![]() |
|
|
|
|
|
Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. №218-З "Гражданский кодекс Республики Беларусь"Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года Стр. 11
ликвидировано по решению Правительства Республики Беларусь.
§ 4-1. Крестьянские (фермерские) хозяйства
Статья 115-1. Крестьянское (фермерское) хозяйство
1. Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая
организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи),
внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления
предпринимательской деятельности по производству
сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению,
транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом
участии и использовании земельного участка, предоставленного для
этих целей в соответствии с законодательством об охране и
использовании земель.
Для целей настоящего параграфа членами семьи признаются
супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные),
братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица,
признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке
и семье.
2. Крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по своим
обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства не отвечают по
обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, а крестьянское
(фермерское) хозяйство не отвечает по обязательствам членов
крестьянского (фермерского) хозяйства, за исключением случаев,
предусмотренных законодательством.
3. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства
определяется настоящим Кодексом и законодательством о крестьянском
(фермерском) хозяйстве.
Статья 115-2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему
на праве собственности. В состав имущества крестьянского
(фермерского) хозяйства входят имущество, переданное в качестве
вклада в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства его
учредителями (членами), а также имущество, произведенное и
приобретенное крестьянским (фермерским) хозяйством в процессе его
деятельности.
§ 5. Некоммерческие организации
Статья 116. Потребительский кооператив
1. Потребительским кооперативом признается добровольное
объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе
членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных
потребностей участников, осуществляемое путем объединения его
членами имущественных паевых взносов.
2. Устав потребительского кооператива должен содержать помимо
сведений, указанных в пункте 2 статьи 48 настоящего Кодекса, условия
и порядок приема в члены кооператива и прекращения членства в нем;
права и обязанности членов кооператива; условия о размере паевых
взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых
взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение
обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции
органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в
том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно
или квалифицированным большинством голосов, о порядке покрытия
членами кооператива понесенных им убытков.
3. Наименование потребительского кооператива должно содержать
указание на основную цель его деятельности, а также слово
"кооператив" или слова "потребительский союз" либо "потребительское
общество".
4. Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех
месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся
убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой
обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по
требованию кредиторов.
Члены потребительского кооператива несут субсидиарную
ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части
дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
5. Доходы и прибыль, полученные потребительским кооперативом,
не могут распределяться между его членами.
6. Правовое положение потребительской кооперации
(потребительских обществ, их союзов) определяется настоящим Кодексом
и другим законодательством о потребительской кооперации.
Правовое положение иных потребительских кооперативов (жилищных,
жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилых комплексов,
коллективов индивидуальных застройщиков, гаражных кооперативов,
садоводческих товариществ и др.) определяется настоящим Кодексом и
иным законодательством.
Статья 117. Общественные и религиозные организации
(объединения)
1. Общественными и религиозными организациями (объединениями)
признаются добровольные объединения граждан, в установленном
законодательством порядке объединившихся на основе общности их
интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных
потребностей.
Общественные и религиозные организации являются некоммерческими
организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и
соответствующую этим целям.
2. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не
сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность
имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по
обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых
участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают
по обязательствам своих членов.
3. Особенности правового положения общественных и религиозных
организаций как участников гражданских отношений определяются
законодательством.
Статья 117-1. Республиканские государственно-общественные
объединения
1. Республиканскими государственно-общественными объединениями
признаются основанные на членстве некоммерческие организации, целью
деятельности которых является выполнение возложенных на них
государственно значимых задач.
2. Учредителями республиканского государственно-общественного
объединения и его членами могут являться физические и юридические
лица, а также Республика Беларусь в лице действующих от ее имени
уполномоченных государственных органов и юридических лиц.
3. Устав республиканского государственно-общественного
объединения принимается его учредителями либо высшим органом этого
объединения и утверждается Президентом Республики Беларусь либо по
его поручению Правительством Республики Беларусь.
4. Создание республиканского государственно-общественного
объединения осуществляется по решению учредителей либо в результате
реорганизации существующей некоммерческой организации в форме
общественного объединения на условиях, определяемых Президентом
Республики Беларусь либо по его поручению Правительством Республики
Беларусь.
5. Республиканское государственно-общественное объединение
может в установленном порядке создавать свои организационные
структуры, в том числе в виде юридических лиц, а также создавать
иные юридические лица или участвовать в них в соответствии с уставом
республиканского государственно-общественного объединения и иным
законодательством.
6. Правовое положение республиканских государственно-
общественных объединений определяется настоящим Кодексом и иным
законодательством о республиканских государственно-общественных
объединениях.
Статья 118. Фонды
1. Под фондом для целей настоящего Кодекса понимается не
имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами
(гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на
основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные, содействующие
развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные
цели, указанные в уставе фонда.
Наименование фонда должно содержать слово «фонд» и указание на
характер деятельности и вид фонда.
Имущество, передаваемое фонду его учредителями (учредителем),
должно принадлежать учредителям (учредителю) на праве собственности
(праве хозяйственного ведения, оперативного управления), быть
необходимым и пригодным для использования в деятельности фонда.
Источниками формирования имущества фонда являются имущество,
передаваемое фонду его учредителями (учредителем), поступления от
проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий, доходы,
получаемые от осуществляемой в соответствии с уставом
предпринимательской деятельности, и иные не запрещенные
законодательством поступления.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем),
является собственностью фонда. Учредители (учредитель) фонда не
отвечают по обязательствам созданного фонда, а фонд не отвечает по
обязательствам своих учредителей (учредителя).
