Право Беларуси. Новости и документы


Кодекс Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г. №194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях"

Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года

обновление


Стр. 8

        
     
     14)  за  нарушение  порядка  вскрытия  воинских  захоронений  и
проведения поисковых работ (статья 19.7);
     
     15)    за    незаконные   действия   в   отношении    газового,
пневматического или метательного оружия (статья 23.46);
     
     16)   за  незаконные  действия  в  отношении  холодного  оружия
(статья 23.47).
     
     3.  Не  подлежит  административной  ответственности  физическое
лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй
настоящей  статьи, если будет установлено, что вследствие отставания
в  умственном  развитии,  не связанного с психическим  расстройством
(заболеванием),  оно  во время совершения деяния  было  не  способно
сознавать его фактический характер или противоправность.
     
     Статья 4.4. Невменяемость
     
     Не  подлежит административной ответственности физическое  лицо,
которое   во   время  совершения  деяния  находилось   в   состоянии
невменяемости,  то  есть не могло сознавать фактический  характер  и
противоправность  своего действия (бездействия)  или  руководить  им
вследствие  хронического  или временного психического  расстройства,
слабоумия или иного психического заболевания.
     
     Статья 4.5. Деяния, влекущие административную ответственность
                 по требованию
     
     Деяния, содержащие признаки административных правонарушений:
     
     1) умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);
     
     2) клевета (статья 9.2);
     
     3) оскорбление (статья 9.3);
     
     4) отказ в предоставлении гражданину информации (статья 9.6);
     
     5) присвоение найденного имущества (статья 10.6);
     
     6) причинение имущественного ущерба (статья 10.7);
     
     7)  уничтожение  или  повреждение  посевов,  собранного  урожая
сельскохозяйственных культур или насаждений (статья 10.8);
     
     8)  умышленные  уничтожение    либо    повреждение    имущества
(статья 10.9);
     
     9) разглашение коммерческой или иной тайны (статья 22.13), -
     влекут   административную  ответственность  лишь  при   наличии
выраженного  в  установленном Процессуально-исполнительным  кодексом
Республики  Беларусь  об  административных  правонарушениях  порядке
требования потерпевшего либо законного представителя привлечь  лицо,
совершившее   административное  правонарушение,  к  административной
ответственности.
     
     Статья 4.6. Ответственность несовершеннолетних
     
     1.   Административная   ответственность  несовершеннолетних   в
возрасте   от   четырнадцати   до  восемнадцати   лет,   совершивших
административные   правонарушения,  наступает   в   соответствии   с
настоящим Кодексом.
     
     2.   На  несовершеннолетних  в  возрасте  от  четырнадцати   до
восемнадцати  лет не может налагаться административное  взыскание  в
виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от
четырнадцати   до   шестнадцати  лет  не  могут   налагаться   также
административные  взыскания в виде штрафа (за  исключением  случаев,
когда  они  имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный
доход) или исправительных работ.
     
     3.   На  несовершеннолетних  в  возрасте  от  четырнадцати   до
восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в  виде
предупреждения независимо от того, предусмотрено ли  оно  в  санкции
статьи Особенной части настоящего Кодекса.
     
     Статья 4.7. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на
                 которых распространяется действие дисциплинарных
                 уставов или специальных положений о дисциплине
     
     1. Лица, на которых распространяется статус военнослужащего,  а
также  лица  начальствующего и рядового состава  органов  внутренних
дел,  органов  финансовых расследований, органов и подразделений  по
чрезвычайным   ситуациям   несут   ответственность   за   совершение
административных  правонарушений на общих  основаниях.  К  указанным
лицам  не  могут  быть применены административные взыскания  в  виде
исправительных   работ   или   административного   ареста,    а    к
военнослужащим срочной военной службы - и штраф. 
         
        
     
     2.  Физические  лица, кроме указанных в части первой  настоящей
статьи,  на которых распространяется действие дисциплинарных уставов
или    специальных   положений   о   дисциплине,    за    совершение
административных      правонарушений     несут      административную
ответственность на общих основаниях.
     
