Право Беларуси. Новости и документы


Указ Президента Республики Беларусь от 21.12.2005 N 608 "Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год"

(текст указа с изменениями и дополнениями на январь 2010 года) обновление

Документы на NewsBY.org

Стр. 2

Важным фактором увеличения денежной массы явится опережающий темп роста остатков задолженности по кредитам банков экономике по сравнению с прогнозируемыми темпами роста реального ВВП, выручки от реализации продукции, товаров и услуг, а также денежных доходов населения.

Достижение целевых ориентиров и реализация мер, предусмотренных в Основных направлениях на 2006 год, прогнозе и бюджете на 2006 год, позволит увеличить в 2006 году коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе до 18 - 18,5 процента против фактически сложившегося 14,5 процента в 2004 году и ожидаемой оценки в 2005 году - 16,4 процента, по рублевой денежной массе соответственно до 12 - 12,5 процента, 8,5 процента и 10,5 процента.

Оценка процессов мультиплицирования денежной базы в денежную массу дает основание считать, что для обеспечения указанного роста денежного предложения в белорусских рублях потребуется прирост резервных денег в пределах 26 - 30 процентов.

27. В прогнозируемых макроэкономических условиях основным источником роста денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования является увеличение золотовалютных резервов на 475 - 525 млн. долларов США, в основном за счет покупки иностранной валюты.

Реализация указанного увеличения золотовалютных резервов основывается на прогнозируемом опережении темпов роста экспорта над темпами увеличения импорта и обеспечении ожидаемого положительного сальдо платежного баланса.

Вместе с тем потребуется также и увеличение чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования в национальной валюте, в основном за счет увеличения рефинансирования банков. При этом ожидается, что величина чистого кредита Правительству Республики Беларусь и органам местного управления со стороны Национального банка не претерпит существенных изменений.

28. При прогнозируемом изменении ставки рефинансирования Национального банка и складывающейся ситуации на денежном рынке процентные ставки по вновь выдаваемым банками кредитам (без учета кредитов, выданных за счет ресурсов Национального банка, Правительства Республики Беларусь, других органов государственного управления и за счет ресурсов банков по льготным ставкам, подлежащим компенсации банкам государственными органами) к концу 2006 года могут составить 11 - 13 процентов.

Учитывая также кредиты, выдаваемые за счет ресурсов Правительства Республики Беларусь, других органов государственного управления и за счет ресурсов банков по льготным ставкам, подлежащим компенсации банкам государственными органами, прогнозируется снижение к концу 2006 года стоимости выдаваемых банками кредитов до 9 - 11 процентов годовых.

Прогнозируется, что по привлекаемым срочным депозитам в целях поддержания их положительной реальной доходности и при условии наличия достаточных объемов ликвидности на денежном рынке средний уровень ставки к концу 2006 года составит 8 - 10 процентов годовых, при этом по долгосрочным депозитам ставки сложатся несколько выше этого уровня.

29. Исходя из целевого параметра по обменному курсу белорусского рубля к российскому рублю и предполагаемой динамики обменного курса российского рубля к доллару США в 2006 году официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США может сложиться на конец 2006 года в диапазоне 2100 - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США.

Данные параметры обменного курса зависят от ситуации на мировых финансовых рынках, курсовой политики Центрального банка Российской Федерации и других факторов.



Раздел IV

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ И ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМ

ФИНАНСОВОГО РЫНКА. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В 2006 ГОДУ



Глава 10

РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ



30. В 2006 году развитие банковской системы будет подчинено созданию условий для обеспечения высоких устойчивых темпов экономического роста, общим целям и задачам, сформулированным в Концепции развития банковской системы.

Одним из важнейших условий расширения состава операций, выполняемых банками, улучшения качества банковских услуг, повышения функциональной роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны должно стать дальнейшее наращивание ресурсной базы банков, увеличение которой в 2006 году прогнозируется на уровне 22 - 28 процентов.

При этом более высокий темп роста активов по сравнению с темпом роста собственного капитала предполагает использование банками нереализованных возможностей по наращиванию активных операций за счет увеличения объемов привлеченных, а не собственных средств в целях повышения эффективности работы банковской системы.

При этом депозиты юридических лиц в 2006 году могут увеличиться на 19 - 31 процент (или на 11 - 20 процентов в реальном выражении), депозиты физических лиц - на 29 - 34 процента (или на 20 - 23 процента в реальном выражении). В соответствии с прогнозным балансом денежных доходов, расходов и сбережений населения, а также при обеспечении стабильности обменного курса белорусского рубля и положительных процентных ставок по срочным депозитам в реальном выражении прирост депозитов физических лиц в банках в 2006 году составит 1,5 - 1,9 трлн. рублей.

Прирост собственного капитала банков в 2006 году оценивается на уровне 13 - 17 процентов в основном за счет внутренних источников банковской системы (прибыль и переоценка основных фондов).

Вместе с тем, учитывая роль банков, в уставных фондах которых контрольный пакет акций принадлежит государству, в кредитовании социально значимых проектов и программ, принципиальное значение для формирования ими долгосрочных ресурсов имеет внесение Правительством в их уставные фонды ресурсов за счет средств республиканского бюджета в пределах сумм, предусмотренных в 2006 году на эти цели.

Кроме того, для гарантированного достижения верхней границы оценки собственного капитала могут быть использованы и внешние источники его роста (инвестиции в уставные фонды банков).

Наряду с отмеченным значительного внимания потребует оптимизация активов и пассивов банков, главным образом за счет:

увеличения доли долгосрочных привлеченных средств;

повышения качества управления ликвидностью банков;

совершенствования экономических нормативов в области допустимости отдельных пассивных и активных операций;

расширения перечня современных банковских операций и услуг.

Для обеспечения в 2006 году прогнозируемых темпов экономического роста достаточно увеличить кредиты банков экономике в реальном выражении на 7 - 8,5 процента при условии, что и другие источники финансирования текущей деятельности субъектов хозяйствования и инвестиций в основной капитал (собственные средства организаций и населения, бюджетные и внебюджетные средства, иностранные кредиты и средства иностранных инвесторов) также возрастут на указанную величину.

При наличии окупаемых кредитных проектов, обеспечении достаточной кредитоспособности предприятий и населения, запланированном притоке депозитов юридических и физических лиц требования банков к экономике увеличатся на 21 - 29 процентов (или на 13 - 18 процентов в реальном выражении). Это потенциально способствует достижению более высоких темпов экономического роста при условии существенного повышения эффективности работы всех отраслей экономики и органов государственного управления.

Приоритетными направлениями явятся кредитование банками экспортоориентированных организаций, организаций агропромышленного комплекса в рамках реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы, а также жилищного строительства.

Дальнейшее развитие получит потребительское кредитование.

Выдачи инвестиционных кредитов в 2006 году оцениваются в сумме 3,6 - 3,8 трлн. рублей и возрастут по сравнению с 2005 годом в сопоставимых ценах на 13 - 14 процентов, что соответствует прогнозируемым темпам роста инвестиций в основной капитал.

В этом случае объем долгосрочной задолженности по кредитам, выданным банками экономике, может увеличиться на 22 - 30 процентов, краткосрочной задолженности - на 20 - 28 процентов.

В 2006 году реализуются меры по обеспечению на общесистемном уровне показателей устойчивого функционирования банков, в том числе экономических нормативов безопасного и ликвидного функционирования.

К отдельным банкам, не соблюдающим нормативы, установленные Национальным банком (нормативы минимального размера собственных средств (капитала), предельного размера неденежной части уставного фонда, ликвидности, достаточности капитала, максимального размера риска, открытой валютной позиции, максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика), максимального размера привлеченных средств физических лиц и другие), будут применяться меры воздействия, предусмотренные законодательством.

Продолжится работа по снижению доли проблемных активов банков. Показателем, отражающим адекватную ситуацию на рынке банковских услуг и включающим в себя абсорбирование реальных кредитных рисков банковской системы, является доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, которая не должна превышать 4,5 процента. Доля проблемной задолженности в задолженности клиентов и банков по кредитным операциям не должна превысить 2,5 процента.

При этом поддержание качества кредитных портфелей банков в указанных пределах должно достигаться путем соблюдения субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами платежной дисциплины, существенного снижения количества убыточных субъектов хозяйствования, минимизации банками кредитных рисков посредством совершенствования кредитной политики на всех этапах кредитования (от выдачи до погашения).

Важнейшим критерием эффективности работы банков является их рентабельность. В 2006 году уровень рентабельности капитала может достичь не менее 11 процентов, рентабельности активов - не менее 1,8 процента.

31. Основу отношений Национального банка с банками, как и ранее, составит формирование нормативной базы, регламентирующей деятельность банков, усиление надзора и контроля за их функционированием, реализацию современных банковских операций и услуг, оказываемых населению.

В основу совершенствования принципов и инструментов банковского надзора закладывается приближение к международным стандартам, разрабатываемым Базельским комитетом по банковскому надзору и другими международными финансовыми институтами, последовательное внедрение и следование принципам и подходам к банковскому регулированию и надзору, проверенным мировой практикой.

Продолжится анализ разработанных банками систем по отслеживанию, оценке и ограничению рисков их деятельности.

Для повышения объективности оценки финансового положения банков и укрепления доверия организаций и населения к банковской системе в целом в 2006 году продолжится поэтапный переход банков на международные стандарты финансовой отчетности путем внедрения национальных стандартов финансовой отчетности для банковской системы страны и совершенствования методологического обеспечения бухгалтерского учета банковских операций в банках Республики Беларусь.



Глава 11

РАЗВИТИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ



32. Развитие национальной платежной системы в 2006 году предусматривается осуществлять по следующим важнейшим направлениям.

Обеспечение надежного и безопасного функционирования платежной системы государства, повышение ее эффективности в результате реализации таких мероприятий, как:

дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы национальной платежной системы;

продолжение работ по совершенствованию программно-технической инфраструктуры АС МБР в соответствии с мировыми тенденциями использования современных информационных технологий;

продолжение реализации мероприятий по повышению экономической и эксплуатационной эффективности системы межбанковских расчетов при минимизации всех видов рисков;

поддержание соответствия используемого в АС МБР программно-технического комплекса требованиям руководящих документов и стандартов Республики Беларусь и требованиям по недопущению несанкционированного доступа к АС МБР в целях хищения денежных средств;

поддержание параметра доступности клиентов к АС МБР не ниже 99 процентов;

продолжение работ по внедрению электронного документооборота и сокращению использования платежных инструкций на бумажном носителе;

разработка и внедрение форматов расчетных документов в целях обеспечения их автоматической обработки.

Разработка мероприятий по достижению полного соответствия национальной платежной системы Ключевым принципам для системно значимых платежных систем, разработанным Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (Базель, Швейцария), в соответствии с рекомендациями Всемирного банка и Международного валютного фонда (далее - МВФ).

Развитие системы безналичных расчетов по розничным платежам на основе электронных платежных инструментов и увеличение доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте за счет:

достижения согласованных темпов роста эмиссии электронных платежных инструментов, в том числе банковских пластиковых карточек, и развития технической инфраструктуры их применения;

выработки и проведения согласованной и экономически обоснованной процентной и тарифной политики, направленной на обеспечение сбалансированности экономических интересов всех участников в сфере безналичных расчетов по розничным платежам;

осуществления мероприятий по развитию национальной системы расчетов по розничным платежам.

33. Продолжатся работы по интегрированию платежной системы Республики Беларусь с платежной системой Российской Федерации.



Глава 12

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА



34. Развитие финансового рынка в 2006 году будет направлено на повышение эффективности и надежности его функционирования за счет:

расширения спектра выпускаемых финансовых инструментов (в первую очередь облигаций банков и производных финансовых инструментов);

повышения прозрачности деятельности участников финансового рынка и обеспечения защиты интересов инвесторов;

совершенствования инфраструктуры финансового рынка;

координации деятельности Правительства и Национального банка при выработке направлений дальнейшего развития финансового рынка, включая фондовый.

В 2006 году продолжится совершенствование финансового рынка при активном участии государства. Главная задача состоит в повышении эффективности и надежности механизма перераспределения средств, который предоставит возможность различным категориям заемщиков (как государству, так и реальному сектору экономики) получать необходимые денежные ресурсы, а инвесторам - ликвидные финансовые инструменты.

Основным сегментом финансового рынка Республики Беларусь в 2006 году останется рынок государственных ценных бумаг, имеющий развитую законодательную базу и организационную инфраструктуру, которые в совокупности с льготным налогообложением позволяют бюджету привлекать необходимые объемы денежных средств от различных категорий инвесторов.

Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг будет определяться потребностью бюджета в заемных средствах, а также оптимизацией структуры государственного долга в соответствии с рыночными условиями. При этом банки за счет покупки государственных ценных бумаг смогут профинансировать дефицит республиканского бюджета на сумму 0,35 - 0,45 трлн. рублей.

Национальный банк в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь продолжит осуществлять операции по обслуживанию государственного долга и при необходимости может выступать организатором первичного размещения государственных ценных бумаг и выполнять другие операции.

В целях обеспечения слаженности действий органов бюджетной и денежно-кредитной политики продолжится обмен информацией между Национальным банком и Министерством финансов о ситуации на финансовом рынке, совершаемых и планируемых операциях.

35. Интенсивный рост экономики требует значительного увеличения объемов и существенного улучшения качественных характеристик, дифференциации каналов финансирования.

В этой связи важнейшим направлением государственной политики в 2006 году должно стать создание условий для развития наряду с рынком государственного долга рынка корпоративных ценных бумаг.

Наибольший потенциал имеет широкое использование субъектами хозяйствования, в том числе и банками, облигационных займов. Решение вопросов, связанных с выпуском и обращением корпоративных облигаций, прежде всего в области налогообложения, способно значительно повысить мобильность финансовых ресурсов, снизить риск и на этой основе удешевить заимствование, а также увеличить его сроки. Особую значимость это имеет для наращивания инвестиционных программ в производственной сфере и кредитовании жилищного строительства.



Глава 13

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ



36. В 2006 году продолжится совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с экономическими условиями, международной практикой и стандартами.

В целях оптимизации режима валютного регулирования и валютного контроля и создания предпосылок для постепенной либерализации порядка осуществления валютных операций Национальный банк предпримет комплекс мер, направленных на:

повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля за наиболее значимыми валютными операциями, совершенствование системы учета и мониторинга валютных операций, связанных с движением капитала, для исключения возможностей невыполнения норм действующего в республике валютного законодательства;

упрощение административных процедур в области регистрации и лицензирования валютных операций;

конкретизацию функций банков как агентов валютного контроля, что будет способствовать повышению качества контроля за проводимыми валютными операциями, снижению затрат по его осуществлению;

совершенствование методики сбора статистической информации о валютных операциях в целях исключения дублирования поступающих данных.

37. В 2006 году продолжится работа по выработке единых принципов валютного регулирования и валютного контроля, направлений интеграции и унификации национальных валютных законодательств при подготовке соответствующих соглашений в рамках интеграционных процессов с Российской Федерацией, государствами - участниками Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства.



Глава 14

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО



38. Мероприятия по интеграции банковской системы Республики Беларусь с банковскими системами Российской Федерации и других государств СНГ намечено реализовать в рамках Межбанковского валютного совета, Совета руководителей центральных (национальных) банков государств - участников Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, Консультативного Совета Центральных банков Республики Беларусь и Украины, Межгосударственного валютного комитета СНГ, Совета Межгосударственного банка.

39. Основным направлением двустороннего сотрудничества с МВФ останется привлечение технической помощи по актуальным направлениям деятельности банковской системы, включая дальнейшее ее укрепление с учетом рекомендаций экспертов МВФ по Программе оценки финансового сектора; совершенствование денежно-кредитной политики, банковского надзора, системы сбора, составления и распространения статистической информации; переход на международные стандарты финансовой отчетности; проведение соответствующих мероприятий, направленных на противодействие финансированию терроризма и легализации доходов, полученных незаконным путем, которые входят в компетенцию Национального банка.

Продолжится работа по сближению экспертных оценок МВФ и белорусской стороны экономической ситуации в стране и прогнозов на перспективу.

40. Взаимоотношения с группой организаций Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития будут развиваться в рамках действующих стратегий сотрудничества с Республикой Беларусь в целях использования их финансовых ресурсов для нужд микро-, малого и среднего бизнеса страны.

Со странами - членами Всемирной торговой организации продолжится работа по сближению позиций заинтересованных сторон по доступу иностранных поставщиков банковских и финансовых услуг на рынок страны с учетом экономических интересов государства.

Двусторонние отношения с национальными (центральными) банками зарубежных государств сосредоточатся на обмене опытом по различным актуальным аспектам деятельности центральных банковских учреждений и организации научно-исследовательской работы.



Раздел V

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



41. В 2006 году сохранится стратегическая направленность денежно-кредитной политики, которая, являясь составной частью экономической политики государства, будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 году является обеспечение с помощью монетарных инструментов (наряду с мерами общей экономической политики Правительства Республики Беларусь) снижения инфляции.

Учитывая отсутствие прямого механизма воздействия на инфляцию с помощью инструментов денежно-кредитной политики, Национальный банк использует систему промежуточных целевых ориентиров, которые позволят обеспечить достижение конечной цели.

Первоочередное внимание при этом Национальный банк уделит промежуточному ориентиру - номинальному обменному курсу белорусского рубля.

В 2006 году на основе анализа развития макроэкономической ситуации Национальный банк осуществит таргетирование обменного курса белорусского рубля к российскому рублю в рамках горизонтального коридора.







Приложение

к Основным направлениям

денежно-кредитной политики

Республики Беларусь

на 2006 год



ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

И БАНКОВ НА 2006 ГОД



------------------------------------------------------+------------¬
¦                     Показатели                      ¦   Прогноз  ¦
¦                                                     ¦на 1 января ¦
¦                                                     ¦   2007 г.  ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Индекс потребительских цен, в процентах декабрь      ¦ 107 - 109  ¦
¦к декабрю                                            ¦            ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Изменение официального обменного курса по отношению  ¦плюс 2 -    ¦
¦к российскому рублю, в процентах                     ¦минус 2     ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Официальный обменный курс белорусского рубля к       ¦2100 - 2200 ¦
¦доллару США, рублей за 1 доллар США                  ¦            ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Прирост активной рублевой денежной массы (денежного  ¦  24 - 29   ¦
¦агрегата М1), в процентах                            ¦            ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Прирост рублевой денежной базы, в процентах          ¦  26 - 30   ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Прирост международных резервных активов Республики   ¦ 475 - 525  ¦
¦Беларусь, млн. долларов США                          ¦            ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Ставка рефинансирования, в процентах                 ¦   8 - 10   ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Прирост собственного капитала банков, в процентах    ¦  13 - 17   ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Доля проблемных активов банков в активах,            ¦не более 4,5¦
¦подверженных кредитному риску, в процентах           ¦            ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Доля проблемной задолженности в задолженности        ¦не более 2,5¦
¦клиентов и банков по кредитным операциям, в          ¦            ¦
¦процентах                                            ¦            ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Прирост требований банков к экономике, в процентах   ¦  21 - 29   ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Выдача банками долгосрочных (инвестиционных)         ¦ 3,6 - 3,8  ¦
¦кредитов экономике, трлн. рублей                     ¦            ¦
+-----------------------------------------------------+------------+
¦Среднегодовой параметр доступности клиентов к        ¦не ниже 99  ¦
¦автоматизированной системе межбанковских расчетов, в ¦            ¦
¦процентах от ее дневного фонда рабочего времени      ¦            ¦
¦-----------------------------------------------------+-------------


<<< Содержание >>>
 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.