|
|
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2001 N 495 "О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"(текст постановления с изменениями и дополнениями по состоянию на январь 2010 года) обновление и архив Стр. 2 ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГСЧС 25. Финансирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, материально-техническому обеспечению мероприятий по осуществлению аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению опасности для жизни и здоровья людей, оказанию финансовой поддержки юридическим и физическим лицам, имуществу которых причинен вред в результате чрезвычайных ситуаций, иных расходов, связанных с их ликвидацией, осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, республиканских органов государственного управления, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов, предусмотренных на расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, страховых фондов и других источников. 26. Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, производится в установленном порядке за счет средств организаций, по вине которых произошла авария или катастрофа, а также за счет средств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а в случае стихийных бедствий - из средств республиканского и местных бюджетов, предусмотренных на расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, страховых фондов. 27. При отсутствии или недостаточности средств на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий источники финансирования необходимых мероприятий определяются в соответствии с законодательством. 28. Финансирование целевых и научно-технических программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 29. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Глава 8 ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ГСЧС 30. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь от них планирование действий в рамках ГСЧС осуществляется на основе организационно-методических указаний и плана основных мероприятий по подготовке органов управления и сил ГСЧС и гражданской обороны на очередной год, плана защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Республики Беларусь, а также планов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываемых исполнительными и распорядительными органами областей и г.Минска, районов (городов), республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, и планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций.
31. Организация взаимодействия основных элементов ГСЧС осуществляется в соответствии с планами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 32. Структуру планов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям, объем и содержание мероприятий в указанных планах определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. 33. В целях совершенствования организации ГСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления по чрезвычайным ситуациям, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций в подсистемах и звеньях ГСЧС ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки. УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 10.04.2001 N 495 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОТОРЫХ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЧИНЕННЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, БЕЛОРУССКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО УНИТАРНОГО СТРАХОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "БЕЛГОССТРАХ" ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Министерство по чрезвычайным ситуациям 1. Реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая: организацию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по обеспечению функционирования Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГСЧС). 2. Организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны. 3. Разработка проектов государственных программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их прогнозированию, предупреждению и ликвидации. 4. Координация функционирования системы мониторинга и прогнозирования природного и техногенного характера на территории Республики Беларусь. 5. Организация оповещения руководящего состава, территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС, комиссий по чрезвычайным ситуациям, а также населения о возникших авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и информирование о ходе ликвидации их последствий. 6. Внесение предложений в Совет Министров Республики Беларусь о финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций из средств республиканского бюджета, создании и использовании имеющихся в составе государственного материального резерва материальных ценностей для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. Организация осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора и контроля в области ядерной и радиационной безопасности, государственного надзора в области безопасности перевозки опасных грузов, государственного пожарного надзора, государственного надзора за охраной и использованием территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, государственного надзора в области промышленной безопасности.
8. Утверждение или согласование нормативов, стандартов и правил по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 9. Организация специальной подготовки руководящих кадров координирующих органов и органов управления по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, контроль за созданием материальных резервов. 10. Организация ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий, тушение пожаров, спасение людей. 11. Участие в проведении воздушной разведки мест чрезвычайных ситуаций, обеспечении первоочередных перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и эвакуационных мероприятий, выполнении поисково-спасательных работ. 12. Регистрация и учет потенциально опасных объектов и производств на территории Республики Беларусь. 13. Исключен. - Постановление Совмина от 19.05.2009 N 645. 14. Государственный учет ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов, контроль за их безопасным содержанием, перемещением и захоронением. 15. Исключен. - Постановление Совмина от 19.05.2009 N 645. Министерство внутренних дел 16. Обеспечение общественного порядка при возникновении чрезвычайных ситуаций, организация оцепления и пропускного режима зон заражения (разрушения), охраны материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также личного имущества граждан в зонах временного отселения. 17. Участие в пределах компетенции в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, осуществление охраны объектов, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики. Министерство здравоохранения 18. Организация и осуществление контроля за санитарно-эпидемической обстановкой в республике.
18-1. Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций с участием Министерства по чрезвычайным ситуациям.
