Право Беларуси. Новости и документы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2005 N 311 "Об утверждении республиканской программы "Инженерные водохозяйственные мероприятия по защите населенных мест и сельскохозяйственных земель от паводков в наиболее паводкоопасных районах Полесья на 2005 - 2010 годы"

(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив

Документы на NewsBY.org

Содержание

Стр. 2

и первоочередных объектов защиты населенных мест

и сельскохозяйственных земель



На основании разработанных критериев в состав наиболее паводкоопасных включены Пинский, Лунинецкий, Столинский районы Брестской области, Ельский, Житковичский, Калинковичский, Лельчицкий, Мозырский, Петриковский районы Гомельской области, Любанский и Солигорский районы Минской области.

Характеристика наиболее паводкоопасных районов приведена в приложении 8.



Качественная характеристика земель

наиболее паводкоопасных районов



Качественная характеристика земель в республике выражается в бонитировочных баллах и является необходимой основой при оценке земель, планировании производства сельскохозяйственной продукции, определении экономической эффективности.

Сельскохозяйственные земли Полесского региона оцениваются в среднем в 33 балла.

По основным наиболее паводкоопасным районам по результатам бонитировки качество земель оценено следующим образом:



Таблица 4



(баллы)

----------------+------------------------+-------------------------¬
¦Наименование   ¦Сельскохозяйственные    ¦В том числе пахотные     ¦
¦районов        ¦земли                   ¦земли                    ¦
¦               +------------+-----------+-------------+-----------+
¦               ¦перспек-    ¦факти-     ¦перспек-     ¦факти-     ¦
¦               ¦тивный      ¦ческий     ¦тивный       ¦ческий     ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Ельский        ¦     48     ¦    31     ¦     45      ¦     32    ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Житковичский   ¦     54     ¦    30     ¦     50      ¦     37    ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Калинковичский ¦     55     ¦    43     ¦     56      ¦     45    ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Лельчицкий     ¦     46     ¦    28     ¦     40      ¦     28    ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Лунинецкий     ¦     45     ¦    31     ¦     42      ¦     32    ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Любанский      ¦     55     ¦    38     ¦     54      ¦     39    ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Мозырский      ¦     48     ¦    32     ¦     38      ¦     30    ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Петриковский   ¦     49     ¦    36     ¦     49      ¦     37    ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Пинский        ¦     49     ¦    32     ¦     45      ¦     35    ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Солигорский    ¦     56     ¦    37     ¦     55      ¦     41    ¦
+---------------+------------+-----------+-------------+-----------+
¦Столинский     ¦     59     ¦    33     ¦     52      ¦     38    ¦
¦---------------+------------+-----------+-------------+------------


Как видно из таблицы, фактический балл по районам близок по значению к среднему по региону, однако почвы в перспективе обладают значительными потенциальными возможностями для выращивания высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Основными факторами повышения качественной характеристики почв являются защита территории от затопления и подтопления, а также создаваемые возможности оптимизации систем земледелия.

Удельные показатели стоимости объектов, подлежащих противопаводковой защите, приведены в приложении 9.

Укрупненные расчеты экономической эффективности противопаводковых мероприятий по объектам приведены в приложениях 10 - 12.

На основании проведенных расчетов экономической эффективности, удельных показателей стоимости строительства с учетом нормативной окупаемости капитальных вложений определен перечень вновь начинаемых строек объектов противопаводковой защиты в наиболее паводкоопасных районах Полесья.

Программой предусмотрено выполнение работ в соответствии с решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь от 1 октября 2003 г. N 27 (подпункт 1.4 пункта 1) в следующем составе:

строящиеся объекты согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 1993 г. N 550;

ранее построенные объекты, требующие реконструкции по материалам ревизии (протокол поручения Президента Республики Беларусь от 25 марта 1999 г. N 5);

объекты, способствующие повышению уровня сельскохозяйственного производства, жизнедеятельности районов, находящихся в зоне затопления паводковыми водами:

объекты противопаводковой защиты населенных мест и сельскохозяйственных земель, требующих реконструкции (совершенствования);

объекты противопаводковой защиты населенных мест и сельскохозяйственных земель;

объекты противопаводковой защиты населенных мест.