Правила, действующие в отношении создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации фондов, установленные настоящим Кодексом,
не распространяются на фонды, созданные или создаваемые по решению
Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь,
Совета Министров Республики Беларусь, если в актах законодательства
о создании таких фондов не установлено иное.
2. Фонд использует имущество для целей, определенных его
уставом.
Для осуществления предпринимательской деятельности фонды
вправе создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или
участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной
ответственностью.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании
своего имущества. Порядок опубликования и состав сведений отчета
устанавливаются законодательством.
3. Органами фонда являются правление (совет), дирекция
(директор) и попечительский совет.
Устав фонда может предусматривать иные органы, необходимые для
осуществления его деятельности.
Правление (совет) фонда является высшим коллегиальным органом
фонда, формируемым его учредителями (учредителем). Основная функция
правления (совета) фонда - обеспечение соблюдения фондом целей, для
достижения которых он создан.
К исключительной компетенции правления (совета) фонда
относятся:
изменение и (или) дополнение устава фонда;
образование (назначение) исполнительного органа фонда -
дирекции (директора) и досрочное прекращение его полномочий;
создание и ликвидация представительств, филиалов фонда,
определение их компетенции;
утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда;
реорганизация фонда, если возможность реорганизации
предусмотрена его уставом.
Дирекция (директор) фонда является исполнительным органом
фонда, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.
Дирекция (директор) фонда в своей деятельности подотчетна правлению
(совету) фонда.
Попечительский совет фонда - орган, осуществляющий контроль за
деятельностью фонда, который формируется его учредителями
(учредителем) при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это
предусмотрено уставом фонда, - правлением (советом) фонда.
К исключительной компетенции попечительского совета фонда
относятся:
контроль за соответствием деятельности фонда законодательству
и уставу фонда;
контроль за выполнением решений высшего коллегиального органа
фонда, исполнительного органа фонда;
контроль за использованием денежных средств и иного имущества
фонда в соответствии с его уставными целями;
предварительное рассмотрение и согласование годового отчета
фонда.
4. Фонд действует на основании устава, утверждаемого
учредителями (учредителем) фонда.
Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 48
настоящего Кодекса, должен содержать:
сведения об учредителях (учредителе) фонда;
задачи и методы деятельности фонда;
состав и порядок формирования органов фонда;
порядок формирования, полномочия и сроки полномочий
попечительского совета фонда;
порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда;
порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда;
источники и порядок формирования имущества фонда;
срок, на который создается фонд, или указание на его
бессрочную деятельность;
сведения о созданных фондом представительствах и (или)
филиалах, включающие наименования представительств, филиалов и место
их нахождения (руководящих органов представительств, филиалов);
сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При
этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения
которых был создан фонд;
иные положения, предусмотренные законодательством и не
противоречащие настоящему Кодексу.
5. Иные положения, связанные с созданием, деятельностью,
реорганизацией и ликвидацией фонда, не предусмотренные настоящей
статьей и статьей 119 настоящего Кодекса, определяются
законодательными актами.
Статья 119. Изменение устава, реорганизация и ликвидация фонда
1. Устав фонда может быть изменен правлением (советом) фонда в
порядке, предусмотренном уставом фонда.
Соответствующие изменения и (или) дополнения в устав фонда
должны быть внесены и представлены в установленном порядке для
государственной регистрации в месячный срок в случае:
изменения целей фонда;
изменения наименования фонда;
изменения вида фонда;
изменения места нахождения фонда (руководящего органа фонда);
создания или ликвидации представительств и (или) филиалов
фонда;
изменения сведений об органах фонда, в том числе о
попечительском совете, порядке назначения и освобождения должностных
лиц фонда, порядке формирования имущества фонда, а также о других
фактических обстоятельствах, сведения о которых в соответствии с
законодательством должны содержаться в уставе фонда;
изменения законодательства, в соответствии с которым требуется
внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда, если иные сроки
не установлены этим законодательством.
2. Реорганизация фонда, если ее возможность предусмотрена
уставом фонда, может быть осуществлена в форме:
слияния с другим фондом;
присоединения к другому фонду;
присоединения к нему другого фонда;
выделения из фонда юридического лица любой организационно-
правовой формы;
разделения на два и более фонда.
Фонд не может быть реорганизован в форме преобразования.
Стоимость оставшегося имущества реорганизованного в форме
выделения фонда должна быть не менее минимального размера,
необходимого для создания и деятельности фонда.
3. Фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных
лиц по решению суда:
в случае непредставления в регистрирующий орган в течение трех
месяцев после государственной регистрации фонда документов о
передаче учредителями (учредителем) в собственность фонда имущества
в виде неденежных взносов при формировании имущества фонда не менее
минимального размера, необходимого для создания и деятельности
фонда, в полном объеме или в части в виде неденежных взносов;
в случае неисполнения обязанности по созданию в установленный
срок после государственной регистрации фонда представительств и
(или) филиалов и непредставления для государственной регистрации
изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с
изменением его вида;
если по окончании календарного года стоимость имущества фонда
станет менее минимального размера, необходимого для создания и
деятельности фонда, и в указанный регистрирующим органом в
письменном предупреждении срок эта стоимость не доведена до
минимального размера, необходимого для его создания и деятельности;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые
изменения этих целей не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в своей деятельности от целей,
предусмотренных уставом;
в случае осуществления деятельности, запрещенной
законодательством, либо деятельности с иными неоднократными или
грубыми нарушениями законодательства и устава фонда;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
4. Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, в том числе
после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели,
для достижения которых был создан фонд. В случае невозможности
такого направления имущества оно передается в равных долях фондам,
созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их
письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации
фонда.
В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся
после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и
направляется на цели, для достижения которых был создан фонд.
Статья 120. Учреждения
|
|
Партнеры
|
|
