|
|
Указ Президента Республики Беларусь от 15.05.2006 N 318 "О президентской программе "Дети Беларуси" на 2006 - 2010 годы"(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление Стр. 2 0,15; 2007 год - 0,15; 2008 год - 0,15; 2009 год - 0,15; 2010 год - 0,15 млрд. рублей на строительство и реконструкцию объектов в ценах 1991 года - 6,5 млн. рублей, в том числе 2006 год - 1,85; 2007 год - 4,65 млн. рублей в евро: всего - 7,038 млн. евро, в том числе 2006 год - 6,672; 2007 год - 0,366 млн. евро Ожидаемые конечные - улучшение положения детей в Республике результаты реализации Беларусь, в том числе детей-инвалидов, программы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение перечня предоставляемых услуг и повышение их качества; усиление межведомственной координации, оперативное выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение их своевременной реабилитации и реинтеграции в семью и общество; расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации; улучшение социальной и психологической помощи детям, проживающим на территориях, подвергшихся радиационному воздействию; улучшение условий жизнедеятельности детей-инвалидов, создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество; сокращение социального сиротства; расширение семейных форм жизнеустройства детей-сирот; сокращение числа правонарушений несовершеннолетних Показатели - увеличение удельного веса детей-сирот и эффективности детей, оставшихся без попечения реализации программы родителей, охваченных семейными формами жизнеустройства, до 70 процентов; увеличение численности детей с особенностями психофизического развития, прошедших различные виды реабилитации; расширение охвата детей различными формами оздоровления и санаторно- курортного лечения на 15 процентов; сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, на 10 процентов; увеличение численности детей и подростков, охваченных различными формами внешкольной работы, на 15 процентов Координаторы выполнения подпрограмм: "Социальная защита - Министерство труда и социальной защиты семьи и детей" "Дети и закон. - Министерство образования Воспитание личности" "Дети Чернобыля" - Министерство по чрезвычайным ситуациям "Дети-инвалиды" - Министерство здравоохранения "Дети-сироты" - Министерство образования "Детское питание" - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Общая координация - Министерство труда и социальной защиты выполнения мероприятий подпрограмм "Социальная защита семьи и детей", "Дети и закон. Воспитание личности", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты" Общая координация - Министерство сельского хозяйства выполнения подпрограммы и продовольствия "Детское питание" Общая координация - Министерство экономики заданий по использованию инвестиций на капитальное строительство Глава 1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ БЕЛАРУСИ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ В Республике Беларусь проживают 2008 тыс. детей в возрасте до 18 лет, что составляет 21,3 процента от общей численности населения. Обеспечение приоритета их интересов является одним из условий устойчивого развития будущего Беларуси. Значительный вклад в решение многих острых проблем детства внесла президентская программа "Дети Беларуси". В последние годы произошли большие изменения, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов детей. Создана система новых медицинских учреждений - перинатальных центров. Сохранена педиатрическая служба, располагающая сетью лечебно-профилактических учреждений и подготовленными медицинскими кадрами. Приняты меры, направленные на профилактику заболеваний, осуществление массовой иммунизации, предотвращение распространения заболеваний социального характера. В результате обеспечена практически 100-процентная вакцинация детей, последовательно снижается младенческая смертность. Планомерно развивается государственная система санаторно-курортного лечения и оздоровления детей. Ежегодно более 200 тыс. детей лечатся в здравницах республики, свыше 55 тыс. детей отдыхают за рубежом. Меры, принятые Правительством по внедрению новых альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечивающих их право жить и воспитываться в семьях, способствовали уменьшению численности этих детей в интернатных учреждениях. По сравнению с 2000 годом их количество снизилось на 8 процентов. Усилены механизмы защиты прав усыновляемых детей, в том числе в случае международного усыновления. Реализация принятого в 2003 году Закона Республики Беларусь "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и преступности. Удельный вес преступлений, совершенных подростками, в общем числе уголовно наказуемых деяний снизился с 12,7 процента в 1995 году до 8,2 процента в 2005 году. Созданы механизмы отслеживания изменений в положении детей, степени обеспечения выполнения норм Конвенции о правах ребенка. С 1999 года в режиме мониторинга ежегодно подготавливается национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь. Приняты нормативные правовые документы по вопросам совершенствования государственной поддержки семей, воспитывающих детей, системы адресной социальной помощи. Получила дальнейшее развитие система учреждений социального обслуживания, предоставляющих широкий спектр услуг семьям и детям. Увеличилось количество специалистов, занимающихся вопросами охраны детства. Вместе с тем, несмотря на достигнутые позитивные