Перечень, объемы и стоимость строительства первоочередных объектов защиты населенных мест и сельскохозяйственных земель от паводков по областям и районам приведены в приложениях 5 - 7.

При реализации указанных объектов будет защищено от паводков 70,7 тыс.га земель, 30 населенных пунктов, где проживает около 22 тыс. жителей, в том числе 9,3 тыс. в зоне затопления.

Сводные итоги по первоочередным объектам наиболее паводкоопасных районов по областям на 2005 - 2010 годы приводятся в таблице 5, а по районам - в приложении 13.



Таблица 5



-------------+-----------+------------+----------------+-----------¬
¦Наименование¦ Площадь   ¦Количество  ¦     Число      ¦Примечание ¦
¦  областей  ¦ защиты,   ¦населенных  ¦  проживающих   ¦           ¦
¦            ¦    га     ¦   мест,    ¦жителей в зоне  ¦           ¦
¦            ¦           ¦подлежащих  ¦  затопления,   ¦           ¦
¦            ¦           ¦   защите   ¦    человек     ¦           ¦
+------------+-----------+------------+----------------+-----------+
¦Брестская   ¦   50076   ¦     12     ¦      5848      ¦           ¦
+------------+-----------+------------+----------------+-----------+
¦Гомельская  ¦   14434   ¦     17     ¦      3401      ¦           ¦
+------------+-----------+------------+----------------+-----------+
¦Минская     ¦   6190    ¦     1      ¦       25       ¦           ¦
+------------+-----------+------------+----------------+-----------+
¦Итого       ¦   70700   ¦     30     ¦      9274      ¦           ¦
¦------------+-----------+------------+----------------+------------


Структура работ и стоимость строительства

первоочередных объектов



В зависимости от природных особенностей, требований нормативных документов, предъявляемых к современным системам, предпочтение отдается строительству и реконструкции (совершенствованию) польдерных осушительных и водохозяйственных систем.

В состав польдерной системы входят ограждающие дамбы, насосная станция с сооружениями, сбросные каналы, дороги, дорожные и эксплуатационные сооружения. В зависимости от конкретных условий схема польдерной системы может включать все эти элементы или только часть из них.

Опытом эксплуатации систем установлено, что для нормальных условий по использованию земель и защитных сооружений необходимо 1 км автомобильных дорог на 100 га сельскохозяйственных земель. В настоящее время уже имеется около 0,4 - 0,6 км автомобильных грунтовых дорог. Проектом Программы предусмотрено строительство дополнительно 0,6 - 0,4 км таких дорог на 100 га угодий.

На основании оценки и анализа современного состояния территории определена основная конструкция систем и основные объемы работ первоочередных объектов Программы, которые приведены в приложениях 5 - 7, а сводные итоги - в таблице 6.



Таблица 6



------------+---------------------------------------------+--------¬
¦Наимено-   ¦Показатели                                   ¦Площадь ¦
¦вание      +-------+----------+---------+--------+-------+защиты  ¦
¦областей   ¦дамба, ¦регулиро- ¦сбросные ¦насосные¦дороги,¦земель, ¦
¦           ¦км     ¦вание     ¦каналы,  ¦станции,¦км     ¦га      ¦
¦           ¦       ¦водоприем-¦км       ¦сооруже-¦       ¦        ¦
¦           ¦       ¦ника, км  ¦         ¦ния     ¦       ¦        ¦
+-----------+-------+----------+---------+--------+-------+--------+
¦Брестская  ¦192,89 ¦    30,3  ¦ 440,94  ¦   21   ¦ 80,33 ¦   50076¦
+-----------+-------+----------+---------+--------+-------+--------+
¦Гомельская ¦118,02 ¦    61,1  ¦ 152,65  ¦   21   ¦  5,73 ¦   14434¦
+-----------+-------+----------+---------+--------+-------+--------+
¦Минская    ¦ 45,3  ¦    26,0  ¦  25,1   ¦    3   ¦  4,7  ¦    6190¦
+-----------+-------+----------+---------+--------+-------+--------+
¦Итого      ¦356,21 ¦   117,4  ¦ 618,69  ¦   45   ¦ 90,76 ¦   70700¦
¦-----------+-------+----------+---------+--------+-------+---------


