![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.05.2004 N 546 "Об утверждении Государственной программы "Качество" на 2004 - 2006 годы"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 2 Государственной программой предусмотрено совершенствование методологии управления качеством, в том числе совершенствование системы сертификации и использование механизма подтверждения соответствия нормативным требованиям, принятого в международной практике. Современная рыночная экономика предъявляет высокие требования к качеству товаров, а острая конкурентная борьба обусловливает необходимость подтверждения изготовителем своей способности выпускать качественную продукцию. По этой причине не только за рубежом, но и в отечественной практике сертификация продукции, услуг, систем менеджмента качества относится к числу наиболее эффективных средств повышения их качества и конкурентоспособности, а также повышения экспортных возможностей изготовителей. Однако расширение внешней торговли, интеграция в мировую хозяйственную систему требуют гармонизации действующих систем сертификации с принятыми в мировом сообществе формами и правилами подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов и применения различных форм подтверждения соответствия с учетом степени потенциальной опасности товаров. Поэтому в республике начаты работы по совершенствованию форм подтверждения соответствия на основе международного опыта. Государственной программой предусматривается разработка комплекса нормативных правовых актов и государственных стандартов, обеспечивающих реализацию в республике положений законодательных актов в области оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, введение для подтверждения качества и безопасности продукции наряду с сертификатом соответствия декларации о соответствии, которой сам изготовитель (продавец) подтверждает соответствие продукции установленным требованиям. Планируется создание республиканского центра качества при БелГИСС, в функции которого будет вменено определение основных направлений развития (совершенствования) подходов в области качества и координация вопросов внедрения в республике современных форм и методов менеджмента качества. Запланировано проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивого лесоуправления и лесопользования, в том числе создание системы мониторинга и прогнозирования по спросу на лесную продукцию, рынку сертифицированной лесной продукции, радиационной обстановке в лесах и на объектах лесохозяйственной деятельности. Для повышения конкурентоспособности белорусских товаров Государственной программой поставлена задача организациям по подтверждению соответствия таких товаров требованиям Директив ЕС в области машиностроения, медицинского оборудования, низковольтного электрооборудования, строительных изделий, игрушек и других. В целях предоставления возможности организациям республики подтверждения соответствия продукции требованиям европейского законодательства в Государственную программу включены задания по аккредитации органов и испытательных лабораторий, осуществляющих подтверждение соответствия продукции требованиям Директив ЕС. Понятие "качество" от промышленности распространилось на сферу обслуживания. Последние годы оно интенсивно завоевывает позиции в секторе услуг. В настоящее время сфера услуг занимает все большую долю в экономике и жизни общества ведущих стран мира. Повышается роль услуг в решении социально-экономических задач населения. ВТО в сферу услуг включает весь спектр обслуживающих отраслей экономики - телекоммуникацию и обработку данных, консультирование по сферам управления, банковское дело, транспорт, гостиничное дело и туризм, бытовые и другие услуги. В целях повышения качества и безопасности предоставляемых в республике услуг программой планируется расширение сферы услуг, подлежащих обязательной сертификации. В настоящее время проводится обязательная сертификация услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств, риэлтерских и парикмахерских услуг, ремонту кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, а также добровольная сертификация туристских и гостиничных услуг. В ближайшие годы планируется ввести, что предусмотрено Государственной программой, обязательную сертификацию туристских, гостиничных услуг, в том числе средств размещения, услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов, услуг химической чистки и крашения, пассажирского автотранспорта. Планирование введения обязательной сертификации в сфере услуг продиктовано в первую очередь заботой об интересах граждан. Глава 8 СОЗДАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО 9000, ИСО 14000, НАССР Большая роль в решении проблемы повышения качества, экспортных возможностей организаций республики отводится дальнейшей работе по созданию в организациях различных отраслей промышленности систем качества на базе международного стандарта ИСО серии 9000, которая нашла отражение в Государственной программе. В целях повышения экспортных возможностей организаций автомобилестроения в Государственную программу включены мероприятия по созданию систем качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО/ТС 16949. Важная роль отводится дальнейшим работам по разработке и внедрению