![]() |
|
|
|
|
|
Кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. №420-З "Лесной кодекс Республики Беларусь"Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года Стр. 4
Статья 14. Участие граждан, общественных объединений и органов
территориального общественного самоуправления в
рассмотрениивопросов, связанных с использованием,
охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством
лесов
Граждане, общественные объединения и органы территориального
общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении
затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием,
использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством
лесов, через местные референдумы, собрания и иные формы прямого
участия в государственных и общественных делах. Органы
государственного управления должны предоставлять необходимые
сведения по этим вопросам и способствовать проведению таких
референдумов и собраний в соответствии с законодательными актами
Республики Беларусь.
Граждане, общественные объединения и органы территориального
общественного самоуправления проводят работу по пропаганде и
воспитанию у граждан бережного отношения к природе, недопущению
уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев либо саженцев в
лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного
происхождения и самосева на площадях, предназначенных под
лесовосстановление, уничтожения и повреждения отграничительных,
лесоустроительных и других знаков на землях лесного фонда.
Граждане, общественные объединения и органы территориального
общественного самоуправления оказывают содействие органам
государственного управления лесным хозяйством, местным Советам
депутатов, исполнительным и распорядительным органам в проведении
мероприятий по рациональному использованию, охране, защите лесного
фонда и воспроизводству лесов, участвуют в проведении работ по
приведению лесов в надлежащее санитарное состояние, а также в
предотвращении и при необходимости тушении лесных пожаров.
Статья 15. Школьные лесничества
Школьные лесничества создаются в целях воспитания у учащихся
любви и бережного отношения к природе, расширения и углубления
знаний в области ботаники, биологии и других естественных наук.
Школьные лесничества оказывают помощь юридическим лицам,
ведущим лесное хозяйство, в проведении мероприятий по охране лесов,
участвуют в посадке и посеве леса, выращивании посадочного
материала, сборе лекарственного растительного сырья, грибов, ягод,
семян древесных и кустарниковых пород, охране и подкормке диких
зверей и птиц и т.п.
Положение о школьных лесничествах утверждается специально
уполномоченным республиканским органом государственного управления в
области использования, охраны, защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов по согласованию с Министерством образования
Республики Беларусь.
РАЗДЕЛ II
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ГЛАВА 4
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 16. Деление лесов на группы и категории защитности
В соответствии с экономическим, экологическим и социальным
значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми им
функциями производятся деление лесного фонда по группам лесов и
разграничение лесов первой группы по категориям защитности.
В лесном фонде выделяются леса первой и второй группы.
К первой группе лесов относятся:
леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях
(заповедники, национальные парки, заказники республиканского
значения, памятники природы республиканского значения);
леса особо ценных участков лесного фонда, имеющие
генетическое, научное и историко-культурное значение;
водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах
водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных
объектов);
защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов
вдоль железных дорог и республиканских автомобильных дорог);
санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские
леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и
промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей
зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны
источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов
(курортные леса).
Леса первой группы распределяются на следующие категории
защитности:
леса заповедников;
леса национальных парков;
леса заказников республиканского значения;
леса памятников природы республиканского значения;
леса генетических резерватов, научного и историко-культурного
значения;
городские леса;
леса лесопарковых частей зеленых зон вокруг городов и других
населенных пунктов;
леса лесохозяйственных частей зеленых зон вокруг городов и
других населенных пунктов;
леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников
водоснабжения;
леса первой и второй зон округов санитарной охраны курортов;
леса третьей зоны округов санитарной охраны курортов;
противоэрозионные леса;
защитные полосы лесов вдоль железнодорожных линий шириной до
500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути;
защитные полосы лесов вдоль республиканских автомобильных
дорог шириной до 250 метров в обе стороны от оси дороги;
запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и
других водных объектов.
Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую
группу (эксплуатационные леса).
В лесах первой и второй группы могут быть выделены особо
защитные участки (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов,
прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и
распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких
животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса
по границе населенных пунктов и др.).
Статья 17. Отнесение лесов к группам и категориям защитности и
выделение особо защитных участков леса
Отнесение лесов к группам и категориям защитности, перевод их
из одной группы или категории защитности в другую, выделение особо
защитных участков леса производятся на основании материалов
лесоустройства или специальных научных исследований, а также исходя
из выполняемых ими функций, местоположения лесов и эколого-
экономического обоснования.
Распределение лесов на группы и категории защитности, перевод
их из одной группы в другую осуществляются Советом Министров
Республики Беларусь в порядке, установленном Президентом Республики
Беларусь.
Перевод лесов из одной категории защитности в другую, а также
выделение особо защитных участков леса осуществляются Советом
Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и
распорядительными органами в порядке, установленном Президентом
Республики Беларусь.
Перевод лесов из одной группы в другую и отнесение их к
категории защитности в связи со строительством крупных хозяйственных
объектов осуществляются до начала строительства объекта.
При отнесении лесов к соответствующей группе и категории
защитности одновременно определяются границы участков лесного фонда
по каждой группе лесов и категории защитности.
В зависимости от группы и категории защитности лесов
устанавливается порядок ведения лесного хозяйства и пользования
участками лесного фонда.
Статья 18. Определение возраста рубок леса
Возраст рубок леса определяется исходя из основного целевого
назначения лесов и выполняемых ими экономических, средообразующих,
водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и
иных функций, продуктивности лесных насаждений и биологических
особенностей древесных пород.
