Право Беларуси. Новости и документы


Кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. №117-З "Воздушный кодекс Республики Беларусь"

Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года

обновление


Стр. 4

эксплуатации в состоянии, отвечающем требованиям авиационных  правил
и  иных обязательных для соблюдения технических нормативных правовых
актов,  а  также  требованиям законодательства об охране  окружающей
среды и рациональном использовании природных ресурсов, правил летной
эксплуатации  и  технического обслуживания  гражданского  воздушного
судна,  предусмотренных эксплуатационной документацией  гражданского
воздушного  судна  определенного типа, возлагается  на  эксплуатанта
гражданского воздушного судна.
     Государственный    контроль   за   поддержанием    соответствия
гражданских  воздушных  судов, авиационных  двигателей  и  воздушных
винтов   на   этапах  их  разработки,  производства  и  эксплуатации
требованиям   к   летной   годности  и   охраны   окружающей   среды
осуществляется   уполномоченным  органом,  на   который   специально
уполномоченным  органом  в  области  гражданской  авиации  возложено
осуществление сертификации гражданских воздушных судов,  авиационных
двигателей и воздушных винтов.
     Эксплуатанты     воздушных    судов    обязаны     представлять
уполномоченному  органу,  осуществляющему  сертификацию  гражданских
воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а  также
разработчику  этой  авиационной  техники  информацию  о  техническом
состоянии воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов
и  об  особенностях  их  эксплуатации.  Порядок  представления  этой
информации определяется авиационными правилами.
   
   Статья 27. Признание сертификата типа и экспортного сертификата
             летной годности воздушных судов, авиационных двигателей
             и воздушных винтов иностранного государства
             
     Воздушное  судно,  авиационный двигатель  или  воздушный  винт,
произведенные   (модернизированные)  в  иностранном  государстве   и
поступающие  в  Республику Беларусь для эксплуатации  в  гражданской
авиации, должны иметь сертификат типа, выданный компетентным органом
иностранного  государства  -  разработчика  или  иного  иностранного
государства   либо  международной  организации.  Порядок   признания
сертификата  типа  воздушного  судна,  авиационного  двигателя   или
воздушного  винта иностранного государства определяется авиационными
правилами.
     Воздушное   судно,  поступающее  в  Республику   Беларусь   для
эксплуатации   в   гражданской  авиации,  должно  иметь   экспортный
сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) либо
другой   эквивалентный   документ,  выданный  компетентным   органом
государства-экспортера.
     Специально  уполномоченный орган в области гражданской  авиации
признает  экспортный  сертификат летной  годности  (удостоверение  о
годности  к  полетам) либо другой эквивалентный  документ,  выданный
компетентным  органом государства-экспортера, если они соответствуют
международным стандартам, признаваемым Республикой Беларусь.
   
   Статья 28. Сертификация планеров, дельтапланов, парапланов,
             легких и сверхлегких летательных аппаратов, воздушных
             судов любительской конструкции, аэростатических
             аппаратов и контроль за поддержанием их летной годности
             
     Сертификация  планеров,  дельтапланов,  парапланов,  легких   и
сверхлегких  летательных  аппаратов,  воздушных  судов  любительской
конструкции,   аэростатических   аппаратов,   предназначенных    для
использования  в  гражданской  авиации,  а  также  выдача   на   них
сертификатов  летной годности (удостоверений о годности  к  полетам)
осуществляются   специально   уполномоченным   органом   в   области
гражданской авиации.
     Контроль  за  поддержанием соответствия в процессе эксплуатации
планеров, дельтапланов, парапланов, легких и сверхлегких летательных
аппаратов, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических
аппаратов  требованиям к летной годности и охраны  окружающей  среды
осуществляется в соответствии с авиационными правилами.
   
   Статья 29. Государственная регистрация воздушных судов
             
     Воздушные суда подлежат государственной регистрации в  порядке,
определяемом  авиационными правилами, и могут быть  зарегистрированы
только в соответствующем реестре одного государства.
     Не  допускается  внесение  воздушного судна  в  соответствующий
государственный  реестр воздушных судов, если оно  не  исключено  из
другого  государственного реестра воздушных судов, реестра воздушных
судов иностранного государства или международной организации.
     Регистрация   воздушных   судов  и   ведение   соответствующего
государственного реестра воздушных судов возлагаются  на  специально
уполномоченный  орган  в области гражданской  авиации  и  специально
уполномоченный орган в области обороны.
     На     воздушное    судно,    внесенное    в    соответствующий
государственный  реестр  воздушных судов,  выдается  регистрационное
удостоверение,  что  является  фактом  признания  его   национальной
принадлежности.
     Эксплуатант   воздушного   судна   не   вправе   регистрировать
воздушное  судно в реестре воздушных судов иностранного  государства
или  международной организации, если оно в установленном порядке  не
исключено  из  соответствующего государственного  реестра  воздушных
судов.
     За  государственную  регистрацию  гражданских  воздушных  судов
уплачивается государственная пошлина. 
            
   
   Статья 30. Исключение воздушного судна из соответствующего
             государственного реестра воздушных судов
             
     Воздушное     судно     исключается     из     соответствующего
государственного реестра воздушных судов в случае:
     списания или снятия воздушного судна с эксплуатации;
     продажи   воздушного  судна  или  перехода  на  иных   законных
основаниях  права  собственности на него иностранному  субъекту  при
условии вывоза воздушного судна за пределы Республики Беларусь;
     передачи воздушного судна в аренду иностранным субъектам,  если
договором  аренды предусмотрена его регистрация в реестре  воздушных
судов иностранного государства или международной организации;
     передачи  воздушного  судна из состава  гражданской  авиации  в
состав   государственной  авиации  или  из  состава  государственной
авиации в состав гражданской авиации;
     выявления   нарушения   порядка   государственной   регистрации
воздушного судна, установленного авиационными правилами.
     В   случае  исключения  воздушного  судна  из  соответствующего
государственного    реестра    воздушных    судов    регистрационное
удостоверение утрачивает силу.
   
   Статья 31. Допуск гражданских воздушных судов к эксплуатации
             
     Гражданское   воздушное   судно,   имеющее   сертификат   типа,
допускается   к   эксплуатации,   если   оно   зарегистрировано    в
Государственном  реестре  гражданских  воздушных  судов   Республики
Беларусь и на него имеется сертификат летной годности (удостоверение
о годности к полетам).
     Специально  уполномоченный орган в области гражданской  авиации
вправе  запретить  эксплуатацию  гражданского  воздушного  судна   в
случае:
     приостановки действия или аннулирования сертификата типа;
     принятия    компетентным   органом   решения   о    прекращении
эксплуатации   воздушных  судов  данного  типа  в   соответствии   с
законодательством;
     выявления   в  процессе  эксплуатации  и  ремонта  гражданского
воздушного   судна   нарушений   требований   к   летной   годности,
установленных   авиационными   правилами   и   иными    техническими
нормативными правовыми актами;
     отсутствия  на  гражданское  воздушное  судно  регистрационного
удостоверения  или  сертификата  летной  годности  (удостоверения  о
годности к полетам);
     нарушения    правил   летной   эксплуатации   и    технического
обслуживания,    предусмотренных   эксплуатационной    документацией
гражданского воздушного судна определенного типа.
   
   Статья 32. Допуск государственного воздушного судна к
             эксплуатации в гражданской авиации
             
     Государственное  воздушное судно, тип  которого  допускается  к
эксплуатации  в  гражданской  авиации,  может  эксплуатироваться   в
гражданской  авиации  после  снятия  с  него  оборудования  военного
назначения,  получения сертификата летной годности (удостоверения  о
годности  к  полетам)  и  внесения  его  в  Государственный   реестр
гражданских воздушных судов Республики Беларусь.
   
