 октября 2003 г. N 27 (подпункт 1.4 пункта 1) в следующем составе: строящиеся объекты согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 1993 г. N 550; ранее построенные объекты, требующие реконструкции по материалам ревизии (протокол поручения Президента Республики Беларусь от 25 марта 1999 г. N 5); объекты, способствующие повышению уровня сельскохозяйственного производства, жизнедеятельности районов, находящихся в зоне затопления паводковыми водами: объекты противопаводковой защиты населенных мест и сельскохозяйственных земель, требующих реконструкции (совершенствования); объекты противопаводковой защиты населенных мест и сельскохозяйственных земель; объекты противопаводковой защиты населенных мест. Перечень, объемы и стоимость строительства первоочередных объектов защиты населенных мест и сельскохозяйственных земель от паводков по областям и районам приведены в приложениях 5 - 7. При реализации указанных объектов будет защищено от паводков 70,7 тыс.га земель, 30 населенных пунктов, где проживает около 22 тыс. жителей, в том числе 9,3 тыс. в зоне затопления. Сводные итоги по первоочередным объектам наиболее паводкоопасных районов по областям на 2005 - 2010 годы приводятся в таблице 5, а по районам - в приложении 13. Таблица 5 -------------+-----------+------------+----------------+-----------¬ ¦Наименование¦ Площадь ¦Количество ¦ Число ¦Примечание ¦ ¦ областей ¦ защиты, ¦населенных ¦ проживающих ¦ ¦ ¦ ¦ га ¦ мест, ¦жителей в зоне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подлежащих ¦ затопления, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защите ¦ человек ¦ ¦ +------------+-----------+------------+----------------+-----------+ ¦Брестская ¦ 50076 ¦ 12 ¦ 5848 ¦ ¦ +------------+-----------+------------+----------------+-----------+ ¦Гомельская ¦ 14434 ¦ 17 ¦ 3401 ¦ ¦ +------------+-----------+------------+----------------+-----------+ ¦Минская ¦ 6190 ¦ 1 ¦ 25 ¦ ¦ +------------+-----------+------------+----------------+-----------+ ¦Итого ¦ 70700 ¦ 30 ¦ 9274 ¦ ¦ ¦------------+-----------+------------+----------------+------------ Структура работ и стоимость строительства первоочередных объектов В зависимости от природных особенностей, требований нормативных документов, предъявляемых к современным системам, предпочтение отдается строительству и реконструкции (совершенствованию) польдерных осушительных и водохозяйственных систем. В состав польдерной системы входят ограждающие дамбы, насосная станция с сооружениями, сбросные каналы, дороги, дорожные и эксплуатационные сооружения. В зависимости от конкретных условий схема польдерной системы может включать все эти элементы или только часть из них. Опытом эксплуатации систем установлено, что для нормальных условий по использованию земель и защитных сооружений необходимо 1 км автомобильных дорог на 100 га сельскохозяйственных земель. В настоящее время уже имеется около 0,4 - 0,6 км автомобильных грунтовых дорог. Проектом Программы предусмотрено строительство дополнительно 0,6 - 0,4 км таких дорог на 100 га угодий. На основании оценки и анализа современного состояния территории определена основная конструкция систем и основные объемы работ первоочередных объектов Программы, которые приведены в приложениях 5 - 7, а сводные итоги - в таблице 6. Таблица 6 ------------+---------------------------------------------+--------¬ ¦Наимено- ¦Показатели ¦Площадь ¦ ¦вание +-------+----------+---------+--------+-------+защиты ¦ ¦областей ¦дамба, ¦регулиро- ¦сбросные ¦насосные¦дороги,¦земель, ¦ ¦ ¦км ¦вание ¦каналы, ¦станции,¦км ¦га ¦ ¦ ¦ ¦водоприем-¦км ¦сооруже-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ника, км ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ +-----------+-------+----------+---------+--------+-------+--------+ ¦Брестская ¦192,89 ¦ 30,3 ¦ 440,94 ¦ 21 ¦ 80,33 ¦ 50076¦ +-----------+-------+----------+---------+--------+-------+--------+ ¦Гомельская ¦118,02 ¦ 61,1 ¦ 152,65 ¦ 21 ¦ 5,73 ¦ 