Право Беларуси. Новости и документы


Кодекс Республики Беларусь от 20 декабря 2006 г. №194-З "Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях"

Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года

обновление


Стр. 10

     3. Понятой обязан:
     1)  сообщить  по требованию должностного лица органа,  ведущего
административный   процесс,  сведения  об   отношениях   с   лицами,
участвующими в административном процессе;
     2)  удостоверить  своей  подписью в  протоколе  процессуального
действия факт производства этого действия, его ход и результаты;
     3)   соблюдать   порядок   при   производстве   процессуального
действия;
     4)   подчиняться   законным  распоряжениям  должностного   лица
органа, ведущего административный процесс.
     4.   Понятой  может  быть  опрошен  в  качестве  свидетеля   об
обстоятельствах, связанных с производством процессуального действия,
в котором он участвовал.
                                  
                               ГЛАВА 5
 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАСТИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ
                              ПРОЦЕССЕ
                                  
   
   Статья 5.1. Основания для отвода судьи, должностного лица
             органа, ведущего административный процесс, секретаря
             судебного заседания (секретаря судебного заседания -
             помощника судьи)
             
     1.  Судья,  должностное лицо органа, ведущего  административный
процесс, подлежат отводу:
     1)  если  они  участвовали  ранее в этом  же  деле  в  качестве
потерпевшего  или  лица, в отношении которого велся административный
процесс,  представителя  или  законного представителя  потерпевшего,
законного   представителя   лица,   в   отношении   которого   велся
административный  процесс, а также защитника,  свидетеля,  эксперта,
специалиста, переводчика или понятого;
     2)  если  они  являются  родственниками потерпевшего,  лица,  в
отношении   которого  ведется  административный  процесс,   или   их
представителей;
     3)   если   имеются   иные  обстоятельства,  дающие   основания
полагать, что они лично (прямо или косвенно) заинтересованы в исходе
данного дела.
     2.  Основания для отвода, указанные в части 1 настоящей статьи,
распространяются  также на секретаря судебного заседания  (секретаря
судебного заседания - помощника судьи).
   
   Статья 5.2. Основания для отвода эксперта, специалиста,
             переводчика, понятого, представителя, защитника
             
     1.   Эксперт,   специалист,  переводчик,  понятой   не   вправе
участвовать  в  административном процессе при наличии обстоятельств,
установленных частью 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса, а также  ввиду
служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, заинтересованных
в исходе дела.
     2.  Эксперт,  специалист, переводчик подлежат  отводу  также  в
случае обнаружения их некомпетентности.
     3.  Не  является основанием для отвода эксперта его  участие  в
данном деле в качестве специалиста.
     4.  Представитель,  защитник подлежат отводу,  если  ранее  они
участвовали в этом же деле в качестве иных участников процесса.
   
   Статья 5.3. Порядок заявления самоотвода и отвода
             
     1. При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 5.1  и
статье  5.2  настоящего  Кодекса, судья,  должностное  лицо  органа,
ведущего  административный  процесс, секретарь  судебного  заседания
(секретарь   судебного   заседания  -  помощник   судьи),   эксперт,
специалист,  переводчик,  понятой, представитель,  защитник  обязаны
устраниться   от   участия  в  административном   процессе,   заявив
самоотвод.  Если они не заявили самоотвод, им по тем  же  основаниям
может  быть  заявлен  отвод  другими  участниками  административного
процесса, защищающими свои или представляемые права и интересы.
     2.  Самоотвод  и отвод должны быть мотивированы и  заявлены  до
принятия решения по делу об административном правонарушении.
   
   Статья 5.4. Порядок разрешения самоотвода и отвода
             
     1.  В  случае заявления отвода судье, должностному лицу органа,
ведущего  административный  процесс, секретарю  судебного  заседания
(секретарю   судебного  заседания  -  помощнику  судьи),   эксперту,
специалисту,  переводчику  или  понятому  судья,  должностное   лицо
органа,   ведущего  административный  процесс,  обязаны   немедленно
разрешить его в соответствии с настоящим Кодексом.
     2.  Вопрос о самоотводе или отводе судьи, рассматривающего дело
об  административном  правонарушении, секретаря судебного  заседания
(секретаря   судебного  заседания  -  помощника  судьи)  разрешается
судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении.
     3.  Вопрос  об  отводе эксперта, специалиста,  переводчика  или
понятого  разрешается  судьей, должностным  лицом  органа,  ведущего
административный процесс.
     4.   Вопрос  об  отводе  должностного  лица  органа,   ведущего
административный процесс, разрешается вышестоящим должностным  лицом
или вышестоящим государственным органом.
     5.  По  результатам  рассмотрения вопроса об  отводе  выносится
постановление об удовлетворении заявления об отводе либо об отказе в
его удовлетворении.
                                  
                               ГЛАВА 6
      ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
                                  
   
   Статья 6.1. Доказывание
             
     1.   Доказывание  состоит  в  собирании,  проверке   и   оценке
доказательств  в целях установления обстоятельств, имеющих  значение
для  законного,  обоснованного и справедливого  разрешения  дела  об
административном правонарушении.
     2.    Обязанность    доказывания    наличия    оснований    для
административной  ответственности, вины лица, в  отношении  которого
ведется  административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение
для  дела  об  административном правонарушении, лежит на должностном
лице органа, ведущего административный процесс.
   
   Статья 6.2. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об
             административном правонарушении
             
     1.   По   делу  об  административном  правонарушении   подлежат
доказыванию:
     1)   наличие   деяния,  предусмотренного  Кодексом   Республики
Беларусь об административных правонарушениях (время, место, способ и
другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
     2)  виновность  физического лица в совершении административного
правонарушения;
     3)   виновность  юридического  лица  в  случае,  когда  статьей
Особенной  части  Кодекса  Республики Беларусь  об  административных
правонарушениях предусмотрена ответственность юридического лица;
     4)  характер  и  размер  вреда,  причиненного  административным
правонарушением,  а также иные обстоятельства,  влияющие  на  вид  и
размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее
административное правонарушение;
     5)   иные   обстоятельства,  имеющие  значение   для   принятия
правильного решения по делу об административном правонарушении.
     2.  По  делу  об  административном правонарушении,  совершенном
несовершеннолетним,  кроме  того,  подлежат  установлению  следующие
обстоятельства:
     1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);
     2)   наличие  совершеннолетних  соучастников  административного
правонарушения.
   
   Статья 6.3. Доказательства
             
     1.   Доказательствами   являются  любые   фактические   данные,
полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд,
орган,  ведущий административный процесс, устанавливают наличие  или
отсутствие    административного   правонарушения,   предусмотренного
Кодексом  Республики  Беларусь об административных  правонарушениях,
виновность  или  невиновность лица, привлекаемого к административной
ответственности,  и  иные  обстоятельства,  имеющие   значение   для
принятия правильного решения по делу.
     2.  К  источникам  доказательств относятся объяснения  лица,  в
отношении  которого ведется административный процесс,  потерпевшего,
свидетеля,   заключение   эксперта,   вещественное   доказательство,
протокол     об     административном    правонарушении,     протокол
процессуального  действия,  документ и другой  носитель  информации,
полученные в порядке, установленном настоящим Кодексом.
   
   Статья 6.4. Объяснение лица, в отношении которого ведется
             административный процесс
             
     1.    Объяснение    лица,   в   отношении   которого    ведется
административный  процесс,  - сведения об  обстоятельствах,  имеющих
значение  для  дела  об административном правонарушении,  сообщенные
этим  лицом  при  опросе, в том числе при составлении  протокола  об
административном  правонарушении,  а  также  при  производстве  иных
процессуальных действий с его участием.
     2.   Лицо,   в   отношении  которого  ведется  административный
процесс,   вправе  давать  объяснения  по  поводу  административного
правонарушения,  иных известных ему обстоятельств, имеющих  значение
для дела, и имеющихся в деле доказательств.
   
   Статья 6.5. Объяснение потерпевшего
             
     1.  Объяснение  потерпевшего  -  сведения  об  обстоятельствах,
имеющих   значение  для  дела  об  административном  правонарушении,
сообщенные потерпевшим при его опросе, а также при производстве иных
процессуальных действий с его участием.
     2.  Потерпевший  может  быть опрошен о  любых  обстоятельствах,
подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а
также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется
административный   процесс.   Не  могут   служить   доказательствами
сведения, сообщаемые потерпевшим, если он не может указать  источник
своей осведомленности.
   
   Статья 6.6. Объяснение свидетеля
             
     1.  Объяснение свидетеля - сведения об обстоятельствах, имеющих
значение  для  дела  об административном правонарушении,  сообщенные
свидетелем   при   его  опросе,  а  также  при   производстве   иных
процессуальных действий с его участием.
     2.  Свидетель  может  быть  опрошен  о  любых  обстоятельствах,
подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а
также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется
административный процесс, потерпевшим, другими свидетелями. Не могут
служить доказательствами сведения, сообщаемые свидетелем, если он не
может указать источник своей осведомленности.
   
   Статья 6.7. Заключение эксперта
             
     1.    Заключение    эксперта    -   процессуальный    документ,
удостоверяющий   факт,  ход  и  результаты  исследования   экспертом
материалов,  представленных судом, органом, ведущим административный
процесс,   и  содержащий  выводы  по  поставленным  перед  экспертом
вопросам,  основанные  на  специальных знаниях  эксперта  в  области
науки, техники, искусства, ремесла и иных сферах деятельности.
     2.  Заключение  эксперта  не является  обязательным  для  суда,
органа,  ведущего  административный  процесс,  однако  несогласие  с
заключением эксперта должно быть ими мотивировано.
   
   Статья 6.8. Вещественные доказательства
             
     Вещественными   доказательствами   признаются    предмет    или
документ,   которые  служили  орудиями  или  средствами   совершения
административного  правонарушения,  или  сохранили  на  себе   следы
административного правонарушения, или были предметами противоправных
действий,  а  также  вещи или иные ценности, добытые  противоправным
путем,  и  все  другие предметы и документы, которые  могут  служить
средствами   для   обнаружения   административного   правонарушения,
установления    лиц,   виновных   в   совершении   административного
правонарушения, и иных обстоятельств, имеющих значение для  принятия
правильного решения по делу об административном правонарушении.
   
   Статья 6.9. Хранение вещественных доказательств
             
     1.  Вещественное доказательство должно быть подробно описано  в
протоколе   об  административном  правонарушении  или  в   протоколе
процессуального действия и по возможности сфотографировано.
     2.  Вещественное доказательство должно храниться  при  деле  об
административном правонарушении и передаваться вместе с ним. Если те
или  иные  предметы в силу их громоздкости или иных причин не  могут
храниться  при деле об административном правонарушении,  они  должны
быть  сфотографированы,  опечатаны и храниться  в  месте,  указанном
судом, органом, ведущим административный процесс. К делу может  быть
приобщен  образец  вещественного доказательства. О месте  нахождения
вещественного  доказательства  в деле  должна  быть  соответствующая
справка.
     3.   Вещественное   доказательство   хранится   до   вступления
постановления по делу об административном правонарушении в  законную
силу или до истечения срока на обжалование постановления по делу.  В
случаях,  когда  спор  о  праве  на предмет  или  документ  подлежит
разрешению     в    порядке    гражданского    или    хозяйственного
судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления
в законную силу решения суда.
     4.   Вещественное  доказательство  может  быть  возвращено  его
владельцу  и  до  истечения сроков, указанных в  части  3  настоящей
статьи, если это возможно без ущерба для административного процесса.
     5.  Вещественное доказательство, подвергающееся быстрой  порче,
если   оно   не   может   быть  возвращено  владельцу,   сдается   в
соответствующую  организацию  для реализации  или  использования  по
назначению, а в случае неприменения конфискации возмещение  выдается
владельцу  предметами того же рода и качества или выплачивается  его
стоимость.
   
   Статья 6.10. Протокол процессуального действия
             
     Протокол  процессуального  действия  -  документ,  составленный
должностным  лицом  органа,  ведущего  административный  процесс,  в
порядке,    установленном    настоящим   Кодексом,    удостоверяющий
обстоятельства     и    факты,    установленные     при     осмотре,
освидетельствовании, административном задержании,  изъятии  вещей  и
документов,  а  также составленные в установленном порядке  протокол
опроса,   протокол   судебного  заседания  или  протокол   заседания
коллегиального органа.
   
   Статья 6.11. Иные документы и другие носители информации
             
     1.  Иные  документы признаются источниками доказательств,  если
сведения,  изложенные  в  них,  удостоверены  физическим  лицом  или
должностным  лицом юридического лица и имеют значение  для  принятия
решения  по  делу об административном правонарушении.  Акт  проверки
(ревизии)  признается источником доказательств, если он составлен  в
соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
     2.  К  другим носителям информации относятся материалы фото-  и
киносъемки, звуко- и видеозаписи, носители компьютерной информации и
иные    носители    информации,   полученные,   истребованные    или
предоставленные в порядке, установленном настоящим Кодексом.
     3.  Иные  документы и другие носители информации приобщаются  к
делу об административном правонарушении и остаются при нем в течение
всего срока хранения. В случаях, когда изъятые и приобщенные к  делу
иные  документы и другие носители информации требуются для  текущего
учета,   отчетности  и  иных  правомерных  целей,  они  могут   быть
возвращены  законному  владельцу  или  предоставлены  во   временное
пользование,  если  это  возможно без ущерба  для  административного
процесса.  При  этом  в  деле  остаются  копии  таких  документов  и
носителей информации.
     4.   В   случаях,  когда  иные  документы  и  другие   носители
информации  обладают признаками, указанными в статье 6.8  настоящего
Кодекса, они признаются вещественными доказательствами.
   
   Статья 6.12. Собирание доказательств
             
     1.   Собирание   доказательств  в   административном   процессе
производится  путем  опросов,  осмотров,  производства  экспертиз  и
других процессуальных действий, установленных настоящим Кодексом.
     2.  Судья,  должностное лицо органа, ведущего  административный
процесс, имеют право:
     1)  вызывать в порядке, установленном настоящим Кодексом, любое
лицо для опроса или дачи заключения в качестве эксперта;
     2)   производить  осмотры  и  другие  установленные   настоящим
Кодексом процессуальные действия;
     3)  требовать  от  физических и юридических  лиц  представления
предметов, документов, в том числе информации, имеющих значение  для
дела;
     4)  требовать  проведения ревизий и проверок от соответствующих
органов и должностных лиц.
     3.  Защитник, представитель лица, в отношении которого  ведется
административный  процесс, участвующие в административном  процессе,
имеют право:
     1)   представлять  доказательства  и  собирать   путем   опроса
физических  лиц  сведения,  необходимые  для  защиты  прав  лица,  в
отношении которого ведется административный процесс, и оказания  ему
юридической помощи;
     2)  запрашивать справки, характеристики и иные документы или их
копии;
     3)  запрашивать  с согласия лица, в отношении которого  ведется
административный процесс, мнения специалистов по вопросам, требующим
специальных  знаний  и возникающим в связи с осуществлением  защиты.
При  этом защитник, представитель лица, в отношении которого ведется
административный процесс, не вправе оказывать незаконное воздействие
на   лиц   при   получении   сведений   в   интересах   защищаемого,
представляемого им лица.
     4.  Доказательства могут быть представлены лицом,  в  отношении
которого   ведется  административный  процесс,  потерпевшим,   любым
физическим и юридическим лицом и их представителями.
   


 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.