Для определения стоимости строительства первоочередных объектов использован метод объектов-аналогов. Для этой цели в различных районах Полесья подобран ряд объектов последних лет, разработанных институтами "Белгипроводхоз" и "Полесьегипроводхоз", которые соответствуют современным требованиям и решают вопросы защиты территории и сельскохозяйственных земель, а также строительства при необходимости новых дополнительных гидротехнических сооружений и дорог. Рассмотрено более 50 проектов.

Выполнив соответствующий анализ и оценку объектов-аналогов, сделан вывод, что стоимость строительства должна определяться по следующим элементам (в базовых ценах 1991 года):

ограждающая дамба - 7210 рублей за 1000 куб.м насыпи;

водоприемник - 6495 рублей за 1000 куб.м выемки;

открытые сбросные и водопроводящие каналы - 5775 рублей за 1000 куб.м выемки;

насосная станция для отвода избыточных вод (в случае невозможности сброса самотеком) от 40,1 до 200,3 тыс. рублей за сооружение;

автомобильные дороги для вывоза сельскохозяйственной продукции и эксплуатации системы, а также частично играющие роль защитных сооружений (дамбы с проездом) - 19740 рублей за 1000 куб.м насыпи.

Объемы и стоимость строительства первоочередных объектов, определенные по данным показателям, приведены в приложениях 5 - 7.

В стоимости учтены также затраты на разработку проекта и выполнение инженерных изысканий, издержки на прочие затраты, содержание органов контроля и надзора за строительством, технический и авторский надзор и резерв средств на непредвиденные расходы.

В целом стоимость строительства первоочередных объектов защиты населенных мест и сельскохозяйственных угодий составляет 70,15 млн. рублей в базовых ценах 1991 года, в том числе по Брестской области - 44255,8 тыс. рублей, Гомельской области - 18253,4 тыс. рублей, Минской области - 7640,8 тыс. рублей.



Экономическая эффективность



Система противопаводковых мероприятий позволит предотвратить ежегодные ущербы, наносимые паводками общественному сектору, а также личным хозяйствам жителей. Основная прибыль при реализации мероприятий Программы состоит в увеличении сельскохозяйственной продукции за счет строительства и совершенствования противопаводковых систем, в связи с чем показатели сельскохозяйственного производства в результате осуществления проекта включены в оценку затрат-прибыли.

В современном состоянии использование земель определяется специфическими природными условиями прохождения весенних половодий и летне-осенних паводков. Наиболее низкие заболоченные территории используются в основном под малопродуктивными сенокосами и пастбищами, а повышенные места заняты постройками и интенсивными культурами. Использование земель до защиты территории от паводков оценивается следующим образом (в процентах от используемых угодий):

     естественные пастбища и сенокосы - 70;
     зерновые                         - 10;
     корма                            - 10;
     прочие                           - 10.

Средняя урожайность характеризуется следующими данными (т/га):

     естественные пастбища (зеленая масса) - 5;
     зерновые                              - 2;
     картофель                             - 5;
     корма                                 - 60.

Хозяйства Полесского региона входят в зону мясомолочного скотоводства, свиноводства с посевами в отдельных районах технических культур. В структуре товарной продукции доля животноводства составляет более 80 процентов, в том числе крупного рогатого скота - 66 процентов. Растениеводство подчинено нуждам животноводства как основной отрасли сельскохозяйственного производства.