14434¦ +-----------+-------+----------+---------+--------+-------+--------+ ¦Минская ¦ 45,3 ¦ 26,0 ¦ 25,1 ¦ 3 ¦ 4,7 ¦ 6190¦ +-----------+-------+----------+---------+--------+-------+--------+ ¦Итого ¦356,21 ¦ 117,4 ¦ 618,69 ¦ 45 ¦ 90,76 ¦ 70700¦ ¦-----------+-------+----------+---------+--------+-------+--------- Для определения стоимости строительства первоочередных объектов использован метод объектов-аналогов. Для этой цели в различных районах Полесья подобран ряд объектов последних лет, разработанных институтами "Белгипроводхоз" и "Полесьегипроводхоз", которые соответствуют современным требованиям и решают вопросы защиты территории и сельскохозяйственных земель, а также строительства при необходимости новых дополнительных гидротехнических сооружений и дорог. Рассмотрено более 50 проектов. Выполнив соответствующий анализ и оценку объектов-аналогов, сделан вывод, что стоимость строительства должна определяться по следующим элементам (в базовых ценах 1991 года): ограждающая дамба - 7210 рублей за 1000 куб.м насыпи; водоприемник - 6495 рублей за 1000 куб.м выемки; открытые сбросные и водопроводящие каналы - 5775 рублей за 1000 куб.м выемки; насосная станция для отвода избыточных вод (в случае невозможности сброса самотеком) от 40,1 до 200,3 тыс. рублей за сооружение; автомобильные дороги для вывоза сельскохозяйственной продукции и эксплуатации системы, а также частично играющие роль защитных сооружений (дамбы с проездом) - 19740 рублей за 1000 куб.м насыпи. Объемы и стоимость строительства первоочередных объектов, определенные по данным показателям, приведены в приложениях 5 - 7. В стоимости учтены также затраты на разработку проекта и выполнение инженерных изысканий, издержки на прочие затраты, содержание органов контроля и надзора за строительством, технический и авторский надзор и резерв средств на непредвиденные расходы.
В целом стоимость строительства первоочередных объектов защиты населенных мест и сельскохозяйственных угодий составляет 70,15 млн. рублей в базовых ценах 1991 года, в том числе по Брестской области - 44255,8 тыс. рублей, Гомельской области - 18253,4 тыс. рублей, Минской области - 7640,8 тыс. рублей. Экономическая эффективность Система противопаводковых мероприятий позволит предотвратить ежегодные ущербы, наносимые паводками общественному сектору, а также личным хозяйствам жителей. Основная прибыль при реализации мероприятий Программы состоит в увеличении сельскохозяйственной продукции за счет строительства и совершенствования противопаводковых систем, в связи с чем показатели сельскохозяйственного производства в результате осуществления проекта включены в оценку затрат-прибыли. В современном состоянии использование земель определяется специфическими природными условиями прохождения весенних половодий и летне-осенних паводков. Наиболее низкие заболоченные территории используются в основном под малопродуктивными сенокосами и пастбищами, а повышенные места заняты постройками и интенсивными культурами. Использование земель до защиты территории от паводков оценивается следующим образом (в процентах от используемых угодий): естественные пастбища и сенокосы - 70; зерновые - 10; корма - 10; прочие - 10. Средняя урожайность характеризуется следующими данными (т/га): естественные пастбища (зеленая масса) - 5; зерновые - 2; картофель - 5; корма - 60. Хозяйства Полесского региона входят в зону мясомолочного скотоводства, свиноводства с посевами в отдельных районах технических культур. В структуре товарной продукции доля животноводства составляет более 80 процентов, в том числе крупного рогатого скота - 66 процентов. Растениеводство подчинено нуждам животноводства как основной отрасли сельскохозяйственного производства. Структура земель и посевных площадей после проведения противопаводковых мероприятий устанавливается с учетом специализации производства, природно-экономических условий исходя из следующих положений: торфяно-болотные почвы используются