   Статья 33. Обозначения, наносимые на воздушные суда
             
     При     внесении    воздушного    судна    в    соответствующий
государственный    реестр   воздушных   судов   ему    присваиваются
государственный и регистрационный знаки. Государственному воздушному
судну,  кроме  того, присваиваются бортовой номер и  опознавательный
знак.
     Порядок  присвоения  номеров  и  знаков,  а  также  порядок  их
нанесения на воздушные суда определяются авиационными правилами.
     Кроме   государственных,  регистрационных   и   опознавательных
знаков, а также бортовых номеров на воздушное судно могут наноситься
символы,  надписи и эмблемы с соблюдением требований,  установленных
авиационными правилами.
     Полеты   воздушного  судна  Республики  Беларусь,  не  имеющего
необходимых  в  соответствии с настоящей статьей номеров  и  знаков,
запрещаются,  за исключением полетов, выполняемых в  соответствии  с
установленными     законодательством     требованиями     проведения
испытательных  и  экспериментальных  полетов,  и  в  иных   случаях,
установленных законодательством.
   
   Статья 34. Позывной радиосигнал гражданского воздушного судна
             
     Гражданскому   воздушному   судну,  оборудованному   средствами
радиосвязи, присваивается позывной радиосигнал.
     Порядок    присвоения   позывного   радиосигнала   определяется
авиационными правилами.
   
   Статья 35. Ограничение права пользования гражданскими воздушными
             судами
             
     Ограничение  права  пользования гражданскими воздушными  судами
(привлечение  к  воздушным  перевозкам  для  государственных   нужд,
временное  изъятие  гражданских воздушных судов и иные  ограничения)
допускается в соответствии с законодательством в военное время  либо
в случае введения военного или чрезвычайного положения.
                                  
                               ГЛАВА 5
                        АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ
   
   Статья 36. Общие положения об авиационном персонале
             
     Авиационный персонал (авиационный персонал гражданской  авиации
и  авиационный  персонал государственной авиации) подразделяется  на
летный состав и нелетный авиационный персонал.
     Перечень  должностей  авиационного  персонала  утверждается   в
порядке,  определяемом Советом Министров Республики  Беларусь,  если
иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
     Требования,    предъявляемые    к    авиационному    персоналу,
устанавливаются  авиационными правилами, если  иное  не  установлено
Президентом Республики Беларусь.
     На  должности  авиационного персонала не принимаются  граждане,
имеющие   непогашенную   или  неснятую   судимость   за   совершение
умышленного  преступления, а также не отвечающие  иным  требованиям,
предъявляемым к авиационному персоналу законодательством.
     Авиационный   персонал   гражданской  авиации,   осуществляющий
обслуживание  воздушного движения и управление полетами,  не  вправе
принимать участие в забастовках.
     Государственный   контроль   за   деятельностью    авиационного
персонала осуществляется специально уполномоченным органом в области
гражданской  авиации и специально уполномоченным органом  в  области
обороны.
   
   Статья 37. Сертификация уровня компетентности авиационного
             персонала гражданской авиации
             
     Перечень  авиационного персонала гражданской  авиации,  уровень
компетентности  которого  подлежит  сертификации,  а  также  порядок
сертификации    уровня    компетентности   авиационного    персонала
определяются авиационными правилами.
     Сертификат  (свидетельство) иностранного государства,  выданный
гражданину,   относящемуся  к  авиационному  персоналу   гражданской
авиации,   признается  в  Республике  Беларусь  действительным   при
условии,   если   этот   сертификат  (свидетельство)   соответствует
международным стандартам, признаваемым Республикой Беларусь.
   
   Статья 38. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации
             авиационного персонала гражданской авиации
             
     Подготовка,    переподготовка    и    повышение    квалификации
авиационного  персонала гражданской авиации  в  Республике  Беларусь
осуществляются  в  учреждениях  образования  и  иных   организациях,
имеющих соответствующий сертификат.
     Подготовка,    переподготовка    и    повышение    квалификации
авиационного  персонала гражданской авиации могут  осуществляться  в
иностранных учреждениях образования и иных иностранных организациях,
имеющих   соответствующий  сертификат,  признаваемый  в   Республике
Беларусь.
                                  