Определение возраста рубок леса проводится специально
уполномоченным республиканским органом государственного управления в
области использования, охраны, защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основе
материалов лесоустройства или по результатам научных исследований, а
утверждение возраста рубок леса производится Правительством
Республики Беларусь.
Статья 19. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения
Расчетная лесосека определяется по рубкам главного пользования
при лесоустройстве по каждому юридическому лицу, ведущему лесное
хозяйство, раздельно по группам пород (хвойным, мягколиственным и
твердолиственным) в пределах групп и категорий защитности лесов и
устанавливается по республике, области как сумма расчетных лесосек
по каждому юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство.
Расчетная лесосека по рубкам главного пользования утверждается
специально уполномоченным республиканским органом государственного
управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Расчетная
лесосека по рубкам главного пользования вводится в действие с 1
января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.
При изменении границ участков лесного фонда, переданных
юридическим лицам для ведения лесного хозяйства, возраста рубок,
переводе лесов из одной группы лесов и категории защитности в другую
и иных изменениях расчетная лесосека по рубкам главного пользования
может определяться заново и переутверждаться в порядке,
предусмотренном частью второй настоящей статьи.
ГЛАВА 5
ВЕДЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 20. Основные требования, предъявляемые к ведению
лесного хозяйства
Лесохозяйственные мероприятия и лесные пользования должны
осуществляться способами, не наносящими вреда окружающей среде,
растительному и животному миру, здоровью человека.
Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных,
санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных
свойств лесов в интересах охраны здоровья человека и улучшения
состояния окружающей среды;
многоцелевое, научно обоснованное, непрерывное,
неистощительное и рациональное пользование лесом для удовлетворения
потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в
древесине, другой лесной продукции и природных полезных свойствах
леса;
воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов,
повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;
рациональное использование земель лесного фонда;
повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе
единой технической политики, использования достижений науки, техники
и передового опыта;
сохранение генофонда, биологического и ландшафтного
разнообразия лесов;
сохранение объектов историко-культурного и природного
наследия.
Статья 21. Право ведения лесного хозяйства
В целях рационального использования, охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства лесов лесной фонд передается для ведения
лесного хозяйства лесхозам специально уполномоченного
республиканского органа государственного управления в области
использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов,
лесхозам и лесничествам Министерства обороны Республики Беларусь,
экспериментальным лесным базам Национальной академии наук Беларуси,
учебно-опытным лесхозам Министерства образования Республики
Беларусь, государственным природоохранным учреждениям,
осуществляющим управление заповедниками и национальными парками,
лесохозяйственным организациям Управления делами Президента
Республики Беларусь, организациям городских (городов областного
подчинения и города Минска) исполнительных и распорядительных
органов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового
хозяйства (далее - юридические лица, ведущие лесное хозяйство).
Решения о передаче лесного фонда или отдельных его участков
для ведения лесного хозяйства и об их изъятии принимаются
Правительством Республики Беларусь.
Статья 22. Права юридических лиц, ведущих лесное хозяйство
Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, имеют право:
предоставлять участки лесного фонда в пользование в
соответствии с проектом организации и развития лесного хозяйства в
случаях, предусмотренных частью девятой статьи 41 настоящего
Кодекса;
ежегодно отводить лесосеки и выдавать лесорубочные билеты,
ордера и лесные билеты;
контролировать проведение работ, выполняемых
лесопользователями, а также работ, не связанных с осуществлением
лесопользования;
привлекать в соответствии с решениями местных исполнительных и
распорядительных органов специализированные службы,
лесопользователей и граждан для тушения лесных пожаров, ликвидации
последствий стихийных бедствий;
обращаться в суд с исками о возмещении виновными лицами вреда,
причиненного лесам, взыскании неустоек и штрафов за нарушение
лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню и других
нарушениях лесного законодательства;
осуществлять лесопользование в соответствии с требованиями
настоящего Кодекса.
Нормативными правовыми актами Республики Беларусь могут быть
предусмотрены и другие права для юридических лиц, ведущих лесное
хозяйство.
Статья 23. Обязанности юридических лиц, ведущих лесное хозяйство
Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны:
передавать в натуре участки лесного фонда для осуществления
лесопользования в соответствии с решениями органов государственного
управления о предоставлении в пользование участков лесного фонда, в
компетенцию которых входит принятие таких решений;
осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции,
лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, а
также другие работы по улучшению породного состава лесов, повышению
их продуктивности и защитных свойств. При этом должны обеспечиваться
в первую очередь сохранность и своевременное воспроизводство ценных
древесных пород (дуба, ясеня, клена, карельской березы и др.);
обеспечивать использование по целевому назначению земель
лесного фонда, проводить работы по повышению плодородия почв,
предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания,
засоления и других негативных процессов;
принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию
новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточно увлажненных
участков земель лесного фонда;
обеспечивать ведение учета лесного фонда;
обеспечивать сохранение средообразующих, водоохранных,
защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций
лесов;
обеспечивать сохранение биологического и ландшафтного
разнообразия, генофонда лесов, объектов историко-культурного и
природного наследия;
проводить рубки промежуточного пользования и прочие рубки;
проводить противопожарное и санитарное благоустройство лесов,
принимать меры по предотвращению и пресечению нарушений правил
пожарной безопасности в лесах, профилактике и своевременному
выявлению и тушению лесных пожаров, защите леса от вредителей и
болезней и борьбе с ними;
обеспечивать содержание в надлежащем состоянии участков
|
|
Партнеры
|
|