19. Прогнозирование и оценка санитарно-эпидемической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий.
20. Обеспечение готовности организаций здравоохранения и медицинских формирований к оказанию медицинской помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях.
20-1. Обеспечение готовности государственных организаций здравоохранения к проведению йодной профилактики при угрозе или возникновении радиационных аварий на объектах использования атомной энергии.
21. Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 22. Координация работ по эвакуации пострадавших и больных из зон чрезвычайных ситуаций. 23. Сбор, обобщение, анализ и представление органам управления по чрезвычайным ситуациям данных о пострадавших и больных в зонах чрезвычайных ситуаций. 24. Проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций (инфекционные заболевания людей и эпидемии), прогнозирование их возникновения в рамках системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
25. Участие в разработке методических основ обучения и подготовки населения к оказанию необходимой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. 26. Организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны. 26-1. Поддержание в постоянной готовности сил и средств наблюдения и контроля, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
27. Создание и организация функционирования отраслевой подсистемы ГСЧС. Министерство иностранных дел 28. Содействие в развитии международных связей в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания взаимной помощи при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. 29. Обеспечение взаимодействия с зарубежными странами по вопросам оказания международной гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам эвакуации граждан Республики Беларусь из кризисных зон за рубежом. 30. Осуществление контроля за выполнением международных договоров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 31. Содействие в получении информации о масштабах и последствиях чрезвычайных ситуаций на территориях сопредельных государств. Министерство связи и информатизации 32. Обеспечение в установленном порядке каналами связи органов управления ГСЧС. 33. Предоставление в приоритетном порядке Министерству по чрезвычайным ситуациям, комиссиям по чрезвычайным ситуациям необходимых каналов связи для передачи оперативной информации при возникновении чрезвычайных ситуаций и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. 34. Обеспечение в установленном порядке эксплуатационно-технического обслуживания систем централизованного оповещения и связи республиканского, областного и местного уровней в целях их устойчивого функционирования. 35. Поддержание в постоянной готовности нештатных аварийно-восстановительных подразделений (аварийно-восстановительных команд), предназначенных для проведения ремонтно-восстановительных работ на объектах связи. 36. Организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны. 37. Создание и организация функционирования отраслевой подсистемы ГСЧС.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия 38. Организация взаимодействия с местными исполнительными и распорядительными органами в решении вопросов: эпизоотического, фитопатологического и токсикологического контроля, ликвидации эпизоотий и эпифитотий; радиационного контроля за загрязнением сельскохозяйственных угодий, сырья и продукции, а также рационального ведения сельскохозяйственного производства в условиях радиоактивного загрязнения; осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подчиненных объектах. 39. Проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций (эпизоотии, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями, пожары, взрывы и аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ на опасных производственных объектах, аварии на очистных сооружениях, гидродинамические аварии, опасные гидрологические явления, пожары в природных экосистемах), прогнозирование их возникновения в рамках системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
39-1. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях на подчиненных объектах, эпизоотической, эпифитотической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций.
40. Проведение научно-исследовательских работ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве. 41. Проведение комплекса мер по обеспечению безаварийной работы объектов мелиоративных систем в чрезвычайных ситуациях. 42. Организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны. 42-1. Поддержание в постоянной готовности сил и средств наблюдения и контроля, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
43. Создание и организация функционирования отраслевой подсистемы ГСЧС. Министерство лесного хозяйства 44. Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в лесном фонде республики. 45. Организация и обеспечение проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в лесном фонде, а также с массовым распространением болезней и вредителей лесной растительности. 45-1. Прогнозирование и оценка обстановки при пожарах в лесном фонде, лесопатологической ситуации в зонах чрезвычайных ситуаций.
46. Координация деятельности местных исполнительных и распорядительных органов при организации тушения лесных пожаров, а также при проведении связанных с пожарами аварийно-спасательных работ. 47. Проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций (пожары в природных экосистемах, поражение лесных массивов болезнями и вредителями), прогнозирование их возникновения в рамках системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
48. Организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны. 48-1. Поддержание в постоянной готовности сил и средств наблюдения и контроля, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
49. Создание и организация функционирования отраслевой подсистемы ГСЧС.