результаты в реализации президентской программы "Дети Беларуси", сохраняется ряд проблем, требующих решения. Серьезную обеспокоенность вызывает снижение рождаемости детей. Требуются меры по совершенствованию системы социальной поддержки семей с детьми, а также по укреплению здоровья детей. Число абсолютно здоровых детей составляет 27,5 процента, а удельный вес детей, имеющих хроническую патологию, - 13,3 процента. Необходимо продолжить работу по повышению качества медицинской помощи детям и беременным женщинам, проведению целевой диспансеризации детского населения, принятию дополнительных мер по расширению контингента оздоравливаемых детей, снижению уровня детской инвалидности. Основные усилия в этой сфере должны быть сосредоточены на профилактических мерах по предупреждению инвалидности, на обеспечении массового обследования новорожденных в целях выявления на ранней стадии отклонений в развитии и принятии необходимых мер медицинской реабилитации, на обеспечении детей-инвалидов техническими реабилитационными средствами, на оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Сложной проблемой является и распространенность асоциальных форм поведения детей и подростков. В 2005 году инспекциями по делам несовершеннолетних выявлены и поставлены на учет 21308 подростков-правонарушителей, а также 3,2 тыс. родителей, которые своим антиобщественным поведением способствуют совершению преступлений их детьми. Кроме того, требуют особого внимания дети, вернувшиеся из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освободившиеся из исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Слабое развитие материально-технической базы этих учреждений не позволяет проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков на современном уровне. Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить таких детей к самостоятельной жизни. В связи с этим на первый план выдвигается задача совершенствования условий для воспитания детей-сирот в приемных, опекунских, патронатных семьях, их усыновления. Остается нерешенным ряд вопросов, связанных с производством высококачественного, конкурентоспособного, экологически чистого детского питания для детей первых лет жизни, расширением его ассортимента, удешевлением и обеспечением доступности для различных категорий семей. Наличие указанных проблем подтверждает необходимость продолжения работы по их поэтапному решению в рамках новой президентской программы "Дети Беларуси" на 2006 - 2010 годы (далее - президентская программа). Глава 2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ Целями президентской программы являются: обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм "Социальная защита семьи и детей", "Дети и закон. Воспитание личности", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты" и "Детское питание". Цель подпрограммы "Социальная защита семьи и детей" (приложение 1) - совершенствование государственной поддержки семей с детьми и развитие системы их социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых услуг и повышение их качества. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: повышение качества жизни семей с детьми, включая усиление государственной поддержки семьям при строительстве, реконструкции и приобретении жилья; совершенствование социально-психологической, правовой помощи семьям, направленной на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение культуры брачно-семейных отношений, укрепление нравственных основ семьи; дальнейшее развитие материальной базы и технического оснащения учреждений социального обслуживания; повышение профессионально-квалификационного уровня специалистов системы социального обслуживания; разработка и внедрение новых социальных технологий по работе с семьей; совершенствование нормативной базы функционирования территориальных центров социального обслуживания населения, включая вопросы повышения квалификации специалистов центров; совершенствование социального обслуживания семей, воспитывающих детей-инвалидов, расширение спектра предоставляемых им услуг; расширение сотрудничества с общественными объединениями в решении проблем семьи, повышении ее статуса в обществе. Цель подпрограммы "Дети и закон. Воспитание личности" (приложение 2) - повышение эффективности воспитательно-профилактической деятельности, защита прав детей, вступивших в конфликт с законом. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: повышение эффективности воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности; ресурсное обеспечение системы органов, учреждений, иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Цель подпрограммы "Дети Чернобыля" (приложение 3) - снижение воздействия неблагоприятных факторов катастрофы на Чернобыльской АЭС на здоровье детей и беременных женщин, обеспечение им психологической и социальной защиты. В рамках подпрограммы предусмотрено решение следующих задач: совершенствование организации оказания медицинской помощи детям, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС; внедрение современных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации заболеваний у детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС; обеспечение детей оздоровлением и санаторно-курортным лечением; оказание социально-психологической и педагогической помощи детям. Цель подпрограммы "Дети-инвалиды" (приложение 4) - создание условий для полноценной