Структура земель и посевных площадей после проведения противопаводковых мероприятий устанавливается с учетом специализации производства, природно-экономических условий исходя из следующих положений:

торфяно-болотные почвы используются преимущественно под многолетние травы, культурные сенокосные и пастбищные земли, а в период перезалужения - под зерновые культуры;

участки со сложной структурой почвенного покрова, включающие торфяные и минеральные почвы, при наличии не менее половины торфяных почв используются под луговые земли;

направление использования пойменных земель - сохранение и повышение их плодородия, защита от вымывания питательных веществ, а также предотвращение загрязнения вод удобрениями и химическими средствами защиты растений;

почвы легкого гранулометрического состава должны использоваться с учетом результатов оптимизации землепользования осушенных земель, путем повышения содержания в них органического вещества, создания устойчивой структуры и снижения негативного воздействия ветровой эрозии.

Исходя из почвенного покрова территории, экологических требований, надежности противопаводковых мероприятий и специализации землепользователей осредненная (намечена следующая) структура использования земель (в процентах):

     сенокосные и пастбищные - 49;
     зерновые                - 20;
     травы                   - 15;
     прочие культуры         - 16.

В целом под луговыми землями, на которых более 3 - 4 лет не производится вспашка с оборотом пласта, будет занято более 60 процентов территории, что обеспечит бездефицитный баланс органического вещества торфяных почв.

Продуктивность сельскохозяйственных земель определяется большим комплексом факторов, которые находятся между собой в сложном взаимодействии. При проведении противопаводковых мероприятий продуктивность земель возрастает в 1,5 - 5 раз в зависимости от вида возделываемых культур. Уровень программируемого урожая определен по эффективному плодородию почв и действию удобрений с учетом возможностей водохозяйственных систем.

Продукция, полученная на сельскохозяйственных землях, пересчитывается в условные кормовые единицы. Для пересчета используются международные стандарты для различных видов культур. Например, для зерна - 1,1, для зеленой массы трав - 0,18, для кормовых культур - 0,2 и для картофеля - 0,3. Общая средняя продуктивность возрастает с 1,2 до 5 тонн условных единиц с гектара.

Пересчет кормов из условных кормовых единиц по продукции животноводства производится на основе установленных норм. На производство молока будут использованы 40 процентов кормов. Для получения 1 кг молока требуется 1,01 кормовых единиц. На производство мяса будет использовано оставшиеся 60 процентов кормов, которые пересчитываются в мясо с коэффициентом 7,5 единиц на 1 кг живого веса.

Расчеты экономической эффективности капитальных вложений в противопаводковые мероприятия по программе в целом выполнены на основании требований нормативных документов, действующих на территории Беларуси.

Экономический анализ основан на основе действующей в республике методики и учитывает базовые цены уровня 1991 года по стоимости и себестоимости продукции, капитальным вложениям и другим показателям.

Общие доходы от проведения противопаводковых мероприятий будут получены с защищаемых сельскохозяйственных земель на площади 68,7 тыс.га, которые равны сумме доходов от увеличения продуктивности сельскохозяйственных земель, а также от прироста экономии государственных средств на возмещение ущербов от паводка по данной территории.

Общая сумма доходов составит 17769 тыс. рублей. Капитальные вложения по программе равны 70150 тыс. рублей в ценах 1991 года.

Коэффициент общей экономической эффективности капитальных вложений в противопаводковые мероприятия равен 0,25.

В целом предложенные мероприятия эффективны и позволяют значительно сократить ежегодные ущербы от паводков, стабилизировать экономические, демографические и социальные аспекты Полесского региона.



Реализация Программы



Программой намечено произвести строительство первоочередных объектов в наиболее паводкоопасных районах Полесья на период до 2010 года.

Реализация Программы начинается с 2005 года с лимитом капитальных вложений 7,893 млн. рублей в базовых ценах 1991 года.

Окончание строительства первоочередных объектов намечено в 2010 году. Объем финансирования с 2005 по 2010 годы запланирован с ежегодным приростом на уровне 15 процентов.

Распределение капитальных вложений по годам приводится в таблице 7.