Министерство транспорта и коммуникаций
50. Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на подчиненных объектах. 51. Проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций (транспортные аварии с опасными грузами при перевозке их транспортными средствами подчиненных (входящих в состав) организаций), прогнозирование их возникновения в рамках системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
51-1. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях на подчиненных объектах.
52. Обеспечение первоочередных перевозок сил, средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и эвакуационных мероприятий. 53. Поддержание в постоянной готовности специализированных формирований отраслей, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 54. Организация перевозки опасных грузов (кроме департамента "Белавтодор").
55. Организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны. 55-1. Поддержание в постоянной готовности сил и средств наблюдения и контроля, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
56. Создание и организация функционирования отраслевой подсистемы ГСЧС.
Министерство финансов 57. Обеспечение финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций республиканского (государственного) и трансграничного масштабов, оказанию финансовой помощи пострадавшему населению и организациям в порядке, установленном законодательством. Комитет по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь Исключен. - Постановление Совмина от 07.06.2007 N 763. Министерство промышленности, Министерство энергетики 59. Проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций (пожары и взрывы на опасных производственных объектах, аварии на очистных сооружениях, электроэнергетических системах и системах жизнеобеспечения, транспортные аварии с опасными грузами, пожары в природных экосистемах, гидродинамические аварии), прогнозирование их возникновения в рамках системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
60. Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в подчиненных организациях. 61. Проведение аварийно-спасательных, восстановительных и других неотложных работ силами отраслевых специализированных подразделений, аварийно-спасательных служб. 62. Поддержание в постоянной готовности к действиям отраслевых специализированных подразделений, аварийно-спасательных служб, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 63. Организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны. 63-1. Поддержание в постоянной готовности сил и средств наблюдения и контроля, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
64. Создание и организация функционирования отраслевых подсистем ГСЧС.
65. Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах энергетики, топливной промышленности и газового хозяйства, магистральных газопроводов. Министерство обороны 66. Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силами воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь в соответствии с планами взаимодействия. 67. Поддержание в готовности к действиям подразделений, выделяемых от соединений и воинских частей для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 68. Планирование, организация и проведение мероприятий местной обороны.
69. Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, эксплуатацией, транспортировкой вооружения и военной техники и обезвреживанием боеприпасов. 70. Обеспечение контроля радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в районах расположения объектов Министерства обороны. 71. Обеспечение участия военно-транспортной авиации в доставке сил, средств и материальных ресурсов в районы чрезвычайных ситуаций. 72. Осуществление поиска и спасения экипажей и пассажиров воздушных судов, терпящих и потерпевших бедствие. 73. Выполнение аварийно-восстановительных работ на железнодорожных путях, путевом хозяйстве и других объектах железнодорожного транспорта по соответствующим планам. 74. Участие в проведении первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на других объектах Республики Беларусь. Министерство архитектуры и строительства 75. Надзор и контроль за соблюдением требований технических нормативных правовых актов при проектировании и строительстве объектов. 76. Организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны. 77. Создание и организация функционирования отраслевой подсистемы ГСЧС.
78. Участие в разработке методологии проведения расчетов ущерба и потребности в материально-технических ресурсах при проведении спасательных и аварийно-восстановительных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. 79. Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли. 80. Координация и руководство восстановительными работами в зонах чрезвычайных ситуаций. 81. Поддержание в постоянной готовности к действиям отраслевых специализированных формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 82. Участие в проведении аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды 83. Организация и осуществление наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, в том числе при чрезвычайных ситуациях. 84. Организация и осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях. 85. Проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников чрезвычайных ситуаций (аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ и загрязнением окружающей среды, опасные метеорологические и гидрологические явления), прогнозирование их возникновения в рамках системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
86. Организация и участие в работах по отнесению отдельных участков территории к зонам экологического риска. 87. Участие в выработке мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 88. Поддержание в постоянной готовности сил и средств наблюдения и контроля, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
89. Организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны. 90. Создание и организация функционирования отраслевой подсистемы ГСЧС.
91. Информирование населения и республиканских органов государственного управления о состоянии окружающей среды. |
Партнеры
|