преимущественно под многолетние травы, культурные сенокосные и пастбищные земли, а в период перезалужения - под зерновые культуры; участки со сложной структурой почвенного покрова, включающие торфяные и минеральные почвы, при наличии не менее половины торфяных почв используются под луговые земли; направление использования пойменных земель - сохранение и повышение их плодородия, защита от вымывания питательных веществ, а также предотвращение загрязнения вод удобрениями и химическими средствами защиты растений; почвы легкого гранулометрического состава должны использоваться с учетом результатов оптимизации землепользования осушенных земель, путем повышения содержания в них органического вещества, создания устойчивой структуры и снижения негативного воздействия ветровой эрозии. Исходя из почвенного покрова территории, экологических требований, надежности противопаводковых мероприятий и специализации землепользователей осредненная (намечена следующая) структура использования земель (в процентах): сенокосные и пастбищные - 49; зерновые - 20; травы - 15; прочие культуры - 16. В целом под луговыми землями, на которых более 3 - 4 лет не производится вспашка с оборотом пласта, будет занято более 60 процентов территории, что обеспечит бездефицитный баланс органического вещества торфяных почв. Продуктивность сельскохозяйственных земель определяется большим комплексом факторов, которые находятся между собой в сложном взаимодействии. При проведении противопаводковых мероприятий продуктивность земель возрастает в 1,5 - 5 раз в зависимости от вида возделываемых культур. Уровень программируемого урожая определен по эффективному плодородию почв и действию удобрений с учетом возможностей водохозяйственных систем. Продукция, полученная на сельскохозяйственных землях, пересчитывается в условные кормовые единицы. Для пересчета используются международные стандарты для различных видов культур. Например, для зерна - 1,1, для зеленой массы трав - 0,18, для кормовых культур - 0,2 и для картофеля - 0,3. Общая средняя продуктивность возрастает с 1,2 до 5 тонн условных единиц с гектара. Пересчет кормов из условных кормовых единиц по продукции животноводства производится на основе установленных норм. На производство молока будут использованы 40 процентов кормов. Для получения 1 кг молока требуется 1,01 кормовых единиц. На производство мяса будет использовано оставшиеся 60 процентов кормов, которые пересчитываются в мясо с коэффициентом 7,5 единиц на 1 кг живого веса. Расчеты экономической эффективности капитальных вложений в противопаводковые мероприятия по программе в целом выполнены на основании требований нормативных документов, действующих на территории Беларуси. Экономический анализ основан на основе действующей в республике методики и учитывает базовые цены уровня 1991 года по стоимости и себестоимости продукции, капитальным вложениям и другим показателям. Общие доходы от проведения противопаводковых мероприятий будут получены с защищаемых сельскохозяйственных земель на площади 68,7 тыс.га, которые равны сумме доходов от увеличения продуктивности сельскохозяйственных земель, а также от прироста экономии государственных средств на возмещение ущербов от паводка по данной территории. Общая сумма доходов составит 17769 тыс. рублей. Капитальные вложения по программе равны 70150 тыс. рублей в ценах 1991 года. Коэффициент общей экономической эффективности капитальных вложений в противопаводковые мероприятия равен 0,25. В целом предложенные мероприятия эффективны и позволяют значительно сократить ежегодные ущербы от паводков, стабилизировать экономические, демографические и социальные аспекты Полесского региона. Реализация Программы Программой намечено произвести строительство первоочередных объектов в наиболее паводкоопасных районах Полесья на период до 2010 года. Реализация Программы начинается с 2005 года с лимитом капитальных вложений 7,893 млн. рублей в базовых ценах 1991 года. Окончание строительства