Таблица 7



----------+-----------------+--------------------------------------¬
¦  Годы   ¦    Стоимость    ¦        В том числе по областям       ¦
¦         ¦ строительства,  ¦                                      ¦
¦         ¦  тыс. рублей в  +------------+------------+------------+
¦         ¦   ценах 1991    ¦ Брестская  ¦ Гомельская ¦   Минская  ¦
¦         ¦  года - всего   ¦            ¦            ¦            ¦
+---------+-----------------+------------+------------+------------+
¦2005     ¦      7893,0     ¦   4343,0   ¦   2090,0   ¦   1460,0   ¦
+---------+-----------------+------------+------------+------------+
¦2006     ¦      9125,0     ¦   5341,8   ¦   2403,5   ¦   1379,7   ¦
+---------+-----------------+------------+------------+------------+
¦2007     ¦     10548,0     ¦   6480,2   ¦   2764,0   ¦   1303,8   ¦
+---------+-----------------+------------+------------+------------+
¦2008     ¦     12194,0     ¦   7783,4   ¦   3178,5   ¦   1232,1   ¦
+---------+-----------------+------------+------------+------------+
¦2009     ¦     14095,0     ¦   9275,5   ¦   3655,2   ¦   1164,3   ¦
+---------+-----------------+------------+------------+------------+
¦2010     ¦     16295,0     ¦  11031,9   ¦   4162,2   ¦   1100,9   ¦
+---------+-----------------+------------+------------+------------+
¦Итого    ¦     70150,0     ¦  44255,8   ¦  18253,4   ¦   7640,8   ¦
¦---------+-----------------+------------+------------+-------------


Объемы финансирования противопаводковых мероприятий Программы ежегодно уточняются при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год.

Реализация Программы стабилизирует социальные условия и работу народно-хозяйственного комплекса Полесского региона, позволит улучшить условия труда и жизни 22,2 тыс. человек, а также создаст возможность для организации значительного количества новых рабочих мест для населения региона.

Строительство оставшихся противопаводковых объектов предлагается осуществить в последующий период исходя из экономических возможностей страны. Итоговые данные по этим объектам приводятся в таблице 8.



Таблица 8



-------------+------------+-----------+-------------+---------------¬
¦Наименование¦  Площадь   ¦Количество ¦    Число    ¦   Стоимость   ¦
¦областей    ¦ защиты, га ¦населенных ¦ проживающих ¦ строительства ¦
¦            ¦            ¦   мест,   ¦   жителей   ¦  в ценах 1991 ¦
¦            ¦            ¦подлежащих ¦    в зоне   ¦     года,     ¦
¦            ¦            ¦  защите   ¦  затопления ¦  млн. рублей  ¦
+------------+------------+-----------+-------------+---------------+
¦Брестская   ¦   103630   ¦    111    ¦     6503    ¦     400,5     ¦
+------------+------------+-----------+-------------+---------------+
¦Гомельская  ¦   22260    ¦    75     ¦     5608    ¦     195,4     ¦
+------------+------------+-----------+-------------+---------------+
¦Минская     ¦   14564    ¦    10     ¦     785     ¦      85,8     ¦
+------------+------------+-----------+-------------+---------------+
¦Итого       ¦   140454   ¦    196    ¦    12896    ¦     681,7     ¦
¦------------+------------+-----------+-------------+----------------


Экологические аспекты



Экологическое обоснование преобразования поймы р. Припяти, природоохранные мероприятия при проведении противопаводковых работ и реконструкции систем водного хозяйства, архитектурно-ландшафтные принципы освоения пойменных земель разработаны научно-исследовательскими и проектными организациями республики в технико-экономическом обосновании инженерных мероприятий по защите от затоплений и мелиорации поймы р. Припяти в 1989 году, а также в других природоохранных объектах Полесья, утвержденных в последующие годы.

При разработке системы природоохранных объектов необходимо руководствоваться общими принципами, которые предполагают:

учет специфики почвенного покрова;

репрезентативность выделяемого объекта, то есть насколько он отображает специфику и представительность растительного мира, его зональные и подзональные особенности;

типичность и многообразие природных ландшафтов, включаемых в систему;

оценку генетической ценности генофонда растительного мира, наличия эталонных участков растительности, элитных популяций и особей;

List of regulations | Спіс пастаноў
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.