в организациях различных отраслей промышленности систем экологического управления на базе международного стандарта ИСО серии 14000. Повышению конкурентоспособности пищевой продукции будут способствовать такие мероприятия Государственной программы, как создание в соответствии с установленными заданиями и обеспечение функционирования в организациях пищевой промышленности систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов НАССР. Глава 9 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ GMP С учетом начала работ в республике по созданию в организациях, выпускающих лекарственные средства, условий производства, отвечающих требованиям, предъявляемым к чистым помещениям, предстоит продолжить работу по организации производства и контроля качества лекарственных средств в соответствии с принципами надлежащей производственной практики (GMP). С этой целью в Государственную программу включены задания по разработке нормативной документации, устанавливающей требования к аналитической документации, определению примесей в лекарственных субстанциях и формах, к процессам упаковки и маркировки лекарственных средств, микробиологическому мониторингу производственной среды, созданию системы комплексного обеспечения контроля чистых помещений. Государственной программой предусматривается также создание органа по сертификации фармацевтических производств, проведение научно-практических семинаров по вопросам внедрения на фармацевтических предприятиях принципов GMP. Глава 10 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Повышение качества товаров и услуг напрямую зависит от улучшения информированности о требованиях к качеству и условиях их обеспечения. В связи с этим существенно возрастает роль информационного обеспечения в области качества как важного ресурса сведений, необходимых при принятии решений различной степени важности, направленных на обеспечение конкурентоспособности производимых в республике товаров на международном рынке. Государственной программой предусматривается дальнейшее укрепление связей с международными, европейскими и национальными зарубежными организациями по стандартизации для обеспечения доступа к информационным ресурсам в области технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия в целях учета современных международных требований к качеству продукции и услуг. Государственной программой планируется также формирование информационных ресурсов в рамках функционирования Национального информационного центра по ТБТ и СФС, развитие системы информационного обеспечения в рамках создания новой государственной системы технического нормирования и стандартизации, направленной на реализацию условий по вступлению в ВТО. Применению современной информационной базы отечественными разработчиками и изготовителями будет способствовать развитие системы информационного обеспечения, создание информационных продуктов современного уровня и общегосударственного значения. Развитие информационной базы в области технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия планируется осуществлять по следующим направлениям: создание фонда и базы данных технических регламентов Республики Беларусь и гармонизированных с ними стандартов, а также технических регламентов и стандартов государств - потенциальных торговых партнеров; расширение фонда и базы данных переводов международных, европейских, национальных стандартов ведущих зарубежных государств как базы для гармонизации государственных стандартов Республики Беларусь; развитие системы обеспечения актуальной информацией о действии государственных стандартов и международных норм; развитие системы услуг на основе информационных технологий, направленных на приближение ресурсов Национального фонда стандартов к пользователям, включая развитие системы электронной продажи стандартов в режиме реального времени. Для обеспечения разработчиков и изготовителей продукции достоверной информацией о технических характеристиках продукции и конъюнктуре цен на аналогичную продукцию Государственной программой предусматривается в рамках функционирования государственной системы каталогизации продукции формирование и издание электронных каталогов выпускаемых в республике товаров, комплектующих изделий и материалов. Государственной программой предусматривается участие представителей Республики Беларусь в Генеральной конференции мер и весов, а также работа в рамках Соглашения о взаимном признании сертификатов измерений и калибровки; открытие в областных центрах Республики Беларусь информационных центров, способствующих развитию туристских возможностей областей. Глава 11 ПОДГОТОВКА КАДРОВ В целях формирования в республике кадрового состава, владеющего вопросами управления качеством и способного реализовывать задачи по совершенствованию механизма управления качеством, в Государственную программу включены мероприятия по повышению квалификации и переподготовке кадров, совершенствованию учебных и методических пособий в области подготовки кадров по вопросам управления качеством. Подготовка кадров по вопросам управления качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000, ИСО серии 14000, ИСО/ТС 16949 планируется путем реализации республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, программ многоуровневого обучения кадров. Мероприятия Государственной программы в области повышения квалификации и подготовки кадров предусматривают: обучение специалистов организаций различных отраслей промышленности передовым технологиям; повышение уровня профессиональной подготовки специалистов всех уровней по вопросам технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия и метрологии; подготовку специалистов республики по целевой форме обучения в высших учебных заведениях Республики Беларусь и Российской Федерации. Государственной программой предусмотрена разработка учебных методических пособий в области технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия и управления качеством, а также проведение обучающих семинаров по переходу на новую систему технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия. Глава 12 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПРОПАГАНДА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА Политика государства в области качества будет успешно реализовываться только в том случае, если организационные мероприятия и пропаганда в области качества будут осуществляться как на государственном, региональном, отраслевом уровнях управления, так и на уровне организаций. Повышению экспортных возможностей отечественных товаропроизводителей будет способствовать реклама их товаров через Интернет, а также развитие сотрудничества Госстандарта с национальными органами по сертификации и аккредитации государств Европы, Азии и других регионов мира в части заключения соглашений о взаимном признании сертификатов соответствия и протоколов испытаний. Решению проблемы качества будут способствовать мероприятия Государственной программы по активной пропаганде в средствах массовой информации вопросов качества и повышения конкурентоспособности, организации и проведению семинаров и конференций по вопросам технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия и управления качеством. Для стимулирования организаций, добившихся значительных успехов в области качества продукции, а также внедривших высокоэффективные методы управления качеством, Государственной программой предусмотрено проведение ежегодных конкурсов на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Решению проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции, повышению профессионального мастерства специалистов будут способствовать такие мероприятия Государственной программы, как конкурс "Лучшие товары Республики Беларусь" и "Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации", проведение региональных и отраслевых конкурсов в области качества, конкурсов профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии", "Лучший менеджер по качеству", "Лучшая дипломная работа в области менеджмента качества", активное участие отечественных товаропроизводителей в выставках, ярмарках, смотрах-конкурсах, в том числе международных, в целях рекламы отечественных товаров и увеличения объема экспорта. Государственной программой предусмотрено увеличение специальных публикаций по проблемам качества, проведение республиканского, а также региональных и отраслевых дней качества, совершенствование рекламно-информационной деятельности и других мероприятий, направленных на пропаганду и стимулирование выпуска высококачественных и конкурентоспособных товаров. Глава 13 ФИНАНСИРОВАНИЕ Финансирование мероприятий Государственной программы предусмотрено из средств республиканского бюджета, а также средств республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других организаций. Планируемые объемы финансирования данных мероприятий из республиканского бюджета, согласованные с Минфином, приведены в таблице 1. Таблица 1 --------------------------------------------------------------------¬ ¦ Планируемые объемы финансирования ¦ +-----------------+-------------------------------------------------+ ¦ всего ¦ в том числе по годам ¦ ¦ +------------------+----------------+-------------+ ¦ ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ +-----------------+------------------+----------------+-------------+ ¦169000 ¦30000 ¦72000 ¦67000 ¦ ¦тыс. рублей ¦тыс. рублей ¦тыс. рублей ¦тыс. рублей ¦ +-----------------+------------------+----------------+-------------+ ¦389898 ¦129966 ¦129966 ¦129966 ¦ ¦швейцарских ¦швейцарских ¦швейцарских ¦швейцарских ¦ ¦франков ¦франков ¦франков ¦франков ¦ +-----------------+------------------+----------------+-------------+ ¦62460 евро ¦20489 евро ¦20817 евро ¦21154 евро ¦ ¦-----------------+------------------+----------------+-------------- Планируемые объемы финансирования данных мероприятий из средств республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других организаций, приведены в таблице 2. Таблица 2 ----------------------+-------------------------------------------------------¬ ¦ Организации ¦ Планируемые объемы финансирования, тыс. рублей ¦ ¦ +------------------+------------------------------------+ ¦ ¦ всего ¦ в том числе по годам ¦ ¦ ¦ +-------------+------------+---------+ ¦ ¦ ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минсельхозпрод ¦ 666000 ¦ ¦ 323000 ¦ 343000¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Мининформ ¦ 2703500 ¦ 1035200 ¦ 1098300 ¦ 570000¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минэнерго ¦ 2296200 ¦ 742200 ¦ 778000 ¦ 776000¦ ¦ ¦774797 - в ¦ 274797 ¦ 250000 ¦ 250000¦ ¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГНТП "Энергетика" ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минсвязи ¦ 120000 ¦ 40000 ¦ 40000 ¦ 40000¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минспорта ¦ 117000 ¦ 40000 ¦ 50000 ¦ 27000¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минобразования ¦ 20000 ¦ ¦ 10000 ¦ 10000¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минпром ¦ 197500 ¦ 102500 ¦ 47500 ¦ 47500¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минтранс ¦ 701000 ¦ 203000 ¦ 269000 ¦ 229000¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦МЧС ¦ 126320 ¦ 39620 ¦ 35300 ¦ 51400¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минстройархитектуры ¦ 32634010 ¦15092598 ¦ 8308017 ¦ 9233395¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минприроды ¦ 1727800 ¦ 486200 ¦ 673700 ¦ 567900¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минлесхоз ¦ 1275073 ¦ 532873 ¦ 523600 ¦ 218600¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минжилкомхоз ¦ 48000 ¦ 17000 ¦ 19000 ¦ 12000¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минторг (ГО "Белбыт")¦ 261400 ¦ 73800 ¦ 93800 ¦ 93800¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Госстандарт ¦ 2551500 ¦ 842600 ¦ 862880 ¦ 846020¦ ¦ +------------------+-------------+------------+---------+ ¦ ¦ 33000 ¦ 10500 ¦ 12500 ¦ 10000¦ ¦ ¦- долевое участие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государств - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦участников СНГ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-------------+------------+---------+ ¦ ¦ 1105000 - в ¦ 290000 ¦ 385000 ¦ 430000¦ ¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦планом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стандартизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-------------+------------+---------+ ¦ ¦ 71800 - в ¦ 51800 ¦ 20000 ¦ - ¦ ¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦планом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦межгосударственной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стандартизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-------------+------------+---------+ ¦ ¦ 1137700 - в ¦ 567700 ¦ 570000 ¦ ¦ ¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГНТП "Эталоны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Беларуси" ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Белорусская железная ¦ 1682386 ¦ 503862 ¦ 566162 ¦ 612362¦ ¦дорога ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Концерн "Беллегпром" ¦ 674400 ¦ 294800 ¦ 189800 ¦ 189800¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Концерн "Белместпром"¦ 2145400 ¦ 692100 ¦ 720200 ¦ 733100¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Концерн "Белбиофарм" ¦ 3478100 ¦ 1669800 ¦ 1440300 ¦ 368000¦ ¦ ¦ 6177955 - в ¦ 3722525 ¦ 2455430 ¦ ¦ ¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГНТП "Новые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лекарственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средства", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Промышленная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦биотехнология", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Государственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦перехода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фармацевтической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Беларусь на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦надлежащей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦производственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦практики (GMP) ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Концерн ¦ 2404500 ¦ 790000 ¦ 891500 ¦ 723000¦ ¦"Белгоспищепром" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Концерн ¦ 13709000 ¦ 4040000 ¦ 4732000 ¦ 4937000¦ ¦"Беллесбумпром" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Концерн "Белнефтехим"¦234019606 ¦ 7098022 ¦113614228 ¦113307356¦ ¦ ¦269870 - в ¦ 262600 ¦ 7270 ¦ ¦ ¦ ¦соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГНТП "Минеральные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦удобрения" ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Белкоопсоюз ¦ 639779 ¦ 158298 ¦ 233196 ¦ 248285¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Минский облисполком ¦ 284000 ¦ 94000 ¦ 94000 ¦ 96000¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Брестский облисполком¦ 38010 ¦ 38010 ¦ - ¦ - ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Витебский облисполком¦ 501100 ¦ 270000 ¦ 105100 ¦ 126000¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Гомельский ¦ 975500 ¦ 319500 ¦ 328500 ¦ 327500¦ ¦облисполком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Гродненский ¦ 193000 ¦ 93000 ¦ 50000 ¦ 50000¦ ¦облисполком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦Могилевский ¦ 5499200 ¦ 5499200 ¦ ¦ ¦ ¦облисполком ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+------------------+-------------+------------+---------+ ¦ОАО "МНИПИ" УО ¦ 1568956 - в ¦ 1568956 ¦ ¦ ¦ ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |