|
|
Кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1997 г. №103-З "Кодекс Республики Беларусь о недрах"Текст кодекса с изменениями и дополнениями на октябрь 2008 года Стр. 1 КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О НЕДРАХ 15 декабря 1997 г. № 103-З Принят Палатой представителей 13 ноября 1997 года Одобрен Советом Республики 27 ноября 1997 года Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235); Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259); Закон Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 212-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 2/1309); Закон Республики Беларусь от 13 июня 2007 г. № 238-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1335); Закон Республики Беларусь от 24 декабря 2007 г. № 299-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1396) СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи 1 - 3) РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ И ИХ ОХРАНЫ (статьи 4 - 9) РАЗДЕЛ III. ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ (статьи 10 - 31) РАЗДЕЛ IV. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР (статьи 32-36) РАЗДЕЛ V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (статьи 37 - 44) РАЗДЕЛ VI. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ (статья 45) РАЗДЕЛ VII. БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ (статьи 46 - 48) РАЗДЕЛ VIII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ И ИХ ОХРАНОЙ (статьи 49 - 52) РАЗДЕЛ IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРИЧИНЕННОГО ВРЕДА. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ (статьи 53 - 56) РАЗДЕЛ X. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ (статья 57) РАЗДЕЛ XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи 58 - 60) Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, пользованием и охраной недр Республики Беларусь. Настоящий Кодекс содержит правовые основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Республики Беларусь, а также прав пользователей недр. РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия и определения В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия и определения: недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения; геологическое изучение недр - комплекс исследовательских и прикладных работ, проводимых в целях уяснения строения земной коры и протекающих в ней процессов, поиска и разведки полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организации в недрах природного заповедования; геологический отвод - участок недр, предоставляемый для геологического изучения; полезные ископаемые - твердые, жидкие и газообразные природные образования земной коры, используемые или пригодные для использования во всех сферах человеческой деятельности; общераспространенные полезные ископаемые - полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об относительной достаточности их для удовлетворения потребностей народного хозяйства на перспективу и в случае их истощения могут быть заменены однотипными полезными ископаемыми; месторождения полезных ископаемых - естественные скопления полезных ископаемых, по количеству, качеству и условиям залегания пригодные для промышленного и иного хозяйственного использования; пользователь недр (недропользователь) - юридическое или физическое лицо, в том числе иностранное, имеющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь право осуществлять хозяйственную или иную деятельность, связанную с пользованием недрами; геологическая среда - верхняя часть литосферы, подверженная деятельности человека; охрана геологической среды - система мероприятий, обеспечивающая сохранение существующего разнообразия и рациональное использование геологической среды, образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих особую научную, историческую, культурную, эстетическую и рекреационную ценность; охрана месторождений полезных ископаемых - комплекс мероприятий по предупреждению самовольной разработки и застройки площадей залегания полезных ископаемых, их охране от затопления, пожаров и других факторов, снижающих качество и количество запасов полезных ископаемых; минерально-сырьевая база - совокупность месторождений полезных ископаемых, как подготовленных, так и перспективных для промышленного освоения; горное предприятие - субъект хозяйствования, осуществляющий пользование недрами в целях добычи и эксплуатационной разведки полезных ископаемых, а иногда и их переработки; горный отвод - участок недр, предоставляемый пользователю недр для добычи полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Статья 2. Законодательство о недрах Законодательство Республики Беларусь о недрах основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других актов законодательства. Настоящий Кодекс регулирует отношения в области недропользования, в том числе с иностранными юридическими и физическими лицами. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются специальным законодательством. Отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими законами Республики Беларусь с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Кодексом. Статья 3. Собственность на недра Недра Республики Беларусь являются исключительной собственностью государства. Недра и право пользования ими не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение недрами в общегосударственных интересах, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов проживающих на этой территории людей, через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции. РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ И ИХ ОХРАНЫ Статья 4. Задачи государственного регулирования в области пользования недрами и их охраны Задачами государственного регулирования в области пользования недрами и их охраны являются: формирование и проведение на территории Республики Беларусь единой государственной политики в области использования и охраны недр; обеспечение геологической изученности недр; разработка и принятие (издание) нормативных правовых актов в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе разработка и утверждение (введение в действие) технических нормативных правовых актов; определение объемов добычи полезных ископаемых на текущий период и перспективу; обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы, охраны недр; установление платежей, связанных с пользованием недрами, а также порядка формирования и применения цен на отдельные виды минерального сырья. Статья 5. Органы государственного регулирования в области пользования недрами и их охраны Государственное регулирование в области пользования недрами и их охраны осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и республиканский орган государственного управления по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике и их территориальные органы в пределах их компетенции. Статья 5-1. Компетенция Президента Республики Беларусь в области пользования недрами и их охраны Президент Республики Беларусь в области пользования недрами и их охраны: определяет единую государственную политику; утверждает государственные программы в области охраны и использования недр; устанавливает порядок изъятия и предоставления участков недр в пользование для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также установления и прекращения ограничений на пользование недрами на отдельных участках; принимает решения: об изъятии и предоставлении участков недр в пользование, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь; о необходимости концессии в отношении участков недр; об установлении и прекращении ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь. Статья 6. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области пользования недрами и их охраны Совет Министров Республики Беларусь в области пользования недрами и их охраны: обеспечивает проведение единой государственной политики в области пользования недрами и их охраны; принимает меры по реализации государственных программ геологического изучения недр в целях развития минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей государства в промышленных запасах полезных ископаемых; утверждает лимиты добычи полезных ископаемых (кроме общераспространенных); устанавливает порядок: государственной регистрации и государственного учета работ по геологическому изучению недр; государственной экспертизы геологической информации о недрах и утверждения запасов полезных ископаемых по разведанным месторождениям полезных ископаемых; ликвидации или консервации горных предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещения в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведения государственного геологического фонда; ведения государственного кадастра недр; ведения государственных балансов запасов полезных ископаемых; ведения государственного баланса участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; списания запасов полезных ископаемых; государственного учета минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов; осуществления государственного контроля за ведением работ по геологическому изучению недр, их рациональным использованием и охраной; осуществления государственного надзора за рациональным использованием и охраной недр, безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами; осуществляет межправительственное сотрудничество в области пользования недрами и их охраны в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также регулирует другие вопросы в данной области. Статья 7. Компетенция местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области пользования недрами и их охраны Местные Советы депутатов в пределах своей компетенции: утверждают территориальные программы развития и рационального использования минерально-сырьевой базы, а также мероприятия по охране недр; принимают решение о предоставлении пользователям недр участков недр (геологических отводов) для геологического изучения; принимают решение о предоставлении пользователям недр участков недр (горных отводов) для добычи полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь; принимают решение о предоставлении пользователям недр участков недр для сбора минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов; утверждают пользователям недр лимиты добычи общераспространенных полезных ископаемых; изучают предложения общественных организаций и защищают права и интересы граждан; осуществляют контроль за использованием недр на территории Совета депутатов. Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции: участвуют в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы; разрабатывают территориальные программы развития и рационального использования минерально-сырьевой базы, а также мероприятия по охране недр и принимают меры по их реализации; организовывают финансирование и материально-техническое обеспечение территориальных программ развития и рационального использования минерально-сырьевой базы, а также мероприятий по охране недр; принимают решение об ограничении, приостановлении или прекращении пользования недрами при нарушении правил пользования ими; принимают решения по удовлетворению прав и законных интересов граждан в области недропользования; участвуют в разрешении споров по вопросам пользования недрами; осуществляют контроль за охраной недр и окружающей среды в местах добычи полезных ископаемых, при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, находящихся в ведении Совета депутатов. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы могут осуществлять иные полномочия в соответствии с |
Партнеры
|