                               ГЛАВА 6
                       ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА
                                  
   
   Статья 39. Состав экипажа воздушного судна
             
     Экипаж  воздушного судна состоит из летного экипажа  (командира
воздушного  судна,  других лиц летного состава) и кабинного  экипажа
(бортоператоров и бортпроводников).
     Состав    экипажа    воздушного   судна   определенного    типа
устанавливается в соответствии с требованиями руководства по  летной
эксплуатации воздушного судна данного типа.
     Не  разрешается  выполнение полета воздушного судна  в  случае,
если   состав   летного  экипажа  меньше  минимально  установленного
руководством по летной эксплуатации воздушного судна данного типа.
     Летный  экипаж  воздушного  судна,  как  правило,  состоит   из
граждан  Республики Беларусь. Включение в летный экипаж гражданского
воздушного   судна  иностранных  граждан  и  лиц   без   гражданства
осуществляется  в  порядке, установленном специально  уполномоченным
органом   в   области  гражданской  авиации,  а  в   летный   экипаж
государственного   воздушного  судна  -  специально   уполномоченным
органом в области обороны.
   
   Статья 40. Право члена экипажа гражданского воздушного судна на
             отказ от выполнения полета
             
     Член   экипажа  гражданского  воздушного  судна   имеет   право
отказаться  от  выполнения  полета, если,  по  его  мнению,  имеются
аргументированные  основания опасаться за  благополучное  завершение
полета.
   
   Статья 41. Возмещение вреда члену экипажа воздушного судна
             
     Вред,   причиненный  жизни  и  (или)  здоровью  члена   экипажа
воздушного   судна   при   исполнении  им  служебных   обязанностей,
возмещается в соответствии с законодательством.
   
   Статья 42. Командир воздушного судна
             
     Командиром  воздушного судна может быть  гражданин,  имеющий  в
предусмотренных законодательством случаях сертификат (свидетельство)
пилота  (летчика),  а  также  подготовку  и  опыт,  необходимые  для
самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.
     Командир  воздушного судна руководит работой экипажа воздушного
судна,   отвечает  за  дисциплину  и  порядок  на  воздушном  судне,
принимает  необходимые  меры  по  обеспечению  безопасности   полета
воздушного судна.
     Порядок   назначения   командира   воздушного   судна   и   его
компетенция   определяются   настоящим   Кодексом   и   авиационными
правилами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
   
   Статья 43. Права командира воздушного судна
             
     Командир воздушного судна имеет право:
     принимать  окончательное  решение о вылете,  полете  и  посадке
воздушного  судна, сливе в полете топлива, сбросе багажа,  грузов  и
почтовых  отправлений, об отступлении от плана  полета  и  изменении
режима  полета, о прекращении полета и посадке воздушного  судна  на
запасном  аэродроме  или  вынужденной  посадке  вне  аэродрома,   об
обеспечении безопасности полета воздушного судна;
     отдавать   в  пределах  своей  компетенции  любому  гражданину,
находящемуся  на  борту  воздушного судна, распоряжения  и  команды,
подлежащие обязательному выполнению;
     принимать  все  необходимые меры, в том числе и принудительные,
к  гражданам,  создающим своими действиями угрозу  для  безопасности
полета  воздушного  судна  и не подчиняющимся  его  распоряжениям  и
командам;
     осуществлять  личный  контроль за  безопасностью  пассажиров  в
полете   в  случае  возникновения  угрозы  для  безопасности  полета
воздушного судна;
     изменять     маршрут    полета,    осуществлять     пересечение
Государственной  границы  Республики  Беларусь,  выполнять   посадку
воздушного судна на аэродроме, не предусмотренном заданием на полет,
в  случае возникновения угрозы для жизни и (или) здоровья пассажиров
и членов экипажа воздушного судна;
     отступать  от  требований авиационных  правил  в  экстремальной
ситуации, грозящей гибелью граждан, для спасания их жизни;
     контролировать  уровень  профессиональных  знаний   и   навыков
экипажа  воздушного  судна,  а  также качество  работы  авиационного
персонала, обслуживающего воздушное судно;
     проверять    сертификаты   (свидетельства)    членов    экипажа
воздушного  судна,  а  также  наличие в них  необходимых  записей  и
отметок;
     отстранять от выполнения задания на полет любого члена  экипажа


 
Партнеры



Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2007-2014. При полном или частичном использовании материалов ссылка на News-newsby-org.narod.ru обязательна.