первоочередных объектов намечено в 2010 году. Объем финансирования с 2005 по 2010 годы запланирован с ежегодным приростом на уровне 15 процентов. Распределение капитальных вложений по годам приводится в таблице 7. Таблица 7 ----------+-----------------+--------------------------------------¬ ¦ Годы ¦ Стоимость ¦ В том числе по областям ¦ ¦ ¦ строительства, ¦ ¦ ¦ ¦ тыс. рублей в +------------+------------+------------+ ¦ ¦ ценах 1991 ¦ Брестская ¦ Гомельская ¦ Минская ¦ ¦ ¦ года - всего ¦ ¦ ¦ ¦ +---------+-----------------+------------+------------+------------+ ¦2005 ¦ 7893,0 ¦ 4343,0 ¦ 2090,0 ¦ 1460,0 ¦ +---------+-----------------+------------+------------+------------+ ¦2006 ¦ 9125,0 ¦ 5341,8 ¦ 2403,5 ¦ 1379,7 ¦ +---------+-----------------+------------+------------+------------+ ¦2007 ¦ 10548,0 ¦ 6480,2 ¦ 2764,0 ¦ 1303,8 ¦ +---------+-----------------+------------+------------+------------+ ¦2008 ¦ 12194,0 ¦ 7783,4 ¦ 3178,5 ¦ 1232,1 ¦ +---------+-----------------+------------+------------+------------+ ¦2009 ¦ 14095,0 ¦ 9275,5 ¦ 3655,2 ¦ 1164,3 ¦ +---------+-----------------+------------+------------+------------+ ¦2010 ¦ 16295,0 ¦ 11031,9 ¦ 4162,2 ¦ 1100,9 ¦ +---------+-----------------+------------+------------+------------+ ¦Итого ¦ 70150,0 ¦ 44255,8 ¦ 18253,4 ¦ 7640,8 ¦ ¦---------+-----------------+------------+------------+------------- Объемы финансирования противопаводковых мероприятий Программы ежегодно уточняются при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год. Реализация Программы стабилизирует социальные условия и работу народно-хозяйственного комплекса Полесского региона, позволит улучшить условия труда и жизни 22,2 тыс. человек, а также создаст возможность для организации значительного количества новых рабочих мест для населения региона. Строительство оставшихся противопаводковых объектов предлагается осуществить в последующий период исходя из экономических возможностей страны. Итоговые данные по этим объектам приводятся в таблице 8. Таблица 8 -------------+------------+-----------+-------------+---------------¬ ¦Наименование¦ Площадь ¦Количество ¦ Число ¦ Стоимость ¦ ¦областей ¦ защиты, га ¦населенных ¦ проживающих ¦ строительства ¦ ¦ ¦ ¦ мест, ¦ жителей ¦ в ценах 1991 ¦ ¦ ¦ ¦подлежащих ¦ в зоне ¦ года, ¦ ¦ ¦ ¦ защите ¦ затопления ¦ млн. рублей ¦ +------------+------------+-----------+-------------+---------------+ ¦Брестская ¦ 103630 ¦ 111 ¦ 6503 ¦ 400,5 ¦ +------------+------------+-----------+-------------+---------------+ ¦Гомельская ¦ 22260 ¦ 75 ¦ 5608 ¦ 195,4 ¦ +------------+------------+-----------+-------------+---------------+ ¦Минская ¦ 14564 ¦ 10 ¦ 785 ¦ 85,8 ¦ +------------+------------+-----------+-------------+---------------+ ¦Итого ¦ 140454 ¦ 196 ¦ 12896 ¦ 681,7 ¦ ¦------------+------------+-----------+-------------+---------------- Экологические аспекты Экологическое обоснование преобразования поймы р. Припяти, природоохранные мероприятия при проведении противопаводковых работ и реконструкции систем водного хозяйства, архитектурно-ландшафтные принципы освоения пойменных земель разработаны научно-исследовательскими и проектными организациями республики в технико-экономическом обосновании инженерных мероприятий по защите от затоплений и мелиорации поймы р. Припяти в 1989 году, а также в других природоохранных объектах Полесья, утвержденных в последующие годы. При разработке системы природоохранных объектов необходимо руководствоваться общими принципами, которые предполагают: учет специфики почвенного покрова; репрезентативность выделяемого объекта, то есть насколько он отображает специфику и представительность растительного мира, его зональные и подзональные особенности; типичность и многообразие природных ландшафтов, включаемых в систему; оценку генетической ценности генофонда растительного мира, наличия эталонных участков растительности, элитных популяций и особей; ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |