![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2003 N 1331 "Об использовании газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 6 ¦59 ¦г.Бобруйск, ул. Минская ¦ 10 ¦ 2004¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦60 ¦г.Бобруйск <*> ¦ 10 ¦ 2007¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦61 ¦г.Осиповичи <*> ¦ 10 ¦ 2008¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦62 ¦г.Горки <*> ¦ 10 ¦ 2006¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦63 ¦г.Шклов <*> ¦ 10 ¦ 2010¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦ г.Минск и Минская область ¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦64 ¦г.Минск, Масюковщина ¦ 10 ¦ 2003¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦65 ¦г.Минск <*> ¦ 10 ¦ 2003¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦66 ¦г.Минск <*> ¦ 10 ¦ 2004¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦67 ¦г.Минск <*> ¦ 11 ¦ 2004¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦68 ¦г.Минск <*> ¦ 12 ¦ 2004¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦69 ¦г.Минск <*> ¦ 13 ¦ 2004¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦70 ¦г.Минск <*> ¦ 14 ¦ 2005¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦71 ¦г.Минск <*> ¦ 15 ¦ 2005¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦72 ¦г.Минск <*> ¦ 14 ¦ 2005¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦73 ¦г.Минск <*> ¦ 10 ¦ 2005¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦74 ¦г.Солигорск <*> ¦ 10 ¦ 2004¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦75 ¦г.Слуцк <*> ¦ 10 ¦ 2004¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦76 ¦Минская область <*> ¦ 10 ¦ 2005¦ +-----+-------------------------------------------+----------+-----+ ¦77 ¦Минская область <*> ¦ 10 ¦ 2005¦ ¦-----+-------------------------------------------+----------+------ -------------------------------- <*> Точное расположение АГЗС будет согласовываться с местными исполнительными и распорядительными органами. <**> Станция технического обслуживания газотопливных автомобилей. Все строящиеся организациями, входящими в состав концерна "Белнефтехим", газозаправочные станции являются модуль-блочными и устанавливаются на существующих автозаправочных станциях. Вопросы безопасности при использовании газа в качестве моторного топлива При несоблюдении правил эксплуатации и обслуживания любое техническое изделие представляет определенную опасность. Газобаллонные автомобили - не исключение. При определении потенциальных рисков следует учитывать физико-химические свойства газов. Для взрыва или воспламенения необходимо образование топливо-воздушной смеси, то есть объемное смешение газа с воздухом. Нахождение газа в баллоне под давлением исключает возможность проникновения туда воздуха, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом всегда присутствует смесь их паров с воздухом. Нижние температурные и концентрационные пределы воспламенения сжиженного углеводородного и природного газа существенно выше, чем у жидких нефтяных видов топлива. Это свидетельствует о большей безопасности газовых видов топлив при соблюдении правил эксплуатации и технического обслуживания. Сравнивая компримированный природный и сжиженный углеводородный газ, следует отметить, что последний в эксплуатации более опасен. Он тяжелее воздуха и при проливе стремится вниз. При этом газ интенсивно испаряется и образует в приземном слое взрывоопасную смесь с воздухом. Именно поэтому в нормах пожарной безопасности для АГЗС, где проливы газа наиболее вероятны, предусматриваются самые большие противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями. Природный газ почти в два раза легче воздуха и при утечке стремится вверх, достаточно быстро "растворяясь" в атмосфере. Поэтому в большинстве стран строительство АГНКС разрешено непосредственно в городских кварталах жилой и общественной застройки. Более того, во многих странах разрешена заправка автотранспортных средств природным газом в подземных гаражах. Говоря о безопасности газобаллонных автомобилей, нельзя не упомянуть проблему газовых баллонов. Автомобильные газовые баллоны сами по себе не представляют такой опасности, как это зачастую пытаются представить. Они имеют многократный запас прочности, должны удовлетворять требованию безосколочного разрушения. Баллоны проходят целую серию испытаний на устойчивость к разрушению при падении с высоты, простреле из огнестрельного оружия, воздействии экстремальных температур, открытого пламени, кислоты. Как правило, газовые баллоны устанавливаются в наименее уязвимых и статистически реже повреждаемых местах автомобиля. Опыт квалифицированной эксплуатации и статистика подтверждают безопасность газобаллонных автомобилей. Анализ существующего автомобильного парка республики Анализ существующего автомобильного парка республики показал, что современная структура автомобильного парка может быть адаптирована для работы на газомоторном топливе. Определенные трудности с точки зрения конструктивных особенностей вызывает перевод дизельных автомобилей на работу на газе. В то же время реальной возможностью переоборудования автотранспортной техники для работы на газомоторном топливе обладают все карбюраторные автомобили. При этом 200 тысяч единиц автотранспортной техники могут быть переоборудованы на использование газа. По итогам 2001 года структура автомобильного транспорта организаций, находящихся в подчинении республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, представлена следующим образом. Таблица 15 По типу автотранспортных средств -------------------------------------------------+-----------------¬ ¦ Тип автомобилей ¦ Кол-во, единиц ¦ +------------------------------------------------+-----------------+ ¦Грузовые ¦ 155634 ¦ +------------------------------------------------+-----------------+ ¦Автобусы (общего и необщего пользования) ¦ 25954 ¦ +------------------------------------------------+-----------------+ ¦Пассажирские легковые такси и служебные) ¦ 35378 ¦ +------------------------------------------------+-----------------+ ¦Специальные нелегковые и специальные легковые ¦ 59621 ¦ +------------------------------------------------+-----------------+ ¦ИТОГО: ¦ 276587 ¦ ¦------------------------------------------------+------------------ Таблица 16 По виду используемого топлива --------------------------------------------------+----------------¬ ¦ Используемое моторное топливо ¦ Кол-во, единиц ¦ +-------------------------------------------------+----------------+ ¦только бензин ¦ 200148 ¦ +-------------------------------------------------+----------------+ ¦только дизельное топливо ¦ 67990 ¦ +-------------------------------------------------+----------------+ ¦сжиженный углеводородный газ ¦ 3824 ¦ +-------------------------------------------------+----------------+ ¦сжатый природный газ ¦ 4591 ¦ +-------------------------------------------------+----------------+ ¦дизельное топливо и сжатый природный газ ¦ 34 ¦ ¦(газодизельные автомобили) ¦ ¦ +-------------------------------------------------+----------------+ ¦ИТОГО: ¦ 276587 ¦ ¦-------------------------------------------------+----------------- Таблица 17 По времени нахождения в эксплуатации ------------------------------------+------------------------------¬ ¦Время нахождения в эксплуатации ¦Количество, единиц ¦ ¦ +-------+-----T---------+------+ ¦ ¦грузо- ¦авто-¦пикапов и¦Всего:¦ ¦ ¦вых ¦бусов¦легковых ¦ ¦ ¦ ¦автомо-¦ ¦фургонов ¦ ¦ ¦ ¦билей ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------+-------+-----+---------+------+ ¦до 3 лет включительно ¦ 9038¦ 2514¦ 887 ¦ 12439¦ +-----------------------------------+-------+-----+---------+------+ ¦свыше 3 лет до 5 лет включительно ¦ 10212¦ 1870¦ 883 ¦ 12965¦ +-----------------------------------+-------+-----+---------+------+ ¦свыше 5 лет до 8 лет включительно ¦ 15461¦ 2183¦ 1311 ¦ 18955¦ +-----------------------------------+-------+-----+---------+------+ ¦свыше 8 лет до 10 лет включительно ¦ 24285¦ 3787¦ 1314 ¦ 29386¦ +-----------------------------------+-------+-----+---------+------+ ¦свыше 10 лет до 13 лет включительно¦ 45190¦ 7462¦ 1473 ¦ 54125¦ +-----------------------------------+-------+-----+---------+------+ ¦свыше 13 лет ¦ 51448¦ 8138¦ 1346 ¦ 60932¦ +-----------------------------------+-------+-----+---------+------+ ¦ИТОГО: ¦ 155634¦25954¦ 7214 ¦188802¦ ¦-----------------------------------+-------+-----+---------+------- Таблица 18 Расход моторного топлива автотранспортом ----------------------+------------------------------------+-------¬ ¦Тип автомобиля ¦Расход топлива на 100 км ¦Общий ¦ ¦ +-------+-------+--------+-----------+пробег,¦ ¦ ¦бензин,¦дизтоп-¦сжижен- ¦компримиро-¦тыс.км ¦ ¦ ¦л ¦ливо, л¦ный ¦ванный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦углево- ¦природный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дородный¦газ, куб.м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦газ, л ¦ ¦ ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-----------+-------+ ¦Грузовые (включая ¦ 25,8 ¦ 34,1 ¦ 39,7 ¦ 30,3 ¦3084042¦ ¦пикапы и легковые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фургоны) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-----------+-------+ ¦Автобусы (общего и ¦ 31,0 ¦ 34,2 ¦ 44,2 ¦ 41,7 ¦ 688560¦ ¦необщего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пользования), включая¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экспрессные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-----------+-------+ ¦Легковые (включая ¦ 12,7 ¦ 12,3 ¦ 16,8 ¦ 13,4 ¦ 889419¦ ¦такси и служебные) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автомобили ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+-------+-------+--------+-----------+-------+ ¦Специальные легковые ¦ 20,0 ¦ 52,1 ¦ 30,3 ¦ 35,5 ¦ 867811¦ ¦и специальные ¦ <*> ¦ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нелегковые автомобили¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦---------------------+-------+-------+--------+-----------+-------- -------------------------------- <*> В том числе краны. Таблица 19 Затраты на топливо и другие материалы по эксплуатации автомобилей ----------------------------------------------------+--------------¬ ¦ Тип автомобиля ¦ Доля затрат ¦ ¦ ¦ на топливо и ¦ ¦ ¦ другие ¦ ¦ ¦ материалы, % ¦ +---------------------------------------------------+--------------+ ¦Грузовые (включая пикапы и легковые фургоны) ¦ 43,1 ¦ +---------------------------------------------------+--------------+ ¦Автобусы (общего и необщего пользования), включая ¦ 35,6 ¦ ¦экспрессные ¦ ¦ +---------------------------------------------------+--------------+ ¦Легковые (включая такси и служебные) автомобили ¦ 48,9 ¦ +---------------------------------------------------+--------------+ ¦Специальные легковые и специальные нелегковые ¦ 43,0 ¦ ¦автомобили ¦ ¦ ¦---------------------------------------------------+--------------- Таблица 20 Среднестатистические по итогам 2001 года показатели работы автотранспортных средств, использующих в качестве моторного топлива бензин ------------------------------------------+-------------+----------¬ ¦ Показатели ¦Ед. измерения¦ Величина ¦ +-----------------------------------------+-------------+----------+ ¦Числится на балансе организаций ¦ единиц ¦ 200618 ¦ +-----------------------------------------+-------------+----------+ ¦Годовой пробег ¦ тыс.км ¦ 3479713 ¦ +-----------------------------------------+-------------+----------+ ¦Годовой пробег единицей техники ¦ км ¦ 17345 ¦ +-----------------------------------------+-------------+----------+ ¦Суточный пробег единицы техники ¦ км ¦ 47,5¦ +-----------------------------------------+-------------+----------+ ¦Годовой расход топлива ¦ тыс.л ¦ 761739 ¦ +-----------------------------------------+-------------+----------+ ¦Расход топлива единицей техники ¦ л/100 км ¦ 21,9¦ +-----------------------------------------+-------------+----------+ ¦Среднесуточный расход топлива ¦ л ¦ 10,4¦ ¦-----------------------------------------+-------------+----------- IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Одним из главных вопросов при переводе автомобильного транспорта на газомоторное топливо является вопрос экономической целесообразности переоборудования на использование компримированного и сжиженного углеводородного газа. Министерством экономики установлен уровень цены на компримированный природный и сжиженный углеводородный газ, реализуемые ОАО "Белтрансгаз" и организациями концерна "Белтопгаз" в размере до 70 процентов стоимости автомобильного бензина марки А-76. Данный уровень цены является одним из экономических стимулов для перевода автотранспортных средств на использование газа. При использовании газа в качестве моторного топлива сокращаются эксплуатационные затраты и себестоимость транспортной работы. Величина ежегодно высвобождаемых средств за счет перехода на более дешевое топливо сопоставима с затратами на переоборудование автотранспортного средства. ![]() ![]() |
![]() |
Партнеры
![]() |
![]() |