жизни, интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: профилактика заболеваемости и инвалидности в детском возрасте; совершенствование системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество; обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание; усиление поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов; укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов. Цель подпрограммы "Дети-сироты" (приложение 5) - предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных формах семейного жизнеустройства (приемные семьи, опека, патронат, усыновление); развитие системы постинтернатной адаптации; мониторинг соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель подпрограммы "Детское питание" (приложение 6) - полное насыщение рынка высококачественными, конкурентоспособными, экологически чистыми продуктами детского питания. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач: создание и внедрение новых технологий по производству детских продуктов с высокой пищевой и биологической ценностью; обновление и расширение ассортимента продуктов детского питания; расширение доступности детского питания для различных категорий семей. В рамках подпрограмм "Дети и закон. Воспитание личности", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Детское питание" предусмотрено осуществить строительство и реконструкцию ряда объектов, в их числе школы, школы-интернаты, жилые дома для семей, осуществляющих воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дома-интернаты для детей-инвалидов, центры реабилитации и восстановительного лечения детей, проживающих на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, организации по выпуску исходного сырья для производства сухих детских смесей. Глава 3 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ Финансирование мероприятий президентской программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, внебюджетных источников с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год. Финансирование строительства и реконструкции объектов капитального строительства предусматривается за счет консолидации различных источников: республиканского и местных бюджетов, собственных средств организаций и кредитов банков с ежегодным уточнением объемов, исходя из инвестиционных возможностей республиканского и местных бюджетов. Глава 4 УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Управление реализацией президентской программы осуществляют государственные заказчики - координаторы подпрограмм: "Социальная защита семьи и детей" - Министерство труда и социальной защиты; "Дети и закон. Воспитание личности" - Министерство образования; "Дети Чернобыля" - Министерство по чрезвычайным ситуациям; "Дети-инвалиды" - Министерство здравоохранения; "Дети-сироты" - Министерство образования; "Детское питание" - Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Исполнители и соисполнители мероприятий президентской программы - республиканские органы государственного управления, облисполкомы и Минский горисполком ежегодно до 1 августа и 1 февраля представляют информацию о ее выполнении (в разрезе каждой подпрограммы) координаторам подпрограмм. Координаторы подпрограмм ежегодно до 10 августа и 10 февраля представляют сводную информацию: о выполнении мероприятий подпрограмм "Дети и закон. Воспитание личности", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты" - Министерству труда и социальной защиты; о выполнении заданий по капитальному строительству подпрограмм "Дети и закон. Воспитание личности", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Детское питание" - Министерству экономики. Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия ежегодно до 20 августа и 20 февраля представляют в Совет Министров Республики Беларусь отчеты о ходе реализации президентской программы. Приложение 1 к президентской программе "Дети Беларуси" на 2006 - 2010 годы ПОДПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ" ----------------------+------+----------------+-------------------------------------+---------------------¬ ¦Наименование ¦Сроки ¦Источники ¦Стоимость, млрд. рублей ¦Исполнители и ¦ ¦мероприятий ¦испол-¦финансирования ¦(по годам) ¦соисполнители ¦ ¦ ¦нения ¦ +------+------+-------+-------+-------+ ¦ ¦ ¦(годы)¦ ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦2010 ¦ ¦ +---------------------+------+----------------+------+------+-------+-------+-------+---------------------+ ¦ I. Совершенствование системы государственной поддержки семей с детьми ¦ +--T------------------+------+----------------+------+------+-------+-------+-------+---------------------+ ¦ 1¦Подготовить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проекты указов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Президента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Беларусь, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предусматривающих:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+------+----------------+------+------+-------+-------+-------+---------------------+ ¦ ¦повышение размера ¦2008 ¦республиканский ¦ - ¦ - ¦ 90,7 ¦ 90,7 ¦ 90,7 ¦Минтруда и соцзащиты,¦ ¦ ¦пособия по уходу ¦ ¦бюджет, средства¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Минфин ¦ ¦ ¦за ребенком в ¦ ¦государственного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦возрасте до 3 лет ¦ ¦социального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ |
Партнеры
|