     Статья 4.8. Ответственность индивидуального предпринимателя и
                 юридического лица
     
     1.  Физическое  лицо подлежит административной  ответственности
как     индивидуальный     предприниматель,     если     совершенное
административное   правонарушение  связано   с   осуществляемой   им
предпринимательской  деятельностью  и  прямо  предусмотрено  статьей
Особенной  части  настоящего  Кодекса.  В  этом  случае  привлечение
индивидуального  предпринимателя к административной  ответственности
исключает    наложение   на   него   административного    взыскания,
предусмотренного  той же статьей Особенной части настоящего  Кодекса
для физического лица.
     
     2.  Юридическое  лицо  может  нести ответственность  только  за
административные  правонарушения,  прямо  предусмотренные   статьями
Особенной части настоящего Кодекса.
     
     3.  При  слиянии  нескольких юридических лиц к административной
ответственности   за  совершение  административного   правонарушения
привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
     
     4.  При  присоединении юридического лица к другому юридическому
лицу    к    административной    ответственности    за    совершение
административного    правонарушения   привлекается    присоединившее
юридическое лицо.
     
     5.  При  разделении  юридического лица  или  при  выделении  из
состава  юридического лица одного или нескольких юридических  лиц  к
административной  ответственности  за  совершение  административного
правонарушения  привлекается  то  юридическое  лицо,  к  которому  в
соответствии  с разделительным балансом перешли права и  обязанности
по  заключенным  сделкам  или имуществу, в  связи  с  которыми  было
совершено административное правонарушение.
     
     6.   При   преобразовании  юридического  лица  одного  вида   в
юридическое лицо другого вида к административной ответственности  за
совершение   административного  правонарушения  привлекается   вновь
возникшее юридическое лицо.
     
     7.  Наложение  административного взыскания на юридическое  лицо
не   освобождает  от  административной  ответственности  за   данное
правонарушение  виновное должностное лицо юридического  лица,  равно
как  и  привлечение к административной ответственности  должностного
лица   юридического   лица   не  освобождает   от   административной
ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. 
         
        
     
                               Глава 5
            ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИЗНАНИЕ ДЕЯНИЯ
                  АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ
     
     Статья 5.1. Необходимая оборона
     
     1.   Каждое   физическое  лицо  имеет  право   на   защиту   от
противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо
от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью  к
другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам.
     2.   Не  является  административным  правонарушением  действие,
совершенное  в  состоянии необходимой обороны, то  есть  при  защите
жизни,  здоровья, прав обороняющегося или другого физического  лица,
интересов   общества,   государства   или   юридического   лица   от
противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.
     
     Статья 5.2. Причинение вреда при задержании физического лица,
                 совершившего преступление или административное
                 правонарушение
     
     Не  является административным правонарушением причинение  вреда
физическому  лицу,  совершившему преступление  или  административное
правонарушение,  при  его  задержании  для  передачи  уполномоченным
государственным органам и пресечения возможности совершения им новых
преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается
или  может  скрыться  от органа уголовного преследования,  суда  или
органа,  ведущего  административный процесс, если  иными  средствами
задержать такое лицо не представлялось возможным.
     
     Статья 5.3. Крайняя необходимость
     
     1.   Не  является  административным  правонарушением  действие,
совершенное   в  состоянии  крайней  необходимости,  то   есть   для
предотвращения или устранения опасности, непосредственно  угрожающей
личности,  правам и законным интересам данного лица или других  лиц,
интересам  общества или государства, если эта опасность  при  данных
обстоятельствах  не могла быть устранена другими средствами  и  если
причиненный    вред    не   является   более    значительным,    чем
предотвращенный.
     
     2.  Состояние крайней необходимости признается также в  случае,
если  действия,  совершенные  с целью предотвращения  опасности,  не
достигли  своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического
лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.
     
     Статья 5.4. Обоснованный риск
     
     1.  Не  является  административным  правонарушением  причинение
вреда   охраняемым   настоящим  Кодексом  законным   интересам   при
обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.
     
     2.   Риск  признается  обоснованным,  если  совершенное  деяние
соответствует  современным научно-техническим  знаниям  и  опыту,  а
поставленная  цель не могла быть достигнута не связанными  с  риском
действиями  и  физическое  или юридическое лицо,  допустившее  риск,
предприняло   все   возможные   меры  для   предотвращения   вредных
последствий.
     
                             РАЗДЕЛ ІІІ
                     АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
                                  
                               Глава 6
           ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
     
     Статья 6.1. Понятие и цели административного взыскания
     
     1.  Административное взыскание является мерой  административной
ответственности.
     
     2.  Административное взыскание, налагаемое на физическое  лицо,
применяется   в  целях  воспитания  физического  лица,  совершившего
административное  правонарушение, а также предупреждения  совершения
новых  правонарушений как самим физическим лицом, совершившим  такое
правонарушение, так и другими физическими лицами.
     
     3.  Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо,
применяется в целях предупреждения совершения новых административных
правонарушений.
     
     4.     Применение    административного    взыскания    призвано
способствовать  восстановлению справедливости и является  основанием
для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в
порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
     
     Статья 6.2. Виды административных взысканий
     
     1.  За  совершение административных правонарушений  применяются
следующие виды административных взысканий:
     
     1) предупреждение;
     
     2) штраф;
     
     3) исправительные работы;
     
     4) административный арест;
     
     5) лишение специального права;
     
     6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
     
     7) конфискация;
     
     8) депортация;
     
     9)     взыскание     стоимости    предмета    административного
правонарушения.
     
     2.  В  отношении  юридических лиц применяются  административные
взыскания,  указанные  в пунктах 2, 6, 7, 9 части  первой  настоящей
статьи.
     
     3.  Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7,
9 части первой настоящей статьи, налагаются только судом. 
         
        
     
     Статья 6.3. Основные и дополнительные административные
                 взыскания
     
     1.    Предупреждение,    штраф,   исправительные    работы    и
административный    арест   применяются   в    качестве    основного
административного взыскания.
     
     2.   Лишение   специального  права,  лишение  права  заниматься
определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как
в   качестве  основного,  так  и  дополнительного  административного
взыскания.
     
     3.  Конфискация, взыскание стоимости предмета административного
правонарушения     применяются    в     качестве     дополнительного
административного взыскания.
     
     4.  За одно административное правонарушение могут быть наложены
основное  либо основное и дополнительные административные  взыскания
из  числа  указанных  в  санкции статьи Особенной  части  настоящего
Кодекса.
     
     5.  Дополнительные  административные  взыскания  применяются  в
случаях,   предусмотренных  статьями  Особенной   части   настоящего
Кодекса.
     
     Статья 6.4. Предупреждение
     
     Предупреждение    состоит    в    письменном    предостережении
физического лица о недопустимости противоправного поведения.
     
     Статья 6.5. Штраф
     
     1.   Штраф   является  денежным  взысканием,  размер   которого
определяется    исходя    из    базовой   величины,    установленной
законодательством    Республики   Беларусь   на    день    вынесения
постановления о наложении административного взыскания, а в  случаях,
предусмотренных  статьями Особенной части настоящего  Кодекса,  -  в
процентном  либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного
административного  правонарушения,  сумме  ущерба,  сделки  либо   к
доходу,  полученному  в  результате сделки,  либо  в  эквиваленте  к
иностранной валюте.
     2.  Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое  лицо,
не  может  быть  менее  одной десятой базовой величины.  Минимальный
размер  штрафа,  налагаемого на индивидуального предпринимателя,  не
может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - менее
десяти  базовых  величин.  Штраф за административные  правонарушения
против  порядка  налогообложения, а  также  предусмотренные  статьей
23.74    настоящего    Кодекса,   налагаемый   на    индивидуального
предпринимателя  или  юридическое  лицо,  может  быть  установлен  в
меньшем  размере,  но  не  может быть менее  одной  десятой  базовой
величины  для  индивидуального предпринимателя, менее  пяти  десятых
базовой величины для юридического лица. 
         
        
     
     


 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.